Культура Германии

Государственное образовательное учреждение

Среднего профильного образования

“Барнаульский базовый медицинский колледж”

              

                Доклад

По предмету: “Основы общей культуры ”

Тема: “Культура Германии ”

                              

                               

                                                              

                                                    Работу выполнил

                                            Учащийся медицинского профильного класса №113

                                            Трегуб  Павел Павлович

Барнаул 2005

План

1)    Введение…………………………………………………………………….3

2)    История Германии………………………………………………………….4

3)    Немецкая культура:

а) Архитектура и изобразительное искусство……………………10

б) Философия……………………………………………………….12

в) Наука……………………………………………………………..16

г) Литература……………………………………………………….18

     4) Немецкие политики на фоне всемирной истории:

                   а) Отто Фон Бисмарк……………………………………………….20

                   б) Адольф Гитлер…………………………………………………..24

     5) Список литературы………………………………………………………..28

Введение

После окончания второй мировой войны мир относится к немцам как к вечным агрессорам, но Германия очень интересная для познания страна и ничем не уступает другим странам в плане культурного развития.

Настроения и знания жителей Германии, которая так часто участвовала в крупных исторических событиях, отражены в богатом культурном наследии, представленном величественными соборами, киноклассикой эпохи немого кино, великими философами (такими как Кант, Гегель, Ницше и Маркс), величайшими в мире физиками (Эйнштейн и Планк), лучшими композиторами (Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Вагнер), современной музыкой в стиле грандж и краутрок, гением Гете и революционным театром Брехтато. В этом и состоит истинное богатство Германии. Художественное искусство Германии необычайно ярко и богато.

История Германии

На территории Германии человек появился за 500—300 тыс. лет до н. э., в эпоху нижнего палеолита. В южной части страны обнаружены останки неандертальца. Племенами первобытных рыболовов и охотников были освоены северные районы, покрытые прежде ледником. В 3-2-м тыс. до н. э. племена, населявшие эту территорию, занимались уже не только рыболовством и охотой, но и скотоводством и земледелием. К началу 1-го тыс. до н. э. относится появление на территории Германии железных орудий, применявшихся наряду с бронзовыми.

Заселившие большую часть территории племена германцев в конце 1-го тыс. до н. э. столкнулись с Римским государством. Неоднократные попытки Рима завоевать германцев к востоку от Рейна были безрезультатными (в состав Римского государства была включена в конце 1 в. до н. э. лишь небольшая часть территории Германии по левому берегу Рейна). К 4 в. в результате передвижений и смешений племён возникли новые племенные образования германцев, часть из которых в 4—6 вв., в период т. н. Великого переселения народов, заняла территорию Западной Римской империи. В Германии прочно осели алеманны, бавары, вост. франки, саксы, тюринги, фризы.

  В германском раннефеодальном государстве происходил рост крупного феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодальных собственников. Однако этот процесс протекал сравнительно медленно и неравномерно. В Саксонии и альпийских областях свободное крестьянское землевладение сохранялось до конца 11 в. В отличие от ряда стран Западной Европы того времени, уже вступивших в стадию феодальной раздробленности, Германия представляла ещё относительно единое государственное целое, и королевская власть обладала значительной силой. Сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства (с делением на графства и сотни), существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью вассалов в пользу короля. Главную опасность для единства государства представляли племенные герцоги.

При Оттоне I были подчинены племенные союзы бодричей, лютичей и сербо-лужичан. Однако в результате успешных восстаний 983 и 1002 гг. лютичи и бодричи освободились от власти захватчиков. В 951 г. Оттон I подчинил Северную Италию; в 962 он занял Рим и был коронован римским папой, получив титул императора. Этим было положено начало «Священной Римской империи» и систематическим грабительским походам германских королей в Италию. В 1032—34 гг. к империи было присоединено королевство Бургундия (Арелат); в вассальную зависимость от империи попала Чехия.

К концу 11 в. всё население Германии было втянуто в феодальные отношения. Начинается интенсивный рост феодальных городов. Некоторые из них на Рейне и Дунае (Кельн, Майнц, Вормс, Страсбург, Аугсбург) возникли на месте старых римских укреплений, большинство — из новых средневековых ремесленных и торговых поселений.

С середины 11 в. усиливается политическая децентрализация. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, создавали замкнутые владения.

  В то же время в Германии (как и в других европейских странах того времени) в 13 в. имел место значительный экономический подъём. Во всех областях хозяйства распространялись товарно-денежные отношения, росло цеховое ремесленное производство: в городах по Рейну и на Ю.-З. — ткачество и обработка металлов, в Саксонии и Тюрингии — добыча железа и серебра. Северогерманские города, объединившиеся в Ганзу, сосредоточили в своих руках почти всю посредническую торговлю между германским побережьем, Скандинавией, Русью, Англией и Нидерландами. Рейнские и юго-западные города были втянуты в средиземноморскую торговлю. Но экономический подъём происходил в условиях прогрессировавшей феодальной раздробленности и обособленности отдельных районов страны и не привёл к её политическому объединению.

Политическое развитие Германии с 13 в. характеризуется дальнейшим ростом территориальной раздробленности. Князья превратились в фактически независимых государей. Королевская власть сохраняла лишь очень ограниченные формальные права верховного суверенитета над территориальными князьями, связанными с ней лишь слабой вассальной зависимостью.

Император не располагал действенными общеимперскими органами исполнительной власти и общеимперскими финансами (мог опираться только на свои фамильные владения). Общегерманским законодательным органом был рейхстаг, состоявший из курии князей и оформившейся позже курии имперских городов. Однако рейхстаг не являлся в подлинном смысле органом сословного представительства, а всецело зависел от князей. В то время как империя распадалась, в княжествах усиливалась местная централизация.

Со 2-й половины 15 в. наметились важные сдвиги в экономическом развитии. В горном деле, в текстильной промышленности, в книгопечатании и в некоторых др. отраслях началось зарождение ранних форм капиталистического производства.

  Нарастание оппозиционного движения внутри страны и усложнение международного положения Германии в обстановке происходившего в Европе процесса образования национальных централизованных государств заставили немецких князей искать путей к реформе государственного устройства империи.

  Оппозиционное движение в начале 16 в. охватило разные социальные слои (крестьянско-плебейские массы, бюргерство, имперское рыцарство, находившееся в состоянии упадка и видевшее причину этого в жалком состоянии империи). Движение против католической церкви — Реформация, начало которому положило выступление М. Лютера против индульгенций (1517 г.), на время объединило разнородные слои оппозиции: католическая церковь, беспрепятственно отягощавшая многочисленными поборами раздробленную страну, становилась объектом всеобщей ненависти. Значительную роль в идеологической подготовке общенационального движения сыграл также немецкий гуманизм, особенно деятельность радикальных гуманистов. Апогеем революционного движения эпохи Реформации стала крестьянская война, охватившая всю Юго-Западную и Среднюю Германии, она была подавлена со страшной жестокостью войсками Швабского союза и среднегерманских князей. Поражение Крестьянской войны означало разгром всего общественного движения этой эпохи. Князья смогли использовать Реформацию в своих интересах, проведя секуляризацию церковных земель и полностью подчинив церковь своей власти.

