Леонардо Да Винчи

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНЫ И ФАРМАКОЛОГИИ ИМЕНИ

‘N.   T E S T E M I T E A N U’

Р  Е Ф Е Р А Т

 НА ТЕМУ:

« Л Е О Н А Р Д О    Д А   В И Н Ч И »

                               

                                                                Подготовила: Я

                          Проверил:Спынчану Нервноблюмчик Завихренивич

КИШИНЕВ 2002

С  О  Д  Е Р  Ж  А  Н  И  Е         Р Е Ф Е Р А Т А

 

·       

·        Взгляд Л. Да Винчи на медицину

·        Л. ДА ВИНЧИ ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАМИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ КАК НАУКИ

·        ФИЛОСОФИЯ Л.ДА ВИНЧИ

·        Даты Жизни

 

           Введение

                                                                       

Леонардо да Винчи – гениальный итальянский художник, ученый и инженер и анатом, один из виднейших представителей искусства и науки эпохи Возрождения. И.П. Павлов об этом времени писал: «Прорвавшейся страстью дышит период, недаром названный эпохой Возрождения, период начала свободного художества и свободной исследовательской мысли в новейшей истории человечества.»

Леонардо да Винчи родился в 1452г. в селении Анкиано, около города Винчи, у подножия Албанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой. Как художник сложился во Флоренции – крупнейшем промышленном и культурном центре Италии XV века, где получили блестящий расцвет новые гуманистические идеи и реалистическое искусство. Его отец, зажиточный нотариус, переселившись до 1469 года с семьей во Флоренцию, отдал своего сына в обучение к знаменитому скульптору и живописцу А. Верроккьо. Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. И очень скоро он затмил своего прославленного учителя.

Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил людям удивительные рукописи, которые и сегодня еще изумляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.

Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: «О летании и движении тел в воздухе», «О свете, зрении и глазе».

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи Мастер не успел. Все  записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками. «О писатель, какими словами опишешь ты цельное изображение с таким же совершенством, как это сделано здесь, на рисунке?».

«Но я напоминаю тебе, чтобы ты не запутывался в словах, если ты не обращаешься к слепцам, или если ты все-таки хочешь демонстрировать словами для ушей, то говори о вещественных или естественных предметах и не запутывайся в вещах, относящихся к глазам, заставляя их входить в уши, ибо ты будешь далеко превзойден творением художника».

Поскольку труды Мастера представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны.

Это – своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания Мастера самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Мастер высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. «…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта».

Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Мастер, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями.

Мастер не признавал «умозрительных» теорий.

 В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: «…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства».

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа.

Взгляд Л. Да Винчи на медицину

"Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхестест-венные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа ".Джорджо Вазар

 Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

Леонардо да Винчи - самый яркий гений эпохи Возрождения, один из самых загадочных людей, тайны души которого до сих пор остаются неразгаданными. Ученый по призванию, Леонардо да Винчи обладал исключительными качествами интеллекта - острой наблюдательностью, богатым воображением, возможностью отделять себя от окружающего мира. Леонардо да Винчи жил в эпоху великих мастеров Возрождения, что не могло не отразиться на его творчестве. В его век творили Микеланджело и Боттичелли, Верроккио и Поллайоло, Рафаэль и Тициан, Пинтуриккио и Джорджоне. Простое перечисление его интересов кажется невероятным и повергает в недоумение своим разнообразием: живопись, графика, архитектура, математика, механика, оптика, ботаника, анатомия, география, философия, картография, геология, создание оборонительных сооружений, конструирование летательных аппаратов и их составляющих, оружия, парашюта, подводной лодки и пр.

До настоящего времени известно более семи тысяч страниц рукописей и рисунков, принадлежащих Леонардо да Винчи. Леонардо пытался систематизировать свои наблюдения, отметив, что "... это будет беспорядочный сборник, извлеченный из многих листов, которые я переписал здесь, надеясь потом распределить их в порядке по своим местам, соответственно материям, о которых они будут трактовать... ". А эпиграфом многочисленных дневниковых записей, и, в частности, по анатомии человека, может явиться одна из его записей: "Многие будут считать себя вправе упрекнуть меня, указывая, что мои доказательства идут вразрез с авторитетом некоторых мужей, находящихся в великом почете, почти равном их незрелым суждениям; не замечают они, что мои предметы родились из простого и чистого опыта, который есть истинный учитель ".

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года. Мало известно о юности Леонардо. Его учение состояло из чтения, письма, изучения основ математики и латыни. Леонардо сознавал недостатки своего образования, отсутствие в нем системы и глубины. Известно, что латынь давалась ему крайне трудно, что затрудняло чтение научных трудов (большинство книг были написаны на латыни).

