Курс на обновление, основные тенденции развития в Казахстане
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
ТЕМА: КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ВЫПОЛНИЛА: СТРОЕВА ВИКТОРИЯ
ГРУППА КК(ДИЗ)05-1
ПРОВЕРИЛА: БОГЕНБАЕВА А.К.
АЛМАТЫ 2006
СОДЕРЖАНИЕ
1. Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Курс на ускорение……………..3
2. Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины и следствие…...4
3. Характер событий 17-18 декабря 1986 года……………………………….....6
4. Противоречивость хода перестройки. Празднование 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции………………………………..7
5. Реформа советской политической системы…………………………………8
6. I съезд народных депутатов СССР……………………………………………8
7. Внешняя политика СССР: процессы, тенденции, проблемы……………12
8. СССР: непрекращающийся кризис экономики…………………………...13
9. Экономика Казахстана: проблемы и последствия………………………...14
10. Социальное развитие сел Казахстана в 80-90-е годы…………………..…15
11. Список использованной литературы………………………………………..17
КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Предкризисное состояние общества. Апрельская ситуация. Курс на ускорение. Рост национального самосознания. События в г. Алматы. Разгон демонстрации. Курс на перестройку. Экономическая реформа. Реформа политической системы. Съезд народных депутатов СССР. Обострение социальных противоречий. Общественно-политические движения. Новое политическое мышление в международной жизни. Вывод войск из Афганистана. События в странах Восточной Европы. Углубление экономического кризиса.
К началу 80-х годов в СССР практически во всех республиках сложилось удручающее социально-экономическое положение. Политическая организация общества, не оправдавшая себя система экономических отношений вплотную поставили страну перед серьезным кризисом. Предкризисное состояние проявилось в неспособности прежнего руководства не только осуществить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость; в централизованном руководстве всей экономической жизни, в слиянии функций партийного и государственного аппарата и его бюрократизации, в нарушениях законности, в отсутствии гласности по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. Все это вынуждало искать новые концепции развития общества.
Закостенелые экономические формы, застывшее политико-организационное устройство общества блокировало разрешение назревших противоречий. СССР нуждался в новых концепциях развития.
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Курс на ускорение.
В марте 1985 года, после смерти К.У.Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. На состоявшемся в апреле Пленуме ЦК КПСС была предпринята попытка по-новому рассмотреть вопросы социально-экономической жизни. Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Этот рывок политическое руководство намерено было осуществить за счет преодоления снижения темпов экономического роста и сосредоточения основных усилий в этом направлении. Первой акцией нового руководства стало обсуждение на крупном совещании в ЦК КПСС проблем структурной перестройки экономики на основе научно-технического прогресса.
Этот курс был поддержан и развит XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале 1986 года. Партия заявила, что именно она является носителем программных целей общества, той реальной силой, которая может повести страну по пути обновления. Радикальные изменения в производительных силах и производственных отношениях рассматривались как средство совершенствования социализма, как условие раскрытия огромных преимуществ и возможностей социалистического строя. На съезде не раз подчеркивалось, что «мировой социализм – мощное международное образование, он опирается на высокоразвитую экономику, солидную научную базу, надежный военно-политический потенциал… Возник новый, основанный на принципах социалистической справедливости образ жизни, в котором нет ни угнетателей, ни угнетаемых, ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, где власть принадлежит народу».
Как видим, налицо прежние подходы решения многих сложных проблем общественно-экономической жизни. Поэтому ни апрельский (1985 г.) Пленум, ни последующие пленумы, ни XXVII съезд КПСС не сумели, да и не могли вывести СССР из надвигающегося глубокого кризиса. Курс на ускорение был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без четкой и ясной программы. Новому руководству виделось, что экономическое и социальное положение можно поправить с помощью отдельных мер, повышения идейно-воспитательной работы, а не путем пересмотра всей государственной системы. Поэтому вполне закономерными кажутся случаи, когда виновниками неудач ускорения объявлялись отдельные руководители-коммунисты, например, Гришин В.В. в Москве, Романов Г.В. в Санкт-Петербурге, Кунаев Д.А. и Г.Алиев в национальных республиках. Затем стали говорить о тормозящем влиянии работников партийного аппарата. Такие идеи высказывались в статье «Очищение», опубликованной в «Правде». Потом стали винить советских людей, которые, якобы, не хотели «хорошо трудиться».
