Культурный человек античной Греции
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК
Много есть чудес на свете,
Человек – их всех чудесней.
Он зимою через море
Правит путь под бурным ветром
И плывет, переправляясь
По ревущим вкруг волнам.
Землю, древнюю богиню,
Что в веках неутомима,
Год за годом мучит он
И с конем своим на поле
Плугом борозды ведет.
Муж, на выдумки богатый,
Из веревок вьет он сети
И, сплетя, добычу ловит:
Птиц он ловит неразумных,
Рыб морских во влажной бездне,
И зверей в лесу дремучем,
Ловит он в дубравах темных,
И коней с косматой гривой
Укрощает он, и горных
Он быков неутомимых
Под свое ведет ярмо.
Мысли его – они ветра быстрее;
Речи своей научился он сам;
Грады он строит и стрел избегает,
Колких морозов и шумных дождей;
Все он умеет…
Софокл. Антигона, 340-366
Введение
Согласно античному мировоззрению, человек – игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же мера всех вещей, достойный предмет искусства. Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с античностью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом.
Слово «античный» происходит от латинского слова «antiquus» - «древний». Поэтому античная литература – это (по значению определения) просто древняя литература. Однако принято называть античной не древнюю литературу любой страны – Индии, к примеру, Китая или Египта, а только литературу Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреческая и латинская литература выделены потому, что в истории европейской и русской культуры они сыграли особую роль.
Эллинизм – это слово невольно порождает у всех, кто его произносит, ощущение сложности, противоречия и даже запутанности. Начало эпохи эллинизма было положено в 334 – 324 гг. до н. э. завоеваниями Александра Македонского, сокрушившими персидское царство династии Ахеменидов и ранее самостоятельные греческие государства, подчинившими единой власти
огромные территории Эллады, Египта и Востока, вплоть до индийских пределов. Дальнейшая история эллинизма – это история государств, и прежде всего обширных монархий, образовавшихся из империи Александра. Эта история заканчивается в 1 в. до н. э. римским завоеванием.
О новых связях в мире, где властвует деспот, а под его пятой – в сложнейших сплетениях относительной свободы и полного бесправия, шовинизма и национального сопротивления, контрастах богатства и нищеты клубиться жизнь подданных то рождающихся, то рушащихся эллинистических монархий.
Античность заложила фундамент европейской цивилизации, культура которой до сих пор испытывает влияние того мощного интеллектуального заряда, который возник в Элладе в VI веке до н. э. Наследие древней Греции ассоциируется прежде всего с гуманизмом, соединившим культурные и нравственные ценности, недаром даже названия этому понятию дало латинское слово. Мы нередко забываем о том, что науки, связанные с изучением особенностей человека и норм общения, берут свое начало в античном мире – этика, психология, педагогика, философия, социология, политология.
Известно, что множество русских личных имен, как и отыменных фамилий, происходят из греческого языка и в этом языке имеют свое значение. Из греческого языка происходят такие широко употребительные имена, как Татьяна – учредительница, Ирина – мир, тишина, покой (комедия
Аристофана «Мир» по-гречески называется «Eirene»), Елена – пленяющая («имя Елена – тлен и плен» - так этимологизирует имя знаменитой красавицы, из-за которой началась Троянская война, Эсхил – «Агамемнон», 690-5), Екатерина – чистая, Ксения – чужая, Зоя – жизнь, Федор – божий дар, Андрей – мужественный, Алексей – защитник, Василий – царский и т.д.
Мы постоянно поизносим греческие слова, оперируем античными понятиями, стремимся к идеалам, зародившимся в далеком прошлом. Античность властно вторгается в современность. Так, оживленно обсуждаются проблемы демократии – народовластия, зародившегося в древней Греции, термина, переводимого как власть народа. Однако из наиболее горячих тем наших дней – экономика, возникшая как самостоятельная дисциплина в Элладе и получившая там свое название. Немало страстных тирад произносится против демагогов – людей, у которых слово расходится с делом (явление, особенно опасное при управлении государством). Демагоги были сущим бичом афинской демократии в конце V в. и в IV в. до н. э. несмотря на то, что прошло около двух тысяч лет, а этот бич до сих пор «бьет» европейский и русский народ.
Античность наложила свой отпечаток и на наш быт. Мы спим на кроватях, сконструированных и названных так ремесленниками древней Греции, смотрим на витрины – специально оборудованные, не подозревая, что в основе их названия лежит латинское слово, обозначающее стекло,
искусство приготовления еды – кулинария – берет свое название от латинского корня. Даже произносимое иногда в сердцах выражение «идиот» восходит к древней Элладе; некогда оно употреблялось для обозначения всего, что принадлежало к частной, негосударственной сфере, но затем приобрело и политический оттенок.
Разумеется, античность оставила нам наследие всякого рода – и позитивное, и негативное. Понятие «человек» в основном совпадало там с понятием «гражданин»; лица же, не обладавшие этим статусом, неизменно подвергались ущемлению как человеческого достоинства, так и своих юридических прав. Если обратиться ко многим проблемам современности, станет ясно, что они берут свое начало в древнем мире.
1.1. ВОСПИТАНИЕ ВЕДЕТ К ДОБРОДЕТЕЛИ
На протяжении своей истории древние эллины испытывали и тяготы войны и блага мира. Постоянная военная практика, необходимость быть всегда готовым к защите своего государства сформировали у греков убеждения, что долг человека и гражданина состоит прежде всего в готовности отдать жизнь за отчизну, умереть, но не отступить, не нарушить приказа, особенно прославились стойкостью, отвагой, безоговорочным повиновением военачальникам спартанцы, имевшие в Элладе репутацию бесстрашных и дисциплинированных воинов.
