Маргарет Тэтчер

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

КАФЕДРА ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ.

РЕФЕРАТ.

МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР.

Выполнил:

студент первого курса

юридического факультета

Шаповалов Роман

Проверил:

кандидат исторических наук

Полохало Юрий Николаевич

Санкт-Петербург 2001.

СОДЕРЖАНИЕ.

I. ВВЕДЕНИЕ                                                                        3-4

II. МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР                                                      5-34

      1. Детство                                                                            5-7

      2. Начало Политической карьеры. Замужество. Семья.       7-12 

           а) Наконец в парламенте                                                    9

           б) «Похитительница молока»                                         9-11

           в) Лидер консервативной партии                                 11-12

      3. Первый срок премьерства                                              12-20

           а) Выборы, приведшие к власти                                   12-24 

           б) «Тэтчеризм»                                                             14-17

           в) Фолклендская война                                                17-20

      4. Второй срок премьерства                                              20-24

           а) Еще одна победа тори                                              20-23

           б) «Мягкая революция»                                                23-24

      5. Ольстерский кризис                                                      24-27 

           а) Взрыв                                                                      24-25

           б) Анатомия Ольстерского вопроса                             26-27  

      6. Третий срок премьерства                                              28-33

           а) Взаимоотношения «Железной леди» и «горби»        28-30

           б) Великобритания и Европа                                        30-32

           в) Атмосфера юбилея                                                   32-33

       7. Отставка                                                                      33-34

     III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                          35-36

     IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                37

ВВЕДЕНИЕ.

       Политическая фигура Маргарет Тэтчер была очень популярна в конце 80-х годов нашего столетия. В России ее хорошо знали благодаря доверительным отношениям, которые она сумела установить с Михаилом Горбачевым. В годы начала советской перестройки  ее имя не сходило с газетных страниц – журналисты на все лады рассказывали о том, как эта женщина, будучи, премьер – министром, смогла провести, свою, британскую, перестройку. Ее ставили в пример, на нее равнялись – такова была политическая конъюнктура. Сейчас  можно смело сказать, что Маргарет Тэтчер – уже не в угоду конъюнктуре, а по значимости своего вклада в историю – войдет в нее как ярчайшая политическая личность.

        Восьмидесятые годы называют в Великобритании «тэтчеровским десятилетием». Тэтчер установила рекорд в британской истории XX века по длительности пребывания на посту  премьер – министра. В период 13 – летнего  правления консерваторов в 1951 – 1964 годах премьерами последовательно становились Черчилль, Иден, Макмиллан. Но Маргарет Тэтчер – не только выдающийся премьер – министр своего времени. Она была первой в Великобритании и в Европе женщиной, которая стала лидером консерваторов, а затем и главой правительства.

        Тэтчер стала известна всему миру как последовательный и беспристрастный борец с социализмом. Ведь именно после того, как в конце 70 – х годов Маргарет Тэтчер заявила о своей жесткой позиции в отношении Советского Союза, ее стали называть «железная леди». Тэтчер пришла к власти, когда в стране царили социалистические идеи. «Они пропитали английское общество настолько, что консерваторов сравнивали со сломанными тормозами в машине, несущейся в «светлое будущее».  На рынке труда условия диктовали всесильные левые профсоюзы, они препятствовали закрытию убыточных шахт и других нерентабельных предприятий. Шантаж правительства, а не рост производительности труда был  поводом для повышения зарплаты», - так писал об этом времени один из британских журналистов.  В 1979 году, когда Тэтчер только вступила в должность премьер – министра на забастовки ушло около 13 миллионов рабочих дней. К моменту ее ухода в отставку эта цифра снизилась в шесть раз.

        Политологи самых разных взглядов сходятся на том, что Тэтчер – политик милостью божьей. «Преобладающими качествами, на которых построена ее политическая карьера, стали – последовательность и стойкость. То, что она отстаивала в 1975 году, когда стала лидером консервативной партии, она отстаивает и сейчас. И эти же убеждения она пропагандировала в своих речах в течение 15 предыдущих лет», - пишет  английский политический журналист и писатель Б. Арнольд. Сама Маргарет Тэтчер так сказала об этом в интервью журналу «Огонек»: «Когда строишь планы на будущее, на более отдаленное будущее, нельзя отклоняться от намеченного  курса, как бы тяжело тебе не приходилось в каждый конкретный момент».

        Излюбленным выражением Тэтчер было: «Прежде чем спорить, как разрезать  пирог, нужно позаботится о том, чтобы его испечь». В этом был смысл проводимой ею экономической политики, направленной на создание условий для  «выпечки пирога». Главной задачей Тэтчер было обеспечить, как она сама говорила, «право человека работать так, как он хочет, тратить то, что он зарабатывает», «владеть собственностью и иметь государство в качестве слуги, а не в качестве хозяина».

        Проводимая Тэтчер политика была жесткой, но не догматичной. Маргарет Тэтчер была не только убежденным политиком, но и прагматиком – умела вовремя обнаруживать проблему и не редко вносила коррективы в экономическую политику. Постоянно уверяя, что «рынок действительно работает» правительство Тэтчер, тем не менее, прибегало к мерам госрегулирования экономики, оказывало поддержку некоторым оказавшимся в затруднительном положении компаниям.

        Не раз судьба Великобритании зависела от того, какое решение примет Маргарет Тэтчер. Про этого политика можно сказать, что она делала историю. Нужно отдать ей должное: твердость убеждений  Тэтчер позволила поднять международный престиж страны и укрепить ее экономику.

МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР

 

ДЕТСВО.

        Маргарет Робертс родилась 13 октября 1925 года в старинном городе Грэнтеме в графстве Линкольншир. Это был маленький тихий городок.
        Отец будущего лидера Консервативной партии, Эльфред Робертс, был бакалейщиком. Происхождение Маргарет не было характерным для людей, занимавших посты и партии тори. Но именно отец, основные жизненные принципы которого опирались на трудолюбие, усердие и чувство гражданского долга, сыграл решающую роль в ее вознесение в политике. «Я почти всем обязана своему отцу», - признавалась впоследствии Маргарет.
        Мать Маргарет, Беатрис Стивенсон, была портнихой. О ней говорили как о хорошей хозяйке, круг ее интересов находился в доме и церкви. Семья Робертсов жила скромно. Маргарет и ее старшая сестра, родившаяся четырьмя годами  раньше, росли почти в спартанской обстановке. Впоследствии, когда Маргарет стола премьер – министром, она скажет: «Именно то, чему я научилась в маленьком городке, в очень скромном доме, помогло мне победить на этих выборах».
        Отец считал, что свободное от работы  время дочери должны уделять своему развитию – читать, посещать лекции в местном университете.  «Мой отец держался убеждения, что жизнь – вещь серьезная. Нельзя сидеть без дела – таков был его главный девиз. Жизнь он понимал как притчу о десяти талантах. Раз у вас есть способности, то зарывать их в землю – ужасный грех. Ваш долг – улучшать свою участь, прилагая максимум собственных усилий, соревнуясь с другими», - так говорила о нем Маргарет.
        Маргарет (чего нельзя сказать о ее сестре) очень хорошо усвоила его науку. Привитые ей в детстве решительность и дух соперничества в дальнейшем не раз помогали ей в политической карьере.
        Ощущая недостаток собственного образования, отец Маргарет отдал ее в лучшую школу города. В 1930 году она поступила в обще образовательную школу графства в пригороде Хантинг – Тауэр.
        Отличаясь особым усердием и серьезностью, Маргарет сильно отличалась от своих сверстников. Мало того, она всегда казалась старше их: ее строгость и высокая требовательность к себе и окружающим отделяла ее от остальных. По сути, у нее не было школьных подруг, хотя она и стремилась их завести. Многие считали ее слишком самоуверенной, а некоторые сверстницы даже называли задавакой. Биографы Маргарет рассказывают, что, когда ей было девять лет, она стала победительницей на конкурсе стихов.  Когда учительница поздравила ее, сказав: «Тебе повезло, Маргарет», - та возразила: «Почему же повезло? Я победила заслужено!».
        Маргарет была очень любознательна. По вечерам она специально спускалась в лавку отца, что бы послушать его разговоры с приятелями о политике. Трудно определить, Маргарет родилась или стала политиком. По собственному признанию будущего лидера консерваторов, она с самого раннего возраста чувствовала, что политика у нее в крови. Как бы то ни было, уже в десять лет, в 1935 году она принимала участие в избирательной компании. Робертсы  тогда поддерживали кандидата от партии консерваторов Виктора Уоррендера, который одержал победу на выборах и прошел в парламент. Маргарет тогда выполняла функции связной, разносила документы Консервативной партии. Тем же она занималась и во время местных выборов.
        Когда Маргарет было одиннадцать лет, ее перевели в учебное заведение, готовившее выпускников к поступлению в университет, - Кестевенскую школу для девочек. Здесь она также проявила себя как одна из лучших учениц.
        Когда в сентябре 1939 года началась вторая мировая война, Маргарет было тринадцать лет. Война подействовала на нее очень сильно. Не смотря на то, что Грэнтем был очень маленьким городком, он значительно пострадал от бомбежек. В эти годы Маргарет сильно прониклась духом патриотизма. Тогда она осознала всю важность защиты Родины от врага. Как отмечают биографы, война укрепила ее политические взгляды как консерватора. Когда закончилась война, Маргарет было неполных двадцать лет, к этому времени она сформировалась как убежденный консерватор.
        Когда пришло время делать выбор дальнейшего пути, под влиянием одного из школьных учителей она решила стать химиком. Впрочем, Маргарет довольно быстро пожалела о выборе химии, что было для нее не характерно. Она захотела стать юристом. Однако впоследствии один из приятелей отца Маргарет, который был юристом, но вначале получил образование физика, сказал ей, что она сможет поступить также. Если ее первое образование будет научным, это только поможет ей в получении второй специальности – юриста. Маргарет эта мысль пришлась по душе, и она продолжила штудировать химию. Спустя много лет Маргарет скажет, что когда ей было 15 лет, она осознала, что «нет ничего такого, чего она не смогла бы сделать, важно лишь понять чего именно ей хочется».
        Амбициозности у нее было не занимать, и она поделилась своими планами с директором школы госпожой Гиллс: Маргарет хотела поступить в Оксфорд. Наряду с Самервилл – колледжем,  одним из старейших женских колледжей Оксфорда она на всякий случай подала заявление в государственный Ноттингемский университет. В итоге она оказалась принятой в эти два учебных заведения. Маргарет естественно решила продолжить обучение в Оксфорде.
        Не смотря на то, что занятия начинались только в девять утра, Маргарет приучила себя вставать в половину седьмого. Эту привычку она сохранила  и, будучи, премьер – министром. Она много занималась самостоятельно, особенно химией. В дневное время она находилась в лаборатории, а в вечернее – на лекциях. На ужин, который проходил у Маргарет в одиночестве, в то время у нее зачастую был ломтик хлеба или яйцо.

НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ. ЗАМУЖЕСТВО. СЕМЬЯ.

        Почему Маргарет хотела учиться непременно в Оксфорде? Главной причиной была близость этого учебного заведения к политике. Здесь учились будущие премьеры и министры Англии. К тому времени тринадцать будущих премьер – министров  Англии получили образование в Оксфорде. Именно в Оксфорде началась активная политическая деятельность Тэтчер. Она сразу же вступила в Консервативную ассоциацию Оксфордского университета (КАОУ).

        Когда закончилась война, Маргарет прошла уже половину обучения. Но было очевидно, что занятия химией ее интересуют меньше, чем политика. Именно в это время у Маргарет Тэтчер созрело желание баллотироваться в парламент. Но сначала, в 1946 году она станет президентом КАОУ.

        Это положило начало ее политической карьере. Это была первая победа Маргарет на политическом поприще. Работа в качестве руководителя  КАОУ стала занимать у нее еще больше – она спала по три, четыре часа. В результате, когда пришло время защищать диплом, она сдала экзамен удовлетворительно, без отличия, и была выпущена из университета со степенью бакалавра наук второго класса в области химии. Ее карьера химика была недолгой и продолжалась не более трех лет.

        Следующим жизненным этапом Маргарет стало участие в качестве главы Консервативной ассоциации выпускников в ежегодной партийной конференции  в 1948 году. На ней Маргарет получила предложение выдвинуть на предстоящих в 1950году выборах  свою кандидатуру в парламент от округа Дартвуд. Однако Маргарет фактически была обречена на поражение в Дартвуде, индустриальном округе, традиционно голосовавшем за лейбористов. Ее заслугой стало то, что большинство голосов, поданных в округе за представителя Лейбористской партии, сократилось на этих выборах примерно на треть. Растущая популярность консерваторов позволила им значительно уменьшить парламентское большинство лейбористов, хотя тори и потерпели поражение на выборах 1950 года.

        В 1948 году на той самой партийной  конференции, где была одобрена ее кандидатура на участие в парламентских выборах, Маргарет познакомилась со своим будущим мужем – бизнесменом Денисом Тэтчером. Он был убежденным консерватором, но не имел больших политических амбиций. Когда они познакомились, Денису Тэтчеру было тридцать три года,  в его жизненном багаже уже был один брак (Кстати, его первую жену тоже звали Маргарет). В сентябре 1951 года Денис сделал ей предложение, она ответила согласием. В этом же году Маргарет Робертс вышла замуж за Дениса Тэтчера и впоследствии стала известна всему миру именно под фамилией своего супруга.

        Бытует мнение, что Маргарет вышла замуж за Дениса из соображений практического характера. Она ведь не оставила свою затею получить юридическое положение, а устойчивое финансовое положение ее супруга позволяло это сделать. Оно же позволяло и безболезненно заняться политикой, поскольку теперь не надо было думать, как заработать на хлеб насущный. Так это или нет, но Маргарет впоследствии самка признавала, что средства Дениса позволили ей целиком посвятить себя политике. Сам же Денис говорит, что сразу потерял голову. «Меня привлекли те же качества, которые привлекают и сейчас, - сказал он, спустя двадцать пять лет, когда Маргарет стала лидером консервативной партии. – Она была красива, очень добра и умна. Кто бы мог, познакомившись с Маргарет, не быть сраженным ее личным обаянием и интеллектуальным блеском?».

        В августе 1953 года Маргарет родила двойню – мальчика и девочку, супруги дали им имена Марк и Кэрол. Конечно, Маргарет избежала участи обычной матери, проявив все свои усилия, чтобы получить юридическое образование и сдать спустя четыре месяца после рождения детей выпускной экзамен на адвоката.

        После замужества путь Маргарет в политику был облегчен. Она оставила работу, получила юридическое образование и начала вести адвокатскую практику. Она принимала активное участие в работе организации «Консервативные адвокаты».

        Маргарет решила специализироваться на налоговом праве, что в дальнейшем весьма пригодилось ей, - известно, что государственный бюджеты страны готовились при самом активном участии Маргарет Тэтчер. А налоговая политика была одним из основных рычагов, при помощи которых Тэтчер проводила реформирование экономики Британии.

НАКОНЕЦ В ПАРЛАМЕНТЕ.

В конце 50-х годов Маргарет Тэтчер с новой энергией взялась за свое продвижение в политике. Она твердо решила найти подходящий ее на выборах округ. Найти такой округ было нелегко, и она вновь направила всю свою волю и энергию на достижение цели. В 1957 году Тэтчер выразила намерение выдвинуть свою кандидатуру в одном из избирательных округов графства Кент, однако по итогам партийного голосования оказалась второй. Тогда она выставила свою кандидатуру в другом округе это же графства, но результат был тем же. Помимо обычного для консерваторов мужского шовинизма свою роль в этом сыграло и то, что Маргарет была матерью двоих маленьких детей. У многих взвыла сомнение ее будущая дееспособность в парламенте.   

            В том же году консерватор, который должен был выдвигаться в округе Финчли, отказался баллотироваться в парламент на будущих выборах. Маргарет принялась отстаивать этот округ. На место в Финчли претендовало более двухсот человек. В результате письменного конкурса было отобрано сначала двадцать два человека, а устная презентация сократила их число до четырех. Сюда вошла и Маргарет Тэтчер. Консерваторы нуждались в кандидате полном энергии. Они были обеспокоены ростом в этом округе симпатий к Лейбористской партии. Маргарет Тэтчер  была избрана кандидатом, что фактически означало ее избрание в парламент. Наконец в 1959 году, спустя  более десяти лет после первой попытки, она попала в британский парламент. Теперь перед ней был открыт путь в большую политику.

        Начало 60-х годов было не благоприятным для консерваторов. Популярность Макмиллана к 1963 году резко упала из за ряда связанных с правительственными деятелями скандалов и ухудшающегося экономического положения страны. Сам Макмиллан серьезно заболел и подал в отставку с поста лидера партии. В этих условиях победа лейбористов на парламентских выборах 1964 года была практически предрешена. Так оно и случилось. Новое лейбористское правительство возглавил Г. Вильсон. После выборов 1964 года Тэтчер вместе с остальными консерваторами пересела на скамьи оппозиции и была назначена теневым министром по вопросам жилищного строительства.

        В 1967 году Тэтчер стала членом теневого кабинета, таким образом, она стала первой женщиной в составе этого кабинета.              

           

«ПОХИТИТЕЛЬНИЦА МОЛОКА».

                                           

            В результате выборов 18 июня 1970 года к власти вновь пришли консерваторы во главе с Эдвардом Хитом. В том же году он назначил Маргарет Тэтчер на пост министра образования и науки.

        Начатая лейбористами реформа британской системы образования сводилась к принципу «образование для всех». Они выступали  за  стирание  различий между элитарными и массовыми школами, за повышение качества образования в государственных школах. Эта программа находила широкую поддержку у британцев. Консерваторы же выступали за дальнейшее развитие элитарных школ, за расширение частного сектора в образовании. Тэтчер, безусловно, также отстаивала эту позицию. Поэтому, как только Маргарет Тэтчер приступила к обязанностям министра образования, она направила все свои усилия на то, чтобы притормозить лейбористские реформы. Она отменила все решения лейбористского правительства о реформах, а проходившие для утверждения с мест проекты реформ, образно выражаясь, складывались в стол.

        Еще большее недовольство англичан вызвали другие меры Маргарет Тэтчер на этом посту. Дело в том, что консерваторы пришли к власти на последних выборах с обещанием снизить налоги. И когда рассматривались проекты, за счет каких источников можно это сделать, было принято решение о снижении расходов на образование. И Тэтчер приняла весьма не популярное решение – увеличить почти на треть стоимость школьных завтраков и ввести плату за молоко, которое раньше выдавалось детям бесплатно. По имеющимся расчетам, это дало возможность  сэкономить  ничтожную по английским меркам сумму в 8 млн. фунтов стерлингов. Но это решение имело, горазда большие последствия с точки зрения общественного мнения и формирования личного имиджа Маргарет. В прессе Тэтчер немедленно окрестили «похитительницей молока», а родители школьников писали о ее жестокости. Это были не легкие для нее времена, но она держалась.