Между тем, источник торможения обновления крылся в существовании прежней командно-административной системы, неэффективности и отчужденности от народа ее политических институтов, нежизненности ее экономических структур, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться. Отставала от потребности развития общества и наука. В стране еще очень слабо звучали голоса ученых-обществоведов, подвергнувшихся серьезному научному анализу причины и истоки кризиса. Раньше других в этот период о пороках системы заговорили писатели. Например, о закостенелости административной системы, ломающей человека, заставляющего его становиться «винтиком», говорилось в романе А.Бека «Новое назначение».
Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня явились декабрьские события 1986 года.
Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины и следствие
Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил.
Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства. Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов, Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики. При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались. От много-миллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителям и вовсе ничего. Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60 процентов товаров, необходимых народу, завозилось из-за пределов республики. Редко какая страна в мире имела столь «искривленную, колониальную структуру экономики».
Идеологический тоталитаризм и «остаточный» принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека. Науки, в том числе и общественные, превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой. С 1954 года по 1986 год в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В особо сложном положении оказался казахский язык. Он перестал функционировать во многих общественных местах и превращался в сугубо бытовой. Узкой стала и сама база языка, потому что немалое число молодежи стало забывать его, более того относиться к родному языку с пренебрежением. И этот длительный процесс отчуждения от национальной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов. Вследствие этих факторов состояние казахского этноса оказалось очень тяжелым.
Многие люди свои надежды на положительные изменения связывали с объявленным в стране курсом на перестройку общественно-политической жизни. В феврале-марте 1986 года состоялся XVI съезд Компартии Казахстана. Но и XVI съезд Компартии Казахстана не сумел глубоко проанализировать причины социально-экономического кризиса, поразившего республику. Как и в прежние времена, наблюдались случаи славословия, некритически оценивались результаты.
Долгие годы во главе руководства республики стоял Д.А.Кунаев. Он был членом Политбюро ЦК КПСС и трижды Герой Социалистического труда. Человек, несомненно, одаренный и талантливый, он стал заложником командно-административной системы, как и вся КПСС. Работать ему приходилось в условиях, когда суверенность республик провозглашалась лишь на словах. Наиболее важные политические решения принимались в Москве и доводились в качестве директив до национальных республик. Любое возражение или несогласие с верхами могло быть расценено как «нарушение партийной дисциплины» или же как «национализм». Кроме прочего, административная система создавала культы и культики «вождей» не только в Москве, но и в республиках и областях.
В ближайшем окружении Д.А.Кунаева оказалось немало лиц, злоупотреблявших служебным положением в корыстных целях. На глазах у руководства Казахстана погибал Арал, суживалась сфера применения казахского языка, шли бесконечные взрывы на Семипалатинском и иных полигонах, процветали вечные спутники административной системы: взяточничество, протекционизм, растущие алкоголизм и социальная апатия населения. Остались незамеченными, более того, скрытыми от широкой общественности массовые волнения и в 1979 году в г.Целинограде (Астане).
Для людей, воспитанных на коммунистических идеях, исторический поворот апреля 1985 года дался совсем нелегко. Перестроечный процесс в Казахстане, так же, как и в других регионах страны, столкнулся с многочисленными трудностями и препятствиями. Судьба Д.А.Кунаева решилась в Кремле.
16 декабря 1986 года утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос – организационный. Пленум длился совсем недолго, всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов – смена политического деятеля, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо Д.А.Кунаева был избран Г.В.Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, до избрания в республике не работавший и абсолютному большинству населения не известный. С подобным волюнтаризмом центра Казахстан сталкивался не первый раз.
Утром 17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения, которые позже перекинулись в другие города республики. Но назначение Г.В.Колбина на пост высшего руководства республики было лишь поводом для волнений. Причинами для них послужило то недовольство, которое копилось годами. Возмущение вызвало явное противоречие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.
Характер событий 17-18 декабря 1986 года
Выступление казахской молодежи в декабре 1986 года не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале группа рабочей и учащейся молодежи г. Алматы. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.
Привыкшие к администрированию, руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать ее мнение. Расценив политический протест как угрозу власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алматинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходящими количество демонстрантов. В ЦК КПСС полетела депеша, где события получили превратное истолкование. После незаконных и настойчивых просьб республиканского руководства министром внутренних дел СССР А.В.Власовым было принято решение о переброске из разных регионов страны в Алматы спецчастей внутренних войск Министерства внутренних дел, которые совершили нарушения законности. При разгоне демонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки. В Постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумение и нежелание найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Следует сказать, что и действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения, оказывая неповиновение силам охраны порядка, молодежь сама нередко нарушала общественный порядок. Неумение властей овладеть ситуацией привело к трагическим последствиям, которые выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка.