Во 2-й половине 16 — начале 17 вв. политическая реакция ещё более усилилась в обстановке наметившегося экономического упадка, явившегося в свою очередь в значительной степени результатом поражения революционных сил. Усиление зависимости городов от князей сковывало торговлю и промышленность. Феодальная реакция в деревне тормозила дальнейшее развитие капиталистической мануфактуры. Экономическому упадку способствовали также передвижение путей мировой торговли из Средиземного моря в Атлантический океан и конкуренция капиталистически развивавшихся стран — Голландии, Англии.

В 1740 г. прусские войска вторглись в Силезию, что повлекло за собой столкновение с Австрией и явилось началом войны за Австрийское наследство (1740—48 гг.). В ходе войны Фридрих II закрепил за Пруссией почти всю Силезию. В результате Семилетней войны 1756—63 гг. Силезия осталась за Пруссией, которая в 1772 г. присоединила к своей территории также часть Польши. Пруссия вошла в число великих европейских держав. В связи с этим обострилась борьба Пруссии с Австрией за гегемонию в Германии.

В 18 в. возникает антифеодальное течение в области идеологии, которое находит яркое выражение в творчестве литераторов и философов эпохи Просвещения (Г. Лессинг, Г. Гердер, на ранней стадии творчества — И. В. Гёте, Ф. Шиллер, и др.). В 70-х гг. 18 в. среди немецких просветителей возникло литературное и общественное движение «Буря и натиск», участники которого призывали к коренным изменениям в общественной жизни страны, к её объединению. Наиболее решительную позицию среди представителей радикального направления Просвещения занимал Г. Форстер — сторонник революционных методов борьбы против феодально-абсолютистского строя, за республиканскую форму правления.

Потребности дальнейшего развития торговли и промышленности настойчиво выдвигали задачи ликвидации феодально-крепостнического строя, создания единого общегерманского рынка, единых для всей страны законодательства, валюты, системы тарифов. Наибольшую заинтересованность в этом проявляла Саксония, являвшаяся центром горного дела, текстильной промышленности и производства фарфора.

  Великая французская революция способствовала оживлению антифеодального движения. На Рейне и в Эльзасе начались выступления крестьянства. Наибольшего подъёма крестьянская борьба достигла в Саксонии. В марте — апреле 1793 г. произошло восстание силезких ткачей, которое было подавлено войсками. Многие деятели немецкой культуры приветствовали революцию. У немецких князей и феодалов она вызвала страх и ненависть. В августе 1791 г. была подписана прусско-австрийская декларация против революции Франции. В апреле 1792 г. началась война между Австрией, к которой присоединилась Пруссия, и революционной Францией. В её ходе австро-прусские войска потерпели поражение от армии революционной Франции при Вальми (20 сентября 1792 г.). 18 марта 1793 г. в Майнце была провозглашена первая демократическая республика на немецкой земле — Майнцская коммуна. В 1795 г. Пруссия подписала с Францией сепаратный мир; земли на левом берегу Рейна перешли под власть Франции.

Осенью 1806 г. Пруссия вновь вступила в войну с Францией, закончившуюся поражением Пруссии и выявившую гнилость прусской государственной и феодально-крепостнической системы. По Тильзитскому миру 1807 г. Пруссия потеряла около половины своей территории.

После разгрома, постигшего Пруссию в 1806 г., её правящие круги были вынуждены вступить на путь частичных реформ. Октябрьский эдикт (1807 г.) провозглашал личную свободу крестьян, предусматривал возможность отчуждения земли по желанию собственника; было введено городское самоуправление (1808 г.); крестьянам разрешено выкупать феодальные повинности при условии выплаты 25-кратной суммы ежегодных платежей либо путём уступки в пользу помещика части надела.

Игнорируя национальные интересы страны, Пруссия, др. германские государства, а также вновь разгромленная в 1809 г. Австрия приняли участие в захватнической войне Наполеона против России. Победа русского народа и русской армии в Отечественной войне 1812 г. явилась сигналом для начала освободительной войны против наполеоновского господства. Под напором народных масс прусское правительство 28 февраля 1813 г. заключило в Калише союз с Россией против наполеоновской Франции. После Лейпцигского сражения 1813 г. (16—19 октября) вся территория Германии была освобождена от оккупантов.

После Венского конгресса 1814—15 гг., одной из задач которого было решение судьбы Германии, страна оставалась политически раздробленной. Созданный по решению конгресса Германский союз, руководящую роль в котором играла Австрия, состоял из 39 государств. Раздробленность страны являлась тормозом для её капиталистического развития. В промышленности в значительной мере продолжало господствовать ремесленное производство.

  Главный вопрос развития страны — о путях её объединения — был в результате трусости буржуазии решен антидемократически. В 1862 г. король Пруссии Вильгельм I поставил во главе правительства померанского юнкера О. Бисмарка, который осуществил «железом и кровью» объединение Германии вокруг Пруссии. Первыми шагами в объединении были Датская война 1864 г. и австро-прусская война 1866 г., которая завершилась разгромом австрийской армии при Садовой (3 июля 1866 г.).  В марте - мае 1871 г. правительство Бисмарка осуществило интервенцию против Парижской Коммуны.

Наступление эпохи империализма сопровождалось распространением теорий, призванных подготовить общественное мнение страны к войне за передел мира, и созданием шовинистических организаций, в том числе Пангерманского союза. Особая агрессивность герм. капитала вытекала из того, что он вышел на мировую арену, когда мир был в основном поделен. К 1914 г. Германия имела 2,9 млн. кв. км колониальных территорий (в 3,5 раза меньше, чем Франция, и в 11,5 раза меньше, чем Великобритания).

Переоценивая свою военную мощь и полагая, что Великобритания не поддержит Россию, империалистическая Германия развязала 1-ю мировую войну. В качестве повода она использовала убийство сербскими националистами 28 июня 1914 г. наследника австрийского престола Франца Фердинанда.

1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, 3 августа — Франции; 4 августа 1914 г. Великобритания объявила войну Германии. Германское правительство рассчитывало закончить войну в течение 8 недель. Но уже после поражения германских войск в битве на р. Марна во Франции (сентябрь 1914 г.) стало ясно, что план скоротечной войны провалился. Военные неудачи, истощение экономических ресурсов, усиление рабочего движения побудили германское правительство предпринять осенью 1916 г. попытки заключить сепаратный мир с Россией. Отход рабочих масс от правых социал-демократов побудил центристов пойти в апреле 1917 г. на формальный разрыв с правыми и создание т. н. Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). Предпринятое германским командованием весной 1918 г. крупное наступление на Западном фронте окончилось неудачей. Положение германского империализма осложнила также предпринятая им антисоветская военная интервенция, встретившая решительный отпор со стороны Красной Армии. 28 июня 1919 г. в Версале был подписан мирный договор, навязанный Германии державами-победительницами. Он предусматривал лишение Германии всех её колоний, возвращение соседним государствам некоторых земель, захваченных у них в прошлом. Вместе с тем Версальский договор возложил на Германию всю ответственность за империалистическую войну, поставив её в экономическом и политическом отношениях в неравноправное положение. Германия обязана была выплачивать огромные репарационные платежи.

