Лирика Сергея Есенина

Цель работы: рассмотреть и выявить художественные средства выразительности характерные для лирики Сергея Есенина и определить их роль.

План :

1)    Особенности поэзии С. Есенина

2)    Ранняя лирика (“Не бродить, не мять в кустах багряных…” 1917г.)

3)    Поздняя лирика (“Спит ковыль…” 1925г.)

4)    Сопоставление стихотворений С. Есенина

5)    Роль художественных средств выразительности в творчестве С. Есенина

Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.

На лирике Есенина лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта - современника о судьбе страны в бурное революционное время, и предчувствием неизбежности конца патриархальной Руси, и постепенным осознанием важности «индивидуальной мощи» для будущего его родины; и пафосом любви «ко всему живому на земле».

Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:

Наказанное, синее, нежное....

Тих мой край после Бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Красочными эпитетами поэт пользуется мастерски и смело:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет…

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Гаснут красные крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

            Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придаёт романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.

            Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнце струганные дранки загораживают синь» и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «предрассветное, синее, раннее», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «заметался пожар голубой» и т. п.).

            Для того чтобы понять, каким образом эпитеты, метафоры и сравнения, выражают чувства поэта, обратимся к стихотворениям:

                        (“ Не бродить, не мять в кустах багряных… “

                          “Спит ковыль…”)

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

В этом стихотворении Сергей Есенин показывает через любовь к женщине, любовь к природе. Любовь к женщине – это лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. Любимая представляется чаще всего в образе природы. Так  через любовное стихотворение “Не бродить, не мять в кустах багряных…” С. Есенин выражает свою любовь к родине. Также стоит обратить внимание на то, что в этом стихотворении преобладает гамма нежных красок:

                        (“…в кустах багряных лебеды…”

                         “…со снопом волос твоих овсяных…”

                         “C алым соком ягоды…”)

     

            Багряный, овсяный, алый – цвета нежности, чистоты, тепла. Даже “Cиний вечер” в стихотворении не что – то темное, а светлое, спокойное, тихое… Синий цвет, как и слово “милый”, имеет у поэта мистический оттенок. В “Исповеди хулигана” :

                        (“ cвет такой синий !

                         В эту синь даже умереть нежаль”)

Как будто синий цвет содержит нравственную категорию. Издалека, из космоса, наша планета сине – голубая – основное её  цветовое содержание. Можно предположить, что “синий” у Есенина в соединении “несказанного” и “нежного” передает сакральный смысл. Страна, которую он любит, и есть для него земля обетованная, как бы глубоко ни погружалась она в небытие и какие бы чудища не разгуливали по её поверхности.

            Особенно значимы в лирике Сергея Есенина эпитеты: лебеда становится багряной; волосы – овсяным снопом; закат – розовым… Эпитеты, придают необычайную свежесть и живость стихотворению.

            Также в этом стихотворении можно услышать звуковые образы:

                        (“Со снопом волос твоих овсяных

                         Отоснилась ты мне навсегда…”)

 Хорошо слышится звук “C”. Этот звук нежности, спокойствия

            Стихотворение насыщено яркими сравнительными оборотами, которые ещё раз подчеркивают единение образов любимой природы, и придают этому образу нежность русской природы:

                        (“И как снег лучиста и светла …”

                        “Имя тонкое растаяло как звук…”

                        “…заря на крыше, как котенок…”)

            Поэт увидел в котенке зарю, столь же красивую, нежную, сонную, “пушистую” и в тоже время бессмысленную.

            Лексический повтор усиливает частоты, духовности мира:

                        (“…тонкое имя…” и ”…гибкий стан…”

                         “…лучиста…” и ”…светла…”)

            Метафоры ещё больше помогают прочувствовать близость души Есенина и природы:

                        (“…зерна глаз…” , “…заря на крыше…”)

Кольцевая композиция роднит это стихотворение с народной песней. Как и песенный припев первая и последняя строфы акцентируют основную мысль:

                        (“Отоснилась ты мне навсегда”)

Это стихотворение относится к ранним стихам Сергея Есенина. Оно ассоциируется с осенью, причем теплой осенью. Поэт создавший его в 1917 году – романтик, у которого в данный период времени было много идей на будущее, жизнь только начиналась впереди виделось все главное и прекрасное.

            Для сравнения обратимся к стихотворению Сергея Есенина, которое относится к его поздней лирике. Стихотворение «Спит ковыль» написано в 1925 году.

Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брезжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

            В этом стихотворении выражены его сокровенные мысли. В строке: “Радуясь свирепствуя и мучась” – трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения.

