Лоббизм
Титульный лист
Содержание.
Введение. с.3
1. Понятие и виды лоббизма. с.4
2. Общественное значение лоббизма. с.8
3. Особенности лоббизма в российском обществе. с.11
Заключение. с.15
Список использованной литературы с. 16
Введение.
В современном демократическом обществе существует множество
различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящих-
ся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют
экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организован-
ных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых
странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицирован-
ных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить
органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой
они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного
рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том
числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая су-
щественное влияние на формирование политического курса страны. Таким
образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из
этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для
понимания механизма функционирования современного демократического
государства. Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как
политико-правового явления. Полагаю, что достижение данной цели возмож-
но при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-треть-
их, необходимо показать специфику российского лоббизма. Цель и задачи
настоящей работы нашли своё отражение в её структуре.
1. Понятие и виды лоббизма.
Необходимым атрибутом политической жизни демократического общества
выступает такое политико-правовое явление как лоббизм. Этот термин про-
исходит от английского слова «lobbi», что означает вестибюль, прихожая,
кулуары. Политический оттенок это слово приобрело в 19 веке в США.
В то время министры и сенаторы в вестибюлях гостиниц, где они отдыхали,
часто встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово- зачастую не бескорыстно, а за деньги- выполнить обещание*. Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги.
В Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной, поэтому слово вошло в лексический фонд лишь в 20 веке,
впоследствии его заимствовали и другие страны.
«Лоббизм»- термин, обозначающий разветвлённую систему контор
и агенств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и
чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, по-
лучения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых
ими организаций**.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным созна-
нием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о
втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает
сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат»,
«протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или
узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общест-
венным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать
незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция,
с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах
определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму форми-
руется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленчес-
кие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не
только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые,
слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нор-
мальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве институ-
та демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного
оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых
интересов- столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём
этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво
стремится привлечь к себе внимание властей.
______________________________________________________________________
*См.:Ларин С. Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993г. 6марта.
**См.:Словарь иностранных слов.М.1988.С.282.
Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления»
на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворе-
ния интересов определённых социальных структур(организаций,ассоциаций,
территориальных образований, слоёв общества и т.п.).
Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже
вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной
власти*. Лоббизм – своего рода признак власти, её специфическая черта,
«отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует
или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже сущест-
вуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интере-
сов в обществе вследствии его социальной дифференциации, расслоения,
«специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического
плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновре-
менно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, при-
оритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стрем-
ление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение госу-
дарства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.
В США, где лоббизм широко используется, выделяют следующие формы
лоббистской деятельности: - выступление на слушаниях в комитетах Конгре-
сса с изложением позиций заинтересованных сторон;- составление проектов
законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента;-органи-
зация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося реше-
ния и компании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных
звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных изби-
рателей к своим депутатам) и т.п.
Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США сущест-
вуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все круп-
ные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциа-
ции, общественные и различные специализированные организации имеют
в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью
подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен чело-
век (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников,
юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих
способностей и качества). Во-вторых, заинтересованные группы, особенно
монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли кото-
рых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и
консультативные(профессионально-лоббистские) фирмы или их ведущие
сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринима-
тельских, профессиональных или общественных по членству и другим приз-
накам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению**.
*См.: Политология для юристов:Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько.М.Юристъ
1999г.С.449.
**См.:Современные Соединённые Штаты Америки:Энциклопедич.справочник М.1988.С.83-84.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь
различные виды. Например в зависимости от того, в какой ветви власти
«решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и
судебное лоббирование.
Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации,
которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в
сфере политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же
лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, неко-
торые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком
управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может под-
разделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через
нормативные акты)*, правоприменительное(лоббизм через акты примене-
ния права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования
прва). В зависимости от характера интереса, который «продавливается»,
можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое,
правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает
«одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на
федеральное(осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местное(осуществляется в республиканских, крае-
вых, областных органах).
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделятся на следующие разновидности.
Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв(профсоюзы, антивоенные и
экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например в
США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их пра-
ва, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие
компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интере-
сы.
Ведомственное лоббирование- это лоббизм минестерств, ведомств, госу-
дарственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интере-
сов.
Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны предста-
вителей респупблик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих»
определённые льготы и преимущества длярегионов.
Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления»
либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью
добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структу-
рах американского общества занимают лобби- еврейское, польское, арабское
и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы на-
циональных общин и стран, выходцами из которых являются.