Можно также предположить, что отсутствие системы в образовании Леонардо избавляло его от сложившейся предвзятости в суждении тех или иных событий. Отказ от навязываемых догм определил оригинальность большинства суждений Леонардо и предвидение многих изобретений, которые воплотились в жизнь несколькими столетиями позже - признак гениальности и воли Бога.

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Художники Возрождения принимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле. Именно поэтому они большое внимание придавали изучению мышечной системы человека, а не устройству его внутренних органов. Известно, что Поллайоло сам производил секцию трупов, однако его больше интересовала анатомия мышц, поэтому грудная клетка, брюшная полость и череп не вскрывались. Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515.Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело - при госпитале святого Духа.Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи (R. F. Del Maestro, 1998). В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.К этому периоду жизни относятся одни из первых его схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги (рис. 1). Впоследствии Леонардо создал целую систему изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека (в частности, Н. И. Пирогов широко использовал подобное приготовление анатомических препаратов при изучении топографической анатомии).

Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510-1511 гг.

 Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов.

Не могли быть незамеченными и труды ученого-архитектора

Леона Биттисты Альберти, который в трактатах об искусстве выразил мысль о необходимости знания художником тайны человеческого тела.

Паоло дель Поццо Тосканелли, ученый математик, астроном и врач, также оказал влияние на молодого Леонардо.

Художник придавал большое значение точным зарисовкам анатомических структур, как одного из способов изучения анатомии человека.

Понимая всю сложность

проведения секций, Леонардо

 да Винчи считал анатомические

 зарисовки основой изучения

строения человеческого тела.

 В своих записях Леонардо

 указывает о количестве

проведенных им вскрытий, об

 условиях, в которых ему

пришлось работать, и о

необходимости владения

 рисунком, знаниями геометрии,

 представлениями перспективы,

 о необходимости быть

прилежным: "И если скажешь,

что лучше заниматься

анатомией, чем рассматривать

подобные рисунки, ты был бы

 прав, если бы все эти вещи,

 показываемые в подобных

 рисунках, можно было наблюдать

на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц".

Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.

Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: "...я человек без книжного образования ...не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать ".

В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.

Добывание объектов для анатомирования было затруднено в связи с запрещением церковью производить секции. И все же, следует полагать, что церковь терпимо относилась к анатомированию, если оно совершалось осторожно и не становилось объектом публичных обсуждений.

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем [изобретения] природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу... ". Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "... неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником ".

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие.

Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы.

Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им ... используй это описание для трактата ".

Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. "Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Несли будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным ".

Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов...". Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично.В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. "Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так,

чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости.

Затем ты сделаешь четвертый - нервов, которые являются носителями ощущений.

 Затем следует пятый - нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый - рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями.

Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой молено было бы видеть все названное выше ".

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения.

Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих.

Эти рисунки – бесспорное

 подтверждение того, что в Леонардо да Винчи острый исследовательский ум в равной степени сочетался с образным.

Гений художника и инженера-математика с абсолютной точностью позволил воспроизвести анатомические формы.

Леонардо полагал, что "истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения.

И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон.

 И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них ".

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни (1481-1500 гг.).

Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья (рис. 2). Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года.

На верхнем рисунке изображена область скуловой кости и вены лобно-височной области. Леонардо да Винчи зарисовал надглазничные вены и поверхностную височную вену, которые впадают в переднюю и заднюю лицевые вены. Отмечен анастомоз надглазничной вены со слезной ветвью глазной вены. Далее надглазничная ветвь, проходя вдоль края орбиты, проникает в нижнеглазничное отверстие (for. infraor-bitale) и соединяется с другими ветвями угловой и лобной вен. На этих же рисунках прекрасно представлена птериональная область.