Грубые нарушения законности со стороны партийных комитетов, советских властей были допущены при задержании демонстрантов. Установлено, что доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники, следственные изоляторы и вывезенных за город число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек.
Многочисленные и грубейшие нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие, как правило, велось спешно, некачественно и с обвинительным уклоном. Например, из 99 осужденных 46 человек через некоторое время были реабилитированы. За короткий срок за участие в декабрьских событиях 1986 года 787 человек были исключены из членов ВЛКСМ, 1138 получили комсомольские взыскания, 271 – отчислены из учебных заведений, а сотни людей были вынуждены уволиться с места работы. В июле 1987 года ЦК КПСС, принимая постановление «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», оценил декабрьские события 1986 года в г. Алматы как «проявление казахского национализма». В средствах массовой пропаганды по указке партийных комитетов была развернута целая кампания по поиску «националистов». Бюрократия вновь снимала с себя вину и находила очередного «виновника». Однако после настойчивых просьб общественности содержавшиеся в постановлении ЦК КПСС обвинения в казахском национализме признаны ошибочными.
По мере укрепления гласности и демократии в республике был объявлен своеобразный мораторий на декабрьские события. Между тем десятки невиновных людей томились в тюрьмах, в силе было Постановление ЦК КПСС, принявшее силу Закона, на своих креслах восседали те, кто был повинен в допущенных беззакониях. Своеобразный заговор молчания был прерван выступлением народного депутата СССР М.Шаханова на 1-м съезде народных депутатов СССР. И понадобилось немало времени, чтобы восторжествовала справедливость.
Противоречивость хода перестройки. Празднование 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции
Претворение в жизнь и конкретизация решений апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезд КПСС оказалось делом совсем не простым. Не давали ощутимой отдачи крупные перестановки кадров, критически направленная работа печати и телевидения. Привычно мысля, многие партийные работники, хозяйственные деятели считали, что можно управлять обществом как в старые времена – с помощью директив и указаний. Ярким проявлением такого мышления стали наиболее крупные кампании, развернувшиеся в стране: борьба с пьянством и алкоголизмом и борьба с нетрудовыми доходами. Благородная цель, преследовавшаяся при проведении этих кампаний, была дискредитирована методами ее реализации. По указаниям партийных комитетов вырубались целые виноградники. Села, совхозы и районы устроили между собой чуть ли не социалистическое соревнование, объявляя себя безо всякого основания «безалкогольными зонами». Стали закрываться кафе, перепрофилироваться рестораны. Нередкими явлениями стали вторжения в частную жизнь людей. Непродуманные меры властей привели к усилениям таких явлений, как самогоноварение, рост наркомании, увеличились хищения, бытовое пьянство, укрепилась «теневая» экономика, пьянство приняло более скрытый и более опасный характер.
В ЦК КПСС, на местах предпринимались попытки понять истоки кризиса. Такая попытка, например, была предпринята на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, где обсуждался вопрос: «О перестройке и кадровой политике партии». На этом пленуме было объявлено, что главной целью деятельности партии и всего общества является перестройка. Несмотря на то, что ЦК КПСС открыто признал свою причастность за деформации предшествующего периода, тем не менее Пленум ЦК вновь не смог указать причины наступившего кризиса. Вновь, как и курс на ускорение, перестройка становится символом бесконечных и повсеместных перемен. Наделение же ее неким особым концептуальным смыслом привело к торжеству механических взглядов на развитие общества: «больше социализма», «больше демократии», «больше динамизма и творчества», «больше законности и порядка», «больше научности», «больше патриотизма» и т.д. Как результат, половинчатость решений июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного проблемам коренной перестройки управления, а также принятый в русле решений Пленума «Закон о государственном предприятии».
Между тем, положение в народном хозяйстве страны становилось все более тревожным. Из прилавков магазинов стали исчезать многие товары повседневного спроса, ухудшился и без того небогатый ассортимент продовольствия. Прежняя эйфория людей стала сменяться массовым недовольством. В такой, уже не простой, обстановке прошло празднование 70-летия Октябрьской революции. С докладом на юбилейном заседании выступил М.С.Горбачев. В докладе многие страницы истории, ее «белые пятна» были рассмотрены с новых позиций. После долгих лет молчания сталинизм оценивался как преступное явление.