*См.: Бятец М.В. Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998г. №1с.46.
Наиболее действенные рычаги при этом-деньги, пресса, голоса избирателей,
переплавляемые во влияние. Выходцы из России- эмигранты и их потомки-
составляют по численности одно из наиболее заметных национальных мень-
шинств в США. Однако русского лобби как такового в США не было и нет*.
Что же касается самой России, то в ней, лоббирование иностранных интере-
сов на сегодняшний день ведётся более активно, чем своих собственных.
2. Общественное значение лоббизма.
Лоббизм имеет важное значение для различных сфер жизни общества.
При этом он вносит в жизнедеятельность любого общества как позитивные,
так и негативные последствия. Остановимся на основных «плюсах» и
«минусах» лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится следующее. Во-первых,
влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме»
органы государственной власти и управления, в определённом смысле кон-
курирует, соревнуется с ними, придаёт им большую динамику и гибкость.
В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать
то или иное лобби в своих интересах. Так, в Конгрессе США законодатели
официально сотрудничают с лоббистскими кадрами определённых заинтере-
сованных групп, что, бесспорно, только усиливает позиции законодательной
власти.
Во-вторых, лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданско-
го общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому- либо законопроекту, оказывается влияние на поли-
тику. Лоббизм в этой ситуации-своего рода соперник бюрократии. Учитывая
также, что государство в условиях становления рыночных отношений всё
больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интере-
сов различных социальных групп и слоёв, этот вакуум должен быть запол-
нен соответствующими структурами гражданского общества.
В-третьих, лоббизм создаёт возможности для обеспечения интересов мень-
шиства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления поли-
тического плюрализма.
В-четвёртых, лоббизм воплощает свой принцип свободы социальных него-
сударственных структур-ассоциаций, общественных организаций, слоёв и т.
п. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы,
обладая определённым выбором путей и средств подобного решения.
В-пятых, это средство применяется как своеобразное социально-политичес-
кое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех
или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям. При
таком подходе лоббизм выступает как способ активизации каких-либо про-
цессов и явлений в сфере политики.
В-шестых, он позволяет расширять информационную и организационную
базу принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на
*См.: Стуруа М. «Русскому лобби в США ещё предстоит родиться\\Известия 1992г.28 ноября
определённые «кричащие» проблемы. Лоббисты обеспечивают органы
государственной власти потоком информации по тому или иному вопросу,
который выносится на парламентское слушание, информируют законодате-
лей о том, что происходит на самом нижнем общественном уровне( и на
других уровнях). Поэтому они больше походят на торговцев информацией.
Через лоббирование придаётся интересам различных групп и слоёв острая
Злободневность, актуальность, социальная значимость,убеждаются власт-
ные структуры в приоритетном, оперативном и более полном их удовлет-
ворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма
подготовки и принятия соответствующих актов.
В-седбмых, лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодейст-
вия представительной и исполнительной властей. Разделение властей не
противопоставляет их друг другу, оно должно иметь рабочий характер.
Поэтому взаимопомощь министерских лоббистов и депутатских комитетов
-на пользу делу, она лишена корыстного интереса и вполне укладывается в
рамки нормальной политической жизни.
В-восьмых, лоббизм можно оценивать и как более широкое средство дости-
жения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения
между собой разнообразных интересов. Общепризнано, что лоббистские гру-
ппы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих
«хозяев»(государственных, классовых, частных и т.п.), как это ни странно на
первый взгляд, способствуют сохранению своего рода равновесия различных
сил, нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при при-
нятии управленческих решений, ведь в конце концов стержень лоббизма –
взаимовыгодное сотрудничество.
Лоббизм имеет достаточно серьёзные минусы. Во-первых, он может
стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам отечественным, т.е. реализовываться подаче как «непат-риотическое» средство.
Во-вторых, лоббизм выступает иногда проводником неправового воздейст-
вия(давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о его
видах(взяточничестве, коррупции и т.п.), которые подтачивают фундамент
власти.
В-третьих, лоббизм может служить фактором развития и защиты ведомст-
венности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы
удовлетворения «специальных интересов».
В-четвёртых, лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» наро-
довластных устоев общества, превращения демократических институтов
в мощьный инструмент отдельных властных групп.
В-пятых, лоббистские мероприятия выступают в определённых условиях и
в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает соци-
альная практика некоторых западных государств, результативность лоббиз-
ма большого бизнеса несравненно выше(главным образом в виду финансово-
материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту напряжён-
ности.
