Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)

Оглавление

Вступление

1

Глава 1. Историко-художественный очерк

2

Глава 2. Садово-парковый ансамбль

12

Глава 3. Скульптура

14

Глава 4. Архитектурные памятники

17

Глава 5. Дворцовые интерьеры

19

Глава 6. Декоративно-прикладное искусство

22

Глава 7. Живопись

25

Глава 8. Летний сад в стихах

28

Заключение

30

The Summer Garden

31

Список использованной литературы

34

Вступление.

Санкт-Петербург часто называют музеем под открытым небом. Справедливо называют. Сотни зданий, набережных, мостов - великие творения зодчих. Десятки памятников на его площадях и в скверах - выдающиеся достижения скульптуры. По улицам города и впрямь можно ходить, как по музею.

Но и просто музеев в Санкт-Петербурге предостаточно. Больших и маленьких, старинных и новых. Если добавить к ним постоянно действующие выставки, количество Санкт-Петербургских музеев немного до сотни не дотянет. В них хранится более 14 миллионов ценнейших памятников материальной культуры.

По музеям можно ходить, как по эпохам. Загляните, они покажут вам, как жили фараоны Древнего Египта, какие изумительные картины и скульптуры оставила потомкам эпоха Возрождения. В музейных экспозициях можно увидеть далеких предков наших сегодняшних умнейших станков и приборов, встретиться с папуасом из Полинезии, полюбоваться рукотворными чудесами народных умельцев, каких больше нигде и не увидишь.

Нет, совсем не случайно едут и едут сюда люди со всего света.

А Летний сад-это ведь не только сад, но и музей скульптуры. И действительно под открытым небом.

Музей-это собеседник, с которым всегда интересно поговорить. Музей-это еще и книга, на каждой странице которой можно открыть для себя что-то новое. Музей-кладовая сокровищ и огромная страна, которую населяют ушедшие века, отгремевшие войны, хранятся истоки научных открытий.

В музеях живет красота и щедрость. И есть у них один секрет: покидая музей, вы выходите из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Таким образом, целью моего реферата является посещение уникального музея под открытым небом-Летнего сада. Я стремлюсь узнать не только о скульптурном убранстве, но и об архитектурных памятниках, садово-парковом ансамбле, дворцовом интерьере и т.д.. Поэтому тема моего реферата предполагает многогранность и обилие информации. Однако я постаралась, чтобы реферат не был лишен логической стройности изложения содержания, что чрезвычайно важно для читателя.

Глава 1.

Историко-художественный очерк

Среди замечательных исторических и архитектурных памятников, связанных с основанием Санкт-Петербурга, одно из первых мест по праву отводится Летнему саду и Летнему дворцу Петра I.

Возникший как город-крепость в самом начале Северной войны, Петербург неоднократно выдерживал нападения шведских войск. И только после победы под Полтавой в 1709 г. Петр I осуществляет свое давнишнее намерение перенести столицу из Москвы на берега Невы. После этого события в городе развернулись большие архитектурно-строительные работы.

История не сохранила точной даты основания Летнего сада. Первые упоминания о нем встречаются в письмах Петра I, датированных мартом 1704 г. Внимание царя, искавшего среди лесов и топей дельты сухие и обжитые участки, сразу привлекло место близ главного русла Невы, у истока Безымянного Ерика (река Фонтанка),- там, где ранее находилась усадьба шведского майора Конау с небольшим домом и голландским садиком.

На протяжении всех лет петербургского периода царствования Петр вдохновенно созидал свой любимый “огород”. Названный так Петром I Летний сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил черты русских подмосковных садов CVIII в., где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории, а огород с грядами овощей, теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями, где хранились в зимнее время южные растения,- остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. “Если  проживу еще три года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского короля”.

Петр I сам руководил и занимался устройством летней царской резиденции. В создании дворцово- паркового ансамбля  принимали участие русские и западноевропейские мастера. Здесь работали Ян Роозен, К. Шредер, И. Сурьмин, С. Лукьянов, И. Яковлев, архитекторы Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон, И. Матвеев, М. Земцов и др. На протяжении истории строительства Летнего сада сложилась отечественная школа мастеров садово-паркового искусства.

Строительство Летнего сада в петровское время можно разделить на три этапа.

Неизвестно, кем был начерчен первоначальный план Летнего сада. Существует предположение, что автором его был сам Петр I. Современную территорию сада и прилегающий к ней участок по этому плану занимал палаточный военный лагерь. Существует предположение, что здесь была временная стоянка русских войск после победы над шведами. С 1703 г. по 1711 г. Летний сад ограничивался лишь участком, на котором в настоящее время располагается скульптура. Тогда определилась первоначальная его планировка и началось освоение территории: пополнение Летнего сада новыми цветами, посадка многолетних деревьев. Аллеи сада украшались также и декоративными растениями из оранжерей.

В 1705-1706 гг. основные работы проводились архитектором Иваном Матвеевым, по проектам которого сооружались первые фонтаны.

В 1711-1716 гг. дальнейшим расширением и украшением царской резиденции занимался Ян Роозен. Летний сад в это время- вполне сложившийся регулярный парк с узорными цветниками, люстгаузами, фонтанами, водоемами.

В связи со строительством фонтанов, которые располагались на площадках Главной аллеи, начинаются работы по сооружению каналов. Сохранившийся до настоящего времени Лебяжий канал, соединяющий Неву с Мойкой, представлял собой ”копань”, прорытую в 1711-1712 гг. для осушения заболоченной местности.

В 1714-1716 гг. в Летнем саду был устроен Карпиев пруд.

Большой размах архитектурно-строительные работы в Летнем саду получили в 1716-1725 гг. Архитекторами  Ж.-Б.Леблоном и М.Г. Земцовым были сделаны планы Летнего сада в начале и в конце завершающего этапа и его строительства. Приглашенный в Россию Петром I Леблон считался ранее автором окон читальной композиции садово-паркового комплекса. План, составленный в 1716-1717 гг., объединил Марсово поле, Михайловский сад и часть участка Инженерного замка в одно целое с центром на берегу реки Мойки, где был построен дворец Екатерины I.

В последние годы жизни Петра I его летняя резиденция на невских берегах- это уже сложившийся архитектурный ансамбль.

В настоящее время мы можем любоваться только Летним дворцом Петра I, а описания и изображения других архитектурных памятников сохранились лишь в архивных документах и графических материалах.

Второй Летний дворец располагался на берегу Лебяжьего канала против первого Летнего дворца. Этот дворец так же, как и первый, был выстроен в два этажа и довольно скромно декорирован. Здание в плане было несимметричным, а фасад его в центре обогащался террасой со спусками к воде. Автором проекта дворца считается архитектор Стефан Фонзвитен, но основные работы проводились М. Г. Земцовым, который закончил их в 1725 г.

Уже после смерти Петра I в 1725 г. на берегу Невы была построена “Зала для славных торжествований”. Замечательный памятник творчества архитектора М. Г. Земцова, это деревянное сооружение с пышным внешним и внутренним декоративным убранством и симметричным распределением архитектурных масс явилось прообразом дворцов середины CVIII в. Название сооружения говорит само за себя. Первым “славным торжествованием”, устроенным здесь, стала свадьба дочери Петра I  Анны Петровны с герцогом Голштинским.

