Ламаизм

                                2ВВЕДЕНИЕ

           1" 3Ламаизм" 1-термин, введённый в Европе, а в основу его положе-

        1но тибетское слово "лама".  Оно означает буквально "выше  нет",

        1"высочайший".

            1В самом  тибетском  языке  слова  " 3ламаизм 1" нет,  а религия

        1обозначается как чой ("закон" или  "учение"),  гелугпа  ("секта

        1добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").

            3Ламаизм  1- одна из реально существующих форм  буддизма.  Все

        1основные  положения его учения базируются на буддийской литера-

        1туре, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя

        1буддизма" - будды Шакьямуни, культ  3ламаизма  1пронизан буддийски-

        1ми представлениями.

                        2ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАМАИЗМА

            3Ламаизм  1как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Ти-

        1бете и стал господствующей религией.  3Ламаизм  1- социальное явле-

        1ние, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепост-

        1ных и рабов и нашедшее  себе  последователей  среди  трудящихся

        1Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно пото-

        1му,  что условия их общественной жизни со становлением развитых

        1классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с

        1теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.

            1Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы

        1-  3ламаизма  1- путём непрерывных побед новой религии не было. Од-

        1нако  наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете

        1имел знаменитый Атиша.  Он родился в 982 г.  в Бенгалии в коро-

        1левской  семье,  стал  настоятелем  монастыря Викрамачила и был

        1впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны  в

        1царстве Магадха.

             1Отвергнув первое  приглашение  тибетских князей,  он после

         1новых настоятельных просьб,  уже в преклонном возрасте просле-

         1довал,  сопровождаемый высокими почестями,  через Непал и поя-

         1вился в 1040 г.  в Западном Тибете,  где  собрал  вокруг  себя

         1большую группу индийских и тибетских монахов.  Атиша подчёрки-

         1вал этические требования  буддизма,  строгую  организованность

         1монашества,  чёткую  регламентацию культа и внедрение практики

                                    - 3 -

         1созерцания.  Опираясь главным образом на  учение  мадхьямиков,

         1Атиша  стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы

         1калачакра ("колесо времени"),  сыгравшей  впоследствии  особую

         1роль в формировании важнейших доктрин  3ламаизма 1.

             1Уже после  переноса  резиденции  в Центральный Тибет Атиша

         1созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор,

         1почитающийся  как  "седьмой собор буддийской церкви" и объеди-

         1нивший на некоторое время не только всех монахов Тибета,  но и

         1индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое

         1основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время од-

         1ной из своих многочисленных поездок по стране.

             1Ученики Атиши,  среди которых был и его знаменитый биограф

         1и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065),  про-

         1должали  проводить линию на ограничение занятий монахами маги-

         1ей, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на пер-

         1вый план требований религиозной морали.

               2"Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.).

             1Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллиза-

         1ции  3ламаизма 1,  закрепил его важнейшие тенденции.  В том,  чего

         1добивался Цзонкаба,  были элементы обновления,  и восстановле-

         1ния,  и внесения принципиально нового.

             1С 1394 г.,  поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба ок-

         1ружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские прави-

         1ла и  начинает  свою  проповедническую  деятельность.  Не  раз

         1высшие  ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет,

         1но благодаря своей выдержке,  начитанности  и  красноречию  он

         1всегда  выходил  из столкновений с ними победителем.  Первона-

         1чально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой",  и  лишь

         1позже  основанное  им направление - господствующее направление

         1всего последуюшего и современного  3ламаизма  1-  получило  широко

         1известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродете-

         1ли", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шап-

         1ка").

             1К самому началу XV в. относят появление главного сочинения

         1Цзонкабы,  носящего  название  "Великий  путь по ступеням муд-

         1рости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо

         1или просто Ламрим.

             1К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся

         1квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом

                                    - 4 -

         1руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал

         1о  моих  делах,  почувствует желание видеть меня и говорить со

         1мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной".

         1Ламрим стал опорным документом всего последующего  3ламаизма 1.

             1Оба названных произведения Цзонкабы - по существу  учебни-

         1ки, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему

         1совершенству".  Синтез этих двух  путей  составил  тот  "новый

         1путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой,

         1и определяет сущность  3ламаизма  1как уже канонизированной  новой

         1формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского

         1феодализма.

