Культура Германии
Государственное образовательное учреждение
Среднего профильного образования
“Барнаульский базовый медицинский колледж”
Доклад
По предмету: “Основы общей культуры ”
Тема: “Культура Германии ”
Работу выполнил
Учащийся медицинского профильного класса №113
Трегуб Павел Павлович
Барнаул 2005
План
1) Введение…………………………………………………………………….3
2) История Германии………………………………………………………….4
3) Немецкая культура:
а) Архитектура и изобразительное искусство……………………10
б) Философия……………………………………………………….12
в) Наука……………………………………………………………..16
г) Литература……………………………………………………….18
4) Немецкие политики на фоне всемирной истории:
а) Отто Фон Бисмарк……………………………………………….20
б) Адольф Гитлер…………………………………………………..24
5) Список литературы………………………………………………………..28
Введение
После окончания второй мировой войны мир относится к немцам как к вечным агрессорам, но Германия очень интересная для познания страна и ничем не уступает другим странам в плане культурного развития.
Настроения и знания жителей Германии, которая так часто участвовала в крупных исторических событиях, отражены в богатом культурном наследии, представленном величественными соборами, киноклассикой эпохи немого кино, великими философами (такими как Кант, Гегель, Ницше и Маркс), величайшими в мире физиками (Эйнштейн и Планк), лучшими композиторами (Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Вагнер), современной музыкой в стиле грандж и краутрок, гением Гете и революционным театром Брехтато. В этом и состоит истинное богатство Германии. Художественное искусство Германии необычайно ярко и богато.
История Германии
На территории Германии человек появился за 500—300 тыс. лет до н. э., в эпоху нижнего палеолита. В южной части страны обнаружены останки неандертальца. Племенами первобытных рыболовов и охотников были освоены северные районы, покрытые прежде ледником. В 3-2-м тыс. до н. э. племена, населявшие эту территорию, занимались уже не только рыболовством и охотой, но и скотоводством и земледелием. К началу 1-го тыс. до н. э. относится появление на территории Германии железных орудий, применявшихся наряду с бронзовыми.
Заселившие большую часть территории племена германцев в конце 1-го тыс. до н. э. столкнулись с Римским государством. Неоднократные попытки Рима завоевать германцев к востоку от Рейна были безрезультатными (в состав Римского государства была включена в конце 1 в. до н. э. лишь небольшая часть территории Германии по левому берегу Рейна). К 4 в. в результате передвижений и смешений племён возникли новые племенные образования германцев, часть из которых в 4—6 вв., в период т. н. Великого переселения народов, заняла территорию Западной Римской империи. В Германии прочно осели алеманны, бавары, вост. франки, саксы, тюринги, фризы.
В германском раннефеодальном государстве происходил рост крупного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодальных собственников. Однако этот процесс протекал сравнительно медленно и неравномерно. В Саксонии и альпийских областях свободное крестьянское землевладение сохранялось до конца 11 в. В отличие от ряда стран Западной Европы того времени, уже вступивших в стадию феодальной раздробленности, Германия представляла ещё относительно единое государственное целое, и королевская власть обладала значительной силой. Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства (с делением на графства и сотни), существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью вассалов в пользу короля. Главную опасность для единства государства представляли племенные герцоги.
При Оттоне I были подчинены племенные союзы бодричей,
лютичей и сербо-лужичан. Однако в результате успешных восстаний 983 и 1002 гг.
лютичи и бодричи освободились от власти захватчиков. В
К концу 11 в. всё население Германии было втянуто в феодальные отношения. Начинается интенсивный рост феодальных городов. Некоторые из них на Рейне и Дунае (Кельн, Майнц, Вормс, Страсбург, Аугсбург) возникли на месте старых римских укреплений, большинство — из новых средневековых ремесленных и торговых поселений.
С середины 11 в. усиливается политическая децентрализация. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, создавали замкнутые владения.