Греки были убежденны, что наиболее полно личность осознает себя и раскрывает в политической деятельности, что каждый человек может и обязан играть активную, а не пассивную роль в обществе. Не случайно поэтому в системе ценностей любого эллинского государства основное внимание уделялось правилам жизни и поведения индивида в общественной сфере, понятию долга и тем средствам, при помощи которых в сознании людей формировался образ гражданина. Но имелось в виду не слепое выполнение долга, а сознание его. Источники демонстрируют, что здесь греки достигли высокого уровня гражданственности и, как правило, были безукоризненны в выполнении своих обязанностей.
Спартанский и афинский методы воспитания отличались уже с самого рождения ребенка. Омыв новорожденного, в Спарте его оставляли нагим, а в Афинах заворачивали во что-нибудь теплое. Не умевшие еще ходить детей у афинян держали в небольшом корытце и качали в колыбели. Пока дети оставались при матери (обычно до шести лет), у афинян они ходили в рубашке, а у спартанцев в одной накидке. Для предохранения от всякой порчи на детей сразу же после рождения надевали амулеты. Забавляли их разными играми и игрушками, за шалости били подошвой, прутом или ремнем.
В Афинах девочек на пятом (иногда на десятом) году жизни посвящали богине Артемиде. С этой поры их называли «медведицами», они должны были носить одежду шафранного цвета, сидеть дома почти безвыходно и заниматься хозяйством.
Почетной обязанностью полноправного гражданина бала прежде всего защита своего государства, перед нею отходили на задний план все остальные помыслы и побуждения. Необходимо заметить, что эллины не только декларировали патриотические принципы – они умели и словом, и делом воздать должное тем, кто пал на поле боя, защищая свободу и независимость своего полиса. Убитых воинов хоронили за государственный счет, их имена окружались всеобщим уважением и почетом, их подвиги описывались в речах государственных деятелей и воспевались поэтами. И здесь прошлое дает людям наших дней уроки подлинного гуманизма и высокой этики: считалось необходимым не только превозносить умерших
героев, но и выражать благодарность за их воспитание родителям, соболезновать в постигшей их тяжелой утрате. Государство брало на себя заботу о семьях тех, кто защищал родную землю.
Возникают представления о том, что суть жизни, самое важное и ценное в мире заключается совсем не в том богатстве, которым полны эллинские города, не просто в здоровье тела и духа человека, а в некой иной сфере. Вряд ли все эти новые меры истории выглядели в глазах современников чем-то совершенно загадочным. Скорее и чаще всего они вполне осязательно и предметно в духе античного миропредставления олицетворяли шаги истории в замыслах и действиях.
Эллины совершенно справедливо полагали, что от того, как будет воспитано потомство, зависит будущее общества. Вопросы воспитания были постоянной темой для раздумий даже не столько родителей, сколько государственных мужей, философов, драматургов; шли неустанные поиски оптимальных форм образования (продолжающиеся, как известно, до сих пор). Принципы организации государства, философские учения как бы встраивали воспитание в свою структуру, детали его составной частью системы, что и приводило к появлению и в теории, и на практике самых разных точек зрения.
Платон, хотя и отрицательно относился к афинской демократии, разрабатывая теорию идеального государства, исходил из практики своего родного полиса. Его работы показывают, что воспитание там трактовалось прежде всего как формирование нравственности, помогающей человеку не уронить себя ни в дни побед, ни в дни поражений, быть достойным гражданином, обладать вместе с тем знаниями, иметь определенный лоск. Принципы воспитания, выработанные в Спарте, которая была антиподом Афин, формировали иные качества и готовили к иному образу жизни, своеобразие которого вызывало в Элладе очень неоднозначную реакцию. Кроме поклонников суровых методов, создавших особый тип поведения и мировоззрения, находились и противники, подвергавшие, подобно Исократу, резкой критике поощрение воровства как способа воспитания у детей навыков выживаемости. Какие бы пути не вели к образованию, польза его для греков представлялась несомненной. Систематическое развитие ума, приобретение знаний и культурных навыков были для них идентичны понятию «цивилизации», обеспечивали преемственность между прошлым и настоящим, регулировали отношения между людьми. И самым страшным наказанием считалась невозможность приобщиться к этим благам.
«…Могучие духом, способные довести до конца начатое дело, они, если получат образование и научатся, в чем заключается долг человека, становятся отличными, в высшей степени полезными деятелями: они делаются величайшими благодетелями человечества. Но, оставшись без образования, невеждами, они бывают очень дурными, вредными людьми: не
будучи в состоянии разобраться, в чем заключается долг человека, они часто занимаются преступными делами.»
Ксенофонт
Понятие «образование» помимо глобального имело и более узкое значение: обучение чтению, письму, музыке, счету. С 7 лет в сопровождении педагога (в греческом языке так обозначался не учитель, а приставленный к мальчику наставник – что-то вроде дядьки) ребенок начинал ходить в школу, где изучал сначала азы науки, а потом – более сложные понятия. Отношения между учителями и их подопечными далеко не всегда являли желанную гармонию и приводили к нужным результатам. Пример Александра Македонского, достойного ученика своего наставника Аристотеля, был для греческой системы образования скорее исключением, нежели правилом. Нередко преподаватель не обладал нужной квалификацией, да и вообще его профессия не относилась к разряду почтенных – иначе трудно объяснить возникновение поговорки: «Он или умер, или стал учителем».
