Лирика Сергея Есенина
Цель работы: рассмотреть и выявить художественные средства выразительности
характерные для лирики Сергея Есенина и определить их роль.
План :
1)
Особенности
поэзии С. Есенина
2)
Ранняя лирика (“Не
бродить, не мять в кустах багряных…” 1917г.)
3)
Поздняя лирика (“Спит
ковыль…” 1925г.)
4)
Сопоставление
стихотворений С. Есенина
5)
Роль
художественных средств выразительности в творчестве С. Есенина
Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его
талант раскрылся
особенно ярко и самобытно в лирике.
Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по
своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и
живописности образов.
На лирике Есенина лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта - современника о
судьбе страны в бурное революционное
время, и предчувствием неизбежности
конца патриархальной Руси, и постепенным осознанием важности
«индивидуальной мощи» для будущего
его родины; и пафосом любви «ко всему живому на земле».
Лирический герой поэта - современник эпохи
грандиозной ломки человеческих
отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер
драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром
глубокого поэтического самораскрытия:
Наказанное,
синее, нежное....
Тих
мой край после Бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное —
Дышит
запахом меда и роз.
|
Природа у
Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами
радуги. Красочными эпитетами поэт пользуется
мастерски и смело:
Синий
туман. Снеговое раздолье,
Тонкий
лимонный лунный свет…
Я в
твоих глазах увидел море,
Полыхающее
голубым огнем.
О всех
ушедших грезит конопляник
С
широким месяцем над голубым прудом.
Гаснут
красные крылья заката,
Тихо
дремлют в тумане плетни.
Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений,
придаёт романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.
Любимые цвета поэта – синий и
голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности
просторов России («только
синь сосет глаза», «солнце струганные дранки загораживают
синь» и т. п.), создают атмосферу светлой
радости бытия («вечером лунным, вечером синим»,
«предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая
кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался
пожар голубой» и т. п.).
Для того чтобы понять,
каким образом эпитеты, метафоры и сравнения,
выражают чувства поэта, обратимся к
стихотворениям:
(“ Не бродить, не мять в
кустах багряных… “
“Спит ковыль…”)
Не
бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и
не искать следа.
Со
снопом волос твоих овсяных
Отоснилась
ты мне навсегда.
С алым
соком ягоды на коже,
Нежная, красивая,
была
На закат
ты розовый похожа
И, как
снег, лучиста и светла.
Зерна
глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло,
как звук,
Но
остался в складках смятой шали
Запах
меда от невинных рук.
В тихий
час, когда заря на крыше,
Как
котенок, моет лапкой рот,
Говор
кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть
порой мне шепчет синий вечер,
Что была
ты песня и мечта
Все ж,
кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К
светлой тайне приложил уста.
Не
бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и
не искать следа.
Со
снопом волос твоих овсяных
Отоснилась
мне ты навсегда.
В этом стихотворении Сергей
Есенин показывает через любовь к женщине, любовь к природе. Любовь к женщине –
это лишь акцент в проявлении чувства
любви ко всему земному. Любимая
представляется
чаще всего в образе природы. Так через
любовное стихотворение “Не
бродить, не мять в кустах багряных…” С.
Есенин выражает свою любовь к родине. Также стоит обратить внимание на то, что
в этом стихотворении преобладает гамма нежных красок:
(“…в кустах багряных лебеды…”
“…со снопом
волос твоих овсяных…”
“C алым соком ягоды…”)
Багряный,
овсяный, алый – цвета нежности,
чистоты, тепла. Даже “Cиний вечер” в
стихотворении не что – то темное, а светлое, спокойное, тихое… Синий цвет, как
и слово “милый”, имеет у поэта мистический оттенок. В “Исповеди хулигана” :
(“ cвет такой синий !
В эту синь даже
умереть нежаль”)
Как будто синий цвет содержит
нравственную категорию. Издалека, из космоса, наша планета сине – голубая – основное её
цветовое содержание. Можно предположить, что “синий” у Есенина в
соединении “несказанного” и “нежного” передает сакральный смысл. Страна,
которую он любит, и есть для него
земля обетованная, как бы глубоко ни погружалась она в небытие и
какие бы чудища не разгуливали по её поверхности.