В то же время в Германии (как и в других европейских странах того времени) в 13 в. имел место значительный экономический подъём. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство: в городах по Рейну и на Ю.-З. — ткачество и обработка металлов, в Саксонии и Тюрингии — добыча железа и серебра. Северогерманские города, объединившиеся в Ганзу, сосредоточили в своих руках почти всю посредническую торговлю между германским побережьем, Скандинавией, Русью, Англией и Нидерландами. Рейнские и юго-западные города были втянуты в средиземноморскую торговлю. Но экономический подъём происходил в условиях прогрессировавшей феодальной раздробленности и обособленности отдельных районов страны и не привёл к её политическому объединению.
Политическое развитие Германии с 13 в. характеризуется дальнейшим ростом территориальной раздробленности. Князья превратились в фактически независимых государей. Королевская власть сохраняла лишь очень ограниченные формальные права верховного суверенитета над территориальными князьями, связанными с ней лишь слабой вассальной зависимостью.
Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами (мог опираться только на свои фамильные владения). Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из курии князей и оформившейся позже курии имперских городов. Однако рейхстаг не являлся в подлинном смысле органом сословного представительства, а всецело зависел от князей. В то время как империя распадалась, в княжествах усиливалась местная централизация.
Со 2-й половины 15 в. наметились важные сдвиги в экономическом развитии. В горном деле, в текстильной промышленности, в книгопечатании и в некоторых др. отраслях началось зарождение ранних форм капиталистического производства.
Нарастание оппозиционного движения внутри страны и усложнение международного положения Германии в обстановке происходившего в Европе процесса образования национальных централизованных государств заставили немецких князей искать путей к реформе государственного устройства империи.
Оппозиционное
движение в начале 16 в. охватило разные социальные слои (крестьянско-плебейские
массы, бюргерство, имперское рыцарство, находившееся в состоянии упадка и
видевшее причину этого в жалком состоянии империи). Движение против
католической церкви — Реформация, начало которому положило выступление М.
Лютера против индульгенций (
Во 2-й половине 16 — начале 17 вв. политическая реакция ещё более усилилась в обстановке наметившегося экономического упадка, явившегося в свою очередь в значительной степени результатом поражения революционных сил. Усиление зависимости городов от князей сковывало торговлю и промышленность. Феодальная реакция в деревне тормозила дальнейшее развитие капиталистической мануфактуры. Экономическому упадку способствовали также передвижение путей мировой торговли из Средиземного моря в Атлантический океан и конкуренция капиталистически развивавшихся стран — Голландии, Англии.
В
В 18 в. возникает антифеодальное течение в области идеологии, которое находит яркое выражение в творчестве литераторов и философов эпохи Просвещения (Г. Лессинг, Г. Гердер, на ранней стадии творчества — И. В. Гёте, Ф. Шиллер, и др.). В 70-х гг. 18 в. среди немецких просветителей возникло литературное и общественное движение «Буря и натиск», участники которого призывали к коренным изменениям в общественной жизни страны, к её объединению. Наиболее решительную позицию среди представителей радикального направления Просвещения занимал Г. Форстер — сторонник революционных методов борьбы против феодально-абсолютистского строя, за республиканскую форму правления.
Потребности дальнейшего развития торговли и промышленности настойчиво выдвигали задачи ликвидации феодально-крепостнического строя, создания единого общегерманского рынка, единых для всей страны законодательства, валюты, системы тарифов. Наибольшую заинтересованность в этом проявляла Саксония, являвшаяся центром горного дела, текстильной промышленности и производства фарфора.
Великая
французская революция способствовала оживлению антифеодального движения. На
Рейне и в Эльзасе начались выступления крестьянства. Наибольшего подъёма
крестьянская борьба достигла в Саксонии. В марте — апреле
Осенью
После разгрома, постигшего Пруссию в
Игнорируя национальные интересы страны, Пруссия, др.
германские государства, а также вновь разгромленная в
После Венского конгресса 1814—15 гг., одной из задач которого было решение судьбы Германии, страна оставалась политически раздробленной. Созданный по решению конгресса Германский союз, руководящую роль в котором играла Австрия, состоял из 39 государств. Раздробленность страны являлась тормозом для её капиталистического развития. В промышленности в значительной мере продолжало господствовать ремесленное производство.