             1С целью  централизовать  и чётко иерархически организовать

         1ламство Цзонкаба учредил сложную систему  церковной  иерархии,

         1разработал примерный устав для ламаистских монастырей, устано-

         1вил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ла-

         1мам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые

         1боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистско-

         1го  пантеона.  Сама  иерархическая  система давала возможность

         1каждому ламе найти в ней своё место,  определявшееся  как  об-

         1щественным положением и связями, так и в какой-то мере личными

         1деловыми качествами и степенью  учёности.  Это  обеспечивалось

         1установлением иерархии и специализации в "различных профилях".

             1Далее было установлено деление лам по их функциям в совер-

         1шении  культа,  который  включал  кроме рядовых богослужений и

         1пышных праздников совершение множества бытовых  треб,  главным

         1образом вне монастыря,  непосредственно в семьях верующих. Та-

         1кое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и

         1гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам и

         1другим бытовым обрядам.

             1Наконец, ламы делились по степени учёности.  Соответствую-

         1щие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаме-

         1нов,  проводившихся  главным  образом  в  форме  теологических

         1диспутов.

             1Цзонкабе присывается  введение сложной обряднсти,  широкое

         1использование элементов театрального  искусства  и  музыки  во

         1время красочных мистерий, посвящённых различным богам или нап-

         1равленных на очищение местности  от  злых  духов,  праздников,

         1установленных якобы в честь важнейших событий в жизни Шакьяму-

         1ни, в честь грядущего будды Майтреи и т. д.

                                    - 5 -

             1Реформы Цзонкабы  настолько  укрепили политические позиции

         1высшего буддийского духовенства Тибета,  что вскоре после кон-

         1чины "основателя  3ламаизма 1" в иерархии ламства появляется новое

         1высшее звено.  Легенда приписывает Цзонкабе пророчество,  сог-

         1ластно которому два его любимых ученика будут постоянно вопло-

         1щаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих

         1воплощений получило титул далай-ламы,  другое - панчен римпон-

         1че, или панчен-ламы.

                            2ЛИТЕРАТУРА ЛАМАИЗМА

             1Учение о сущности бытия  и о спасении, состоящем в преодо-

         1лении страданий  "эмпирического  мира" и достижении нирваны, а

         1также система культовых мероприятий,  могущих якобы содейство-

         1вать спасению,  изложены в обширнейшей литературе  3ламаизма.  1Её

         1можно разделить на каноническую и комментаторскую.

             1Собственно каноном  для ламаистов является только Ганджур,

         1работа над составлением которого была завершена в первой трети

         1XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догма-

         1тики и культа  3ламаизма  1почти на одном уровне с Ганджуром сбор-

         1ник древнейших комментариев и других текстов -Данджур- состав-

         1ляют основу всей идеологии и культовой практики  3ламаизма 1.

                2Ганджур 1.

             1Ганджур означает по-тибетски  "перевод предписаний",  "пе-

         1ревод откровений"  и  рассматривается  ламаистами как собрание

         1наиболее авторитетных, приписываемых будде Шакьямуни текстов и

         1изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур - не

         1только главный источник основных  положений  догматики,  но  и

         1предмет культа (как,  впрочем,  и всякая религиозная книга для

         1ламаиста).

             1Издаётся Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содер-

         1жащих в общей сложности  1083  отдельных  сочинения.  Наиболее

         1распространено членение всего сборника на семь основных разде-

         1лов.

             1Первый раздел носит тибетское название Дул-ва (санскр. Ви-

         1ная),  что означает "монашеская дисциплина" или "правила пове-

         1дения монашеской общины",  и содержит несколько сочинений. Со-

         1чинение "Основы дисциплины" излагает  условия  приёма  в  буд-

         1дийскую монашескую общину,  способы поддержания в ней диисцип-

                                    - 6 -

         1лины, правила поведения её членов по временам года, внутреннюю

         1структуру общины, требования к носимой монахами одежде, к обо-

         1рудованию жилища,  ложу для сна, порядку принятия пищи и т. д.

