Личность Владимира Соловьева

           \05\p\дC О Д Е Р Ж А Н И Е\*

\М\10\Д

    I.   Кто такой Вл. Соловьев . . . . . . . . . . . . . .  2

   II.   Его предшественники  . . . . . . . . . . . . . . .  5

  III.   Система мировоззрения Вл. Соловьева  . . . . . . .  6

   IV.   Общие черты социально-исторических изысканий . . . 10

    V.   Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

         Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

        

    

    

    

    

\К\10\О         Имя Владимира Сергеевича Соловьева достаточно  долгое

время  было  в  опале и сейчас многие из нас открывают его для

себя впервые. В связи с этим, думается, было бы не лишним дать

краткое жизнеописание этого Человека,  действительно с большой

буквы.

         Родившись в семье не менее знаменитого русского исто-

рика,  написавшего историю России в 29-и томах, Вл. Соловьев с

момента  своего  рождения  был  окружен  высоконравственными и

высокоинтеллектуальными людьми. Дед его, Михаил Васильевич Со-

ловьев,  был протоиерей. "О нем сохранилось предание как о че-

ловеке и возвышенно настроенном, и в то же время весьма склон-

ном  к  юмору,  любившему остроумно шутить и вести себя весьма

непринужденно.  Его внуки собирались у него  по  воскресеньям,

причем все были убеждены,  что добрый дедушка беседует с Богом

и Бог тоже беседует с ним.  И если отцу Вл. Соловьев, пожалуй,

обязан своим интеллектуальным стартом, то дед его, безусловно,

оказал влияние на религиозное начало.  Однажды он подвел вось-

милетнего Владимира к алтарю и в искренней молитве благословил

его на служение Богу.

         Стоит заметить, что у Вл. Соловьева, как и у его деда

было это удивительное радостное ощущение жизни.  Д. Н. Овсяни-

ко-Куликовский  сравнивая Франциска Ассизского и Владимира Со-

ловьева,  пишет по этому поводу : "Космическая радость бытия и

чувство бессмертия у него (у Ф.  А.) ─ не производные ─ интел-

лектуального порядка ─ величины и не фикция, а "непосредствен-

но  данные"  экзальтированного сознания,  очарованного наитием

божества.  Из всех возможных ─ и невозможных  ─  миров  мисти-

ческий  мир  Франциска Ассизского представляется если не самым

лучшим,  то,  бесспорно,  самым радостным... И прежде всего, в

этом, для нас столь фантастическом мире отнюдь не скучно : там

много радости, много невинной веселости, там слышен порою без-

заботный смех, там встретим незлую шутку, и добрый юмор. Боль-

шою ошибкой было бы считать, что мистики \Р\10\Дэтого типа \К\10\О─ люди уг-

рюмый,  всегда погруженные в замогильные чаяния,  чуждые живой

жизни и земных радостей... Мистики, как Франциск и наш Соловь-

ев,  конечно аскеты,  но их аскетзм в своем роде умеренный, не

доходящий до юродства...─ мистики типа Франциска  и  Соловьева

\Р\10\Двовсе не фанатики \К\10\О.  Их вера несокрушима, как и их мистическая

экзальтация,  но у них нет  того  порабощения  личности  гнету

властной  идеи,  которое составляет сущность фанатизма.  Это ─

люди,  внутренне свободные, широкие, гуманные; строгие к себе,

они снисходительны к другим."

         Здесь надо заметить,  что один из аспектов мистики  в

понимании Соловьева ─ отнюдь не что-то невозможное и глупое, а

наоборот,  цельное восприятие жизни, при котором каждому явле-

нию придается какой-то свой смысл,  но не с пафосом и страшном

выражении на лице,  как часто делают наши "колдуны",  но с той

же  легкостью,  с  какой мы понимаем правила сложения.  Однако

вернемся к первоначальному предмету  нашего  разговора.  Юному

Соловьеву часто снились вещие сны и являлись видения. Заглянув

вперед,  отметим, что София, один из краеугольных камней миро-

воззрения Вл.  Соловьева являлась ему трижды. В тринадцать лет

Вл.  Соловьев пережил религиозный кризис.  Нигилизм побеждает.

Выбросив  в  сад иконы,  Соловьев встает на материалистическую

точку зрения, его идеалами стали социализм и коммунизм. Позже,

однако,  Соловьев  осознал  несостоятельность как коммунизма ─

"упрощенной философии" так и всего материализма в  целом,  как

односторонней  системы.  Только изучив Шеллинга и Гегеля,  Вл.

