Леонардо да Винчи "Научная деятельность"

                Леонардо да Винчи

           /научная деятельность/

                                                            1995 год.

РАСЦВЕТ РАННЕГО РЕНЕССАНСА В ИТАЛИИ

    Среди художников того времени трое настолько знамениты,что их

    имена вошли в повседневное  употребление:  Леонардо  да  Вин-

    чи,Микельанджело и Рафаэль.Они жили во времена  расцвета  Ре-

    нессанса /назывемого также Высоким Возрождением/  в  Италии,в

    славный период начала XVI-ого столетия,которое  было  подобно

    классическому веку времен античной Греции.

    Леонардо да Винчи,из всех известных нам творцов в истории че-

    ловечества ,обладал  наиболее  всесторонней  гениальностью.Он

    считал себя,прежде всего художником,но из его  записных  кни-

    жек и рисунков видно,что в свое представление об искусстве он

    вкладывал многое из  того,что  ныне  мы  называем  естествен-

    но-научными вопросами.Он настолько был убежден  в  могуществе

    человеческого зрения как отличного инструмента для исследова-

    ния природа,что видеть и знать,по его мнению было одним и тем

    же.Художники,говорил он,это лучшие из  ученых;они  не  только

    наблюдают природу лучше,чем другие люди,но думают  о  том,что

    видят и затем рассказывают остальным о виденным ими  в  своих

    картинах.Нынешнее ученые предпочитают передавать свои  знания

    в словах и для этой цели ими  изобретено  очень  много  новых

    слов ?во времена Ренессанса считали,что "хорошая картина цен-

    нее тысячи слов".

    Собственные рисунки Леонардо так ясны и полны жизни,что  даже

    если мы не можем прочесть его надписи на них,то способны уло-

    вить его мысли,просто рассматривая его рисунки.Какая  бы  де-

    таль нас не заинтересовала в  нарисованном  Леонардо  предме-

    те,мы найдем,что  он  тоже  думал  о  ней.Он  первый  из  лю-

    дей,кто,наряду со многим другим проектировал летательные  ап-

    параты и сделал точные зарисовки внутреннего устройства чело-

    веческого тела.Его ум,как ученого можно оценивать  также,изу-

    чая эскизы,делавшиеся им в 1504 году  для  картины,изобразав-

    шей большую битву.Главная цель этого  эскиза  -  показать,что

    выражения  лиц  людей,также  как  и  морд   животных,движимых

    сильными переживаниями имеют нечто общее.В данном случае,ког-

    да этим переживанием является ярость,и человек и лев и  лоша-

    ди скалят зубы и рычат.Вы встречаемся здесь с одним из наибо-

    лее ранних психологических исследований,то есть  исследований

    которые мы считаем очень современными.

    Леонардо так и не закончил картину  битвы.В  течение  тех  же

    нескольких лет он писал свою  самую  прославленную  Мону  Ли-

    зу.Если мы сравним ее с более  ранними  образцами  портретной

    живописи,то тут же увидим,что портрет работы Леонардо  выгля-

    дит более законченным,объемным.Сама  фигура,низкая  стена  за

    ней и отдаленный  ландшафт  не  противопоставлены  друг  дру-

    гу,как отдельные объекты.Картина  в  целом  становится  более

    важной,чем любая из ее частей.Новая,неизвестная ранее  гармо-

    ния - одна из целей живописи расцвета Ренессанса.

    В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не  только  пу-

    тем более тщательной композиции,но  и  живописными  средства-

    ми,благодаря которым все видно  как  бы  сквозь  легкую  дым-

    ку,прикрывающую небольшие детали,смягчающую очертания,создаю-

    щую незаметные переходы между формами и красками.Таким  обра-

    зом он многое предоставил нашему воображению и в этом  причи-

    на того,что Мона Лиза поражает нас,глядя  на  зрителя  словно

    живая.То же справедливо и в отношении ланшафта /где  Леонардо

    показывает нам,как земля "вырастает" из скал и воды/ и в  от-

    ношении лица Моны Лизы с его таинственной улыбкой.О  чем  ду-

    мает Мона Лиза ? Практически это зависит от  того,что  думаем

    мы сами,глядя на ее изображение.Может быть сам  Леонардо  был

    немного таким же как она: люди видели его всегда уравновешен-

    ным и дружелюбным,но никто точно не знал,что у него на уме.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    -"The Picture History of  Painting  /From  Cave  Painting  to

      Modern Times/ HARRY N. ABRAMS,INC./PUBLISHERS,NEW YORK,1957