Культура России XIX века

ВВЕДЕНИЕ

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знание должно использовать, навыки брать на образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Историко-культурный материал эпохи огромен.

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.  Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение  в период того мировоззренческого вакуума, который образовался за последние годы.

Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография выбранной мною темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно не велико. Это относится прежде всего, к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры – XIX веку. Если в истории культуры X-XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания»[1]. В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой – обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению.  Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе «петербургского» материала, ибо, начиная с Петра I Петербург, стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России».

1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

В начале XIX века в Российской империи проживало 37,4 млн. человек, из них крестьяне составляли более 90%, а дворяне – менее 2%. Однако по-прежнему именно дворяне определяли в основном характер и уровень развития русской культуры. Особенно отчетливо это проявилось в первой половине XIX века. Во второй половине столетия, однако, важную роль в науке и искусстве наряду с дворянством начинает играть розничная интеллигенция. Это стало следствием тех глубинных социально-политических и экономических процессов, которые происходили в жизни российского общества.

Важнейшими событиями, во многом определившими развитие страны в XIX столетии, были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права и проведение масштабных и разноплановых демократических реформ, зарождение капиталистической экономики и укрепление революционной идеологии. Главным же фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания. Все это привело к постепенной демократизации российской культуры в XIX в.

2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В XIX в. государственная власть продолжила те тенденции в образовании, которые были заложены Петром Великим. Главная идея заключалась в том, чтобы постепенно расширять сеть общеобразовательных школ и дать возможность учиться все большему числу людей.

Первая половина XIX в.: 94 человека из ста – не грамотны в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, задачей которого было преобразование и совершенствование системы народного просвещения. Уже в следующем году был проведен ряд преобразований и низшей ступенью стали двухклассные церковно-приходские училища для крестьянских детей и четырехклассные уездные училища для детей мещан. Некоторые помещики сами открывали в своих имениях школы для крестьянских детей.

В 1803 г. Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из них намечалось открытие университета. Уже в 1804 г. был открыт Казанский университет, в 1805 г. – Харьковский, в 1819 г. – Петербургский, в 1834 г. – Киевский. Будучи центрами учебных округов, университеты отвечали за работу училищ и гимназий, расположенных на их территории.

Для дворянских детей создавались гимназии в губернских городах, дававшие право поступать в университеты. Хотя система народного образования оставалась сословной, имелась возможность перехода с одной ступени на другую. В 1824 г. в России было всего 49 гимназий и только одна из них в Сибири, в Тобольске. К середине века число гимназий увеличилось до 77, в том числе в Сибири 3 (в Тобольске, Томске и Иркутске). Большинство дворянских детей обучались в частных пансионах или дома с учителями и гувернерами из французов или немцев. Развивалось женское дворянское образование. Для дворянских дочерей открыли институты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове.

Несмотря на усилия, к середине XIX столетия единой и эффективной системы начального образования в Российской истории не существовало. В целом по стране грамотными были всего 5-6% населения: если в большинстве своем городское население было грамотное, то среди крестьян грамотность составляла менее 5%.

Вторая половина XIX в.: начало высшего образования для женщин Образование во второй половине XIX в. развивалось в более благоприятных условиях по сравнению с предшествующим периодом. В начальных и крестьянских школах обучали основам грамоты, счету, письму и закону божьему; в земских школах была более широкая учебная программа. Огромное значение имел новый устав гимназий 1864 г. по которому упразднялся сословный характер обучения. Все гимназии были поделены на классические, где до 40% учебного времени отводилось изучению древних языков, и реальные (их обычно называли училищами), где главным было изучение математики и естествознания. Выпускники гимназий и училищ могли поступать в высшие учебные заведения. С 1871 г. основным звеном среднего образования стала классическая гимназия, куда специальным циркуляром был ограничен прием детей малоимущих. К концу XIX в. в России было 180 мужских гимназий и 142 женских (появилось в 1826 г.).

Высшая школа активно развивалась. В 1863 г. по принятому университетскому уставу возрождалась их автономия. Впрочем, ненадолго: в 80-е годы университеты были вновь ее лишены. В 1888 г. открыли Томский университет, тем самым, положив начало высшему образованию в Сибири.

В 1878 г. в Петербурге открыли Высшие женские курсы, названные по имени первого их директора К.Н. Бестужева-Рюмина Бестужевскими.[2] Позднее такие курсы были организованны в Москве и  в некоторых других городах. Так было положено начало высшему женскому образованию в России.