Соловьев создает собственную философскую  систему.  Окончив  в

1859 г.  гимназию с золотой медалью,  Вл. Соловьев поступает в

Московский университет,  на  физико-математический  факультет,

где  изучались  также  и все естественные науки.  Он увлекался

тогда биологией, но , вероятно, это был не его путь, и, прова-

лив один из экзаменов на II курсе,  Вл.  Соловьев переходит на

историко-филологический факультет и всерьез занимается филосо-

фией.

         С этого момента начинается подлинно научная  деятель-

ность.  Первая его серьезная работа ─ магистерская диссертация

"Кризис западной философии ( против позитивистов ) сразу обра-

щает на себя внимание. Язык его прост и убедителен, что, одна-

ко,  сочетается с глубиной и широтой исторического  материала.

После  защиты диссертации Вл.  Соловьев Получает должность до-

цента на кафедре философии Московского университета,  затем на

год уезжает в Британию,  где работает в Британском музее. Вер-

нувшись в Россию,  он, по причине склоки, переводится в Петер-

бургский  университет.  После  прочтения лекции,  в которой он

призывал императора Александра III помиловать  первомартовцев,

Вл. Соловьеву запрещают чтение публичных лекций. Вскоре он сам

уходит из университета,  что,  по-видимому, было связано с его

нежеланием  продолжать педагогическую деятельность.  Объяснить

это нежелание можно,  пожалуй тем,  что ему,  как  человеку  в

высшей степени творческому,  отзывавшемуся каждому порыву тво-

рящей души,  было трудно сдерживать себя  в  рамках  универси-

тетских распорядков и т.п.

         Вл. Соловьев начинает усиленно работать в области фи-

лософии религии, теософии. Именно к этому периоду его деятель-

ности относится работа "Россия и вселенская  церковь",  посвя-

щенная  проблеме образования новой религии,  включающей в себя

все положительные  черты  многочисленных  направлений  христи-

анства.  Забегая вперед, скажем, что мысль эта не покидает фи-

лософов и посей день.  Одним из значительных трудов в этой об-

ласти можно назвать "Розу Мира" Даниила Андреева. В своей кни-

ге он идет еще дальше,  чем Вл.  Соловьев и рисует картину ин-

террелигии, включающей в себя в той или иной степени все рели-

гиозные системы мира. Но об этом ─ позже.

         В последние годы своей жизни Вл.  Соловьев опять вер-

нулся к философии, создает такие работы, как "Красота в приро-

де",  "Смысл  любви",  "Понятие  о боге ( В защиту философии )

Спинозы",  "Теоретическая философия". Особое место в этом ряду

занимает "Оправдание добра".  Труд этот заслуживает отдельного

разговора, поэтому мы остановимся на нем попозже.

         Понимая, что  идеи  его  и идеалы еще очень далеки от

воплощения в жизнь,  остро переживая дисгармонию общества, Вл.

Соловьев  приходит  в  уныние.  В последний год своей жизни он

рисует мрачные картины конца света и описывает в  своих  "Трех

разговора " явление антихриста. После этой работы Вл. Соловьев

уже ничего не пишет.

         Крупнейший русский философ, прекрасный поэт и один из

замечательных людей эпохи ─ Вл. Соловьев, ушел < из этого мира

> в подмосковном имении его друзей С.Н.  и Е.Н. Трубецких "Уз-

кое" 31 июля 1900 г.  "вследствие артериосклероза, болезни по-

чек и общего истощения организма." Похоронен он был на Новоде-

вичьем кладбище.

         Не хотелось  бы кончать эту "главку" на столь печаль-

ной ноте.  Поэтому я позволю себе опять нарушить ход повество-

вания  и описать Вл.  Соловьева просто как человека.  Сделаю я

это с помощью воспоминаний его друзей и ближних.

         "Не удивительно,  что в житейских отношениях его вся-

кий мог обойти и обмануть.  Прежде всего,  его со всех  сторон

всячески обирали и эксплуатировали.  Получая хорошие заработки

от своих литературных произведений,  он  оставался  вечно  без

гроша, а иногда даже почти без платья. Он был бессребреником в

буквальном смысле слова,  потому  что  серебро  решительно  не

удерживалось у него в кармане; и это не только вследствие ред-

кой своей детской доброты,  но  также  вследствие  решительной

неспособности ценить и считать деньги" (Е.Н. Трубецкой)