Накапливавшееся недовольство людей ходом перестройки, медлительностью проводившихся реформ проявилось в выступлении на октябрьском (1987 г.) пленуме ЦК КПСС первого секретаря Московского горкома партии, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Б.Н.Ельцина. Но привыкшие к единомыслию члены ЦК КПСС восприняли, в общем-то правильное, выступление Б.Н.Ельцина как «удар в спину перестройки». Стенограмма Пленума, как и в прежние годы, была «засекречена». Источником информации для советских людей стали радиоголоса, а также многочисленные слухи. Выступление Б.Н.Ельцина после настойчивых требований коммунистов и беспартийных было в полном объеме напечатано лишь весной 1988 года. На примете с Б.Ельциным было четко показано, что будет с руководителем любого ранга, если он хоть на минуту усомниться в «правильности и непогрешимости избранного курса».Следующая попытка анализа социально-экономической системы общества была предпринята на XIX партконференции, состоявшейся летом 1988 года. В решениях партийной конференции было подчеркнуто, что социализм должен рассматривать как общественный строй, при котором «всестороннее развитие личности выступает условием, средством и самоцелью развития производства». Но, пожалуй, самым важным явилось признание того факта, что преобразование в социально-экономической жизни невозможно осуществить без реформы политической системы. Универсальными средствами включения народа в активный политический процесс объявлялись демократизация и гласность, борьба с бюрократизмом, проведение правовой реформы и осуществление принципов социальной справедливости.
Реформа советской политической системы.
I съезд народных депутатов СССР
Острый, критический и требовательный анализ существующего положения в политике, экономике и социально-духовной сфере общественной жизни был сделан на I-м съезде народных депутатов СССР, который проходил в мае-июне 1989 года. Была предпринята попытка анализа причин кризиса, постигшего советское общество. Съезд специально коснулся вопроса о разграничении функций партийных и государственных органов всех уровней.
Острота полемики по важнейшим вопросам общественно-политической жизни неизбежно вела к образованию депутатских групп, придерживавшихся прямо противоположных позиций. Уже с начала работы I съезда народных депутатов возникла межрегиональная депутатская группа. Заявили о своем существовании и другие группы, объединившие депутатов по политическим и профессиональным интересам.
Многие решения I съезда народных депутатов впоследствии оказались не претворенными в жизнь. Тем не менее, значительно ослабла власть партийных комитетов. В отличии от прежних времен, стала подвергаться интенсивной критике деятельность руководителей КПСС и государства: Е.Лигачева, П.Соломенцева и самого Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. Постепенно от диктата партии стали освобождаться Советы, профсоюз, комсомол. Крупные поражения потерпели лидеры партийных комитетов во время демократических выборов, Но, вместе с тем, в обществе усилились конфронтационные процессы, непримиримость среди политических противников, наклеивание ярлыков. Людей демократических убеждений нередко упрекали в «очернительстве», «продажности», «двуличии». Знаменем сопротивления консервативных сил стала публикация статьи научного работника из Ленинграда Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами» (в «Советской России»).
Начало перехода к демократическому обществу привело, естественно, к пересмотру сложившейся практики отношений между союзными республиками, ее государственно-правовых форм. Вопрос о возможности заключения нового союзного договора начал ставиться уже в 1988 г., прежде всего, представителям национально-демократических движений в Прибалтике. Этот же вопрос поднимался в некоторых выступлениях и на I съезде народных депутатов СССР. Но на съезде возобладало стремление видоизменить ситуацию, более характерную для унитарного государства: насыщение сложившихся структур «новым» содержанием, перераспределение отдельных прав и обязанностей между центром и республиками.
Отстаивая свою самостоятельность, парламент республик Прибалтики, а затем Украины, Киргизии и России приняли декларацию о Государственном суверенитете. В октябре 1990 года свою Декларацию о государственном суверенитете провозгласил Казахстан. Принимая декларации о суверенитете, большинство союзных республик включили специальные разделы, указывающие на приоритет республиканского законодательства.
Стремление республик самостоятельно решать свои вопросы не получило должного понимания во всесоюзных инстанциях. За каждым требованием республик о расширении своей самостоятельности руководителей всесоюзных ведомств видели сепаратизм местничество. В 1989 году еще была реальная возможность реформировать СССР на принципах конфедерации. Но этого не случилось. Тогда республики более решительно заявили о своем самоопределении. Центральное телевидение, газеты «Правда», «Советская Россия» стали усиленно нагнетаться страсти против республик Прибалтики, обвиняя их в нарушении прав человека. Центральное руководство применило в отношении этих республик экономические и политические санкции.