На плане Летнего сада М. Г. Земцова показано еще одно сооружение- грот, занимавший часть берега Фонтанки. Начавшиеся при А.Шлютере в 1713 г. работы после его смерти были продолжены И.Маттарнови, Н. Микетти, Ж.- Б. Леблоном и М. Г. Земцовым. Разнообразием внутренней отделки с кольцами туфа, мерцанием раковин, мелких вкраплений разноцветных камней, толченого стекла и обилием водяных струй фонтанов этот нарядный павильон напоминал скорее пещеру, созданную самой природой. К сожалению, во второй половине CVIII в. грот был превращен в обычный павильон, а в 1777 г. во время наводнения почти полностью разрушен.

Во время этого наводнения были разрушены и фонтаны, украшавшие сад. К середине CVIII в. в Летнем саду насчитывалось около пятидесяти фонтанов. Петр I был необычайно увлечен идеей создания целой системы фонтанов. Но особенно его занимала мечта о создании лабиринта на темы басен Эзопа, которая была осуществлена в 1720-х гг.

Строительство фонтанов продолжалось очень активно и после смерти Петра I . Например, Екатерина I в 1725г. в левом от грота “зеленом кабинете” приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В противоположном правом “кабинете” несколько позднее, в 1736-1738 гг. был устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра I, бывшего гамбургского маклера Ла-Косты.

Знакомство с Летним садом петровского времени будет неполным, если не проследить, как же осваивались другие участки дворцово- паркового комплекса. Третий Летний сад, находившийся на месте нынешнего Михайловского, предназначался для резиденции Екатерины I . Планировка его была очень проста. Здесь реже встречались затейливые декоративные сооружения. Самой большой “диковинкой” в “саду за маленькой речкой” был Летний дворец Екатерины I, названный во многих документах “Золотые хоромы”. И действительно, по описи 1736 г. золото в его отделке преобладало. Это сооружение, архитектура которого типична для первых петербургских зданий, строилось одновременно с Летним дворцом Петра I, но было разобрано во второй половине CVIII в.. Здание располагалось на берегу Мойки, может быть, на месте павильона Росси в Михайловском саду.

Помимо различных садовых сооружений в Летнем саду разместилась большая коллекция мраморной скульптуры, что являлось обязательным для регулярного парка. В первой четверти CVIII в. собрание насчитывало до двухсот статуй, скульптурных групп, бюстов. Сейчас их осталось девяносто одна.

Мраморные бюсты, группы, статуи заказывались и покупались в мастерских Венеции и Рима.

Руководил закупкой коллекции непосредственно Петр I. Для этой цели специально были посланы в Рим доверенные лица.

Для Летнего сада скульптура отбиралась по смысловому признаку. Среди исторических имен выбирались самые прославленные (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Август и др.).

Значительную часть коллекции составляли композиции и отдельные статуи, олицетворяющие процветание страны в период царствования Петра I. В эпоху, когда аллегория была в большой моде, уже в названиях многих статуй, таких, как “Слава”, “Архитектура”, ”Мореплавание”, отразилась история России начала CVIII в.- победы в Северной войне, основание морского флота, строительство Санкт-Петербурга. Среди аллегорических изображений можно выделить группу так называемых “добродетелей”, вероятно, более многочисленную в начале CVIII в.. Из сохранившихся до настоящего времени наиболее показательны “Истина” с солнечным диском в руке, символом света и просвещения, и “Искренность” с рукой на голове льва, что означало победу добродетели, опирающейся на величие души.

Многочисленной была в собрании и группа садовой скульптуры мифологического содержания- статуи, изображавшие, в основном, античных богов. У входа в Летний сад со стороны Невы на Главной аллее посетителей встречает “Минерва”- богиня мудрой справедливой войны, а дальше, на третьей площадке, собрано несколько так называемых “земледельческих” мифологических персонажей: “Флора”, “Церера”, “Вертумн”, ”Помона”.

Сохранилось много описей CVIII-CC вв., по которым можно судить, что количество и местонахождение скульптур постоянно менялось.

Скульптура Летнего сада большей частью принадлежит неизвестным авторам. Среди подписанных работ наиболее обширно представлено творчество венецианского скульптора Пьетро Баратта (скульптурная группа “Мир и изобилие”, “Ништадтский мир”).

С творчеством отца и братьев Гропелли нас знакомят статуи “Истина”, “Искренность”, а также изображения   муз.

Мраморная скульптура и все декоративное убранство Летнего сада создавало великолепный фон для Летнего дворца Петра I.

Летний дворец Петра I- единственное сооружение, сохранившееся с начала CVIII в. в Летнем саду. В 1701г. место, где расположен Летний дворец, называлось “Коновым двором”. Со всех сторон омываемый водами рек Невы, Фонтанки и прорытого с юга гаванца дворец лишь западным фасадом был обращен в сторону парка.

На этом участке почти одновременно с закладкой сада строится деревянный летний дом. Первоначальный Зимний дворец возводится в первую очередь, так как он был более необходим в условиях северного климата. Только в 1710-1712 гг. вместо деревянного дома сооружается каменный Летний дворец, автором проекта которого стал архитектор Доменико Трезини. Но с течением времени имя архитектора петровского дворца в Летнем саду забылось и историки начала CC в. приписывали авторство другим мастерам, в частности Андреасу Шлютеру.

В настоящее время известно, что начавшиеся в 1710 г. работы по сооружению самого здания были закончены через два года, а отделка его продолжалась еще на протяжении нескольких лет. Своим внешним и внутренним обликом Летний дворец резко отличался от московских хором  допетровского с их запутанной планировкой и изрезанной линией контура. Характерные особенности этого сооружения, такие, как четкость планировки, когда небольшие комнаты группируются вокруг вестибюля и парадной лестницы, простота архитектурных форм, подчеркнутая скромность декорировки фасадов были свойственны многим зданиям Петербурга первой четверти CVIII в.. Этот стиль получил название петровского барокко.

В Летнем дворце Петра I так же, как и во многих других сооружениях, скульптурным украшениям отводилась активная роль в пропаганде идей времени. Фасады украшают 29 намазных барельефов, расположенных между окнами первого и второго этажей. Исполненные на мифологические сюжеты многие из этих барельефов в аллегорической форме прославляют Русское государство, превращая дворец царя в своеобразный памятник победам России в Северной войне. Другие барельефы не имеют иносказательного смысла и представляют скорее декоративные композиции. Среди авторов, по эскизам которых могли быть выполнены барельефы, исследователи называли имена Ж.-Б. Леблона, А.Шлютера, Г.И. Маттарнови.

В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.. Первый этаж занимали комнаты Петра I, а второй-комнаты Екатерины I и детей. И хотя дворец не был парадным, его внутреннему оформлению уделялось огромное внимание.

Внутреннее убранство Летнего дворца отражало вкусы своего времени. Стены были украшены различными тканями, декоративной росписью, лепкой, резными деревянными панно и изразцовыми панелями. Потолки заполнили живописные плафоны, а полы были настланы паркетные, наборного дерева. Притом, декоративное оформление соответствовало назначению той или иной комнаты. Так, стены спален были затянуты бархатом, поварни облицованы изразцами, а танцевальную украсили китайские шелка. В начале CVIII в. дворцовые интерьеры невозможно представить без зеркал. В комнатах развешиваются царские портреты, картины западноевропейских мастеров.

Мебельное убранство дворца также соответствовало новому стилю. Значительная часть мебели вывозилась из стран Западной Европы, и постепенно царское жилище заполнялось массивными немецкими шкафами, английскими столами и стульями, уютными голландскими поставцами. Но многие предметы мебельного убранства изготовлялись русскими мастерами.