        Между тем конфликт с учителями нарастал. Тэтчер отказалась повышать им зарплату, неоднократно посылала в школы комиссии по проверке «уровня грамотности» школьников, что свидетельствовало о ее недоверии преподавательскому составу. Ее политикой были недовольны также университеты и институты, которым в это время были сокращены государственные ассигнования. Дело дошло до того, что студенты стали организовывать демонстрации протеста. Слишком активная и самостоятельная  политика Маргарет Тэтчер на посту министра образования и наук начала не нравиться кабинету и лично премьер – министру. Чтобы смягчить ситуацию в системе образования Э. Хит назначил государственным министром образования (т.е. заместителем Тэтчер) опытного политического деятеля Нормана Джон – Стиваса. Для Маргарет это было унизительно. Между тем у нее хватило мужества сработаться с Джон – Стивасом. Впоследствии, будучи, премьер – министром, она предоставила ему пост лидера палаты общин и министра по делам искусств.

        Тэтчер находилась на посту министра четыре года – до февраля 1974 года. На это время были назначены новые парламентские выборы, в которых консерваторы потерпели поражение и вновь перешли в оппозицию. Однако Маргарет Тэтчер удалось сохранить свое место в парламенте. Эдвард Хит назначил Тэтчер споуксменом (оратором) партии в парламент по вопросам налоговой политики. Казалось, ее отодвинули на задний план. Но уже через год она бросила вызов самому лидеру консерваторов.                             

ЛИДЕР КОНСЕРВАТИВНОЙ ПАРТИИ.

«Забудьте, что я женщина»

        Консервативное правительство Хита, находившееся у власти с 1970 года, не преуспело в своих попытках полностью разделаться с профсоюзами, снять социальное напряжение в стране и улучшить экономическое положение Британии. Именно в эти годы страна как никогда нуждалась в эффективных реформах. В послевоенный период она стала переходить в разряд второстепенных держав, ее доля в мировом промышленном производстве сократилась на этот период вдвое. Престиж консервативной партии, правившей в XX веке дольше, чем любая другая, стал стремительно падать. В условиях, когда консерваторы получили меньшинство на парламентских выборах  1974 года, встал вопрос о проведении выборов лидера партии.

        Лидер партии Хит образовал комиссию под руководством бывшего премьер – министра А. Дугласа – Хьюма, которая должна была выработать условия выборов. Предложенные комиссией условия были достаточно жесткими, но Хит был вынужден согласится с ними. Согласно выработанным правилам, в первом туре победитель должен был набрать на 15% голосов больше своих соперников.

        Маргарет Тэтчер выдвинула свою кандидатуру на этих выборах. Это был  очень дерзкий поступок, ведь никогда еще женщина не становилась лидером партии. Это была трудная борьба «в разных весовых категориях». Хит пользовался поддержкой рядовых избирателей – консерваторов, молодежи и          мелкой буржуазии. Его поддерживало также большинство членов теневого кабинета. Пресса также была на его стороне и тут же развернула широкомасштабную компанию против Тэтчер.

        Главным козырем предвыборной компании Маргарет Тэтчер стало наличие своей программы выхода страны из кризиса, центральное место в которой занимали меры снижения инфляции и повышение эффективности экономики при уменьшении регулирующей роли государства.

        Результаты выборов повергли Эдварда Хита и его сторонников  в состояние шока. Маргарет Тэтчер досталось 130 из 276 голосов парламентариев – консерваторов, 19 – Хиту, 16 – богатому аристократу из Шотландии Фрейзеру. Узнав об итогах голосования, Хит сразу же подал заявление об отставке, таким образом, он снял свою кандидатуру на пост лидера партии. После того как стало известно, что Хит не будет принимать участия в выборах, свои кандидатуры выдвинули четыре политика. Самым серьезным из них был У. Уайтлоу.

        Голосование во втором туре 11 февраля 1975 года принесло Маргарет Тэтчер полное преимущество: ей отдали голоса 146 членов парламента,  Уайтлоу – 79.

        Консерваторы после двух подряд поражений на парламентских выборах (в феврале и октябре 1974 года) оказались в самом трудном с 1945 года положении. Существенно сократилось количество членов партии, под сомнение ставилась ее репутация как «единственной правящей». Нарастал партийный кризис. В этих условиях был нужен новый лидер – с радикальными взглядами, свежими идеями и решительностью. Все говорило за Тэтчер. И она стала таким  лидером. 

ПЕРВЫЙ СРОК ПРЕМЬЕРСТВА.

ВЫБОРЫ, ПРИВЕДШИЕ К ВЛАСТИ.

К началу 1979 года экономическое положение Англии значительно ухудшилось. Инфляция, которая было, снизилась с 20 до 7.5 %, вновь превысила 10-ти % отметку. Уровень жизни Англичан падал, заработная плата была ниже среднеевропейского уровня. Некогда могущественная, промышленная развитая Англия по уровню дохода на душу населения занимала место лишь во втором десятке. Снижались также производительность труда и качество производимого в стране промышленного оборудования. Падение жизненного уровня  вызвало мощную волну забастовок, в результате которых многие отрасли английской промышленности были практически парализованы. В Англии нарастал правительственный кризис. Находящихся у власти лейбористов, не имевших парламентского большинства до этого времени  поддерживали либералы и ряд других партий. Однако либералы стали отходить от лейбористов. Недовольство правительством высказали также парламентарии из Уэльса и Шотландии.

        Лидер оппозиции Маргарет Тэтчер сразу же воспользовалась сложившейся ситуацией и внесла вотум недоверия правительству.       Атмосфера в парламенте в день голосования по вопросу о доверии правительству была напряженной. До последнего момента не было ясно, выстоит ли лейбористское правительство. Что бы остаться у руля, лейбористскому кабинету не хватило одного (!) голоса – 310 парламентеров проголосовали за правительство, 311 – за вотум недоверия. Таким образом, премьер и возглавляемое им правительство были вынуждены уйти в отставку, чего не случалось в Англии на протяжении полстолетия. Новые выборы были назначены на 3 мая 1979 года.

        Конечно, Тэтчер хотела привести свою партию к власти. Манифест партии, который, по утверждению современников, она написала сама, был, по сути, программой возрождения страны. Первое, что обещала Тэтчер, - это снижение инфляции. Она не просто заявила о том, что рост цен замедлится, она предполагала добиться этого путем сокращения расходов на госаппарат. При этом отмечалось, что планы сокращений госассигнований не коснутся сферы здравоохранения. Предвыборная платформа консерваторов, которую озвучивала Маргарет Тэтчер, предполагала также востановле6ния стимулов для развития предпринимательства. В частности предполагалось снижение верхней границы налогов. Было заявлено также об уменьшении налогообложения низкооплачиваемых слоев населения. Основной тезис, всегда звучавший в предвыборных речах Маргарет Тэтчер, - свети до минимума вмешательство государства в экономическое развитие страны в целом и в деятельность каждой компании и каждого человека в отдельности. На этом строилась вся экономическая политика консерваторов. Развивая идею экономической свободы личности, Тэтчер выступала также за возможность человека стать собственником акций приватизированных предприятий, собственником жилья. Поэтому в ее предвыборной программе  было уделено внимание как к приватизации национализированных отраслей промышленности, так и  к расширению частного землевладения. Тэтчер говорила также о планах расширения аренды домов на более льготных условиях и предоставлении жилья молодым семьям. Эти обещания особо волновали англичан, уделяющих семье и домашнему уюту большое внимание.

        Несмотря на убедительную предвыборную компанию консерваторов, их победа на этих выборах до самого последнего момента не была очевидной. Сама же Тэтчер провела день на кануне выборов в своем избирательном округе в Финчли. 3 мая она получила большинство голосов избирателей, хотя с меньшим отрывом, чем раньше, от других кандидатов. Окончательные результаты выборов были впечатляющими – за консерваторов проголосовало 13 млн. 697 тыс. человек, за лейбористов – 11 млн. 532 тыс. а либералам отдали свои голоса 4 млн. избирателей. В итоге благодаря мажоритарной системе представительства консерваторам досталось 339 из 635 мест в парламенте. Такое парламентское большинство позволяло Тэтчер надеяться на претворение в жизнь своей политической программы.

        Итак, Тэтчер заняла резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит, 10. Тогда еще трудно было предсказать всю глубину социально-политических изменений, которые повлекло за собой это событие. Понятие «тетчеризм» и  «тетчеровская революция» появятся позже. Но многие в Англии уже тогда догадывались, что произошла не просто смена правительства.

«ТЭТЧЕРИЗМ».

Маргарет Тэтчер был нужен сильный кабинет министров. Конечно, он необходим любому премьеру, но она вкладывала в понятие «сильный» свой смысл. Тэтчер считала, что выполнить поставленные задачи сможет только «кабинет убежденных», - члены которого будут преданы ее идеям.

Тэтчер делила всех политиков на две категории: «одни из нас» и «одни из них». Это было ее любимым выражением на протяжении всей политической карьеры. А на вопрос, по какому принципу она разделяет людей на эти категории, она отвечала, что критериями являются трудолюбие, надежность с точки зрения личной ответственности и вера в философию в которую верит она.

Обладая большой политической интуицией, она понимала, что ключевые посты должны быть отданы верным сторонникам ее экономической программы, а другие портфели нужно раздать политикам, способным придать кабинету авторитет и влияние. Именно так она и поступила.

На пост канцлера казначейства был назначен Джефри Хау, как и Тэтчер, он был приверженцем монетаризма. Главным секретарем казначейства, первым заместителем  Хау стал Джон Биффен, министр промышленности – Кит Джозеф,  а министр торговли – Джон Нотт. В состав правительства вошли также политики, которые сыграют значительную роль в политической карьере Маргарет Тэтчер – Леон Бриттен, Нейджел Лоусон, Сессиль Паркинсон, Питер Рис. Все эти политики защищали интересы крупного бизнеса. На них и замыкается круг сторонников Тэтчер.

Из 22 членов первого кабинета министров Тэтчер 18 были в свое время в администрации Хита. Далеко не все из них одобряли предложенную премьер-министром экономическую политику. В итоге в первом кабинете Тэтчер оказалось лишь девять министров, на поддержку которых она могла рассчитывать. И примерно столько же  в его составе было тех, кто открыто выступал против концепций Тэтчер еще в ее бытность лидером оппозиции.