Просветительская деятельность: учить народ бесплатно и в удобное для него время Особенностью культурной ситуации в России в XIX в. была значительная просветительская деятельность, которая приняла по-настоящему крупные масштабы во второй половине столетия. В империи был создан целый ряд крупнейших культурных учреждений. Особую роль в развитии просвещения среди взрослого населения играли воскресные школы, появившиеся в 50-е годы и приобретшие особую популярность в 80-90-е годы. В 1862 г. в Москве открылась Румянцевская библиотека, в 1872 г. – Политехнический музей; в Петербурге был организован Этнографический музей. В конце XIX в. музеи, картинные галереи, библиотеки открывались во многих губернских городах. Многие музеи (Политехнический, Исторический, Сельскохозяйственный) активно способствовали приобщению российского населения к профессиональным знаниям. Широкую просветительскую деятельность вели общество распространения полезных книг в Москве, книжный склад «Посредник», основанный при участии Толстого Л.Н.. Эту же цель ставили перед собой Московский и Петербургский комитеты грамотности, Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские).

Предпринимаемые меры дали определенные результаты: уровень грамотности в стране возрос с 6% в середине века до 21% в конце. Однако в целом Россия оставалась малограмотной, принципиально отставая по этому показателю от развитых стран. Особенно плохо обстояли, делана окраинах империи. Так, в Сибири грамотность населения составляла всего 12%.

3. XIX В.: РОССИЙСКАЯ НАУКА ВЫХОДИТ НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ

В XIX в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Особое значение в XIX столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, созданные в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии XX века.

Важнейшими научными центрами была Академия наук и университеты – Московский, Петербургский, Казанский и Дерптский.

Математики, физики и химики – лидеры отечественной науки. На мировом уровне работала Петербургская школа математиков. Глава школы П.Л. Чебышев (1821-1894) создал теорию наилучшего приближения функций с помощью многочленов, доказал закон больших чисел. А.М. Ляпунов (1857-1918) разработал современную теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров. С.О. Ковалевская (1850-1891), первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук, - автор трудов по математическому анализу (дифференциальные уравнения и аналитические функции). Академики М.В. Остроградский (1801-1861) и В.Я. Буняковский (1804-1889) сделали крупные открытия в области интегральных исчислений. Н.И. Лобачевский (1792-1856) получил всемирную известность как математик и создатель неевклидовой геометрии.

Академик В.В. Петров (1761-1834), один из первых русских электротехников, исследовал электропроводность и электрические явления в газах, в 1802 г. он открыл электрическую дугу. Б.С. Якоби (1801-1874) работал над проблемами гальванотехники (30-е годы). А.Г. Столетов (1839-1896) занимался магнетизмом и фотоэлектрическими явлениями.                       А.Н. Лодыгин (1847-1923) изобрел угольную лампу накаливания, П.Н. Яблочков (1847-1894) – электрическую свечу.

В области механики важную роль сыграли работы по теории автоматического регулирования А.И. Вышнеградского (1831/32-1895) в области металлургии – труды Д.К. (1839-1921). Важные исследования и изобретения в области воздухоплавания и создания летательных аппаратов тяжелее воздуха принадлежали А.Ф. Можайскому (1825-1890).

Астроном и математик Д.М. Первощиков (1788-1880) основал астрономическую обсерваторию Московского университета. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория. Ее первый директор В.Я. Струве (1793-1864), автор классических трудов по звездной астрономии, двойным звездам, установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Белопольскому А.А. (1854-1934) принадлежат открытия в астроспектроскопии. Ф.А. Бредихин (1931-1904) создал теорию кометных форм и происхождения метеорных потоков.

Химик Н.Н. Зинин (1812-1880) осуществил синтез анилина,                       А.М. Бутлеров (1828-1886), работавший в области органической химии, стал основоположником теории строения веществ. Д.И. Менделеев (1837-1907), автор фундаментальных исследований по химии и химической технологии, в 1869 г. открыл основной закон естествознания – периодический закон химических элементов.

Для развития гуманитарных наук много сделал Н.М. Карамзин (1766-1826), его «История Государства Российского» (1816-1829)[3]стала вкладом не только в историческую науку, но и повлияла на развитие русского литературного языка.

В XIX в. началась публикация русских летописей. В.И. Даль (1801-1872) составил «Словарь живого великорусского языка», включавший 200 тыс. слов. Славянофилы активизировали собирание и изучение русского народного фольклора.