Неспособность руководителей СССР понять и оценить новые реалии, пойти навстречу жителям республик подорвало их авторитет. О своем суверенитете заявила Российская Федерация. Это был очень крупный удар по советск4ой системе, так как именно Россия считала «становым хребтом СССР». Тем не менее, вопрос о будущности СССР не был окончательно решенным, он продолжал функционировать как крупная страна.
Общественно-политические движения. Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся.
Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск». Созданное по инициативе поэта О.Сулейменова весной 1989 года, оно ставило своей конечной целью закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, научные конференции – международные и республиканские.
По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень много для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах – Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.
В июле 1990 года оформилось гражданское движение «Азат». На первых порах движение объединялось в своих рядах представителей различных политических партий. Главной своей целью «Азат2 ставил обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 года гражданское движение создало свою политическую партию. В этот же период в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация – социал-демократическая партия Казахстана (СДПК). Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство». Его организаторами стали, в основном, представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. Люди, осужденные за декабрьские события 1986 года, организовали свою партию «Желтоксан».
Кроме организации политического направления были созданы и союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам – организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д. Всего к началу ноября 1990 года в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 – в столице республики. Но все же длительное время численность рядов новых общественных движений, кроме экологических, была невелика.
В апреле 1989 года создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» – «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.
Надо сказать, что многие из вышеназванных политических партий и общественных движений находятся на стадии становления как в плане организационных, так и в плане определения своих стратегических и тактических задач. Отдельные организации (например, движение «Невада-Семипалатинск», «Азат», «Қазақ тілі») по своему составу довольно многочисленны, владеют определенными финансовыми средствами (за счет спонсоров и добровольных пожертвований граждан) и выпускают свои газеты.
По своим целям и задачам, а также по эффективности деятельности все эти организации существенно отличаются друг от друга. Некоторые из них , как говорилось выше, уже успели завоевать большую популярность в народе, пользуясь значительным авторитетом у населения и, в известной степени, влияют на парламент и правительство Республики Казахстан.
Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая Партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 года насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. По-прежнему действовали все областные, городские и районные комитеты партии. Тем не менее, процессы, происходящие во всей стране, не обошли стороной и Казахстан. В средствах массовой информации развернулась яростная критика КПСС, прошлых ошибок и провалов ее руководителей, проявляющихся в подборе и расстановке кадров, идеологической работе. Ощутимо падал авторитет и Коммунистической партии Казахстана. Например, за 1990 год численность республиканской партийной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими случаями стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990 год добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2 процента от общего числа коммунистов республики. В начале 1991 года выход из рядов партии увеличился.
Тем не менее, Коммунистическая партия Казахстана в республике пользовалась большим влиянием. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7 процента. В отличие от Российской Компартии, Компартия Казастана гораздо меньше проповедовала набившие всем оскомину идеологические догмы, не препятствовала развитию демократии в республике.
В целях упорядочения деятельности политических движений на IV сессии (4-27 июня) Верховного Совета Казахской ССр был принят закон «Об общественных объединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» гражданам республики была гарантирована свобода создания общественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач, реализация которых отвечала бы интересам общества. Этот закон устроил не всех лидеров общественных движений, так как явно отражал особенности «постсоциалистического» общества. Особую активность развернули общественные движения в октябре 1990 года, когда на сессии Верховного Совета республики принималась «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР».
Ежедневно на площади В.Н.Ленина, перед зданием Верховного Совета республики собирались многочисленные толпы людей. С утра до вечера шли митинги. В Алматы сложилась напряженная обстановка. В этих условиях Алматинский горком партии сумел посадить за один стол практически всех лидеров общественных движений и ввести дискуссию в цивилизованное русло.
Нередкими фактами были случаи, когда молодежь организовывала пикеты, голодовки перед Алматинским горисполкомом, зданием Верховного Совета республики с требованием немедленного решения социальных вопросов, быстрейшего реформирования Советской Армии.
На гребне истории республики оказался и такой слой населения, как казачество. Это военно-политическое сословие, возникшее на Руси во времена распада Золотой Орды. В течение многих лет казачество служило царю и нередко использовалось как полицейская сила во время колониальных захватов.
