Культура Германии в 1933-45 годах
НОУ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
КУЛЬТОРОЛОГИИ
НА ТЕМУ:
Культура Германии в1933-1945 годах
Выполнена студентом
1 курса, группы ФК-103Ф
заочного отделения
Козловым А.А.
Преподаватель:
Никулин С.Э.
С.-Петербург
2005
Система сложившаяся после прихода Гитлера к власти не допускала различий между политикой и повседневной жизнью большинства. Гитлер хотел создать такое органичное общество, в котором все стороны жизни должны были согласовываться с его основными целями. От каждого требовалось строгая приверженность взглядам, охватывающим все стороны человеческой натуры в проявлениях расы, крови и духовности.
Все люди и организации подлежали “нацификации”, то есть оказывались под контролем партии, являвшейся блюстителем общества.
Вместо профсоюзов был создан Немецкий трудовой фронт. Образовательная система была реорганизована так, чтобы партия получила полный контроль над образованием. Также были созданы организации охватывающие частную жизнь граждан: “Гитлерюгент” и др.
Человек должен быть един со своим народом, при этом его “я” и чувство отчужденности трансформируется в чувство сопричастности.
На иностранные книги, периодику и газеты была введена жесткая цензура, внутренняя же литература и художественная деятельность строго контролировалась.
Нациская культура вызревала в течении десятков лет, когда немецкий народ находился в загнанном состоянии. Немцы вынуждены были утверждать собственную точку зрения на искусство, литературу и др. Нациская культура взывала к народным вкусам и этим встречала массовую поддержку.
А.Гитлер постоянно подчеркивал значение идеологического фактора и мировоззрения, придавая им исключительную важность. Основу новой Германии должны были составить “новые люди”-продукт “правильного” мировоззрения. Идеология проникала во все аспекты бытия. Мировоззрение проистекает из глубины человеческой души, поэтому должна выражаться не материально, а духовно. “История- лишь следствие высочайшего проявления духа”.
Вот почему Гитлер придавал большое значение артистизму и выразительности. Его выступление в Доме германского искусства в 1937 году хорошо иллюстрирует это. Лейтмотивом его речи прозвучала идея о том, что “новый человек” средоточием культуры, созидающей личностью, утверждающий “ германизм”.
Проведение массовых митингов стало одним из приемов. Массовое воздействие на людей также осуществлялось через литературу, живопись, скульптуру, театр, кино и образование. Культура должна была вдохнуть в людей национальную гордость, преодолеть их чувство неполноценности и направить их творческую энергию в необходимое русло стремительного потока развития страны. Важное значение придавалось и “традиционным узам” человека: народ, семья, мораль. Отношение к женщине и семье носило консервативный характер.
Причина этого вполне ясна: нациская идеология исходила из германских традиций. В случаях, когда речь шла о будущем, в ход пускалось мифическое прошлое. Нацизм пытался увязать современность с моральной атрибутикой народа в прошлом. В действительности мораль являла собой буржуазную мораль XIX века, основанную на святости семьи, брака и скромного образа жизни.
Гитлер обращался в основном к квалифицированным рабочим, белым воротничкам, к мелким предпринимателям. Идеология давала новый статус и цель в жизни. Но она не угрожала их интересам.
Нацизм требовал героев. Герой соответствовал новому мировоззрению и был наделен огромной силой воли. Именно воля делала человека героем: сильное желание можно превратить в реальность. В этом явно прослеживается философия Ницше, идеи которого были широко распространены среди интеллигенции вначале века. Силу индивидуума он увязывал с войной, при которой сила оказывалась просто необходимой.
К современным героям (Ф. Тодт-строитель автострад) были добавлены герои прошлого(Фридрих Великий).
Культура занимала в нациской системе центральное место, и задачи ее были определены четко: поддержка и распространение мировоззрения. Мировоззрение должно было проникать в умы народа. Культура не должна отрываться от корней. Отрицались такие виды искусства как экспрессионизм. Широко использовали связь с пошлым, причем делался упор на достоинства доиндустриального общества. Типичной в этом плане была выставка немецкого искусства 1937 года, на которой важную роль играли деревенские мотивы. Рабочему, потерявшему свои корни, противопоставлялся крестьянин, сидевший на земле и укорененный в ней. Это широко пропагандировалось в печати.
Очень большое значение придавалось радио, поскольку Гитлер придавал особое значение произносимым речам. А на митингах центральную роль играли речи. Радио же несло слово в массы. На рынок поставлялись дешевые радиоприемники, а на улицах были вывешены громкоговорители.
Медицина следовала по стопам других наук. Лечению подвергался весь человек, включая душу.
Идеология, элементы надежды на лучшее и мессианство придавали движению характер новой веры. Нацизм стал тотальным мировоззрением, исключавшим все другие. Поэтому христианство превратилось в соперника. Гитлер выступал против него- на первых порах очень осторожно, желая все же заручится поддержкой христианских церквей. Но он считал, что со временем влияние христианства ослабнет. Была поставлена цель поглощение религии идеологией.
Прослеживается ориентация нацизма на молодежь, так как в молодежи усматривали ключ к успеху движения. Решающую роль играли образование и воспитание потому, что внедряя идеологию через образование выигрывалась битва за умы. А это нацисты понимали очень хорошо.
Мировоззрение играло ключевую роль и в понимании демократии. Фюрер и народ равноправны, поскольку являются представителями одной и той же расы и носителями одной и той же крови. Поэтому и их цели должны быть одинаковыми, так как призваны служить интересам нации. Что выделяет лидера из массы, так это организаторские способности.
Гитлер и его окружение сами верили в свое мировоззрение, но и умело настраивали народ на эти взгляды.
Гитлеровское миропонимание миропонимание ушло навсегда. Однако, следует учитывать, что нациские идеи, на определенном отрезке истории, рассматривались на полном серьезе. Это мировоззрение тем не менее способна обрести силу морали и стать базовой для народной стихии. Революция духа для многих людей более заманчива, чем та, что связана с социальными и экономическими изменениями.
Литература
Д. Моссе Нацизм и культура, Москва, Центрполиграф, 2003
А. Гитлер Моя борьба, Москва, Витязь, 2002