Лирика Лермонтова

Лирика  Лермонтова.

Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия  узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя   поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось  в рукописных экземплярах

его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы. Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой  Л. только мечтал о том, чтобы

понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было  стихотворение  «Бородино».В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому  солдату. Характерно,  что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи  солдата («Постой-ка, брат мусью») подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы  передается  подбором особой лексики:

                        Звучал булат, картечь визжала,

                        Рука бойцов колоть устала,

                        И ядрам  пролетать мешала

                        Гора кровавых тел...

Солдат, ведущий   повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом  постоянно подчеркивает общность  патриотических целей:

                        И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй,  основное в стихотворении:  общность людей перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были люди в наше время,  не то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на настоящее  поколение, зависть к великому  прошедшему,  полному  славы и доблести. Л. считал,  что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться  на это

трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно 

общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для  лирики Л.  свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал в своем романе

«Герой нашего времени». В душе  Л. был свой идеальный особый мир, который резко

отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной...». Необычайно широка тематика  стихотворений  Л.. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет)  он создал огромное количество  философских, романтических, патриотических стихотворений  о любви  и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. Когда  читаешь эти стихотворения, тебя охватывает  странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что   сердце невольно  сжимается от боли:

                        И скучно и грустно, и некому руку подать

                        В минуту душевной невзгоды...

Эта горечь распространяется  не только на него самого, но и на все поколение («Дума»).   «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция  стихотворения подчинена авторскому  замыслу: в первом четверостишье   высказывается  общее суждение о поколении  30-х годов:

                        Печально я гляжу на наше поколенье!

                        Его грядущее иль пусто, иль темно...

Последующие четверостишья  развивают и доказывают  мысль  высказанную ранее.

Мы видим  открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено

и на всех, и во внутренний мир души.  Л.  огорчает то, что многие его современники

живут «ошибками отцов  и поздним их умом». Он  говорит о декабристах, которые  смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью   говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

            И ненавидим мы, и любим мы случайно,

            Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви ...

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны  ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

            Толпой угрюмою и скоро позабытой

            Над миром мы пройдем без шума и следа.

            Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

            Ни гением  начатого труда.

Какая  ирония  звучит в словах!

            Мы жалко бережем в груди остаток чувства...

            Мы иссушили  ум наукою бесплодной...

            К добру и злу послушно равнодушны...

«Дума» -  это сатира и элегия. Поэт говорит от лица  той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

Безусловным  шедевром  русской  лирики  является стихотворение «Выхожу один  я на  дорогу». В нем  проявилось исключительное  мастерство поэта в изображении переживаний  лирического героя. Перед  нами  изумительные картины природы,

которые подчеркивают  мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается

риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в  общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

            Уж не жду от жизни ничего я,

            И не жаль мне прошлого ничуть...               

 Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор   дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который  обнажил  в самом начале стихотворения  поэт, - это контраст природы и

внутреннего состояния человека:

            В небесах торжественно и чудно!

            Спит земля  в сиянье голубом...

            Что же   мне так больно и так трудно?

            Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих  стихотворениях Л. явно просматривается

грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром  углубляются и

расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями

эпохи, в  которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».