         1В  сочинение "Толкование устава" включена знаменитая Пратимок-

         1шасутра с её 253 предписаниями для "полного монаха",  соблюде-

         1ние которых должно контролироваться на "исповедальных собрани-

         1ях".  Далее идут сочинения, более детально определяющие распо-

         1рядок дня,  правила  проведения учебных занятий,  упражнений в

         1созерцании,  особые требования к монахиням, предсмертные пред-

         1писания  Шакьямуни  своим ученикам,  молитвенные тексты и бла-

         1гославения.

             1Следующий раздел  Ганджура  - Шэрчин - объёмом от 21 до 24

         1томов - посвящён праджа-парамите,  т. е. "высшей ступени абсо-

         1лютной (потусторонней) мудрости",  или "высшей мудрости, пере-

         1водящей на другой берег существования.  Согластно  религиозной

         1традиции,  эта  "мудрость"  исходит  от самого грядущего будды

         1Майтреи и была изложена Асангой.  Учение о "конечном познании"

         1преподносится в Шэрчине в шести различных по своей подробности

         1вариантах.  По своей сути - это изложение пути спасения в  том

         1виде, как он преподносится школой мадхьямиков.

             1Третий раздел - Пал-чен - пространно (в 6 томах и 24  гла-

         1вах)  излагает одно из наиболее популярных сочинений махаяны -

         1Махаваипулья-сутру ("сутра о великом собрании").  В форме  по-

         1вествования  о восьми встречах Будды с различными божествами и

         1святыми подробно описываются многочисленные будды и бодхисатт-

         1вы,  области их влияний, их особые качества, совершённые ими в

         1различных перерождениях подвиги и дела, направленные на спасе-

         1ние живых существ. Тут же приведены молитвы, адресованные этим

         1божествам.  В ходе последней встречи Будда  якобы  предсказал,

         1что  буддизм  распространится  впоследствии  в  "диком снежном

         1царстве",  и подчеркнул роль в этом событии бодхисаттвы Авало-

         1китешвары,  земным  воплощением  которого  стали  впоследствии

         1Сронцзан-гамбо и все далай-ламы.

             1Вопросам религиозной   морали  посвящён  четвёртый  раздел

         1сборника - Кон-цзег или Гонзаг (санскр. ратнакута - "гора дра-

         1гоценностей"). Пять или шесть томов этого раздела содержат ди-

         1алоги Будды с учениками и выскаэывания различных  авторитетных

         1для буддистов личностей по вопросам этики и метафизики. Тут же

         1приводятся различные легенды и кратко излагаются важнейшие по-

                                    - 7 -

         1ложения  буддизма,  раскрываются  "истинная  сущность" Будды и

         1признаки достижения "высшей просветлённости".

             1Пятый раздел - До или До-дэ (санскр.  сутра), т. е. "руко-

         1водство",  "поучительные речи". Он охватывает 30 или 32 тома и

         1частично  совпадает  по  содержанию с Сутта-питакой палийского

         1канона,  включая, однако, и многие весьма существенные сочине-

         1ния махаяны,  что делает этот раздел особенно важным для пони-

         1мания идеологии  3ламаизма 1.  Содержание 270 произведений, входя-

         1щих в До,  весьма разнообразно. Многие сутры посвящены деяниям

         1Будды в прежних перерождениях,  легендарным рассказам о  жизни

         1различных лиц, изложению вопросов искусства, астрологии, меди-

         1цины.  Тут же приводятся ортодоксальные и еретические  учения,

         1законы нравственные и гражданские. Описываются шесть родов жи-

         1вых существ,  места их обитания и причины  их  перерождений  в

         1этих местах и формах.  Характеризуются места пребывания будд и

         1бодхисаттв,  их "образ жизни" и т.  д. Многие сутры изложены в

         1виде ответов Будды на вопросы различных лиц - это особенно ши-

         1роко принятый в буддизме приём освещения  догматических  проб-

         1лем.