Широкую известность получили работы правоведа, последователя теории естественного права А.П. Куницына (1783-1840), экономистов и статистов К.И. Арсентьева (1789-1865), А.И. Чурпова (1842-1908),                    И.К. Бобста (1823-1881), И.В. Вернадского (1821-1884), В.В. Берви-Флеровского (1829-1918).

В XIX в. расширяется преподавание некоторых общественных дисциплин, развиваются научные направления, школы, течения. В философии последователями Гегеля стали С.С. Гогоцкий (1813-1889),              П.Г. Редкий (1808-1891), В.Н. Чичерин (1828-1904). Позитивизм представляли К.Д. Кавелин (1818-1885) и П.Л. Лавров (1823-1900). Как направление сформировалась русская религиозная философия, представленная трудами В.С. Соловьева (1853-1900), Н.Ф. Федорова (1828-1903), писателей                  Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.

На материалистических позициях стояли революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Д.И. Писарев (1840-1868). Чернышевский – идейный вдохновитель революционного движения 1860-х годов. Автор многих работ по философии, социологии, политэкономии, этике и эстетике. Он считал, что социализм обусловлен всем ходом развития человечества. Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» и «Пролог».[4] 60-70-е годы в России – это время знакомства с работами К. Маркса и Ф. Энгельса. В первой половине 80-х годов XIX века в России уже оформилось марксистское направление.

В исторической науке наиболее влиятельной школой стала государственная, или историко-юридическая школа. Ее представители – Кавелин К.Д. и Б.Н. Чичерин, а также историк С.М. Соловьев. Обобщающие труды по отечественной истории создали С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров (1817-1885), В.О. Ключевский (1841-1911). В Москве особенно популярны были лекции по европейскому Средневековью, которые читал в Московском университете Т.Н. Грановский (1813-1911), на них съезжалась «вся Москва».[5]

3.1. РОССИЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

В первой половине XIX в. русская музыка вышла из под опеки итальянской и получила самостоятельное развитие. Показателем этого было использование композиторами, которые искали свои пути музыкального самовыражения народных мелодий, и освоение национальной тематики. Народные мелодии звучат в песнях и романсах А.А. Алябьева (1787-1851), Н.А. Титова (1800-1875), А.Л. Гурилёва (1803-1858), А.Е. Варламова (1801-1848).

Музыкальное искусство М.И. Глинки (1804-1857) отличается народностью, разнообразием музыкальных красок, реализмом. Он создал симфонические произведения «Вальс-фантазия», «Ночь в Мадриде», «Камаринская», написал около 80 произведений на стихи А.С. Пушкина, Жуковского В.А., Е.А.Баратынского. Лучшие его произведения – оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».[6]

А.С. Даргомыжский (1813-1869) продолжил традиции своего учителя М.И. Глинки. В первой его опере «Эсмеральда» проявились романтические черты. Им была создана народно-бытовая музыкальная драма «Русалка» по одноименному произведению А.С. Пушкина, написаны романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», и песни.

Основные факты музыкальной жизни – открытие консерваторий и деятельность «Могучей кучки» С середины XIX в. музыкальная жизнь  в России развивалась необычайно интенсивно. Важнейшими событиями стало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866). Этот период – расцвет творчества русских композиторов, совершенствования музыкального образования и концертной деятельности. Для совершенствования музыкального образования много сделали братья Антон и Николай Рубинштейн. Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн (1829-1894) создал «Русское музыкальное общество» в Петербурге с отделениями во многих городах, Певческую академию. Он стоял у истоков международных конкурсов пианистов. Композитор Николай Рубинштейн (1835-1881) – организатор Московского отделения Императорского Русского музыкального общества и Московской консерватории.

Традиции национальной музыкальной школы развивали композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев (1837-1910), М.П. Мусорский (1839-1881), А.П. Бородин (1833-1887), Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908).

Под руководством Балакирева композиторы «Могучей кучки» собирали и обрабатывали русские народные песни. По примеру М.И. Глинки они использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях, брали сюжеты из русской литературы. Основой оперы Мусорского «Борис Годунов» стала драма Пушкина, по повести Гоголя он написал космическую оперу «Сорочинская ярмарка». Бородин по мотивам «Слава о полку Игореве» создал оперу «Князь Игорь». Римский-Корсаков по пьесе А.Н. Островского написал оперу-сказку «Снегурочка», сюжеты произведений Гоголя легли в основу его опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством». Композиторы «Могучей кучки» создавали также произведения на сюжеты отечественной истории – это оперы «Хованщина» Мусорского, «Царская невеста» и «Псковитянка» Римского-Корсакова.