«…Мало следить, чтобы юноши не увлекались едой и питьем; надо еще приучать их к мысли, что при чтении и слушании они прежде всего должны искать целительное и полезное, а наслаждение при этом получать небольшими порциями, словно вкусную приправу.»
Плутарх.
1.2. «В КАЖДОМ ДЕЛЕ ПОЛАГАЙСЯ НА БОГОВ»
Когда речь заходит о религии древних греков, наш современник сразу же вспоминает мифы о богах и героях, светлый Олимп и обитавшие там божества. Это наиболее известная часть религиозного мировоззрения эллинов, однако, она походит на надводную часть айсберга, всем видимую и легко обозримую. Существует и подводная часть айсберга – религиозные догмы в практической жизни, идеологии, политике, индивидуальная вера и официальная полисная религия. В рамках государства, а нередко и в одном человеке уживаются вера и неверие, неукоснительное исполнение обрядов и раздумья о природе богов.
Этические нормы Греции были теснейшим образом связаны с религией. Люди верили, что небожители следят за порядком на земле, соблюдением установленных законов, вознаграждают за добро и карают за зло. Существовало убеждение, что ответственность за свои поступки человек несет не только в земном, но и в загробном мире. Не принимая безбожия, эллины не жаловали и другую крайность – мракобесие и суеверие. Равным образом не одобрялись и претензии знаменитых государственных деятелей и полководцев приобщиться при жизни к сонму богов и учредить культы собственных персон. Немало язвительных слов было произнесено и в адрес всякого рода шарлатанов, морочащих доверчивых людей.
Археологи нашли интереснейшие свидетельства проникновения религии в повседневность. Благодаря табличкам, которые верующие оставляли в храмах, стало известно, с какими именно вопросами обращались люди к богам, какой помощи ожидали от них. На первом месте стояли, пожалуй, заботы о собственном здоровье, о потомстве, о безопасности морских путешествий, но встречаются и более альтруистические молитвы – озабоченность судьбой родственников и друзей.
«В каждом деле полагайся на богов. Не раз людей,
На земле лежащих черной, ставят на ноги они.
Так же часто и стоящих очень крепко на ногах
Опрокидывают навзничь, и тогда идет беда.
Бродит он тогда по свету, нет ни разума, ни средств…»
Архилох
Трудолюбие и вдохновение эллинов оставили в наследие современному миру шедевры зодчества, прекрасные статуи. Археологи во множестве находят великолепно сделанные предметы домашнего обихода, украшения, орудия труда. В источниках постоянно упоминается о кипучей деятельности греческих полисов, но вместе с тем о труде старались говорить поменьше: он считался занятием не слишком престижным. Если сельскохозяйственные работы все же признавались основой существования государства, ассоциировались со стабильностью и прочностью, то труд
ремесленников греческими интеллектуалами решительно осуждался: считался делом, недостойным гражданина.
Художники и ваятели искали у публики одобрения и признания своих произведений, но вместе с тем понимали всю условность мнения толпы и власть имущих. Эта двойственность восприятия была прекрасно передана Плинием Старшим в рассказе о прославленном художнике Апеллесе, который имел обыкновение выставлять на балконе свои картины и, прячась за ними, прислушиваться к замечаниям прохожих, утверждая, что народ более строгий, чем он.
Олимпийские игры – один из немногих элементов античного образа жизни, занявший почетное место в современном мире. Четыре самых знаменитых спортивных праздника Эллады – Олимпийские игры, Пифийские, Немейские и Истмийские игры – многократно описаны в специальных исследованиях и популярных книгах.
Условия участия в состязаниях, их правила, безусловно, свидетельствуют, что к участникам соревнований предъявлялись высокие нравственные требования. Одобрения зрителей не могли заслужить самые совершенные физические данные, если они не сочетались с безукоризненной честностью. Сама система отбора претендентов строилась по принципу справедливости и умения точно соблюдать установленные нормы.
Сохранилось немало свидетельств восторженного отношения к олимпийским победителям. Каждый полис считал для себя величайшей честью, когда его гражданин удостаивался высшей спортивной награды. Герой, вернувшийся домой с олимпийским венком, облачившись в пурпурную одежду, въезжал в город на колеснице, там его ожидали восторженные сограждане.
Однако постепенно, по мере возрастания профессионализма в состязаниях, стали появляться люди, жизнь и кругозор которых замыкались в рамках спортивных игр. Параллельно с этим процессом развивалось и критическое отношение к культу силы и физического совершенствования как самоцели. Все чаще стали звучать настойчивые напоминания о том, что развитие тела и заботы о нем не могут занимать главенствующее место в системе ценностей как личности, так и государства.
1.3. «ПОУЧИСЬ ДЕРЖАТЬСЯ НА ПИРУ»
В Элладе свято чтился обычай гостеприимства. В гомеровской Греции нормы поведения предписывали давать приют путникам и чужестранцам, делиться с ними едой, выказывать интерес и участие. В классическое время совместная трапеза была связующим звеном между людьми одной профессии, или одних интересов, или живущих по соседству. Иногда она происходила дома, иногда в специально нанятом помещении, бывало, что каждый участник приносил свою долю еды в корзинке, т.е. устраивалась складчина. Больше всего ценилось общение; недаром существовало мнение, что обед в одиночестве – не обед, а кормежка.
Для представителей верхушки общества организация пиров была признаком их общественного статуса и богатства. Ценились изысканные яства и тонкие вина, но без интересной беседы, остроумных шуток, музыки, выступления певцов, танцовщиц, актеров такого рода сборища считались неудачными. Редкое пиршество обходилось без прихлебателей и шутов, развлекающих и потешающих гостей, однако часто обсуждались и серьезные философские вопросы. В литературе даже появились произведения, в которых сложные проблемы этики и политики представлены в форме диалогов участников пира; в подобном жанре писал Платон, Ксенофонт, Плутарх, Лукиан.