В республике никто не был против того, чтобы казачество восстанавливало свои утраченные традиции и обряды, тем более, что казаки всегда отличались трудолюбием. Но совершенно непонятным было решение некоторых руководителей казачества отметить 15 сентября 1991 года в г. Уральске 400-летие своего служения царю и отечеству. Попытки областных инстанций образумить или воспрепятствовать такому, явно тенденциозному, празднеству успеха не имели.
Лидеры движения «Азат», «Желтоксан», «Парасат» оценили это как ущемление достоинства народа. За несколько дней до празднества члены этих формирований съехались в Уральск, чтобы не допустить такого события. Они организовали на центральной площади г. Уральска митинг с пикетами и плакатами.
Одновременно в город прибыли представители и казачьих войск – из Краснодара, Дона, Челябинска, Самары. Атмосфера стала накаленной и была очень близка к массовым столкновениям. И только благодаря действиям правоохранительных органов и лидеров движения правоохранительных органов и лидеров движения «Азат» столкновений удалось избежать.
События в Уральске еще раз наглядно показали, что неосторожность действий любых общественных формирований или заигрывание с ними могут обернуться большим человеческим горем.
Внешняя политика СССР: процессы, тенденции, проблемы
Мировое сообщество 80-х годов представляло собой очень сложный, динамичный и, вместе с тем, тесно взаимосвязанный организм. Вступили в действие новые экономические, политические, научно-технические факторы. Иными стали и межгосударственные отношения. Новые социальные и политические сдвиги значительно видоизменяли условия дальнейшего общественного развития. Понимание столь сложного положения настоятельно требовало налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты. Требовалось сотрудничество в общемировом масштабе.
Гораздо решительнее М.С.Горбачевым и его окружением были пересмотрены принципы внешней политики СССР. Внешняя политика стала более гибкой, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей. Появились новые, непривычные понятия: «новое политическое мышление», «глобальные проблемы», «миротворчество». Стал нарастать поток внешнеполитических инициатив, предложений и встреч.
Чтобы обуздать гонку вооружений, необходимо было коренным образом реорганизовать политические отношения СССР - США, Запад – Восток. Для этого две мощнейшие державы – СССР и США со своими союзниками должны были отказаться от тотального противоборства, невмешательства во внутренние дела друг друга и третьих стран, налаживать широкое мирное сотрудничество, воздерживаться от насильственных действий, не добиваться односторонних выгод и преимуществ. Деидеологизации международной жизни, постановке внешнеполитических связей на строго международно-правовую основу способствовали встречи руководителей двух держав. Например, с ноября 1985 года до декабря 1988 года состоялось до пяти встреч М.С.Горбачева и Президента США Р.Рейгана. С целью активизации внешнеполитической деятельности, поиска взаимоприемлемых компромиссов Советское правительство выступило с целым рядом крупномасштабных инициатив. Прежде всего это выдвинутая М.С.Горбачевым программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000 году, создание системы всеобъемлющей безопасности, укрепление доверия в «общеевропейском доме», перестройка отношений в азиатско-тихоокеанском регионе, оборонная достаточность и наступательная доктрина, снижение уровня вооружений, отзыв войск с чужих территорий. На длительный срок со стороны Советского государства был объявлен мораторий на ядерные взрывы, продленный СССР общим сроком до 539 дней.
Изменились подходы и формы работы с партнерами по переговорам. В основу контактов по межгосударственной линии был положен диалог, а в сфере разоружения – готовность к глубокому взаимному контролю. Важным политическим и дипломатическим успехом советско-американских переговоров была договоренность о ликвидации двух классов ядерного оружия – ракет средней и меньшей дальности (РСД-РМД). США приступили к ликвидации в Европе своих ракет средней дальности, которые по отношению к СССР и его союзникам, по существу являлись стратегическими. С уничтожением этих ракет была снята угроза, висевшая над Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, а также подобная опасность по отношению к США и его союзникам – с другой.
Новое политическое мышление проявилось и в урегулировании проблем Афганистана. Женевские соглашения по Афганистану создали благоприятные условия для начала вывода «ограниченного» контингента войск, устранения одного из наиболее опасных и кровопролитных противоборств. Вопрос о целесообразности нахождения советских войск на территории Афганистана не раз ставился под сомнение советскими людьми, хотя советские воинские части ввели в Афганистан по неоднократно просьбе правительства этой страны. В ходе боевых действий советская сторона за годы войны в Афганистане потеряла более 13 тысяч человек убитыми, 35478 получили ранения и 311 человек пропали без вести, среди них немало и казахстанцев. Но еще более страшными были потери афганской стороны. За десятилетие войны в результате вмешательства советских войск, а также развязанной противоборствующими сторонами гражданской войны в Афганистане погибло около 1 млн. человек. Вывод же советского контингента из Афганистана завершился 15 февраля 1989 года.