М.А. Балакирев – создатель симфонических поэм «Тамара», «Русь», «В Чехии», автор сборника «40 русских народных песен для голоса с фортепиано»[7].

Вдохновитель «Могучей кучки» - художественный и музыкальный критик и искусствовед В.В. Стасов (1834-1906), который и назвал их «Могучей кучкой». В 1862 г. композиторы «Могучей кучки» открыли бесплатную музыкальную школу, при ней создали хор и симфонический оркестр из любителей.

Рубинштейн а также А.Н. Серов (1820-1871), композитор и музыкальный критик, автор опер «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила».

Выдающимся русским композитором, славой и гордостью русской музыкальной культуры стал П.И. Чайковский (1840-1893). На сюжеты произведений А.С. Пушкина Чайковский написал оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», Н.В. Гоголя – оперы «Черевички», «Чародейка». В 1876 г. композитор создал балет «Лебединое озеро», в 1889 г. – «Спящая красавица», в 1892 г. – «Щелкунчик», в которых он выступал как новатор: в его балетах музыка – ведущий компонент балетной драматургии.

Оперы, балеты, романсы Чайковского получили мировую известность. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург раскрыл в музыке внутренний мир человека – от мягкой лиричности до глубочайшей трагедии.

Велико значение творчества таких музыкантов, как композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова (1873-1943), создавшего 1892 г. оперу «Алеко». Большая заслуга в развитии оперного искусства принадлежит певцам, солистам Мариинского театра – Ф.И. Стравинскому (1843-1902), Н.Н. Фигнеру (1857-1918) и М.И. Фигнер (1859-1952).

3.2. ЖИВОПИСЬ В XIX ВЕКЕ: «АКАДЕМИК» И «ПЕРЕДВИЖНИК»

Основным направлением в живописи в первой половине XIX века был академизм, центром которого была Императорская Академия художеств. Характерные черты академизма – библейско-мифологическая тематика, строгое следование установленным каноном и даже преклонение перед ними. Представителями академической школы этого периода были Федор Бруни (1799-1875) и Карл Брюллов (1799-1852). Грандиозное полотно Бруни «Медный змий», изображающее наказание евреев, возроптавших на Бога,  за что Бог послал на них множество ядовитых змей, отмечено выражением зловещей фатальности происходящего.

Особое место в русской живописи занимает трагическая фигура художника А.А. Иванова (1806-1858). В ранний период творчества  («Аполлон, Гиацинт и Кипарис») он дал поэтическое истолкование принципов классицизма. Связь с традициями классицистического монументализма сохраняется и в поздних произведениях художника («Библейские эскизы»), в которых он достиг необычайной глубины философских и религиозных обобщений. Большую часть жизни Иванов посвятил созданию монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-1857), сделав к ней 600 подготовительных этюдов. Евангельский сюжет художник трактует как поворотные события в истории человечества, начало его нравственного возрождения через христианскую веру.

В 1830-1840-х годах происходит постепенный отход от академизма и становление реализма в живописи. Живо и непринужденно написанным Тропининым В.А. (1776-1857) картины «Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина. С поразительной тщательностью он передает малейшие почти неуловимые  особенности лица персонажа, не пренебрегая даже аксессуарами. Выдающийся художник О.А. Кипренский (1782-1836) в живописных и графических работах стремился раскрыть сложный внутренний мир своего современника: А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Давыдова Е.В., И.А. Крылова.

«Отцом русского бытового жанра» справедливо назвали                      А.Г. Венецианова (1780-1847). В картинах «На пашне», «Гумно», «На жатве», «Пелагея» он создал портретную галерею крестьян-художников. Крестьянские образы в работах Венецианова достоверны в точных деталях, он выделяет в них природную открытость и силу. Созданные художником поэтические образы крестьянской жизни неразрывно связаны с красотой русской природы.

Жанровые полотна П.А. Федотова (1815-1852) «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» явились вершиной реализма в живописи. Персонажи его картин всегда остро характерны. Художник ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Разборчивая невеста»).

Во второй половине XIX века центральной темой в живописи становится народ, его нерадостная жизнь, тяжелый труд, борьба и страдания. В живописи утвердился реализм.

В 1863 году 14 выпускников Академии художников, протестуя против сложившихся в ней порядков, отказались от участия в конкурсе на золотую медаль и по примеру героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» организовали артель свободных художников. В 1870 г. они создали Товарищество передвижных художественных выставок.