Естественно, что для столь распространенной формы досуга существовали правила поведения, излюбленные темы застольных бесед, популярные песни, которые надлежало знать и уметь исполнять. Все это определяло уровень образованности человека. Ценилось умении вести непринужденную беседу, обсуждая охоту, лошадей, спортивные состязания, различные новости.
Собираясь на совместную трапезу, греки отдавали должное вину, употребляя его в довольно больших количествах, особенно славились виноградники островов Родоса, Самоса, Коса и Хиоса. Пить вино чистым, т.е. не разбавленным водой, считалось признаком варварства и бескультурья. Невоздержанность в питье порицалась общественным мнением; если же пьяные скандалы происходили на улицах, то дело разбиралось в суде и виновных приговаривали к денежному штрафу.
«Пьяных сборищ остерегайся более всего: если же когда-нибудь тебе случиться присутствовать на таком собрании, встань и уйди. Не дожидаясь опьянения. Ведь когда рассудок затуманиться вином, с ним случиться то же самое, что с колесницами, потерявшими возничих: как те несутся в беспорядке, лишившись людей, которые ими управляли, так и душа часто сбивается с правильного пути, когда рассудок помутиться.»
Исократ.
2.1. АФИНЫ И СПАРТА – РАЗЛИЧИЯ И СХОДСТВА
Для воссоздания и понимания идеалов, представлений, привычек, образа жизни древнего грека необходимо бросить хотя бы беглый взгляд на историю и законы развития Эллады, пути и средства распространения греческой культуры.
Первоначально греческое общество имело структуру, очень похожую на восточные деспотии. В III - II тысячелетиях на острове Крите и в некоторых районах материковой Греции процветали могущественные царства, управлявшиеся единовластными правителями. Все они были разрушены в результате завоеваний: погибли в пламени пожаров дворцы, взяты штурмом казавшиеся неприступными крепости. Катастрофы были вызваны грандиозными перемещениями различных племен.
Первоначальное развитие греческого общества, в основе которого лежала традиционная для Востока схема царя и подданных, громоздкого бюрократического аппарата, больших хозяйств, было прервано. Отброшенная миграциями и завоеваниями на несколько столетий назад Эллада как бы перегруппировала силы для того, чтобы начать все сначала и пойти по другому пути. В результате длительных подспудных процессов в XI – IX вв. до н.э. в недрах родовой организации стали возникать тенденции, которым впоследствии предстояло оформиться в принципиально новую государственную форму, получившую название полиса.
Население городов на протяжении долгого времени состояло из двух категорий граждан. Были благородные, потомки первых поселенцев страны, члены кланов. Эти благородные, они же и богатые одновременно, обрабатывали земли большей частью сами с членами своего «дома». Но к этому времени первоначальное владение предков уже не составляло коллективной собственности всего клана, однако земля, поделенная между родственниками, оставалась неотчуждаемой: она не могла перейти к другой семье ни в дар, ни посредством купли-продажи или в качестве преданного. «Собственность должна оставаться в семье» - таков незыблемый принцип. К этой знати, эвпатридам, принадлежали в Афинам, или, вернее, в Аттике, примерно пятьдесят родов. Но помимо них внутри город жило множество народа, существовавшего там за счет богатых – «свободные» труженики – мелкие крестьяне. Тут были всевозможные ремесленники, работавшие на материале, принадлежавшие эвпатридам.
Что касается торговцев, то это был наиболее умеренный и самый изворотливый слой афинского народа; торговцы более всех были готовы вести переговоры, но зато они решительнее всех других хотели добиться участия в решении городских дел. Им уже надоело соглашаться с решениями, принятыми помимо них, одними эвпатридами, но касающимся как их частной, так и общественной жизни. Они – граждане и не хотят, чтобы их гражданские права были лишены всякого реального содержания. Именно
объединение обеих плебейских партий – союз ремесленников и купцов с мелкими крестьянами и батраками – решило в их пользу в конечном счете исход вековой борьбы низших классов против земельной знати.
Эти изменения произошли в предельно сжатые сроки и стали временем коренных сдвигов во всех областях жизни. Перестраивалось производство: быстро развивались виноградарство и оливководство, укреплялось крупное земледелие, ремесло отделилось от сельского хозяйства, были сделаны крупные достижения в металлургии и обработке металлов, особенно интенсивно развивалась керамическая отрасль. Корабли эллинов стали бороздить бассейн Средиземноморья, способствуя торговому обмену и основанию греческих поселений за пределами Эллады – таким путем решалась проблема малоземелья в Греции.
Формирование полисов шло по всей Элладе относительно синхронно, однако уже с самого начала наметилось множество вариантов, основными из которых признаются спартанский и афинский.
Афины и Спарта – два антипода - возглавили два крупнейших объединения греческих полисов – Афинский морской союз и Пелопонесский союз.
а) Первоначально развитие Спарты не отличалось от других греческих государств, однако относительно демократическая обстановка резко изменилась после одной из завоевательных войн. В обществе произошли изменения, в результате которых образовалось государство «казарменного типа», отгородившееся от внешнего мира жесткими ограничениями на въезд и выезд, ведущее постоянную войну с любыми инновациями.