На следующем пространственном изображении черепа имеются сагиттальная и фронтальная плоскости сечения на уровне лобной и гайморовой пазух, решетчатого лабиринта и глазницы (рис. 3), Леонардо да Винчи - первый, кто изобразил фронтальную пазуху. Художник сравнивает внешнее и внутреннее строение лицевой части скелета. Текст под этим рисунком таков: "Впадины глаз и костей, являющихся опорой щек, а также образующих формы носа и ротовой полости, имеют идентичную глубину и заканчиваются вертикальной линией ниже точки общих чувств и каждая из этих впадин так же глубока, как и каждая третья часть человеческого лица, которая проходит от подбородка до волосяного покрова ".На левой части рисунка - птериональная область, скуловая кость и орбита, верхняя и нижняя челюсти с зубами. Область орбиты воспроизведена с абсолютной точностью и соответствует современным описаниям орбиты, которые даются в учебниках анатомии (например, в учебнике анатомии человека М. Г. Привеса и соавт.). Изображение орбиты, выполненное Леонардо да Винчи, и сейчас может служить пособием по анатомии для студентов и врачей. На одном из рисунков с большой точностью воспроизведена топография черепных ямок В области передней черепной ямки изображены crista frontalis, for. cecum, lamina cribrosa, crista galli, can. opticus с проходящими зрительными нервами и хиазмой. В топографии средней черепной ямки представлены fissura orbitalis sup. с проходящим через нее п. oculomotorius, for. rotundum и for. ovale с проходящими через них II и III ветвями п. trigem-ini, for. spinosum с выходящей ветвью средней обо-лочечной артерии. Изображены передние и задние наклоненные отростки os sphenoidale, а также impressio trigemini, eminentia arcuata и sulcus sinus petro-si superioris os temporale. При изображении задней черепной ямки Леонардо да Винчи выделил canalis hypoglossi, for. jugulare, poros acusticus internus, for. mastoideum sulcus sinus sigmoidei, for. magnum. Точно воспроизведена птериональная "перспектива" Этот рисунок, сделанный в 1489 г., - один из первых в эпоху средневековья, на котором с особой точностью и тщательностью воспроизведена топография основания черепа. Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Под рисунками запись Леонардо да Винчи, сделанная справа налево, буквы его были перевернуты, поэтому прочитать текст можно было только через зеркало. Ответ на вопрос, почему Леонардо да Винчи записывал таким образом, открывает важные черты его характера и манеру поведения. Вероятно, использованный стиль письма был связан или с боязнью быть разоблаченным и наказанным церковью, или стремлением защитить научные догадки. Может быть, это объясняется и его склонностью к отшельничеству, нежеланием, чтобы кто-либо применял его идеи на практике. Замкнутостью характера объясняет причину его неуспеха как ученого Роберт Уоллэйс,

большой знаток жизни и творчества Леонардо да Винчи, -достижения научного ума оцениваются практическими результатами, а склонный к одиночеству Леонардо да Винчи вступал в те отношения с миром, которые считал необходимыми, и чаще всего предпочитал оставаться в одиночестве. Однако не исключено, что изменение формы письма объясняется просто - Леонардо был левшой и разработанная им форма письма

была наиболее удобна для него.

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Martin Clayton (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья

 Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок:

n  I желудочек - воспринимающая способность (impressiva), интеллект (intelleto);

n  II желудочек - (senso commune), воля (vol-unta);

n  III желудочек - память (memoria).

Оба боковых желудочка Леонардо считал за один и называл impressiva, третий - sensus commune, четвертый - memoria. Когда Леонардо перешел к представлению о парности желудочков - неясно. До него обычно изображались три расположенных друг за другом желудочка. Сосудистое сплетение ("червяк мозга") в модели желудочков у Леонардо функционирует как естественный анатомический регулятор мозговой связи (регулирует отток цереброспинальной жидкости, изменяя размер отверстия Монро и сильвиева водопровода).

Вместилище общих чувств располагается в месте конвергенции чувствительных нервов на основании черепа, являясь промежуточным звеном между окружающим миром и разумом. По мнению Леонардо, вместилище общих чувств (senso commune) было центром человеческого бытия. Этот центр располагался в точке пересечения диагоналей (рис. 4).

Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами.

Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами.

И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее.

Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние...

Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством... ".

Сознавая, что разум движет человеком, Леонардо предполагал и наличие автономной работы нервной системы, предвосхищая последующие работы исследователей о рефлексах: "Как нервы иногда действуют сами по себе, без приказания других служителей души. Это ясно обнаруживается, поскольку видишь, что паралитики и озябшие и закоченевшие движут дрожащие свои члены, голову и руки без ведома души, которая всеми своими силами не сможет воспрепятствовать этим членам дрожать.

Тоже самое случается при падучей болезни и с отрезанными членами, каковы хвосты ящериц ".

Леонардо да Винчи описал последовательность проведения секции черепа и мозга. В его записях об этом написано так: "Если разрежешь луковицу посредине, сможешь увидеть и сосчитать все круговые слои и оболочки, покрывающие центр луковццы. Так же точно, если хочешь рассечь человеческую голову, сначала разрежешь волосы, затем кожу, затем мускулистое мясо и подчерепную оболочку, затем череп и внутри его твердую и мягкую мозговую оболочку и мозг, засим опять твердую и мягкую оболочку и дивное сплетение, и основание, и кость ".

