Ориентирование по карте в движении

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Хабаровский государственный педагогический университет.

Военная кафедра

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Ориентирование по карте в движении»

Выполнил: Копцев Д.А.

Руководитель:

г. Хабаровск 2001 г.

План

 TOC o "1-4" ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................................. PAGEREF _Toc531885111 h 3

1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ.......................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885112 h 5

2.  ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ............................................................................................................... PAGEREF _Toc531885113 h 8

2.1  Изучение местности по карте........................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885114 h 8

2.2 Определение масштаба карты......................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885115 h 10

3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ.................................................................................................................................. PAGEREF _Toc531885116 h 12

3.1 Движение по азимутам...................................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885117 h 14

3.1.1  Подготовка данных для движения по азимутам..................................................................................... PAGEREF _Toc531885118 h 14

3.1.2  Движение по азимутам................................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885119 h 17

3.1.3  Обход препятствий......................................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885120 h 19

3.1.4  Нахождение обратного пути....................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885121 h 20

3.1.5  Точность движения по азимутам................................................................................................................ PAGEREF _Toc531885122 h 21

4.  ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ  УСЛОВИЯХ........... PAGEREF _Toc531885123 h 23

5.  ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОТЕРЯННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ........................................................................... PAGEREF _Toc531885124 h 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................................................................................... PAGEREF _Toc531885125 h 29

ВВЕДЕНИЕ

Местность - один из основных и постоянно действующих фак­торов боевой обстановки, существенно влияющий на боевую дея­тельность войск. Особенности местности, оказывающие влияние на организацию, ведение боя и применение боевой техники, назы­ваются ее тактическими свойствами. К основным из них относятся ее проходимость и условия ориентирования, маскиро­вочные и защитные свойства, условия наблюдения и ведения огня.

При выполнении боевых задач - каждый военнослу­жащий должен уметь быстро и правильно сориентироваться на местности, изучить ее  и оценивать ее тактические свойства.

Этому учит военная топо­графия, предметом которой являются способы изучения и оценки местности, ориентирования на ней и производства поле­вых измерений при подготовке и ведении боевых действий.

Важнейшим источником получения информации о топографи­ческих элементах местности  -  их взаимном положении, координа­тах, размерах, очертаниях и других количественных и качествен­ных показателях - служат топографические карты.

Наряду с использованием карт и аэроснимков местность изу­чается также путем непосредственного ее осмотра и выполнения полевых измерений. Чаще всего такие измерения приходится де­лать при ориентировании, определении местоположения целей и других объектов, ведении огня и т. п.

Все офицеры, изучив курс военной топографии, обязаны хо­рошо знать свойства карт и аэроснимков и уметь:

-   

-   

-   

-     

В ходе выполнения данной курсовой работы автор совершенствует свои знания о работе с картой на местности, в частности, ориентировании в движении.

1. СУЩНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ориентироваться на местности в боевых условиях – это значит определить свое местоположение и нужное направление движения или действий относительно сторон горизонта, окружающих объек­тов местности, расположения своих войск и войск противника. Сущность ориентирования составляет три основных элемента:

-   

-   

-   

Важнейшая задача ориентирования - нахождение и выдержи­вание заданного направления движения в любых условиях обстановки: в ходе боя, в разведке, при совершении марша.

Все действия командира подразделения неизбежно связаны с ориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевых задач подразделениям и огневым средствам, целеуказание, нанесение на карту результатов разведки против­ника и местности и управление подразделениями в ходе боя.

Умение быстро и безошибочно ориентироваться на местности в любых условиях является одним из важнейших элементов поле­вой выучки офицеров. Ориентирование на местности не эпизодиче­ское мероприятие в работе командира. Оно должно осуществ­ляться систематически самим командиром и личным составом подразделения под его руководством, как при подготовке, так и в ходе выполнения боевой задачи.

В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи.