В Летнем дворце после смерти Петра I и Екатерины I, как предполагают, на протяжении целого столетия проживали придворные служащие. В царствование Александра I и Николая I одно из первых каменных зданий Петербурга сдается внаем на летний период крупным царским сановникам, таким, как князь Горчаков, князь Лобанов-Ростовский, министр финансов Канкрин.

С середины CIC в. современники начинают осознавать историческое и архитектурное значение памятника. Летний дворец закрывается, и только изредка его демонстрируют высокопоставленным гостям Петербурга.

После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1920-х гг., здание используется как выставочное помещение отдела быта Государственного Русского музея.

С 1934 г. Летний дворец Петра I стал историко-бытовым мемориальным музеем. Началась кропотливая работа по подбору коллекции нового музея, которая продолжается уже более шестидесяти лет. В настоящее время не во всех комнатах можно увидеть вещи, принадлежащие Петру I, в целом убранство интерьеров здания соответствует стилю начала CVIII в.

Летний сад в первой половине CVIII в. оставался местом проведения иллюминаций и торжеств, принимавших все более пышный характер. Поэтому царская резиденция продолжает развиваться и, наконец, в 30-40-х гг. CVIII в. достигает блестящего расцвета. Этот период в истории самого старого сада города связан с деятельностью выдающегося архитектора В.В. Растрелли. Работа в Летнем саду стала первой пробой сил мастера. По его проекту возводится деревянный летний дворец Анны Иоанновны, куда императрица переезжает в 1732 г.. Здание располагалось вдоль Невы на месте “Залы для славных торжествований”, по этому случаю разобранной. Сохранились описания, планы сооружения и проект, исполненный Растрелли. В 1730-х. гг. Окончательно оформилась композиция Летнего сада в районе партера и Лебяжьего канала. Главный вход в сад устраивается со стороны Большого луга, для чего через Лебяжий канал перекидывается подъемный мост. Сразу за мостом открывался вид на амфитеатр с каскадом, построенные Растрелли.

В 1740-х гг. крупное сооружение появилось там, где сейчас возвышается Инженерный замок. Построенный Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны Летний дворец по богатству декоративного убранства превзошел все ранее существовавшие в Летнем саду постройки.

Одновременно с постройкой дворца разбивается новый сад с лабиринтом липовых аллей, прудом, фонтанами, павильонами и другими малыми архитектурными формами. Устройством сада при третьем Летнем дворце также активно занимался архитектор Растрелли.

Особенно изменился облик ансамбля с южной стороны. Подъезжающие по широкой аллее, идущей от Невского проспекта, могли любоваться замечательной кованой решеткой с золочеными украшениями, за которой располагалась широкая площадь.

К 40-м гг. CVIII в. преобразились также третий Летний сад и Большой луг. Первый украшается затейливыми павильонами и сооружениями, предназначенными для аттракционов, широко распространившимися в этот период. Большой луг становится так называемым Променадом, то есть садом для прогулок. Но с началом царствования императрицы Елизаветы Петровны этот интереснейший ансамбль постепенно приходит в упадок.

В это время вход в Летний сад устанавливается со стороны Невы, и весь комплекс царской резиденции получает окончательное завершение. В архитектурных памятниках Летнего сада первой половины CVIII в., как в зеркале, отразилась история развития стиля барокко в России. В дальнейшем Летний сад уже никогда не достигал большего расцвета.

Во второй половине CVIII в. развертывается строительство пригородных ансамблей. Парки Павловска, Гатчины, Ораниенбаума и других пригородов Петербурга стали классическими образцами нового стиля. А преданный забвению Летний  сад постепенно лишается прежнего ухода. К тому же его разрушают опустошительные наводнения, самое сильное из которых случилось в 1777 г.

Во второй половине CVIII в. уже сформировавшийся архитектурный центр Петербурга требует законченного оформления набережной Невы. Берега облицовываются гранитом от “Летнего дому до Галерного двора”, а Летний сад отделяется от проезжей части замечательной по своим художественным качествам оградой. Ю.М.Фельтен, автор отделки набережной стал ведущим архитектором при проектировании решетки. С 1770 по 1784 г., когда проводились работы по ее возведению, в Петербург были привезены металлические звенья решетки, выкованные на тульских заводах, финский гранит для цоколя и колонн.

Летний сад во второй половине CVIII в. становится местом прогулок для петербургских жителей. Если по указу 1755 г. разрешалось посещать сад 2 раза в неделю и в праздничные дни, то к CIC в. доступ в сад расширяется. Однако вплоть до 1917 г. плохо одетому простолюдину вход запрещается. История Летнего сада хранит немало традиций, сложившихся в это время: с 1751 г. устраиваются концерты оркестра роговой музыки, а позднее- оркестра духовых инструментов, общественные развлечения и большие праздники.

В CIC в. аллеи сада были местом встреч, прогулок для А.С. Пушкина, И.А. Крылова, И.А. Гончарова, П.И. Чайковского и многих других поэтов, писателей, композиторов, художников.

В первой половине CIC в. в Летнем саду опять работают выдающиеся мастера. Архитектор К.И. Росси строит в 1826 г. Кофейный домик на берегу Фонтанки, где в былые времена находился грот. Центральный зал Кофейного домика в Летнем саду украшают лепной фриз  и две круглые кафельные печи. Фасады здания также декорированы лепными гипсовыми барельефами, отлитыми по рисункам скульптора В.И. Демут-Малиновского. В целом архитектурное решение Кофейного домика соответствует представлению о классицизме как о стиле с ясной логикой художественного построения.

Сохранились в Летнем саду и следы деятельности архитектора    Л.И. Шарлеманя 2-го. В 1827 г. по проекту в Летнем саду строится Чайный домик в виде одноэтажного павильона  с цоколем из  путиловской  плиты и деревянными стенами, имитирующими фасады каменного здания. Одновременно заканчиваются работы по оформлению южной территории сада. Набережная Мойки и проходящая рядом улица отделяются чугунной решеткой, отлитой также по проекту архитектора Шарлеманя. Основным ее украшением являются щиты с изображением головы Медузы Горгоны. Но эта часть сада приобретает современный вид только к 1839 г., когда около Карпиева пруда устанавливается ваза из эльфдальского порфира, подаренная Николаю I шведским королем Карлом Иоанном CIV.

Около Чайного домика 12 мая 1855 г. состоялось открытие бронзового памятника И.А. Крылову, исполненного скульптором П.К. Клодтом. Очень интересен гранитный пьедестал с отлитым в бронзе скульптурным фризом, на котором изображены персонажи крыловских басен. В этой работе принимал участие художник А.А. Агин, рисунки которого послужили основой для рельефных композиций постамента.

Памятник И.А. Крылову, отлитый на средства петербуржцев, стал первым в городе памятником русскому писателю. После его установки завершается оформление Летнего сада в том виде, к какому мы привыкли в настоящее время.

После Великой Октябрьской социалистической революции Летний сад становится местом отдыха трудящихся. Начинаются работы по сносу различных мелких сооружений, искажающих облик всего ансамбля. Бережно охраняется зеленый массив, декоративная скульптура, архитектурные памятники прошлого.

Великая Отечественная война прервала работы по благоустройству памятника. В суровые годы блокады жители Ленинграда особенно заботливо отнеслись к любимому саду. С первых дней войны устанавливается систематическое наблюдение за Летним садом. Мраморная скульптура была закопана по строго определенному плану, а бронзовый памятник И.А.Крылову укрыт деревянными  щитами и мешками с песком. Экспонаты Летнего дворца Петра I вывозятся на Урал.

В Летнем саду появились щели для укрытия. Во время блокады на партере и южных склонах пруда были разбиты огороды, которые обрабатывали юные жители города. В память о героической обороне Ленинграда, аллея, проходящая вдоль партера, стала с тех пор называться Школьной.