Главный вопрос
развития страны — о путях её объединения — был в результате трусости буржуазии
решен антидемократически. В
Наступление эпохи империализма сопровождалось
распространением теорий, призванных подготовить общественное мнение страны к
войне за передел мира, и созданием шовинистических организаций, в том числе
Пангерманского союза. Особая агрессивность герм. капитала вытекала из того, что
он вышел на мировую арену, когда мир был в основном поделен. К
Переоценивая свою военную мощь и полагая, что
Великобритания не поддержит Россию, империалистическая Германия развязала 1-ю
мировую войну. В качестве повода она использовала убийство сербскими
националистами 28 июня
1 августа
Выборы в рейхстаг в сентябре
Фашистская диктатура неизмеримо усилила могущество крупнейших капиталистических монополий. По уровню развития государственно-монополистического капитализма Германия выдвинулась на 1-е место в капиталистическом мире.
В марте
Агрессией против Польши, начатой 1 сентября
7 октября
К концу 80-х гг. ситуация в ГДР ухудшилась. В августе
Немецкая культура
Искусство
Художественная культура Германии несёт отпечаток напряжённой духовной жизни народа, острой борьбы идей. На протяжении тысячелетия формировались характерные черты немецкого искусства — богатство типов народного и профессионального зодчества, тяга к индивидуализации образов, к психологической экспрессии и задушевному лиризму, любовь к ярким бытовым деталям. На территории Германии найдены памятники искусства палеолита (женские статуэтки, резные и гравированные фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных, мегалитические гробницы, свайные постройки), бронзового и железных веков (искусство германцев, кельтов, иллирийцев, славян, балтийских племён). В начале нашей эры на юге и западе возникли древнеримские города и лагери с каменные постройками, а к 1-му тыс. н. э. относится расцвет культуры германцев на западе (каркасные и срубные дома с резьбой и росписью; украшения — филигранные, полихромные и звериного стиля; изображения божеств) и славян на востоке (религиозные центры с храмами и статуями — Ретра, Аркона).
Собственно немецкое искусство сложилось в средние века. Феодализация, усвоение христианской догматики, элементов позднеантичной и византийской культуры определили характер искусства 8—9 вв., связанного с «Каролингским возрождением». . С развитым феодальным обществом и усилением церкви связан зрелый романский стиль, державшийся ещё в 1-й половине 13 в. В романский период складываются первые города — сначала как беспорядочное скопление домов вокруг замков и монастырей; но вскоре возникают и города с прямоугольной сетью улиц, рыночными и соборными площадями. Развиваются комплексы замков и монастырей.
В 13—15 вв., в период расцвета средневековой городской культуры, развивается искусство готики. Строятся городские укрепления с мощными башнями и укрепленными воротами, каменные и кирпичные комплексы ратуш с открытыми сводчатыми галереями, залами, ажурными завершениями, здания цехов, складов, торговых рядов, госпиталей, каменные и фахверковые городские дома (до 5 этажей), с крутыми двускатными крышами и тонкой богатой отделкой, замки со сложным узором нервюр на сводах залов. В 14 в. расцветает искусство деревянной резной скульптуры и станковой живописи, связанное с цеховым ремеслом. Интерьеры церквей украшаются алтарными складнями с живописью и полихромной резьбой. Высокого уровня достигло художественное ремесло — обработка металла, резьба по дереву, керамика, ткачество.
В 15 в. искусство начало понемногу освобождаться от господства церкви, приобретая черты гуманистического искусства Возрождения. Сходные искания проявились и в скульптуре 15 в., а особенно в станковой гравюре на меди. В 16 в. наступает недолгий, но яркий расцвет искусства Возрождения, приобретшего в Германии, в условиях классовых и религиозных конфликтов, противоречивый, сложный характер. В архитектуре ведущую роль стали играть светские (жилые и общественные) здания.
В немецком романтизме 1-й половине 19 в. влияния Великой французской революции, мечты о национальном единстве, борьба за свободу личности сочетались с мистическими тенденциями, апологией средневековья и религии. Лирически одухотворённое восприятие мира отличает картины ранних романтиков — портреты Ф. О. Рунге и пейзажи К. Д. Фридриха. В 1810-х гг. сформировалось искусство назарейцев, искавших опору в католической религии, средневековом прошлом, в стилизации итальянского и немецкого искусства 15 в.