Особенно значимы в лирике Сергея Есенина эпитеты: лебеда становится багряной;
волосы – овсяным снопом; закат –
розовым… Эпитеты, придают необычайную свежесть и живость стихотворению.
Также в этом стихотворении можно
услышать звуковые образы:
(“Со снопом
волос твоих овсяных
Отоснилась ты
мне навсегда…”)
Хорошо
слышится звук “C”. Этот звук нежности,
спокойствия…
Стихотворение насыщено яркими сравнительными оборотами, которые ещё раз
подчеркивают единение образов любимой природы, и придают этому образу нежность
русской природы:
(“И как снег лучиста и светла …”
“Имя тонкое растаяло как звук…”
“…заря на крыше, как котенок…”)
Поэт увидел в котенке зарю, столь
же красивую, нежную, сонную, “пушистую” и в тоже время
бессмысленную.
Лексический
повтор усиливает частоты, духовности мира:
(“…тонкое имя…” и ”…гибкий
стан…”
“…лучиста…” и ”…светла…”)
Метафоры ещё больше помогают
прочувствовать близость души Есенина и природы:
(“…зерна глаз…” , “…заря
на крыше…”)
Кольцевая композиция
роднит это стихотворение с народной песней. Как и песенный припев первая и последняя строфы акцентируют основную мысль:
(“Отоснилась ты мне
навсегда”)
Это стихотворение относится к ранним стихам Сергея
Есенина. Оно ассоциируется с осенью,
причем теплой осенью. Поэт создавший его в 1917 году – романтик, у которого в
данный период времени было много идей на будущее, жизнь только начиналась
впереди виделось все главное и прекрасное.
Для
сравнения обратимся к стихотворению Сергея
Есенина, которое относится к его
поздней лирике. Стихотворение «Спит ковыль» написано в 1925
году.
Спит
ковыль.
Равнина
дорогая
И
свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Знать, у
всех у нас такая участь,
И,
пожалуй всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя
и мучась,
Хорошо
живется на Руси.
Свет
луны, таинственный и длинный,
Плачут
вербы, шепчут тополя.
Но никто
под окрик журавлиный
Не
разлюбит отчие поля.
И
теперь, когда вот новым светом
И моей
коснулась жизнь судьбы,
Все
равно остался я
поэтом
Золотой
бревенчатой избы.
По
ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брезжет новью
На мои
поляны и луга.
Но и все
же новью той теснимый,
Я могу
прочувственно пропеть:
Дайте
мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
В этом стихотворении выражены его
сокровенные мысли. В строке: “Радуясь свирепствуя и мучась” –
трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения.
Стихотворение «Спит ковыль» проникнуто любовью, нежностью к Родине. Причем эта
любовь безгранична и бескорыстна. Она отчетливо звучит в строках:
(“ Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь
мою теплынь”)
Это стихотворение можно считать
результатом мучительных размышлений над тем, что происходит в России и об
отношении поэта к новому. Поэт ощущает, что что – то новое теснит его:
(“ Чужая юность брызжет
новью
На мои поляны и луга”)
Это чувство даёт понять поэту, что ему здесь нет места. Отсюда грусть и
печаль, но не безысходная, а светлая. Его печаль светла, потому что полна Россией,
любовью к ней, и строки звучат просветленно:
(“ Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно
пропеть:
Дайте мне на родине
любимой,
Все любя, спокойно умереть.”)
Есенин
так любит Родину, как поэты любить умеют. Стихотворение «Спит ковыль» можно
считать признанием любви к Родине, к природе. Поэтому природа оживает, живет:
(“Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик
журавлиный
Не разлюбит отчие поля.”)
Есенин
чувствует, что новое все сильнее врывается
в тихую жизнь деревни, “Новым светом” коснулась судьба поэта. Она волнует
Есенина, в его словах слышатся отчаяния,
боль, и Есенин восклицает:
(“И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь
судьбы,
Все равно остался я
поэтом
Золотой бревенчатой
избы.”)
