Лермонтов

  Композиционное своеобразие романа "Герой нашего времени".

 Композиционная сложность   романа    неразрывна    связана    с

 психологической сложностью         образа    главного    героя.

 Неоднозначность характера   Печорина,   противоречивость  этого

 образа выявлялась  не только в исследовании самого его духовного

 мира, но  и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно

 поэтому Лермонтов    не  сразу  нашел  композиционное  решение

 романа, согласно  которому читатель постепенно  приближается  к

 герою.

   Композиция романа подчинена логике раскрытия образа  главного

 героя. В    первой  части  мы  видим  Печорина  глазами Максима

 Максимыча. Этот  человек искренне  привязан  к  Печорину,   но

 духовно глубоко   ему  чужд.   Их  разделяет  не только разница

 социального положения и  возраст.   Они  -  люди  принципиально

 различных типов   сознания  и  дети  разных  эпох.  Для штабс -

 капитана, старого  кавказца,  его молодой  приятель  -  явление

 чужеродное , странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим

 Максимыча Печорин    предстает   как   человек   загадочный   ,

 таинственный.

  Максим Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ

  - один из важнейших в романе , ибо этот человеческий тип очень

  характерен для   России  первой  половины  минувшего  века.   В

  условиях вечной    войны  формировался  новый  тип  "русского

  кавказца" - чаще всего это были  люди,   подобные  Ермолову  ,

  превыше всего ставящие закон силы и власти ,  и их подчиненные

  - добрые,  искренние и  нерассуждающие  воины.   Такой  тип  и

  воплощен в образе Максима Максимыча.

      Кавказ называли "теплой Сибирью", куда в действующую армию

   ссылали неугодных   -  в  частности и многих декабристов.  На

   Кавказ ехали и молодые люди  в  жажде  побывать  в  "настоящем

   деле" ,  туда стремились и как в экзотическую страну чудес, в

   край свободы...

 Эти черты  Кавказа  так  или иначе сродни Печорину:  в нем есть

 нечто от черкеса (его безумная скачка  на  коне  по  горам  без

 дороги после   первом  свидания с Верой!); он естествен в кругу

 княжны Лиговской.  Единственный человек с кем  у  Печорина  нет

 ничего общего,    это Максим Максимыч.  Лапши разных поколений,

 разных эпох и разных типов сознания, штабс- капитан и  Печорин

 абсолютно чужды   друг  другу.   Потому  и  запомнился  Максиму

 Максимычу его давний подчиненный,  что так и не смог он понять,

 разгадать его.   В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает

 романтическим героем, встреча с которым стала одним из ярчайших

 событий в     его   жизни;   тогда   как  для  Печорина  и  сам

 штабс-капитан, и  история с Бэлой - лишь эпизод в  ряду  других.

 Даже при   случайной  встрече,   когда  Максим  Максимыч  готов

 кинуться ему в объятия,  Печорину не  о  чем  с  ним  говорить:

 вспоминать Бэлу   -  болезненно,  рассказать старому приятелю -

 нечего... "Мне пора Максим Максимыч." Итак, из новеллы "Бэла"

    (кстати, написанной позже других)  мы узнаем о существовании

 некоего Печорина - героя романтической истории  с  черкешенкой.

 Зачем Печорину   понадобилась  Бэла; почему,  едва добившись ее

 любви, он  скучает и томится; отчего  бросился  отбивать  ее  у

 Казбича (ведь   разлюбил!);  что мучило его у постели умирающей

 Бэлы и   почему  засмеялся  когда  добрейший  Максим   Максимыч

 попытался его  утешить?  Все эти вопросы остаются без ответа; в

 Печорине - 'все тайна, поведение героя читатель волен объяснять

 в меру   собственного  воображения.   В главе "Максим Максимыч"

 завеса тайны   начинает  приподниматься.    Место   рассказчика

 занимает давешний   слушатель  штабс-капитана,   путешествующий

 офицер. И  таинственному герою "кавказской  новеллы"  придаются

 какие-то живые черты,  его воздушный и загадочный образ начинает

 обретать плоть   и  кровь.   Странствующий  офицер  не   просто

 описывает Печорина   он  дает  психологический  портрет.   Он -

 человек того же поколения и близкого,  вероятно,  круга.   Если

 Максим Максимыч   ужаснулся,  услышав от Печорина о томящей его

 скуке: "...жизнь моя становится пустее день ото дня...", то его

 слушатель принял   эти слова без ужаса как вполне естественные:

 "Я отвечал,  что много есть людей,  говорящих то же самое;  что

 есть, вероятно,   и такие, которые говорят правду..." И поэтому

 для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе  и  понятнее;  он

 многое может объяснить в трое:  и "разврат столичной жизни",  и

 "бури душевные",  и  "некоторую  скрытность",   и  "нервическую

 слабость". Так,     загадочный,   ни на кого не похожий Печорин

 становится более или менее типичным человеком своего времени, в

 его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности.