             1Название шестого раздела - Ньигдай -"освобождение  от  го-

         1рестей" - соответствует санскритскому термину "нирвана". Здесь

         1всего два тома, излагающие в махаянической редакции "Рассказ о

         1великой  кончине".  В  них подробно описываются обстоятельства

         1смерти ("перехода в нирвану") Шакьямуни, его последние настав-

         1ления,  трагические переживания всех живых существ,  вызванные

         1"уходом учителя", поднесение ему жертв, чудеса, сопровождавшие

         1смерть,  сожжение  тела  и делёж останков между различными ро-

         1до-племенными группами и захоронение реликвий в ступах в  раз-

         1ных местах Индии.

             1Седьмой, последний   раздел   Ганджура   называется   Джюд

         1(санскр.  тантра - букв.  "сплетение", "ткань"). Это 22 или 24

         1тома сочинений тантризма,  который таким  образом  вводится  в

         1состав  канонической  литературы   3ламаизма 1.  В этих сочинениях

         1описываются мужские и женские божества,  даются наставления по

         1принесению  жертв  богам,  приводятся  тексты молитв,  гимнов,

         1раскрываются магические приёмы воздействия  на  сферу  сверхъ-

         1естественного.

                2Данджур 1.

              1Вторым важнейшим  сборником  ламаистской литературы явля-

                                    - 8 -

         1ется Данджур - "перевод учений" или "перевод  толкований".  Он

         1содержит  основные  положения  буддизма вплоть до X в.  н.  э.

         1Данджур ставится его почитателями очень высоко,  но не все его

         1разделы  рассматриваются  ламами  как непреложное руководство.

         1Основную массу входящих в Данджур произведений составляют, как

         1и в Ганджуре,  переводы с санскрита,  дополненные переводами с

         1китайского и некоторых других языков. Лишь немногие сочинения,

         1вошедшие в Данджур, могут считаться оригинальными тибетскими.

             1Данджур делится на две большие части:  Джюд (тантра) и  До

         1(сутры).

             1Джюд вмещает в своих 88 томах 2640 трактатов,  заклинаний,

         1магических призывов и восклицаний, "лечебных" формул, молитв и

         1т.  д.,  расположенных вперемежку.  Здесь представлены все су-

         1ществующие 24 тантрийские системы,  объединяемые "четырьмя от-

         1делами тантр".

             1В части До - 137 томов. Она составлена, как правило, не из

         1самих сутр,  а из комментариев к некоторым сутрам,  вошедшим в

         1Ганджур, и из оригинальных сочинений крупнейших буддийских ав-

         1торов I тыс.  н.  э.  Здесь представлены  важнейшие  сочинения

         1"шести украшений Индии" - Нагарджуны,  Арьядевы, Асанги, Васу-

         1бандху, Дигнаги и Дхармакирти - и разъяснения к этим сочинени-

         1ям,  сделанные другими авторами.  Есть сочинения (авторство их

         1приписывают бодхисаттве Майтрее), излагающие важнейшие положе-

         1ния махаянического буддизма,  а рядом с ними помещены трактаты

         1с каноническими требованиями к  художникам,  пишущим  иконы  и

         1картины религиозного содержания,  а также заклинания от болез-

         1ней, от укуса змей и даже целые сочинения по тибетской медици-

         1не.

             1Входят в часть До и художественные произведения,  например

         1тибетский  перевод  эпической поэмы о жизни Будды,  написанный

         1индийским поэтом, драматургом и философом буддистом Ашвагхошей

         1(I-II вв. н. э.) и т. д.

                       2О "ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ" ЛАМАИЗМА

             1С некоторой  долей  условности  всё  учение  3ламаизма  1можно

         1разделить на две части:  "теоретические основы"  необходимости

         1религиозного спасения   и   "практические  пути"  религиозного

         1спасения.

                                    - 9 -

             1"Теоретическая основа" необходимости религиозного спасения

         1в  3ламаизме  1занимает солидное место, так как  3ламаизм  1начал фор-

         1мироваться в  условиях  ценральноазиатского феодализма тогда,

         1когда в Индии, Китае и Непале буддизм в борьбе с другими рели-

         1гиями достиг наивысшего уровня своего теоретического развития.