Выборы в рейхстаг в сентябре 1930 г. наглядно продемонстрировали сильнейший рост фашистской опасности. Нацисты собрали голосов в 8 раз больше, чем на выборах 1928 г., выдвинувшись на второе (после СДПГ) место в рейхстаге. 30 января 1933 г. Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. В Германии установилась фашистская диктатура.

Фашистская диктатура неизмеримо усилила могущество крупнейших капиталистических монополий. По уровню развития государственно-монополистического капитализма Германия выдвинулась на 1-е место в капиталистическом мире.

В марте 1939 г. фашистская Германия аннексировала всю Чехословакию. Летом 1939 г. вступила в тайные переговоры с Великобританией.  В августе 1939г. Германия обратилась к СССР с предложением заключить договор о ненападении. Советский Союз, стремясь предотвратить создание единого антисоветского фронта империалистических государств, вынужден был принять предложение о заключении договора о ненападении.

Агрессией против Польши, начатой 1 сентября 1939 г., Германия развязала вторую мировую войну. . 22 июня 1941 г., вероломно нарушив советско-германский пакт о ненападении, Германия напала на СССР. После победы Красной Армии в Курской битве 1943 г. произошел коренной перелом в ходе войны. 16 апреля 1945 г. развернулись завершающие операции Советской Армии по овладению Берлином. 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством, 2 мая Берлин был взят советскими войсками. 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

7 октября 1949 г. Народный совет, избранный Немецким народным конгрессом, провозгласил создание Германской Демократической Республики. В это же время произошло создание Федеративной Республики Германии.

К концу 80-х гг. ситуация в ГДР ухудшилась. В августе 1990 г. был подписан договор о вхождении земель ГДР в ФРГ с 3 октября 1990 г.

    Немецкая культура

               Искусство

  Художественная культура Германии несёт отпечаток напряжённой духовной жизни народа, острой борьбы идей. На протяжении тысячелетия формировались характерные черты немецкого искусства — богатство типов народного и профессионального зодчества, тяга к индивидуализации образов, к психологической экспрессии и задушевному лиризму, любовь к ярким бытовым деталям. На территории Германии найдены памятники искусства палеолита (женские статуэтки, резные и гравированные фигурки животных), неолита (керамика, фигурки людей и животных, мегалитические гробницы, свайные постройки), бронзового и железных веков (искусство германцев, кельтов, иллирийцев, славян, балтийских племён). В начале нашей эры на юге и западе возникли древнеримские города и лагери с каменные постройками, а к 1-му тыс. н. э. относится расцвет культуры германцев на западе (каркасные и срубные дома с резьбой и росписью; украшения — филигранные, полихромные и звериного стиля; изображения божеств) и славян на востоке (религиозные центры с храмами и статуями — Ретра, Аркона).

 Собственно немецкое искусство сложилось в средние века. Феодализация, усвоение христианской догматики, элементов позднеантичной и византийской культуры определили характер искусства 8—9 вв., связанного с «Каролингским возрождением». . С развитым феодальным обществом и усилением церкви связан зрелый романский стиль, державшийся ещё в 1-й половине 13 в. В романский период складываются первые города — сначала как беспорядочное скопление домов вокруг замков и монастырей; но вскоре возникают и города с прямоугольной сетью улиц, рыночными и соборными площадями. Развиваются комплексы замков и монастырей.

В 13—15 вв., в период расцвета средневековой городской культуры, развивается искусство готики. Строятся городские укрепления с мощными башнями и укрепленными воротами, каменные и кирпичные комплексы ратуш с открытыми сводчатыми галереями, залами, ажурными завершениями, здания цехов, складов, торговых рядов, госпиталей, каменные и фахверковые городские дома (до 5 этажей), с крутыми двускатными крышами и тонкой богатой отделкой, замки со сложным узором нервюр на сводах залов. В 14 в. расцветает искусство деревянной резной скульптуры и станковой живописи, связанное с цеховым ремеслом. Интерьеры церквей украшаются алтарными складнями с живописью и полихромной резьбой. Высокого уровня достигло художественное ремесло — обработка металла, резьба по дереву, керамика, ткачество.

В 15 в. искусство начало понемногу освобождаться от господства церкви, приобретая черты гуманистического искусства Возрождения. Сходные искания проявились и в скульптуре 15 в., а особенно в станковой гравюре на меди. В 16 в. наступает недолгий, но яркий расцвет искусства Возрождения, приобретшего в Германии, в условиях классовых и религиозных конфликтов, противоречивый, сложный характер. В архитектуре ведущую роль стали играть светские (жилые и общественные) здания.

 В немецком романтизме 1-й половине 19 в. влияния Великой французской революции, мечты о национальном единстве, борьба за свободу личности сочетались с мистическими тенденциями, апологией средневековья и религии. Лирически одухотворённое восприятие мира отличает картины ранних романтиков — портреты Ф. О. Рунге и пейзажи К. Д. Фридриха. В 1810-х гг. сформировалось искусство назарейцев, искавших опору в католической религии, средневековом прошлом, в стилизации итальянского и немецкого искусства 15 в.

В середине 19 в. классицизм (который приобрёл черты интимности и уюта в городских домах стиля бидермейер и холодную парадность в официальных сооружениях Л. Кленце и Ф. Гертнера) сменился пышной претенциозной эклектикой; стихийное развитие городов сопровождалось упадком градостроительной культуры.

На рубеже 19—20 вв. югендстиль утвердился в архитектуре как попытка преодолеть эклектику и антихудожественность массовой застройки. Бурное развитие промышленности, широкое внедрение металла и бетона в строительство сопровождались в 1910—1920-х гг. стремлением к функциональной оправданности и новой эстетике архитектуры, что выражалось то в новаторской переработке исторических традиций, то в романтической экспрессии и динамике архитектурных форм, то в решительной ломке традиций, последовательном утверждении принципов функционализма. Реалистическое направление в скульптуре представляли Г. Кольбе, анималисты А. Гауль и Р. Синтенис. В Г. возник экспрессионизм как выражение индивидуалистического протеста против уродств буржуазного общества.

После разгрома фашизма возродились демократические традиции немецкого искусства, нашедшие развитие главным образом в искусстве ГДР, тогда как буржуазные художественные направления начали концентрироваться в ФРГ и Западном Берлине, где, однако, работал и ряд прогрессивных мастеров. Декоративное искусство 20 в. пережило эволюцию от уникальных ремесленных изделий югендстиля к простым и целесообразным предметам, разрабатывавшимся Немецким Веркбундом для промышленного производства, и к дешёвым практичным массовым изделиям в функционалистическом духе, которые проектировались «Баухаузом». Эти искания, прерванные в фашистский период, оказали сильное влияние на мировую практику. Среди традиционных видов народного искусства — резьба и роспись по дереву, ковка, ткачество, гончарство, изготовление украшений и игрушек.

Философия

          Немецкая философия оказала огромное влияние не только на всю историю немецкой культуры, но и на развитие мировой философской мысли. Отличительной особенностью немецкой философии является её умозрительный характер, углублённый анализ духовной жизни; склонность к построению завершенной, замкнутой системы присуща большинству немецких философов.

          Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения

естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кругов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

          Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.   Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно.