В-шестых, лоббизм зачастую блокирует действительно нужные упрален-
ческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных
интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих.
В-седьмых, это средство иногда существенно мешает стабильной и
оперативной государственной политике, ибо может быть направлено, напри-
мер, на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном
ослаблении другой и т.п.
В-восьмых, лоббизм может использоваться и в наиболее «прозаичных»
целях – как инструмент обогощения отдельных слоёв, элит.
« Лоббизм как таковой – это существование мощных групп людей у власти,
предпринимающих все возможные меры для перераспределения материаль-
ных ресурсов и благ в свою пользу»*.
Лоббизм, как и всякое иное социальное средство, может быть употребле-
но либо на благо всего общества(в конечном счёте, разумеется), либо в узко-
партийных, узкогрупповых и других «узких» интересах. Всё зависит от
социально-экономического, политического и культурного фона, от обстоя-
тельств, которые могут наделить лоббизм как плюсами, так и минусами.
Для того, чтобы он приносил пользу в большей степени всему обществу,
необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических
институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода
средств массовой информации, устойчивое гражданское общество и т.д.
Только при наличии данного набора факторов увеличиваются шансы на
использование лоббизма в общественных интересах, он начинает «работать»
в общесоциальных(общечеловеческих) режимах.
В условиях же экономического, политического и духовного кризиса, пере-
ходных периодов, непредсказуемости, когда каждый слой, класс, группа
стремяться «урвать» именно сейчас, лоббизм выходит из цивилизованных
границ и приобретает больше минусов, чем плюсов.
3. Особенности лоббизма в российском обществе.
Глубокие изменения в российском обществе привели к бурному форми-
рованию новых организованных, в том числе корпоративных, интересов
к нарастающей практике лоббизма, в первую очередь со стороны предприни-
мательских структур и различных общественных объединений.
Следует отметить, что это явление было характерно и для советского
общества, правда существовало в специфической форме. При слабых демо-
кратических традициях и нормах этот важный социальный институт был
деформирован, проявлялся в формах, присущих авторитарному обществу.
Жёстскость и однолинейность командно-административных структур прак-
тически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его
чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией,
*См.: Малютин М., Нещадин А. Лоббизм-всего лишь средство обогощения//Известия 1994.16.11.
«телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи
(но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые
политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению
цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».
И сегодня в России многое в этой области по-прежнему вызывает недоумённые вопросы. Так, за первые восемь месяцев 1992 года централь-
ные органы власти России приняли более 60 постановлений и распоряжений,
предусматривающих разного рода привилегии и исключения для некоторых
предприятий или регионов. В результате российская казна недополучила
несколько сотен миллиардов рублей. Какими принципами при этом руковод-
ствовались власти? Насколько их указания на сей счёт были согласованы
друг с другом, а главное- с возможностями государственного бюджета России? Наконец, насколько они целесообразны, кому выгодны и что полу-
чил в замен налогоплательщик(бюджет-то формируется за его счёт в основном)?* На все поставленные вопросы ответить нелегко.
В целях обсуждения отечественного и зарубежного опыта в сфере лоббиро-
вания в середине мая 1993года в Москве состоялась Международная конфе-
ренция «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». Среди
участников конференции был проведён опрос. Большинство из них (62%)
считают, что на сегодняшний день в России уже сложились условия для
развития лоббизма.**Для того чтобы данный «процесс пошёл» ещё актив-
нее, необходимо знать и умело применять наиболее употребляемые в миро-
вой практике средства и методы, с помощью которых достигаются цели
лоббизма.
В российском обществе уже оформились различные виды лоббизма.
Особенно можно выделить законодательное и исполнительное лоббирование.
Так, перед выборами в Федеральное Собрание Российской Федерации в
декабре 1995 года предприниматели ставили своей целью формирование
политического лобби, которое, придя к власти, в законодательных структу-
рах защищало бы свободу частной собственности и торговли. В связи с тем,
что здесь принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти
органы являются основной мишенью для лоббистов.
Что касается лоббизма в исполнительных структурах, то, по мнению боль-
шинства опрошенных участников названной выше конференции (65%),
именно в органах исполнительной власти Российской Федерации сегодня
чаще всего осуществляется лоббирование. Это связано с тем, что кардиналь-
ные вопросы в нашей стране законодательной властью пока ещё решаются
редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановле-
ния Правительства, которые играют доминирующую роль в системе право-
вого регулирования и имеют прямое действие. Особо здесь выделяется лоб-
бирование в Администрации Президента.