Изучение и запоминание незнакомого участка местности сле­дует всегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надо хорошо запомнить их внешний вид и взаимное положение, чтобы в дальнейшем можно было по ним в любом пункте опознать местность и определить свое место­положение. При передвижении ориентиры выбирают по направ­лению пути, последовательно намечая их по мере выхода в новые районы.

Ориентироваться на местности можно различными способами. Командиры подразделений ориентируются преимущественно по карте. По ней они определяют свое местонахождение, опознают окружающие местные предметы и элементы рельефа и устанавливают местоположение наблюдаемых целей и других объектов. Солдатам и сержантам ориентироваться приходится главным об­разом по ориентирам и с помощью компаса. Для выхода в нужный пункт командир указывает им азимут направления движения и ориентиры по маршруту движения. Эти данные командир подраз­деления готовит обычно по карте.

Для ориентирования на местности, бедной ориентирами, в крупных населенных пунктах и в районах, где произошли сущест­венные изменения местности, выгодно использовать аэроснимки. Подробное изображение на аэроснимках очертаний местных пред­метов и мелких деталей, не помещаемых на карте, и другие осо­бенности, свойственные фотографическому изображению, позво­ляют в большинстве случаев точно определять на них свое место­положение и наблюдаемых объектов, выбирать ориентиры на пути движения и контролировать правильность выдерживания намечен­ного маршрута.

Для надежного и точного ориентирования в любых условиях местности и погоды - в лесу, пустыне, при плохой видимости -  на вооружении многих боевых машин имеется специальная так называемая навигационная аппаратура. Она позволяет в любой момент знать координаты местонахождения машины и дирекционный угол направления движения.

Для того чтобы безошибочно определять свое местоположение и положение наблюдаемых объектов и правильно осуществлять целеуказание, необходимо уметь определять на местности расстояния до объектов и направления на них.

2.  ПОДГОТОВКА К ОРИЕНТИРОВАНИЮ

Подготовка к ориентированию включает в зависимости от об­становки полностью или частично следующие мероприятия:

-        

-        

-        

-        

Маршрут движения и прилегающая к нему полоса местности изучаются по карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (аэроснимков, разведывательных данных и пр.).

2.1  Изучение местности по карте

Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог и особенности местности, по которой он пролегает, установить на­личие и характер мостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихся ориентирами. Особенно внима­тельно должны быть изучены участки в местах поворотов маршрута, на перекрестках и развилках дорог, а также при въездах в населенные пункты и выездах из них.

Для того чтобы маршрут движения четко выделялся на карте, его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознавае­мые в условиях предстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельные строения и т. п.). В районах, бедных ориентирами, а также при значительных измене­ниях местности по сравнению с картой контролировать правиль­ность движения часто помогает рельеф. Даже относительно не­большие подъемы и спуски можно легко заметить как днем, так и ночью. Поэтому элементы рельефа, которые можно использовать для ориентирования, целесообразно поднять на карте утолщением или оттенением горизонталей.

Маршрут на карте разбивается на участки длиной 5 или 10 км и его протяженность подписывается нарастающим итогом. При этом учитывается коэффициент перехода от линий, измеренных по карте, к действительным их размерам. 

Например, если коэффициент, определенный по таблице Приложения 1, равен 1.10,  то для того, чтобы на карте масштаба 1:100000 разбить маршрут на 10-километровые участки, откладывают отрезки по 9 см.

При подготовке к движению в лесу, в пустынной местности и в других условиях, неблагоприятных для ориентирования, опре­деляют и подписывают на карте магнитные азимуты направле­ний движения, чтобы можно было, если потребуется, быстро пе­рейти к ориентированию в пути по компасу. Магнитные азимуты направлений движения определяются и подписываются на картах также в тех местах, где легко сбиться с намеченного маршрута из-за большого количества встречающихся по пути перекрестков и развилок дорог.

Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особен­ности маршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторон горизонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переезды через железные до­роги и т. п.) и характер ориентиров у развилок дорог, где изме­няется направление движения. Знание на память маршрутов дви­жения особенно важно для командиров подразделений, выделенных в разведку или в состав воздушного десанта.