Идейным вождем передвижников стал И.Н. Крамской (1837-1887), создавший ряд интересных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Н.А. Ярошенко (1846-1898) первым в истории отечественной живописи изобразил зарождающуюся  интеллигенцию – «Студент», «Курсистка». Обличительное направление представлено в картине В.Г. Перова (1833-1882) «Сельский крестный ход на Пасхе». Примером высшего достижения проявлений реализма в живописи являются картины И.Е. Репина (1844-1930) «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

На рубеже веков реалистические тенденции в живописи продолжили А.М. и В.М. Воснецовы. В.М. Воснецов (1848-1926) – автор лирических и монументальных эпических полотен на темы русской истории былин и сказок («Три богатыря», «Аленушка» и др.).

Важной темой передвижников стала история русского народа. Это исторические полотна В.И. Сурикова (1848-1916) («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком») и Н.Н. Ге (1831-1894) («Петр I допрашивает царевича Алексея»). Яркими пейзажистами, воспевшими красоту и величие русской природы, были И.И. Левитан, 1860-1900, («Золотой Плёс», «Вечер на Волге», «Золотая осень» и др.) и                  И.И. Шишкин (1832-1898) («Среди долины ровныя…», «Лесные дали»).

А.И. Куинджи (1842-1910) в знаменитой работе «Ночь на Днепре» впервые в истории русской живописи использовал эффекты освещения. Художника привлекали необычные моменты состояния природы, проблема передачи цветных контрактов. Богатством пленэрного колорита, жизненной свежестью отличаются картины В.А. Серова (1865-1911) «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем».

Передвижники организовали около 50 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Орле и в других городах и оказали огромное влияние на развитие искусства. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков (1832-1898), приобретая их картины в свою галерею, которую в 1892 году он передал в дар Москве.

3.3. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

В начале XIX века разновидностью классицизма, уже прочно утвердившегося в русской архитектуре, стал ампир. Основанный на синтезе европейских и русских элементов, присущих классицизму, ампир отличался декоративностью, монументальностью, олицетворял могущество государства. Крупнейшими представителями этого направления были архитекторы А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, Жилярди Д.И..

А.Н. Воронихиным (1759-1814) был построен Казанский собор в Петербурге, Горный кадетский корпус (ныне Горный институт). А.Д. Захаров (1761-1811) создатель одного из шедевров русской архитектуры – здания Адмиралтейства в Петербурге.

Творчество К.И. Росси (1775-1849) связано с Петербургом, Москвой, Тверью. Архитектор создал монументальные ампирные ансамбли, сформировавшие архитектурный облик Петербурга. Это Дворцовая площадь со зданиями и аркой Главного штаба, площадь (ныне пл. Искусств) с Михайловским дворцом (ныне Русский музей);

Архитектором позднего классицизма был В.П. Стасов (1769-1848). Для этого направления характерны торжественная монументальность, строгость, простота. При сооружении храмов и Петербурге В.П. Стасов использовал различный декор, колонны дорического ордера. По его проектам построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Петербурге.

По проекту А.А. Монферана (1786-1858) построен Исаакиевский собор – самое высокое здание того времени.

После изгнания французов  из России начинают вновь отстраивать Москву. Комиссию по восстановлению Москвы возглавил архитектор       О.И. Бове (1784-1834). При участии Бове реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота.

Д.И. Жилярди (1788-1845) довелось восстанавливать и перестраивать Московский университет, сгоревший в 1812 г., а также дворянские усадьбы. К середине века классицизм усложняется и в значительной степени утрачивает свою гармонию.

В конце 30-х годов XIX века строились здания разных архитектурных стилей прошедших эпох. Такое направление, названное эклектикой, в своем развитии прошло несколько этапов: сначала было увлечение готикой, примером чего может служить коттедж А. Менелиса в Петергофе, затем – увлечение неоготикой (церковь в Парголове А.П. Брюллова). Позднее основной чертой этого стиля стала ориентация на греко-эллинистическую архитектуру. Это Царицынский павильон в Петергофе (архитектор Штакеншнейдер А.) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. Кленце)[8].

С 40-х годов наблюдалось подражание итальянскому Ренессансу, позднему Барокко и Рококо. В стиле необорокко А. Штакеншнейдер построил дворец князей Белосельских - Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста.