Спарта создала свой ни на кого не похожий образ гражданина. Государство это сознательно изолировало себя от других, явно страдало ксенофобией (боязнью иностранцев), признавало науки и искусство лишь в очень узком, сугубо практическом варианте. Недостатки спартанцев были хорошо известны в Греции и нередко давали повод для порицаний и насмешек, однако эллины отдавали должное умению лакедемонян вести аскетический образ жизни, их правдивости, бесстрашию. Спартанцы прославились прежде всего как люди дела и бесстрашные воины, умиравшие на поле брани, но не отступавшие перед врагами, беспрекословно повиновавшиеся своим военачальникам.
Высшим органом государственной власти считалось народное собрание (апелла), имевшее довольно широкие полномочия, однако оно могло либо принимать, либо отвергать законопроекты, предложенные советом старейшин (герусией) или коллегией эфоров. Оба этих института играли в спартанском государстве решающую роль. Члены герусии избирались из среды аристократии, должность считалась пожизненной. Эфоры избирались апеллой на год. Их коллегия обладала огромной властью. В Спарте существовал также институт царской власти, два царя входили в
герусию, на войне они исполняли обязанности главнокомандующих с неограниченными полномочиями.
«Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определенно через участие в суде и власти. Некоторые из должностей бывают временными: один и тот же человек либо вообще не может занимать их вторично, либо может занимать, но лишь по истечении определенного времени; относительно же других ограничения во времени нет – сюда относятся участие в суде и в народном собрании».
Аристотель. Политика, III, 1
Спарта возглавляла союз государств, расположенных на Пелопонесском полуострове.
«Я воздаю, конечно, хвалу всем эллинам, живущим в дорийских областях. Однако то, что я хочу тебе поведать, относиться не ко всем им, но только к лакедемонянам. Прежде всего они никогда не примут твоих условий, которые несут Элладе рабство. Затем они будут сражаться с тобой, даже если все прочие эллины перейдут на твою сторону. Что же до их численности, то не спрашивай, сколько у них боеспособных воинов. Ведь если их выйдет в поход тысяча или около того, то все равно они будут сражаться! …в единоборстве они сражаются столь же храбро, как и другие народы, а все вместе в бою они доблестней всех на свете. Правда, они свободны, но не во всех отношениях. Есть у них владыка – это закон, которого они страшатся гораздо больше, чем твой народ тебя. Веление закона всегда одно и тоже: закон запрещает в битве бежать перед любой военной силой врага, но велит, оставаясь в строю, одолеть или самим погибнуть».
Геродот. История, VII, 102-104
б) Воплощением двух разных политических систем, образа жизни и психологии были Афина и Спарта. Афины, оплот демократии, центр просвещения Эллады, неоднократно воспевались поэтами. История Афин представляет собой классический пример развития греческого полиса. Родовая знать, закрепив за собой привилегии, образовала особую группу – эвпатридов («имеющих благородных отцов»), экономическое могущество которой основывалось на владении плодородными землями.
Афиняне гордились своим городом, самым древним, самым стойким и мужественным, самым культурным и просвещенным, не раз вставшим на пути иноземных вторжений в Элладу, защищавшим не только собственную независимость, но и свободу остальных эллинов. Афинский гражданин в глазах греков имел и негативные свойства: ему ставили в вину интеллектуальное высокомерие, преувеличенное мнение о своей особе, склонность пренебрегать мнением и интересами других.
Наиболее яркая и интенсивная фаза развития Афин связана с именем Перикла, при котором произошло размежевание демократии на умеренную и
радикальную. Представители первого направления во главе с Периклом полагали, что бедные граждане должны принимать участие в общественной жизни, но направлять политику государства следует избранным народом руководителям, имеющим надлежащую подготовку, выходцам из богатых и знатных семей. Сторонники второго направления ратовали за усиление демократизации государства путем увеличения помощи беднякам, более агрессивную и жестокую внешнюю политику, направленную на обеспечение приоритета Афин в эллинском мире. Перикл и его сторонники одержали вверх.
Афинская политическая система обеспечивала гражданам возможность политической активности путем оплаты деятельности должностных лиц, пенсии инвалидам, угощения во время государственных и общественных праздников, «зрелищных денег» для посещений театральных представлений. Граждане освобождались от уплаты прямых налогов, но богатые были обязаны регулярно тратить значительные средства на военные и общественные нужды – литургии.
Лишенными какой-либо защиты оказались рабы, благодаря труду которых в значительной степени существовало и процветало Афинское государство. Раб не имел имущества, семьи, юридической правоспособности и был частью имущества своего господина. Ущерб и увечья, причиненные чужому рабу, карались как ущерб его хозяину.
«Величие города Афин особенно заслуживает уважения и вызывает чувство благодарности к ним за их благодеяния людям. Ведь они первые познакомили эллинов с цивилизованным образом жизни, который сами узнали от богов и употребили его для всеобщего пользования. Они открыли законы, благодаря которым общая жизнь из жестокой и полной насилия превратилась в упорядоченную и справедливую. Они первые, спасая изгнанников, ввели в отношении просителей обычаи, получившие силу закона для всех людей».
Диодор. Историческая библиотека, XIII, 26, 2-3
Два политических и экономических антипода соперничающих из-за лидерства в Греции, неизбежно должны были столкнуться в борьбе из-за сфер влияния. В конце 30-х гг. V века до н.э. отношения крайне обострились и вылились в вооруженный конфликт, известный под названием Пелопонесской войны, ставшей самой затяжной в греческой истории и длившейся 27 лет (431-404 гг. до н.э.). Обе стороны были готовы к ней, верили в свои силы и надеялись на скорую победу. Победу одержала Спарта.