Социальная практика в России наиболее ярко демонстрирует негативную
сторону лоббизма.
*См.: Вяткин К. Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?//Российская газета 1993.14января.
**См.: Гульченко И. Эксперты- о лоббизме в России//Российская газета1993.27мая.
«Сегодня лоббизм,- пишет А. Луговская,- пронизывает все структуры
власти сверху донизу. Никем и ничем не контролируемый, наглый и дикий,
он стал в России реальной властью»*.
Частный бизнес, меняя структуру экономики, меняет и формы лоббирова-ния своих проектов в органах власти, доводя их до изощрённых преступле-
ний и прямого подкупа. Если раньше в условиях административно-команд-
ной системы управления непререкаемое «первое место» в ограниченном лоббистском соревновании занимали отраслевые лобби, то теперь всё больше и больше торгово-финансовый капитал нередко в тесном союзе с
мафией. «Самые сильные лоббисты, способные влиять на правительство,
президентские структуры и парламент,- отмечается в прессе,-это торгово-
финансовый капитал. Сфера его интересов ясна: максимальная либерализа-
ция внешнеэкономической деятельности, слом протекционистских барьеров
для ввоза в Россию импортных товаров, приватизация валютоёмкой промышленности(нефтяной и вообще сырьевой), введение частной собствен-
ности на землю».**
Условия разгосударствления, приватизации, передела собственности резко
активизировали «негативную» и преступную лоббистскую деятельность,
придали «второе, а зачастую третье дыхание» всем тем, кто хочет, пользуясь
властью и криминальными возможностями, отрезать от некогда общего
«государственного пирога» кусочек потолше и послаще. Как сказал по этому
поводу один высокопоставленный американский дипломат в Москве:
«Россия, несмотря на все передряги, остаётся супердержавой хотя бы потому,
что здесь прцветает суперлоббизм… Где ещё можно так спокойно, не опаса-
ясь ни морального осуждения общественности, ни сурового решения суда,
делить колоссальные куски госсобственности в своих интересах?»***
Ущерб от такого лоббизма(верно названного «диким»), у которого нет
очерченных законом рамок, определить невозможно. И когда чиновник
одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской груп-
пировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббиз-
мом и коррупцией весьма сложно.
В связи с тем что лоббизм создаёт широкий «веер» возможных послед-
ствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении.
Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании
механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитив-
ные, в использовании эффективных инструментов минимизации вредных
результатов от лоббизма и в наращивании позитивных, в утверждении
цивилизованных его начал.
Вероятно, лучше создавать легальные формы для лоббирования с тем,
чтобы их можно было хоть как-то контролировать. Вместе с тем надо отда-
вать себе отчёт в том, что абсолютного контроля над данным явлением
установить невозможно. Он многогранен, воплощается зачастую в уникаль-
ных формах.
*См.:Луговская А. Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994 21.06.
**См.:Кучеренко В. Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Российская газета1994.01.07.
***См.:Гололобов Н. Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные руки//
Независимая газета 1994. 27.09.
В различных странах, ввиду своеобразия демократического строительства,
существующих институтов и норм, пытаются найти свои пути в разрешении
проблемы упорядочения лоббистской деятельности.
Однако зарубежная практика наглядно свидетельствует, что существую-
щие способы оформления деятельности лоббистских групп пока ещё не поз-
воляют решить вопрос о том, как эффективно контролировать их, не нала-
гая в то же время излишних ограничений на общество, нуждающееся и
активно стремящееся к свободному развитию своего потенциала. По всей
видимости, России и здесь придётся пойти не всегда изведанными путями,
опираться на свой исторический опыт, культуру и жизненный уклад, на свои
национальные традиции.