СССР: непрекращающийся кризис экономики
В 80-е годы в руководстве СССР еще явно недооценивали кризис, развившийся как в экономической, так и политической сферах страны. Руководители, пришедшие на смену брежневской команде, - М.С.Горбачев, Е.Лигачев, Н.И.Рыжков – были по-прежнему убеждены, что любые проблемы можно разрешить старыми авторитарно-командными средствами. Раздававшиеся как на местах, так и в самой Москве требования свободы и независимости для республик, как в прежние времена, так и в конце 80-х годов воспринимались как местничество, национализм или же просто как политическая игра соперников. Глубина кризиса осознавалась только небольшим кругом лиц – интеллектуалов, среди которых можно назвать академика А.Сахарова и некоторых других. Между тем, милитаризованный характер экономики Советского Союза по-прежнему пугал страны Европы и Азии. Будучи сверхдержавой, обладающей огромным ядерным арсеналом и огромной армией, СССР был очень уязвим в социальном плане: невысоким и, к тому же, ухудшающимся уровнем жизни, накопившимся недовольством населения, стремлением республик к независимости. Даже в мирные годы в значительной степени сохранилась тотальная милитаризация экономики, характерная для периода воны. Широко использовался труд заключенных, воинов Советской Армии в сооружении заводов, фабрик, возведении городов, строительстве дорог.
Экономика Казахстана: проблемы и последствия
Спад, начавшийся в народном хозяйстве республик в 1987 году, не был преодолен и в последующие годы. Эффективность общественного производства была по-прежнему низка. Отрицательное воздействие на функционирование экономики республик оказывала сложившаяся отраслевая структура народного хозяйства. Если в общем объем промышленного производства удельный вес продукции добывающих отраслей достигал по стране 9%, то в республике – почти 14,7%.
Искривленная структура народного хозяйства Казахстана определяла объем и характер его межреспубликанских экономических связей. Казахстан, например, в 1988 году вывез за пределы республики товаров на 6,7 млрд. рублей, а ввоз – на сумму 13,8 млрд. рублей. Вывозилось, в основном, сырье и полуфабрикаты, ввозилась – готовая, конечная и очень дорогостоящая продукция. Сложившаяся таким образом структура экономических связей была неэффективной и нерациональной, в экономическом развитии республики была очень высока роль экстенсивных факторов. Даже после официально объявленного курса перехода от «экстенсивных форм хозяйствования к интенсивным» дело не сдвинулось с места. Без глубоких структурных изменений, без изменения всей модели экономической жизни выйти из кризиса народное хозяйство СССР уже не могло. Огромные средства, направленные для развития сельского хозяйства, животноводства, ожидаемого эффекта не дали.
Большинство поставленных задач, провозглашенных проектов, обещанных изменений к лучшему, продекларированных руководителями партии и государства, не достигали успеха. Даже ряд показателей пятилетних планов оставался выполненным лишь на бумаге и в докладах. Приписками и очковтирательством оказались пораженными целые отрасли. Например, руководством Шымкентской кожгалантерейной фабрики объединения «Казхудожпром» Министерства местной промышленности Казахской ССР было получено с ряда хлопкоперерабатывающих заводов Узбекистана 22 вагона отходов, оформленных как хлопковолокно, которое за взятку было оприходовано, а затем списано. Кроме того, по бестоварным накладным, сопровождавшим пустые вагоны, было оприходовано и списано 360 т несуществующего хлопковолокна.
Наряду с «официальной экономикой», развивались и иные параллельные ее виды, проще говоря, «теневая экономика». «Необратимые тенденции хозяйственной жизни – от запросов рынка до объективного подсчета доходов и расходов, - писал исследователь СССР Д. Боффа, - любопытным образом мстили за неестественное или пренебрежительное отношение к себе». Поскольку ни один механизм такого рода не был предусмотрен законом, - напротив, речь шла о нелегальных и потому тайных операциях – подобная хозяйственная практика развивалась рука об руку с коррупцией, постепенным приспособлением властей к незаконным операциям.