         В.Л. Величко пишет,  что в В Соловьеве "уживались ря-

дом  и порою прерывали друг друга два совершенно противополож-

ных строя мысли...Первый можно сравнить с вдохновенным  пением

священных гимнов...  Второй ─ с ехидным смехом, в котором слы-

шались иногда недобрые нотки, точно второй человек смеется над

первым." Это очень метко сказано.  А. Амфитеатров развивает ту

же линию :  "Удивил нас Соловьев...  Разговорился вчера. Ума ─

палата. Блеск невероятный. Сам ─ апостол апостолом. Лицо вдох-

новенное, глаза сияют. Очаровал нас все... Но... доказывал он,

положим,  что дважды два четыре. Доказал. Поверили в него, как

в Бога.  И вдруг ─ словно что-то его защелкнуло. Стал угрюмый,

насмешливый,  глаза унылые,  злые.  ─ А знаете ли, ─ говорит,─

ведь дважды два не четыре,  а пять ?  ─ Бог с  вами,  Владимир

Сергеевич ! Да вы же сами нам сейчас доказали... ─ Мало ли что

─ "доказал". Вот послушайте-ка...─ И опять пошел говорить. Ре-

жет cotra,  как только что резал pro, только, пожалуй, еще та-

лантливее.  Чувствуем,  что это шутка,  а жутко как-то. Логика

острая, сарказмы страшные... Умолк ─ мы только руками развели:

видим,  действительно,  дважды два ─ не четыре, а пять. А он ─

то  смеется,  то  ─ словно его сейчас живым в гроб класть ста-

нут."

        Напоследок хочется  привести  воспоминание  сестры Вл.

Соловьева,  Мария Сергеевна: "Помню, не раз брат с сокрушенным

громким вздохом, и комичным, и совершенно искренним, в котором

опять-таки было что-то детское,  признавался матери, что много

нагрешил в сердце своем.  А я любила эти признания: чувствова-

лось, что этот человек, неустанно служивший Афродите Небесной,

не  был  чужд земных соблазнов,  и порой они находили на него,

как тяжелые зловещие тучи,и давили,  и гнули, и бороться ему с

ними  было нелегко,  и тем не менее он вел непрестанную борьбу

со всякой нечистой мыслью" На этой прекрасно-чистой ноте мы  и

закончим ознакомление читателя с Владимиром Соловьевым ─ чело-

веком замечательных душевных качеств.

         Чтобы уважаемому читателю было легче себе представить

вклад Вл.  Соловьева в философию, представляется разумным дать

краткое описание философских систем его предшественников, уче-

ных,  кого он называл своими учителями. Это П.Д. Юркевич, В.Д.

Кудрявцев и Н.Ф. Федоров.

        

        

         Памфил Даниилович Юркевич (1827 ─ 1874) был профессо-

ром философии Московского университета с 1863 по  1874  г.  Он

был реальным учителем Вл.  Соловьева и после его смерти ученик

принял должность учителя ─ стал преподавать философию  на  той

же кафедре.  Он ( Юркевич ) считал,  что истина обнаруживается

не только мышлением, но и "сердцем", так как обнаружение исти-

ны связано с религиозными и нравственными стремлениями челове-

ка.  Он проповедовал идею невозможности познания Бога, а таким

образом  и истины,  без любви.  Подвергнув материализм основа-

тельной критике,  он навлек на себя газетную  клевету,  всякую

грязь.  Больше его оппонентам ответить было нечем.  Он написал

всего лишь одну книгу,  вложив себя больше в  преподавательст-

во.Вл. Соловьев высоко ценил его как человека и философа.

        

         Виктор Дмитриевич  Кудрявцев  (1828  ─ 1892) был про-

фессором философии в Московской духовной семинарии.  Он разви-

вал  идею невозможности объяснения устройства мира посредством

дуалистической теории,  т.к. это, говорил он, ведет лишь к со-

перничеству материализма и идеализма,  в котором кто-то из них

побеждает.  Мы должны найти третий путь, который объединит дух

и  материю.  Этим принципом является абсолютно совершенное су-

щество ─ Бог,  который сотворил мир так,  что материя служит в

качестве  основания для проявления духа.  В этом ключе затем и

работал Вл. Соловьев, не ударяясь сильно ни в сторону материа-

лизма, ни в сторону идеализма, а гармонично компилируя их.

