Лингвистические основы обучения произношению английского языка в каракалпакской школе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………….………………………………………….. 2

Глава I.

Лингвистические основы обучения произношению английского языка в каракалпакской школе…………………………………………………………. 7

§ 1. Сопоставительный анализ артикуляционных признаков согласных фонем английского и каракалпакского языков.

§2. Основные черты различия и сходства в артикуляционных признаках английских и каракалпакских фонем.

§3. Сопоставительный анализ консонантных сочетаний английского и каракалпакского слова и слога.

ГЛАВА II.

Основные произносительные трудности согласных английского языка для учащихся - каракалпаков и пути их постановки…………………………… 22

§1. Типичные ошибки учащихся - каракалпаков в английском произношении согласных. Определение степени их трудности и пути их преодоления.

§2. Основные принципы обучения произношению английских согласных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 38

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………………. 40

 Введение.

Большой интерес к сопоставительному изучению языков различных структур широкого круга исследователей объясняетсяобъясняется, прежде всеговсего, тем, что позволяет установить общее и специфические закономерности языкового общения.

За последнее время исследователями накоплен теоретический и практический материал по сопоставительному анализу различных аспектов русского и западноевропейских языков, но к сожалению до настоящего времени в каракалпакской лингвистической литературе очень мало работ посвященных вопросам сопоставительного анализа фонетических особенностей звуковой системы каракалпакского и английского языков, то естественно, что при постановке произношения учителя и практиканты -студенты сталкиваются с большими  трудностями.

В данной работе сделано попытка построить обучение произношению английского языков в каракалпакской аудитории, (английских согласных) с учетом особенностей каракалпакской фонетической системы каракалпакских согласных).

При сопоставлении работы мы исходили из того, что язык являясь "важнейшим средством человеческого общения" прежде всего появляется в звучащей речи и обучения иностранному языку начинается с создания произносительных навыков. Однако овладение новыми произносительными навыками сопряжено с рядом трудностей вызванных явлением интерференция, т.е. неосознанным переносом норм произношения родного языка на произносительные нормы изучаемого языка (интерференция от латинского inter-между, fero-несущий). Выявление механизмов интерференции родного, при обучении иностранному языку имеет большое практическое значение.

Преподаватель, вооруженный знаниями о природе интерференции родного языка обучаемых получает возможность предвидеть характерные ошибки, разработать эффективную систему превентивных упражнений, способствующих предупреждению ошибок, при введении артикуляционно-совпадающих звуков языков воспользоваться эффектом положительного переноса навыков родного языка.

Многолетний опыт преподавания английского языка наших преподавателей на кафедре в студенческих группах и наш опыт  в период непрерывной и педагогической практики в школе, в классах в которых родным языком является каракалпакский, приводят нас к заключению, что интерферирующее влияние каракалпакского языка наиболее ощутимо распространяется на звуковую сторону иностранного, создавая преграды для достижения коммуникативной функции языка.

Разработка рациональной методики обучения произношению английского языка представляется возможной на основе сопоставительного изучения фонетических явлений английского и каракалпакского языков и учета экспериментальных данных, полученных  в процесс обучения английскому языку.

Услышав звуки чужой речи, ученик пытается подобрать для них разнообразные эквиваленты из родного языка, он подгоняет под эти эталоны родного языка, свое восприятие и воспроизведение звуков чужой речи. Поэтому большое значение приобретают научное определение черт сходства и различия в фонетическом строе изучаемого иностранного и родного языков, которое дает нам сопоставительная лингвистика, т.е. сопоставительный метод.

Об актуальности сопоставительного метода хорошо высказалась Н.Г.Ага-Заде, в частности она пишет: "Интерес к сопоставительному изучению языков диктуется самой жизнью, необходимостью практического изучения языков и использования родного языка в целях облегчения усвоения особенностей второго изучаемого языка".[1]

Сопоставительное изучение явлений родного и изучаемого языков при преподавании имеет большое значение. Такое сопоставление, например в области звуковой системы позволяет при относительно небольшой затрате времени добиться прочного усвоения большого по объему фонетического материала, знание которого необходимо для постановки правильного произношения.

"Без овладения звуковым строем нельзя овладеть языком, особенно, когда звуковые системы материнского и второго языков имеет существенные различия".[2]

 

При сопоставлении любых языков, будь то языки одной группы или языки разных групп, всегда выявляются, как известно, схожие и несхожие явления и тот факт имеет не только теоретическое, но и чисто практическое значение.  "…результаты сопоставительного лингвистического анализа позволяют на научной основе предвидеть возможности интерференции и предусмотреть мероприятия профилактического характера прогнозировании ошибок".[3]

Говоря, о важности учета особенностей интерференции родного языка при изучении иностранного отметим еще один немаловажный факт, что по мере накопления опыта педагогической работы в школе мы пришли к выводу, что произношением английского языка овладевают хорошо обычно те, кто с детства свободно говорит на родном , так и на русском языках. При этом существенную роль играет приобретенный с детства прочный навык "перестраивать" органы речи для произнесения звуков различных фонетических систем, владеть режимом дыхания и интонацией речи неродного языка. То есть положительный перенос с изученного языка на изучаемый состоит в побуждении этой перестройки, ее выявлении и развитии.

Основные методические рекомендации, которым желательно следовать преподавателям при обучении английского языка сводятся:

а) к выявлению физиологических данных (артикуляция английского и родного языков), активному и сознательному управлению органами речи;

б) к использованию соответствующих тренировочных упражнений для создания навыков правильного, устойчивого произношения английских звуков, звукосочетаний;

в) к полной автоматизации произношения новых звуков и звукосочетаний;

г) правильному интонационному оформлению речи.

Как писал академик Л.В.Щерба "… ошибки в произношении не лучше ошибок, например, в грамматическом роде имен существительных, в падеже и т.п., а зачастую даже хуже их, так как мешают осуществлению основной цели языка-коммуникации, то есть взаимопониманию".[4]

Следует отметить, что в постановке правильного произношения иностранного языка учащихся, важное место имеет начальный этап преподавания, требующего серьезного отношения с самого начала обучения.

С первого же занятия нужно тщательно следить за тем, чтобы учащийся правильно произносил звуки, давал правильную интонацию. Нельзя пропускать ни одного неправильно произнесенного звука, хотя на исправление неправильного произношения даже в конце обучения почти невозможно, т.е. исправить плохое произношение несравненно труднее, чем поставить правильное с самого начала.

Именно поэтому в работе над английским произношением выделяется начальный этап, во время которого как бы закладывается база для правильного произношения учащихся.

Вот что пишет о начальном этапе обучения А.Л.Трахтерев: "Трудно переоценить важность начального этапа обучения иностранному языку, одной из основных задач которого является привитие правильных произносительных навыков.. Этот период неизбежно накладывает отпечаток не только на развитие навыков устной речи, но и на всю последующую работу учащихся по изучению языка".[5]

Установить не "совпадающие"  и "совпадающие" параметры и использовать полученные данные для прогнозирования трудностейтрудностей, с которыми сталкиваются учащиеся каракалпакской школы при усвоении английского произношения.

Известно, что английский языкязык, относящийся к германской группе языков индоевропейской семьи языков и каракалпакский язык, относящийся к тюркской семье языков, резко отличаются друг от друга по своим звуковым качествам, которое имеет огромное значение для методики обучения иностранному языку.

В связи с этим важно установит общее и различное в фонетическом строе родного и изучаемого языка, что помогает правильно построить обучение этой задаче, как было выше отмечено, можно решатьрешать, только наметив лингвистическую основу путем сопоставительного метода. В настоящее время при обучении произношению неродного языка большое внимание уделяется фонологии. В лингвистической и методической литературе высказано мнение о необходимости  исходить, при сопоставительном анализе звуковой стороны языка и из функциональной значимости звуков.[6] Фонологический подход диктуется тем, что в основе обучения лежит фонема, т. е. "овокупностьсовокупность данному звуковому образованию".[7]

При сопоставительном анализе разносистемныхразно системных языков релевантные признаки фонем в одном языке часто выступают в качестве нерелевантных в другом. Поэтому в восприятии и при произношении фонем иностранного языка возникает "третья система - система типичных ошибок".[8]

Наша основная цель в данной выпускной квалифицированной работе заключается именно в том, чтобы определить "третью систему", которая возникает в процессе овладения произношением учащимся- каракалпаками, иными словами, определить трудности с которыми встречаются обучающиеся и которые необходимо преодолеть в процессе овладением произношением, заранее предусмотреть и учесть ошибки которые будут допускать обучающиеся своей речи на иностранном языке, понять природу, истоки подобных ошибок и связи с этим разработать необходимые методические приемы объяснения создоваясоздавая таким образом эффективную систему упражнений для закрепления автоматизации изучаемого явления, установить порядок и последовательность происхождения языкового материала, учесть особенность изучаемого материала, учесть особенность изучаемого явления при создании пособии по данному языку.

Вот почему мы ставим перед собой цель осуществить этот сопоставительный  анализ на основе наших непосредственных наблюдений в процессе преподавания английского языка в каракалпакских классах. Следует отметить, что очень необходимая работа которая облегчит до некоторой степени начальный этап преподавания английского языка в каракалпакской школе - постановку английского произношения.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1.      Сопоставление звуковой системы английского и каракалпакского языков.

2.      Определение черты сходств и различия артикуляционных признаков фонем в двух сопоставляемых языках.