Комплекс накопившихся неразрешенных проблем вызывал недовольство среди населения. Одним из проявлений такого недовольство явились события в г. Новый Узень Мангистауской области. Здесь очень медленно продвигались очереди на жилье, в детские дошкольные учреждения, росла безработица среди молодежи. Центральные ведомства, выкачивающие нефть и газ этого региона, не стремились подготовить кадры на местах, а ввозились рабочие руки из-за пределов республики. Крупные недостатки имелись в работе предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Нередко нарушались принципы социальной справедливости при распределении жилья, продовольственных и промышленных товаров. Вахтовики, прибывшие в город, не желали считаться с традициями казахского населения, нередко грубо игнорировали их.
Обострение социальных условий незаметно переплелось с напряженностью в межнациональных отношениях, особенно между представителями коренного населения и национальностей Кавказа, проживающи в городе. В июне 1989 года в городе возникли массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию с обеих сторон.
Этот конфликт был погашен только с помощью правоохранительных органов и войск специального назначения. Большинство вахтовигов пришлось эвакуировать из города. Но даже после таких событий многие проблемы еще долгое время оставались нерешенными. Немало лок5альных конфликтов происходило и в других городах и рабочих поселках, и всегда в корне таких событий находились социальные причины.
Социальное развитие сел Казахстана в 80-90-е годы
К началу 1991 года в сельской местности Казахстана проживало 7124,6 тысяч человек, что составляло 42,4% общей численности населения республики. Причем, с начала 1980 года число сельских жителей в Казахстане увеличилось на 325,9 тысяч человек, или на 4,8%, главным образом, за счет высокой рождаемости селян.
Разрыв уровня жизни между городом и селом, который наблюдался прежде, не был преодолен и в 80-90-е годы. По уровню развития социально-культурных учреждений, обеспеченности жильем, детскими дошкольными учреждениями, медицинскому обслуживанию, благоустройству сельские населенные пункты значительно отставали от городских.
Если в городских поселениях объемы введенных жилищных площадей в течение XII пятилетки возрастали, то в сельск5ой местности происходило их неуклонное снижение. Основными причинами отставания жилищного строительства на селе были такие явления, как хроническая слабость материально-технической базы, удорожание стройматериалов и недостаточность кредитов и ссуд на возведение в селах благоустроенных домов. К началу 1991 года около 150 тысяч сельских семей оставались очереди на получение квартир. Между тем, по обеспеченности сельского населения жильем Казахстан уступал большинству республик. Например, в 1989 году в Прибалтике общая площадь на одного селянина достигла 24-25,9 кв.м., в Грузии – 21,2, на Украине и в Белоруссии – превышала 20 кв.м.
Стало ощущаться отрицательное воздействие непродуманной политики ликвидации в 70-х годах так называемых неперспективных сел, закрытие торговых точек, начальных школ, медицинских учреждений. Почти треть совхозов и колхозов не имели типовых общеобразовательных школ, около половины – типовых сельских клубов, более 400 из них пользовались привозной водой, в селе была слабо развита торговая сеть. Развивающиеся арендные отношения, новые формы хозяйствования еще более обострили образовавшийся товарный дефицит. В селе наиболее наглядней проявился острый недостаток товаров первой необходимости, детские изделия: одежда, обувь, школьные принадлежности. Происходящий процесс повышения розничных цен и «вымывание» дешевых продуктов и товаров особенно тяжело сказывались на многодетных семьях, пенсионерах, инвалидах войны и труда.
Список использованной литературы
1. Материалы XXVII съезда КПСС. Стенографический отчет. М., 1986.
2. XVI съезд Коммунистической партии Казахстана. Стенографический отчет. Алматы, 1986.
3. XIX Всесоюзная конференция КПСС. Стенографический отчет. М., 1988.
4. Алматы, 1986. Декабрь. Книга-хроника. Алматы, 1991.
5. Ахметов Т.Т. Кое-что из жизни КГБ. Алматы, 1991.
6. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.
7. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., 1991.
8. Ельцин Б.Исповедь на заданную тему. М., 1990.
9. Казинцев А. Новые политические мифы. М., 1990.
10. Караулов А. Вокруг Кремля. Книга политических диалогов, М., 1990.
11. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. М., 1991.
12. Оруэлл Дж. Скотоферма (Неправдоподобная история). М., 1989.
13. Печенев В. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991.
14. История СССР. Учебник для 11 класса средней школы. М., 1991.