В середине 19 в. классицизм (который приобрёл черты интимности и уюта в городских домах стиля бидермейер и холодную парадность в официальных сооружениях Л. Кленце и Ф. Гертнера) сменился пышной претенциозной эклектикой; стихийное развитие городов сопровождалось упадком градостроительной культуры.
На рубеже 19—20 вв. югендстиль утвердился в архитектуре как попытка преодолеть эклектику и антихудожественность массовой застройки. Бурное развитие промышленности, широкое внедрение металла и бетона в строительство сопровождались в 1910—1920-х гг. стремлением к функциональной оправданности и новой эстетике архитектуры, что выражалось то в новаторской переработке исторических традиций, то в романтической экспрессии и динамике архитектурных форм, то в решительной ломке традиций, последовательном утверждении принципов функционализма. Реалистическое направление в скульптуре представляли Г. Кольбе, анималисты А. Гауль и Р. Синтенис. В Г. возник экспрессионизм как выражение индивидуалистического протеста против уродств буржуазного общества.
После разгрома фашизма возродились демократические традиции немецкого искусства, нашедшие развитие главным образом в искусстве ГДР, тогда как буржуазные художественные направления начали концентрироваться в ФРГ и Западном Берлине, где, однако, работал и ряд прогрессивных мастеров. Декоративное искусство 20 в. пережило эволюцию от уникальных ремесленных изделий югендстиля к простым и целесообразным предметам, разрабатывавшимся Немецким Веркбундом для промышленного производства, и к дешёвым практичным массовым изделиям в функционалистическом духе, которые проектировались «Баухаузом». Эти искания, прерванные в фашистский период, оказали сильное влияние на мировую практику. Среди традиционных видов народного искусства — резьба и роспись по дереву, ковка, ткачество, гончарство, изготовление украшений и игрушек.
Философия
Немецкая философия оказала огромное влияние не только на всю историю немецкой культуры, но и на развитие мировой философской мысли. Отличительной особенностью немецкой философии является её умозрительный характер, углублённый анализ духовной жизни; склонность к построению завершенной, замкнутой системы присуща большинству немецких философов.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения
естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кругов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно.
Поворотным пунктом в развитии философии в Германии явились работы И. Канта «критического» периода (1780-е гг.), сделавшие его родоначальником немецкой классической философии, которая явилась своеобразным теоретическим осмыслением Великой французской революции. Исходя из состояния современного ему естествознания, Кант констатировал неудовлетворительность просветительского рационализма в разрешении ряда проблем, поставленных развитием науки.
С Канта (1724-1804 гг.) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, которые по Канту, суть "чисто логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания.
К началу 19 в. кантовская философия
вытесняет лейбнице-вольфовский рационализм и становится господствующей в
Германии. Идеи Канта получают развитие у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга. Если
Фихте исходил из кантовской «Критики практического разума» (
Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве мышления и бытия (Шеллинг) . Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.
Высшим достижением немецкой классической
философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831 гг.) . Он родился в семье
высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском
теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы.
Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал
противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816
гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и
распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что
прусское государство устроено на разумных началах. В
"Науку логики" (1812-1816 гг.). Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую. Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же
объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму.
Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.
Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась
наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед
логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.
Л. Фейербах подверг критике идеалистический характер немецкой классической философии с позиций антропологического материализма, отстаивая непосредственный чувственный опыт против спекулятивно-диалектического опосредствования, конкретного индивида — против абстрактной всеобщности; раскрыв связь идеалистической философии с религией, Фейербах предложил антропологическое объяснение религии как отчуждения человеческой сущности.
В 40-х гг. 19 в. в Германии возникает
марксизм, выступивший с революционно-критическим переосмыслением философии как
не только объясняющей мир, но и указывающей путь к его изменению. В работах
1840-х гг. — «философско-экономических рукописях
С середины 19 в. преобладающее значение в немецкой философии, как в её проблематике, так и в её методологии, получают принципы естественнонаучного мышления и соответственно — позитивистские тенденции; традиции идеалистической спекуляции оттесняются на задний план. Характерно появление множества отдельных школ и направлений, которые ориентируются на различные науки — физику, биологию, психологию. Вульгарный материализм проповедуют Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, сторонники механистической философии. Позитивистский подход проявляется в философии монизма Э. Геккеля, у Ф. Йодля, разрабатывавшего под влиянием Л. Фейербаха «гуманистическую» этику, у Г. Чольбе и Е. Дюринга, а также среди философов, ориентировавшихся на теоретическую физику: Р. Майера, Г. Гельмгольца, Г. Герца.