2.2 Определение масштаба карты

Масштаб карты - одна из важнейших ее характеристик. Он определяет степень уменьшения линий на карте относительно горизонтальных проложений соответствующих им линий на местности.

Масштаб указан на каждом листе карты под южной (нижней) стороной рамки в числовом (численный масштаб) и графическом (линейный масштаб) виде (Рисунок 1).

1:50 000

в 1 сантиметра 500 метров

Рисунок 1. Обозначение масштаба на карте.

Численный масштаб в общем виде, т. е. безотносительно к какой-либо определенной системе линейных мер, обозначается на картах в виде отношения 1: М, где М - число, указывающее, во сколько раз уменьшены длины линий на местности при изобра­жении их на карте. Так, масштаб 1:50000 означает, что любой единице длины на карте соответствует 50000 таких же единиц на местности.

Для практического использования при измерениях по карте численный масштаб, кроме того, представляют именованным чис­лом, указывая непосредственно величину масштаба, т. е. расстояние на местности, соответствующее  1 см карты. Так, для 1:50 000 карты величина масштаба равна 500 м.

Отсюда следует, что длина линии на местности равна произве­дению величины масштаба на длину отрезка (k), измеренную на карте в сантиметрах. Например, отрезку 3,95 см на карте масш­таба 1:100 000 соответствует на местности расстояние d==1 км  Х 3,95 = 3,95 км.

3. ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПУТИ

Непременным условием правильности выдерживания направ­ления движения является непрерывность ориентирования, т. е. по­стоянное знание своего местонахождения на маршруте относи­тельно ближайшего выбранного ориентира и конечного пункта движения. На поле боя это осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изучен­ным. При совершении же марша на незнакомой местности марш­рут выдерживают преимущественно по карте. Для этого во время движения следят за ориентирами, расположенными вдоль марш­рута, и периодически - за показаниями спидометра. По этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Начиная движение по маршруту, на исходной точке записывают показание спидометра и время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути. Во время движения, к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. За 200 - 400 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения, например: «На опушке леса поворот на­право по грунтовой дороге».

Если на местности намеченного ориентира не окажется, то следует установить свое местоположение по другим мест­ным предметам и  деталям рельефа, обозначенным на карте, и, лишь убедившись в правильности движения, продолжать путь.

Особенно внимательно надо сличать карту с местностью в ме­стах, вызывающих сомнение в правильности ориентирования: при движении по населенному пункту и выходе из него, на перекрест­ках и развилках дорог и т. п.

В таких случаях правильное на­правление движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

Наибольшие трудности в выдерживании заданного маршрута возникают при обходе зон пожаров, завалов, затопления и участков заражения. В этих случаях необходимо, прежде всего, воз­можно точнее определить свое местоположение на карте и запи­сать показание спидометра. Затем, изучив характер местности, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути, В условиях ограниченной види­мости обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач и по другим линейным ориентирам. При движении на местности, бедной ориентирами, когда на ма­шине имеется гирополукомпас, путь обхода недоступных зон вы­годно наносить на карту, определяя для этого азимут направления каждого колена пути по гирополукомпасу, а его длину - по спидометру.

При движении по шоссейным дорогам для ориентирования можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов и расстояний до населенных пунктов, пере­валов и пр., маршрутными марками, указывающими номера дорог, километровыми столбами). Однако в боевых условиях это надо делать весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движения ночью, нужно привлечь водителя и членов экипажа. Для этого, если позволяет обстановка, перед началом движения их надо оз­накомить с маршрутом и намеченными ориентирами, особенно с теми, по достижении которых должно меняться направление дви­жения. Это облегчит командиру подразделения выдерживание на­меченного маршрута движения.

3.1 Движение по азимутам

Движение, в процессе которого выдерживание направления пути и точный выход в намеченный пункт производятся с" помо­щью компаса (гирополукомпаса) и промера пройденного расстоя­ния, называется движением по азимутам.

