Логические законы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский Государственный Технический Университет

Институт экономики

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «ЛОГИКА»

Тема:

«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ»

Выполнил: Семёнов С.В.

Студент группы: Ю – 02 – 4

Проверил научный сотрудник: Ляшко Е.В.

Ангарск 2004 год

Введение.

Помимо законов материалистической диалектики человеческое мышление подчиняется еще законам логики. Вот основные законы логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Они используются при оперировании понятиями и суждениями, применяются в умозаключениях, доказательствах и опровержениях. Первые три были открыты Аристотелем, четвертый - В. Г. Лейбницем. Логические законы отражают в сознании человека определенные отношения, существующие между объектами, или отражают такие обычные свойства предметов, как их относительная устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же признаков. Законы логики отражают объективное в субъективном сознании человека, поэтому их нельзя отменить или заменить другими. имеют общечеловеческий характер, т. к. они едины для людей всех рас, наций, профессий. Основные логические законы сложились исторически в результате многовековой практики познания. Они отражают такие важные свойства правильного мышления, как его определенность, непротиворечивость, обоснованность, четкость мышления, выбор "или-или" в определенных "жестких" ситуациях. Кроме основных, существует много неосновных законов логики, которые надо выполнять при оперировании понятиями, или суждениями, или умозаключениями. Законы логики, как основные, так и неосновные в мышлении функционируют в качестве принципов правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и опровержения ложных суждений и ложных гипотез. Законы логики играют роль универсальных связей мышления и общих принципов любой мыслительной деятельности, выражающих требования методологического характера. Нарушение Законов логики приводит к логической ошибке - как непреднамеренной - паралогизму (от греч. paralogismos), так и сознательной - софизму (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка), хотя эти типы ошибок возникают и в других ситуациях.

Закон тождества.

Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчи­вое содержание». Соблюдение этого закона требует определен­ности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. Во время рас­суждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось.

Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке - подмене понятий, когда различные по смыслу понятия выдаются за тождественные, что ведет к подмене предмета рассуждения и, следовательно, к путанице и неясности. Перескакивание с одного определения понятия на другое, подмена данного содержания другим, смешивание понятий ведут к двусмысленности. В рас­суждениях некоторых ораторов трудно бывает понять, о чем идет речь, так как мысли оказываются расплывчатыми, неопределенны­ми. Иногда в споре один человек какое-либо понятие понимает так, а другой - иначе, поэтому разговор ведется согласно русской посло­вице: «Один про Фому, другой про Ерему». Вместо выяснения во­проса происходит его запутывание. Неопределенность мышления, нечеткое употребление понятий нередко возникают в связи с осо­бенностями речи. Одну и ту же мысль можно выразить с помощью различных слов, а это может привести к изменению первоначаль­ного смысла понятия, к подмене одной мысли другой.

Закон противоречия

Закон противоречия (непротиворечия) формулируется следующим образом: «Две противоположные мысли об од­ном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет»).

Речь оратора не должна на­поминать размышления восточного мудреца, к которому обрати­лись за советом два поссорившихся соседа:

И ты прав, Али. И ты прав, Ветал.

 Но тут вдруг раздался голос жены: Не могут быть правыми две стороны.

Ахмет, услыхавши такие слова, сказал ей:

Ну, что же?

Ты тоже права.

 Этот закон требует, чтобы в устной и письменной речи не было противоречивых суждений.

 Оратор обязан видеть конечную цель выступления, уверенно отстаивать свою позицию, уметь обнаружи­вать логические ошибки в выступлении своих оппонентов, вскрывать противоречия и непоследовательность в их высказываниях.

Закон исключенного третьего

Закон исключенного третьего предписывает: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истин­ным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ве­дется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом:

«Человек не может быть одновременно как здоровым, так и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает.

Соблюдение закона исключен­ного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дис­куссии - требование обязательное. Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях.

 Выполнение тре­бований закона исключенного третьего приучает оратора к по­следовательности и принципиальности мышления, т. е. умению четко формулировать тезис и подбирать аргументы, не вызы­вающие двойного истолкования.

Закон достаточного основания

Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Лю­бая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истин­ность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений и выводов, требует убе­дительного подтверждения истинности наших мыслей. Логика считает допустимыми в процессе рассуждений только обосно­ванные выводы, а выводы необоснованные относит к числу не­допустимых, ошибочных. Смешение фактической достоверности выводов и их логической обоснованности нередко приводит вы­ступающих к бездоказательным, нелогичным рассуждениям. Вторая причина подобных ошибок - это использование ложных, недоказанных, сомнительных предпосылок. Любой вывод (ис­тинный или ложный), полученный из ложных предпосылок, яв­ляется логически недопустимым. Обоснованность высказываний - важнейшее требование, предъ­являемое к речи. Анализ публичных выступлений показывает, что существенным недостатком их является обилие недоказанных ут­верждений, декларативность, наличие общих фраз и положений.

Основываясь на логических законах тождества, противоре­чия, исключенного третьего и достаточного основания, можно сделать вывод, что логически правильная речь должна быть определенной, непротиворечивой и обоснованной. Это озна­чает, что:

речь говорящего должна быть определенной, т. е. ясной, с четкими формулировками и конкретными выводами. Оратор не имеет права использовать туманные намеки, расплывчатые рас­суждения, двусмысленные замечания и необоснованно переска­кивать с одной мысли на другую;

речь оратора должна быть последовательной, без противо­речивых высказываний. Вся логика речи используется для ут­верждения выдвинутой точки зрения. Логичность речи - одно из требований культуры общения;

речь выступающего должна быть обоснована доказательст­вами, опираться на действительные факты, научно обоснованные истины, надежные источники информации.

Закон тождества гласит: «Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же определение, устойчи­вое содержание». Соблюдение этого закона требует определен­ности, точности формулировок. Закон запрещает произвольно и беспричинно менять содержание и объем понятия. Во время рас­суждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Каждое суждение сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось.

Закон противоречия (непротиворечия) формулируется следующим образом: «Две противоположные мысли об од­ном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Это означает, что закон противоречия не позволяет отвечать на поставленный вопрос в одно и то же время в одном и том же смысле одновременно «да» и «нет»).

Закон исключенного третьего предписывает: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истин­ным, другое ложным, а третьего не дано». Рассуждение здесь ве­дется по формуле «или - или», и никаких других вариантов нет. Этот закон был открыт Платоном и сформулирован следующим образом:

«Человек не может быть одновременно как здоровым, так и больным». Противоречащие суждения всегда выражают альтернативу, т. е. два понятия, одно из которых утверждает, другое это же понятие отрицает.

Соблюдение закона исключен­ного третьего для правильного ведения диалога, полемики, дис­куссии - требование обязательное

Закон достаточного основания относится к обоснованности речи (выступления) и формулируется так: «Лю­бая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истин­ность которых доказана ранее». Это значит, что любая мысль, высказанная в речи, должна обосновываться фактами, научными положениями, личным опытом.

Список литературы

1.     Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. Учебник. - М.:Интерпракс. 1994.-448 стр.

2.     Казаков А.Н.., Якушев А.О. Логика - I. Парадоксология: пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимназий. - М.:АО «Аспект Пресс».1994.-256 стр.

3.     Классическая логика: учебное пособие. - М.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.1996.-192 стр.

4.     Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика: основные принципы и проблемы. - М.: Политиздат. 1979.-286 стр.

5.     Логика: пособие для учащихся. - М.:Просвещение.1996.-206 стр.