Позитивизм конца 19 в. пытается переосмыслить традиционный эмпиризм с учётом новых достижений естествознания. Он выступает в виде эмпириокритицизма Э. Маха и Авенариуса, имманентной философии В. Шуппе, И. Ремке, фикционализма Х. Файхингера. Переворот в естествознании конца 19 — начала 20 вв. вызвал изменения и в позитивистской философии, принявшей форму неопозитивизма, который рассматривал философию главным образом как логический анализ языка науки.
После 1-й мировой войны 1914—18 в условиях общего кризиса капитализма в Германии возникает экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс), который представляет собой попытку философского осмысления с иррационалистических позиций положения личности, поставленной в критическую («пограничную») ситуацию, в которой теряют свой смысл традиционные нормы и ценности. По своей проблематике к экзистенциализму близка диалектическая теология — господствующее течение современной протестантской теологии (П. Тиллих, Р. Бультман и др.). В начале 20 в. усиливается также влияние католической философии, центром которой в Г. является пуллахская школа (В. Бруггер и др.). С 20-х гг. 20 в. получила развитие философская антропология, исходящая в своей концепции человека, с одной стороны, из идей феноменологии (М. Шелер, Х. Плеснер), с другой — из прагматистско-позитивистских идей (А. Гелен и др.).
В работах и выступлениях Э. Тельмана в 1920-х гг. разоблачалась ревизионистская фальсификация марксизма со стороны немецких оппортунистов, вождей немецкой социал-демократии. В период господства фашизма в 1933—45 важное значение в формировании антифашистского фронта в Г. имела борьба немецких марксистов против идей шовинизма и расизма, разоблачение ими социальной демагогии фашизма и его философских мифов.
Наука
Накопление фактических научных знаний и их
первоначальное обобщение начинается ещё в период раннего средневековья; оно
ускоряется в 16 веке в связи с усиленным развитием в Германии горных промыслов,
особенно добычи серебра, металлургии, искусства солеварения, выделки тканей и
др. Первые научные сочинения принадлежат деятелям церкви и проникнуты идеями
схоластики; один из крупнейших ученых средневековья — Альберт Великий (13 в.),
автор обширных трудов по алхимии, зоологии и ботанике. В последней трети 14 в.
и в 15 в. появляются университеты в Гейдельберге (
Тридцатилетняя война (1618—48 гг.), опустошившая Германию, раздробленность и экономическая отсталость страны обусловили отставание в 17—18 вв. от Англии и Франции и в развитии науки. В этот период выделяются труды лишь немногих немецких учёных. Астроном и математик И. Кеплер открыл законы движения планет, дал качественные объяснение приливам и отливам, разработал первую теорию телескопа, предложил плодотворные (хотя и нестрогие) методы интегрирования. Крупнейшим немецким учёным этого периода был Г. В. Лейбниц. Находясь в 1672—76 гг. в Париже в общении с Х. Гюйгенсом и с др. учёными, он овладел передовой математикой того времени и в основном завершил создание — независимо от И. Ньютона — дифференциального и интегрального исчисления. Метод дифференцирования и интегрирования Лейбница получил распространение на европейском континенте. Лейбницу принадлежит идея сохранения живых сил в механике; он предпринял первую попытку математизации логики, выдвинул идею градации живых существ. Труды Лейбница создали эпоху в науке, но не нашли прямых продолжателей в Германии.
Первую брешь в метафизическом мировоззрении 18 в.