Благодаря самоотверженной работе всех служителей Летнего сада в годы войны удалось сохранить дворец Петра I. Одним из первых среди музеев города он открылся в 1947 г. после небольшого ремонта.

В послевоенные годы ремонтные и восстановительные работы в Летнем саду разворачиваются в полную силу. Начинается посадка новых деревьев и кустарников, реставрируется мраморная скульптура, Невская ограда и другие архитектурные памятники.

В 1961-1964 гг. Специальными научно-производственными реставрационными мастерскими проводились крупнейшие реставрационные работы в Летнем дворце-музее Петра I под руководством архитектора А.Э. Гессена. В результате внешнее и внутреннее убранство здания в значительной степени получило первоначальный облик.

Интересный материал дали раскопки территории около Летнего дворца Петра I, проводившиеся во время реставрационных работ. Из архивных документов известно, что перед южным фасадом здания был прорыт “гаванец”, соединявшийся с Фонтанкой. Этот искусственный водоем, набережная и  расположенные вокруг постройки были разобраны в конце CVIII в. В 1936 г. с южной стороны дворца была обнаружена клинкерная площадка с металлическими причальными кольцами, которая служила первоначальной набережной.

Как памятник регулярного стиля начала CVIII в. Летний сад не существует, но он не стал и пейзажным, так как старых деревьев почти не осталось.

Сейчас гостеприимно распахивает двери Летний дворец Петра I, в Кофейном домике демонстрируются выставки, а в Летннем саду играет духовой оркестр и устраиваются театрализованные праздники. И сегодня Летний сад радует своих гостей гармонией Невской ограды, беломраморным царством скульптуры, тишиной тенистых аллей.

Глава 2.

Садово-парковый ансамбль.

Регулярный парк конца CVII в.- начала CVIII в. в своей торжественности и праздничности представлял великолепное окружение дворца.

Обычно парки в это время разбивались на равнине или пологом склоне. В ансамбле доминировал дворец, а расположенные перед ним узорные партеры, водоемы с неподвижной гладью воды создавали в целом единую образную систему.

Характерное для CVII в. асимметричное расположение дворца в ансамбле мы видим и в Летнем саду. Летний дворец Петра I в первом саду и дворец Екатерины I в третьем саду располагались на краю участка.

В России стала традицией связь архитектуры регулярного парка с окружающим пейзажем и водными пространствами. Первые дворцово-парковые ансамбли нового стиля возникали и развивались в Санкт-Петербурге, где изобиловали водные пространства. Но даже и здесь создавались искусственные гавани, каналы, бассейны, что вносило неповторимое очарование в облик молодого города. Разбитый около широкой полноводной реки Невы у истока реки Фонтанки самый первый сад Петербурга был отделен с западной стороны Лебяжьим каналом. Кроме того, в Летнем саду были устроены разнообразные по форме и назначению искусственные водоемы и “гаванец” около Летнего дворца Петра I.

В настоящее время сохранились только Лебяжий канал и Карпиев пруд, в котором разводили карпов для царского стола.

Углубление Лебяжьего канала и укрепление его откосов проводились в течение всего CVIII в.. В 1799 г. был устроен пирс по проекту архитектора Г. Пильникова, а в 1825 г. установлена чугунная ограда по рисунку архитектора Л.И. Шарлеманя 2-ого. Пирс украсили чугунные вазы-треножники (К.И. Росси). Капитальные работы по ремонту береговых откосов и устройству гранитной стенки проводились в 1955-1957 гг..

От ансамбля первой четверти CVIII в. остались также геометрическая планировка аллей, историческое место и очертания петровского партера. Партер начала CVIII в. в виде гладких газонов с широкой полосой цветов восстанавливался в 1941 и в 1947 годах, согласно проекту реставрации Летнего сада, предложенного архитектором Т.Б. Дубяго.

В  зеленом оформлении Летнего сада преобладали такие деревья и кустарники, как дуб, ель, клен, липа, можжевельник, а цветники украшали тюльпаны, нарциссы, лилии, розы. Но в общей композиции садовых партеров главную роль играли не цветы. Партеры представляли часто зеленые газоны, окаймленные низкими палисадами из стриженных кустов букса, который в России заменялся можжевельником, шиповником или желтой акацией. Своеобразные узоры на земле создавались и такими строительными материалами, как песок различных оттенков, цветное толченое стекло, уголь, битый кирпич.

В русском паркостроении начала CVIII в. мы встречаем общие с Западной Европой черты, которые не выходили за рамки регулярного стиля. Но составные части композиции могли сочетаться в неограниченном количестве вариантов в зависимости от местных условий и национальных традиций.

Глава 3.

Скульптура.

В России в CVII - CVIII вв. особенно охотно применялись серии из нескольких статуй, составляющих композиционную и смысловую общность. Вообще для паркового искусства CVIII в. свойственно стремление к иллюзорному расширению границ пространства. Это достигалось искусной расстановкой садовых скульптур.

Первоклассная техника, умелая свободная компоновка как наследство блестящей эпохи барокко объясняют высокий уровень мастерства в решении задач при создании декоративной скульптуры CVIII в.

Для искусства позднего барокко и особенно рококо характерно стремление выполнять действительно монументальные задачи легко и свободно. По традиции используются античные сюжеты, выбираются персонажи древних мифов, но тематика эта уже не соответствует художественному образу статуй.

В Западной Европе того времени становится очень модным украшать сады произведениями античной пластики. Петр I и здесь не отстает от веяний времени, желая поместить в своей резиденции древнеримскую статую Венеры. В этот период отошли в прошлое образы классического стиля, а преувеличенная хрупкость и стройность, мягкая проработка тела прекрасной “Венус” перекликались с поисками новых идеалов женской красоты в искусстве начала CVIII в.

Привезенные в Летний сад раньше других изваяний скульптурные бюсты Яна Собеского и его жены Марии-Казимиры очень близки к официальным портретам конца CVII в..

Скульптурная группа “Амур и Психея” также датируются концом CVII в.. Неизвестный мастер выбирает кульминационный момент мифологической легенды, когда Психея, нарушив запрет богов, со светильником в руке, освещает лицо спящего возлюбленного. Яркой чертой барокко является композиция скульптурной группы, построенная на резких диагоналях движения Амура и Психеи, рассчитанные на контраст света и тени, а также эффектно развевающиеся одежды, легкая прозрачность локонов Амура и характерная фактура материала.

Среди произведений П. Баратта скульптурная группа “Мир и изобилие”- довольно типичная для своего времени аллегория. Мастер постарался ввести в композицию полный набор разных символов. Это рог изобилия, факел войны, знамя, щит с головой Горгоны, лавровый венок и пальмовая ветвь. Кроме двух женских фигур, скульптор изображает льва-побежденную Швецию и орла-победительницу Россию. Как художественное произведение эта тяжеловесная и несколько перегруженная композиция с фигурами удлиненных пропорций и сглаженной поверхностью тел характеризует стиль Баратта, близкий классицизму академического толка. Другими отличительными чертами этого направления в искусстве конца CVII в. стали и фронтальная замкнутость композиции, и однообразие лиц, вылепленных по канонам “классической красоты”. Подпоркой для статуи “Слава”, также исполненной Баратта, служит обелиск-традиционный атрибут классицизма.

В Летнем саду есть статуи, сделанные неизвестными авторами, стиль исполнения которых очень близок Баратта. Это можно сказать о “Мореплавании” и “Архитектуре”.