             3Ламаизм  1полностью разделяет свойственное всем формам  буд-

         1дизма  отождествление  бытия  и страдания и покоящийся на этом

         1отождествлении тезис о необходимости "преодоления  бытия"  для

         1достижения спасения. В канонической литературе  3ламаизма  1мы на-

         1ходим все основные приписываемые Шакьямуни проповеди,  в кото-

         1рых  утверждаются  бренность  любых  форм  бытия и всеобщность

         1страдания, устанавливается связь старадания с поведением чело-

         1века в прежних перерождениях ("учение о всеобщей причинной за-

         1висимости") и указывается путь к преодолению страданий  в  по-

         1давлении жажды бытия, жажды жизни.

             1Но, будучи  порождением  центральноазиатского  феодализма,

         3ламаизм  1придаёт  этим основополагающим принципам буддизма сво-

         1еобразную форму.  Для него характерно стремление сочетать наи-

         1более абстрактные  умозрительные  построения субъективно-идеа-

         1листического характера с доведёнными  до  предельной  конкрет-

         1ности представлениями  о сверхъестественной сущности восприни-

         1маемого нами мира и с разработанной до мельчайших подробностей

         1системой магико-практического на этот мир "воздействия".

                2"Психология" и "онтология". Учение о дхармах.

             1Буддизм разделяет  общую  для  всех религий классового об-

         1щества исходную позицию - резкое противопоставление  чувствен-

         1ного, эмпирического мира, мира вещей и явлений, мира непрерыв-

         1ных изменений,  становлений и разрушений некоему принципиально

         1противоположному ему миру - миру "истинного", "высшего" бытия,

         1миру абсолютного и нерушимого покоя. Остро критическое отноше-

         1ние к  эмпирическому миру и "творящему" его сознанию,  естест-

         1венно, приводит к вере в неизбежность существования сферы  или

         1мира внеэмпирического,  абсолютного  и  в возможность перехода

         1индивида, страдающего в эмпирическом мире,  в тот иной, внеэм-

         1пирический мир.  Спасение  из мира эмпирического в небытие,  в

         1особый внеэмпирический мир абсолютного покоя - концепция чисто

         1религиозная. Она  присуща  всем направлениям и формам буддизма

         1потому, что все они кладут в основу догматики  "четыре  благо-

         1родные истины", изложенные уже в первой - "бенаресской" - про-

                                    - 10 -

         1поведи легендарного "основателя буддизма". В ней было провозг-

         1лашено тождество 0  1эмпирического бытия и страдания ("истина пер-

         1вая"); установлена конкретная причина бескононечных повторений

         1этого бытия-страдания: привязанность к жизни во всех её прояв-

         1лениях ("истина  вторая");  открыта  перспектива   преодоления

         1страдания-бытия путём  подавления  жажды жизни,  т.  е.  путём

         1соответствующей перестройки сознания ("истина третья"); указан

         1конкретный способ - "восьмичленный благородный путь" преодоле-

         1ния жажды жизни и  выхода  из  "круговорота  бытия-страдания",

         1путь также  целиком  лежащий в сфере сознания ("истина четвёр-

         1тая").

             1По мере  развития буддизма в самой Индии и за её пределами

         1эти важнейшие,  основополагающие догматы получали  конкретиза-

         1цию, развитие и дальнейшую разработку.

             1Исходным в анализе сознания является верное наблюдение над

         1его характером: оно не есть нечто неподвижное и застывшее, это

         1- непрерывный поток мгновенно сменяющих друг  друга  впечатле-

         1ний, чувств, мыслей, настроений. "Текучесть" сознания не толь-

         1ко абсолютизируется буддизмом, но и объясняется так называемой

         1теорией мгновенности.  При  дальнейшей  разработке этой теории

         1схоластическая мысль,  скованная идеей "выхода" из этой  теку-

         1чести, разрабатывает теорию дхарм - "истинных носителей" наше-

         1го сознания.

             1Слово "дхарма",  употребляемое в схоластических трактатах,

         1следует понимать в качестве мельчайшей неделимой частицы инди-

         1видуального сознания. В своей совокупности, вспыхивая на крат-

         1чайшее мгновение и тут же сменяясь новыми,  дхармы индивидуума

         1"творят" всё, что протекает в его сознании,- воспринимаемый им

         1мир, все формы самого психического процесса  -  представления,

         1идеи, эмоции.

                2Неизбежность смерти.

