Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики

Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики

Необходимость воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность – основная идея гуманистической педагогики.

Главное – в отношении к детям:

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут, не раз следя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает».

Я. Корчак

  Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с её позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориентированное воспитание. Оно создаёт новые механизмы моральной саморегуляции, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. Воспитание, ориентированное на личность, её жизнь, деятельность, является перспективным только тогда, когда между воспитателями и воспитанниками взаимодействуют такие формы, которые активизируют процесс воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» ребёнка приводит его личное отношение к тому, что он делает. Чтобы это произошло, нужно отказаться от многих устоявшихся педагогических привычек.

   Личностно ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности воспитанника концентрируются все остальные приоритеты. Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающеё своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.

  Таким образом, личностно ориентированное воспитание – конкретная технология гуманистической педагогики.

В центре внимания – личность

Надёжная диагностика воспитания

Сотрудничество, сотворчество

Ситуации выбора и ответственность

Физическое и эмоциональное благополучие

Приспособление к возможностям ребёнка

Стимулирование развития

Воспитанник

 SHAPE  * MERGEFORMAT

Воспитатель

Понимание

Свободный

Активный

Уважающий себя

Уважающий других

Открытый

Дружелюбный

Инициативный

Независимый

Признание

Принятие

            

                                                                                                                     

Заповеди воспитателя

Заповедь первая. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Заповедь третья. Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвёртая. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая. Не пропустите момент, когда будет достигнут первый успех.

Заповедь шестая. Укажите ребёнку на его ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

Заповедь седьмая. Оценивайте поступок, а не личность (не «Ты плохой», а «Ты поступил плохо»). Сущность человека и его поступки не одно и тоже.

Заповедь восьмая. Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять, (но не обязательно это говорите), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая. Воспитание – это последовательность целей.

Заповедь десятая. Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым.

(А. Толстых)

При общении с детьми надо помнить

·          Дети учатся жить у жизни

·          Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

·          Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности

·          Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым

·          Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины

·          Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других

·          Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя

·          Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным

·          Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

·          Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

·          Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

·          Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

Примерная схема анализа урока

1.   Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2.   Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3.   Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4.   Организация урока: - тип урока; - структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели; - виды учебной деятельности; - сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке; - плотность урока, рациональное использование времени

5.   Содержание урока: - научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям учащихся; - воспитательная направленность урока; - правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п. - соответствие содержания урока требованиям программы; - связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение учащихся применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность; - связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного; - межпредметные связи; - использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности; – качество знаний учащихся, их умений и навыков

6.   Методика проведения урока: а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока; б) соответствие методов и приёмов образовательным, воспитательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание; в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов и приёмов; г)постановка учителем перед учащимися цели урока и подведение итогов; д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке; е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учащихся, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность; ж) соблюдение на уроке единых требований к учащимся

7.   Организация познавательной деятельности учащихся: - роль, место и характер самостоятельной работы учащихся на уроке; - место учебника и наглядных средств; - место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации учащихся; - характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов

8.   Психологические основы урока: - развитие и поддержание внимания; - развитие памяти, мышления, воображения; - ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности; - наличие психологических пауз и разрядки; - эмоциональная атмосфера урока

9.  Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке

10.Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач

11.Работа и поведение учащихся на уроке: - активность класса, качество ответов учащихся; - заинтересованность детей материалом урока, отношение к уроку; - дисциплинированность и организованность учащихся; - речь учащихся, характер задаваемых вопросов

12.Поведение учителя на уроке: - выдержка, собранность, доброжелательность в обращении с учащимися; - умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам учащихся; - требовательность к учащимся, использование разнообразных приёмов воздействия на учащихся; - эмоциональность; - речь учителя; - внешний вид

13. Выводы и предложения.