Первое правительство Тэтчер сразу же приступило к выполнению экономической программы тори, с которой они пришли к власти. Экономическая платформа, на которой строилась эта программа и получила название «тетчеризм», а ее последствия позже были названы «тетчеровской революцией». Она основывалась на принципах, которые провозгласила Маргарет Тэтчер в самом начале своей политической карьеры: свобода предпринимательства, сведение до минимума вмешательства государства в экономическую деятельность, снижение прямого налогообложения, стимулирование развития частного бизнеса, ликвидация монополий и развитие конкуренции.

Наиболее важным элементом тэтчеризма было неуклонное следование принципам монетаризма. Экономическая доктрина монетаризма пользовалась популярностью с начала 60-х годов, когда ее автор Мильтон Фридман, выпустил книгу «Капитализм и свобода». Суть этой теории, как ее интерпретирует английская пресса, в том положении, что причина инфляции кроется в превышении темпов роста количества денег, находящихся в обращении, над темпами увеличения экономического продукта. На это соотношение можно воздействовать с помощью политической воли, ибо правительство имеет техническую возможность контролировать выпуск денег в обращение и, следовательно, может уменьшить этот разрыв. Другая важная сторона теории монетаризма состоит в положении о том, что экономическая политика не должна ограничить свободу действий предпринимателей, вмешательство в механизм капитализма не является необходимым и может привести лишь к снижению продуктивности. Всякое регулирование экономики должно быть оставлено «свободному рынку».

Политика тэтчеризма проводилась, прежде всего, через формирование бюджета страны. Бюджет 1979-1980 годов был составлен при самом активном участии  Маргарет Тэтчер. Он ознаменовало собой кардинальное изменение финансовой политики государства. Прежде всего, это касалось налоговой политики. Предельная налоговая ставка на доход от работы по найму была снижена на 25%. Высшая ставка на доход от капиталовложений была снижена от 98 до 75%, что означало отмену введенной ранее лейбористами фактически полной конфискации крупных доходов. Теперь часть средств, поступавших ранее в доход государства, могла быть непосредственно направлена на развитие и модернизацию производства.

Но главное, на что был сделан акцент, - снижение государственных расходов. Тэтчер поставила задачу сократить затраты на 3.5 млрд. фунтов стерлингов на, так называемые, «тратящие министерства». На 10-20% были сокращены штаты сотрудников в каждом ведомстве, кроме министерств здравоохранения и обороны. В целом с 1979 по 1989 год число гражданских служащих уменьшилось с 732,3 тыс. до 567,2 тыс.

Вмешательство Тэтчер в деятельность министерств, от которых она требовала снижения штатов и расходов, было беспрецедентным. Она не доверяла штату министерств и зачастую проводила инспекции на местах. Причем Тэтчер ввела эту практику в систему.

Для повышения эффективности госуправления правительство Тэтчер провело  «менеджеризацию» государственного аппарата. В качестве советников для разработки или осуществления тех или иных мер привлекались менеджеры частных корпораций, в том числе иностранных. Так, для проведения модернизации черной металлургии, а затем и угольной промышленности был привлечен американский миллионер Я. Макгрегор, имевший репутацию безжалостного жестокого менеджера.

Побочным продуктом новой финансовой политики правительства стал всплеск инфляции и увеличение количества безработных. Однако второй бюджет был составлен на тех же принципах. Еще больше сократились государственные расходы на социальную сферу, а мелкому и среднему бизнесу были предоставлены новые льготы. Были предоставлены льготы на создание новых предприятий в зонах промышленного упадка. А третий бюджет был и вовсе «драконовским». Были сокращены на 3,5 млрд. фунтов займы государственному сектору и введены новые косвенные налоги (на бензин и машинные масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки).

В результате предпринятых правительством мер значительно повысилась стоимость жизни. Тысячи экономически бесперспективных фирм обанкротилось, не сумев, приспособится к новым рыночным условиям, промышленное производство упало на 9%. Промышленности приходилось развиваться в условиях спада, высоких учетных ставок (процентов за пользование кредитами) и почти без помощи правительства.

 Но главной проблемой был катастрофический рост безработицы. С одной стороны, оживление частного бизнеса создавало дополнительные рабочие места, с другой – разорение большей части мелких фирм, и освоение крупными промышленными компаниями новых технологий приводили к переизбытку рабочей силы. То есть вся Тетчеровская политика приводила к закономерному росту безработицы.

Глава правительства в своих выступлениях говорила, что реформы не могут на первом этапе дать эффективных результатов и рост безработицы неизбежен. Она сравнивала первые последствия реформ с действием лекарства, после приема которого, в конце концов, выступает выздоровление.

Однако и спустя пять лет после прихода к власти консерваторов количество безработных в Англии достигло рекордной цифры, превысив 3 млн. человек.

Хотя на монетаристскую политику  возлагались большие надежды, правительство Тэтчер вынуждено было, начиная с 1982 года существенно смягчить жесткость своего финансового курса.  Кроме того, Тэтчер так и не удалось добиться существенного сокращения государственных расходов. Расходы начинали снижаться по мере развития экономики в последующие годы, но в целом их уменьшение было очень не значительным.

В британском обществе начался социальный раскол. Рост безработицы и безуспешные попытки правительства ее остановить привели к усилению в обществе чувства отчуждения и появления концепции «двух наций» - имущих и не имущих. На правительство Тэтчер обрушился шквал критики. Против политики правительства резко выступили профсоюзы – они требовали отставки Тэтчер. Лейбористы внесли в парламент резолюцию о не доверии правительству, однако консервативное большинство смогло отклонить ее.

Несмотря на сложность экономического и политического положения, в котором оказалась Англия в первый период Тэтчеровских реформ, правительство демонстрировало приверженность выбранному им курсу и решительность в дальнейшем проведении реформ. Не смотря на это, позиции правительства Тэтчер были настолько шаткими, что неизвестно как бы сложилась  его дальнейшая судьба, если бы внимание Англичан не переключилось с внутренних проблем на внешнеполитические события 1982 года.

ФОЛКЛЕНДСКАЯ ВОЙНА.

«МЫ ДОЛЖНЫ ВОЕВАТЬ».

                         

2 апреля 1982 года Аргентина высадила свои войска на Фолклендские (Мальвинские) острова. Две с половиной тысячи аргентинских солдат вошли в столицу островов Порт – Стэнли и водрузили там свой флаг. Британское правительство сразу же заявило о непризнании этого акта на том основании, на том основании, что Фолклендские острова принадлежат Великобритании. Дипломатические отношения с Аргентиной были порваны.

До 1833 года эти острова принадлежали Аргентине, затем Англия их колонизировала. Территория островов составляла 12 тыс. км2, на них проживало 1800 человек, занимавшихся в основном разведением овец, поголовье которых в несколько раз превышало численность самих островитян.

Организация Объединенных Наций своим решением признавала колониальный статус этих островов и призывала путем переговоров изменить его. Переговоры об этом шли, и консервативное правительство сроило планы передачи суверенитета над островами Аргентине при условии их последующей сдачи в аренду Британии. Однако сама Тэтчер была категорически против передачи островов Аргентине, хотя она не была сторонницей полного прекращения переговоров.

Первыми карательными мерами правительства Тэтчер в отношении Аргентины были сокращение экспортных кредитов и импорта и замораживание Аргентинских активов в Англии, составляющих около 1.4 млрд. долларов.

Известно, что планы Аргентины в отношении островов не были для Англии неожиданными. Еще 19 марта Аргентина высадила на острове Южная Георгия  40 «сборщиков металлолома», - которые якобы намеривались демонтировать заброшенную китобойную базу. На самом деле это были переодетые в штатское аргентинские военные. Англия предложила Буэнос-Айресу либо обратится за разрешением на пребывание рабочих на острове, либо отозвать их. Аргентина проигнорировала это заявление.

Еще за месяц до высадки на островах аргентинских войск британский посол  в Буэнос-Айресе предупреждал правительство Англии о готовящихся акциях там, в отношении Фолклендов. Однако  на это сообщение из Лондона не последовало ни какой реакции. Кабинет министров и комитет обороны Британии до конца марта 1982 года даже не выносили на обсуждение фолклендский вопрос.

Конечно, Тэтчер не могла недооценивать намерения  Буэнос-Айреса. Ряд политиков, в том числе британских, утверждает, что конфликт на Мальвинах был сознательно спровоцирован Англией при союзничестве США, которые якобы обещали Аргентине поддержку в случае высадки на острова. Иначе, почему эта акция   Буэнос-Айреса не была вовремя пресечена?

Не оправдавшая себя в первые годы политика тетчеризма могла быть и вовсе повержена в случаи, если консерваторы проиграют следующие выборы. А разыгравшийся в стране экономический кризис явно не способствовал росту популярности тори. Будучи политиком, до мозга костей, Тэтчер с присущей ее интуицией, способностью оценить развитие событий и – самое главное – умением заставить обстоятельства работать на себя быстро поняла, что ей нужна победа в этой войне.

Когда Тэтчер созвала заседание кабинета, она была настроена весьма решительно. «Джентльмены, мы должны воевать», - сказала премьер-министр. Каждый из членов кабинета должен был сказать, согласен ли он с таким решением. Никто не возразил, и таким образом, ответственность за начало военных действий легла не лично на Тэтчер, а на весь кабинет министров. Вместе с тем, когда английские публицисты называют эту войну «тетчеровской», на это трудно что-либо возразить. Решение было принято авторитарно, под давлением премьер-министра. Приказ о подготовке эскадры и об ее отплытии был одобрен парламентом постфактум.