          Поворотным пунктом в развитии философии в Германии явились работы И. Канта «критического» периода (1780-е гг.), сделавшие его родоначальником немецкой классической философии, которая явилась своеобразным теоретическим осмыслением Великой французской революции. Исходя из состояния современного ему естествознания, Кант констатировал неудовлетворительность просветительского рационализма в разрешении ряда проблем, поставленных развитием науки.          

          С  Канта (1724-1804 гг.) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука.   Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе.   Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, которые по Канту, суть "чисто логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания.

          К началу 19 в. кантовская философия вытесняет лейбнице-вольфовский рационализм и становится господствующей в Германии. Идеи Канта получают развитие у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга. Если Фихте исходил из кантовской «Критики практического разума» (1788 г.) и сделал этику центром своей системы, то Шеллинг ищет преодоления кантовского дуализма в эстетической сфере.          

Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена, обосновав познавательную активность в некотором едином принципе - в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном  тождестве мышления и бытия (Шеллинг) . Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необходимости, тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

          Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831 гг.) . Он родился в семье высокопоставленного чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах. В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни. В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные религии. Им были написаны "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса". Первое выдающееся произведение "Феноменология духа" - опубликовано в 1807 г, в Йене. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное своё произведение -

"Науку логики" (1812-1816 гг.). Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную схоластическую. Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же

объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно.  Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму.

Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.

          Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась

наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед

логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.

          Л. Фейербах подверг критике идеалистический характер немецкой классической философии с позиций антропологического материализма, отстаивая непосредственный чувственный опыт против спекулятивно-диалектического опосредствования, конкретного индивида — против абстрактной всеобщности; раскрыв связь идеалистической философии с религией, Фейербах предложил антропологическое объяснение религии как отчуждения человеческой сущности.

          В 40-х гг. 19 в. в Германии возникает марксизм, выступивший с революционно-критическим переосмыслением философии как не только объясняющей мир, но и указывающей путь к его изменению. В работах 1840-х гг. — «философско-экономических рукописях 1844 г.», «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Тезисах о Фейербахе», «Нищете философии» и др. — К. Маркс и Ф. Энгельс вырабатывают важнейшие принципы нового мировоззрения: материалистическое понимание истории, взгляд на сущность человека как на «совокупность всех общественных отношений» и т. д.

          С середины 19 в. преобладающее значение в немецкой философии, как в её проблематике, так и в её методологии, получают принципы естественнонаучного мышления и соответственно — позитивистские тенденции; традиции идеалистической спекуляции оттесняются на задний план. Характерно появление множества отдельных школ и направлений, которые ориентируются на различные науки — физику, биологию, психологию. Вульгарный материализм проповедуют Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, сторонники механистической философии. Позитивистский подход проявляется в философии монизма Э. Геккеля, у Ф. Йодля, разрабатывавшего под влиянием Л. Фейербаха «гуманистическую» этику, у Г. Чольбе и Е. Дюринга, а также среди философов, ориентировавшихся на теоретическую физику: Р. Майера, Г. Гельмгольца, Г. Герца.

Позитивизм конца 19 в. пытается переосмыслить традиционный эмпиризм с учётом новых достижений естествознания. Он выступает в виде эмпириокритицизма Э. Маха и Авенариуса, имманентной философии В. Шуппе, И. Ремке, фикционализма Х. Файхингера. Переворот в естествознании конца 19 — начала 20 вв. вызвал изменения и в позитивистской философии, принявшей форму неопозитивизма, который рассматривал философию главным образом как логический анализ языка науки.

После 1-й мировой войны 1914—18 в условиях общего кризиса капитализма в Германии возникает экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс), который представляет собой попытку философского осмысления с иррационалистических позиций положения личности, поставленной в критическую («пограничную») ситуацию, в которой теряют свой смысл традиционные нормы и ценности. По своей проблематике к экзистенциализму близка диалектическая теология — господствующее течение современной протестантской теологии (П. Тиллих, Р. Бультман и др.). В начале  20 в. усиливается также влияние католической философии, центром которой в Г. является пуллахская школа (В. Бруггер и др.). С 20-х гг. 20 в. получила развитие философская антропология, исходящая в своей концепции человека, с одной стороны, из идей феноменологии (М. Шелер, Х. Плеснер), с другой — из прагматистско-позитивистских идей (А. Гелен и др.).

В работах и выступлениях Э. Тельмана в 1920-х гг. разоблачалась ревизионистская фальсификация марксизма со стороны немецких оппортунистов, вождей немецкой социал-демократии. В период господства фашизма в 1933—45 важное значение в формировании антифашистского фронта в Г. имела борьба немецких марксистов против идей шовинизма и расизма, разоблачение ими социальной демагогии фашизма и его философских мифов.

Наука

Накопление фактических научных знаний и их первоначальное обобщение начинается ещё в период раннего средневековья; оно ускоряется в 16 веке в связи с усиленным развитием в Германии горных промыслов, особенно добычи серебра, металлургии, искусства солеварения, выделки тканей и др. Первые научные сочинения принадлежат деятелям церкви и проникнуты идеями схоластики; один из крупнейших ученых средневековья — Альберт Великий (13 в.), автор обширных трудов по алхимии, зоологии и ботанике. В последней трети 14 в. и в 15 в. появляются университеты в Гейдельберге (1386 г.), Кёльне (1388 г.), Лейпциге (1409 г.), Ростоке (1419 г.), Грейфсвальде (1456 г.), Фрейбурге (1457 г.), Майнце, Тюбингене (1477 г.), Ингольштадте (1472 г.; с 1826 г. в Мюнхене). Изобретение книгопечатания (И. Гуттенберг, 1445 г.) явилось крупнейшим стимулом развития науки.

Тридцатилетняя война (1618—48 гг.), опустошившая Германию, раздробленность и экономическая отсталость страны обусловили отставание в 17—18 вв. от Англии и Франции и в развитии науки. В этот период выделяются труды лишь немногих немецких учёных. Астроном и математик И. Кеплер открыл законы движения планет, дал качественные объяснение приливам и отливам, разработал первую теорию телескопа, предложил плодотворные (хотя и нестрогие) методы интегрирования. Крупнейшим немецким учёным этого периода был Г. В. Лейбниц. Находясь в 1672—76 гг. в Париже в общении с Х. Гюйгенсом и с др. учёными, он овладел передовой математикой того времени и в основном завершил создание — независимо от И. Ньютона — дифференциального и интегрального исчисления. Метод дифференцирования и интегрирования Лейбница получил распространение на европейском континенте. Лейбницу принадлежит идея сохранения живых сил в механике; он предпринял первую попытку математизации логики, выдвинул идею градации живых существ. Труды Лейбница создали эпоху в науке, но не нашли прямых продолжателей в Германии.

Первую брешь в метафизическом мировоззрении 18 в. пробил И. Кант своей космогонической гипотезой (1755 г.), согласно которой небесные тела возникли из первоначальной газовой туманности. Кант указал также на роль приливов и отливов, замедляющих вращение Земли. Космогоническая гипотеза явилась основанием и для геотектонических построений.