    И все  же  загадка  не  исчезает,   "странности"   остаются.

 Повествователь отметит  глаза Печорин "они не смеялись,  когда

 он смеялся!" В них рассказчик попытается угадать "признак - или

 злого нрава,    или  глубокой посмеянной грусти"; и поразится их

 блеску: "то    был  блеск,   подобный  блеску  гладкой   стали,

 ослепительный, но    холодный"; и поежится от "проницательного и

 тяжелого" взгляда...  Именно поэтому  так  рад  путешественник,

 заполучив записки  Печорина:  "Я схватил бумаги и поскорее унес

 их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся." Написанное от лица

 повествователя предисловие к "Журналу

Печорина" объясняет его интерес к этой личности.  Он  говорит  о

 бесконечной важности изучения "истории души человеческой", о

  необходимости понять истинные причины побуждений,   поступков,

 всего характера человек "...и может быть, они найдут оправдания

 поступкам, в    которых  до  сих  пор  обвиняли..."   Все   это

 предисловие подтверждает   духовную  близость  повествователя и

 кроя, их    принадлежность  к   одному   поколению   и   одному

 человеческому типу:      вспомните,    например,    рассуждения

 рассказчика о   "коварной   неискренности   истинного   друга",

 оборачивающейся "неизъяснимой   ненавистью,  сгорая,  таясь под

 личиной дружбы,  ожидает только смерти или  несчастия  любимого

 предмета, чтоб    разразиться  над  его головою градом упреков,

 советов, насмешек  и сожалений".  Как близки эти слова  горьким

 мыслям самого Печорина о нынешней дружбе, как объясняют они его

 убеждение "я к дружбе не способен"!

   Мнение рассказчика о Печорине выражено однозначно: "Мой ответ

 - заглавие этой книги".  Это же и объяснение  его  напряженного

 интереса к   герою:  перед нами не только своеобразный человек,

 типичный для  своей  эпохи.   Герой  времени  -  это  личность,

 сформированная данным веком, и ни в какой другой эпохе подобный

 человек появиться не мог бы.  В нем сконцентрированы все черты,

 все достоинства   и  недостатки  его  времени.  В предисловии к

 роману Лермонтов полемически заявляет:  "Герой нашего  времени,

 милостивые государи мои,  точно портрет, но не одного человека:

 это портрет,  составленный из пороков всего нашего поколения, в

 полном их  развитии." Но свой роман "едких истин" он создает не

 для того,  чтобы бичевать пороки: он подносит обществу зеркало,

 чтобы люди   увидели  себя,   взглянули-  в  собственное  лицо,

 постарались понять себя  самих.   Это  и  есть  главная  задача

 лермонтовского романа Как бы ни был близок Печорин рассказчику,

 полностью понять его он  не  может.   Для  полного,   глубокого

 понимания Печорин должен сам сказать о себе. И две трети романа

 составляет его исповедь.

    Мы много  говорили  об исповедальном характере лермонтовской

  лирики: это  одна из  главных  черт  его  творчества.   Именно

  поэтому так

 важно, что Печорин,  ни в коей мере  не  являясь  автопортретом

  Лермонтова ("Старая и нелепая шутка!" - говорится в предисловии

  о подобном толковании),  все же часто бесконечно близок автору

  в своих  оценках,  эмоциях,  рассуждениях.  Это создает особое

  ощущение общности беды и

 вины автора  и  его героя.  Как и в "Думе",  поэт,  ощущая себя

 внутри поколения,  разделяя его вину и судьбу, своим пониманием

 общей трагедии,

  яростным негодованием и всей горечью  размышлений  выходит  из

 общей массы, поднимается над ней - на недосягаемые высоты духа.