Как показали сочинения греческих мыслителей, идеи пацифизма считались подходящими лишь для Эллады: осуждались распри между полисами; война же с иноземцами (варварами) считалась делом патриотическим и доходным.
2.2 «Я – ЖЕНЩИНА, УМА НЕ ЛИШЕНА»
Греки изобрели демократию – слов нет! но они придумали и некоторые ограничения внутри нее. Эти ограничения сильно сказались с самого начала на значимости и действенности того «народовластия», за которое народ столько боролся. Более того, эти ограничения поставили такие жесткие преграды демократии, что она не смогла развиваться, они сразу приостановили всякую возможность прогресса.
Отношение к женщине в Греции было двойственным. С одной стороны, она признавалась неотъемлемой частью общества, с другой – не играла в нем сколько-нибудь заметной роли. Философы Платон и Аристотель не отказывали женщине, хотя бы гипотетически, в умении мыслить. В особую заслугу супруге становилось умение не вмешиваться в дела мужа, а высшей добродетелью почиталось молчать.
Скептическое отношение к возможности и целостности политической активности женщины вовсе не означало ее полной изоляции от полисных проблем. Эллины хорошо понимали, что некоторые экстремальные для государства ситуации были особенно тяжелы для их матерей и жен.
«Мы женщинами рождены, и нам с мужчинами не спорить – помни это. Над нами сильный властвует всегда…»
Софокл. Антигона, 60-62
Во всех греческих городах (кроме Фив) отцу семейства было предоставлено право избавляться от своих детей при рождении как ему заблагорассудится. Чуть не ежедневно можно было видеть новорожденных, брошенных на обочинах дорог, иногда на ступеньках храмов. Во всех городах греческого мира (кроме Афин) глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам. В Спарте придумали еще лучше: в знатных семьях братья брали себе одну жену на троих или четверых. Повсеместно в Греции, кроме Эолии, начиная с первых веков истории женщины находились в положении, близком к рабскому. Супруга нужна лишь для того, чтобы расчетливо вести хозяйство и рожать детей, желательно мальчиков, которые нужны хозяину. Куртизанки же играют на флейте на перекрестках, танцуют на пирах философов или же услаждают ночи своих повелителей. Говорить ли о рабынях!...
Как в отношении рабов, так и в отношении женщин Греция страдала серьезной болезнью «дискриминацией», хотя и не основанной на расовых предрассудках, но оказывающей такое же пагубное влияние, как и расизм.
Поносил женщин поэт Симонид Аморгский в заслужившей печальную известность поэме, где он педантически делит женщин на десять категорий, придавая каждой черты животных. Есть женщины, происходящие от свиньи: у нее не убран дом, все валяется, сама не мытая, в нестиранной одежде. Если
женщина-лиса, вся – хитрость и уловки, женщина – собачья дочь, болтунья и сплетница, она лает без устали, так что муж не может заставить ее замолчать, даже выбив ей зубы камнями. Если женщина ленивая, ее так тяжело расшевелить, как и землю, от которой она произошла. Есть дочь воды, изменчивая и капризная. Далее идет женщина-ослица, упрямая, обжора и развратная. Женщина-ласка – злюка и воровка. Есть женщина-кобылица: она слишком горда, чтобы выполнять какую-либо работу, она отказывается даже вынести мусор из дома. Есть женщина-обезьяна, настолько уродливая, что следует лишь посочувствовать бедному мужу. Из всех отвратительных женщин – женщина-пчела.
Эта грубо-женоненавистническая поэзия отражает положение женщины в античной Греции.
В некоторых греческих полюсах, например в Эолии, на родине Сафо, женщины очень долго сохранили выдающееся значение в обществе. Около 600 года до н.э. Сафо возглавляла в Метилене на Лесбосе общину девушек, посвященную Афродите, грациям и музам. Не следует пренебрегать тем, что эта школа носила характер религиозной общины. Общность культа способствовала установлению крепких уз между девушками и их воспитательницей. Сафо отнюдь не была жрицей Афродиты. Культовое сообщество представляло в то время естественную форму воспитательного учреждения, где обучали девушек искусству жить – умению быть женщинами. Этим девушкам предстояло выйти замуж. Сафо сама была замужем и являлась матерью девочки.
Это заставляет предполагать, что положение женщины на Лесбосе отличалось от того, что было в большинстве других Греческих городов.
Семья считалась основой государства и одновременно его миниатюрной моделью. Брак заключался для того, чтобы дети обеспечивали продолжение рода и существование государства. Поэтому в обществе порицалось безбрачие: считалось, что оно подрывает основы существующего порядка. Холостяки не внушали доверия, для них была закрыта дорога в политику, они выплачивали штраф за безбрачие.
Семейный союз покоился на строго регламентированных обязанностях женщины. От нее требовалось прежде всего быть хорошей хозяйкой и покорной женой, не давать повода для сплетен, а также не вызывать неудовольствия мужа, главное же – безоговорочно признавать верховную власть мужчины.
«Пусть женщина не рассуждает: это ужасно. Самое ужасное унижение для мужчины – быть под властью женщины».
Демокрит
2.3 ОДЕЖДА, УКРАШЕНИЯ И ОБРЯДЫ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ.
Хронологическое обозрение памятников греческого искусства представляет нам вполне согласное с общим ходом греческой культуры постепенное развитие этого древнейшего способа выражать мысли с помощью образов, совершенствуя их до уровня высших художественных идеалов.
а) одежда.