В 1-й половине 19 в. начинается подъём немецкой науки, связанный с ускорением экономического развития страны, приведшим в 30-х гг. к началу промышленного переворота, расширением университетского и технического образования и поощрением естественных наук. Глубокий философский подход ряда немецких учёных к проблемам естествознания содействовал широким научным обобщениям и открытию фундаментальных законов природы. Вместе с тем для немецкого естествознания этого периода характерно господство кантианских идей в геометрии и физике — об априорной (внеопытной) природе познания законов пространства и времени, о непознаваемости сущности сил, связывающих частицы материи, а также натурфилософских концепций в биологии и геологии. Большие успехи на этом этапе были достигнуты химией и математикой; немецкая математика в 18 в. занимала второстепенное место в мировой науке, а к середине 19 в. начала оспаривать первенство у французской.  Большую роль в расцвете математики в Германии сыграл К. Гаусс — крупнейший математик своего времени. Он развивал новые направления в математике, отправляясь от конкретных проблем астрономии, механики и физики.

В 1-й половине 19 в. происходит быстрое развитие неорганической химии, обусловленное зарождением химической промышленности. Крупные химики этого периода — Э. Мичерлих, братья Розе, Ф. Вёлер были учениками шведского химика И. Я. Берцелиуса, оказавшего огромное влияние на немецкую химию. Р. Бунзен исследовал электролитическое выделение металлов из расплавов солей; К. Гмелин в 1828 г. получил искусственный ультрамарин; К. Шёнбейн открыл озон (1839), пироксилин (1845 г.), изучал электрохимические процессы. Прогрессу химии также способствовало основание новых химических лабораторий.

Во 2-й половине 19 в. в Германии происходит быстрый прогресс во всех областях теоретического и прикладного естествознания, а в математике, органической и технической химии, в биологии и в ряде отраслей физики немецкая наука заняла ведущие позиции. В этот период она характеризуется не только созданием глубоких обобщающих теорий, но и интенсивной разработкой прикладных и технических дисциплин; поэтому и значение науки для развития страны было большим, чем в др. развитых странах.  К концу 19 в. немецкие физики-теоретики начали освобождаться от кантианских взглядов. Однако среди части немецких учёных получил распространение энергетизм.

          В 1-ю треть 20 в. немецкая наука продолжала занимать ведущее положение в теоретической и прикладной физике, в химии, ряде областей биологии. Немецкие учёные (наряду с английскими) на первом этапе современной научной революции внесли крупнейший вклад в создание релятивистской и квантовой физики. Возрастало число специальных научных учреждений, связанных с промышленностью. В прикладных науках, особенно в химии и некоторых технических науках, наметилась тенденция к исследованию проблем, имеющих военное значение. Началось развитие новых отраслей техники — сначала прикладной электроники и радиотехники (Ф. Браун, А. Венельт, М. Вин, В. Гольдшмидт, Э. Мейснер, П. Нипков), а затем и телевидения. Немецкими учёными был создан электронный микроскоп (М. Кнолль, Э. Руска, Э. Брюхе, Г. Иохансон, М. фон Арденне). Развёртываются исследования по физике твёрдого тела (П. Дебай, М. Борн, Ф. Блох и др.), магнитных явлений (Гейзенберг, Блох, Х. Бете, Р. Беккер и др.).

Диктатура фашизма привела к деградации теоретического естествознания в Германии. Многие выдающиеся учёные либо покинули страну (Эйнштейн, Борн, Э. Шрёдингер, Дж. Франк, О. Штерн, Л. Майтнер, Г. Вейль, Э. Нётер, Дж. Нейман, Ф. Габер, Р. Вильштеттер, Р. Гольдшмидт и многие др.), либо резко сократили свою деятельность (Гильберт, Планк, Лауэ и др.). За несколько лет немецкая математика, теоретическая физика, биология спустились до уровня третьестепенных. К весьма немногим значительным достижениям немецкой науки этого времени можно отнести лишь открытие О. Ганом и Ф. Штрасманом деления ядра урана (1938 г.) и развитие Гейзенбергом квантовой теории поля (1943 г.).

Литература

Древнейший дошедший до нас героический эпос на древне-верхненемецком языке (записан около 810 г.) — «Песнь о Хильдебранте», в которой представлен конфликт между воинской честью и родовыми чувствами. Старейшей поэмой является «Гелианд», в которой делается попытка приспособить библейские жития святых к героическому эпосу. К 9—10 вв. относятся стихотворные переложения евангельских историй монаха Отфрида Вейсенбургского (первого известного по имени немецкого поэта), пьесы, духовные стихи, жития святых, легенды монахини Хросвиты Гандерехеймской (около 935 — 975 гг.).

С 13 в. развивается жанр городских хроник (Нюрнбергская и др.), бюргерская литература, например рассказы — шванки, мастером которых был Штриккер.

Литература 17 в. развивалась в условиях Тридцатилетней войны и общего духовного кризиса. М. Опиц (1597—1639 гг.) отстаивал принципы классицизма, пытаясь в то же время преодолеть зависимость немецкой литературы от древних европейских литератур. Наибольшее распространение получает литература барокко.

В 70-е гг. 18 в. писатели «Бури и натиска», развивая демократические идеи Лессинга, выступают против классицистов, выдвигают «чувство», «страсть» как определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер (1744—1808 гг.) обратился к сокровищам фольклора и наметил исторический подход к вопросам национальной литературы и искусства. В конце 80-х гг. Гёте и Шиллер разрабатывают эстетическую программу т. н. «веймарского классицизма», развивая идеи И. И. Винкельмана (1717—68 гг.), призывавшего возродить в искусстве античный образ гармоничного человека.

На рубеже 18—19 вв. возник романтизм. Явившаяся следствием разочарования буржуазным прогрессом, не давшим ожидаемых социальных и культурных перемен, романтическая литература принимала разные формы и имела разные тенденции. Если лирика, проза и драматургия И. К. Ф. Гёльдерлина (1770—1843 гг.) озарены идеями Великой французской революции, то его современник Ф. Л. Новалис (1772—1801 гг.) идеализировал феодальное средневековье. После Революции 1848—49 гг. в Германии завершается великая эпоха немецкой литературы, начатая Лессингом. Процесс становления критического реализма не образовал в немецкой литературе единого направления.

В конце 19 в. рост рабочего движения вызвал к жизни пролетарскую. Одним из выдающихся марксистских литературных критиков и историков литературы германского пролетариата стал Ф. Меринг (1846—1919 гг.). Некоторые демократически настроенные писатели сыграли немаловажную роль в появлении натурализма. Роль натурализма в немецкой литературе во многом отлична от судьбы этого направления во Франции.

Накануне 1-й мировой войны, в обстановке нарастающего революционного кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистической действительности, он не столько изображал её, сколько выразил отвращение к ней. Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически.

После установления фашистской диктатуры эмигрируют Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, Б. Брехт, И. Бехер, А. Зегерс, Э. Вайнерт и др. В Германии остаются Гауптман, Г. Фаллада, Келлерман, Рикарда Хух, но в литературной жизни страны почти не участвуют. Героическую страницу вписали в историю немецкой литературы поэты — участники Сопротивления. Самым значительным было творчество антифашистской эмиграции, развивающее реалистические традиции. Окрепла и выросла литература социалистического реализма, расцвела поэзия И. Бехера.