Одна британская флотилия, находившаяся на учениях у Гибралтара, получила приказ взять курс на Фолкленды, хотя, по свидетельству командира флотилии, на тот момент на борту не было даже карты островов. Из Портсмута  под звуки оркестров были отправлены авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес». В Атлантике к ним примкнули два десятка миноносцев, фрегатов и кораблей поддержки, образовав крупнейшую со времен второй мировой войны армаду. Впереди нее по направлению к островам шли четыре атомные торпедные подводные лодки.

Между тем Аргентина укрепляла свое военное присутствие на островах. Леопольдо Фортунато Гальтьери (президент Аргентины) издал приказ о возвращении на военную службу 80 тыс. недавно мобилизованных призывников. Непосредственно на острова было отправлено 10 тыс. солдат и офицеров. В целом Британии противостояли военно-морской флот из семнадцати боевых единиц, 130-тыс. постоянная армия и военно-воздушные силы, насчитывающие 20 тыс. военнослужащих.

Тэтчер сразу же образовала и возглавила военный кабинет, куда вошли некоторые министры и военные. Англия объявила об установлении вокруг Фолклендских островов 200-мильной запретной зоны. Министр обороны Джон Нотт предупредил, что любые судна внутри этой зоны станут объектом нападения.

«Идет битва между добром и злом. Это нечто значительно большее, чем война из – за Фолклендов и за спасение 1800 британцев, живущих там. Агрессия Аргентины – это вызов Западу. Война должна быть закончена, и она будет закончена», - такую оценку ситуации дала Тэтчер на конференции Консервативной партии Шотландии, после того, как 25 апреля английская эскадра подошла к острову Южная Георгия и высадила на нем свое десант.

2 мая второй по величине аргентинский корабль «Белграно», находившийся вне 200-мильной зоны вокруг Фолклендов, объявленной Англией запретной для Аргентинских судов, был торпедирован английской атомной подводной лодкой «Конвейер». Погибло 368 человек.

Это событие потрясло мир. Оно не объяснялось никакими военными соображениями. Крейсер не представлял непосредственной угрозы британскому флоту, поскольку он даже не направлялся в сторону Фолклендов. Однако в одном из интервью Тэтчер сказала, что он «он не направлялся в сторону от Фолклендов» и представлял опасность для британского флота.

Потопление «Белграно» обострило британо-аргентинский конфликт. Через два дня ракета «Эгзосе» французского производства, выпущенная истребителем-бомбардировщиком «Супер-Этандар», - попала в английский военный корабль «Шеффилд». Команда из 270 человек лишилась 22 из них.

До того, как был потоплен «Белграно», большинство европейских государств поддерживало Англию – они сократили торговые связи с Аргентиной и наложили жесткие экономические санкции в отношении Буэнос-Айреса. После этого события отдельные правительства заколебались. Ирландия выступила за посредничество ООН в урегулировании конфликта. Чтобы сохранить поддержку международной общественности Лондон согласился на посредничество ООН. Генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр в течение трех недель пытался найти дипломатические решения конфликта, но ни одна из сторон не шла на уступки.

Тэтчер отдала приказ о тотальном вторжении. 21 мая после интенсивного артиллерийского обстрела с моря и бомбардировки аргентинских позиций с воздуха на Фолклендские острова были высажены отряды английских десантников.

Военные действия были закончены 15 июня. Когда на Порт-Стэнли был выброшен белый флаг капитуляции, Тэтчер вышла на Даунинг стрит. «Сегодня Британия – снова Великобритания. Это великое оправдание всего того, что нами сделано».

Успехи Тэтчер во внешней политике значительно укрепили ее авторитет внутри страны. Эти два с половиной месяца полностью изменили ее политическое положение, с оппозицией Консервативной партии было покончено.

Популярность Маргарет Тэтчер росла. Если зимой 1982-1982 годов предпочтение Тэтчер отдавали, согласно опросам, 24% опрошенных, то в июне 1982 года правительство Тэтчер поддерживало 45,5%. И уже весной 1983 года, учитывая рост влияния консерваторов, принимается решение о назначении досрочных выборов в парламент.

ВТОРОЙ СРОК ПРЕМЬЕРСТВА.

ЕЩЕ ОДА ПОБЕДА ТОРИ.

                                                

        На кануне фолклендской войны большинство англичан были уверены в поражении Маргарет Тэтчер  на следующих выборах. Теперь ее шансы остаться на посту премьер-министра были почти стопроцентными. Мало того, что она укрепила свой авторитет в стране. Фолклендские события возвели ее в ранг ведущих мировых политиков, придали ее фигуре значительный вес в мировом масштабе.

Мнение  англичан теперь уже было другим. Большинству из них импонировала «твердая рука», - которая смогла бы обеспечить успех в делах экономики.

Досрочные выборы в парламент были назначены Маргарет Тэтчер на 9 июня 1983 года. Не смотря на очевидный рост популярности консерваторов, некоторые политические обозреватели  не исключали сюрпризов на этих выборах. В конечном счете, все зависело от успеха предвыборных компаний партий.

Предвыборный манифест тори главной задачей ставил снижение инфляции. Было заявлено о продолжении прежнего экономического  курса правительства, направленного на снижение налогов, установление контроля над государственными расходами, децентрализацию ряда промышленных отраслей. В области внешней политики Тэтчер высказывалась против одностороннего ядерного разоружения, за проведение которого выступали лейбористы.

В итоге на вопрос о том, какая партия имеет лучшего лидера в 1979 году называли консервативную партию только 35% опрошенных, а в 1983 году – уже 55%. Исход голосования был практически запрограммирован. Из 30 с лишним миллионов избирателей, 13 отдали свои голоса консерваторам, 11 – лейбористам. В результате голосования консерваторы получили 60% мест в парламенте. Теперь они располагали большинством в 144 голоса.

Победив на выборах, Тэтчер решила укрепить свои позиции, произведя значительные перестановки в правительстве. Наиболее серьезным был вопрос о том, кто станет министром финансов. Учитывая сложность предстоящих экономических преобразований, Тэтчер подобрала на пост канцлера казначейства очень компетентного человека. Н. Лоусон, занявший этот пост отличался глубоким знанием экономических проблем. Как и сама премьер- министр она получила образование в Оксфорде, где его знали как одного из самых способных студентов.

Министром торговли и промышленности стал яркий, знающий, способный политик С. Паркинсон. Это был давний сподвижник Тэтчер, отличавшийся своим лояльным отношением премьер-министру.

Говоря о формировании, Тэтчер кабинета, можно подвести итог: в него вошли три новых министра, десять министров заняли другие должности в правительстве, а всего в нем было произведено более 60 перемещений. В результате этих перестановок Тэтчер получила «правительство убежденных деятелей», - о котором мечтала с 1979 года.

Однако на пути премьера оставалось главное препятствие – деятельность профсоюзов. Власть тред-юнионов в Англии в последнее десятилетие была очень сильна. Хит в годы своего премьерства признался, что страной правит не правительство, а профсоюзы. Очевидно, что деятельность трудовых союзов, направленная на улучшение социального обеспечения рабочих, не только противоречила политике премьера, но и мешала осуществления ее планов по выводу экономики из кризиса.

Главным в программе Тэтчер в те годы наряду со снижением инфляции, было обуздание деятельности профсоюзов. В годы своего второго премьерства Тэтчер с новой силой взялась за борьбу с профсоюзами. В 1984 году был принят Билль о профсоюзах, предусматривавший обязательное тайное голосование трудящихся перед забастовкой, ограничение политических фондов профсоюзов и ряд других  жестких мер, которые пришлись как никогда кстати – в этом же году в Англии началась крупнейшая после 1926 года стачка углекопов. Это было самое трудное испытание для правительства со времен его прихода к власти.

В 1984 году Национальное управление угольной промышленности  (НУУП) объявило о планах закрытия ряда нерентабельных шахт. Вызванная планами правительства по закрытию шахт стачка профсоюзов 1984-1985 годов была крупнейшей за последние полстолетия в Европе.

Тактика, которую избрала Тэтчер в борьбе с профсоюзами, была гениальной. Премьер-министр исходила, во-первых, из того, что к забастовке шахтеров необходимо тщательно приготовится, чтобы она не смогла нанести существенного урона экономике, а во-вторых, из того, что бастующие должны оказаться в моральной изоляции от общества.

Для реализации первой задачи  правительство заблаговременно предприняло ряд мер. Члены кабинета понимали, что забастовка продлится не один месяц, поэтому по распоряжению правительства  у электростанций были созданы дополнительные запасы угля в объеме 20 млн. тонн, что было достаточно для пяти месяцев работы. Они также были подготовлены  для работы на жидком топливе. Кроме того, были найдены емкости для транспортировки угля в случаи, если его придется импортировать. Правительство договорилось с водителями частных грузовиков о его перевозках.

Что касается морального аспекта, Тэтчер взяла на вооружение не только противопоставление лидеров профсоюзов их рядовым членам, но и самих профсоюзов – предпринимателям. Смысл ее заявлений заключался в следующем: менеджеры стремятся к эффективному управлению угольной промышленностью, интенсивному и прибыльному труду, а профсоюзы, в особенности их лидеры, хотят сохранить убыточные шахты за счет налогоплательщиков.

1 марта 1984 года Национальное управление угольной промышленностью объявило о закрытии одной из шахт Южного Йоркшира – Кортонвуд. Отделение Национального профсоюза горняков в Кортонвуде проголосовало за проведение стачки всего Йоркшира. Первоначально из общего числа шахтеров в стране – 195 тыс. – в забастовке приняло участие 150 тыс.

До определенного времени, не вмешиваясь непосредственно в ход забастовки, Тэтчер в июле отрыто призвала предпринимателей использовать в разрешении конфликта с бастующими шахтерами принятое накануне антистачечное законодательство.

