Личность Гамлета

                РЕФЕРАТ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

                     ТЕМА:"Личность Гамлета"

                                      Выполнил: студент 1 курса Б

                                                Феськов Кузьма

                                                Владимирович

                           Абакан 1997

     Шекспир вступил в новый  XVII  век  как  зрелый  и  овеянный

славой художник. Началось последнее десятилетие  его  творчества.

Художник с огромной силой выражает мысли и  настроения  передовых

людей своего времени, он создает цикл своих великих трагедий.

     Шекспир  заимствовал  внешний  сюжет  "Гамлета"  у  Бельфоре

("Трагическая история"), в свою очередь заимствовал его у Саксона

Грамматика.

     Шекспир переносит действие трагедии в прошлое, ряд признаков

ясно говорит о том, что трагедия должна была  восприниматься  как

рассказ о прошлом, хотя бы  и  близком.  Почему  Гамлет  живет  и

действует в несовременной Шекспиру обстановке? Глубокий ответ  на

это дает Гегель в "Эстетике".

     "...Не только в старом, но и  в  новом  искусстве  время,  в

которое вставлены  идеалы,  суть  былые  времена.  Такие  времена

устанавливают  воспоминанием   не    в    своей    завершенности;

воспоминание  сохраняет  от    них    только    общую    картину:

обстоятельства места при таком воспоминании вообще стираются,  не

присутствуют  с  непосредственной  определенностью;  все  внешнее

окружение  уже  преподносит  воспоминанию  обобщенность.    Таким

образом, былые времена, по самому своему содержанию -  уже  почва

для героев, на ней еще никаких нужд и потребностей не возникло, а

государственного строя и законного порядка еще не  существует.  И

тут художник в смысле  соотношений,  условий  и  образа  действий

гораздо свободнее;  правда,  есть  воспоминание...  но  там,  где

имеется исторический элемент,  художнику  еще  надо  довыработать

всеобщее... Картина из прошлого обладает тем преимуществом, что в

ней дана форма всеобщего..."

                              * * *

     Возникает  вопрос:  почему  Шекспир  с    такой    точностью

определяет возраст Гамлета - тридцать лет? Это могло быть сделано

в силу простой случайности, но всеже в таких вопросах у  Шекспира

случайностей не бывало. Думается, что тридцатилетний Гамлет нужен

Шекспиру потому, что, будь он более  молодым,  перед  ним  нельзя

было бы поставить такие сложные проблемы, которые  поднимаются  в

трагедии.

     Во всей трагедии нельзя найти ни одной сцены, где бы  Гамлет

отнесся с высока к кому-либо из  людей  ниже  его  по  положению.

Актеры для него такие же почетные гости,  как  и  все  другие,  и

нигде не дает Горацио почуствовать его бедность или незнатность.

     Гамлет - не узко-бытовой  образ,  но  характер,  наполненный

огромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета  с

определенной силой выражено то состояние,  которое  было  типично

для множества людей шекспировской эпохи.

     Понять героя любой драмы можно исходя из логики самой драмы.

Не то с Гамлетом, утверждают многие, надо бы знать каким он был в

Виттенберге, что его сделало таким сосредоточенным на далеких  от

житейских стихий раздумьях. Недаром же другие персонажи  трагедии

сравнивают  Гамлета  сегодня  с  Гамлетом  вчерашним.  Вот  таким

вспоминает прежнего Гамлета Офелия:"Взор вельможи,  меч  солдата,

язык ученого".

     Сомнений быть не может, Гамлет -  пламенный  выразитель  тех

новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда

передовые ритмы стремились восстановить утраченные за тысячелетия

средневековья понимание древнего искусства и  поэзии,  а  так  же

взглядов греков и римлян на  политическую  жизнь,  но  и  доверие

человека к собственным силам без упований  на  милости  и  помощь

неба.

     Итак, Гамлет принадлежит той фазе эпохи  Возрождения,  когда

природу  и  жизнь  превозносили  философы,    воспевали    поэты,

влюбленно изображали художники.