3.      Анализ консонансных сочетаний в английском и каракалпакском языках.

4.      Выявление основных трудностей и определение типичных ошибок в английском произношении учащихся.

5.      Разработка методических приемов и типов упражнений по постановке произношения.

Цель и задачи исследования определили структуру нашей работу, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава I

Лингвистические основы обучения произношению английского языка в каракалпакской школе.

1)                  Сопоставительный анализ артикуляционных признаков согласных  фонем английского и каракалпакского языков.

В настоящей дипломной работе мы придерживаемся точки зрения, что в состав гласных фонем английского языка входит 24звуков:[p, b, t, d, k, g, m, n, ŋ  f, v, θ, Т     , h, s, z,   ,   ,  , j, w, l,   ,    ].[9]

6 из которых являются смычными шумными (взрывными): [p,b,t] [d,k,g], два аффрикаты [     ], три смычных (носовых) сонат [ ], 9 щелевых шумных (фрикативных) [  ], 4 щелевых соната [     ].

 В современном каракалпакском литературном языке функционирует 25 согласных фонем (б,в,г,д,ж,з,й ,к,    )[10] из них 7 являются смычными шумными (неносовыми) (  ), 2 аффрикаты (ч,ж), 9 щелевых шумных (в,т,ф,х,х,з,ш,ц,с), 3 смычных (носовых) соната (сонарных) (м,н,н), и 4 щелевых (неносовых) соната (   ).

Как видно из анализа, что согласные звуки английского и каракалпакского языков в отношении количественного состава существенным образом не отличаются.

Рассмотрим артикуляционные особенности (признаки системы согласных двух языков).

Смычные шумные (взрывные согласные).

Фонема [p]

Английский [p] и каракалпакский (п) артикулируется почти одинаково. Поэтому их относят к губно-губным смычным, взрывным глухим согласным. Но для каракалпаков характерно постепенное смыкание и размыкание губ, то у англичан оно резкое, мгновенное и очень энергичное, результатом чего является аспирированность фортисность английской фонемы [p] . Аспирация [p] сильнее, перед ударным гласным, на конце слова оно произносится очень энергично и отчетливо, тогда в каракалпакском языке конечный (п), едва слышен. Губы менее напряженны. В интервокальном положении (п) озвончается (тап-табылды). Артикуляция английского согласного [p], отличается от аналогичного каракалпакского (п) аспирированностью и фортисностью.

Фонема [b]

Английский [b] является смычным, взрывным (мгновенным), ротовым, губно-губным, слабым звонким согласным звуком. Оно произносится с голосом без аспирации, губы растянуты и напряжены. Каракалпакский (б) артикулируется почти одинаково, но отличается от английского [b] менее напряженностью,(смычка губ менее слабое), менее озвонченностью, английский [b] существенным образом не подвергается в любых позициях, т.е. соблюдается основные оттенки, тогда как каракалпакский (б) на конце слова после глухих оглушается, а после гласных и между гласными переходит в (в) т.е. аспирантируется. В английском языке это явление привело бы к нарушению произносительной нормы.

Фонемы  [t] и[d]

Основными оттенками английских фонем [t][d] переднеязычные, альвеолярно-апикальные смычные взрывные аспирированные сильный глухой [t] ленисный звонкий[d] согласные звуки. При произнесении кончик языка соприкасается с альвеолами, происходит быстрое размыкание, воздух подаваемый из легких и сжатый в полости рта вследствие полной преграды, взрывается с шумом. Каракалпакские согласные (т), (д) образуются путем смыкания передней части спинки языка и его кончика с внутренней стороны верхних зубов, т.е. тупоапикальный (дорсальный уклад). Каракалпакский (т), в отличие от английского [t] произносится без придыхания с наличием веляризации; (д)- ненапряженный, в конечном положении оглушается.

Фонемы [k][g]

Фонемы [k][g] - заднеязычные велярные смычные шумные (взрывные) согласные звуки. Произносительные уклады английских фонем [k],[g] и каракалпакских фонем сходны: при их артикуляции задняя спинка языка смыкается с поднятым мягким небом, образуя полную преграду, при размыкании преграды происходит "взрыв". Английские [k],[g],  отличаются от соответствующих каракалпакских звуков более энергичной смычкой артикулирующих органов. Каракалпакский (к) и английский [k] от соответствующих звонких [g] и (г) отличаются более энергичной артикуляцией. Английский [g] произносится с придыханием. Каракалпакский (к) в некоторых случаях в интервокальном положении озвончается, переходит в (г). Для каракалпакского языка характерен смычно-взрывной увулярно шумной глухой согласный (к) которого нет в английском языке.

Аффрикаты.

Аффриката - это смычно-щеловой согласный звук, разновидность смычных согласных, при произносении которых смычное начало медленно и постепенно переходит в узкую щель, дающую фрикативный призвук вместо взрыва в конце выдержки.

Фонема [t]

Английский [t] и каракалпакский (ч) - переднеязычные, смычные шумные глухие согласные аффрикативные звуки с аспирацией. Английской фонеме [t] свойственно апикальный уклад: при артикуляции [t] тупой конец языка прижимается к альвеолам, образуя полное препятствие, затем медленно и постепенно размыкается образуя плоскую щель, через которую с шумом трения проходит воздух. Каракалпакский встречается только в словах взаимствованных из других языков. Фонема соответствует фонеме (ш) в коренных каракалпакских словах. Поэтому очень часто встречается замена (ч) с (ш) в произношении даже современной интелегенции.

Фонема [d  ]

Основной оттенок фонемы  - краткая переднеязычная альвеолярно - апикальная слабая звонкая аффриката. Оно артикулируется также как фонема [t] но [dз] произносится с голосом, без аспирации и с меньшей силой. Фонема [dз] как и [t] во всех положениях сохраняет свою аффрикативность. В этом отличие английских аффрикат от взрывных согласных.

В каракалпакском языке подобный звук встречается только в отдельных диалектах, как вариант фонемы ( ) которая соответствует английскому. Каракалпакские учащиеся подменяют звук [dз] английского языка фонемой  [з].

Фонема [ц] в каракалпакском языке встречаются только в взаимствованных словах через посредство русского языка. В английском языке нет звука подобного типа.

Сонанты. Смычные (носовые) сонанты.

Cонант - это согласный или полусогласный звук, в образовании которого голос играет роль, а шум либо отсутствует, либо присутствует в минимальной степени.

В некоторых случаях сонант способен выступать в качестве слогообразующего элемента и выражать речевую интонацию языка. Смычные или носовые сонаты - это звуки, артикулируемые путем различных пунктах полости рта и пропуска воздушной струи в носовую полость посредством опускания нёбной занавески и характеризующиеся отсутствием шума.

Фонема [m]

Английский [m] и каракалпакский (м) - губно-губные смычные носовые сонаты, т. е. артикулируются одинаково путём плотного смыкания губ. При их произнесении мягкое небо опущено и воздух проходит в носовую полость. Разница в артикуляции английского [m] и каракалпакского (м) заключается в том, что для английского [m] характерна большая длительность, особенно в конце слова после краткого гласного, сомкнутые губы более напряжены и слегка растянуты, при произнесении каракалпакского (м) смычка слабее и очень сильна веляризация.

Фонема [n]

Английская фонема [n]-переднеязычный апикальный альвеолярный смычный носовой сонант. При образовании мягкое небо опускается, пропуская воздух в носовую полость, кончик языка соприкасается под прямым углом с альвеолами. Губы растянуты. При произнесении каракалпакского (н)кончик языка прижимается к началу альвеола, поэтому каракалпакский (н)остро апикальный звук, но он короче и менее напряжён чем английский [n].

Фонема [ŋ]0

Фонема [ŋ] - заднеязычный смычный носовой сонант. Артикуляция [ŋ] отличается от артикуляции [g] тем, что мягкое небо поднято и включен носовой резонатор. Английский [ŋ] соответствует каракалпакскому заднеязычному смычно-проходному  сонарно-носовому согласному (ң). Носовой сонант [η] более звучен, чем соответствующая (ң) в каракалпакском, т.к. оно произносится более протяжно.

Щелевые шумные (фрикативные) согласные.

Фонемы [f],[v]

Английские фонемы [f] и[v]- губно-губные щелевые фрикативные согласные звуки. [f]- длительный сильный глухой,[v]- краткий слабый звонкий. При произнесении нижняя губа неплотно прижимается к краю верхних зубов, образуя плоскую щель. Воздух проходит через эту щель произведя трение. Фонемы (ф) и (в) в каракалпакском языке относятся к заимствованным из русского и других языков. Английский звонкий [v]  и глухой [f] отличаются от каракалпакских (в) и (ф) более энергичной и ярко выраженной артикуляцией. Для английских  [v] и [f] щель образуется между наружной поверхностью нижней губы и острым краем резцом тогда как для каракалпакских (в) и (ф) щель создается между внутренней поверхностью нижней губы и наружной поверхностью верхних резцов. В произношении каракалпакских учащихся часто наблюдается замена  v-b или  v-f;  f-n или v-n;

Фонемы [θ] и [ð]  

Фонемы [θ] и [ð ] - переднеязычные межзубные апикальные плоскощелевые фрикативные; [ð]-сильный длительный, глухой согласный звук. При произнесении [θ] и [ð] язык распластан и напряжен, а его конец находится между передними и верхними  и нижними зубами, образуя узкую плоскую щель между режущим краем верхних зубов и поверхностью переднего края языка. В эту щель продувается воздух, в результате чего получается воздух [θ] и подобных фонем в каракалпакском языке нет.