        

         Николай Федорович Федоров (1828 ─ 1903).  Вот что го-

ворит о нем Н.О.  Лосский:" Жизнь Федорова заслуживает всесто-

роннего изучения,  ибо это был несомненно, праведник и некано-

низированный  святой." Основой его учения также был девиз ─ "К

истине ─ с Богом .  Что же касается его идей  среди  них  было

много любопытных, так к примеру, он считал, что "когда челове-

чество покончит с голодом и удовлетворит свои  другие  потреб-

ности, оно тем самым, покончит источником человеческой борьбы,

ибо именно страх перед физическими страданиями, по его убежде-

нию, заставляет людей разобщаться и враждовать. В этом утверж-

дении,  однако,  кроется ошибка.  Именно разлад между  людьми,

между человеком и природой, порождает борьбу за существование.

Другая его идея ─ нравственный  долг  человека  ─  воскрешение

предков.  "Нужно  жить  не  для  себя (эгоизм) и не для других

(альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих (сыно-

вей) для воскрешения мертвых (отцов)." Вообще,  Федоров делает

большую ставку на достижения человечества в сфере  научно-тех-

нического прогресса.

         Хочется сказать несколько слов он нем как о человеке.

Федоров жил напряженной духовной жизнью.  Материальные же свои

потребности он свел до минимума.  Спал не  более  четырех-пяти

часов в сутки на старом горбатом сундуке,  подкладывая под го-

лову что-нибудь твердое.  Значительную часть своего  жалования

он раздавал своим "стипендиатам".  Вл.  Соловьев писал ему:  "

Ваш план является шагом вперед, сделанным человеческим умом на

пути  к  Христу".  Толстой  отзывался  о  нем  как об истинном

христианине:  " н очень беден, он все отдаст, а всегда весел и

кроток".  Несмотря на свой аскетизм, Федоров имел превосходное

здоровье.  Он заболел только тогда,  когда по настоянию  своих

друзей отказался от своих привычек. Он никогда не носил шубу и

всегда ходил пешком.  Однако в 1903 г. в жестокий мороз друзья

уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже. Федоров заболел

воспалением легких и скончался.

        

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

         А теперь приступим к собственно изложению мировоззре-

ния Вл. Соловьева, как оно менялось с течением времени, а точ-

нее как оно менялось с изменением самого Вл.  Соловьева. Прео-

долев  Религиозный  кризис юношеских лет,  Соловьев приходит к

убеждению что человечество может духовно возродиться лишь бла-

годаря истине во Христе. В письме к Е.В. Романовой он пишет: "

Предстоит задача:  ввести вечное содержание христианства в но-

вую,  соответствующую форму...  Представь себе, что некоторая,

хотя бы небольшая часть человечества вполне серьезно, с созна-

тельным  и  сильным  убеждением будет исполнять в действитель-

ности учение о безусловной любви и  самопожертвования,─  долго

ли устоят неправда и зло в мире!  Но до практического осущест-

вления христианства в жизни еще далеко. Теперь нужно еще силь-

но поработать над теоретической стороной,  над богословным ве-

роучением.  Это мое настоящее дело." Забегая вперед,  добавим,

что  основной  вопрос культуры " ставит человечество перед ди-

леммой:  принять или отвергнуть истину после того, как она бу-

дет познана... "

         Теоретические изыскания Соловьева всегда преследовали

практические цели: совершенствование мира, преодоления себялю-

бия,  осуществление христианских  идеалов  любви  к  ближнему,

достижение  абсолютных  ценностей.  Принято  делить творческую

жизнь,  если это слово здесь уместно, на три периода: в первый

период  интересы  Соловьева сосредоточиваются в основном в об-

ласти теософии,  во второй ─ в области теократии, и в третий ─

в области теургии.  На первом этапе, он надеялся, что осущест-

вление  Софии,  мудрости  в  мире,   может   быть   достигнуто

посредством  познания  Бога и его отношения к миру.  Затем Вл.

Соловьев обращает свой взор в сторону государства, осуществля-

ющего христианские идеи, что гарантировало бы, как он считает,

справедливость во всех отношениях. И на третьем этапе Соловьев

всецело занят теургией, т.е. мистическим искусством, создающем

новую жизнь, согласно божественной истине.

         Читаем у него :  "... полное определения истины выра-

жается в трех предметах:  \Р\10\Дсущее,  единое, все\К\10\О". Вообще, истина

для Вл Соловьева ─ это абсолютная ценность,  принадлежащая са-

мому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Познать ее

─  значит преступить пределы субъективного мышления и вступить

в область существующего единства всего того,  что  есть,  т.е.