После разгрома фашизма Т. Манн, Г. Манн, Фейхтвангер, Ремарк не вернулись на родину. Они продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифашистской позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника национальной катастрофы, порожденной фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвёл Т. Манн в романе «Доктор Фаустус».

С 1949 начинается самостоятельное развитие литературы ГДР и ФРГ.

    Немецкие политики на фоне мировой истории

Отто Фон Бисмарк

Родился 1 апреля 1815 г. в семейном поместье Шёнхаузен в Бранденбурге, третий сын Фердинанда фон Бисмарка-Шёнхаузена и Вильгельмины Менкен, при рождении получил имя Отто Эдуард Леопольд.

В 17 лет Бисмарк поступил в Гёттингенский университет, где изучал право. В бытность студентом получил репутацию гуляки и драчуна, отличался в дуэльных поединках. В 1835 г. получил диплом и вскоре был зачислен на работу в Берлинский муниципальный суд. В 1837 г. занял должность податного чиновника в Ахене, годом позже – ту же должность в Потсдаме. Там он вступил в Гвардейский егерский полк. Осенью 1838 г. Бисмарк переехал в Грейфсвальд, где помимо исполнения своих военных обязанностей изучал методы разведения животных в Эльденской академии. Денежные потери его отца вместе с врожденным отвращением к образу жизни прусского чиновника заставили его в 1839 г. оставить службу и принять на себя руководство семейными владениями в Померании. Бисмарк продолжил свое образование, принявшись за труды Гегеля, Канта, Спинозы, Д.Штрауса и Фейербаха. Кроме того, он путешествовал по Англии и Франции. Позднее присоединился к пиетистам.

После смерти отца в 1845 г. семейная собственность была разделена и Бисмарк получил поместья Шёнхаузен и Книпхоф в Померании. В 1847 г. он женился на Йоханне фон Путткамер. Среди его новых друзей в Померании были Эрнст Леопольд фон Герлах и его брат, которые не только находились во главе померанских пиетистов, но и входили в группу придворных советников. Бисмарк, ученик Герлахов, стал известен благодаря своей консервативной позиции в ходе конституционной борьбы в Пруссии в 1848–1850 гг. Противодействуя либералам, Бисмарк способствовал созданию различных политических организаций и газет, включая «Новую прусскую газету». Он был депутатом нижней палаты парламента Пруссии в 1849 г. и Эрфуртского парламента в 1850 г., когда выступил против федерации германских государств (с Австрией или без нее), ибо верил, что это объединение укрепит набиравшее силу революционное движение. В своей Ольмюцской речи Бисмарк выступил в защиту короля Фридриха Вильгельма IV, капитулировавшего перед Австрией и Россией. Довольный монарх написал о Бисмарке: «Ярый реакционер. Использовать позже».

В мае 1851 г.  король назначил Бисмарка представителем Пруссии в союзном сейме во Франкфурте-на-Майне. Там Бисмарк практически сразу же пришел к заключению, что целью Пруссии не может быть германская конфедерация при господствующем положении Австрии и что война с Австрией неизбежна, если господствующие позиции в объединенной Германии займет Пруссия. По мере того как Бисмарк совершенствовался в изучении дипломатии и искусстве государственного управления, он все больше отдалялся от взглядов короля и его камарильи. Со своей стороны, и король начал терять доверие к Бисмарку. В 1859 г. брат короля Вильгельм, бывший в то время регентом, освободил Бисмарка от его обязанностей и направил посланником в Санкт-Петербург. Там Бисмарк сблизился с российским министром иностранных дел князем А.М.Горчаковым, который содействовал Бисмарку в его усилиях, направленных на дипломатическую изоляцию сначала Австрии, а затем и Франции.

В 1862 г. Бисмарк был направлен посланником во Францию ко двору Наполеона III. Вскоре он был отозван королем Вильгельмом I для разрешения противоречий в вопросе о военных ассигнованиях, который бурно обсуждался в нижней палате парламента. В сентябре того же года стал главой правительства, а чуть позже – министром-президентом и министром иностранных дел Пруссии. Воинствующий консерватор, Бисмарк объявил либеральному большинству парламента, состоявшему из представителей среднего класса, что правительство продолжит сбор налогов, сообразуясь со старым бюджетом, ибо парламент из-за внутренних противоречий не сможет принять новый бюджет. (Эта политика продолжалась в 1863–1866 гг., что позволило Бисмарку провести военную реформу.) На заседании парламентского комитета 29 сентября Бисмарк подчеркивал: «Великие вопросы времени будут решаться не речами и резолюциями большинства – это была грубая ошибка 1848 и 1949 годов, – но железом и кровью». Поскольку верхняя и нижняя палаты парламента были неспособны выработать единую стратегию по вопросу о национальной обороне, правительству, по мнению Бисмарка, следовало проявить инициативу и вынудить парламент согласиться с его решениями. Ограничив деятельность прессы, Бисмарк предпринял серьезные меры для подавления оппозиции.

Со своей стороны, либералы подвергли резкой критике Бисмарка за предложение поддержать российского императора Александра II в подавлении польского восстания 1863–1864 гг. (конвенция Альвенслебена 1863 г.). В течение следующего десятилетия политика Бисмарка привела к трем войнам, итогом которых стало объединение в 1867 г. германских государств в Северо-германский союз: войне с Данией (датская война 1864 г.), Австрией (австро-прусская война 1866 г.) и Францией (франко-прусская война 1870–1871 гг.). 9 апреля 1866 г., на следующий день после подписания Бисмарком секретного соглашения о военном союзе с Италией в случае нападения на Австрию, он представил на рассмотрение бундестага свой проект германского парламента и всеобщего тайного избирательного права для мужского населения страны. После решающей битвы при Кётиггреце (Садовой) Бисмарк сумел добиться отказа от аннексионистских претензий Вильгельма I и прусских генералов и предложил Австрии почетный мир (Пражский мир 1866 г.). В Берлине Бисмарк внес в парламент законопроект, освобождающий его от ответственности за неконституционные действия, который был утвержден либералами. В последующие три года секретная дипломатия Бисмарка была направлена против Франции. Публикация в прессе Эмсской депеши 1870 г. (в редакции Бисмарка) вызвала такое возмущение во Франции, что 19 июля 1870 г. была объявлена война, которую Бисмарк фактически выиграл дипломатическими средствами еще до ее начала.

В 1871 г. в Версале Вильгельм I надписал на конверте адрес – «канцлеру Германской империи», утвердив тем самым право Бисмарка управлять империей, которую тот создал и которая была провозглашена 18 января в зеркальном зале Версаля. «Железный канцлер», представлявший интересы меньшинства и абсолютной власти, управлял этой империей в 1871–1890 гг., опираясь на согласие рейхстага, где с 1866 по 1878 годы его поддерживала партия национал-либералов. Бисмарк провел реформы германского права, системы управления и финансов. Проведенные им в 1873 г. реформы образования привели к конфликту с Римской католической церковью, однако основной причиной конфликта было возраставшее недоверие германских католиков (составлявших около трети населения страны) к протестантской Пруссии. Когда эти противоречия проявились в деятельности католической партии «Центра» в рейхстаге в начале 1870-х годов, Бисмарк вынужден был принять меры. Борьба против засилья католической церкви получила название «культуркампфа» (Kulturkampf, борьба за культуру). В ходе ее многие епископы и священники были арестованы, сотни епархий остались без руководителей. Теперь церковные назначения должны были согласовываться с государством; клирики не могли находиться на службе в государственном аппарате.