Фонемы [s] и [z]

Основными оттенками английских фонем [s] и [z] - переднеязычный альвеолярно-апикальный щелевой шумный согласный звук. [s]- сильный длительный глухой, [z] - краткий слабый звонкий. При произнесении английских [s] и [z]  кончик языка поднят, сближаясь к альвеолам (апикальный уклад). Каракалпакские (с) и (з) являются однофокусными плоскощелевыми, веляризованными согласными. При произнесении (с) и (з) язык опущен и сближается с внутренней стороной и нижним краем верхних зубов (мелко дорсальный уклад). Каракалпакский (з) в положении перед  глухим согласным и в конце слова оглушается.

Фонемы [] и [  ]

Фонемы [∫] и [ ] - переднеязычные апикально-палатально-альвеолярные щелевые согласные звуки со вторым средним шумообразующим фокусом. Фонема [∫] - длительный сильный глухой.

[  ] - краткий звонкий согласный звук. При произнесении звука [∫]  между передней спинкой языка образуется щель более широкая, чем при произнесении звука [s], воздух проходит через щель более рассеянной струей и артикуляция [∫]  менее напряженная, чем при артикуляции [s].Мягкость [∫] и [ ] обусловлена тем, что одновременно с образованием щели между передней частью языка и альвеолами средняя часть языка прижимается к твердому небу и создает второй шумообразующий фокус. Губы округлены, даже немного выпячены. Артикуляция каракалпакского (ш) и (ж) отличается тем, что при произнесении язык принимает какуминальный уклад, произносится тверже, чем английский [∫] и [ ] губы остаются нейтральными.

Фонема [h]

Основной оттенок фонемы [h] - фарингальный (гортанный) щелевой шумный длительный глухой согласный звук. Английский [h] и каракалпакский (ҳ)тождественный в акустическом отношении. Эти фонемы не имеют своего особого уклада, органы речи принимают положение нужное для произнесении последующего гласного. Звуки [h] и (ҳ) напоминают звук выхода являясь звуком трения воздушной струисближенные, ненапряженные голосовые связки. Каракалпакский (ҳ) не соответствует английскому [h] . Каракалпакские фонемы (ҳ) и (ғ) - шумные плоско-щелевые увулярные (глубоко-заднеязычные).  

     (ҳ)- глухой, (ғ)- звонкий. В английском языке такого типа фонем нет.

Щелевые неносовые сонанты.

Фонема [w]

Фонем [w] - губно-губной средний сонант. При произнесении губы напряжены, слегка выдвигаются, образуя круглую щель, в то время как задняя спинка языка поднимается к мягкому небу, закрывая доступ воздуха в носовую полость, голосовые связки приходят в  колебание. Начальное положение тот час они переходят в положение, необходимое для последующего гласного; артикуляция [w] - является скользящей. Степень подъема языка и главным образом лабиализация в начальной фазе [w] в известной мере зависит от артикуляции следующего гласного. Фонема (ў) каракалпакского языка по всем артикуляционно-аккустическим признакам соответствует фонеме [w] английского языка.

Фонема [j]

Основной оттенок фонемы [j]- среднеязычный палатальный щелевой середины, слабый, краткий сонант.

При произнесении средняя спинка языка высоко поднимается к твердому небу. Боковые края языка плотно прижат к зубам и краям твердого неба, образуя срединный проток для воздуха. Кончик языка опущен. Губы растянуты. Начальное положение языка при [j] удерживается лишь на мгновение, то час язык быстро переходит к положению, необходимому для последующего гласного. Артикуляция [j] является скользящей. Английский [j] немного похож на каракалпакский (й), но при произношении [j] спинка не поднимается к твердому небу так высоко, как для (й). Поэтому при артикуляции [j] слышится гораздо меньше шума, чем при (й). Кроме того, в каракалпакском языке (й) более редкое явление.

Фонема [l]

Основной оттенок фонемы [l] - переднеязычный альвеолярно-апикально щелевой сонант. При произнесении кончик языка плотно прижат к альвеолам, а боковые края опущены, образуя боковые протоки. Губы при [l] нейтральны. Сонант [l] имеет два основных тембра в зависимости от положения в слоге. Для практических целей достаточно уметь различать и артикулировать два варианта, так называемые темное [l] и светлое [l]. Каракалпакская фонема (л) соответствует английскому [l] и имеет комбинаторных варианта.

Разница между [l] и (л) заключается в том, что при произнесении (л) каракалпакского языка тупо апикальный язык прижимается не к альвеолу под прямым углом, а упирается в место контакта в основание поверхности верхних резцов, альвеол и немного неба. Итак, (л)каракалпакского языка - переднеязычная, дорсально-апикальная латеральная согласная фонема.

Фонема  [r]

Основной оттенок фонемы [r] - переднеязычный какуминальный альвеолярный щелевой серединный сонант, сочень не большой примесью шума, т.е. очень ленисный. При произнесении [r] кончик языка у альвеол, образует с ним широкую щель. Кончик напряженного языка необходимо держать неподвижным, не прикасаясь им к альвеолам. Каракалпакская фонема (р) отличается по способу образования. При произнесении каракалпакского (р) поднятый кончик к верхней части дрожит, между кончиком языка и верхней части альвеола образуется поперечно то смычка, то щель. Таким образом, (р) каракалпакского языка - переднеязычная, глубококакуминальная веляризованная дрожащая фонема.

2.Основные черты различия и сходства в артикуляционных признаках английских и каракалпакских фонем.

I. 1.При произношении английских согласных мышечное напряжение активных органов (языка, губ) сильнее, чем при произнесении согласных каракалпакского языка.

2.      Одной из специфических особенностей консонантизма каракалпакского языка, является сравнительно слабая принципиальная зависимость различения "смычный ".

3.      По сравнению с каракалпакскими конечными согласными для английских характерно энергичное и отчетливое произнесение их в конце слова.

4.      Звонкость согласных английского языка в конечной позиции сохраняется, оглушение их приводит к изменению значения слова. В каракалпакском языке происходит полное оглушение конечного звонкого согласного.

5.      В то время как английские согласные в интервокальном положении не подвергаются качественным изменениям (кроме S, Ө) отдельные каракалпакские согласные теряют в некоторой степени свои качества (хабар-хавар) или переходят в другие звонкие фонемы (тап-табылды)

6.      В английском языке перед гласными ряда и дифтонгом [ei] согласные не смягчаются, в то время как в каракалпакском под действием закона сингармонизма происходит частичное смягчения, кроме (қ,г,ғ).

7.      Для глухих взрывных согласных  [p,t,k] английского языка обязательно наличие аспирации, что не присуще каракалпакским согласным.

8.      Какуминальная неподвижная артикуляция при произнесении английской  [r] и какуминальная дрожащая при каракалпакской фонеме (р).

9.      Наличие характерной альвеолярно-апикальной артикуляции для согласных [t],[d],[n] и тупо апикальный для каракалпакских (т), (д), (н).

10.   Наличие межзубных звуков [ð,θ] в английском языке, отсутствие таковых в системе каракалпакского консонантизма.

11 С другой стороны наличие увулярных (ҳ,ғ,қ) и переднеязычного (ң) в каракалпакском                                 языке, отсутствие их в английском.

I.                   1.Сходства проявляются: во первых, в том, что число согласных фонем в обоих сопоставляемых языках в количественном отношении не очень отличается (24:25);

Во вторых, как в английском, так и в каракалпакском языке имеются глухие и звонкие согласные; аффрикаты, носовые и губные согласные; апикальные среднеязычные, заднеязычные; увулярные фарингальные.

     2. Наличие согласных, имеющих в сущности тождественные уклады: [t∫],[∫],[ ],[j]-английский; (ч), (ш), (ж), (и) каракалпакский.

3.Согласные совпадающие по способу образования, но различающиеся по месту артикуляции:   - английские, (т),(д), (с), (з)- каракалпакские и . т.д. 25 согласных в каракалпакском языке: (б, у, г,ғ,з,ж,й ,қ,к,л, м,н,н,п,р,с,т,х,ш,.ч, ң,ҳ);

Как мы уже упоминали выше, что система английских согласных состоит из 24 фонем [ p,b,m,n,v,f,v,w,t,d,n,s,,η,θ,ð,∫,t,d  ,l,k,r,g,h]

Согласные рассматриваемых языков классифицируется по следующим признакам:

1)      По работе голосовых связок (глухие, звонкие);

2)      По способу образования преграды (смычные, щелевые сонанты)

3)      По месту образования (губные, язычные, фарингальные)

4)      Положению мягкого неба (носовые и неносовые).

Сопоставительная классификация согласных рассматриваемых языков приводит к следующим выводам:

1)                  По работе голосовых связок в обоих языках различаются глухие и звонкие согласные.

Глухие.

Англ

p

t

k

t

-

s

Ө

-

f

-

-

-

Каракалп

п

т

к

ч

қ

с

ш

-

х

ф

ц

ғ

ҳ

Звонкие.