Греческая одежда состояла из двух главных частей: нижнего одеяния наподобие рубашки и накидки или плаща. Ни рубашка, ни накидка не выкраивались, а изготовлялись из цельной ткани, имевшей форму продолговатого четырехугольника. Все изменения, которым подверглась греческая одежда, касались только ее украшений, материала, размеров, но способ изготовления ее оставался все тот же от самых древнейших времен до самых поздних. Материал, из которого делалась одежда – шерсть и лен.
Мужчины, преимущественно свободные спартанцы, довольствовались только плащом или накидкой (гиматием), т.е. четырехугольным куском ткани, который они накидывали себе на спину так, что левый верхний конец его спускался через левое плечо на грудь, а правый проходил под правой подмышкой наперед и закидывался за спину опять через левое плечо.
Пока по старинному азиатскому обычаю носили одежду только домашнего изготовления, она не могла подвергаться значительным изменениям. Но когда ткацкое ремесло получило самостоятельное развитие как отрасль промышленности и особенно когда оно достигло такой степени совершенства, как на островах Кос и Аморгос, начала развиваться и домашняя выделка одежды. Это положило начало особому искусству отделки одежды рисованными, вытканными, вышитыми или нашитыми орнаментами.
Мужская нижняя одежда или рубашка (хитон) была не что иное, как сложенный вдвое четырехугольный кусок ткани с прорезью для руки на сгибе и сшитый или сцепленный застежками.
Одежда женщин мало отличалась от мужской. Она тоже состояла из верхней и нижней, но тогда как юноши носили преимущественно только верхнюю одежду – гиматий, девушки предпочитали хитон. В простейшей форме женский хитон был очень похож на мужской. Отсутствие нижней одежды считалось признаком бедности. Кроме гиматия и хитона, ничем не отличавшихся от мужских, женщины носили и накидки наподобие мантилий или шалей. Что касается цвета женской одежды, то хоть белый цвет и считался самым изысканным, однако носили одежду и желтого, и коричневого, и зеленого, и голубого, даже красного и пурпурного цвета.
Для плаща, одевая который, знатные афиняне особенно заботились об артистическом расположении складок, выбирали тонкие милетские шерстяные ткани. Древние законы приличия требовали, чтобы эта одежда доходила до икры ноги или до колена, а позднейший обычай удлинил ее до того, что ее конец тащился по земле. Украшения на хитоне и гимантии допускались очень умеренные в виде простых и узорчатых каемок, одинарных или двойных. Узорчатая или испещренная украшениями одежда составляла редкое исключение.
Мужчины в Греции покрывали себе голову только для защиты от дождя и солнца: носили шляпы и шапки с широкими полями из войлока. Женщины надевали головной убор исключительно для наряда. Они покрывали себе голову сеткой, чехлом или платком, а для украшения носили на ней цветные ленты и обручи, прямые и вырезанные полумесяцем, кожаные и металлические. Иногда вместо таких повязок носили колпаки с кисточкой или накидывали на голову покрывало, закрывая только заднюю часть головы, но не лицо. Прозрачное покрывало. Прикреплявшееся к косе, было принадлежностью костюма замужних женщин.
Иначе было с обувью. Хоть она тоже считалась принадлежностью нарядной одежды, ее надевали для предохранения ног как мужчины, так и женщины. Самой распространенной обувью у мужчин были сандалии. Изначально никакой другой обуви не существовало. В процессе постепенного превращения простых сандалий в башмаки и полусапожки появилось несколько видов обуви. Из которых каждый носил особое название в зависимости от цвета, материи и формы. Обувь женщин была наряднее мужской, она выла цветной и с металлическими украшениями. Особенно славились башмаки лидийские и тирренские, вошедшие в моду около 450 г. до н.э., богато украшенными были котурны на высокой подошве.
б) украшения.
Украшения были у греков исключительной принадлежностью только женского наряда, поскольку всякое излишнее убранство считалось неприличным для мужчины как признак изнеженности и женоподобия. У спартанцев мужчинам носить украшения запрещалось законом.
В старину все заботы о своей внешности у мужчин ограничивались только тем, что ежедневно мылись в холодной или теплой воде и ухаживали за волосами. Спартанцы, носившие прежде короткие волосы, с этого времени перестали стричься. Густые длинные волосы и борода всегда считались лучшим украшением свободного мужчины, а короткие волосы указывали на низкое происхождение.
Женщины натирали себе кожу и волосы благовонными маслами, кроме того пользовались белилами, румянами и сурьмой – завезенными с Востока. Прическа греческих женщин сохраняла одну особенность: оставлять лоб как можно менее открытым. Замужние женщины обычно носили какой-нибудь головной убор.
Тщательный уход за внешностью греческим женщинам вменялся в обязанность. Те из них, кто считались некрасивыми, должны были восполнить свой недостаток искусственными средствами. Чтобы талия как можно дольше оставалась тонкой, применяли широкий пояс.
Мужчины носили трости и перстни. Женские драгоценности греки называли «золотыми вещами». Руки украшали браслетами и обручами, обычно в виде извивающейся змеи, на ногах тоже носили браслеты, серьгам придавали форму падающей капли иногда прикрепляли к ним подвески из жемчуга. Самым изящным и дорогим украшением было ожерелье.
Обычной одеждой городского населения был хитон из толстой шерстяной материи. Он делался без рукавов, с короткими рукавами или с одним рукавом. Что касается женщин низших классов – служанок, рабынь и т.д., то их одежда ничем не отличалась от обыкновенной женской, кроме того, что была несколько проще. Гетеры, флейтистки и танцовщицы одевались в роскошные одежды из прозрачных коийских и аморгийских тканей самых ярких цветов. К таким одеждам принадлежал длинный, переходящий в шлейф тарантинидион.