Но Баратта не окончательно отошел в своем творчестве от барочных тенденций, что видно при знакомстве с некоторыми скульптурными бюстами Летнего сада. Очень интересен бюст Вакха. Наполненная движением композиция, непосредственность и живость облика бога вина заставляют отнести это произведение к одному из лучших в петровской коллекции.

Особенно хороши в Летнем саду четыре статуи скульптурной серии “Круговорот суток”, символизирующие время суток: светлую богиню утренней зари Аврору, жизнерадостного юного Полдня, усталого старика Заката, величественную мудрую Ночь. Автор серии Дж. Бонацца выступает как последователь школы Бернини. Глубокий философский смысл несет в себе образ “Заката”. Динамичная композиция, осязаемая проработка формы наполняют это произведение эмоциональным звучанием и внутренней силой. Статуя “Ночь” с наброшенным на плечи звездным покрывалом как бы застыла в скорбном молчании.

Скульптор Дж. Зорзони следует в своем творчестве также традициям барокко. Однако уровень исполнения “Сивиллы Ливийской” и “Сивиллы Европейской” ниже, чем произведений Бонацца. Но изображения Сивилл гармонично вписываются в природное окружение, становятся в саду, на фоне зеленой листвы, замечательными декоративными украшениями.

Прекрасными образцами садовой скульптуры стиля рококо являются статуи муз, исполненные братьями Гропелли. Мраморные изображения трех муз-Эвтерпы, Талии, Терпсихоры- сделаны как произведения круглой скульптуры, благодаря чему они воспринимаются в пространстве удивительно пластично и непосредственно.

В Летнем саду есть и другие скульптуры, исполненные в стиле рококо. Автор статуи “Беллона” Альвизе Тальяпьетра наследует традиции венецианской школы декоративной пластики. Широким складкам ниспадающего шарфа противопоставляются извивающиеся языки пламени, вырывающиеся из факела, большие круглые завитки перьев на шлеме и локоны волос, разбросанные по плечам. Художественный почерк стиля рококо по существу уничтожил истинный смысл жестокой богини войны, сделав статую лишь декоративным садовым украшением.

То же можно сказать и о статуе “Минерва”, богини мудрости и справедливой войны. Весь образ богини, полный изящества и грации, делает это произведение неизвестного автора одним из лучших среди скульптур Летнего сада.

В ряду с “Минервой” стоят близкие по манере и приемам исполнения две статуи из петровской коллекции. Это “Церера” (богиня земледелия) и “Нимфа”. Возможно, все три статуи исполнены одним мастером.

Декоративная скульптура Летнего сада существует в неразрывном единстве с природным окружением и Летним дворцом Петра I, придавая своеобразный облик всему садово-парковому ансамблю.

Глава 4.

Архитектурные памятники.

В конце CVIII-начале CIC века бывшая царская резиденция переживает время коренных изменений, когда постепенно исчезают старые постройки, уступая место сооружениям классицизма.

В настоящее время, несмотря на разнородность стиля отдельных построек и элементов садово-паркового искусства, определился единый художественный образ старинного сада, расположенного в центре города. Архитектурные сооружения Летнего сада, за исключением решеток, утратили давно свое функциональное назначение, давно превратились в памятники русской истории и культуры.

Заповедным стал северо-восточный участок сада с Летним дворцом Петра I. Небольшое двухэтажное здание, напоминающее дома голландских бюргеров начала CVIII в., с дверью, выходящей прямо в сад, оно прекрасно передает архитектурные вкусы времени. Установленная в центре скульптурная группа “Мир и изобилие” со своей прихотливо изрезанной линией контура очень хорошо существует в противопоставлении с плоскостью стены дворца, гладкой зеленью газона и геометрической четкостью Невской ограды.

Решетка со стороны Невы справедливо считается архитектурным шедевром. Строгость и простота рисунка, прекрасные пропорции, ритмическое чередование гранитных колонн с металлическими звеньями создают впечатление удивительной легкости и монументальности. Отметим еще раз, что решетку устанавливали не как декоративное украшение, а как сооружение, необходимое при планировке и оформлении набережной. Она органично вписалась в городской пейзаж и стала неотъемлемой частью Летнего сада.

Архитектурные памятники CIC века расположились в центральной части сада.

При строительстве Кофейного домика К.И. Росси использовал фундамент и частично стены петровского грота, сохранил его внутреннюю структуру. Это одноэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с низким куполом на крыше и железной кровлей, декорированное скульптурными барельефами, в CIC веке было окружено чугунными цветниками-треножниками, отлитыми также по рисунку Росси. Сейчас два из них установлены перед входом в павильон.

Недалеко от Кофейного домика среди зеленого массива находится Чайный домик. Этот небольшой павильон интересен как одна из немногих деревянных построек, сохранившихся с начала CIC века.

Еще одно сооружение CIC века-решетка со стороны улицы Пестеля-по своим художественным качествам, конечно, уступает Невской ограде. Но, несмотря на это, она также вошла в пейзаж сада, воспринимается в единстве с Карпиевым прудом, вазой эльфдальского порфира, зеленой листвой. Небольшая высота решетки дает возможность еще за пределами сада любоваться спокойной гладью Карпиева пруда и уходящими вдаль тенистыми аллеями.

Глава 5.

Дворцовые интерьеры.

В начале CVIII в. огромное значение для развития новых форм архитектуры и быта в Росии имело основание Петербурга.

В первой четверти CVIII в. в убранстве интерьера сильны были влияния предыдущего столетия.

Архитектурное убранство дворцов и хором отличалось необычайной пышностью и красочностью. Декорировка внутренних помещений также была насыщена разнообразными по цветовым сочетаниям росписями и фигурной резьбой. В CVII в. мастера работали в технике традиционной фресковой живописи, располагая целые композиции на потолках или стенах. Темами для этих изображений выбирались библейские легенды; популярной была также и декоративно-орнаментальная роспись. В отделке стен широкое распространение получили ткани, главным образом, разноцветные сукна и “золотые” или “басменные” кожи с рельефным рисунком. Двери обивались яркими сукнами, а расположенные в затейливом узоре гвозди с серебряными большими шляпками превращались в орнаментальный рисунок. Резьба украшала верхние части окон и дверей.

Архитектура петровского времени, тесно связанная с государственными задачами, была глубоко своеобразна. Образцами для застройки Петербурга стали типовые проекты домов. “Дом для именитых” представлял собою двухэтажное здание с большими окнами и симметричным планом. В последовательности расположения комнат появляются свои правила, заимствованные из Западной Европы. Так, в Летнем дворце и в других дворцах кабинет хозяина был устроен около спальни. Появление же танцевальных, токарных комнат, голландских кухонь свидетельствует о распространении новых форм быта.

Во внутренней отделке помещений соединились черты древнерусского и западноевропейского жилища. Так же широко используются ткани, но сукна постепенно вытесняются ярко окрашенными узорными штофами и бархатами. Надо отметить, что цветовые контрасты, резкие сочетания очень характерны для петровского интерьера, что свидетельствует о продолжении национальных традиций CVII в.. Такой излюбленный материал, как дерево, применяется русскими мастерами в большом количестве и для отделки петербургских дворцов. На устройство панелей в нижней части стен шел дуб или орех, как мы видим это в Летнем дворце Петра I.