Англ

b

d

g

v

z

з

Ә

r

m

ŋ

w

j

l

Каракалп

б

д

г

ж

з

ж

ж

-

з

ь

ң

ў

й

л

2)                  По способу образования:

а) в обоих языках имеются взрывные согласные, с целью сопоставления эти согласные могут быть расположены в следующем порядке:

Английский

p

b

t

d

k

g

-

Каракалпакский

п

в

т

д

к

г

қ

б) в системе английских согласных имеются два аффрикативных звука в каракалпакском языке имеются два аффрикативных звука из которых возникли в связи с заимствованием из русского языка, и употребляются только в языке молодого образованного поколения. Также характерны для южного диалекта.

в) с целью сопоставления фрикативные согласные расположены в следующем порядке:

Английский

f

v

s

z

h

Ө

Ә

-

-

-

з

Каракалпак

ф

в

с

з

ш

-

-

-

ч

х

ҳ

ж

г) В обоих языках имеется одинаковое количество носовых и щелевых сонантов:

носовые

англ

m

n

ŋ

каракал

м

н

ң

щелевые

англ

w

l

r

j

каракал

ў

л

р

й

3. При сопоставлении анализе согласных по месту образования:

а) количество губно-губных в обоих языках совпадает. Эти звуки могут быть противопоставлены с целью сопоставления следующем порядке:

английский

p

b

m

w

каракалпакский

п

в

м

ў

б) Губно-зубные:

английский

f

v

каракалпакский

ф

в

в) переднеязычные:

англ

t

d

t

n

s

z

з

l

r

Ө

Ә

-

каракал

т

д

ч

ж

н

с

з

ш

ж

л

р

-

-

ц

г) среднеязычные согласные:

английский

j

каракалпакский

й

д) заднеязычные:

английский

k

g

ŋ

-

-

-

каракалпакский

к

г

ң

қ

ғ

х

е) Как и в каракалпакском, так и в английском имеется фаренгальный согласный звук. Первую группу согласных составляют сходные по качеству звуки, усвоение которых для учащихся - каракалпаков не представляют трудности, во вторую - согласные, представляющие известную трудность для усвоения. Данные звуки близки в артикулярно-акустическом отношении, но по своему качеству они резко отличаются от соответствующих им согласных родного языка и, наконец, в третью - английские согласные, отсутствующие в каракалпакском языке, и каракалпакские согласные отсутствующие в английском.

Исходя из этого и представленный выше сопоставительной классификации системы звуков, мы распределяем согласные рассматриваемых нами языков в следующей последовательности:

Согласные I гр.

анг

-

ŋ

j

n

l

f

w

з

s

z

p

b

g

m

n

кар

х

ң

й

-

л

ф

ў

ш

ж

с

з

п

в

г

м

н

Согласные I гр.

анг

t

d

t

dg

r

v

кар

т

д

ц

ж

р

в

Английские согласные отсутствующие в системе каракалпакских согласных (3группа)

Ө

Ә

 

Каракалпакские согласные отсутвующие в системе ангийских (3-я группа)

ғ

қ

ҳ

ц

 

По месту образования

Язык

Губные

Переднеязычные

Форин-гальные

По способу обр-я

губно-губные

губно-губные

дорсальные

апиксальные

какуминальные

Средне-язычные

задне-язычные

глубоко задне взрывные

Шумные

взрывные

англ

p, b

t, d

k, g,

каракал

б, п

т, д

г, к

қ

аффрикатные

англ

t, dз

каракал

ж 4/ц

Носовые сонаты

англ

m

n

ŋ

каракал

м

н

ң

Шумные

С круглой щелью

англ

s, z

каракал

з, с

С плоской щелью

англ

F, V

ө, ә, , з

h

каракал

в, ф

ғ, ҳ

ҳ

Серединные

англ

w

r

j

каракал

й

Сонаты

Боковые

англ

l

каракал

ў

Дрожащие

англ

каракал

л

р

§3. Сопоставительный анализ консонантных сочетаний английского и каракалпакского слога и слова.

Практика обучения английскому языку в каракалпакских классах в период нашей практики в школах, показывает, что наряду с многочисленными трудностями у учащихся вызывает большие трудности в произношении консонантных сочетаний.Это связано с особенностями структуры слога и слогоделения в английском и родном языке.

В английском языке различают 17 структурных типов слога.[11] 

Разным языкам присуща различная степень так называемой консонантной насыщенности слогов. Так, например, в английском языке функционирует тип слога с большим числом согласных в конечной позиции.[12] Их количество достигает от двух до пяти согласных.

Например: CC- plan [plǽn], CCC- straw [stro:]

В начале же слога встречается сочетания двух и трех согласных. Например: - CC- fact [fǽkt] -CCC-ants [ǽnts]-CCCC-texts [teksts] -attempts[ǽ'tempts],-sixths-[siksθs]

Г.П.Торсуев различает следующие структурные типы слогов в начальной и конечной позиций которых встречаются сочетания от двух и более согласных: Например:

1). начальные сочетания двух согласных: br-bright,  θr- three, kw-        quite;

2). начальные сочетания трех согласных: spl-spleen, skr-square, skr-skreen;

3)      конечные сочетания двух согласных, необразующие отдельного слога:ts- cats, ft-shift, θs-myths[miθs];

4)      конечные сочетания трех согласных, необразующие отдельного слога: fθs- fifths, mps-stamps, nts-aunts, ηks- links;

5)      конечные сочетания четырех конечных неслоговых согласных образуется всего семь сочетаний:[ηkts], [mpts], [ksθs], [ksts],[kstθ], [lfθs]- adjuncts, sixths,attempts, texts, glimpsed, twelfths.

Сочетанию [kstθ] предществует [i]-sixths  (с эпентетическим [t]) Единственным примером конечного сочетания из пяти неслоговых согласных является sixths [siksθs] с эпентетическим [ ]  

6)      . конечные сочетания двух согласных образующие отдельные слоги:

 Слоговыми, т.е. образующими вершину звучности или центр (ядро) слога, могут быть все носовые сонаты [m,n,ŋ] и латеральный [l]

В сочетании из двух согласных является конечный сонант. Например: [pn]-open, [bl]-able, [tn]- written, [tl]-little, [dn]-garden, [kn]-[kl], [ðm] и.т.д.

7)      конечные сочетания трех  согласных образующие отдельные слоги, например: [pnd]-opened, [pnz]-happens,[tnt]-important, [knd]- darkened, [vnθ]- eleventh

8)      конечные сочетания четырех согласных образующие отдельные слоги. Например: [pnts]- serpents, [pnts]-parents, [dnts]- students, [vnts]-servants, [snts]-innocent;

9)      конечные сочетания пяти согласных образующие отдельные слоги, например: [trnts]-entrants, [grnts]-emigrants, [strlz]-minstrels, [drnts]-hydrants, и.т.д.

В каракалпакском языке слоги начинаются, обычно гласным или только согласным, заканчиваются гласным, согласным и сочетаниям из двух согласных; например, гүлен, қант, төрт и. т. д.

В начале же исконно каракалпакских слов стечения согласных не наблюдается. Для современного каракалпакского литературного языка стечения двух согласных внутри одного слога - не характерно.

Стечение двух или более согласных звуков в начале слов может возникнуть лишь в заимствованных из русского или из других индоевропейских языков (обычно через русского). В этом случае такие согласные звуки в устной речи претерпевают фонетические изменения, впереди или в середине сочетания согласных вставляется соответственно протетически или узкий эпентетический гласный звук, который из узких гласных ы, и, у вставляется и зависит от закона сингармонизма. Если гласный первого слога задний, то вставочный узкий гласный также задний, если же гласный первого слога губной, то вставочный узкий гласный также губной и. т. д. Например: в словах типа: исклет, исмета, устол, ышкаф вставляются протетические гласные, а в словах типа пылан, қулуп, гуруппа, тырактыр - вставляются эпентетические гласные.

 В абсолютном конце слова сочетание согласных звуков встречаются в очень ограниченном количестве. В этой позиции сонарные сочетаются с глухими согласными. Например: қант, қунт, гумн, ынк, занк - носовые сонарные и глухие согласные сочетаются в одном слоге. В этом случае в устной речи не вставляются эпентетический гласный звук между сочетающимися согласными.

В словах типа: гурс, қулп, мулк, терс, қурт, лилт - сочетаются ротовые сонарные и глухие согласные. В этом случае в устной речи факультативно вставляется эпентетический гласный звук между сочетающимися согласными, что более заметно в гетерорганом сочетании типа: қулуп, мулик, гирип.

Ещё одной из характерных особенностей сочетаний согласных в каракалпакском языке, является удвоенные согласные. Внутри слова на границах слогов встречаются сочетания двух, трёх согласных. Например: қатты, ҳәкке, ғарры, саққыз, аксақ, қалпақ, кеште, тақта, басла, артқа, тартқы, түртки.

Удвоенные согласные произносятся протяжно (долгие согласные) распаддаются на разные слоги. Удвоенные согласные в каракалпакском языке бифонематичные.[13]

Наш краткий сопаставительный анализ сочетаний согласных и их дистрибуции в английском и каракалпакском языках позволяет делать следующие выводы:

1.      В английском языке в начале слога возможно сочетание двух или трех согласных в различных комбинациях;

2.     Для современного каракалпакского языка сочетание двух согласных  в начале слов не характерно. Сочетание двух или более согласных  встречаются в заимствованных словах из русского или других индоевропейских языков;

3.     В английском языке в конце слога сочетаются от двух до пяти согласных в многочисленных комбинациях;

4.     В абсолютном в конце каракалпакского слова сочетание двух согласных звуков встречается в очень ограниченном количестве. В этой позиции сонарные сочетаются с глухими согласными;

5.      В английскомязыке конечные  сочетания двух , трех, четырех и пяти согласных один из которых являются сонант, образуют отдельные слоги;

6.      В  каракалпакском языке сочетание согласного с сонарным в конечной позиции не образует отдельный слог;

7.      В каракалпакском языке удвоенные согласные, т.е. сочетание двух однородных звуков произносится протяжно, распадаются на отдельные слоги.