В пореформенный период архитектура отличалась большим своеобразием. Все большее влияние оказывал стиль модерн, одновременно с этим присутствовало и стремление к стилизации под старину. При строительстве заводских зданий, железнодорожных вокзалов, банков «доходных» домов, торговых зданий, выставочных залов активно использовались металлические конструкции.

В конце XIX века получил распространение русско-везантийский или неорусский стиль. Здания вновь получили шатровое завершение, «узорочье» декора. В конце XIX в. в неорусском стиле были построены здания культурного, торгового и административного назначения. Это храм «Спас на крови» на Екатерининском канале в  Петербурге на месте гибели в 1881 г. императора Александра II, и здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд). А.Н. Померанцев построил Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа), Д.Н. Чичагов – здание Московской городской Думы. К. Тон завершил возведение храма Христа-спасителя, начатое в 1839 г.

В постройке жилых домов Петербурга, Москвы, других крупных городов господствовал электрический ренесансно-барочный стиль с использованием разнообразной отделки, богатством форм. Образцом такого стиля является большой жилой дом Страхового общества в Петербурге архитектора Л.Н. Бенуа (1856-1928).

3.4. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Первая половина XIX века – время складывания и выработки норм современного русского литературного языка, усиления интереса писателей к народным традициям и фольклору и начала издания памятников народного творчества.

Так, в 1830 годы писателем, лексикографом и этнографом В.И. Далем (1801-1872) были опубликованы сборник русских сказок, сборник «Были и небылицы», а в 60-е – «Пословицы русского народа», включивший более 30 тыс. пословиц, поговорок и прибауток. В 1863-1864 гг. были опубликованы четыре тома его основного труда – «Толкового словаря живого великорусского языка».

Первым реформатором русской словесности был Н.М. Карамзин, так же большая роль в этом принадлежит А.С. Пушкину. И хотя уже в XVIII в. можно говорить о существовании российских мастеров слова, только в XIX в. появляется профессия – писатель. Во второй половине XIX в. происходит расцвет творчества многих писателей, вошедших в историю не только русской, но и мировой литературы.

Различные литературные течения и школы способствовали дальнейшему становлению литературных жанров. Доминирующая роль в начале века принадлежала повести, а в конце века – роману. Создаются эпистолярный и мемуарный жанры. Усиливается интерес к внутренним переживаниям человека; это находит выражение человека в сентиментализме, а затем в романтизме, который как сталь складывается в начале XIX столетия.

Одним из основных жанров в конце XVIII – начале XIX вв. был романтизм. Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни – общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812 г. формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания.[9] Пафосом вольнолюбия и борьбы, идеей гражданского служения отечеству проникнута поэзия декабристов: К.Ф. Рылеева (1795-1826), В.К. Кюхельбекера (1797-1846), А.И. Одоевского (1802-1839). Герой поэм Рылеева «Войнаровский» и «Наливайко» - гражданин-тираноборец с трагической судьбой.

Вольнолюбивыми мотивами, близкими к поэзии декабристов, была проникнута лицейская, послелицейская и «южная» лирика А.С. Пушкина (1799-1837), в которой ярко был выражен личностный пафос великого поэта.

Романтический апофеоз личности выражен и в ранней лирике Лермонтова М.Ю. (1814-1841). Небывалая интенсивность эмоций и напряженный самоанализ – характерные черты лирического героя Лермонтова.

Существовало и другое направление в русской поэзии – элегическое. Поэтами этого направления были В.А. Жуковский (1783-1852),          Батюшков К.Н. (1798-1831), Н.М. Языков (1803-1846), Е.А. Баратынский (1800-1844). Творчество этих поэтов проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармони, они стремились достигнуть гармонии во внутреннем мире человека.

Промежуточным звеном между романтизмом и реализмом была поэзия А.В. Кольцова (1809-1842). Кольцов понтировал труд и быт крестьян, открыл русской лирике мир внутренних переживаний крестьянина, внес в поэзию стихию народной песенности («Не шуми ты, рожь», «Косарь»).

Поэзия Н.А. Некрасова (1821-1878) реалистична и гражданственна. Поэт показал безрадостную и тоскливую жизнь русской деревни и удивительные образы русских женщин. Его «муза мести и печали» особенно чутка к несправедливости, человеческой боли. Гражданственная публицистичность получила дальнейшее развитие в творчестве поэтов И.С. Никитина (1824-1861), А.Н. Плещеева (1828-1893).