Абсолюта.  Существа  этого мира только в том случае могут под-

няться до Бога, если они проникаются чувством совершенной люб-

ви,  т.е.  отрекаются от своего самоутверждения, что отнюдь не

приводит к потере индивидуальности, напротив, существо обнару-

живает свое истинное я,  дух,  заложенный, в нем. Существа же,

сохраняющие свою  эгоистическую  исключительность,  становятся

непроницаемыми  друг  для  друга.  Их жизнь строится на грубых

принципах материального мира.  Вот тут то и начинается  то,  с

чем пытался бороться Федоров,─ разобщенность людей, их "борьба

за место под солнцем."

         Вот как делит Вл. Соловьев процесс восхождения мира к

Богу.  На низшей ступени этого процесса ─ эволюции  природы  ─

создаются предварительные ступени и условия единства мира. Та-

ких ступеней пять:  " царство \Р\10\Дминеральное\К\10\О,  царство \Р\10\Драститель-

\Р\10\Дное\К\10\О,  царство \Р\10\Дживотное\К\10\О,  царство \Р\10\Дчеловеческое \К\10\Ои \Р\10\ДЦарство Божие\К\10\О"

эти ступени представляют собою ряд наиболее твердо  определен-

ных  и  характерных повышений бытия с точки зрения нравственно

смысла,  осуществляемого в богоматериальном процессе". Процесс

же духовного роста человечества описывается им следующим обра-

зом:  " ...природное человечество посредством  своей  деятель-

ности совершенствует свою жизнь и на определенном этапе возвы-

шается до \Р\10\Дидеи \К\10\Обезусловного совершенства.  Человечество духов-

ное или от Бога рожденное не только \Р\10\Дпонимает \К\10\Оумом, но \Р\10\Дпринима-

\Р\10\Дет \К\10\Осердцем и делом это безусловное совершенство  как  \Р\10\Ддействи-

\Р\10\Дтельное  начало всего того,  что должно быть во всем\К\10\О,  и стре-

мится осуществить его до конца или воплотить в жизни всего ми-

ра". И далее," каждый новый тип представляет новое \Р\10\Дусловие\К\10\О,

...  для того чтобы достигнуть своей высшей цели или  проявить

свое безусловное значение,  существо прежде всего должно \Р\10\Дбыть\К\10\О,

затем он должно быть \Р\10\Дживым\К\10\О, потом ─ быть \Р\10\Дсознательным\К\10\О, далее ─

быть \Р\10\Дразумным \К\10\Ои, наконец,─ быть \Р\10\Дсовершенным \К\10\О."

         Эта теория вписывает в себя все достижения естествоз-

нания,  объясняя их и давая таким образом оригинальную и ясную

перспективу их исследования.  Для Вл.  Соловьева это  качество

вообще примечательно. Вся его система ─ это цельная компиляция

всех направлений философской мысли,  объединяющая их на новом,

гармоничном уровне.

         Это утверждение еще раз подтверждается при рассмотре-

нии  системы этики Вл.  Соловьева.  Вершиной его работы в этом

направлении принято считать его  трактат  "Оправдание  добра".

Что же это за книга ?

         Своей целью философ ставит здесь определение  правды,

не  впадая  в какой бы то ни было тон наставления и проповеди.

По его глубочайшему убеждению,  на протяжении своего существо-

вания человечество идет по этому пути к правде,  которая,  ко-

нечно, в то же время является и истиной и религией. Но отноше-

ние  его  к этим трем ипостасям вполне свободное и необязываю-

щее.  И если человек хочет быть животным, пусть будет таковым,

но  пусть  тогда  не воображает о себе как о путнике на пути к

добру и свету.  Вообще ,  весь этот трактат построен на  самом

тщательном  внимании  к человеческим нуждам и стремлениям,  на

рассмотрении самых обыкновенных путей человеческой жизни, взы-

вающих, несмотря на стихию зла, к ясной простоте правды и доб-

ра, установленных не путем насилия, но в результате самых иск-

ренних  влечений  человеческой воли.  Весь трактат "Оправдание

добра" проникнут мягкой,  благожелательной, отческой заботой о

приведении человека и всей его истории к благополучному завер-

шению. Человеческое влечение к добру оправдывает собою то, что

очень   часто   считается  несовместимым  противоречием.  Так,

нравственности свойственно аскетическое начало.  Но она  вовсе

не цель,  а только путь к добру,  да и то не единственный. Ха-

рактерно,  что здесь идет перекличка с  буддизмом,  в  котором

также  провозглашается "серединный путь",  не поощряющий чрез-

мерных отклонений.  Это еще раз показывает,  что сколько бы ни

было религий,  все они имеют в себе зерно истины,  надо только

суметь его увидеть.