пробил И. Кант своей космогонической гипотезой (
В 1-й половине 19 в. начинается подъём немецкой науки, связанный с ускорением экономического развития страны, приведшим в 30-х гг. к началу промышленного переворота, расширением университетского и технического образования и поощрением естественных наук. Глубокий философский подход ряда немецких учёных к проблемам естествознания содействовал широким научным обобщениям и открытию фундаментальных законов природы. Вместе с тем для немецкого естествознания этого периода характерно господство кантианских идей в геометрии и физике — об априорной (внеопытной) природе познания законов пространства и времени, о непознаваемости сущности сил, связывающих частицы материи, а также натурфилософских концепций в биологии и геологии. Большие успехи на этом этапе были достигнуты химией и математикой; немецкая математика в 18 в. занимала второстепенное место в мировой науке, а к середине 19 в. начала оспаривать первенство у французской. Большую роль в расцвете математики в Германии сыграл К. Гаусс — крупнейший математик своего времени. Он развивал новые направления в математике, отправляясь от конкретных проблем астрономии, механики и физики.
В 1-й половине 19 в. происходит быстрое развитие
неорганической химии, обусловленное зарождением химической промышленности.
Крупные химики этого периода — Э. Мичерлих, братья Розе, Ф. Вёлер были
учениками шведского химика И. Я. Берцелиуса, оказавшего огромное влияние на
немецкую химию. Р. Бунзен исследовал электролитическое выделение металлов из
расплавов солей; К. Гмелин в
Во 2-й половине 19 в. в Германии происходит быстрый прогресс во всех областях теоретического и прикладного естествознания, а в математике, органической и технической химии, в биологии и в ряде отраслей физики немецкая наука заняла ведущие позиции. В этот период она характеризуется не только созданием глубоких обобщающих теорий, но и интенсивной разработкой прикладных и технических дисциплин; поэтому и значение науки для развития страны было большим, чем в др. развитых странах. К концу 19 в. немецкие физики-теоретики начали освобождаться от кантианских взглядов. Однако среди части немецких учёных получил распространение энергетизм.
В 1-ю треть 20 в. немецкая наука продолжала занимать ведущее положение в теоретической и прикладной физике, в химии, ряде областей биологии. Немецкие учёные (наряду с английскими) на первом этапе современной научной революции внесли крупнейший вклад в создание релятивистской и квантовой физики. Возрастало число специальных научных учреждений, связанных с промышленностью. В прикладных науках, особенно в химии и некоторых технических науках, наметилась тенденция к исследованию проблем, имеющих военное значение. Началось развитие новых отраслей техники — сначала прикладной электроники и радиотехники (Ф. Браун, А. Венельт, М. Вин, В. Гольдшмидт, Э. Мейснер, П. Нипков), а затем и телевидения. Немецкими учёными был создан электронный микроскоп (М. Кнолль, Э. Руска, Э. Брюхе, Г. Иохансон, М. фон Арденне). Развёртываются исследования по физике твёрдого тела (П. Дебай, М. Борн, Ф. Блох и др.), магнитных явлений (Гейзенберг, Блох, Х. Бете, Р. Беккер и др.).
Диктатура фашизма привела к деградации теоретического
естествознания в Германии. Многие выдающиеся учёные либо покинули страну
(Эйнштейн, Борн, Э. Шрёдингер, Дж. Франк, О. Штерн, Л. Майтнер, Г. Вейль, Э.
Нётер, Дж. Нейман, Ф. Габер, Р. Вильштеттер, Р. Гольдшмидт и многие др.), либо
резко сократили свою деятельность (Гильберт, Планк, Лауэ и др.). За несколько
лет немецкая математика, теоретическая физика, биология спустились до уровня
третьестепенных. К весьма немногим значительным достижениям немецкой науки
этого времени можно отнести лишь открытие О. Ганом и Ф. Штрасманом деления ядра
урана (
Литература
Древнейший дошедший до нас героический эпос на
древне-верхненемецком языке (записан около
С 13 в. развивается жанр городских хроник (Нюрнбергская и др.), бюргерская литература, например рассказы — шванки, мастером которых был Штриккер.
Литература 17 в. развивалась в условиях Тридцатилетней войны и общего духовного кризиса. М. Опиц (1597—1639 гг.) отстаивал принципы классицизма, пытаясь в то же время преодолеть зависимость немецкой литературы от древних европейских литератур. Наибольшее распространение получает литература барокко.