Философская и любовная лирика Ф.И. Тютчева (1803-1873)отмечена раздвоенностью души и беспощадностью самоанализа; пронекновенная лирика, с ярко выраженным музыкальным началом психологической новеллы – в стихах А.К. Толстого (1817-1875); в стихах А.А. Фета (наст. Имя Шеншин, 1820-1892) – мимолетность и изменчивость чувств; чуткое восприятие природы и гармоничное слияние с ней; музыкальностью отличаются произведения Я.П. Полонского (1819-1899) и А.Н. Апухтина (1840-1893); тонкий психологизм свойственен стихотворениям И.Ф. Анненского (1855-1909). В пейзажной лирике А.Н. Майкова (1812-1897) – высокое созерцание обыкновенной русской природы.

С конца 30-х годов начинается становление реализма, основоположником которого по праву считается А.С. Пушкин. Пушкин – родоначальник и всей новой русской литературы. Его стихотворные («Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», стихи, эпиграммы, сказки) и прозаические («Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Пиковая Дама», «Капитанская дочка») произведения написаны изумительным по легкости, точности, изяществу и тонкой иронии языком. Масштаб и независимость его мышления, дар проникать в другие культуры и эпохи, способность ставить и обсуждать «вечные вопросы бытия» - о смерти и бессмертии, любви, свободе и нравственном долге, смирении и его противостоянии слепой судьбе – все это предопределило его центральное положение не только в русской литературе, но и в русской культуре в целом.

Возникновение «натуральной школы» и критического реализма связано с именем Н.В. Гоголя (1809-1852), для творчества которого была характерна ярко выраженная критическая направленность, особенной ярко проявившаяся в повести «Шинель» с ее темой униженности «маленького человека». Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор».

В поэме-романе «Мертвые души» осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека, создании вечных человеческих типов.

Основатель русской литературной критики В.Г. Белинский (1811-1848) проповедовал принципы реализма, демократизма, народности. Поставив во главу угла критику существующей действительности, он сформулировал принципы «натуральной школы» - реалистического направления в русской литературе.

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». Это повествование об эпохе и человеческих судьбах. Реалистическая тенденция получила свое выражение и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», отмеченном социальной рефлексией и психологическим содержанием.

В романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов» судьба главного героя раскрыта не только как социальное явление («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Как существенная коллизия русской жизни «предстает конфликт между «реализмом» и «романтизмом» в романе «Обыкновенная история.»[10].

Замечательным мастером классического реалистического романа был И.С. Тургенев (1818-1883). В романах «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Дым», «Новь» Тургенев описал жизнь и идеалы нового поколения разночинной интеллигенции 50 – 70-х годов ХIХ в., конфликт «отцов» и «детей», «хождение в народ».

Вершиной критического реализма стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Длительный период русской жизни – от начала ХIХ в. до начала ХХ в. – представлен в его романах. В эпопее «Война и мир» писатель воссоздает жизнь различных слоев русского общества в войну 1812, патриотический порыв народа, пути духовного самоопределения личности. Роман «Анна Каренина» - о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной» страсти, о разрушении семейных устоев, роман «Воскресение» - непримиримая критика общественного устройства, всего жизненного уклада «образованных классов».

Мастер психологического романа Ф. М. Достоевский (1812-1881) в произведениях «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бесы» через изображение «глубин души человеческой»раскрывал тяжелейшие личные и общественные конфликты переходной эпохи в жизни России, показал мучительные поиски истины, Бога и гармонии.

Великолепными образцами сатирического жанра являются произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). Писатель создал сатирический образ российской бюрократии как порождение самодержавно-крепостнического строя («Пошехонская старина», «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши».).В «Истории одного города», пародируя официальную историографию писатель создал галерею гротескных образов градоправителей; в знаменитых «Сказках» в образах «Премудрых пескарей» - нравы нового для России класса – буржуазии. Социально-психологический роман «Господа Головлевы» - о духовной и физической деградации дворянства.

Новая стадия развития реализма нашла наиболее яркое выражение в творчестве А. П. Чехова (1860-1904), автора фельетонов, коротких юмористических и «гнетущих» рассказов, новаторских пьес. Мысль о гибели человека под бременем тусклой обыденщины явилась ведущим мотивом в его новеллах «Человек в футляре», «Палата №6».

А. П. Чехов, тонкий психолог, мастер подтекста, сочетавший юмор и лиризм, написал пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Тир сестры», «»Вишневый сад , проникнутые особой тревожной атмосферой предчувствия грядущей катастрофы. Писатель создал новую структуру драматического действия, способную включить в себя любые проявления жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих лиц, а развитием ключевых тем, настроений, «подводным течением», иронией и лирической символикой. Пьесы Чехова оказали значительное влияние на развитие отечественной и мировой драматургии.