         Личность человека ─ на первом плане. Но этот план то-

же далеко не окончательный.  Вл.  Соловьев дает  целую  теорию

семьи,  где  личность  хотя и на первом плане,  но находится в

согласии с другим рядом личностей,  или предков, или потомков.

Половая любовь вполне оправданна,  но и она не довлеет,  а со-

держит в себе и многое другое.  Деторождение благо ─ благо, но

тоже не единственное. Личность есть полнота, но для завершения

этой полноты она нуждается в обществе.  Общество есть полнота,

но  завершение  этой  полноты не просто в обществе,  а во всем

историческом процессе,  т.е.  в человечестве.  Экономическая и

политическая жизнь, государство и право ─ это неотъемлемые мо-

менты исторического стремления человечества к правде и  добру.

Но  и самая общая нравственная организация должна быть религи-

озной и завершаться во вселенской церкви,  считает Вл. Соловь-

ев.

         Философ подчеркивает здесь, что человечество не может

развиваться,  если нет безусловной цели развития. Так как цель

развития человечества ─ это незыблемая полнота и  взаимопрони-

занность  материальных и духовных сил,  то необходимо эту цель

человечества наименовать каким-нибудь особым термином. Для ре-

лигиозного философа Вл. Соловьева этим термином является "цер-

ковь".

         Что можно сказать о Соловьеве как о философе в целом?

Во-первых необходимо отметить его необычайную склонность к по-

нятийной  философии  как  в ее истории,  так и в ее системати-

ческом построении. Его дарования в этой области не только рав-

нялись многим выдающимся европейским философам, но по силе эти

дарований и по убедительности логики он  превзошел  многих  из

них.

         Во-вторых, понятийная философия у Вл. Соловьева всег-

да  отличалась  весьма острым историзмом,  при котором ни одна

теория не отбрасывалась без разбору,  а,  наоборот, всякое фи-

лософское направление получало у него законное место,  органи-

чески вход в общечеловеческий прогресс мысли и жизни.

         В-Третьих понятийная философия имела для Вл.  Соловь-

ева настолько самостоятельное значение,  что, в сущности гово-

ря, не нуждалась даже в авторитете веры, что отнюдь не означа-

ло для Вл.  Соловьева,  что разум исключал веру и  откровение.

Это значило лишь освобождение его от всяких авторитетов и пре-

доставление его полной свободе,  что приводило его  (разум)  в

конечном итоге к тому же самому мировоззрению, которого требо-

вал авторитет веры.  В идеале Вл.  Соловьев мыслил себе  такую

понятийную  систему разума,  которая вполне параллельна вере и

откровению, но создается собственными усилиями самого разума.

         В-четвертых, всей теоретическая философия Вл. Соловь-

ева обладает удивительной особенностью, о которой мы упоминали

уже не раз, Она во многом совпадает со различными философскими

учениями,  которыми изобилует человечество.  Но при  этом  фи-

лософское  рассуждение в теоретических вопросах мысли развива-

ется у Вл.  Соловьева слишком искренне и убедительно,  а также

самостоятельно и тончайшим образом критически, так что нет ни-

какой возможности говорить о каких-нибудь прямых заимствовани-

ях у других мыслителей. Получается даже исторический парадокс:

Вл.  Соловьев весьма близок ко многим философам,  но он мыслит

настолько  самостоятельно,  что как будто бы этих философов не

существовало или как будто бы он с ними не был знаком. Но ост-

рая критика Вл.  Соловьевым многих зарубежных философов свиде-

тельствует о том,  что он не только не был с ними знаком, но и

умел  находить  у них такие особенности,  которые были для них

уничтожающими. Но критика всегда подается у него в тонах впол-

не спокойного и даже созерцательного раздумья.