     Поговорка гласит: философия начинается  с  удивления.  Чтобы

вполне   понять    Гамлета,    надо    к    его    необыкновенной

впечатлительности добавить, что все он принимает близко к сердцу.

     Незнание другого способа обличить  дурную  действительность,

как только  путем  разрушения  ее  обманчиво-приятной  для  глаза

формы, Гамлет считает это миссией поэтического слова.  Вообще  не

отличаясь направленностью, Гамлет, к  нашему  изумлению,  поверил

слухам, будто талантливое сценическое исполнение  драмы  на  тему

преступности обладает  волшебной  силой  -  не  только  волновать

зрителя,  за  которым  какая-то  вина,  но  и  принудить  его   к

раскаянию.

     Для принца пороки двора - концентрация нравов всей парадной,

официальной  жизни  государства,  и  его  он  так  измучен,   так

раздражен,  что  едва  боковым  зрением  улавливает  другую   его

сторону. Как  принц,  Гамлет  хорошо  знает,  чего   стоят    так

называемые  "высокие"  звания  и  почести,  за  которыми   всегда

срываются случайности рождения или прихоти властелина.

     Вне себя от лжи, вероломства и низости света, Гамлет  ни  за

что не хочет предоставить мир самому себе.

     У Гамлета глубокий и подвижный ум - все схватывает на  лету,

его "вещая"  душа - мембрана  чуткости,  орган  всеугадывания.  В

аристократической среде держится он непринужденно,  отлично  зная

все  винтики  и  механизм  ее  этикета,  к  простым   людям    не

подделывается и не  проявляет  никакого  высокомерия.  Не  только

серьезным своим речам даже каламбурам,  шуткам,  остротам  всегда

придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они  кажутся

одновременно доходчивыми и замысловатыми. Оставаясь  на  едине  с

сами собой, Гамлет как бы импровизирует; его раздумья не перепевы

общих истин обихода житейского, а самобытные, давно  выстраданные

и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшие остыть,  превратиться

в сухие  умозаключения.  Благочестия  в  нем  не  на  йоту,  хотя

постаринке  он  верит,  что  "душа  бессмертна",  что  существуют

овеянные небом "благочестивые духи" и "дышащие гееной  проклятые"

духи. Он далек от самодовольства, не  считает,  что  все  им  уже

познано - напротив, в окружающем его мире, уверен он,  бесконечно

много еще неразгаданных тайн. Доверчивый к людям Гамлет  ждет  от

них откровенности  и  прямоты,  но  что  поделать,  эти  душевные

качества  встречаются  крайне  редко.  Иногда  он  играет   своим

остроумием,  мастерски  парадирует  напыщенную    манеру    своих

собеседников и делает это так, что ее  плутоватая  функция  сразу

выплывает наружу.

     Думает Гамлет не по чужой  указке.  Физически  он  -  как  в

железных тисках, во дворце ему - как в тюрьме,  единственная  его

опора против всего света - независимость суждений.

     "Вялодушный дурень"! Многократные укоры Гамлета самому  себе

также симптомы разобщенности мысли и воли.

     Непреклонность, целостность, пластичность -  черты  подлинно

героического  характера,  на  котором  движется  действие  с  его

критериями, и как раз эти черты в Гамлете полностью отсутствуют.

                                ...Благославен,

           Чья кровь и разум так отрадно слиты,

           Что он не дудка в пальцах у Фортуны,

           На ней играющей. Будь человек

           Не раб страстей, - и я его замкну

           В средине сердца, в самом сердце сердца...

                              * * *

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Динамов  С.С. "Зарубежная  литература",  Л.,    "Художественная

     литература", 1960 г.

2.Дубашинский И.А. "Вильям Шикспир", М., "Просвещение", 1965 г.

3.Верцман   И.Е. "Гамлет"    Шекспира",    М.,    "Художественная

     литература", 1964 г.

4."Вильям Шекспир. К  четырехсот  летию  со  дня  рождения",  М.,

     "Наука", 1964 г.