С литературой неразрывно связано развитие отечественного театра. В начале века на русской сцене действовали каноны классицизма с присущей ему парадностью, риторичностью, а в репертуаре преобладали пьесы с мифологическими сюжетами. Но уже в 20-30-е годы преобладал романтизм с трагедийной тематикой. Замечательные драматические образы создали в Александрийском театре актеры В. А. Каратыгин (1802-1853), П. С. Мочалов (1800-1848).

Постепенно в драматургии стали преобладать реалистические традиции. Этому способствовала драматургия  А. С. Грибоедова (комедия «Горе от ума»), А. С. Пушкина (драма «Борис Годунов»), Н. В. Гоголя (комедия «Ревизор»).

Эти и другие пьесы ставились в Московском Малом и Петербургском Александрийском театрах. Яркие образы создавали в малом театре выдающийся актер, бывший крепостной М.С. Щепкин (1788-1863), а в Александрийском театре – актер А.Е. Мартынов (1816-1860), сын крепостного крестьянина[11].

Во второй половине XIX в Московский Малый и Петербургский Александрийский театры по-прежнему оставались центрами театральной жизни. Центральное место в репертуаре Малого театра заняли комедии и социально-психологические драмы А.Н. Островского (1823-1886). В своих пьесах Островский вывел галерею типов – от охваченных страстью к деньгам самодуров – купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок («Свои люди – сочтемся!», «Доходное место», «Гроза» и др.). Драматург с большим сочувствием изображал ремесленников, трудовую интеллигенцию, бедных мещан, провинциальных актеров («Бесприданница», «Лес» и др.). его комедии и социально – психологические пьесы заложили основу национального репертуара российского театра.

На развитие переформенного театра огромное влияние оказали талантливые актеры: актеры Малого театра Пров Садовский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский, актеры Александрийского театра Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов.

В 70-е годы стали создаваться частные театральные кружки и театры. По инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна (1835-1881) из талантливой молодежи был создан Артистический кружек, в 1872 г. режиссер и драматург А.Ф. Федотов открыл в Москве «Народный театр». Позднее были созданы: «Пушкинский театр» артисткой Московского Малого театра А.А. Бренко и «Русский драматический театр» антрепренером         Ф.А. Коршем.

В 1882 г. была отменена монополия «императорских» театров, что оказало положительное влияние на развитие провинциальных театров, основание частных и «народных театров».

В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немировичем-Данченко был открыт Московский художественный театр (МХТ, МХАТ). Основатели его ставили цель «… создать первый разумный, нравственный общедоступный театр…».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского университета были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры.  Щепкин, Мочалов - актеры. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.  А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют "Золотым веком" русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

В ХIХ в. впервые больших и серьезных успехов добилась отечественная наука. Исследования российских ученых – математиков, физиков, химиков, биологов, астрономов, географов – внесли существенный вклад в развитие мировой научной мысли. Особое значение в ХIХ столетии приобрели математика и естествознание. Школы российской научной мысли, создание в это время, подготовили базу для развития отечественной техники и технологии ХХ в.

Итак, ХIХ век – «золотой век русской культуры» - уникален и многоаспектен. Русская цивилизация ХIХ в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом.

Это было время нравственно-философских поисков свободы и справедливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новый общественный слой – интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная культура протеста и инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа – вплоть до принятия за него мучительной смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век оставил ее в наследство веку ХХ. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х-начала ХХ века М., 1989.

2.               

3.               

4.               

5.               

6.                .

7.                Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 - 759 с.

8.               

9.                Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2002 – 269 с.

10.          


[1] Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М., 1997. с. 7

[2] Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики,1999 с. 268

[3] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 с. 508

[4] Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат., 2002. с. 115

[5] Лучшие рефераты по культурологи/Сост. А. Коваленко. Серия «Банк Рефератов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 с. 93

[6] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Н.О. Воскресенской – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003 с. 509

[7] Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х-начала ХХ века М., 1989. с.36

[8] Фофанов В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе // Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – № 1. с. 348.

[9] Гуревич П.С. Философия культуры. М. Аспект прсс. !995. с. 115

[10] История народных промыслов. М., 1937 – с.56.

[11] Культура и искусство древней Руси. Сборник. М., 1969 – с. 93.