         В пятых,  при большой любви к абстрактно-категориаль-

ным операциям,  при такой, можно сказать влюбленности в чистую

мысль Вл.  Соловьев вовсе не превратился в абстрактного систе-

матика на всю жизнь,  а,  наоборот, оставался им лишь в ранней

молодости. Конечно, эти понятийные конструкции никогда не отб-

расывались Вл. Соловьевым целиком и полностью. Но уже с самого

начала 80-х годов его начинают волновать  совсем  другие  воп-

росы,  зачастую  отнюдь не философские.  Поэтому то,  что было

сказано выше о теоретической философии Вл. Соловьева относится

по  преимуществу только к самому раннему и самому позднему пе-

риодам его творчества.  Для самого Вл.  Соловьева, даже еще не

достигшего  тридцатилетнего возраста,  возникали совсем другие

проблемы,  которые в общем  виде  мы  можем  назвать  социаль-

но-историческими.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

         Вообще говоря,  соловьевские   социально-исторические

убеждения настолько оригинальны, что их нельзя подвести ни под

какую,  известную нам, социально-историческую систему. Некото-

рые  исследователи  утверждают,  что Вл.  Соловьев сначала был

славянофилом, а потом стал западником. Однако схема эта никуда

не годится. Уже в магистерской диссертации Вл. Соловьев счита-

ет нелепостью славянофильское призвание базироваться только на

наивной  вере  и отрицать всякий разум.  Но эта же диссертация

подвергла уничтожающей критике все системы разума,  бывшие  на

Западе,  так что Вл. Соловьев считает и западных философов вы-

разителями не подлинной и истинной философии,  а только отвле-

ченных  односторонностей,  противоречащих  истине в целом.  Но

опять-таки в работе "Три  силы"  он  представляет  Россию  как

страну, в которой доподлинно осуществляется истина, в противо-

положность бесчеловечному Востоку и безбожному  Западу.  После

чего   этот   же  человек  дает  уничтожающую  критику  визан-

тийско-московского православия и кто больше всего  страдал  от

разделения  церквей и необходимости их объединения в одну все-

ленскую церковь ?

         Среди идеалистов  и  философов вообще едва ли был ка-

кой-нибудь мыслитель,  который с такой  же,  то  есть  соловь-

евской,  убежденностью считал христианство истиной. Но, повто-

римся,  разумность христианства достигала у него такой степени

убежденности, что иной раз при чтении его произведении неволь-

но встает вопрос: зачем же нужна вера в сверхъестественное от-

кровение,  если человеческий разум уже своими собственными си-

лами может достичь истины ?  Можно только развести  руками  по

поводу  примата философии над религией и религии над философи-

ей. И это не единственное удивительное место в системе Вл. Со-

ловьева.  Определяя понятие субстанции6 он сначала доказывает,

что не существует никаких субстанций,  которые давались бы нам

в непосредственном опыте; а с другой стороны, тут же доказыва-

ется,  что по крайней мере одна такая субстанция существует, а

именно  всеобщая и абсолютная субстанция,  благодаря которой и

все инобытие  тоже  состоит  из  субстанций.  Получается,  что

христианство и есть предел разумности,  о есть максимальное ее

развитие;  а вместе с тем и разумность,  взятая сама по себе и

доведенная до своего предела, тоже есть христианство.

         Для общей характеристики социально-исторических иска-

ний  Вл.  Соловьева важно еще и то что он говорит о прогрессе.

Учение об историческом прогрессе у Вл. Соловьева имеет двойной

смысл.  С одной стороны, это ─ необходимость перехода от одних

исторических форм к другим,  то есть необходимость конца реши-

тельно всех отдельно взятых исторических эпох.  Поэтому, с его

точки зрения,  исторический прогресс есть и сплошное становле-

ние  тех или иных целей,  которые то возникают,  то гибнут,  и

абсолютны конец всех этих мелких и дробных исторических  эпох,

то  есть  нечто уже не просто становящееся,  но то,  что можно

назвать ставшим.  Позволю себе привести здесь еще одну  парал-

лель  с  буддизмом,  одно  из  основных  утверждений  которого

гласит,  что все в мире проходит через  три  стадии  \Р\10\Дрождения\К\10\О,

\Р\10\Дразвития\К\10\О,  и \Р\10\Дразрушения\К\10\О. Как мы видим, Вл. Соловьев развил это

утверждения гораздо шире, доказав, что разрушение ─ это не ко-

нец по существу,  а лишь переход к чему-то более высокому, что

отнюдь не умаляет роли предшествующего.

         Думается, не лишним было бы сделать следующее замеча-

ние относительно социально-исторических исканий Вл. Соловьева,

которое  сводится к тому,  что у нигде и ни в чем нельзя найти

никакой одной логически неподвижной понятийной системы или ка-

кой-нибудь схематической завершенности.  Он не был ни славяно-

филом,  ни западником,  а только постоянным искателем  истины,

нисколько не стеснявшем себя логическими противоречиями. Он не

был ни консерватором,  ни либералом6 ни реакционером, ни рево-

люционером.  Да,  в конце концов, можно сказать, что он не был

ни идеалистом, ни материалистом. В нем не было никаких ограни-

чений,  все рассматривалось непредвзято. Везде это был соловь-

евец, в котором уживались самые разнообразные антиномии, кото-

рые с обывательской точки зрения звучат как элементарные логи-

ческие противоречия. Это же касается, в частности, и его рели-

гиозных взглядов, как теоретических, так и чисто личных.