То же можно сказать и об изразцах, которыми в начале CVIII в. облицовывались не только печи, но и панели, а порой стены и потолки. В Летнем дворце Петра I стены поварен выложены изразцами. В петербургских домах становится модной отделка на голландский манер. Изразцы как декоративно-отделочный материал в большом количестве вывозятся из Голландии. Интерьеры заполняются белыми с синим рисунком плитками, на которых изображены бытовые сценки, пейзажи, морские виды и библейские легенды. Многие комнаты в царском дворце украшают нарядные изразцовые печи. В начале CVIII в. они остаются по конфигурации достаточно разнообразными, порой многоярусными, установленными на точеные ножки.

Интересно отметить, что пришедшие с запада камины в петербургских домах устраивались часто в соединении с печью, что диктовалось условиями сурового климата. В Летнем дворце такое совмещение можно увидеть во второй приемной Петра I и тронной Екатерины I. Побеленная поверхность каминов гармонично сочетается с сине-белым узором печей.

Неотъемлемой частью декоративного убранства интерьера в России всегда были росписи и фигурная резьба. Теоретичесие основы нового архитектурного стиля сделали ненужными богатые украшения окон, дверей и в целом фасадов зданий. Поэтому в начале CVIII в. резчики работали, в основном, по изготовлению деревянных панно, балюстрад и других предметов декоративно-прикладного убранства.

Проникновение светских элементов в искусство петровского времени отражается и на оформлении интерьера. Традиционные ранее росписи постепенно заменяются станковой живописью. Плафоны на потолках, медальоны на стенах включаются в общую декоративную канву внутреннего убранства комнат.

В CVIII в. важнейшей целью синтеза искусств, в котором заключается искусство оформления интерьера, постепенно становится создание художественно жилой среды, утверждающей высокое значение повседневной жизни.

Если в первые годы строительства Петербурга внутренний облик помещений в домах носил строгий деловой характер, то в дальнейшем намечаются новые тенденции. Стремление к большей нарядности и богатству в убранстве интерьера диктовалось усилением абсолютизма и дворянского класса в целом.

В одной из комнат второго этажа- Зеленом кабинете- сохранилась первоначальная отделка стен с петровского времени. Работы по декорировке комнаты выполнялись крепостными русскими мастерами в конце 10-х годов CVIII в.. Деревянные резные панно с живописным орнаментальным рисунком, профилированные резные пилястры с позолоченными капителями, живописные медальоны с аллегорическим изображением частей света, расположенные на фоне стен, окрашенных в зеленый цвет, составляют художественное убранство Зеленого кабинета. Непосредственно в стене устроены три шкафа для хранения коллекций. В Зеленом кабинете связь живописных элементов, резного декора, со вкусом подобранной окраски стен создает в целом интересный художественный образ интерьера, гармонично сливающегося с окружающей природой парка.

Восстановление интерьеров Летнего дворца Петра I связано с большими трудностями, так как не всегда находятся документы, подробно рассказывающие о внутренней отделке комнат. Однако постепенно комнатам Летнего дворца Петра I был возвращен их первоначальный облик.

Глава 6.

Декоративно-прикладное искусство.

Убранство интерьеров формируется в значительной мере из произведений декоративно-прикладного искусства. Становление и смена художественных стилей в этом виде искусства всегда протекали одновременно с изменениями в других его видах.

Так, в убранстве хором CVII в., где преобладали старинные национальные традиции, мебель также была русской, изготовленной на основе художественного опыта народа: скамьи, лавки, вислые полки, поставцы, сундуки… Предметы мебельного убранства отделывались сукнами, кожами, украшались росписями, фигурной резьбой, инкрустацией. Разнообразные нарядные шкатулки, ларцы, коробки изготовлялись из кости или дерева, обивались жестью с подложенной слюдой или фольгой. Зеркала монтировались в резные позолоченные или серебряные литые рамы. Осветительные приборы в виде медных паникадил, настольных шандалов и настенников в конце CVII в. становятся важным декоративным элементом в интерьере.

Постепенно появляются привозные предметы декоративно-прикладного убранства, а также сделанные в России по иностранным образцам. Например, шкафы и поставцы становятся более сложной формы, ножки столов и стульев своими изогнутыми линиями напоминают мебель во французских дворцах. Мастера Оружейной палаты, издавна занимавшиеся на Руси изготовлением мебели, копируя западноевропейские образцы, одновременно создают различные варианты кресел, стульев, шкафов и т.д..

Коренное изменение форм быта и архитектурного стиля в начале CVIII в. влечет за собой изменения и в убранстве интерьеров. Растет интерес к вещам западноевропейского производства. Мебель, ткани и другие художественно исполненные предметы быта привозят из Голландии, Германии, Франции, Англии, Китая. Часто в России дворцы украшались такими привозными предметами декоративно-прикладного убранства,  как готовые изразцовые печи или богато убранные кровати. Но в документах CVIII в. встречаются упоминания о том, что для убранства дворцов мебели постоянно не хватало, хотя общий размах работ по изготовлению предметов прикладного искусства стал намного шире. Основные кадры резчиков по дереву переводятся из Оружейной палаты на Монетный двор и на судостроительную Адмиралтейскую верфь. Другие отправляются Петром I за границу.

В начале CVIII в. на прикладном искусстве и особенно на мебели сильно сказалось влияние западноевропейского стиля и манеры исполнения. Это явление было характерно и для предыдущего периода, но оно значительно усилилось, благодаря приезжим мастерам и обучавшимся за границей русским ученикам. Активное освоение форм европейской мебели в России привело к тому, что различие между ними фактически стало трудно установить. Национальное своеобразие проявлялось, главным образом, в деталях рисунка.

Предметы мебельного убранства исполнялись русскими и иностранными мастерами в стиле барокко. На русское искусство более всего оказывала влияние Голландия, в искусстве которой были сильно реалистические тенденции. В произведениях прикладного искусства для создания декора широко использовались орнамент и элементы изобразительного искусства.

В России петровского времени конструктивные части деталей мебели маскируются резными украшениями в подстольях, ножках кресел, стульев, бюро-кабинетов. Применяются также позолота, роспись, лепка, сюжетами которых служат купидоны, наяды, гении, орлы, раковины, пышные завитки аканта.

Резьба, бывшая всегда основным декоративным элементом мебели, исполняется высоким рельефом, часто переходящим в круглую скульптуру. Немецкая мебель украшается витыми колонками, которые теряют функциональное значение и становятся одним из декоративных элементов.

Хотя в начале CVIII в. копии подобной мебели изготовлялись в большом количестве, отличительной чертой русских образцов являлся такой материал, как дуб, береза, ольха, сосна.

В экспозиции музея в настоящее время собрана самая разнообразная мебель CVIII в.: голландская, немецкая, английская, русская.

С конца CVII в. на отделку английской и голландской мебели большое влияние оказывает искусство Востока, особенно Китая. Шкафы имели много выдвижных и потайных ящиков, а также высокие витые или точеные ножки изогнутой формы, часто оканчивающиеся внизу птичьей лапой, держащей шар. В Летнем дворце английские стулья красного дерева стоят в Зеленом кабинете. В собрании Летнего дворца Петра I мемориальные морской трон Екатерины и адмиралтейское кресло Петра I очень характерны для мебели, сделанной в России.

Во дворцах начала CVIII в. получают распространение небольшие восьмиугольные и круглые столики на одном толстом стержне с расходящимися внизу небольшими ножками. Верхние доски таких столов, как правило, украшались интарсией, живописной росписью, инкрустацией. Подстолье, ножки, проноги и крестовина также украшались ажурной резьбой.

