Лекции по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Достоевский «Преступление и наказание».
Творческая история – первоначально было задумано как повесть «Исповедь», Психологический отчет 1-го преступления. Студент, исключенный из университета за неуплату, решился на убийство, с тем, чтобы сделать счастливой свою семью, а потом он думает, что будет жить честно. Но возможно ли такое после убийства? Он называл убийство – поступком, но не решался назвать его преступлением. Достоевский решил задумать ещё одну повесть: «Пьяненькие». Главным героем должна была быть Сонечка Мармеладова. Но он сжег рукописи обеих повестей, но затем очень быстро написал по этим двум повестям одну – «Преступление и наказание». Петербург в то время был поражен вестями из газет: о том, что студент Данилов убил ростовщика и его служанку ради денег. А 4 апреля 1866 года студент Дмитрий Каракозов стрелял в царя Александра 2, по идейным соображениям. Достоевский предугадал события и создал образ Раскольникова, он отразил то, что реально происходило в России. «Что будет потом?» - вопрос, над которым Достоевский будет думать, создавая «Преступление и наказание». + Это роман о русском обществе, ощущение, которого было, что Россия после реформ зашла в тупик. Роман начинается с обнажения тупиков, в которые зашли все герои романа. С самого начала романа мы узнаем, что главный герой обнищалый студент, что ему приходится уйти из университета. Ощущение голода, униженности приводит к тому, что Раскольников пытается найти выход из положения. Низкие потолки его коморки постоянно давят на его душу. Все герои романа живут также: ни у кого нет собственного дома. Затем автор знакомит нас с семейством Мармеладовых. Мармеладовы снимают на большую семью одну комнату, разделенную на две. В этом же доме снимут комнату Лужин и Лебезятников. Соне нельзя жить с семьей Мармеладовых. Соня живет по желтому билету, поэтому она снимает отдельную комнату, она тоже живет не в уютной старо-мебелированной комнате, с желтыми обоями, за перегородкой у неё живет Свидригайлов. Когда в Петербург приезжает Дуня, сестра Раскольникова, её жених помещает её в дешевый номер. У Алены Ивановны тоже нет своего дома. Все герои романа находятся в нервном напряжении. Катерина Мармеладова болела чахоткой, казалось, она была в забытьи, она не ждет мужа с деньгами и трезвым. Мармеладовы не стесняются скандалить на людях. Так и Раскольников тоже не смущается на показ выставлять свои отношения с Лужиным. В романе четко видна злоба всех на всех. Все герои остервеневшие, озлобившиеся, никто не мирится с такой жизнью. Все придумывают исключительно страшные и странные решения проблемы, идеи. Герои – идеологи. Достоевский в отличии от Тургенева делает своих героев не теоретиками, а заставляет их действовать. Они реализуют свои идеи на практике. Все они поэтому, каждый по-своему, станут преступниками. Судьбы героев перекликаются параллельно. Можно выделить парных героев. Достоевскому важно показать состояние эпохи, сломанной и расколотой (фамилия главного героя). 1861 год принес России не развитие, а завел её в никуда. До последнего момента Раскольников сомневается «сможет ли он это сделать?» Раскольников совершает этот поступок ради идеи. Эта идея родилась из желания выйти из тупика, в который уже попали все… Раскольников берется изменить положение. Но у Роди есть и ещё одна причина: ему охота проверить соответствует ли он своей идеи, хватит ли у него решительности? Эксперимент над самим собой. Он полагает, что все люди делятся на две группы: Твари дрожащие и Право имеющие. Право имеющие – это сильные люди, на которых не распространяется моральный устой, они имеют право проливать кровь по совести. Эта идея основана на крае эгоизма, наполеонизма. Раскольников идет на преступление, чтобы узнать тварь ли он дрожащая, или право имеющий. Затем он скажет Соне: «я пошел, как умник и это меня и сгубило». Накануне он видел страшный сон. Раскольников не учел своей собственной человеческой натуры, совести. Достоевский с самого начала уверен, что с одной логикой, без совести, через кровь не пройти, что на кровопролитии нельзя строить идеи. Преступление растет, как снежный ком: убийство не одного человека, как было задумано, а троих, обвиняют невиновного – Миколку. Раскольников знает, что совесть возьмет свое. И у него появляется ощущение, что его будто ножницами отрезали от всех и всего. Ноги сами ведут его обратно, на место преступления. С одной стороны в нем пробуждается совесть, с другой – злоба, мадоннское и содомское начала. Раскольников задает теперь себе вопрос: «Ну что теперь делать?». Но ответ знает только Соня: ему надо принять страдания. +Поэтика романа. Роман – трагедия. Герой Достоевского дается не через описание жизни (Толстой), а через описание героев, через внутреннюю драму. Он обращается к ним во время высшего обострения конфликтов. Столкновение двух противоположных начал формирует новую личность. Время – 13 дней. Место действия замкнуто, сжато – Петербург. Единство места, времени. Сюжетных линий несколько. Все сюжетные линии связываются в одно целое – преступление, которое совершил Родя. В романе соблюдены, как в драматическом произведении, три единства: места, времени, действия. У Достоевского основная повествовательная часть романа – диалоги, монологи героев, мало авторского голоса. Если у Толстого трудно отличить по голосу двух героев, то у Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Толстой знает, что будет с его героями дальше, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Автор будет сталкивать голоса разных героев, он будет вводить их в диалог. Достоевский активно пользуется диалогом сознаний. В диалог вступают равноправные голоса. В диалог сознаний вступают голоса в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса будут проникать один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что у всех людей одно мадонское сознание, начало. Он считает, что человек – ни ангел, ни злодей. Он считает, что ни на одном человеке нельзя поставить точку, человек способен изменяться. «Преступление и наказание» - полифонический, многоголосый роман. Отсюда особенность построения системы героев, система двойников.