Движение по азимутам применяется в лесу, пустыне, степи и в других районах, бедных ориентирами, а также при действии вне дорог ночью и в условиях плохой видимости, когда сличение кар­ты с местностью не обеспечивает уверенный выход в заданный пункт. К движению по азимутам прибегают также командиры мелких подразделений и групп при отсутствии у них карты.

Данные, необходимые для движения по азимутам, готовятся по карте или аэроснимку.

3.1.1  Подготовка данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам включает: вы­бор маршрута и ориентиров вдоль него, определение магнитные азимутов и расстояний по каждому участку пути - от одного по­ворота (ориентира) до другого - и оформление этих данных так, чтобы ими было удобно пользоваться в пути.

Начертание маршрута и количество выбираемых на нем ориен­тиров зависят от характера местности, задачи и условий предстоя­щего движения. Главное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспечивал быстрый, а в боевых условиях и скрытый выход в назначенный район. Поэтому желательно, чтобы он про­ходил по участкам, удобным для движения, был укрытым от на­земного и воздушного наблюдения противника и имел достаточное количество ориентиров для контроля правильности движения.

Если позволяет местность, то точки поворотов маршрута сле­дует выбирать у таких ориентиров, на которые можно уверенно выйти даже в том случае, когда направление движения выдер­живается недостаточно точно. Такими ориентирами могут быть точки пересечения  линейных объектов или характерные детали площадных объектов, находящихся поблизости от прямой, соеди­няющей исходную и конечную точки маршрутов (пересечение про­секи с электролинией, стык дорог, выступ поляны и т. д.).

Направление движения по компасу (гирополукомпасу) не мо­жет быть выдержано безошибочно, а иногда даже при незначи­тельном отклонении от нужного направления движения можно пройти мимо ориентира и не заметить его. Чтобы это не, случи­лось, в ряде случаев целесообразно выходить не сразу на ориен­тир, а сперва на заранее выбранную промежуточную точку, нахо­дящуюся поблизости, а от нее уже к ориентиру.

Проиллюстрируем это на примере (рисунок 2). Если на участке пути от стыка дорог (точка А) до дома лесника в качестве пово­ротной точки маршрута- выбрать угол поляны (точка 5), то при отклонении в процессе движения влево имеется опасность прой­ти мимо нее. Поэтому в данном случае целесообразно в качестве поворотной точки маршрута выбрать промежуточную точку С, на­ходящуюся на границе поляны, ближе к ее середине, на расстоя­нии  длины АВ. Движение от точки А до точки С будет осуществляться по азимуту, от точки С до точки В - по границе поляны, а от точки В до дома лесника - вновь по азимуту. Путь при этом удлиняется незначительно, но зато обеспечивается более уверенное выдерживание маршрута.

                

Рисунок 2.  Выбор промежуточной точки для уверенного выхода к ориентиру

Выбранные ориентиры поднимают на карте (обводя их круж­ками) и соединяют прямыми линиями. Те линии, которые не пере­секают ни одной вертикальной линии координатной сетки, выгодно сразу же продолжить до пересечения с ближайшей из них, с тем чтобы в дальнейшем удобнее было измерять дирекционные углы. Для каждого участка маршрута измеряют по карте дирекционный угол направления движения и переводят его в магнитный азимут. После этого измеряют расстояние между выбранными ориенти­рами. Если движение будет совершаться пешим порядком, метры переводят в пары шагов или подсчитывают бремя, необходимое для прохождения каждого участка (например, при движении на лыжах).

Магнитные азимуты и расстояния записывают на карте против соответствующего участка пути.

В том случае, когда карты в пути не будет, составляют схему маршрута. Для этого на карту накладывают восковку или лист писчей бумаги и на них простым карандашом копируют линию маршрута и ориентиры, находящиеся на пути движения и по сто­ронам. На схеме подписывают магнитный азимут направления каж­дого колена пути и его длину и наносят направление магнитного меридиана.