Глава II

Основные произносительные трудности произношения согласных английского языка для учащихся - каракалпаков и пути их постановки.

§ I. Типичные ошибки учащихся - каракалпаков в английском произношении согласных, определение степени трудности и пути их преодоления.

Наш сопоставительный  анализ артикуляционных характеристик английских и каракалпакских  согласных и практика обучения английскому языку в каракалпакских классах позволяет нам выделить  некоторые типичные произносительные ошибки, допускаемые учащимися при обучении произношению английских согласных, и предложить некоторые приемы по устранению этих ошибок.

Одной из типичных ошибок учащихся является слабое, ненапряженное произношение при котором артикулирующим органом не придается сильная мускульная напряженность под влиянием национального уклада, ибо напряженное, более  энергичное произношение является отличительной чертой фонетической системы английского языка. Каракалпакская речь характеризуется общей мускульной не напряженностью речевого аппарата, поэтому для перестройки артикуляционной базой учащихся при обучении английскому произношению необходимо развить мышечную напряженность речевого аппарата и в первую очередь губ, языка и небной занавески, для чего необходимо регулярно проводить серию упражнений, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ее следует особенно упорно разрабатывать с вялой, небрежной, нечеткой артикуляцией, говорящим сквозь зубы. Немая и звучных мышц, качества, которые так необходимы для лингвиста, как развитие мускулов ног балерины, должна проводится на протяжении всего начального этапа, а в случае необходимости в течении всего периода обучения. Очень справедливо отмечают роль артикуляционной гимнастики Л.В.Трахтеров, А.Н.Романович.[14] Практика показывает, что применение серии гимнастических упражнений для органов речи, разработанные М.Я.Демьяненко[15]  и  другими, дает очень хорошие результаты. (Серия упражнений прилагается) .

2. Другой типичной ошибкой учащихся является замена альвеолярных смычных дентальными. Чтобы предупредить эту ошибку необходимо, как пишет А.А.Васильев, знать, во-первых, где находятся альвеолы. Это можно легко увидеть при помощи двух зеркал: одно кладем в рот на нижние зубы, во втором смотрим отражение первого зеркала; необходимо помнить, что лишь кончик языка смыкается с альвеолами,[16] потому что под влиянием родного языка учащихся смыкают переднюю часть спинки языка и таким образом увеличивают площадб смыкания, превращая альвеолярные звуки в аффрикаты типа          .

Легко увидеть в зеркале как передняя часть спинки языка прижимается к верхним зубам, а кончик висит, тогда как при произношении английского языка кончика языка не видно.

Следовательно, необходимо провести среди тренировочных упражнений, без которых не может быть приобретен артикуляционный навык.

На этом этапе большое значение имеет коррекция ошибок. Очень целесообразно начинать работу с контрастных упражнений каракалпакских и английских слов типа: (тат)- [tǽt], (тил)-[til], (дәм)-[dǽm];

Учитель должен указывать на случаи, когда альвеолярные превращаются в дентальные под влиянием межзубных. Эта особенность легко усваивается, если на нее вовремя указать. Для предупреждения ошибок при артикуляции [t],[d]предлагается специальные упражнения для языка:

а) найти кончиком языка самую выпуклую часть альвеол, проделать многократные движения от верхних зубов к альвеолам и обратно;

б) произнести английские [t],[d]  в начале слов: ten, table, take, tall, teach, dance, dark,  day, deal, dinner;

в) произнести [t],[d] в середине и в конце слов: at, add, actor; got, active,and, bad, bed, child, cut, flat, good;

г) закрепить навык артикуляции [t],[d] в процессе чтения связного текста и обильного употребления этих звуков в устной речи.

Упражнение.

Ответить на вопросы типа:

Is this a table or desk?

Is that a bed or a desk?

Еще один из типичных ошибок учащихся каракалпакской школы является произнесение глухих смычных [p],[t],[k] без аспирации, которую можно исправить следующими способами:[17]

1)      поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см. и произнести, например слова:[pen], [ten], [keik], попеременно артикулируя [p],[t],[k] то с придыханием, то без него. Если артикулируется правильно, то на ладони вы должны ощущать слабую струю воздуха при выдохе.

2)Положить на ладонь несколько кусочков бумаги, поднести ладонь к губам на расстоянии 5-6 см и произнесите [p] в словах: :[pen], [ten], [keik] с придыханием. От выдоха  кусочки бумаги должны слететь с ладони.

3)Поднести к губам зажженую спичку и произнести каракалпакский (п) с пламенем ничего не произойдет, но оно погаснет, если произнести английский [p].

Для сравнения неасперированного и аспирированного произнощения смычных взрывных [p,t,k] прочитать следующие слова: пал, Тоты, тән, пәт, кет, или фразы: Полат, Тоты, пахта териң! Пахта териўге киятыр. сначала как обычно по каракалпакский, а затем с аспирацией как в английском, чтобы лучще уловить разницу на слух. Такой вид работы намного ускоряет процесс постановки аспирированного произношения [p],[t],[k]  у учащихся.

Усваивая аспирированное произношение согласных [p, t, k] следует указать на позиции, когда эти согласные произносятся с минимальной аспирацией или совсем без аспирациии /перед краткими гласными и после щелевого [s], так как в подобных случаях мы произносим их также, как и в русском языке, т. е. начиная произнесение звонких во время взрыва согласного.

4)             Следующей типичной ошибкой фонематичного характера учащихся - оглушение звонких смычных взрывных [b, d, g] на конце слова под влиянием родного языка. Во избежание оглушения, как пишет Г. П. Торсуев, нужно увеличить стадию контакта, задержать размыкание.[18] Следует произнести звуки сначала на конце слова, перед гласными и звонкими согласными, тренировать их и лишь потом - перед глухими. Опыт показывает, что оглущение конечных звонких происходит не из за недостаточности остроты слуха обучающихся, а ввиду интерференции родного языка.

При обучении необходимо провести сопоставление внутри изучаемого языка с родным языком, в отдельных случаях внутри одного языка. При усвоении этого фонетического явления решающим является интонация по слуху. Следует отметить и возможность другой ошибки - наличие гласного отзвука в конечном положении, что может привести к смешению слов: [big-bigә]. Во избежания этой ошибки необходимо ослабить мышечное напряжение артикуляционных органов и снимать голос до размыкания губ.

5)        Ещё одной типичной ошибкой учащихся-каракалпаков является палатализация смычных взрывных перед гласного переднего ряда и полугласным [j]. Эта ошибка результат поднятия средней части языка для произнесения согласного под действием закона сингармонизма в родном языке. Во избежания смягчение согласного следует провести согласный твёрдо, отделив его от последующего гласного. Подъём средней спинки для произнесения гласного следует осуществлять только после взрыва согласного.[19]

6)        Немало ошибок допускают учащиеся в произношении английских губно-зубных заменив их губно-губными [v-f] и (ф-в) родного языка, т. е. сближением и округлением верхней и нижней губ. Например: аванс, кофе, цифра и другие. Такое произношение губно-зубных фонем можно считать характерной фонетической особенностью каракалпакского языка. Этот факт, безусловно сказывается в английском произношении  учащихся в словах типа: [souviet, here, velvet, sofa, safe] и.т.д. Хотя, прошло немало времени с тех пор, как эти фонемы вошли в фонемный состав каракалпакского языка, из арабского, персидского языков, в его артикуляционной базе их освоение представляет некоторые трудности. Возможно и п этой причине в разговорной речи многие учащиеся произносят вместо \в\ звук \б\, а в конце слова типа: вагон-багон, совхоз- сопхоз, актив-актип, фабрика- фаприка и.т.д. Однако замена вышеуказанных фонем не изменяют смысл слов. Наличие такого фонетического явления в родном языке учащиеся затрудняют процесс правильной постановки произношения английских звуков /v/ и \f\ .

В английской речи учащихся очень часто встречаются замена звука \v\ звуками \b\, \p\, \f\ в словах  типа: very, have, attractive;  а звук \f\ звуком \p\ в словах типа: fact, fifteen, perfect,  которая является фонологической ошибкой в английском языке. Для предупреждения вышеуказанных типичных ошибок хорошие результаты дают проведение контрастных упражнений и показ артикуляции в зеркале.

7)      Английский звук \v\ учащимся воспринимается как щелевой сонант \w\, что приводит к ошибочному употреблении одной фонемы вместо другой. Смешение английских   \v\ и /w/  обнаруживается при произношении следующих слов: invent [[invent] вместо [in'vent, novel [no'wel] вместо ['novel], vote [wout] ввместо [vout], vocation [wə' kein] вместо [və'kei∫n].