В области внешней политики Бисмарк прилагал все усилия, чтобы закрепить завоевания Франкфуртского мира 1871 г., способствовал дипломатической изоляции Французской республики и стремился предотвратить образование любой коалиции, угрожавшей гегемонии Германии. Он предпочел не участвовать в обсуждении претензий на ослабленную Османскую империю. Когда на Берлинском конгрессе 1878 г. под председательством Бисмарка завершилась очередная фаза обсуждения «Восточного вопроса», он разыграл роль «честного маклера» в споре соперничавших сторон. Секретный договор с Россией 1887 г. – «договор перестраховки» – показал способность Бисмарка действовать за спинами своих союзников, Австрии и Италии, для сохранения status quo на Балканах и Ближнем Востоке.

Вплоть до 1884 г. Бисмарк не давал четких определений курсу колониальной политики, главным образом из-за дружественных отношений с Англией. Другими причинами было стремление сохранить капиталы Германии и свести к минимуму правительственные расходы. Первые экспансионистские планы Бисмарка вызвали энергичные протесты всех партий – католиков, государственников, социалистов и даже представителей его собственного класса – юнкерства. Несмотря на это, при Бисмарке Германия начала превращаться в колониальную империю.

В 1879 г. Бисмарк порвал с либералами и в дальнейшем полагался на коалицию крупных землевладельцев, промышленников, высших военных и государственных чинов. Он постепенно перешел от политики «культуркампфа» к гонениям на социалистов. Конструктивной стороной его негативной запретительной позиции стало введение системы государственного страхования по болезни (1883 г.), в случае увечья (1884 г.) и пенсионного обеспечения по старости (1889 г.). Однако эти меры не смогли изолировать германских рабочих от социал-демократической партии, хотя и отвлекли их от революционных методов решения социальных проблем. При этом Бисмарк выступал против любого законодательства, регулирующего условия труда рабочих.

Со вступлением на престол Вильгельма II в 1888 г. Бисмарк потерял контроль над правительством. При Вильгельме I и Фридрихе III, который правил менее полугода, позиции Бисмарка не смогла поколебать ни одна из оппозиционных группировок. Самоуверенный и честолюбивый кайзер отказался играть второстепенную роль, и его натянутые отношения с рейхсканцлером становились все более натянутыми. Наиболее серьезно расхождения проявились в вопросе о внесении изменений в Исключительный закон против социалистов (действовавший в 1878–1890 гг.) и в вопросе о праве министров, подчиненных канцлеру, на личную аудиенцию у императора. Вильгельм II намекнул Бисмарку на желательность его отставки и получил от Бисмарка заявление об отставке 18 марта 1890 г. Отставка была принята через два дня, Бисмарк получил титул герцога Лауэнбургского, ему было присвоено также звание генерал-полковника кавалерии.

Удаление Бисмарка во Фридрихсруэ не было концом его интереса к политической жизни. Особенно красноречив он был в критике вновь назначенного рейхсканцлера и министра-президента графа Лео фон Каприви. В 1891 г. Бисмарк был избран в рейхстаг от Ганновера, но так никогда и не занял там своего места, а двумя годами позже отказался выставить свою кандидатуру для переизбрания. В 1894 г. император и уже стареющий Бисмарк вновь встретились в Берлине – по предложению Хлодвига Гогенлоэ, князя Шиллингфюрста, преемника Каприви. В 1895 г. вся Германия праздновала 80-летие «Железного канцлера». Умер Бисмарк во Фридрихсруэ 30 июля 1898 г.

    Адольф Гитлер

         Как-то один человек мне сказал : «Послушайте, если вы это сделаете, то тогда через шесть недель Германия погибнет». Я говорю : «Что вы имеете в виду ?» — «Тогда Германия развалится». Я говорю : «Что вы имеете в виду ?» — «Тогда Германии конец». Я ответил : «Немецкий народ в былые времена выдержал войны с римлянами. Немецкий народ выдержал переселение народов. После немецкий народ выдержал большие войны раннего и позднего Средневековья. Немецкий народ выдержал затем религиозные войны Нового времени. Немецкий народ выдержал потом Тридцатилетнюю войну. После немецкий народ выдержал наполеоновские войны, освободительные войны, он выдержал даже мировую войну, даже революцию — и меня он тоже выдержит !»

       Адольф Гитлер, 1938 год

Родился 20 апреля 1889 г. в Браунау-ам-Инн (Австро-Венгрия). Отец Гитлера Алоис носил фамилию своей матери – Шикльгрубер (родители еще не состояли в браке), а в 1877 г. взял фамилию отца – Гитлер. Алоис был трижды женат, его третья жена Клара (урожденная Пёльцль) родила пятерых детей, из которых лишь двое – Адольф и его младшая сестра Паула – дожили до зрелого возраста.

Отрочество Адольф провел в Верхней Австрии и в столице этой земли – Линце. Не сумел сдать выпускные экзамены в реальной школе, в 1905 г. симулировал болезнь, и мать разрешила ему оставить школу. Проводил время, посещая театры и оперу, копируя полотна художников-романтиков, читая приключенческие книги и гуляя в лесах в окрестностях Линца. В сентябре 1907 г. Гитлер перебрался в Вену. Дважды проваливался на экзаменах в Венскую академию изобразительных искусств, зарабатывал на жизнь рисованием почтовых карточек и рекламных объявлений.

24 мая 1913 г. Гитлер покинул Вену и переехал в Мюнхен. Когда началась Первая мировая война, вступил добровольцем в германскую армию, был связным на западном фронте. Дослужился до звания ефрейтора, был дважды ранен, награжден «Железным крестом» второй и первой степени.

После заключения перемирия Гитлер вернулся в Мюнхен и был зачислен в разведку армейского полка. Ему было поручено вести наблюдение за деятельностью политических партий, и 12 сентября 1919 г. Гитлер вступил в Немецкую рабочую партию. В последующие два года Гитлер изменил название партии на Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, NSDАP). В 1923 г. Гитлер решил, что сможет осуществить свое обещание пойти «походом на Берлин» и свергнуть «еврейско-марксистских предателей». Готовясь к походу, познакомился с героем войны генералом Э.Людендорфом. Ночью 8 ноября 1923 г. в мюнхенском пивном зале «Бюргербройкеллер» Гитлер провозгласил «национальную революцию». На следующий день Гитлер, Людендорф и другие партийные лидеры возглавили колонну нацистов, направившуюся к центру города. Им преградил путь полицейский кордон, открывший огонь по демонстрантам. «Пивной путч» провалился.

Привлеченный к суду за государственную измену, Гитлер превратил скамью подсудимых в пропагандистскую трибуну; обвинив президента республики в предательстве, поклялся, что придет день, когда он отдаст своих обвинителей под суд. Гитлер был приговорен к пяти годам лишения свободы, однако вышел из Ландсбергской тюрьмы менее чем через год. В тюрьме завтракал в постели, прогуливался по саду, рисовал карикатуры для газеты, надиктовал первый том книги Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости (позднее была издана под названием Моя борьба – Mein Kampf).