На коротких и несложных для ориентирования маршрутах, а также в учебных целях вместо схемы можно составить таблицу.

3.1.2  Движение по азимутам

При движении по азимутам на каждой поворотной точке марш­рута, начиная с исходной, находят на местности по компасу нужное направление пути и двигаются по нему, измеряя пройденное рас­стояние шагами, а при движении на машине - с помощью спидо­метра. Для того чтобы точнее выдержать это направление, вы­бирают на нем какой-либо вспомогательный ориентир. Достигнув его, намечают следующий промежуточный ориентир и продолжают движение к нему. На поворотной точке эти действия повторяют. И так до конца маршрута. В качестве вспомогательного ориен­тира ночью можно использовать какое-либо небесное светило. При этом надо иметь в виду, что оно перемещается по небесному своду, и если не учитывать этого и не проверять по компасу через каж­дые 10 - 15 мин правильность движения, то можно значительно уклониться в сторону.

При движении по открытой, но бедной ориентирами местности - направление можно выдерживать по створу. Для этого, наме­тив по компасу в начале движения направление пути и передви­гаясь по нему, оставляют позади себя через известные промежутки какие-нибудь створные знаки (забитый в землю кол, веху) и затем, оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения не уклонялось от створной линии. При движении по мягкому грунту и снежному полю створные знаки может заменить след собственного движения (следы гусениц или колес машины, лыжня).

При наличии карты правильность выдерживания маршрута движения по азимутам на участках между его поворотными точ­ками даже в закрытой или бедной ориентирами местности можно хоть изредка контролировать по характеру рельефа и встречаю­щимся на пути местным предметам. Поэтому при движении по азимутам, особенно на большое расстояние, надо обязательно пользоваться картой.

Если подразделение двигается по азимутам пешим порядком,  то целесообразно одного из солдат назначить направляющим (азимутчиком) с задачей правильно выдерживать направление дви­жения по компасу, и одного-двух солдат для измерения шагами пройденного расстояния.

При вождении машины по гирополукомпасу вначале опреде­ляют дирекционный угол или магнитный азимут продольной оси машины. Это может быть сделано по дирекционному углу направ­ления на ориентир, видимый с точки стояния, или по компасу.

Для определения дирекционного угла продольной оси машины ее устанавливают на точку, с которой виден какой-либо удален­ный ориентир, обозначенный на карте. С помощью башенного уг­ломера или прицела совмещают продольную ось машины с на­правлением на этот ориентир. Дирекционный угол направления на ориентир определяют по карте и устанавливают на шкале гирополукомпаса. Вместо направления на ориентир можно использовать какую-либо линию местности (прямолинейный участок дороги, просеку, линию электропередачи и пр.).

Для определения магнитного азимута продольной оси машины по компасу отходят от нее вперед или назад на 50 - 60 м и изме­ряют компасом азимут направления вдоль одного борта машины, а затем вдоль другого и из двух результатов берут среднее.

После того как на шкале гирополукомпаса установили дирек­ционный угол (магнитный азимут) продольной оси машины, ее разворачивают так, чтобы у индекса шкалы установился отсчет, равный дирекционному углу (магнитному азимуту) направления на первую поворотную точку, освобождают арретир и начинают движение. Машину ведут так, чтобы на протяжении всего участка пути до следующего ориентира сохранялся отсчет у индекса, соот­ветствующий установленному курсу. Дойдя до поворота и убедив­шись в правильности движения, машину разворачивают так, чтобы против индекса встал отсчет, равный дирекционному углу очеред­ного участка маршрута, и двигаются по этому направлению.

Для контроля и уточнения показаний гирополукомпаса в про­цессе движения используют обозначенные на карте линейные ори­ентиры. При отсутствии такой возможности через каждые 1,5 - 2 ч движения в одной из поворотных точек дирекционный угол про­дольной оси машины определяют теми же способами, что и на исходной точке.