Зарисовки желудочков мозга и пометки художника о функциях желудочков свидетельствуют о значительном интересе к ним Леонардо да Винчи. Первые упоминания о существовании желуцочков мозга связаны с именем Аристотеля (322 до н. э.) Головной мозг в рисунках Леонардо представлен в виде сферы. Желудочки мозга представлены схематично, однако отмечены задние рога, участок соединения боковых желудочков и ТТТ желудочка (отверстие Монро), водопровод мозга (сильвиев водопровод) и IV желудочек. В литературе описание водопровода мозга Jacobus Sylvius появилось в 1515 году, a Berengarius - в 1521 году. Представлено и инфундибулярное выпячивание III желудочка.

На рисунке Леонардо да Винчи желудочковая система представлена расширенной - вероятно, это первое и наиболее точное изображение гидро-цефалии (рис. 5). Рисунок выполнен Леонардо да Винчи в 1510 году, а пятью годами ранее он же выполнил слепок желудочков мозга быка жидким воском (A. Aschoff и соавт., 1999). Леонардо писал об этом так: "Сделай две отдушины в отростках больших желудочков и впусти растопленный воск, сделав отверстие в мемории, и через это отверстие наполни три желудочка мозга; когда воск застынет, раскрой мозг, и увидишь точную форму трех желудочков.

Но сначала вставь тонкие трубки в отдушины так, чтоб воздух из желудочков мог выйти вон, уступая место впускаемому воску". Представленное описание явилось прообразом вентрикулографии, которая появилась столетиями позже и связана с именем W. Dendy.

Леонардо да Винчи - первый, кто прибегнул к инъекции желудочков. По мнению В. Зубова, рисунки желудочков мозга, выполненные Леонардо да Винчи, неточны потому, что методика заполнения их воском представляла большие трудности. Полагают, что инъекции в желудочки мозга впервые были выполнены Леонардо да Винчи через infundibu-lum cerebri - воронку мозга, повторенную Вельке-ром лишь в 1878 году. Известны некоторые анатомические инъекции, которые были выполнены до эпохи Леонардо да Винчи. Так, Гален наполнял сосуды воздухом через трубочки, а Алессандро Джи-лиани из Персичето - жидкостями разных цветов.

Следует также упомянуть, что Леонардо да Винчи был первым, кто предложил использовать стеклянные модели органов и сосудов, чтобы наблюдать, как по ним течет кровь.

Довольно точна схема расположения некоторых черепно-мозговых нервов: обонятельных, зрительных (включая хиазму), глазодвигательного, отводящего, тройничного и, вероятно, блуждающего

Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы.

Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий.

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований.

Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба.

Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля

Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, нешироко стали известны гораздо позже.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года.

Со временем особенности его жизни стали еще более туманными и таинственными.

Скоро его стали обожествлять.

Огромное трудолюбие и трудоспособность сделали Леонардо человеком, близким к Богу.

Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям.

А одну из записей в его

дневнике можно считать

напутствием потомкам: "

И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай ".

Л. ДА ВИНЧИ ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАМИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ КАК НАУКИ

Леонардо да Винчи – основатель динамической анатомии как науки. После смерти Галена за 13 веков не появилось почти ни одного нового исследования о строении человеческого тела. Учение Галена и Гиппократа  превратилось в догму. Вопросами анатомии Мастер занимался всю свою жизнь.

Занимаясь анатомией, Леонардо отпрепарировал около 30 трупов, что позволило ему досконально изучить и зарисовать строение человеческого тела. Изучая особенности мужского и женского организма, Мастер попутно пытался понять все те сложные процессы происходящие в организме человека. Леонардо хотел постичь человека полностью: «…начинай свою Анатомию с совершенного человека, затем сделай его стариком и менее мускулистым, затем продолжай, обдирая его постепенно вплоть до костей. А младенца ты сделаешь потом, вместе с изображением матки». Леонардо полностью проследовал данному самому себе предписанию, более того, он изучил также анатомию некоторых животных, сопоставляя ее со строением человеческого тела. Человека Мастер назвал «первым животным из животных».

Первые анатомические наблюдения Леонардо близки и созвучны наблюдениям Авиценны, а последние его работы стоят ближе к исследованиям Везалия.

Изготавливая собственноручно препараты, Мастер вводил новые методы в изучение органов. Им была изобретена модель из стекла для изучения клапанов сердца. Именно Леонардо стал первым делать распилы костей вдоль и поперек, первым определил пропорции скелета.

Динамическая анатомия – изображение органов в разных ракурсах. Свои рисунки, изображающие органы в разных положениях, Леонардо именовал dimonstrazioni. «Я рисую много изображений для того, чтобы ты мог видеть многие отдельные случаи, которые подчинены одинаковым правилам».