В декабре 1924 г. Гитлер отправился в Оберзальцберг, горный район над деревней Берхтесгаден, где несколько лет жил в гостиницах, а в 1928 г. снял виллу, которую впоследствии купил и назвал «Бергхоф».

Гитлер реорганизовал партию и начал интенсивную кампанию по привлечению электората. В своих речах он призывал отомстить за Версальский договор, сокрушить «предателей Веймарской республики», уничтожить евреев и коммунистов, возродить великое отечество. При содействии В.Функа, бывшего издателя газеты «Берлинер Бёрзенцайтунг», Гитлер познакомился с крупными промышленниками. Высшие армейские чины получили заверения, что армии будет отведено достойное место в будущей системе государства. Еще одним источником поддержки стал Земельный союз (Landbund), объединявший землевладельцев и выступавший против планов перераспределения земельной собственности.

Президентские выборы 1932 г. Гитлер рассматривал как проверку сил. Его соперником был фельдмаршал П.фон Гинденбург, которого поддерживали социал-демократы, католическая партия «Центр» и профсоюзы. В борьбе участвовали еще две партии – националисты во главе с армейским офицером Т.Дюстербергом и коммунисты во главе с Э.Тельманом. Гитлер провел энергичную предвыборную кампанию и собрал более 30% голосов.

Фактический «захват власти» Гитлером стал возможен в результате сговора с бывшим канцлером Ф.фон Папеном. Встретившись 4 января 1933 г., они пришли к соглашению о совместной работе в правительстве, в котором Гитлер должен был стать канцлером, а приверженцы фон Папена получали ключевые министерские посты. Поддержка фон Папена принесла нацистской партии существенную финансовую помощь со стороны деловых кругов Германии. 30 января 1933 г. Гитлер стал канцлером, дав клятву защищать конституцию Веймарской республики.

В первые месяцы правления Гитлера все политические партии, кроме нацистской, были запрещены, профсоюзы распущены. Гитлер пытался убедить население в опасности «красного террора». Ночью 27 февраля 1933 г. загорелось здание рейхстага. Нацисты возложили ответственность на коммунистов и на выборах воспользовались сфабрикованным обвинением, чтобы увеличить численность своей фракции в рейхстаге.

К лету 1934 г. Гитлер столкнулся с оппозицией со стороны «старых бойцов» – штурмовых отрядов СА во главе с Э.Ремом, которые требовали более радикальных социальных реформ, призывали ко «второй революции» и настаивали на необходимости усилить роль СА в армии. Гитлер, нуждавшийся в поддержке армии, выступил против бывших соратников. Рем был обвинен в подготовке убийства фюрера, и в ходе кровавой резни 30 июня 1934 г. («ночь длинных ножей») были уничтожены несколько сотен руководителей СА, в том числе Рем.

Получив от рейхстага чрезвычайные полномочия, Гитлер начал подготовку к войне. Восстановил всеобщую воинскую повинность, создал мощные военно-воздушные силы. В 1936 г. ввел войска в демилитаризованную Рейнскую область и отказался признать Локарнские договоры. Вместе с Муссолини Гитлер поддержал Франко в гражданской войне в Испании и заложил основы для создания оси Рим – Берлин. В 1938 г. в результате т.н. аншлюса к Третьему рейху была присоединена Австрия. 29 сентября 1938 г. Гитлер вместе с Муссолини встретился в Мюнхене с премьер-министром Англии Чемберленом и премьер-министром Франции Даладье; стороны согласились на отторжение Судетской области (с немецкоязычным населением) от Чехословакии. 15 марта 1939 г. германские войска заняли Прагу. В августе 1939 г. Германия и СССР подписали договор о ненападении, который дал Гитлеру возможность сосредоточить все усилия на завоевании Европы.

1 сентября 1939 г. германская армия вторглась в Польшу, что послужило началом Второй мировой войны. Гитлер принял на себя командование вооруженными силами и навязал собственный план ведения войны, несмотря на сильное сопротивление руководства армии, в частности начальника генерального штаба армии генерала Л.Бека, который полагал, что у Германии недостаточно сил для победы над союзниками (Англией и Францией), объявившими войну Гитлеру. После захвата Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии и Франции Гитлер решился на вторжение в Великобританию. В планы Гитлера входило и завоевание Советского Союза. 20 июля 1944 г. состоялась последняя попытка устранить Гитлера: в его ставке «Вольфсшанс» под Растенбургом была взорвана бомба с часовым механизмом, однако каким-то чудом фюрер остался в живых. Британские и американские войска с запада и советская армия с востока стягивали кольцо окружения вокруг столицы Германии. Гитлер находился в подземном бункере в Берлине, не выезжая на фронт.

Продиктовав политическое завещание, в котором будущие руководители Германии призывались к беспощадной борьбе с «отравителями всех народов – международным еврейством», Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 г.

Гитлер был не только фигурой, объединившей столь многие тенденции времени ; в еще большей степени он и сам придавал событиям их направление, масштабы и радикальность. Благоприятствовало ему при этом то, что его мысли не были отягощены какими-либо предварительными условиями и что буквально все — антагонизмы противников, партнеров по союзу, нации, идеи — он столь же хладнокровно, как и маниакально подчинял своим чудовищным целям. Его экстремизм соответствовал той внутренней дистанции, которые он сохранял по отношению ко всем силам. Многое говорит за то, что он — вопреки его относящейся еще к юношеским годам претензии, — так никогда и не осмыслил, что есть история ; он видел в ней своего рода настежь открытый для честолюбцев храм славы. Смысла же и правоты свершившегося он не осознавал совершенно. И именно таким образом, с абстрагированной беспечностью, шел он на осуществление своих замыслов. В то время как другие государственные деятели учитывали реальность существующего соотношения сил, он отталкивался от чистого места : точно так же, как начал он без оглядки на существующее проектировать новый мегаполис Берлин, планировалось им и полная перестройка Европы и всего мира ; не только он сам пришел из ниоткуда — из ниоткуда шли и его мысли. Не обращая внимания на границы на географической карте Европы, закрепившиеся в результате войн и изменения соотношения сил, он переделал эту карту на свой лад, разрушил державы и помог подняться новым силам, вызвал революции и положил конец веку колониализма ; в конечном итоге он гигантским образом расширил эмпирический горизонт человечества.

 Список литературы:

Германская история в новое и новейшее время, т. 1—2, М., 1970; Лампрехт К., История германского народа, пер. с нем., т. 1—3, М., 1894—96; Всеобщая история искусств, т. 1—6, М., 1956—66; Изергина А. Н., Немецкая живопись XVII века. Очерки, Л. — М., 1960; ; Неустроев В. П. Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958; ; История философии, т. 2—3, М., 1941—43; История философии, т. 2, 3, 5, 6, М., 1957—1965; Розанов Г. Л., Крушение фашистской Германии, доп. изд. книги «Последние дни Гитлера», М., 1963; Ерусалимский А. С., Бисмарк: дипломатия и милитаризм, М., 1968; Организация научной деятельности, М., 1968.