             1Причин смерти бесконечно много,  а средств, поддерживающих

         1жизнь, очень мало.  Тело наше подобно водяному пузырю - доста-

         1точно пустяка,   чтобы   его   разрушить.   Сама   возможность

         1проснуться утром должна рассматриваться как чудо.  Поэтому  не

         1откладывать ни  на один час всё то,  что необходимо совершить,

         1дабы обеспечить  себе  лучшее  перерождение,  приблизиться   к

         1спасению. Тот, кто убедил себя, что смерть может настичь его в

         1любой момент,  может быть сегодня, не будет отдаваться дружбе,

                                    - 11 -

         1заботиться о  приобретении  имущества,  он обратится к ламе за

         1помощью, чтобы отвратиться от греховных поступков.  А обманчи-

         1вая надежда  на  длительность  жизни  на Земле влечёт к земным

         1наслаждениям, вызывает страсть к накоплению имущества,  к  по-

         1честям, что в свою очередь порождает гнев, гордость, зависть и

         1т. д.,  т. е. неизбежно ведёт к новым страданиям в новых пере-

         1рождениях.

                2Формы перерождений.

             1В нашем  мире  всё  в  движении,  в непрерывной смене форм

         1и есть только одно,  что сопутствует неизбежно всем этим  фор-

         1мам,- волнения, страдания, мучения.

             1По учению  3ламаизма  1существуют шесть возможных  форм  пере-

         1рождений живых существ. Они составляют две группы - "благопри-

         1ятных, или блаженных, перерождений" и "несчастной, или дурной,

         1участи".

             1К первой группе относятся люди,  ассурии (духи) и  тенгрии

         1(боги-небожители).

             1Ко второй - существа,  переродившиеся для мучений  в  аду,

         1преты или   бириты  (человекоподобные  с  огромными  животами,

         1постоянно страдающие от  голода  и  жажды)  и  животные.  Иной

         1участи, пока  не  остановлено круговращения бытия,  уживых су-

         1ществ нет.

             1Подобно христианству,    ра 0с 1ценивающему    страдания   как

         1средство спасения,  объявляя их "испытанием, которое господь в

         1своей бесконечной  мудрости ниспосылает людям во искупление их

         1грехов",  3ламаизм  1рассматриавает страдания человека как  неоце-

         1нимый положительный фактор спасения:  они уничтожают высокоме-

         1рие, помогают избегать пороков и  толкают  к  добродетели.  Но

         1этого мало. Они - тот чувственно переживаемый базис, на основе

         1которого становится особенно плодотворным постоянное  сосредо-

         1точение мысли человека на ужасах страданий в случае перерожде-

         1ния в сфере "дурной участи".

             1Самым благоприятным для достижения спасения является пере-

         1рождение в "стране людей". Хотя и людям свойсивенно страдание,

         1составляющее сущность их "чувственного бытия", всё же рождение

         1человеком даёт наибольшие "гарантии" возможности вырваться  из

         1"колеса перерождений".  При этом особенно благоприятно возрож-

         1дение в местах распространения буддизма.

              

                                    - 12 -

                2"Десять чёрных грехов".

             1Непреложный закон кармы,  возлагающий всю  ответственность

         1за испытываемые страдания на самого человека, конкретизируются

         1в  3ламаизме  1поистине скурпулёзно составленным перечнем  грехов-

         1ных деяний и полагающихся за них наказаний в данной и последу-

         1ющих жизнях.

             1Среди всех греховных деяний выделено десять наиболее тяжё-

         1лых. Они названы "чёрными грехами".  К чёрным грехам тела  от-

         1носятся убийство,  кража и "неправильное" совокупление. К гре-

         1хам речи - ложь,  сплетня или клевета (сеяние вражды между жи-

         1выми существами),  злословие,  пустословие. К грехам мысли от-

         1несены жадность (зависть), злоба, ложные воззрения.

             1При анализе  каждого  греховного  действия  выделяются его

         1"объект", "моменты   воли"   (внутренние   мотивы   совершения

         1преступления), "действие"  и его "результат".  Так,  например,

         1если анализируя убийство,  то "объектом" его будет  "существо,

         1обладающее жизнью".  "Моменты  воли" распадаются на такие эле-

         1менты, как "представление" - паличие сознания того,  что перед

         1тобой живое существо и ты хочешь его убить,  "намерение" - са-

         1мый позыв к убийству как результат одного из  трёх  "природных

         1зол" -  страсти,  гнева  или  невежества.  "Исполнение" - само

         1действие, приводящее к лишению жизни. "Результат" - смерть.