В 70-е гг. 18 в. писатели «Бури и натиска», развивая демократические идеи Лессинга, выступают против классицистов, выдвигают «чувство», «страсть» как определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер (1744—1808 гг.) обратился к сокровищам фольклора и наметил исторический подход к вопросам национальной литературы и искусства. В конце 80-х гг. Гёте и Шиллер разрабатывают эстетическую программу т. н. «веймарского классицизма», развивая идеи И. И. Винкельмана (1717—68 гг.), призывавшего возродить в искусстве античный образ гармоничного человека.
На рубеже 18—19 вв. возник романтизм. Явившаяся следствием разочарования буржуазным прогрессом, не давшим ожидаемых социальных и культурных перемен, романтическая литература принимала разные формы и имела разные тенденции. Если лирика, проза и драматургия И. К. Ф. Гёльдерлина (1770—1843 гг.) озарены идеями Великой французской революции, то его современник Ф. Л. Новалис (1772—1801 гг.) идеализировал феодальное средневековье. После Революции 1848—49 гг. в Германии завершается великая эпоха немецкой литературы, начатая Лессингом. Процесс становления критического реализма не образовал в немецкой литературе единого направления.
В конце 19 в. рост рабочего движения вызвал к жизни пролетарскую. Одним из выдающихся марксистских литературных критиков и историков литературы германского пролетариата стал Ф. Меринг (1846—1919 гг.). Некоторые демократически настроенные писатели сыграли немаловажную роль в появлении натурализма. Роль натурализма в немецкой литературе во многом отлична от судьбы этого направления во Франции.
Накануне 1-й мировой войны, в обстановке нарастающего революционного кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистической действительности, он не столько изображал её, сколько выразил отвращение к ней. Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически.
После установления фашистской диктатуры эмигрируют Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, Б. Брехт, И. Бехер, А. Зегерс, Э. Вайнерт и др. В Германии остаются Гауптман, Г. Фаллада, Келлерман, Рикарда Хух, но в литературной жизни страны почти не участвуют. Героическую страницу вписали в историю немецкой литературы поэты — участники Сопротивления. Самым значительным было творчество антифашистской эмиграции, развивающее реалистические традиции. Окрепла и выросла литература социалистического реализма, расцвела поэзия И. Бехера.
После разгрома фашизма Т. Манн, Г. Манн, Фейхтвангер, Ремарк не вернулись на родину. Они продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифашистской позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника национальной катастрофы, порожденной фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвёл Т. Манн в романе «Доктор Фаустус».
С 1949 начинается самостоятельное развитие литературы ГДР и ФРГ.
Немецкие политики на фоне мировой истории
Отто Фон Бисмарк
Родился 1 апреля
В 17 лет Бисмарк поступил в Гёттингенский университет,
где изучал право. В бытность студентом получил репутацию гуляки и драчуна,
отличался в дуэльных поединках. В
После смерти отца в
В мае
В
Со своей стороны, либералы подвергли резкой критике
Бисмарка за предложение поддержать российского императора Александра II в
подавлении польского восстания 1863–1864 гг. (конвенция Альвенслебена
В
В области внешней политики Бисмарк прилагал все
усилия, чтобы закрепить завоевания Франкфуртского мира
Вплоть до
В
Со вступлением на престол Вильгельма II в
Удаление Бисмарка во Фридрихсруэ не было концом его
интереса к политической жизни. Особенно красноречив он был в критике вновь
назначенного рейхсканцлера и министра-президента графа Лео фон Каприви. В
Адольф Гитлер
Как-то один человек мне сказал : «Послушайте, если вы это сделаете, то тогда через шесть недель Германия погибнет». Я говорю : «Что вы имеете в виду ?» — «Тогда Германия развалится». Я говорю : «Что вы имеете в виду ?» — «Тогда Германии конец». Я ответил : «Немецкий народ в былые времена выдержал войны с римлянами. Немецкий народ выдержал переселение народов. После немецкий народ выдержал большие войны раннего и позднего Средневековья. Немецкий народ выдержал затем религиозные войны Нового времени. Немецкий народ выдержал потом Тридцатилетнюю войну. После немецкий народ выдержал наполеоновские войны, освободительные войны, он выдержал даже мировую войну, даже революцию — и меня он тоже выдержит !»