        

         Личность Вл.  Соловьева ─ большая, глубокая, широкая,

даже величественная, хотя в тоже время до чрезвычайности запу-

танная и порой кажется противоречивой.  Но цельное всегда  ка-

жется  противоречивым,  если  рассматривать его с позиций мно-

жественности.  Но во всей этой сложности,  изучение которой не

может не стать делом многих, была одна простейшая, невиннейшая

и наивнейшая особенность.  Это неугомонное стремление бороться

с  нелепостями  и язвами окружающей жизни.  Эту устремленность

души его к Добру просто нельзя не увидеть.  Это сильнее всего,

что есть в нем и создано им.

         Из этого  вечного  ощущения   неудовлетворенности   и

стремления  преодолевать  несовершенства окружающей жизни сама

собой вытекает еще одна идея,  которую можно с  полным  правом

считать для Вл.  Соловьева окончательной,  итоговой и заключи-

тельной. Это то, что можно назвать философией конца.

         В течение  всей  своей  жизни  Вл.  Соловьев только и

знал,  что наблюдал конец.  В своих ранних научных  трудах  он

изображает  концы  всех философских односторонностей.  Затем ─

острейшее ощущение конца византийско-московского православия и

рвется  к  то у,  чтобы при помощи римской католической церкви

преобразовать восточную церковь. В 1891г. его работа "Об упад-

ке  средневекового  мировоззрения" тоже наполнена чувством ка-

тастрофизма  по  отношению  к  традиционному  православию.  Он

настолько  низко оценивал традиционную и бытовую религию,  что

однажды в беседе с Е.Н.  Трубецким выразил желание  объединить

всех неверующих против верующих.  Неудивительно поэтому, что и

в самом конце своей жизни он заговорил и  конце  всей  челове-

ческой истории и о пришествии антихриста. И если его мировозз-

рение всегда было интимно связано с его личностью, то особенно

здесь эта связь оказалась наиболее глубокой и ощутимой.

         В 1900 г.  Вл.  Соловьев умирал от неизлечимых болез-

ней;  и человечество, по его мнению, в те времена тоже умирало

и тоже от неизлечимых болезней,  которые он научился распозна-

вать вопреки своему былому историческому оптимизму. Это ощуще-

ние кон а особенно явно в последней его книге "Три разговора".

Е.Н. Трубецкой пишет по этому поводу: "Что-то оборвалось в Со-

ловьеве когда он задумал эту книгу: ее мог написать только че-

ловек,  всем  существом  своим  предваривший  как свой,  так и

всеобщий конец".

         Только не надо думать,  что Вл.  Соловьев резко встал

на позиции безнадежного  нигилизма,  отрицая  всякое  развитие

вперед. Наоборот, даже если конец дела означал его неудачу, то

этот же конец означал и необходимость чего-то  нового.  Именно

по этому Е.Н.  Трубецкой пишет "... практический вывод из "фи-

лософии конца" не есть покой,  а творческая деятельность. Пока

мир  не  совершился,  человек  должен всем своим существом \Р\10\Дсо-

\Р\10\Ддействовать \К\10\Оего совершению. Чтобы осуществлялась в нас целост-

ная мысль,  мы должны \Р\10\Дпредвосхищать \К\10\Оее в мысли,  \Р\10\Двдохновляться

ею в подъеме творческого воображения и чувства и, наконец, \Р\10\Дго-

\Р\10\Дтовить  \К\10\Одля нее себя самих и окружающий мир подвигом нашей во-

ли".

         Чтобы жить, все время зная, что конец грядет, человек

должен обладать такой громадной силой духа,  таким самоотрече-

нием во имя Идеи, какие присущи очень немногим. И Вл. Соловьев

один из них.  Хочется  лишь  сказать  ему  большое  спасибо  и

просить Бога, чтобы такие люди не покидали нас.

                                                 \Р\10\ДЛитература\Ь\10

────────────────────────────────────────────────────────────────

    

     1.  \Р\10\ДА.Ф. Лосев.\К\10\О Вл. Соловьев.

     2.  \Р\10\ДА.Ф. Лосев.\К\10\О Владимир Соловьев и его время.

     3.  \Р\10\ДН.О. Лосский.\К\10\О История русской философии.