Выждав до осени, правительство пошло в наступление на горняков. В конце сентября 1984 года судья Верховного суда Британии объявил о незаконности стачки и пикетировании, поскольку они были начаты по решению исполкома профсоюза горняков, а не в результате голосования всех членов профсоюза. Лидеру профсоюзного движения шахтеров Скаргиллу было дано «на размышление» 5 дней. Убежденный сторонник классовой борьбы «не предал интересов своего класса». В результате он был оштрафован на 1 тыс. фунтов, а Национальный профсоюз горняков на 200 тыс. фунтов.

Зимой 1984-1985 годов забастовка пошла на убыль. А 5 марта 1985 года Национальный профсоюз горняков принял решение об организованном  завершении забастовки, длившейся 51 неделю. В результате акции протеста горняков страна недополучило угля на 2млрд. долларов. Но главное было то, что профсоюз горняков потерпел поражение.

Оценивая значение антипрофсоюзной политики Тэтчер, политологи сходятся в одном: в результате профсоюзы были исключены из участия в формировании политики. Теперь препятствия для реализации экономической программы Тэтчер были устранены.

«МЯГКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ».

              

Второй срок премьерства Тэтчер считается важнейшим этапом создания общества «народного капитализма». Именно в эти годы была реализована знаменитая тэтчеровская программа приватизации. Создание этой программы логически вписывалось в контекст экономической политики, проводившейся Маргарет Тэтчер еще в годы первого премьерства. С одной стороны она явилась продолжением этой политики с другой – была вызвана велением времени.

Некоторые британские историки выдвигают мнение, что программа приватизации возникла в итоге невозможности бороться другими средствами с огромным дефицитом, создавшимся в результате деятельности национализированных лейбористами отраслей промышленности. Причем программа приватизации стала первой в цепи программ, закономерно возникших впоследствии именно как реакция на кризис в той или иной сфере управления.

В ходе тетчеровской денационализации было приватизировано более пятидесяти крупных государственных компаний. Если в 1979 году на национальные отрасли, по официальным данным, приходилось более 10% валового продукта и более 8% всех занятых, то в 1988 году – соответственно 4 и 5,5%. В 1980 году национализированные  отрасли получили 3 млрд. фунтов госсубсидий, в 1987 – 300 тыс.

Программа «народного капитализма» приобрела поистине грандиозный размах. Активная широкомасштабная продажа акций бывших государственных компаний началась после приватизации в 1984 году компании «Бритиш Телеком». Акции этой компании приобрело более 2 млн. человек, акции «Бритиш Гас» (1986) - более 4,5 млн. В целом число держателей акций увеличилось в стране с 2 млн.  в 1979-1980 годах до 4,5 млн. в 1985 году, 9 млн. в 1987 году  и 12млн.  в 1989.

М. Хезелтайн, видный деятель консервативной партии, назвал процесс приватизации «существенной перекачкой богатств», «мягкой революцией».

Последовательно отстаивая идею не только экономической, но и личной независимости человека, Тэтчер  выступала также за продажу муниципальной собственности. Число частных домовладельцев в Британии за период премьерства Тэтчер стало одним из самых больших среди промышленно развитых стран.

Тэтчер по-настоящему сделала ставку на экономические потенции малого бизнеса – инициативу, гибкость, способность к быстрому освоению технических новшеств. Численность предпринимателей, нанимавших от 1 до 10 рабочих, увеличилась в обрабатывающей промышленности с 62,5 тыс. в 1979 году до 105,9 тыс. в 1988.

 ОЛЬСТЕРСКИЙ КРИЗИС.

ВЗРЫВ.

12 октября 1984 года в курортном городке Брайтон должна была открыться конференция Консервативной партии. Накануне вечером состоялся большой прием в «Гранд-отеле», лучшем в городе.

В ночь перед конференцией Тэтчер работала в своих апартаментах в «Гранд-отеле» над докладом, с которым собиралась выступать на конференции. Она завершила работу  в кабинете и, уже было, собралась идти в ванную. Но в это время в кабинет постучался и вошел Робин Батлер, ее главный личный секретарь, с просьбой подготовить еще один документ, который будет необходим завтра.

Тэтчер взяла документы и села в кресло к окну. В этот момент раздался оглушительный взрыв. Куски бетона, стекла посыпались на улицу, тонны обломков рухнули в вестибюль, где всего несколько часов назад находились сотни деятелей консервативной партии. Бомба, весившая около 20 (!) фунтов разрушила четыре этажа отеля.

Тэтчер спас случай. Если бы помощник не зашел к ней накануне, она была бы уже в ванной, где в результате взрыва обрушился потолок. Всего погибло пять человек, один смертельно ранен. Ранения различной степени тяжести получили 30 человек.

Несколько часов спустя на дублинской радиостанции раздался звонок, и ответственность за взрыв взяла на себя Ирландская республиканская армия (ИРА), добивавшаяся освобождения Северной Ирландии от британского господства.

Взрыв в Брайтоне способствовал усилению решимости Маргарет в борьбе с терроризмом. Этот террористический акт был самой дерзкой акцией ИРА с тех пор, как она возобновила борьбу за изгнание Британии из шести графств Северной Ирландии. За двенадцать лет до взрыва в Брайтоне в результате террористических актов ИРА было убито более 80 и ранено 1300 человек. В 1973 году во время двух взрывов, в том числе на Трафальгарской площади, было ранено 243 человека. В марте 1979 года во время взрыва автомобиля погиб Айри Нив, теневой министр по делам Северной Ирландии и один из ближайших соратников Тэтчер. В августе того же года погиб на своей яхте в результате взрыва бомбы лорд Маунтбеттен, фельдмаршал, один из героев второй мировой войны, член королевской семьи. Вместе с ним погибли еще трое, и столько же было ранено. В начале 80-х годов террористические акции ИРА участились: в феврале 1980 года был убит британский полковник, который служил в ФРГ; в ноябре 1981 года ИРА расправилась с депутатом британского парламента от Белфаста преподобным Робертом Брэдфордом; в июле 1982 года были взорваны две бомбы в центре Лондона, убиты 4 солдата и 7 музыкантов; в декабре 1983 года бомба взорвалась перед одним из лондонских универмагов: убиты 5 человек ранены 80. Однако до этого времени премьер-министр никогда не был целью ИРА. Исключением было лишь, планировавшееся в 1974 году покушение на Эдварда Хита, которого он избежал.

АНАТОМИЯ ОЛЬСТЕРСКОГО ВОПРОСА.

Северная Ирландия, а точнее, Ольстер провинция на севере острова Ирландия, в раннее средневековье была самостоятельным королевством. В конце XII века Ольстер был официально подчинен английской короне. С XVI века он становится одной из провинций Ирландии, однако впоследствии вся Ирландия была колонизирована Великобританией. По англо-ирландскому договору 1921 года Ирландия получила статус свободного государства, но большая часть провинции Ольстер осталась под властью Великобритании.

Как пишут британские источники, население Северной Ирландии составляет около 6% от общего числа населения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Большинство жителей Северной Ирландии – 1 млн. из 1,6 млн. – составляют протестанты, которые согласны с тем, что Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства и хотят остаться в его составе. Активисты католики выступают против этого. В основу их борьбы положен тезис об освобождении Северной Ирландии от британского присутствия и объединении с остальной частью острова Ирландия.

Ирландские боевики рассчитывают, что смогут при помощи террора заставить британское правительство отказаться от участия в делах Северной Ирландии, дать возможность католикам и протестантам дать самим договориться и в перспективе добиться объединения Ирландии. Лидеры ИРА уверены, что затраты на содержании армии в Северной Ирландии, международное давление на Лондон, страх англичан перед террором заставит наконец британское правительство вывести армию из Ольстера.

ИРА всегда была самым большим врагом британского правительства. И Лондон вел свою борьбу против террористов также исключительно жестоко. В Белфасте, где насилие обрело наибольший размах и в Лондондерри по улицам курсировали бронетранспортеры с войсками, а пешие патрули совершали обходы кварталов. В Белфасте в интересах безопасности были перепланированы целые районы. Новые жилые массивы планировались без небольших переулков и потайных проходов, каких было много в старых кварталах.

Тэтчер была твердо убеждена, что терроризм не может быть оправдан ни в каких интересах  и борьба с ним должна вестись повсеместно.

В мае 1984 года группа политиков-националистов предложила комплекс рекомендаций по воссоединению Ирландии и предотвращению «насилия, анархии и хаоса». Документ, получивший название «Доклад Нового ирландского форума», предполагал создание единого государства со столицей в Дублине, с новой конституцией. В докладе предлагалось два других возможных решения – федеративное устройство государства с правительствами в обеих столицах (Лондоне и Дублине) и единым президентом  или установление совместного управления Северной Ирландией. Нор ни один из вариантов не устраивает британского премьер-министра.

ИРА снова начала набирать силу – ее политическое крыло сумело провести в парламент своего лидера. Это говорило о необходимости срочно возобновить переговоры с Лондоном. Коллеги Тэтчер уговорили ее пойти на это.

Стороны пришли к соглашению спустя год после возобновления переговоров. В ноябре 1985 года в замке Хиллсборо под Белфастом  Тэтчер и Фицджеральд подписали англо-ирландское соглашение. Этот документ подтверждал, что любое изменение статуса Северной Ирландии требует согласия большинства, а также то, что нынешнее большинство не хочет никаких изменений. Если в будущем большинство выступит за объединение Ирландии, стороны пообещали пойти на это. Как политическое решение, соглашение зафиксировало принцип передачи власти – постепенный  переход управления от Британии к местным властям. Было принято также решение о формировании британо-ирландского органа – Межправительственной конференции.

Достигнутое соглашение не устраивало только протестантов-лоялистов Северной Ирландии, лидеры которых расценили допущение консультативной роли Дублина как полную эрозию британского господства. Впоследствии они оказывали давление на Маргарет Тэтчер, чтобы она отошла от данного соглашения. Но она не пошла на это в надежде, что подписанное соглашение остановит разгул террора.

