Личностные качества педагога
ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Юридический факультет
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Реферат
Выполнил:
Группа
УФА - 2005
СОДЕРЖАНИЕ: стр.
Введение………………………………………………………………………….3 1. Требования к индивидуальным качествам педагога. ……………….. ..5
2. Профессиональная компетентность. ……………………………………..8
3. Педагогическая центрация ………………………………………………….9
4. Профессионально-психологический профиль педагога ………………10
Заключение. ……………………………………………………………………15
Список литературы. ………………………………………………………......17
Введение.
Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, искусство.
Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества.
Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.
В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.
1. Требования к индивидуальным качествам педагога.
Рассмотрим индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.
Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.
Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.
Свойства личности, структура которых составляет собственно педагогические способности:
• способность делать учебный материал доступным;
• творчество в работе;
• педагогически-волевое влияние на учащихся;
• способность организовать коллектив учащихся;
• интерес и любовь к детям;
• содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
• педагогический такт;
• способность связать учебный предмет с жизнью;
• наблюдательность;
• педагогическая требовательность.
Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
2. Профессиональная компетентность.
Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.
Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков?
Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
3. Педагогическая центрация.
Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации. Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:
• конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;
• эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я
• гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;
• центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;
• центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.
• методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.
4. Профессионально-психологический профиль педагога.
Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.
1.Социально-психологическая направленность. Тип педагогической центрации:
• конформная,
• эгоцентрическая,
• гуманистическая,
• авторитарная,
• на интересах родителей,
• методическая.
2.Профессиональная компетентность. 2.1 .Педагогическая компетентность. 2.2.Психологическая компетентность.
2.3. Социально-коммуникативная компетентность:
• социально-коммуникативная адаптивность,
• стремление к согласию,
• нетерпимость к неопределенности,
• избегание неудач,
• фрустрационная толерантность.
3.Педагогически значимые качества. 3.1 .Логическое мышление.
3.2.Творческий потенциал. 3.3. Эмпатия.
• сопереживание,
• действенная эмпатия. З.4.Субъективный контроль:
• интернальность,
• экстернальность.
3.5. Социальный интеллект.
4.Педагогически нежелательные качества. 4.1.Ригидность.
4.2.Авторитарность.
4.3.Демонстративность.
5. Педантичность.
Основой диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации,а также профессионально-педагогические умения.
Наиболее сформированными по результатам оценки являются гностические умения - познавательные умения в области приобретения профессионально-педагогических знаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта,
Таким образом, говоря о профессиональной компетентности группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:
1)высокий уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;
3) недостаточный уровень профессионально-технологической подготовленности (в том числе производственно-операционных умений по рабочим профессиям);
4) низкий уровень психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для реализации развивающей функции педагога профессиональной школы.
В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:
· гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;
· профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;
· профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;
· психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.
Важным условием достижения социально-экономических целей обновления общества является опережающее профессиональное образование. Обеспечение опережающего характера образования возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.
Психологическая структура деятельности включает деятельность, направляемую мотивами и стратегическими целями; педагогическое взаимодействие, определяемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций. Тематическим ядром (центральным звеном) деятельности педагога является личностно ориентированное педагогическое общение.
Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.
Анализ содержания профессионально-педагогической деятельности позволяет выделить три уровня ее реализации: виды деятельности, типовые задачи, профессионально-педагогические умения.
Заключение.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во-вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.
Список литературы.
1. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.
2. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый учебный курс: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн.–М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003.–Кн.1.