             1Так же подробно разбираются "объекты",  внутренние мотовы,

         1способы совершения и  результаты  при  рассмотрении  остальных

         1чёрных грехов. Наряду с обсуждением половых извращений и нару-

         1шения супружеской верности особенно тяжким "неправильным сово-

         1куплением" считается  совершение  полового  акта  вблизи ламы,

         1священных сооружений и изображений божеств.

             1В понятие  "ложного воззрения" входит в первую очередь от-

         1рицание важнейших догматов буддизма, касающихся сущности бытия

         1и пути спасения.

             1Все грехи питаются "тремя ядами" - злобой,  страстью и не-

         1вежеством. Убийство,  злословие  и  злоба "доводятся до конца"

         1гневом; кража,  греховное совокупление и жадность -  страстью;

         1ложь, клевета,  пустословия  и  неправильные воззрения - неве-

         1жеством.

                3" 2Десять белых добродетелей 3".

             1Содействуют спасению  добродетели.  Главных  из  них  тоже

         1десять, и они называются "белыми добродетелями".

                                    - 13 -

             1Они делятся на три  группы  -  добродетели  тела,  речи  и

         1мысли. По  существу  своему - это действия,  поступки и мысли,

         1прямо противоположные грехам или мешающие  осуществлению  гре-

         1ховных деяний. Так, к добродетелям относятся препятствие к со-

         1вершению убийства, кражи, неправильного совокупления. Это так-

         1же правдивость,  умиротворение,  речь, доброжелательная и пра-

         1вильная по своему существу. Это отсутствие жадности и зависти,

         1злобы и неправильных воззрений.

             1Все добродетели имеют также свои объекты,  "моменты воли",

         1ход исполнения  и результат.  Так же,  как и в грехах,  особое

         1значение придаётся "моментам воли", т. е. сознанию, проявлению

         1"свободы воли" в соответствии с внутренним импульсом.  Воснове

         1их лежат отказ от злобы,  страсти и невежества, внутренняя ду-

         1ховная просветлённость,  которую дают лишь "великие зако-

         1ны" Будды.

                2Учение о рае.

             1Тенденция к  конкретизации   общих   положений   буддизма,

         1свойственная  3ламаизму 1, привела, в частности, к разработке уче-

         1ния о рае, оттеснившем в какой-то степени в сознании верующего

         1туманную нирвану на второе место.

             1Учение о рае в  3ламаизме  1развивалось в тесной связи с  раз-

         1витием представления о будде Амитабе (Амида, Абида). Именно он

         1уничтожил важнейшую причину страданий - сладострастие.

             1Рай в  3ламаизме  1представлен как земля, где почва очень пло-

         1дородна, пыль там не пылит, большая часть земли ровная поверх-

         1ность, предметов  нерпиятных  на вид вовсе нет.  Там всё прек-

         1расно, и куда ни посмотри,  ничего не найдёшь нехорошего,  что

         1не было бы приятно для глаза.  А в ценре всего этого благоуха-

         1ния восседает на троне будда Амитаба.  Вокруг него -  божества

         1более низкого ранга, его помощники.

             1Но заманчивые перспективы райского блаженства в  общем  не

         1противоречат основной  теории  спасения  буддизма:  ведь рай -

         1только последний этап на пути к окончательному выходу из  кру-

         1говорота бытия.

                              2ПАНТЕОН ЛАМАИЗМА

             1Объявляя весь "чувственный мир" иллюзией нашего заблудшего

         1сознания, порождением  неведения  (авидья),   3ламаизм 1,   широко

                                    - 14 -

         1используя для этого изобразительное искусство,  внушает верую-

         1щим их полную зависимость от поистине  грандиозного  мира  су-

         1ществ сверхъестественных  - божеств и духов различного ранга и

         1различных "специальностей".

             1Все существа  в  пантеоне   3ламаизма   1разделяются на восемь

         1рангов.