   Сочетание  very well произносится обычно учащимися [we'ri wil] вместо ['veri wel]. Трудность в дифференциации этих фонем в каракалпакской аудитории объясняется, во-первых, тем, что фонема \в\ в каракалпакском языке малоупотребительна. Она обычно встречается лишь в небольшом количестве слов, заимствованных из русского языка (завод, революция, вокзал, совхоз, символ).

Звук (ў) обычно обозначаемый в орфографии через "в" напоминает английский  щелевой сонант [w], произносится при приближении губ и пропускании струи воздуха  через узкую щель, образовавшуюся между губами. Во-вторых, как видно из приведенных примеров, наблюдается если не абсолютное, то большое сходство в артикуляции английского [w]  и каракалпакского (ў). Графическое и акустическое сходство английских фонем [v] и [w] еще более способствует их смешению. Для того чтобы добиться правильного произношению английского  звука [v], учащимся, прежде всего, необходимо объяснить особенности артикуляции английских [v],[w] , каракалпакского (ў), затем приступить к специальной тренировке органов речи, направленной на создание навыка узнавания и произношения  этих звуков.

Упражнения.

а) опускание и поднимание нижней губы.

Слегка приподняв верхнюю губу, обнажить край верхних зубов и прижать к ним нижнюю губу. Опустив нижнюю губу, обнажить нижние зубы. Повторить это движение, не опуская челюсти. Верхняя губа неподвижна. Медленно и тщательно произнести несколько раз английский звук [v] с последующим чтением слов: vet, vice, visit, ever, never, very/

б) Губы энергично выпятить вперед. Напряженно выдувать воздух через сократившееся отверстие. Не допускать свистящего шума. Повторять многократно это движение и приступить к произнесению английского звука [w], а затем слов: went, well, wine, will.

в) Губы разомкнуть вверх вниз, слегка обнажая оба ряда зубов, затем приблизить губы, оставив между ними небольшую щель. Медленно выдувать воздух через образовавшуюся щель. После многократного повторенияэтого движения приступить к чтению каракалпакских слов: уакыт-время, уазыйпа- цель, уатан- родина, уаде- клятва. Более целесообразно предложить учащимся произнести эти слова без предварительного анализа движения органов речи и самостоятельно выделить из указанных слов известный им звук (ў), затем дать анализ движения органов речи, определить разницу в артикуляции [v],[w] и (ў), приступить к продуманному и медленному чтению английских слов.

Упражнение.

went - vet            vide - wile

wise - vise           vise - wise

white - vide          vet - went

vivid, wise, wave, vote, void, giving, active; сочетание слов: very, well, twenty-five visitors, twice he went out to the river. The working days were over.

Наизусть и ответить на вопросы:

He lived near the river. He could swim very well.

Did he live near the river?

Where did he live?

Who lived near the river?

Could he swim very well?

Who could swim very well?

Контрольное чтение :

very well, twelve, eleven, lived, evident, never, went, ever, vet, everywhere. The civil was over.   

В системе согласных звуков каракалпакского языка звонкие согласные, по сравнению с соответствующими русскими и английскими, имеют относительно слабую артикуляцию.

Для того чтобы предупредить неправильное произношение английского звука [b], учащимся необходимо объяснить артикуляцию английского и каракалпакского [b],(б). При произношении этого звука в английском участие принимают те же органы речи, что и при (б). Но при английском [b] губы смыкаются сильнее, чем при каракалпакском (б), в результате [b] приобретает взрывной характер. Затем следует приступить к тренировочному упражнению

а) Произнести звукосочетания:

[www…wwwa…wwwa…wwa]

[vvv…vvva…vvva…vva]

[bbb…bbba…bbba…bba]

б) Словосочетания:    

wag-vag; wherry-berry-very; went-vent-bent; west-vest-best; wet-vet-bet.

Сопоставить звуки (б) и [b] в словах:

Каракалпакские:                Английские:

бал - мед                               ball    

бар - иди                               bar

бет - лицо                              bit

бупе - малютка.                    baby.

Запомнит текст и ответить на вопросы:

Bob and Bill are at the library. Bob is sitting at the table and reading a book. Bill is standing at the bookshelf and looking for an English book too.

Are Bob and Bill at the library?

Is Bob sitting at the table?

What is Bob doing?

What is Bill?

What is Bill doing?

What is Bill looking for?

Контрольное чтение:

library, available, liberal, libel, liberty, baby, cable, able, table, February.

          

8)                              Вставка гласного звука при произношении нескольких согласных звукосочетании. Например, английские слова (books, students, text) учащиеся- каракалпаки, как правило произносят [bukes],[           ], [tiket], [tikest].

 Рассматриваемое явление настолько типично для каракалпакского языка что вызывает огромные трудноси при произношении непривычных для каракалпакского языкового уклада сочетаний согласных. Вот почему необходимо проделать большую и упорную работу, прежде чем научиться правильно произносить сочетания согласных.

Тренировочными упражнениями для создания навыков и умений правильного произношения сочетаний служат:

а) Чтение ряда слов с выделением в них следующих сочетаний согласных: ps, kst, kt, nt, mps, dr: stops, text, next, pact, French, lamps, reads. При этом рекомендуется сделать короткую паузу после произнесения первого гласного, затем плавно в замедлительном темпе произнести   последующий согласный звук;

б) Транскрибирование слов, с подчёркиванием сочетаний согласных:

pact

fact

reads

lamps

[pækt]

[fækt]

[ri:dz]

[læmps]

 Упражнение. Многократно прочитать слова, словосочетания и предложения.

fact, pact, speaks, stops, puts, cats, forks, stands, students, her friends, my friends, books, this girl's friends, the fact is, he stops. She reads books. He looks for the students. She looks for her friends.

9. Английские согласные следующие непосредственно за гласными переднего ряда, в произношении учащихся каракалпакской национальности обычно приобретают полумягкий (светлый) оттенок. Например, при чтении таких слов как: sit, bed, ill, pit, did, still, согласные звуки [t], [d], [l] - подвергаются заметной палатализации. Для устранения данной ошибки рекомендуется:

Проследить за правильным произношением следующих слов, словосочетаний и предложений: lit, let, bed, did, is, beat, bell, a little, a little bit. Bill is ill. Is Bill ill? Yes, he is. Who is ill? Bill is.

10. Произношение звонких согласных в конце слов представляет одинаковую трудность как в русской так и в каракалпакской аудитории. Поэтому в данном случае необходимы те же приёмы, какими обычно пользуются при создании навыков правильного произношения конечных звонких согласных у учащихся - русских. Следует лишь отметить, что сохранение звонкости согласных у каракалпаков должно сопровождаться появлением гласного призвука [ә] или [e] после этих согласных [bәgә] вместо [bæg] - bag, [bedә] вместо [bed] - bed.

В качестве тренировочных упражнений для создания навыков правильного произношения конечных звонких согласных можно рекомендовать:

Прочитать несколько раз слова, сохраняя звонкость конечных согласных:

bet - bed                     bid - but

not - nod                      lid -lit

sop -sob                       pick - pig

cop - cob                     card -cart

bag - back                    live - life

bag [bæg], back [bæk], bet [bet], bed [bed], cap [kæp], cab [kæb].

Прочитать диалог и обратить внимание на подчеркнутые буквы и перевести на родной язык:

T: Bob, show me Ann's bag, please.

B: Here is the bag.

T: Oh, this is not a bag! This is Ann's back. Is this a cart or a card?

S: I think it is a card!

T: Thank you.

Необходимо обратить внимание на то, делая эти упражнения, что оглушение согласных приводит к изменению значению слова.

Для постановки правильной артикуляции ]и], учителю необходимо провести в начальных этапах серию гимнастических упражнений артикулирующих органы речи, используя при этом - зеркало. В случае ошибки типа - (т), (з) не следует прижимать язык к верхним зубам, а необходимо оставлять щель между зубами и языком. Чтобы избежать ошибки типа (с), (з) не следует держать  язык в зазубном положении. Кончик языка должен находится между зубами. Во избежания ошибки типа - (ф), (в) следует опускать нижнюю губу.

11. Английские согласные [θ],[ð], [ ]-представляющие известную трудность для учащихся русских, требует не меньше усилий и учащихся каракалпаков. Поэтому при постановке  произношения этих звуков можно пользоваться теми же приемами, что и в русской аудитории.

Упражнение. Усвоить движение языка, необходимые для произношения английского [θ], произнести звук [ð], затем перейти к чтению слова: а) thick, thin, third, thing, fifth, tenth, ninth.

б) При произнесении [θ] к усвоенным движениям при артикуляции [ð] присоединяется звучание голосовых связок: the, that, there, then, those, them, these;

this- thus, this is, that is. Is this? Is that? Has this? Has that? Has the other? What is that? Was that?

father, mother, brother, another, fifth, twelfth;

with this, all those, with those, on the other, on the book, all the other. Read the book. Read this book. Read that book. Sit there. Write the other. Put them there. Close the book.

Далее звуки [θ]и[ð] следует употреблять в связной речи. Полезно предлагать учащимся для беглого чтения текст учебника, где изобилует сочетание "th". По мере необходимости рекомендуется возвращаться к повторному выполнению.