Адольф Гитлер, 1938 год
Родился 20 апреля
Отрочество Адольф провел в Верхней Австрии и в столице
этой земли – Линце. Не сумел сдать выпускные экзамены в реальной школе, в
24 мая
После заключения перемирия Гитлер вернулся в Мюнхен и
был зачислен в разведку армейского полка. Ему было поручено вести наблюдение за
деятельностью политических партий, и 12 сентября
Привлеченный к суду за государственную измену, Гитлер превратил скамью подсудимых в пропагандистскую трибуну; обвинив президента республики в предательстве, поклялся, что придет день, когда он отдаст своих обвинителей под суд. Гитлер был приговорен к пяти годам лишения свободы, однако вышел из Ландсбергской тюрьмы менее чем через год. В тюрьме завтракал в постели, прогуливался по саду, рисовал карикатуры для газеты, надиктовал первый том книги Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости (позднее была издана под названием Моя борьба – Mein Kampf).
В декабре
Гитлер реорганизовал партию и начал интенсивную кампанию по привлечению электората. В своих речах он призывал отомстить за Версальский договор, сокрушить «предателей Веймарской республики», уничтожить евреев и коммунистов, возродить великое отечество. При содействии В.Функа, бывшего издателя газеты «Берлинер Бёрзенцайтунг», Гитлер познакомился с крупными промышленниками. Высшие армейские чины получили заверения, что армии будет отведено достойное место в будущей системе государства. Еще одним источником поддержки стал Земельный союз (Landbund), объединявший землевладельцев и выступавший против планов перераспределения земельной собственности.
Президентские выборы
Фактический «захват власти» Гитлером стал возможен в
результате сговора с бывшим канцлером Ф.фон Папеном. Встретившись 4 января
В первые месяцы правления Гитлера все политические
партии, кроме нацистской, были запрещены, профсоюзы распущены. Гитлер пытался
убедить население в опасности «красного террора». Ночью 27 февраля
К лету
Получив от рейхстага чрезвычайные полномочия, Гитлер
начал подготовку к войне. Восстановил всеобщую воинскую повинность, создал
мощные военно-воздушные силы. В
1 сентября
Продиктовав политическое завещание, в котором будущие
руководители Германии призывались к беспощадной борьбе с «отравителями всех
народов – международным еврейством», Гитлер покончил жизнь самоубийством 30
апреля
Гитлер был не только фигурой, объединившей столь многие тенденции времени ; в еще большей степени он и сам придавал событиям их направление, масштабы и радикальность. Благоприятствовало ему при этом то, что его мысли не были отягощены какими-либо предварительными условиями и что буквально все — антагонизмы противников, партнеров по союзу, нации, идеи — он столь же хладнокровно, как и маниакально подчинял своим чудовищным целям. Его экстремизм соответствовал той внутренней дистанции, которые он сохранял по отношению ко всем силам. Многое говорит за то, что он — вопреки его относящейся еще к юношеским годам претензии, — так никогда и не осмыслил, что есть история ; он видел в ней своего рода настежь открытый для честолюбцев храм славы. Смысла же и правоты свершившегося он не осознавал совершенно. И именно таким образом, с абстрагированной беспечностью, шел он на осуществление своих замыслов. В то время как другие государственные деятели учитывали реальность существующего соотношения сил, он отталкивался от чистого места : точно так же, как начал он без оглядки на существующее проектировать новый мегаполис Берлин, планировалось им и полная перестройка Европы и всего мира ; не только он сам пришел из ниоткуда — из ниоткуда шли и его мысли. Не обращая внимания на границы на географической карте Европы, закрепившиеся в результате войн и изменения соотношения сил, он переделал эту карту на свой лад, разрушил державы и помог подняться новым силам, вызвал революции и положил конец веку колониализма ; в конечном итоге он гигантским образом расширил эмпирический горизонт человечества.
Список литературы:
Германская история в новое и новейшее время, т. 1—2,
М., 1970; Лампрехт К., История германского народа, пер. с нем., т. 1—3, М.,
1894—96; Всеобщая история искусств, т.
1—6, М., 1956—66; Изергина А. Н., Немецкая живопись XVII века. Очерки, Л. — М.,
1960; ; Неустроев В. П. Немецкая
литература эпохи Просвещения, М., 1958; ; История философии, т. 2—3, М., 1941—43;
История философии, т. 2, 3, 5,