Ни одному органу человека (за исключением глаза) Леонардо не посвятил столько текстов, как сердцу. «Чудесное орудие, изобретенное верховным художником», - так отозвался Мастер о сердце человека. Необходимо отметить, что Леонардо испытывал большие трудности, описывая тот или иной орган, так как в то время еще не было сложившейся терминологии.

По Галену артерии берут начало в сердце, но начало вен находится в печени, где образуется кровь. Сохранив галеновское представление об образовании крови в печени, Мастер отверг его представление о том, что вены берут начало в этом органе, вернувшись к более правильному представлению Аристотеля  и далее развив его. Леонардо правильно дал оценку сердцу как плотному мышечному органу, который питают артерия и вена. Леонардо да Винчи был противником теории двух желудочков, он совершенно верно полагал, что клапаны (именно так он их называл), делят сердце на четыре отдела. «…сердце имеет четыре желудочка, а именно – два верхних, называемых ушками сердца, и два нижних, называемых правым и левым желудочком…». Леонардо верно заметил, что толщина правой и левой частей сердца неодинаковы.

Он сделал правильный вывод о том, что сердце не нуждается в уравновешивании, но не смог объяснить истинных причин данного явления, так как не имел понятия о замкнутой системе кровообращения.

Сокращение сердца, по мнению Мастера, серия приливов и отливов – так Леонардо описывал процессы сокращения и расслабления. Ошибочным было предположение о том, что за счет сокращения сердца кровь разогревается, а за счет легких освежается: «…не будь его помощи (легкого), кровь стала бы настолько горячей, что удушила бы сердце и лишила его жизни…».Пытаясь связать строение сердца с его функциями, Леонардо выдвигает следующую теорию: одна камера – одна функция; много камер – много функций (прилив, отлив). Мастер правильно выделил наличие трехстворчатого клапана. Совершенно правильно Леонардо указал на функцию сухожильных хорд, которые не дают клапанам вывернуться.

Анатомические рукописи представляют собой высказывания, одни из которых сегодня, много столетий спустя, наука утвердила, а другие опровергла. Так, правильное утверждение о трехстворчатом клапане соседствует с совершенно несуразной теорией о крови. По Леонардо, кровь состоит из тонкой части и грубой, которая остается в сердце на всю жизнь. Именно наличием второго компонента Леонардо объясняет перерождение сердца у стариков. Но несмотря на многие ошибки, все же не следует уменьшать значение работ Леонардо да Винчи для развития анатомии: «…я открываю людям происхождение первой (а может быть второй) причины их бытия…».

ФИЛОСОФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч  столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого  распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием    не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.

        Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как  явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального   выражение  главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого  Леонардо была несомненно  боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо  со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

      Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных  неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

       «Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.

       Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания

Знание богословов.

       Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

       Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров.

        Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.  

К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же  выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся  на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других  колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.

       Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

        Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом.

        Обращение к опыту как источнику познания – не декларация. Скорее напротив – оно является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу.

       В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам. Рисунки играют особую роль в его научных изысканиях.                              

ДАТЫ ЖИЗНИ

14 мая 1452 года – рождение Леонардо.

1457 год – зачислен в список граждан Флоренции.

1464 – 1466 года – поступление в мастерскую Верроккьо. Приобщение к искусству и наукам. Занятие анатомией.

1472 год – внесен в книгу «Товарищество художников» Флоренции.

1483 год – Милан. Работа над конной статуей Франческо Сфорца. Занятие анатомией человека и лошади.

1496 год – Милан. Работа над «Тайной Вечерней».

1500 - 1503 года –  работа над «Монной Лизой"

1509 – 1511 года – Павия. Занятия по анатомии с Маркантонио де ля Торе.

1513 год – Рим. Занятия анатомией.

2 мая 1519 года –  Франция, Клу близ Амбуаза. Смерть Леонардо да Винчи.

Список литературы

·        

·        

·        

·         4. Лев Любимов «Искусство Западной Европы», Москва, 1982

·         Дюваль М. Анатомия для художников. - М., 1998.

                       (пункт –Л.Да Винчи –художник)

·         Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Под общ. ред. Б. В. Леграна, А. М. Эфроса. - СПб.; М., 1999. - Т. 1. (рисунки Л. Да Винчи)

·         Уоллэйс Р. Мир Леонардо. 1452-1519. - М., 1997.

·         Del  Maestro R. F. Leonardo da Vinci: the search for the soul // J. Neurosurg. - 1998. - Vol. 89. - P. 874-887.

                                   (рисунки Л. Да Винчи)