12) Своеобразную трудность вызывает английский  [r] - щелевой альвеолярный согласный звук, который существенно отличается от каракалпакского дрожащего (р). Для постановки этого звука целесообразно с произнесения при плоском укладе каракалпакского (ш) и (ж) постепенно отодвигая язык назад, или долго до окончания воздуха произнести каракалпакский вибрант  (р) до получения [r]

 а) Направить кончик языка альвеолярную выпуклость, образуя с ней узкую щель, язык напряжен и неподвижен, медленно произносить английский звук [r];

б) Произнести слова с начальным [r]: ride, rest, red, read, right, role, room, rose, road, river:

в) произнести между гласными: very, berry,carry, sorry, liberty, factory, during, presence;

г) Произнести в сочетании с предшествующими согласными: try, dry, tree, green,strike, street, friend, bread, trash, through, treat, true;

д) Перейти к беглому чтению текста из учебника.

Упражнение. Воспроизвести предложения и ответить на вопросы:

There is a green tree in the street.

It is very nice. It is true.

Is there a green tree in the street?

What is there in the street? Is it very nice?

Is it true?

19) Замена аффрикативного звука [t] каракалпакским  щелевым (ш). Наблюдения показывают,  что [t] в произношении   учащихся каракалпаков особенно слабо устойчив в конце английских слов. Например, при беглом чтении таких слов, как inch, pinch, teach, teacher, much, [t] заменяется каракалпакским (ш).

Для того чтобы добиться правильного произношения английского аффриката [t],

 необходимо, прежде всего научиться сознательно управлять движением языка и проделать ряд тренировочных упражнений.

Упражнение. Сделать несколько движений кончиком языка:

а) Приложить кончик языка к нижним зубам (у внутренней десны) затем поднять и приложить его на самую выпуклую часть альвеол, при повторении этих движений кончик языка загибается поочередно вверх и вниз;

б) Оттянуть несколько дальше от зубов, чем при [ ]и [ ] кончик языка и пропустить струю воздуха через щель, образовавшуюся между альвеолами и языком;

в) Приложить кончик языка к альвеолу, приподнять среднюю часть к твердому небу, произнести английский звук [  ], затем слова: chin, child, children, teach, inch, pinch, chest, chap, pitch, which.

Упражнение. Контрольное чтение: fish, chape, cheek, catch, each, to teach children, chairman, speech. A short speech. The chairman made a short speech.

Прочитать текст:

The teacher and the children are in the classroom. The teacher is teaching the children. The teacher is sitting on the chair. The children are standing and looking at the teacher.

Ответить на следующие вопросы:

Are the teacher and the children in the classroom?

Who is in the classroom?

Is the teacher sitting on the chair?

Does the teacher teach the children?

Who does the teacher?

Ответы на вопросы проверяются по ключу магнитофонной записи.

14. Замена английской аффрикаты [d  ] каракалпакским щелевым звуком [ж] в английских словах типа: cage, age, large, village.

Предлагаются следующие тренировочные упражнения:

Упражнение. Приложить кончик языка к нижним зубам у внутренней десны, затем поднять и переместить её на самую выпуклую часть альвеол, прощупать альвеолы, повторить это движение несколько раз, затем перейти к артикуляции английских [d], [d  ] в сочетании [dddd   …d  i…d    ei…ei…ed  …peid  …d  …d  i];

Выделить звук [d   ] в следующих английских словах: cage, age, large, village, jane, jain, jam. Произнести следующие слова, соапыставить звуки [d   ] и [ж]

Английские:

Каракалпакские:

joy

жай, дом

jaket

жакет

jeep

жип-нитка

Добиться атоматизации произношения звука [d ] при чтении следующих слов и и предложений:

page, large, age, Jane, George, July.

Open this page, Jane. Open that page, George and read the following words: change, cage, gerund, gypsy, German, jag.

Выучить 2 предложения наизусть и ответить на вопросы:

Jane and George are in the village now. Jane and George have a large family. Are Jane and George in the village now? Where is Jane? Where is George? Who is in the village now? Have Jane and George a large family?

 

§ 2. Основные принципы обучения произношению английских согласных

В обучении иностранным языкам принцип сознательности признается в качестве из ведущих, поскольку сознательность играет важную роль в овладении языком. Этот принцип обеспечивает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений их творческую переработку в ходе выполнения речевых действий, от осознанного овладения действием к автоматизированному его выполнению, от формирования отдельных компонентов деятельности к их объединению. При восприятии и произнесении фонем иностранного языка через фонемы родного языка - как мы уже говорили - возникает "третья система" типичных ошибок. Преодолеть эту третью систему ученикам помогает твердое знание учителя родного языка учащихся, т.е. учитель должен заранее предусмотреть и учесть ошибки учащихся, понять природу, истоки подобных ошибок и в связи с этим  разработать методические приемы объяснения, создавая тем самым системы упражнений для закрепления и автоматизации. То есть, с одной стороны сравнить языковые явления в двух языках, ясно показывая их особенности, черты и характеристики, а с другой стороны - постоянная практика в иностранном языке, что помогает в развитии навыков и умении учащихся.

Принцип наглядности в обучении произношению имеет огромную, важную роль при формировании слухо-произносительных навыков. Основным видом наглядности в процессе обучения произношению является слуховая наглядность. Овладение звуком начинается с усвоения его аккустических особенностей. Следовательно, нужно проводить работу по формировании у учащихся правильных слуховых образов звуков и фонетических явлений, развитию фонетического слуха. Главным же средством слуховой наглядности служит, безусловно, речь учителя. Другим средством звуковой наглядности является применение  магнитофона.

Магнитофон способствует установлению стойких звукомоторных образцов слов, возникающих как результат многократных звуковых и речедвигательных ощущений речевого аппарата. Это двигается при многократном воспроизведении материала, записанного на ленту. С помощью магнитофона учащиеся получают возможность, во-первых, неоднократно воспринимать образцовую речь учителя, анализировать и подражать ей используя свои имитативные способности, во-вторых, вырабатывать постепенно навык самоконтроля. Но есть и другая сторона, дело в том, что в процессе использования магнитофона отсутствует вспомогательные факторы: движения говорящего, жесты, мимика и, главное наблюдение артикуляции. Слуховое восприятие, таким образом, надо закрепить зрительным. Поэтому магнитофон не может заменить живую речь учителя, особенно в процессе введения звуков. Следовательно, магнитофон оказывает большую помощь тогда, когда учащийся имея некоторые навыки произношения, совершенствует их.

Имеется ещё один из наиболее важных методических принципов активности. В современной психологии активность вообще считается характеристикой познавательного процесса. Практика и специальные наблюдения доказывают, что интерес учеников зависит от их прогресса в обучении языка. Если ученики имеют успехи в аудирировании, чтении, говорении, письме, они начинают интересоваться в обучении иностранного языка.[20] Однако не все дети осознают необходимость изучения иностранного языка. Задача учителя - показать им как важен иностранный язык для каждого образованного человека и что благодаря иностранному языку мы имеем широкие контакты, а значит получаем новую информацию и знания из всех сфер человеческой деятельности. Кроме того учитель должен развивать интерес учащихся в изучении языка и стимулировать их желание учиться. (Упражнения прилагаются).

Заключение.

Наш сопоставительный  анализ звуковой системы двух языков и наблюдение за учебным процессом на практике обучения английскому языку позволяет сделать следующие выводы:

1.        Вопрос обучения английскому произношению в каракалпакской школе является весьма актуальным особенно в настоящее время.

2.        Не менее важное место занимает, как это отмечается многими авторами - исследователями, сопоставительное изучение языков ив области фонетики, ибо, как известно, и лексические и грамматические факты языка материализуются в его звуковой стороне и существуют только на основе звуков. Такое изучение фактов родственных и не родственных языков и практики преподавания  иностранных языков в национальной школе.

3.        По морфологической классификации английский язык, относясь к флективным языкам, обладает развитой системой фонем и проблемы его изучены более глубже и разносторонне.

4.        Каракалпакский язык - агглютинативный язык тюркской семьи и языков, который имеет менее развитую систему фонем и его проблемы недостаточно изучены.

5.        В английском языке функционируют 44 фонемы: 20 гласных и 24 согласных.

6.        В каракалпакском языке имеется 9 гласных и 25 согласных.

7.        Для артикуляционной базы каракалпакского языка чужд межзубный уклад при произнесении таких звуков как [Ө], [Ә].

8.        Отсуствуют в английском языке такие каракалпакские звуки как: [x], [ғ], [қ], [ц].

9.        Основными типичными ошибками каракалпакских учащихся в английском произношении являютя следующие:

а) слабое, ненапряжённое произношение всех звуков английского языка под влиянием национального уклада, ибо напряжённое более энергичное произношение является отличительной чертой фонетической системы английского языка;

б) замена апикально-альвеолаярных смычных согласных - дорсальными дентальными;

в) произнесение английских аспирированных [p, t, k] без аспирации;

г) особую трудность для учащихся-каракалпаков  представляет произношение консонантных сочетаний в начале и в конце слога и. т. д.

10.    Практика показала, что для правильной постановки английского произношения у каракалпакских учащихся эффективными считаются следующие метода и приёмы:

а) осознанный и неосознанный метод;

б) проведение серии гимнастических упражнении для органов речи;

в) опора на родной язык учащихся и на приобретенные навыки учащихся в результате изучения русского языка;

г) применение контрастных упражнений составленные из примеров английского и родного языка учащихся.

д) применение на уроках наглядных пособий для развития слухового и зрительной способности учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Упражнения

Для гимнастики органов речи по созданию общей напряженности речевого аппарата.

1.      Открывать и закрывать рот, отпуская максимально челюсть.