Кроме предметов мебельного убранства, в интерьерах дворцов находилось много других произведений прикладного искусства: зеркала, часы, изделия резной кости, стеклянная и металлическая посуда, фарфор, осветительные приборы, шпалеры… В столовой Летнего дворца экспонируется разнообразная посуда начала CVIII в.: стеклянные и фаянсовые штофы и бокалы, вазы китайского фарфора. Блюда из дельфтского фаянса развешаны на стене над поставцом. Фаянсовые блюда ценились дороже золота и серебра и использовались только для декорировки помещений.

Осветительные приборы в виде массивных настольных металлических канделябров и шандалов, подвесных люстр и паникадил изготовлялись русскими мастерами в национальных традициях. В начале CVIII в. становятся очень популярными настенники.

Предметы прикладного искусства, рисунок их резьбы, литья, орнаментальной отделки в полной мере соответствовали стилю барокко.

Особую парадность интерьеру придавали зеркала и шпалеры. Производство зеркал было налажено в России на стекольных заводах, но все-таки большая часть их вывозилась из-за границы. В Летнем дворце особый интерес представляет уникальное напольное зеркало в резной ореховой раме, в изготовлении которой, по преданию, принимал участие Петр I. Зеленый кабинет украшают два небольших зеркала в пышных золоченых рамах, танцевальную и приемную Екатерины-зеркала английской работы в рамках красного и палисандрового дерева.

Шпалеры-тканные ручным способом ковры-стали во дворцах знати едва ли не самым декоративным элементом убранства интерьера. При Петре I шпалеры вывозятся из Франции, Германии, Фландрии и других стран. В России шпалерная мануфактура основывается в 1717 г., и к середине столетия русские ткачи создают тканые ковры, стоящие в ряду лучших европейских образцов.

Сейчас в Летнем дворце Петра I экспонируются три шпалеры петровского времени, вывезенные из стран Западной Европы. Они украшают спальню Екатерины и тронную.

Хотя Летний дворец Петра I не строился как парадная резиденция, его внутреннее убранство в полной мере соответствовало общему направлению придворного быта того времени.

Глава 7.

Живопись.

В конце 10-х годов CVIII в. в России к декоративной живописи относятся плафонные композиции, медальоны, десюдепорты, настенные росписи. В этом жанре, в основном, работали приглашенные Петром I иностранные мастера.

В плафонах Летнего дворца Петра I чувствуется влияние фламандско-голландской школы живописи. Два из семи плафонов Летнего дворца Петра I написаны голландским художником Георгом Гзеллем в 1719 г., через год после его приезда в Россию. Это “Триумф России”, находящийся во второй приемной, и “Триумф Екатерины”- в тронной. Оба плафона, так же как и все остальные, написаны маслом по холсту.

Содержание плафона работы неизвестного художника в детской “Мир и спокойствие” посвящено прославлению царствования будущего наследника престола. Свободная композиция придает ему черты стиля рококо.

Все рассмотренные плафоны имеют прямоугольную форму. Но чаще они встречались круглыми или овальными. Пример тому-плафон “Триумф Минервы” из кабинета Петра I Летнего дворца. Небольшое по размеру поле изображения дало возможность неизвестному художнику более свободно и динамично построить сцену с Минервой, поражающей копьем “врагов Отечества”. Потолок кабинета Петра I заполнен не только этим плафоном. По углам его расположены четыре овальных живописных медальона с изображением амуров, несущих военные атрибуты. Так что в данном случае перед нами целая группа живописных произведений, объединенных сюжетом.

Плафоны Летнего дворца являются первыми в России образцами живописи светского направления с аллегорической тематикой. Их живопись отличается неровностью манеры исполнения. Предполагают, что их авторами могли быть русские ученики Георга Гзелля.

В начале CVIII в. в интерьере усиливается роль станковой живописи. Комнаты украшаются картинами, привезенными из Голландии, Франции, Германии и других стран. Становится очень популярной так называемая шпалерная развеска картин. Кроме шпалерной, существовала и индивидуальная развеска живописных произведений.

Формирование коллекции живописи западноевропейских мастеров начиналось под руководством Петра I. Ее составляли, в основном, произведения голландских и фламандских мастеров.

В настоящее время музей располагает немногочисленной коллекцией произведений голландских художников конца CVII в.- начала CVIII в.. Среди них встречаются картины, принадлежащие кисти таких мастеров, как Ф. Воуверман, Гейсман, Мишо, Броэрс.

В верхнем коридоре висит картина неизвестного художника CVII в. “Сцена в харчевне”. В ней мы находим черты, близкие творчеству Адриано Ван Остаде, который умел с большой теплотой и юмором показать в своих произведениях людей из народа.

Но особое предпочтение отдавал Петр I картинам с видами морских пейзажей. И сейчас марины занимают в экспозиции музея значительное место. Больше всего таких картин находится в кабинете Петра I и токарной. Убранство последней посвящено прославлению России, превратившейся в начале CVIII в. в крупную морскую державу. Особенной выразительностью отличаются произведения Адама Сило, которые высоко ценил Петр I, так как этот художник умело изображал оснастку кораблей.

В детской комнате Летнего дворца экспонируется интересная голландская ширма конца CVII в.. Она состоит из четырех створок, каждая из которых записана маслом с обеих сторон. На лицевой стороне все четыре створки представляют единую живописную композицию. Это изображение батальной сцены на фоне широкого гористого пейзажа и старинного замка.

В начале CVIII в. обязательным становится украшение комнат живописными портретами. Заказчиками, как и в CVII в., остаются, в основном, представители дворянства и, прежде всего, император и члены царской семьи. Перед автором царского портрета обычно стояли требования идеализации. В течение своей жизни Петр I неоднократно позировал разным западноевропейским художникам.

В портретной галерее начала CVIII в. представлены почти все замечательные люди времени. Во второй приемной Летнего дворца экспонируются портреты А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, Б.П. Шереметева, П.А. Толстого, П.И. Ягужинского, П.И. Шафирова, Ф.Ю. Ромодановского. В живописном решении преобладают насыщенный цвет, контрасты света и тени, объемная моделировка формы. В детской комнате Летнего дворца хранятся портреты Петра I и Екатерины I.

Лучшие произведения русской живописи, в которых выражены новые тенденции, связаны с именами “петровских пенсионеров” И.Н. Никитина и А.А. Матвеева. Широко известны замечательные произведения, исполненные этими художниками. Детскую комнату Летнего дворца украшает интересный овальный портрет, на котором изображена царевна Елизавета Петровна в возрасте трех-четырех лет. Предполагается, что этот небольшой портрет принадлежит кисти И.Н. Никитина.

Собрание живописных произведений Летнего дворца Петра I хранит еще немало загадок. В работе по изучению плафонов, картин голландских художников, портретов можно найти много нового и интересного.

Глава 8.

Летний сад в стихах.

Петербургский Летний сад, хранящий за тонкими звеньями чудесной ограды беломраморные образы минувших веков, неизменно воссоздает атмосферу высокой поэзии и искусства.

Эту главу я посвящаю поэзии, служители которой воспели красоту Летнего сада в своих творениях.

Периоды блестящего расцвета, мирной жизни, “смутного времени”, военного лихолетья оставили свои следы на его аллеях, а шум вековых деревьев настраивает на философские раздумья:

“… где птицы голосят

и занимают ветви,

где солнце снежный сад

вновь превращает в Летний,

где новый оборот

находит стих звенящий;

надежду у ворот

не забывай,

входящий !”

С. Кирсанов.

Железо, покорясь влиянию огня,

Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды,

За коей прячется и смотрит сад прохлады.

Полтавская рука сей разводила сад!

П. Вязенский.

Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский.

Весь Летний сад-Онегина глава.

С. Маршак.

Летний сад… Бессонница поэтов!

