Архитектура и её зависимость от уровня жизни общества
Введение
Архитектурой или зодчеством называют искусство проектирования и строительства различных зданий, сооружений, комплексов, необходимых для жизни и разнообразных видов деятельности людей. Они также должны воплощать в себе вкусы и основные художественные направления общества, то есть выполнять и эстетические функции.
Развитие архитектурных традиций происходило на протяжении нескольких тысячелетий — первые из построек, обнаруженных археологами, датируются III тысячелетием до н. э. Поначалу они были максимально простыми, предназначавшимися для жилья. С течением веков здания становились все сложнее и сложнее. Строители стали использовать свои знания для возведения гробниц — курганов, мастаб, и наконец появились гигантские усыпальницы, не имеющие аналогов во всеми мире — пирамиды.
Образовались новые очаги культуры на севере Африки, в Междуречье, в на побережье и островах Средиземного моря, в Америке. В различных уголках планеты архитектура развивались по своим правилам, но в чем то можно обнаружить и сходство. Например, зиккураты народов Востока чем-то напоминали пирамиды Древнего Египта, а также культовые сооружения тольтеков, ацтеков, майя и других народов, населявших американский континент.
С развитием цивилизации начался новый этап развития архитектурных традиций — строительство городов, позднее выделенный в отдельную область искусства. Люди, жившие в городах, стремились сделать свою жизнь как можно легче, удобнее. Дома старались делать не только комфортными, но и красивыми. По жилищу можно было определить, какой социальный статус занимает тот или иной горожанин: бедняки продолжали жить в жалких домишках, а представители городской знати выстраивали целые дворцы, которые зачастую занимали площадь, равную целому городу.
Именно этот древний период в развитии архитектуры наиболее интересен. Однако изучение истории архитектурных традиций связано с определенным трудностями. Многие грандиозные древние сооружения и комплексы, поражающие современников, сегодня частично или полностью разрушены, поэтому довольно сложно представить себе, как они выглядели. Что касается зданий и ансамблей, построенных в более поздний период, то их так много, что изучить их все практически невозможно. Поэтому в этой книге рассматриваются лишь самые значительные, грандиозные постройки, впечатляющие своими размерами, планировкой, декором фасада и убранством интерьера не только современников, но и потомков.
Истоки архитектуры
Полагают, что зарождение архитектуры произошло в конце палеолита,
когда люди научились изготовлять примитивные каменные орудия. Именно тогда
появились первые жилища: шалаши и землянки, покрытые гибкими прутьями. Позднее
стали строить прямоугольные дома с плетеными стенами (одно из таких сооружений
было найдено в Приднепровье и датировано III—II тысячелетиями до н. э.). Поселение
того времени состояло из больших домов длиной около
Рыбаки, селившиеся по берегам озер и рек, создавали жилища на сваях. Одно из таких поселений, датируемое II тысячелетием до н. э., было обнаружено в Вологодской области на реке Модлоне. Оно представляет собой сваи, вбитые в дно и покрытые деревянным настилом, на котором располагались хижины с плетеными стенами и пологой двускатной крышей. Кровля выполнялась из бересты, укрепленной камнями, пол был глиняным.
Позднее стали появляться мегалиты («мегас» в переводе с греческого означает «большой», «литое» — «камень»). Это постройки из каменных глыб, вертикальных опор и плит, предназначавшиеся для различных религиозных обрядов или служившие памятниками каким-либо событиям. Выделяются три типа подобных сооружений: менгиры, дольмены и кромлехи.
Менгиры представляют собой одиноко стоящие камни больших размеров,
частично обработанные и установленные вертикально. Полагают, что они являлись
монументами, ритуальными памятниками или были связаны с погребальными обрядами.
Иногда высота менгиров достигала
Дольмены состояли из вертикально установленных камней-столбов (стен), на которых лежали горизонтальные перекрытия. Столбы располагались в форме окружности, сильно вытянутого овала, квадрата или прямоугольника. Зачастую стены складывались из небольших плит, расположенных горизонтально. Функция этих сооружений также осталась неизвестной: предполагают, что они являлись жилищами вождей или использовались в качестве погребальной камеры, надгробного памятника. Дольмены были обнаружены в различных странах, находящихся на побережье Средиземного моря.