2.      Открывать рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы, таким образом, чтобы края губы немного загибались внутрь.

3.      Поочередно подтягивать верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы , но не десны

4.      Выдвигать нижнюю челюсть вперед, вправо, влево.

5.      Максимально отводить углы губ назад, вперед.

6.      Менять в быстром темпе противоположные положения губ.

7.      Поджимать и расслаблять губы попеременно.

8.      Делать разминку губ, зажать их между зубами.

9.      Выпячивая губы вперед усиливать и расслаблять лабиализацию.

10.  Приоткрывать и закрывать рот, плотно сжимая губы.

11.  Прижимать нижнюю ее наружным краем к верхним зубам.

12.  Максимально вытягивать язык вперед и оттягивать его в направлении к корню.

13.  Двигать язык между углами губ.

14.  Высовывать язык через суженный челюстной угол, загибая его края к верху.

15.   Попеременно касаться кончиком языка верхних альвеол.

16.   Загибать кончик языка к верху, максимально отводя тело языка в заднюю часть ротовой полости, скользя им по нёбу.

17.   Подгибать кончик языка.

18.   Делать ложбинку посередине языка, напрягая боковые края языка и прижимая их к верхним зубам, а кончик языка - к нижним.

19.  Вращать язык по внутренней окружности зубов при сильно опущенной челюсти.

20.  Все тело языка отводить максимально в заднюю часть ротовой полости.

21.  Поднимать тело языка к нёбу, касаясь спинкой языка его  поверхности и опускать язык в исходное положение.(положение покоя)

22.  Образовать смычку задней спинки языка с мягким небом и произносить звук  [η] сначала отдельно, затем в сочетании с согласными и гласными.

23.  Начать выдыхать воздух беззвусно, произнеся затем звуки [p], [t],[k] (для тренировки сппирации).

24.  Проговаривать выученные наизусть стихотворения, пословицы, скороговорки, тексты постепенно увеличивая скорость (для тренировки дикции и темпа говорения).

25.  Быстро и глубоко вдохните. Затем, не раскрывая широко рта, сделайте 3-4 коротких выдоха, чтобы выдохнуть весь запас воздуха. Язык при этом уприте в нижние зубы. Повторить несколько раз.

26.  Откройте рот для широкого русского [а] и, постепенно закрывая рот сделайте несколько коротких выдохов.

27.  При плотно сомкнутых со слегка оттянутыми углами рта сделайте глубокий вдох через нос, а затем 3 раза энергично произнесите [p-p-p]. Разомкнув губы, сделайте то же, вдохнув через рот.

28.  Каждый раз глубоко вдохнув воздух, произнесите по очереди английские слова: [taim], [keik], [pen] и т. д.

29.  Повторите каждое слово не менее трёх раз, если заметите смягчение английских согласных, то повторите это и другие упражнения:        [pit], [lift], [siks]-[pi:t], [li:k], [si:k];                                                       [pei],[lei], [sei]-[pen], [leg], [sens].

30.  Произнесите английские слова, не смягчая согласные перед гласными: [liki, kiti, siti, tikit, beti, keltik, sedrik].

Список использованной литературы:

1.      Абдуазизов А.А. Теоретическая фонетика современного английского языка, Ташкент, 1986.

2.      Абдуазизов А.А. Элементы общей и сравнительно – типологической фонологии. Т. Изд – во «ФАН» 1981 г.

3.      Ага – заде Н. П. К вопросу сопоставительного изучения языков. Иностранные языки в школе, №6, 1970.

4.      Аракин В.Д. Практический курс английского языка, М, 1985

5.      Аракин В.Д.  Сравнительная типология английского и русского языков. Ленинград.Просвещение 1989 г.

6.      Барсук Р. Ю Сопоставительные и типологические исследования как лингвистическая основа второму или третьему языку. В сборнике Н-М. конференции лингво–психологические проблемы обоснования методике преподавания иностранных языков в высшей школе. « Часть II, М. 1970 г

7.      Барсук Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. М. Высшая школа. 1970 г.

8.      Баскаков Н.А. Каракалпакский язык. тII, Часть I, М., 1952

9.      Бекназарова Р. С. Консонантизм современного каракалпакского литературного языка. Автореферат дисс. на соискание учёной степени кандидат филологических наук. Киев, 1972.

10.  Бекназарова Р. С. Основные итоги и задачи изучения согласных фонем каракалпакского литературного языка. Вестник. Каракалпакского филиала А. Н. Уз ССР №1.

11.  Бердимуратов Е. Даулетов А. Ҳәзирги заман қарақалпақ тили. Нөкис. 1988.

12.  Бердимуратов Е. Даулетов А. Тил билимине кириспе. Нөкис. 1988.

13.  Буранов Ж. Б. Сравнительная типология английского и тюркских языков. М., 1983.

14.  Баскаков Н. А. Тюркские языки. М. Изд. Вост. Лит. 1960

15.  Васильев В.А Предупреждения и исправления ошибок в произношении английских фонем, М., 1969.

16.  Васильев В.А Фонетика английского языка.

17.  Демьяненко М. Я. Кислая С. В. Лазаренко К. А. Обучение произношению неродного языка. Киев, 1973.

18.  Даулетов А. Дистрибуция консонансных сочетаний в каракалпакском языке и их фонемно-фонетический анализ. В книге естник" каракалпакского филиала АН УзССР, 1983 №3

19.  Лукина Н. Д. Фонетический водно-коррективный курс английского языка. М., 1985.

20.  Насыров Д. С. Қарақалпақ тили. Нөкис. 1985.

21.  Трахтеров Л. В. Введение в практический курс английского языка. М. 1947.

22.  Трахтеров Л. В. Методика преподавания фонетики в I МГПИЯ. Учение записки первого МГПИЯ, XXII М. 1959.

23.  Торсуев Г. П. Обучение английскому произношению. Учпедгиз М 1959 г.

24.  Щевякова В. Е. Коррективный курс английского языка. М. 1960.

25.  Щерба А. В Преподавание иностранных языков в средней школе. Изд. АПН. РСФСР М-Л. 1941.

26.  Ярцева В. Н. О сопоставительном методе изучения языков. В книге "Научные доклады высшей школы". Филологические науки №1. 1960.

27.  Старков А. П. Обучение английскому языку в средней школе. М., 1978.

28.  Панова Л. С. Обучение иностранному языку в школе. Киев, 1989.

29.  Лебединская Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку. М., 1972.

30.  Браун Дж. Восприятие английской речи на слух. М., 1984

31.  Консор Ю. Д. Фонетика. Канада. 1977.

32.  Даулетов А. Современный каракалпакский язык. (Фонетика). Нукус, 1994.

33.  Даулетов А. Сингармонизм каракалпакского языка. Нукус, 1993.

34.  Даулетов А. Хазирги каракалпак тили. Фонетика. Нокис «Билим» 1999

Интернет:

www.franklang.ru/linguistik.php

www.linguists.narod.ru

www.franklang.ru/gb.php

www.book.ru/cgi-bin/book.pl?page


[1] Н.Г.Ага-Заде. Квопросу сопоставительного изучения языков. Иностранные языки в школе №6 1970г.

[2] И.В.Барошников. "Научные основы методики обучения звуковой системе русского языка в бурятской школе"

[3] Р.Ю.Барсук. "Сопоставительные и типологические исследования как линг.основа обучения второму или третьему языку". Всборнике Н-М конференции лингво-психологические проблемы обоснования методики препод. иностр. языков в высшей школе. Часть I.Москва- 1971г.

[4] А.В.Щерба. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. АПН РСФСР М-Л 1947г.

[5] А.Л.Трахтерев. Методика преподавания фонетики в I.МГПИИЯ.

                               Учение записи I-го МГПИИЯ, том XXII. М.1959г.

[6] В. Н. Ярцева. "О сопаставительном методе изучения языков". В кн. "Научные доклады высшей школы". Филологические науки №1 1960 г.

[7] А. А. Реформаторский. Фонология на службе обучения произношения народного языка. Русский язык в национальной школе №6 1961 г.

[8] С. Н. Трубецкой. Основа фонологии М. 1960 г. стр. 38.

[9] В.А.Васильев. Фонетика английского языка. Москва,1980.

[10] К.Убадуллаев. Избранные труды по каракалпакскому языку. Нукус,1976. стр.82

[11] Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика английского языка М.1980г. стр.183

[12] АбдуазизовА.АТеоретическая фонетика современного английского языка.Ташкент1986г.стр 110.

[13] А. Даулетов Указ. соч. стр 64

[14] Л.В.Трахтеров Введение в практический курс английского языка. М.1947г.

    А.Н. Романович. Фонетика французского языка

[15] М.Я.Демьянненко, С.В.Кислая, К.С.Лазаренко. "Обучение произношению неродного языка". Киев, 1973г.Киевский универ-т.

[16] В.А.Васильев. Предупреждение и исправление ошибок в произншении английских фонем. М.1969. стр.19.

[17] Н.Д.Лукина. Фонетический водно-коррективный курс английского языка. М.1985г.

[18] Г. П. Торсуев. Фонетика английского языка. М. 1950 г. стр. 78.

[19] В. Е. Щевякова. Коррективный курс английского языка. М. 1960 г. стр. 105.

[20] И. Ф. Комков Активный метод обучения иностранным языкам в школе. Минск, 1970 г. стр. 13.