    Композиция "Журнала Печорина" очень своеобразна.  Это как бы

 "роман в романе". Первая новелла "Тамань" - единый рассказ о

  происшествии, приключившемся с героем. В ней намечены основные

  мотивы всего    "журнала":   стремление  Печорина  к  активным

  действиям; "любопытство",       толкающее    его    ставить

  "эксперименты" над собой и

   окружающими, вмешиваться в дела,  до него не касающиеся;  его

   безрассудная храбрость   и  романтическое  мироощущение.  И -

   главное! -  стремление понять,  что  движет  людьми;  выявить

   мотивы их поступков,

  постичь их психологию.

  "Княжна Мери  построена  из  дневниковых  записей  - это почти

   ежедневная летопись   жизни  Печорина.   И   причем   он   не

   интересуется "общими  вопросами".  Он пишет о своих чувствах,

   мыслях, о своем поведении и о поступках.

 Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в свою

 судьбу и жизнь окружающих,  меняя ход вещей таким образом,  что

 он привел к взрыву, к столкновению. Так было в "Бэле", когда но

 круто изменил   судьбу  девушки,   Азамата,  их отца,  Казбича,

 сплетая их пути в немыслимый клубок.  Так было в "Тамани",  где

 он вмешался    в  жизнь  "честных  контрабандистов",   в"Княжне

 Мери"... И  он не просто изменяет и усложняет жизнь окружающих.

 Он вносит  в их судьбы свою неприютость,  свое бездомье и тягу к

 разрушению Дома - символа вечной жизни,  непричастности к общей

 судьбе ,  укрытия от ветров эпохи. Вопрос предназначения , рока

 , единоборства  человека с судьбой - основной философский аспект

 романа. Полностью    этой  проблеме  посвящена завершающая глава

 "Фаталист", в    которой  Печорин  пытается  создать  некоторую

 "модель судьбы". Существует ли предопределение или нет его;если

 но есть, то каковы пределы самостоятельности личности - все это

 не предмет   отвлеченных  умствований  для  Печорина  ,  но самый

 насущный вопрос.  Ибо ответ на него даст ключ к разгадке жизни

 и человеческой натуры,  сможет, наконец, объяснить Печорину его

 собственную душу и судьбу.

                  Лирический герой Лермонтова

 Главная тема Лермонтова - личность в  процессе  самопознания  и

 само воплощения, то   есть развития.  Очень показателен характер

 большинства его стихотворений раннего периода:  это  лирические

 зарисовки, отрывки      из  дневника  -  недаром  часто  он  их

 озаглавливает, как  дневниковые  записи  -  датой  или  словами

 "отрывок", "исповедь",  "монолог". Лирика Лермонтова - летопись

 становления души,    и  в  этой ???   абсолютной

 искренности -   истинное художественное открытие автора.События

 духовной ЖИЗНИ интересуют поэта В момент ИХ  свершения,   а  не

 post factum   Его  волнует  сам  механизм внутреннего движения.

 Лирический герой   всего  лермонтовского  творчества  предельно

 близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные

 конфликты, все,   что в жизни автора не случайно,  но  является

 фактом Судьбы.

    Всему внутреннему  строю  Лермонтова  глубоко  соответствует

 бунтарский, байроновский    романтизм  -  с  тем культом тайной

 избранности личности,  высокой Судьбы,  борьбы с Роком,  тяги к

 миру - и отторжения от людей:  Но русский литературный опыт уже

 обогащен пушкинскими     психологизмом   и    историзмом    как

 основополагающими художественными   принципами.   И  творческий

 метод Лермонтова,  во всяком случае до "Героя нашего  времени",

 можно определить как психологический романтизм. В романтическом

 ключе поэт отметает,  как мы  уже  говорили,   все  случайности

 жизни, то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая,

 от обстоятельств.  Каждое же событие,  "работающее" на  Судьбу,

 воспринятое как ее проявление и знак,  тщательно психологически

 исследуется, анализируется.

    Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности

 бытия. Тайна  жизни и смерти воспринимается им в рамках  вечной

 жизни духа.    Таким  образом,   мы  находим  ключевые  слова к

 миропониманию поэта:   оно  строится  на  понятиях  личности  и

 Судьбы. Эти    категории  восприняты  Лермонтовым  во  всей  их

 неоднозначности. И  сама  неоднозначность  понятий  приводит  к

 внутренней конфликтности миросознания поэта.

    Его духовный   мир   и   мир    внешний    поражают    своей

 раздробленностью, принципиальным      нарушением  взаимосвязей.