3.1.3  Обход препятствий

Если при движении по азимуту на открытой местности встре­тится значительное препятствие, то поступают следующим обра­зом. На противоположной стороне препятствия в направлении дви­жения замечают какой-либо ориентир, на глаз определяют до него расстояние и прибавляют его к длине пройденного пути. После этого, обойдя препятствие, подходят к выбранному ориентиру и, определив по компасу (гирополукомпасу) направление прерван­ного пути, продолжают движение.

 На закрытой местности или в условиях ограниченной видимо­сти обход препятствий можно совершать по компасу следующим образом (рисунок 3):

 -  дойдя до препятствия (точка 7), замечают отсчет спидомет­ра, определяют по компасу азимут нового направления движения вдоль препятствия вправо или влево и продолжают движение по этому ази­муту, измеряя расстояние до края пре­пятствия (точка 2);

 -  в точке 2, записав пройденное расстояние между точками 1 и 2 и определив .направление по первона­чальному азимуту, делают поворот и движутся на точку 3, (конец препят­ствия), также измеряя расстояние;

 -  придя в точку 3, движутся влево (вправо)- по обратному азимуту направления 1 - 2 до тех пор, пока не будет пройден путь, равный расстоя­нию между точками 1 и 2, до точки 4;

-  в точке 4, определив направле­ние по первоначальному азимуту, про­должают движение по нему, прибавив к пройденному до препятствия рас­стоянию длину отрезка 2 - 3 (ши­рину препятствия).

Рисунок 3. Обход препятствия.

3.1.4  Нахождение обратного пути

В ряде случаев бывает необходимо, выйдя в намеченный пункт, вернуться обратно по тому же пути. Чтобы легче найти обратный путь, надо стараться запоминать важнейшие особенности местно­сти по маршруту, особенно в местах его поворота, на развилках дорог, и направления обхода встречающихся препятствий. Полезно также по ходу движения оставлять какие-либо знаки на деревьях и дорогах. В том случае, когда движение совершается по азиму­там, при возвращении по маршруту надо прямые азимуты переве­сти в обратные.

3.1.5  Точность движения по азимутам

Точность движения по азимутам зависит от ошибок измерения пройденного расстояния и ошибок выдерживания заданного на­правления. Источники этих ошибок весьма разнообразны.

При из­мерении расстояний ими являются: уклонения в сторону от пря­молинейного направления при обходе препятствий, встречающихся на пути, недостаточно точный учет влияния рельефа, погрешности в показаниях спидометра (при  пешем движении неточно выверенная  длина шага) и др. Как показывает практика, расстояние, из­меренное до ориентира на местности, как с помощью спидометра, так и шагами, в большинстве случаев больше расстояния, изме­ренного по карте. Ошибка измерения расстояния при движении по азимутам составляет в среднем 2 - 3% пройденного пути.

В закрытой местности на точность движения по азимутам ос­новное влияние оказывает неточность выдерживания направления. Даже при самых благоприятных условиях невозможно точно уста­новить на местности заданное направление: неизбежна ошибка от­счета по компасу (гирополукомпасу) и определения дирекционного угла (азимута) продольной оси машины. Ошибка в 1° вызывает боковое смещение около 20 м на каждый километр пройденного расстояния.

Если ошибку ориентирования по компасу считать равной 5°, то боковое смещение в пути составит около 100 м на каждый километр расстояния. Поэтому если, пройдя положенное расстояние, не встретят указанный ориентир, то его следует искать поблизости в пределах окружности, радиус которой равен при­мерно  пройденного расстояния.

4.  ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ В РАЗЛИЧНЫХ  УСЛОВИЯХ

В крупном населенном пункте основная задача выдерживания маршрута состоит в том, чтобы безошибочно и быстро выйти на дорогу, по которой проходит дальнейший путь движе­ния. Потеря ориентировки в городе ведет к образованию пробок, а в ряде случаев, к необходимости разворота колонны машин на узких улицах для следования в обратном направлении, на что тре­буется значительное время.

Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие улицы четко выделяются на карте всех масштабов, а их продолжением часто бывают шоссейные дороги, подходящие к городу. Количе­ство поворотов маршрута должно быть по возможности минималь­ным и выбирают их в таких местах, где имеются легко опозна­ваемые ориентиры; мосты, путепроводы, переезды через железные дороги, стадионы и т. п.

Выбор маршрута движения по населенному пункту и его вы­держивание значительно облегчается при использовании плана (фотоплана, фотосхемы) города. На таких планах с большой под­робностью отображаются все особенности планировки населенных пунктов и имеющиеся в них ориентиры.

При движении через населенный пункт непрерывно контроли­руют правильность выдерживания намеченного маршрута, подсчи­тывая число пройденных кварталов. Места поворотов маршрута надо определять заранее и предупреждать о них водителя.

В лесистой местности выдерживание маршрута, прохо­дящего по грунтовым дорогам и просекам, требует умения безо­шибочно распознавать на местности те из них, по которым про­ходит путь, выбранный по карте. При этом следует учитывать, что лесные дороги часто бывают малонаезжены и трудноразли­чимы на местности, а часть их может быть вообще не показана на картах. Вместе с тем можно встретить не обозначенные на карте хорошо наезженные временные дороги, служащие для вывоза леса и сена.

В качестве ориентиров в лесу обычно используют: просеки, пе­рекрестки, и развилки дорог, мосты, реки и ручьи, пересекающие маршрут, поляны, вырубки, границы молодых посадок и лесных питомников, резко выраженные формы и детали рельефа (овраги, лощины, высоты).

Просеки прорубаются во взаимно перпендикулярных направле­ниях, как правило, с севера на юг и с востока на запад. В пере­сечении просек между собой, с дорогами и реками устанавлива­ются квартальные столбы, на гранях которых подписываются но­мера кварталов. В  России и странах бывшего СССР нумерация кварталов производится в пределах лесничества с северо-запада рядами в направлении к юго-востоку. Номера кварталов подписываются на картах мас­штаба 1 : 25000 - 1 : 100000.

Особенности ориентирования в пустыне и степи определяются малой обжитостью, бездорожьем, однообразием пу­стынно-степных пространств с их маловыразительными формами рельефа и очень небольшим количеством местных предметов, ко­торые можно использовать в качестве ориентиров, пылеватостью грунтов, которая резко ухудшает видимость. В качестве ориенти­ров в пустыне используют дороги и караванные пути, курганы и другие элементы рельефа, выделяющиеся по своим разме­рам или форме, колодцы, русла высохших рек, оазисы и соору­жения, связанные с религиозными культами (мазары, курганы, обо и др.).

Выдерживание направления при движении вне дорог в пу­стынно-степной местности осуществляется главным образом по компасу, небесным светилам и удаленным ориентирам, а также по различным местным признакам, в частности по направлению господствующих ветров и по связанным с этим расположению и форме дюн. Для обозначения направления наступления в пустыне применяют постановку световых ориентиров и створов.

Наиболее уверенно и точно выдержать заданный маршрут в пустынной местности можно с помощью навигационной аппара­туры.

На местности, подвергшейся значительным разрушениям, создаются сложные условия для выдерживания на­меченного маршрута. Это объясняется не только тем, что трудно воспользоваться ориентирами, так как карта не соответствует дей­ствительному состоянию местности, но и тем, что в районах мас­совых разрушений часто приходится сходить с намеченного марш­рута для обхода зон завалов, затоплений и поиска мест преодоле­ния рек, глубоких лощин и других естественных препятствий, так как значительная часть мостов, путепроводов, дамб, тоннелей бу­дет уничтожена. Помимо того, в этих районах войсками прокла­дываются новые дороги и колонные пути, которые ошибочно можно принять за дороги, показанные на карте.