Поэт мучается,
он видит, “Как чужая юность брызжет новью” на его “поляны и луга”. В
этом заключается драматизм его
произведения и трагедия самого поэта. Стихотворение построено на
традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и
одновременно символ тоски, полынь с её богатой символикой и журавлиный крик как
знак разлуки. Традиционному пейзажу в котором
олицетворением поэзии является не
менее традиционный "Свет луны", противостоит "Новый свет". Скорее абстрактный не живой, лишенный поэзии . И в
противоположность ему звучит признание лирического героя
есенинского стихотворения в
приверженности вековому деревенскому укладу. В этом стихотворении поэт
использует разнообразные художественные средства, помогающие глубже понять идею стихотворения
: эпитеты "
свинцовой свежести полынь
"," золотой бревенчатой избы". Особо значим у поэта эпитет "золотой".
Он один из наиболее часто встречающихся
в лирике Сергея Есенина, но обычно
он связан с цветовым понятием : золотой - тоесть желтый, но непременно и с
оттенком высшей ценности: "роща золотая",
"золотой лягушкой
луна". В этом
стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы,
сколько символ ее непреходящей
ценности как
символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для
поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения
звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он
воспринимается как глубокое и
искреннее признание автора.
Выражение
передающее любовь поэта к Родине: " теплынь", "отчие поля","мои
поляны и луга", "родине любимой". Также это стихотворение насыщено словами -
антонимами ("Радуясь, свирепствуя и мучась") и метафорами ("Плачут вербы",
"Шепчут тополя"), которые придают стихотворению живость и осязаемость...
Стихотворение
подчинено главной цели: показать духовное возрождения,
передать то ощущение радости бытия,
которое поэт испытывает в эти годы.
Прошли годы, и поэзия от ярких
и теплых оттенков перешла в серые тона. Жизнь подходила к завершению и ощущение
смерти, видимо, не покидает поэта. Для
поэта горько осознавать, что скоро его не будет, а в России ничего не меняется. Тяжесть на душе нарастает с каждым днем , душа
измучена “но любовь к родине жива”.
Через метафоры, эпитеты, сравнения можно заметить, как изменяется внутренний мир поэта. В его ранних стихотворениях он (мир) был светлый, радужный (все происходящее было описано на заре). Если сопоставить ранние
стихи Есенина с поздними, то можно заметить, что с каждым годом средства
выразительности меняют свою окраску,
от более светлых стихов во что – то темное, мрачное, обидное, таинственное.
Поздние стихи – это неизвестность, страх того, что будет дальше. В этих
стихотворениях преобладают тяжелые, серые краски. Можно сравнивать стихи Есенина
с его жизнью: Поэт молод – в лирике свет, счастье, любовь, романтика… становится старше – в лирике заметны изменения , они становятся более насыщены какими – либо проблемами (“Анна
Снегина”). А когда жизнь поэта близится
к завершению, то и поэзия становится более осознанной.
Реальность, конкретность, осязаемость характерны для
образного строя поэта. Стремление к
овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия
его реалистического стиля. Вспомним
, к примеру, есенинский месяц. Он
резвится в поле – «ягненочек кудрявый
– месяц гуляет
в голубой траве»; радуется
скорому приходу зимы – «рыжий месяц жеребенком
запрягался
в наши сани»; купается в реке – «а месяц
будет плыть, и плыть, роняя весла по озерам»; как птица, кружит в небе – «посмотри; во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется
над землей».
Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по
себе, не ради красоты формы, а для
того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. «Искусство для меня, - отмечал Есенин в 1924 году, - не затейливость узоров,
а самое необходимое слово того языка,
которым я хочу себя выразить».
Литература:
1) Ю. Прокушев – День памяти народной
Москва
«Советская Россия» 1983г.
2) Ю. Прокушев – Сергей
Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.
Издательство
«Современник» 1985г.
3) Е. Наумов – Жизнь и творчество.
«Просвещение»
Москва – Ленинград 1965г.
4) С. Есенин - Чувство родины.
Алтайское
книжное издательство. Барнаул 1983г.
5) В. Чаиманов - Свод радуги.
Москва.
«Советская Россия» 1987г.
6) В. Крейд - Воспоминания
о серебряном веке.
Москва.
Издательство «Республики» 1993г.
7) С. Есенин - «Мой край задумчивый и нежный» (по
есенинским местам)
Рязань. Издательство «Смена» 1983г.
8) С. Есенин - 1- том.
Москва.
Издательство «Правда» 1977г.
9) Справочные материалы
русской и советской литературы 1989г.
10) Лирика С. Есенина Москва
«Художественная литература» 1985г.