 Лермонтов погружается в исследование  сложного духовного  мира

 человека, чья    мысль  вечно  бодрствует  в стремлении познать

 истину и достичь абсолютного совершенств.  Эта тяга к идеалу, к

 высшему совершенству    при  осознании  несовершенства  мира  и

 человека есть   удивительная,   чисто  лермонтовская  трактовка

 основного романтического   конфликта между несовершенством мира

 вообще и идеальными устремлениями  личности.   В  этот  внешний

 конфликт романтизма   Лермонтов  привнес глубочайший внутренний

 конфликт личности,  постоянное противоборство разнонаправленных

 сил - сил добра и зла - в душе человека. Исследование духовного

 мира бесконечно.  И эту бесконечность открыл русской литературе

 Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Исследуя истоки добра и зла , Лермонтов приходит к пониманию

важнейшего жизненного   закона :  и добро и зло находятся не вне

человека ,  но внутри его,  в его душе.  Все внимание Лермонтова

сконцентрировано на духовном пути героя.

      Художественное своеобразие  и  историко-философская

       проблематика "Песни про  царя  Ивана  Васильевича,

         молодого опричника и удалого купца Калашникова"

  Поэма 1837  пуда  "Песня про царя Ивана Васильевича,  молодого

 опричника и   удалого  купца  Калашникова"  в  контексте   всего

 творчества поэта   воспринимается  как  своеобразный  итог работы

 Лермонтова над русским фольклором.

  Интерес к  фольклору  характерен для 30-х годов прошлого века.

 глубокий кризис  переживала  страна  Находясь  "на  перепутье",

 которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское

 общество пыталось   найти  выход,   опираясь   на   "внутренние

 ресурсы". Дворянская     и  народная  культуры  в  России  были

 разделены глубокой пропастью:  у  нас  не  было  того  среднего

 класса, буржуазии,   который в Европе "соединял" аристократию и

 простонародье, обеспечивал     взаимопроникновение   культурных

 традиций и  этических  принципов.   В  30-о  годы  такую  роль

 посредника" взяла на себя литература.

  Давайте вспомним,   каким  обостренным  интересом к народу,  его

 жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830  год!

 Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший "Вечера

 на хуторе близ Диканьки",  которыми  зачитывалась  вся  Россия;

 появляются "собиратели народных сказаний"...

  В 30-ых годах XIX века  разгораются  ожесточенные  философские

 споры о  судьбах России.  Обобщенно можно выделить два основных

 направления споров:  западники и славянофилы.  Западники видели

 путь развития России в европеизации; славянофилы же утверждали,

 что у России свой особый путь.

  Лермонтову эти  споры  не  были  безразличны.   Он  достаточно

  активно включался   в  них,   но  не  примкнул  ни  к   одному

  направлению. Ему глубоко чуждо было стремление европеизировать

  Россию. Западная

 цивилизация казалась  ему  пораженной  духом  скепсиса,   эпоха

 Просвещения привила европейскому обществу вкус к  умозрительной

 философии, доминирующей   над чувствами.  Идеалы Просвещения во

 многом надуманы,  они  противоречат  человеческой  природе:   и

 проповедь Руссо,    согласно которой счастье достижимо лишь при

 абсолютной бедности,  при полном отказе от благ цивилизации;  и

 оскорбительный, циничный атеизм Вольтера.. Да и что дало России

 просвещение без возможности применить накопленные знания,   без

 права даже   высказать  свободно  свои  мысли?   Путь  западной

 цивилизации представляется Лермонтову тупиковым:

                Не так ли ты, о европейский мир,

                Когда-то пламенных  мечтателей  кумир,  К могиле

                клонишься бесславной головою...

      Но Лермонтову   чуждо   во    многом    и    мировоззрение

славянофилов, идеализировавших         феодальную    Россию    ,

ориентировавших развитие страны по "восточному" азиатскому пути.

"Песня..." написана  в  особом  жанре  .   Лермонтов   стремился

приблизить поэму   к  эпическим  фольклорным сказаниям.  Гусляры

тешащие "Песнью" "боярина  и  боярыню  его  белолицую",   играют

важнейшую роль в структуре поэмы

. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним  как бы произведение

устного народного    творчества.    Следовательно   нравственные

позиции, с  которых оценивают  персонажи  "Песни...",   не  лично

авторские, а    обобщенно - народные.  Это многократно усиливает

торжество "правды   -  матушки"  в   сказании,    ибо   поступок

безвестного купца  Калашникова ,  защищавшего свою личную честь,

стал фактом народной истории.