             1На первом месте стоят будды (т. е. "просветлённые", "проз-

         1ревшие") - те высшие руководители,  которые  якобы  системати-

         1чески являются в мир людей для проповеди пути к спасению.   3Ла-

         3маизм 1 точно определяет число таких спасителей - их тысяча.

             1Ко второму  рангу  божеств  относятся  идамы,  или божест-

         1ва-хранители. Здесь на первом месте стоит Адибудда - исконный,

         1первичный будда,  первопричина  мира и "хранитель всех тайн" в

         1форме Ваджрадхары,  который силой своей мудрости и  созерцания

         1эманирует из  себя  пять так называемых дхаяни-будд ("будд со-

         1зерцания"). Они порождают бодхисаттв  созерцания  -  божества,

         1играющие уже  прямую  и непосредственную роль в спасении живых

         1существ, содействуя этому своими магическими возможностями.

             1Третий ранг  - будды,  обредшие человеческий облик.  К ним

         1относятся пять "победителей".

             1Четвёртый разряд божеств - бодхисаттвы.  В раннем буддизме

         1бодхисаттвами назывались те живые существа,  которые в резуль-

         1тате накопления  неизмеримого  объёма добродетели являлись уже

         1потенциальными буддами.

             1Главных бодхисаттв восемь.  Они носят высокий титул "сыно-

         1вей будды".  Это божества,  способные вмешиваться в ход земных

         1процессов и людских судеб, ведущие непримеримую борьбу со злы-

         1ми силами мира.

             1Кроме бодхисаттв мужского пола есть и женские бодхисаттвы.

         1Среди них наибольшей популярностью пользуется Тара, почитающа-

         1яся как юм (санскр.  шакти), мистическая супруга Авалокитешва-

         1ры, "рождённая из его слёз".

             1Пятый разряд божеств - чисто женский. Это дагини ("воздуш-

         1ные путешественницы").  Они свободно передвигаются в  небесном

         1пространстве, повелевают  демонами  и  могут показываться тем,

         1кто ищет их помощи или вызывает их заклинаниями.

             1Шестой разряд божеств - страшные "хранители закона" (дхар-

         1мапалы, тибетск.  докшиты) и "наводящие ужас  палачи".   Это -

         1грозные защитники веры.

                                    - 15 -

             1Разряд юллха ("боги местности") охватывает  многочисленные

         1формы сопровождающих главных богов менее значительных божеств,

         1вошедших в ламаистский  пантеон  частично  из  пантеона  инду-

         1истского, но  главным образом трансформированных  3ламаизмом  1ду-

         1хов тибетского и монгольского шаманизма.

             1Восьмой разряд - сабдыки - "хозяева земли", покровители от

         1дельных конкретных гор, рек, родников, деревьев, камней, насе-

         1лённых пунктов и т. д.

                   2ОПОРА НА ЛАМУ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ

             1Без учения  Будды - сутр - невозможно спасение.  Но препо-

         1дать это учение может только лама.  Поэтому "возвышенный друг"

         1человека, т. е. лама, является важнейшим фактором спасения.

             1Страшными бедствиями угрожает   3ламаизм   1тем,  кто  небудет

         1воздавать ламе поистине божеских почестей. Их ждут в этой жиз-

         1ни всевозможные несчастья,  а после смерти  -  перерождение  в

         1дурной участи  и неисчислимые мучения "в течение бесччисленных

         1мировых периодов".

             1Лама "помогает спасению" двумя основными путями: удерживая

         1от греховных деяний и утверждая в добродетельных; призывая ма-

         1гическими средствами помощь бодхисаттв,  могущих содействовать

         1спасению.

             3И так  2ламаизм  3- это форма буддизма,  возникшая  в  VII-XIV

         3вв. н. э. в Тибете, имеющая свою каноническую и неканоническую

         3литературу, свою чётко определённую догматику и иерархию.

           

           

           

            

           

           

           

           

           

           

           

           

                                    - 16 -

           

           

           

                         2СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

           

            1. Кочетов А. Н. Ламаизм. - М.: Наука, 1973

            2. Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство.

        - Новосибирск: Наука, 1988

            3. Кочетов А. Н. Буддизм - ламаизм. - М.: Наука, 1979