в) обряды.
Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян. Тому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинские, законодательные постановления, поощряющие брак, и всеобщее презрение, к старым холостякам. Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи и скрывал у ее подруги. Там ей остригали волосы и, одев в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим солом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс – символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом своего мужа жена входила открыто лишь долгое время спустя после брака.
В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака – богам Зевсу и Гере. В Трезене, по старинному обычаю, обрученные девушки жертвовали храму Ипполита локон своих волос. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. Для гостей самыми приличными считались белые одежды. После пира жених увозил невесту к себе. Закутанную в покрывало ее сажали между женихом и дружкой на повозку. Впереди шли факельщики, сзади следовали гости. Мать невесты зажигала факел, и поезд трогался, сопровождаемый игрой на флейтах и пением гимнов в честь Гименея. Прибыв к дому новобрачного, сжигали дышло свадебной повозки. На другой день молодые принимали подарки, которые им приносили родственники и знакомые.
Не менее четко определены были и погребальные обряды спартанцев и афинян. По общему обычаю, умершему закрывали глаза и рот и покрывали
лицо, потом тело омывали, натирали маслами, одевали в чистую одежду и, надев на голову венок, клали на постель. У спартанцев все дальнейшие церемонии ограничивались лишь тем, что покойника заворачивали в кусок материи пурпурного цвета и, осыпав лавровыми листьями, предавали земле. Конечно, и в Спарте не обходилось без плача и рыданий близких и друзей покойного, но не было такого обычая, как в Афинах. Нанимать плакальщиц. Начинавших свои причитания в доме покойного уже у самой его постели. Точно так же вместо афинского обыкновения устраивать погребальные процессии с нанятыми факельщиками, певцами, флейтистами и музыкантами, у спартанцев похороны проходили тихо и в присутствии только самых близких и друзей покойного.
Поминальные обряды, украшение могил ветвями и жертвоприношения в честь умерших. Как и траурные одежды и обрезание волос в знак печали, были в обычае как у дорийцев, так и у ионийцев. Траурные одежды были обычно серого или черного цвета; только в Аргосе было принято во время траура одеваться в белое.
Заключение
Historia est magistra vitae (история – наставница жизни) – эти слова Цицерона приобретают особое значение в наши дни, когда пожинаются горькие плоды пренебрежения прошлым. Сегодня, при интенсивном процессе гуманизации общества, переосмыслении его ценностей, античный мир все чаще и настойчивее приковывает к себе внимание людей, отделенных от него хронологический пропастью глубиной почти в две тысячи лет. Эта тяга к истокам европейской цивилизации вполне понятна и объяснима: ведь именно в античную эпоху впервые в мировой истории была создана ценность человеческой личности и созданы условия для ее раскрытия и совершенствования.
Изучение проблемы индивида в древнем мире имеет давнюю традицию, начиная с эпохи Возрождения – времени второго рождения античной культуры для Европы – и кончая исследованиями последних лет. Однако сейчас она становится насущной необходимостью как возможность приобщиться к опыту истории, извлечь уроки из пройденного предшественниками тяжкого пути познания, хотя в иных условиях, но с неизбежными взлетами и падениями, поисками и сомнениями, достижениями и заблуждениями.
Проникновение в систему ценностей прошлого помогает найти нравственные точки соприкосновения с периодом, где все иное, непривычное для нас – язык, одежда, образ жизни, государственные институты, религия, социальные отношения. История, особенно древняя, нередко воспринимается как нечто застывшее, статичное, бесконечно далеко стоящее от проблем, надежд и тревог наших современников. Наиболее эффективный способ «прорыва» в прошлое, превращения его из окаменевших идеалов в живую античность – проникновение в духовный, нравственный мир человека того времени. Только тогда может по-настоящему раскрыться общество, создавшее условия для небывалого взлета человеческого гения, станет яснее феномен, получивший название «греческого чуда». Любопытная деталь: чем больше увеличивается временная дистанция, отделяющая нас от античности, чем активнее развиваются наука и культура, тем большее восхищение вызывают гипотезы и гениальные открытия людей, сумевших в предельно сжатые сроки осмыслить понятия «космос», «природа» и «общество», подняться до высочайших вершин литературы, театра, музыки, ваяния, живописи, зодчества.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………………………………………………. 3
Глава 1. Роль воспитания и религии в жизни культурного
человека Античной Греции.
1.1 Воспитание ведет к добродетели…………………………… 6
1.2 «В каждом деле полагайся на богов»…….. ………………...9
1.3 «Поучись держаться на пиру»……………………………....11
Глава 2. Афины и Спарта. Различия в формировании культуры
человека Античной Греции.
2.1 Афины и Спарта – различия и сходства………………….....12
2.2 «Я – женщина, ума не лишена»……………………………...16
2.3 Одежда, украшения и обряды культурного человека
Античной Греции…………………………………………………18
Заключение………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андре Боннар. Греческая цивилизация. Том 1. – Москва; Издательство «Искусство», 1992 г.
2. Юрий Бореев. Эстетика. – Москва. Издательство политической литературы, 1988 г.
3. Герман Вейс. История цивилизации. Том 1. – Москва; «Эксмо-Пресс», 1998 г.
4. В. И. Исаева, И. Л. Маяк. Человек Античности. Идеалы и реальность. – Москва; «Просвещение», 1992 г.
5. Т. Г. Мальчукова. Античность и мы. – Петрозаводск. Карелия, 1991 г.
6. В. М. Полевой. Искусство Греции. – Москва; Издательство «Искусство», 1970 г.