Но надежды премьер-министра не оправдались. Когда спустя чуть больше года руководству ИРА стало понятно, что со времени подписания соглашения ничего не изменилось, ее активисты стали негодовать. С 1987 по 1989 год прошла очередная волна убийств.

За годы правления Маргарет Тэтчер подход Британии  к вопросам Северной Ирландии изменился к лучшему, считает ее биограф Крис Огден. «Когда дело касалось ИРА, Тэтчер была сурова, на что имелись личные и государственный причины, но и движение вперед пошло при ней интенсивнее, чем при Вильсоне или Хите. Помогли и усилия, предпринимавшиеся ею в области и Британской экономики. Лондон смог тратить больше на улучшение положения на севере, а это значит, что, несмотря на ослабевающее напряжение и экономические проблемы, повседневная жизнь католиков Северной Ирландии стала легче».

ТРЕТИЙ СРОК ПРЕМЬЕРСТВА.

Третьи выборы были для Маргарет Тэтчер более трудными, чем прежние. Не могли не сказаться неудачи, постигшие ее во время второго премьерства. Кроме того, в первый раз она стала премьер-министром в условиях, когда стране был нужен новый лидер, во второй – на волне фолклендской победы. Сейчас же все чаще стали раздаваться голоса о том, что Тэтчер исчерпала свои возможности как премьер-министр. Понимая, что на этот раз ей будет сложно победить, она начала готовится к выборам за полтора года.

Тэтчер объявила на заседании кабинета министров, что  выборы состоятся 11 июня 1987 года. Она удачно подобрала время, так как оно совпало с победой тори на муниципальных выборах, что сыграло большую роль в формировании мнения избирателей о том, какая из партий является лидирующей.

Говоря об успехах консерваторов, Маргарет Тэтчер неизменно подчеркивала, что это лишь начало, и планы тэтчеризма предусматривают меры  дальнейшего роста экономики страны. А для осуществления этих планов правительству необходимо время.

Между тем сложным оказался вопрос о социальной политике Тэтчер. Тэтчеризм практически полностью исключал это понятие, и последствия политики консерваторов в последние годы вызвали недовольство социально незащищенных слоев населения. Первое, о чем заявила Тэтчер, - это о снижении инфляции как о факторе, который помог сберечь средства наименее обеспеченных людей. Но главное – еще в ноябре 1986 года канцлер казначейства Лоусон внес в парламент «мини-бюджет», предусматривающий выделение 1,7 млрд. фунтов на социальные нужды и 1,3 млрд. дополнительно   на здравоохранение.

В результате голосования Консервативная партия получила 42,3% голосов, лейбористы – 30,38%. Вместе с тем, поскольку на выборы пришли лишь 75% избирателей, консерваторов поддержало только 32% населения страны, что говорило о снижении их авторитета.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНОЙ ЛЕДИ» И «ГОРБИ».

Уверенность, с которой Маргарет Тэтчер подошла к третьим выборам во многом объяснялась установившимися у нее прочными отношениями с такими влиятельными политическими лидерами, как Рональд Рейган и  Михаил Горбачев.

Она смягчила свои позиции по отношению к Советскому Союзу, осознав, что какова бы ни была разница между принятыми в Англии и СССР образом жизни, «мы должны жить вместе, либо мы вместе умрем». На практике проявленная Тэтчер гибкость во внешней политике и, в частности, в перемене ее отношения к СССР выразились в тесных контактах с новым советским лидером Михаилом Горбачевым.

Первая встреча Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачева состоялась в декабре 1984 года. Тэтчер решила провести встречу с одним из потенциальных советских лидеров. И выбор пал на Михаила Горбачева. Местом переговоров была избрана загородная резиденция в Чекерсе, что подчеркивало особое расположение премьер-министра к будущему гостю.

Между ним и Маргарет Тэтчер сразу же установились доверительные отношения. Во время беседы Горбачев действовал совершенно независимо, не обращался ни к одному из своих помощников. Его манера, так сильно отличавшаяся от поведения прежних советских руководителей, вызвала расположение британского премьер-министра. Однако их встреча не была безоблачной. Она обнаружила ряд существенных расхождений во взглядах, которые и впоследствии оставались между ними. Вместе с тем, они согласились, что нет смысла побуждать друг друга к пересмотру политических систем двух стран.

Горбачева беспокоила СОИ (американская стратегическая оборонная инициатива). Тэтчер волновал вопрос контроля над вооружениями. Их взгляды расходились в вопросах обороны и прав человека. Эти расхождения приводили к вспышкам дискуссий. Жаркие дебаты, даже с повышением голоса, станут нормальной практикой в общении двух лидеров.

В ходе встречи с Горбачевым в 1984 году Тэтчер поняла, что он представляет собой одного из самых перспективных советских политиков. Она сказала, что «с ним можно иметь дело» и в дальнейшем в советском руководстве отдавала ему полный приоритет.

К тому времени, когда спустя три месяца умер Черненко, в политическом багаже Маргарет Тэтчер уже имелось личное знакомство с новым советским лидером – Михаилом Горбачевым. Она сразу же отправилась в Москву на похороны и  вместе с руководителями других стран стояла на морозе перед Мавзолеем Ленина.

На март 1987 года, за два месяца до выборов в Великобритании, был запланирован официальный визит Маргарет Тэтчер в Москву. Политические наблюдатели считают, что этот визит она с блеском использовала для своей избирательной компании 1987 года. Она очень тщательно готовилась к встрече с Горбачевым, понимая, что их предыдущие встречи, не носившие характера официальных, были лишь репетицией перед настоящим диалогом.

Маргарет Тэтчер прибыла в Москву в конце марта 1987 года. На их встрече присутствовали только по одному стенографисту и переводчику с каждой стороны. Тэтчер и  Горбачев практически полностью расходились во взглядах по существу обсуждаемого вопроса. Тэтчер твердо убеждена в том, что Европа обязана миром с 1945 года ядерному оружию, считала это оружие лучшей гарантией безопасности Запада. Горбачев же подробно изложил советскую программу системы всеобщей безопасности, центральным моментом которой было сокращение, а затем и полное уничтожение ядерного оружия.

Тэтчер настаивала на том, что английские ядерные силы независимы и не могут учитываться в советско-американских переговорах. Кроме того, они весьма не значительны по сравнению с советскими, говорила Тэтчер.

Считается, что в отношении ядерного оружия Тэтчер занимала самую жесткую позицию среди лидеров Западной Европы. Кроме прочего, это объяснялось также несогласием ослабить ту сторону внешней политики, которая принесла ей прочную поддержку избирателей, не согласных с лейбористской программой одностороннего разоружения. Тэтчер поддерживала идею многостороннего разоружения, но не любой ценой. Но в целом «перспектива неядерной Европы, не говоря уже о безъядерном мире, наполняла ее ужасом», - пишет британский политолог М. Холмс.

После этого визита принесшего ей большую поддержку соотечественников, Тэтчер еще не раз встречалась с Михаилом Горбачевым. Они так и не находили взаимопонимания в вопросах о ядерном оружии, но Тэтчер активно поддерживала все начинания СССР в вопросах перестройки.

Между двумя лидерами, имя каждого  из которых вошло отдельной строкой в мировую историю, самым очевидным сходством было то, что за границей их ценили выше, чем дома.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ЕВРОПА.

90-е годы выдвинули перед премьер-министром нелегкие задачи. Конец «холодной войны», на фронтах которой сражалась Тэтчер, поставил ее перед необходимостью либо приспосабливаться к процессу, либо смерится с тем, что она рискует остаться за бортом, пока советский блок отходит от коммунизма. Не легко было подавить и свое глубоко укоренившееся неприятие интеграции с Европой.

Тэтчер никогда не была фанатичным сторонником членства в Европейском сообществе. С одной стороны, она критиковала лейбористов за «еврофобию», с другой – социал-демократов за «еврофанатизм». Последние подвергали критике премьер-министра за нежелание внести британский вклад в дело возрождения Европы, а также за то, что она относится к Европе как к, своего рода, «конторе, где обращаются «наши деньги».

Как отмечают политологи, главной необъявленной целью Тэтчер было воспрепятствовать превращению Сообщества в западноевропейское федеральное государство и таким образом способствовать сохранению британского суверенитета. Именно эта цель и определяла политику Маргарет Тэтчер в отношении  Европейского сообщества. Она же и стала камнем преткновения на пути ее долгой политической карьеры. В вопросах европейской интеграции политическое чутье Маргарет Тэтчер стало ей изменять.

Она решительно отвергала мысль о политической интеграции стран – членов Европейского сообщества. Наиболее ярко позиция британского премьер-министра в отношении ЕС была изложена в ее речи 20 сентября 1988 года в Брюгге. По мнению Маргарет Тэтчер, основополагающим принципом взаимоотношений между европейскими странами должно стать «добровольное и эффективное сотрудничество между независимыми суверенными государствами». «Надо ценить свое национальное лицо не меньше, чем наши общеевропейские усилия», - заявила она.

Британский премьер министр обратил особое внимание на то, что совместная деятельность не требует ни централизации власти в Брюсселе, ни бюрократизации процесса принятия решений: «Мы не для того успешно сдвинули границы государственной власти в Британии, чтобы вновь расширять их на европейском уровне, где европейское супергосударство осуществляет новое руководство из Брюсселя».

Возражая против углубления интеграции, Маргарет Тэтчер тем самым высказывала опасение, что «либеральные социальные законы» европейских стран будут распространяться и на Великобританию, что подорвет завоевание тэтчеризма. Премьер-министр говорила, что это будет противоречить всему тому, что было ею достигнуто за 10 лет  пребывания у власти. «В Европе есть много стран, которые мыслят по-социалистически, поэтому они, прежде всего, пытаются ввести контроль в ряд областей», - говорила Тэтчер. Она предупреждала, что возражает против того, чтобы «паралич социализма»  проник в Британию с «черного входа».