Вместе с тем важно учитывать и имеющийся мировой опыт. В государст-
вено- правовом механизме Российской Федерации должна быть создана
действенная система защиты коренных интересов населения, особенно его
социально уязвимых слоёв. Это требует, с одной стороны, формирования в парламентской практике полноценного института лоббизма, позволяющего
обеспечить в принимаемых законах своеобразное равновесие сил, баланс
противоположных интересов в быстро развивающемся российском обществе
т.е. отображения в нормах закона компромиссного решения. С другой сторо-
ны, целесообразно учредить при парламенте специальную службу(сходную с
Исследовательской службой Конгресса США), которая в противоположность
лоббистскому подходу представляла бы законодателю свободный от каких-
либо оценок материал, необходимый для адекватного отображения в законе
разнообразных социальных интересов. Думается, что в любом случае специ-
альный закон о лоббизме нам тоже не помешает. Именно в нём можно будет
установить разнообразные юридические средства, упорядочивающие лоб-
бистские процессы. Торгово-промышленная палата России в июле 1994 года
провела «круглый стол», на котором обсуждался проект закона «О регулиро-
вании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной
власти». В феврале 1995 года Фонд развития парламентаризма России орга-
низовал и провёл «круглый стол», посвящённый проблеме институционали-
зации лоббизма. В частности, обсуждался законопроект о регулировании
лоббистской деятельности в России. Однако дальше разговоров и дискуссий
дело не пошло. И лоббистская деятельность в России остаётся пока не урегу-
лированной.
Полагаю, что российская действительность ещё долгое время вряд ли
позволит отечественному лоббизму стать одним из эффективных инструмен-
тов формирования демократической политики. Высокая степень коррумпи-
рованности, бюрократизм существенно влияют на методы лоббистской
деятельности. Кроме того, общественное сознание в России, имея глубокие
корни в общинной и социалистической психологии, с трудом пока восприни-
мает лоббизм, а слово «лоббист» зачастую используется как ругательное, с
аморально-криминальным оттенком. Сейчас в основном в лоббизме видят
лишь одну сторону- негативную, вкладывают в этот термин лишь «теневой»
смысл. Однако, если мы решили формировать гражданское общество, то от
лоббизма не уйти, ибо он выступает своеобразным спутником демократии.
Заключение.
Рассмотрев лоббизм как неоднозначный политико-правовой
феномен, можно сделать ряд принципиальных выводов.
Во-первых, сущность лоббизма заключается в оказании давления со сторо-
ны групп интересов на законодателей и других чиновников с целью приня-
тия выгодных для этих групп решений. Круг объектов лоббизма зависит от
сложившихся в стране норм и политической практики. В авторитарных
государствах, где парламент или отсутствует, или выполняет номинальные
функции, лоббисты направляют свои усилия на сотрудничество с фактичес-
кими законотворцами, т.е. чаще всего с правительством. И наоборот, там, где исполнительная власть имеет ограниченные полномочия в сфере законо-
творчества, лоббирование осуществляется в большинстве своём на парла-
ментском уровне.
Во-вторых, лоббизм оказывает противоречивое воздействие на общество и
государство. С одной стороны, он способствует «оздоровлению» общества за
счёт постоянного взаимодействия государства и гражданского общества и
соответственно согласования их интересов, а с другой стороны, он может привести к формированию криминального государства, отстаивающего
узкогрупповые интересы и нарушающего при этом стабильность в обществе.
В какой-то степени, негативные последствия лоббизма можно уменьшить
путём правовой регламентации этой деятельности.
Наконец, в-третьих, лоббизм в России по ряду объективных и субъектив-
ных причин, к сожалению, показал себя с негативной стороны. Однако оче-
видно, что без учёта этого феномена построить демократическое государство
и гражданское общество в России будет невозможно.
Список использованной литературы.
1. Бетец М.В. – Лоббизм в правотворческой деятельности// Правоведение 1998.№1.
2. Вяткин К. – Лоббизм. Поддаётся ли он контролю?// Российская газета 1993.14.01.
3. Гульченко И. – Эксперты-о лоббизме в России// Российская газета 1993.27.05.
4. Гололобов Н. – Премьер в роли суперлоббиста? «Газпром» переходит в частные
руки// Независимая газета 1994.27.09.
5. Кучеренко В. – Кто они, самые состоятельные и влиятельные//Росс.газета1994.01.07.
6. Ларин С. – Кто правит Америкой?...Лоббисты//Российская газета 1993.06.03.
7. Луговская А.-Дикий лоббизм становится в России реальной властью//Известия1994.
21.06.
8.Малютин М., Нещадин А.-Лоббизм всего лишь средство обогощения//Известия1994.
16.11.
9.Политология для юристов:Курс лекций/под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько/ М.:
«Юристъ», 1999.
10.Смирнов В.В., Зотов С.В.-Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые
проблемы// Государство и право. 1996.№1.
11.Современные Соединённые Штаты Аметики:Энциклопедический справочник.
М.,1988.
12.Стуруа М.- «Русскому лобби» в США ещё предстоит родиться.//Известия1992.28.11.
13.Словарь иностранных слов. М.,1988.