Липы, соловьиные аллеи…

Северные тихие рассветы

Над тобой по-прежнему алеют.

Э. Дубровина.

“Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой,

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип,

И лебедь, как прежде плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.”

А. Ахматова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своей работе я попыталась по возможности подробно познакомить читателя с уникальным музеем под открытым небом, хранящим много тайн. Архивные документы, те или иные издания, изученные мною, помогли мне выявить причины магического притяжения Летнего сада как туристов, так и жителей Санкт-Петербурга.

Не могу не сказать о том, что моя подруга из Англии, которую я принимала у себя в гостях, выделила в качестве одного из наиболее понравившихся ей дворцово-парковых ансамблей именно Летний сад. Так как к тому времени мною уже было изучено немало литературы, на которую я основывалась позже при написании реферата, я смогла провести увлекательную и познавательную экскурсию. И именно в этом я вижу практическое значение проделанной мною работы. Я надеюсь, что мой реферат послужит источником полезной информации при подготовке экскурсий, краеведческих лекций, бесед и т.д. учащимся средних учебных заведений.

Таким образом, я считаю, что основная цель моего реферата достигнута: поставленная задача-разностороннее освещение вопроса-выполнена.

THE SUMMER GARDEN.

The Summer Garden is younger than St.-Petersburg only for one year. The work on laying it out began in 1704. Peter the Great had drawn up a plan of the garden by himself, had been giving the instructions concerning the kinds of flowers and trees and where from would be better to bring them in.

Outstanding architects and masters of the gardening had been continuing to work under the design of the garden for the next decades in accordance with the Peter’s rough draft and putting it into practice.

The Summer Garden was created as a regular park which was characterized by the right symmetrical arrangement of paths, the cutting of the trees and bushes in a form of geometrical figures, the creation of arbours, galleries, labyrinths with the aid of green planting.

The arranging of the fountains began in 1706. First of them were erected according to the plans of an architect Ivan Matveev, who was in charge of the main works in the garden in 1705-1707.

In 1710-1711 the water had been moved to the fountains by specially set machine. In 1718 the construction of the Ligovsky canal began. This canal linked the Liga river with the basins situated in Nekrasov street from which the water had been led by the pipes to the reservoir of the water-carrier towers situated on the Bezimyanni Yerik later named "Fontanka".

By the middle of the CVIII century there had been more than 50 fountains in the garden. Thirty one of them were situated in the southern part of the garden and in the labyrinth built in the twenties years according to the plan of an architect M.G. Zemtsov (1688-1743). It is common knowledge that in 1719 the foundryman was called in order to cast figures according to the drawings of Zemtsov. The fables of an ancient Greek fabulist Azop were used as a subject of the fountain’s sculpture. By the evidence of an eyewitness, these were the lead gilded sculptural groups separately from which stood the statue of Azop. An idea of creation a labyrinth with such figures also belonged to Peter I. It’s a pity but the construction hadn’t been preserved until nowadays.

The compulsory construction of the regular parks of the CVIII century-the grotto- hadn’t been preserved too. The beginning of work on laying out the grotto by architect Schluter was 1713-1714. After Schluter’s death the work was continued by I.Mattarnovi, I.Miketti, G.-B. Leblon and M.G. Zemtsov. It was the pavilion with high dome, decorated  with columns , marble busts and sculptural groups before the entrance. The grotto’s interior walls were faced with shells and stones of different colours. In the center of the main hall there were fountain "Neptun" and the organ, which was set going by the water. During  the flood of 1777 the grotto  had  been almost completely destroyed. Either had the fountains.

The marble sculpture, which was ordered by Peter I in Italy, became the integral part of the regular garden. Particular glory did have Venice’s masters P.Baratta, D.Bonatsa, A.Tarsia and others. Their works were bought gladly in Europe. The prominent connoisseurs of an art U.Kologrivov, S.Raguzinski, P.Beklemishev (last one was the ambassador of Russia in Italy) helped Peter I to acquire Italian sculptures for the Summer Garden.

Until now had been kept such Italian sculptural portraits as the bust of Alexander Makedonski (after P.Baratta), of Ulii Tsezar (the author is unknown), of Roman kings Avgust, Klavdii, Neron and Traian. The statues, connected with the characters of ancient mythology, formed a large group. On the special order of Peter I had been carried out the compositions upon the allegorical plots.

In the first quarter of the CVIII century, when Peter I was alive, about 200 sculptural groups and busts decorated paths and fountains of the garden. Nowadays there had been kept about 90 of them in the garden.

Peter the Great’s Summer Palace, designed by an architect Domenico Trezzini in 1710-1712 in the early Peter’s baroque, is situated in the north-eastern part of the garden. In contradistinction to the palace complexes of regular parks in Eastern Europe, it doesn’t take the central place in the whole composition and is situated as country-seat palaces in the suburbs of Moscow. It is the single structure in the Summer garden, which has been kept since the beginning of the CVIII century.

The tsar and his family had been living in the Summer Palace since May till October for 1712-1725. Although the Palace wasn’t the ceremonial one, the Summer garden became the center of political life during the Peter’s governing. The celebrations of the main festivals had been held here: the Poltava’s victory, the taking of Narva, the rout of the Swedish armies under Lesnaya, the signing a Nieschtadt peace treaty. The purpose of the festivals was the demonstration of the Russian Navy, the frigates and other ships entered the Neva. There had been also arranged the fireworks. In the palace or in the garden, under the open sky, the assemblies had been held in order to meet each other and talk about the needs or to hear the news.

There had been changed a lot in the Summer garden in due course. The original plan of the paths didn’t remain completely, the arrangement of the statues had been changed several times. Many of the statues had been lost, some-had been handed to the palaces and museums. But the nature of collection under the open sky had been kept. By the way, at the end of fifties of this century during the restoration the original arrangement had been re-created. Peter the Great’s Summer Palace had been kept also. That is why it is safe to say that if you want to see the unique corner of Peter’s Petersburg, you will better come around and visit the Summer Garden.

Список использованной литературы.

Болотова Г. Летний сад. Серия "Памятники городов России". Л.: Художник РСФСР, 1981.

Дубяго Т.Б. Летний сад. М.-Л., 1951.

Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963.

Ерёмина Н.С. Летний сад. Л.: Лениздат, 1976.

Иванов А. Понятие о совершенной живописи. СПб., 1989.

Канн П.Я. Летний сад. Серия "Туристу о Ленинграде". Л., 1967.

Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб., 1994.

Кедринский А.А., Колотов М.Г., Ометов Б.Н., Раскин А.Г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Л., 1983.

Коренцвит В.А. Отчёт об архитектурно-археологических изысканиях в зоне прокладки телефонной канализации и водоводов в Летнем саду в 1975 году. Л., 1976.

Кузнецова О.Н., Сементовская А.К., Штейман Ш.И. Летний сад. Летний дворец. Домик Петра I. Путеводитель. Л., 1968.

Лансере Н.Н. Летний дворец Петра I. Л., 1929.

Мацулевич Ж. Летний сад и его скульптура. Л., 1936.

Поздеев Л., Веснин С. Летний сад. Серия "Многоликий Петербург". СПб., 1997.

Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.

Семенникова Н.В. Летний сад. Л., 1970.

Тихонов Л.П. Музеи Ленинграда. Л.: Лениздат, 1989.

Ленинград. Историко-географический атлас. М., 1981.

Ленинград. Спутник туриста. Л.: Лениздат, 197

Аллея Летнего сада

Неизвестный скульптор XVIII в. "Навигация".

П. Баратта. "Милосердие".