Тэтчер напротив, хотела ориентировать жизнь Европы на те принципы, которые она проповедовала в свое стране, - свободное предпринимательство, свободное движение капитала, свободный рынок, отсутствие протекционизма.

Нельзя утверждать, что Тэтчер однозначно подходила к решению проблем участия Британии в процессе европейской интеграции. Присущее ей чувство реальности говорило о необратимости происходящих  в мире интеграционных процессов вынуждало британского лидера идти на компромиссы. Как бы  то ни было, пишет американский журналист С. Салливан, «на Европе, которая возникает в конце столетия, будет лежать неизгладимый отпечаток Маргарет Тэтчер, самой несговорчивой из всех европейцев».

АТМОСФЕРА ЮБИЛЕЯ.

4 мая 1989 года исполнилось десять лет, как Маргарет Тэтчер стала премьер-министром. Никто в XX веке так долго не занимал в Британии этот пост. В те дни ее называли «самой известной и сильной женщины Европы».

Проведенные правительством Тэтчер энергичные меры придали импульс развитию британской экономики. И уже начиная с середины 80-х годов экономическая ситуация в Англии начала улучшаться. По данным британской прессы, темпы роста ВВП составили в этот период  от 3-4%, причем три года подряд (в 1986,1987,1988 годах). Великобритания обогнала по этому показателю большинство промышленно развитых стран мира. В 80-е годы промышленность труда возрастает на 2,5% в год – показатель, уступающий лишь Японии. Англия добилась в эти годы роста  эффективности использования основного капитала.

За 1981-1987 годы инфляция была сбита с 15% в год в конце 70-х годов до среднего показателя 5,3% в год.

Достигнув пика в 1986 году, безработица составила  тогда 11% работоспособного населения. Затем она пошла на спад, и в августе 1989 года безработными были 6,1% активного населения.

Правительство Тэтчер передало в ведение частного бизнеса нефтедобывающую, газовую, авиационную, телекоммуникационную промышленности и многие другие отрасли, что привело к повышению эффективности их работы.

Но, как ни удивительно, юбилей пребывания Маргарет Тэтчер на посту премьер-министра проходили на фоне отрицательного отношения общественности к большинству принимаемых правительством мер. Опрошенные на кануне десятилетнего юбилея пребывания тори у власти, англичане чаще полагали, что это событие уместнее оплакивать (40%), чем праздновать (35%).

В чем же причина такого отношения к деятельности правительства?

Многие находят ответ в том, что власть находилась в руках Тэтчер слишком долго. Общества с развитой демократией не приемлют этого, поскольку сам факт столь долгого пребывания у руля государства одного человека начинает напоминать автократию, если не диктатуру.

Объективной причиной таких настроений англичан было то, что в 1989 году в экономике начали наблюдаться неблагоприятные тенденции – инфляция выросла до 7-8%, были установлены самые высокие в Европе банковские учетные ставки – 15%, рос дефицит платежного баланса, и снижались темпы экономического роста. Эти явление у большинства британцев начали ассоциироваться с провалом экономической политики правительства.

Помимо некоторого ухудшения дел в экономике все большее недовольство начала вызывать социальная политика правительства. Британцев не устраивало положение в здравоохранении, образовании, рост тарифов на коммунальные услуги.

Росту социального расслоения населения способствовало налоговое законодательство. В результате снижения подоходного налога 10% высших по доходам слоев населения платили государству на 47% меньше, чем полагалось по ставкам 1978-1979 финансового года, в то время, как для налогоплательщиков с низким уровнем доходов это снижение составило 17%. В итоге, пятеро из шести опрошенных согласились с формулировкой «простые люди не получают заслуженного вознаграждения».                           

       

                    

ОТСТАВКА.

В 1989-1990 годах протест против Маргарет Тэтчер и проводимой ею политикой достиг критической отметки. Одним из его проявлений стало голосование в Европейский парламент летом 1989 года, когда за консерваторов проголосовало лишь 34%, что на 6 % меньше чем за лейбористов.

Страсти подогревала сама Тэтчер. Оказавшись в ситуации, когда нападки на нее стали усиливаться, она стала действовать еще жестче. В конце октября 1989 года разразился правительственный кризис, вызванный отставкой министра финансов Лоусона. Причиной трений между ним и Тэтчер было то, что Тэтчер отказалась присоединиться к единой Европейской валютной системе. Министр был напротив активным сторонником этого.

Тэтчер пренебрегла мнением своего министра и пригласила себе в качестве консультанта бывшего советника по экономике Уолтерса. Поставив премьер-министра перед выбором: или он или  Уолтерс,  Лоусон заявил, что уйдет в отставку, если ему не будет предоставлена возможность формировать экономическую политику. Последнее не входило в планы Тэтчер и отставка    Лоусона стала фактом.

На фоне разразившегося кризиса правительство пошло на крайне непопулярный шаг – введение новой системы муниципального налогообложения, при котором размер налога не соотносился с имущественным положением налогоплательщиков. Это был настоящий взрыв. Трудно представить, что могло бы нанести больший удар по консерваторам.

Это налог предполагал взимание в местный бюджет фиксированной суммы с каждого проживающего на территории данного муниципалитета британца, достигшего 18 лет.

Введение 1 апреля 1990 года подушного налога сопровождалось размахом антиправительственных выступлений. Многотысячные бурные демонстрации против подушного налога вылились в антиправительственные протесты. Количество демонстрантов, вышедших 31 марта  на Трафальгарскую площадь составило  от 40 до 70 тыс. человек. Они требовали отставки правительства Тэтчер и отказа от политики Тэтчеризма.

На 20 ноября было назначено голосование по кандидатуре партийного лидера тори. Бывший министр обороны Хезелтайн, имевший к этому времени достаточный вес в партии и называвшийся в числе приемников  Тэтчер выдвинул свою кандидатуру. В ходе первого раунда  Тэтчер победила с небольшим перевесом. На 22 ноября был назначен второй раунд голосования. Осознавая неизбежное поражение, премьер-министр объявила о том, что снимает свою кандидатуру. Маргарет Тэтчер отказалась от лидерства.

Принятие решения об уходе в отставку было слишком мучительным процессом для Тэтчер. Она не могла так просто оставить политику, занятие, которому она посвятила всю свою жизнь. Она меняла свое мнение, по крайней мере, 3 раза. В конце концов, Маргарет Тэтчер приняла решение. Она  будет писать книгу о годах в должности премьер-министра.                    

***

        Мемуары Маргарет Тэтчер «Годы на Даунинг стрит» вышли в 1993 году и сразу же вошли в списки бестселлеров. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На протяжении всего времени пребывания Тэтчер на посту премьер-министра степень ее личной популярности в стране постоянно менялась. Но даже в очень тяжелые времена англичане оставались высокого мнения о своем премьер-министре.

Как отмечает английский политолог Риддел, стиль руководства Маргарет Тэтчер действительно завоевал уважение в британском обществе. Он производит впечатление убежденности, компетентности и решительности.

Многие отмечали, что «движущей силой Маргарет Тэтчер на протяжении всей ее карьеры всегда был некоторый мужской элемент, который заставлял ее сначала стать химиком  на производстве, потом заняться правом, который и сформировал осторожный ум юриста…».

«Самым значительным конкретным достижением» Тэтчер ее биограф К. Огден назвал «излечение «британской болезни», проявлявшейся в том, что власть профсоюзов вышла из под контроля, участились неуправляемые «дикие» забастовки,  а закостенелые трусливые руководители были не в состоянии принимать смелые решения».

Оценивая в целом итоги ее деятельности на посту премьер-министра, К. Огден пишет: «Для своих сторонников Тэтчер – Геркулес, уникальный политический колос, сумевший отбросить чреватый тяжелыми последствиями лозунг социализма, заменив его на «свободное предпринимательство плюс большие возможности». Она сломила власть профсоюзов, ликвидировала жесткий правительственный контроль и возникшие из – за него ограничения, влила новую жизнь в экономику, восстановила былое положение Великобритании в мире.

О результатах своих усилий на посту премьер-министра сама Тэтчер сказала так: «Я постаралась отрыть все возможности перед людьми. Да, я желаю каждому стать капиталистом, я хочу, чтобы у каждого человека была принадлежащая ему собственность – будь то кусок земли, собственный дом, вложенные в какие-то предприятия средства. Нынешнего уровня демократии и благосостояния нельзя было бы достичь без широких свобод, например, свободы открыть собственное дело, пусть даже при наличии некоторых ограничений. Как мне представляется, мы сейчас благоденствуем благодаря нашим свободам, в том числе свободе заводить свое дело и вступать в конкуренцию. Как и в спорте, в конкуренции главное не то, как быстро бежите вы, а как быстро бежит ваш соперник».

Политическим приемником Маргарет Тэтчер стал Джон Мэйджор. Вступив в должность премьера, после отставки Тэтчер, Мэйджор 16 месяцев правил по ее мандату. А после четвертой подряд победы консерваторов на очередных парламентских выборах в 1992 году получил уже собственный мандат под свою предвыборную программу.  

На приеме в редакции «Дейли Телеграф» в ночь подсчета голосов собрались все наиболее видные деятели Консервативной партии. Когда были оглашены итоги и подняты бокалы с шампанским, Маргарет Тэтчер сказала: «Эта победа, сохранила все, чего мы добились».          

    

       

        

      

               

   

                

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.   Воропаева О. Маргарет Тэтчер (Жизнь знаменитых людей). – Мн.: ООО «Кузьма», 1998.

2.   Ларин В. Лондонский дневник. – М.: Политиздат, 1983.

3.   Гаджиев К.С. Современный консерватизм. – М.: Наука, 1992.