Встретив на маршруте участок, движение по которому невоз­можно, надо тщательно сличить местность с картой, определить ;на ней место схода с маршрута и записать показание спидометра в этой точке. Это же сделать и после того, как обход препятствия будет завершен.

В районе, подвергшемся значительным разрушениям, не исклю­чается возможность использования в качестве ориентиров различ­ных следов разрушенных объектов,, которые были показаны на карте (фундаменты и обломки сооружений, поваленные деревья и пр.). Однако контролировать правильность направления движе­ния, а во многих случаях полностью выдерживать направле­ние пути придется преимущественно по компасу (гирополукомпacy).

5.  ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОТЕРЯННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Ориентировка считается потерянной, когда на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на карте свое местоположение.

При потере ориентировки следует остановиться, определить магнитный азимут направления движения, расстояние от послед­него надежно опознанного на карте ориентира (по показанию спи­дометра или по времени движения) и мысленно представить себе пройденный от него путь. На этом основании установить макси­мально возможное отклонение от заданного маршрута и очертить на карте вероятный район своего местонахождения. После этого ориентировать карту по компасу и опознать на ней в этом районе ближайшие и дальние ориентиры. Причина потери ориентировки могла состоять в том, что из-за невнимательного наблюдения в пути за правильностью выдерживания маршрута произошел сход с нужной дороги. Чтобы установить вероятную дорогу, по которой происходило движение на последнем участке пути, полезно сравнить азимут направления движения с направлением дорог на карте в районе потери ориентировки.

 При наличии, судя по карте, в районе потери ориентировки близко расположенного крупного площадного или линейного ори­ентира, пересекающего направление движения (озера, населен­ного пункта, реки, дороги, линии электропередач и т. п.), целесо­образно продолжить, если позволяет обстановка, движение до этого ориентира, выйти к нему и опознать на карте свое местопо­ложение. Если опознать местоположение при этом сразу не удает­ся, то это делают, передвигаясь вдоль ориентира в ту или другую сторону.

Восстановив таким образом ориентировку, намечают путь выхода на заданный маршрут или непосредственно в заданный район. При отсутствии таких ориентиров целесообразно вернуться по следу своей машины к последнему надежно опознанному ори­ентиру и от него продолжать движение по заданному маршруту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Поправочные коэффициенты для определения расстояний по карте с учетом наклона поверхности и извилистости линий.

Угол наклона

Коэффициент перехода

в градусах

в делениях

угломера

от длины линии, измеренной на карте, к длине линии на местности

от длины линии измеренной на местности, к длине линии на карте

0

0-00

1,00

1,00

6

1-00

1,01

0,99

12

2-00

1,02

0,98

18

 3-00

1,05

0,95

24

4-00

1,10

0.91

30

5-00

1,15

0,87

36

6-00

1,24

0.81

42

7-00

1,35

0.74

ВЫВОД.

Выполнение боевых задач очень часто зависит от быстрого и точного перемещения войск. Осуществление этого невозможно без грамотного офицерского состава владеющего методами ориентирования на местности в движении – одного из направления военной топографии.

В обязанности командира входит постоянное слежение за окружающей обстановкой, владение ситуацией и знание точного местоположения своего подразделения.

Быстрое и точное ориентирование на местности в движении – залог успеха подразделения в выполнении поставленной боевой задачи.

Источником получения информации о топографи­ческих элементах местности  -  их взаимном положении, координа­тах, размерах, очертаниях и других количественных и качествен­ных показателях, возможных маршрутах - служат топографические карты.

Выполнение данной курсовой работы позволило расширить познания и приобрести опыт в:

-      и правильном использовании карт и аэрофотоснимков в боевой обстановке; быстром, изучении и оценке по ним тактических свойств местности;

-   

-   

-   

В ходе выполнения данной курсовой работы автор получил дополнительные знания о работе с картой на местности, в частности, ориентировании в движении: движению по азимутам, обходу крупных препятствий, восстановлении потерянной ориентировки.