            Стихотворение «Спит ковыль» проникнуто любовью, нежностью к Родине. Причем эта любовь безгранична и бескорыстна. Она отчетливо звучит в строках:

                        (“ Никакая Родина другая

                         Не вольет мне в грудь мою теплынь”)

            Это стихотворение можно считать результатом мучительных размышлений над тем, что происходит в России и об отношении поэта к новому. Поэт ощущает, что что – то новое теснит его:

                        (“ Чужая юность брызжет новью

                         На мои поляны и луга”)

Это чувство даёт понять поэту, что ему здесь нет места. Отсюда грусть и печаль, но не безысходная, а светлая. Его печаль светла, потому что полна Россией, любовью к ней, и строки звучат просветленно:

                        (“ Но и все же новью той теснимый,

                         Я могу прочувственно пропеть:

                         Дайте мне на родине любимой,

                         Все любя, спокойно умереть.”)

            Есенин так любит Родину, как поэты любить умеют. Стихотворение «Спит ковыль» можно считать признанием любви к Родине, к природе. Поэтому природа оживает, живет:

                        (“Свет луны, таинственный и длинный,

                         Плачут вербы, шепчут тополя.

                         Но никто под окрик журавлиный

                         Не разлюбит отчие поля.”)

            Есенин чувствует, что новое все сильнее врывается в тихую жизнь деревни, “Новым светом” коснулась судьба поэта. Она волнует Есенина, в его словах слышатся отчаяния, боль, и Есенин восклицает:

                        (“И теперь, когда вот новым светом

                         И моей коснулась жизнь судьбы,

                         Все равно остался я поэтом

                         Золотой бревенчатой избы.”)

            Поэт мучается, он видит, “Как чужая юность брызжет новью” на его “поляны и луга”. В этом заключается драматизм его произведения и трагедия самого поэта. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с её богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "Свет луны", противостоит "Новый свет". Скорее абстрактный не живой, лишенный поэзии . И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. В этом стихотворении поэт использует разнообразные художественные средства, помогающие глубже понять идею стихотворения : эпитеты " свинцовой свежести полынь "," золотой бревенчатой избы". Особо значим у поэта эпитет "золотой". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Сергея Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием : золотой - тоесть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотой лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей

ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

Выражение передающее любовь поэта к Родине: " теплынь", "отчие поля","мои поляны и луга", "родине любимой". Также это стихотворение насыщено словами - антонимами ("Радуясь, свирепствуя и мучась") и метафорами ("Плачут вербы", "Шепчут тополя"), которые придают стихотворению живость и осязаемость...

Стихотворение подчинено главной цели: показать духовное возрождения, передать то ощущение радости бытия, которое поэт испытывает в эти годы.

            Прошли годы, и поэзия от ярких и теплых оттенков перешла в серые тона. Жизнь подходила к завершению и ощущение смерти, видимо, не покидает поэта. Для поэта горько осознавать, что скоро его не будет, а в России ничего не меняется. Тяжесть на душе нарастает с каждым днем , душа измучена “но любовь к родине жива”.

            Через метафоры, эпитеты, сравнения можно заметить, как изменяется внутренний мир поэта. В его ранних стихотворениях он (мир) был светлый, радужный (все происходящее было описано на заре). Если сопоставить ранние стихи Есенина с поздними, то можно заметить, что с каждым годом средства выразительности меняют свою окраску, от более светлых стихов во что – то темное, мрачное, обидное, таинственное. Поздние стихи – это неизвестность, страх того, что будет дальше. В этих стихотворениях преобладают тяжелые, серые краски. Можно сравнивать стихи Есенина с его жизнью: Поэт молод – в лирике свет, счастье, любовь, романтика… становится старше – в лирике заметны изменения , они становятся более насыщены какими – либо проблемами (“Анна Снегина”). А когда жизнь поэта близится к завершению, то и поэзия становится более осознанной.

            Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия его реалистического стиля. Вспомним , к примеру, есенинский месяц. Он резвится в поле – «ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве»;  радуется скорому приходу зимы – «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке – «а месяц будет плыть, и плыть, роняя весла по озерам»; как птица, кружит в небе – «посмотри; во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется над землей».

            Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, не ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. «Искусство для меня, - отмечал Есенин в 1924 году, - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».

  

                        

Литература:

1) Ю. Прокушев – День памяти народной

                                Москва «Советская Россия» 1983г.

2) Ю. Прокушев – Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха.

                                 Издательство «Современник» 1985г.

3) Е. Наумов –        Жизнь и творчество.

                                 «Просвещение» Москва – Ленинград 1965г.

4) С. Есенин -          Чувство родины.

                                   Алтайское книжное издательство. Барнаул 1983г.

5) В. Чаиманов -      Свод радуги.

                                  Москва. «Советская Россия» 1987г.

6) В. Крейд -            Воспоминания о серебряном веке.

                                  Москва. Издательство «Республики» 1993г.

7) С. Есенин -          «Мой край задумчивый и нежный» (по есенинским местам)

                                   Рязань. Издательство «Смена» 1983г.

8) С. Есенин -           1- том.

                                    Москва. Издательство «Правда» 1977г.

9) Справочные материалы русской и советской литературы 1989г.

10) Лирика С. Есенина Москва «Художественная литература» 1985г.