Раскольников и Свидригайлов. Свидригайлов – (человек темный, причина смерти своей жены) вызывает у Сони интуитивно страх, человек лет пятидесяти, глаза холодные, пристальные, вдумчивые, казался моложе своих лет. Разговор с Раскольниковым первый: очень откровенный, о том верит ли Раскольников в призраков? Свидригайлов не только верит, но и видит их. Свидригайлов хочет рассказать Роде свою теорию. Свидригайлов считает, что он с Родей одного поля ягода. Свидригайлов атеист. Свидригайлов – худшая сторона Раскольникова. Хотя Раскольников не верит в это, но Родю тянет к Свидригайлову, они, как в зеркало друг в друга смотрятся. Второй разговор. Говорят на общем языке. Свидригайлов предлагает сделку: Раскольников должен убедить Дуню остаться с Свидригайловым, взамен на деньги, которые помогут ему уехать в Америку. Свидригайлов почти не человек, так как у него нет совести, нет нравственности. На самом деле он хочет жениться на шестнадцатилетней девочке, ему нравится делать зло. Но, несмотря на это, он искренне любит Дуню – свою последнюю надежду на спасение. Свидригайлов так предлагает и Дуне сделку, он говорит ей, что её брат убийца. Также Свидригайлов помогает семье Мармеладовых финансово. Перед смертью он видит разные сны: страшные и прекрасные. Он кончает жизнь самоубийством. Раскольников тоже был близок к этому, но его спасло покаяние.
Раскольников и Порфирий Петрович. П.П. – следователь. Раскольникова тянет к П.П. и Порфирий давно знает, что Раскольников к нему придет. П.П.: 35 лет, полный, без усов, курносый, бодрый, насмешливый, взгляд бабий, желчный, подмигивающий. Первый диалог. Почему люди идут на преступления? П.П. считает, что социальные мотивы не главное. Он понимает теорию Раскольникова. Но и сам делит людей на две категории: следователи и преступники. П.П. для Раскольникова – черт, Раскольников для П.П. – преступник, муха, которую надо убить. Они говорят о том, верит ли он в Новый Иерусалим. Раскольников говорит, что он верит, верит и в Воскресение Лазаря. П.П. атеист, материалист, ему безразличен человек. П.П. понимает, что, так как Раскольников верит в Бога, то он признается в содеяном. Второй разговор. Раскольников сам к нему идет. Разговор заходит о наказании. Для П.П. главное посадить в тюрьму преступника. П.П. предлагает Раскольникову признаться и получить минимальное наказание. Самое страшное для Раскольникова страдать, совершить преступление, что П.П. понять не может. П.П. говорит, предлагает Раскольникову покончить жизнь самоубийством, оставив записку с признанием. И сближает безнравственность, безразличность к человеку (жизни). Раскольников и Лужин. Лужин богат, 45 лет, высокомерный, угрюмый, осанистый, брюзгливый. Лужину надо добиться расположения Раскольникова. Теория Лужина делить на тех, кто может пошить себе кафтан и тех, кто не может. Лужин издевается над библейскими заповедями. Для него главное добиться материального благополучия, несмотря ни на что.
Достоевский рассматривает человека в повседневной, реальной, бытовой жизни. Достоевский рассматривает человека изнутри с психологической точки зрения. Достоевского интересует вечный смысл происходящего с Раскольниковым в романе. Ключевые сцены: Встреча Раскольникова с Мармеладовым в распивочной. Раскольников не верит в Бога и ни считает нужным раскаяться перед Богом, в отличие от Мармеладова. Он ставит себя выше Бога, думает сделать мир лучше, чем сделал его Бог. Он должен признать себя грешником. Воскресение Раскольникова, его души. Приход к Христу. Притча «Фарисей и Мьибарь». Сцена чтение Сони Раскольникову Евангелия: «Воскресение Лазаря». Она боится, что Раскольников не поймет, что он будет смеяться, но все же читает. Она верит, что он раскается и поверит в бога. Он Раскольников не отказывается от своей теории. Но во время раскаянья он не верит-таки в Бога. Каторга. Он думает, что не помогло ему раскаяние, не помогла и Соня, но со временем… Соня и Раскольников. Оба грешники. Соня – приносит себя в жертву, для спасения семьи. В лице Сони Раскольников видит жертву, спасительницу. Боится истинных грешников – Свидригайлова, отрицательной стороны Раскольникова. Но видит в Раскольникове положительные качества. Раскольников доверяет ей во всем. Первый разговор. Сознание Раскольникова в содеяном. Рассказывает ей свою теорию, истинную причину, почему он это сделал. Она сразу же говорит, что теория его – бред, что он преступник, что никто не может распоряжаться жизнью других. Второй разговор. Соня предлагает Раскольникову пойти на площадь, раскаяться, одеть крест. Он идет, но креста не одевает. Безрезультатно. Третий разговор. После поминок Раскольников задает Соне вопросы, как и Порфирий Петрович доставал Раскольникова. Соня все равно любит всех, как Бог. Она единственная, кто не делит людей на группы, для неё все равны. Воскресение Раскольникова. Соня молится о нем, приходит к нему. Когда он выздоравливает, а Соня заболевает, то Родя понимает, что не может жить без неё. Раскольников вытеснил злобу, отказался от своей теории, теперь он свободен, любовь, вера в Бога помогла ему. Теперь и каторжники к нему относятся лучше, все, что Соня читала ему в Новом Завете, то с ним и произошло. Раскольников разбил своего идола, соединился с людьми, уверовал в Христа. Человек Воскресился в новой жизни раз и навсегда.