Самым сложным видом мегалитической архитектуры являются
кромлехи. Они включают камни-менгиры, установленные по окружности и перекрытые
горизонтальными плитами. В центре создается кольцо из камней поменьше, а в нем
— еще одно. Между кольцами помещаются трилитоны — два вертикально установленных
блока, поддерживающих плиту. До наших дней сохранился кромлех Стоун-хендж,
обнаруженный в Великобритании недалеко от города Солсбери и датируемый
примерно началом II тысячелетия до н. э. (рис. 1). Он состоит не только из
каменных столбов и плит, но и из земляных валов. Каменные блоки для этого
сооружения были доставлены с гор, находящихся в
Предполагают, что кромлехи являлись ритуальными сооруже ниями, например храмами Солнца, на что указывает их планировка в форме правильной окружности. Некоторые ученые высказывают гипотезу о том, что кромлехи использовались для астрономических наблюдений.
К сооружениям мегалитической архитектуры относится сохранившееся до наших дней убежище Дю-Рок, находящееся во Франции. Оно представляет собой круглую площадку, окруженную каменными глыбами, украшенными рельефными изображениями различных животных.
Древние народы большое внимание уделяли погребению усопших, под которым понимали переселение в иной мир. Чаще всего они создавали срубные постройки и курганы. В основном встречаются одиночные курганы, но иногда они располагаются и группами: от пяти—шести до нескольких тысяч. Для возведения кургана в земле выкапывали яму и ставили в ней сруб с деревянным полом, а в нем строили погребальную камеру. Затем делали перекрытие из бревен и кровлю из бересты. Сруб засыпали землей так, что получался высокий холм (Пазы-рыкский курган на Алтае).
В тот же период стали создаваться деревянные и каменные крепости. Выбор материала обычно зависел от местности, в которой жили люди: вблизи лесов строили деревянные поселения — городища, представлявшие собой жилые дома, окруженные оборонительной стеной из бревен, земляными валами и рвами. Иногда возводили вторую стену для защиты цитадели — жилого помещения, предназначавшегося для вождя и знати. В районах, бедных лесами, крепости строили из каменных глыб.
Архитектура как форма гарантии интеллектуальной безопасности
Огромна и неоспорима роль архитектуры в развитии интеллекта общества и сохранении его культуры. Архитектура - самый главный и почти единственный осязаемый материальный свидетель истории народа, страны, культуры своего времени. В книге можно описать то, чего не было, историю можно исказить в угоду заказчику, на полотне можно изобразить любую фантазию художника, музыка вообще отражает только ассоциативное и абстрагированное восприятие мира. И лишь архитектура, используя абстрактные и изобразительные формы, не только отражает мир, в котором мы живем (как искусство), но и является самим этим миром. Ибо вне архитектуры жили только пещерные жители. Уровень качества архитектуры, как зеркало, отражает интеллектуальный и материальный уровень развития общества в целом и отдельного города в частности.
Архитектура (ее внешнее восприятие, а не собственность) и градостроительство, не считая жилья, единственная область, хотя бы внешне доступная всем. Пока что не догадались брать плату за созерцание архитектурных ансамблей, памятников архитектуры и исторических городов. Они и являются самым надежным и доступным банком национального интеллекта.
С древних времен искусство строить относилось к самым высоким видам творчества и фундаментальной науки, на базе которой создавались и сохранялись самые надежные материальные свидетельства культуры уходящего общества. Важно выбрать правильный путь, не ведущий в тупик и не деформирующий нормальный процесс формирования архитектуры...
- Архитектура России за последние 20 лет претерпела серьезные и порой неожиданные изменения, касающиеся эстетической, конструктивной, социальной и организационно-правовой сущности профессии.
- Архитектура России за последние 20 лет претерпела серьезные и порой неожиданные изменения, касающиеся эстетической, конструктивной, социальной и организационно-правовой сущности профессии наличии соответствующих средств.
- Значительно расширился диапазон работы архитектора, появились новые для нашей страны темы архитектурного творчества, неизвестные или малоизвестные предыдущему поколению: частные дома, коттеджи и частные предприятия, церкви, часовни, монастыри, игровые клубы, казино, биллиардные, боулинги, банки, новые типы стадионов и тренажерные залы, частные бассейны, поля для гольфа и т. д. Но... При этом, почти исчезли социально важные для населения объекты, гарантирующие человеку основные ценности: обеспеченное детство и старость, право на образование, право на работу, право на медицинскую помощь.
- За это время преодолены некоторые технические пороги, существовавшие в недавнем прошлом, резко ограничивавшие возможности нашей архитектуры: строятся подземные этажи (даже при наличии воды). Широко используются монолитные и металлические конструкции, резко ограничивавшие творчество в прошлых десятилетиях, предоставляющие широкие возможности для творчества архитектора в области формообразования.
- В стране появились почти все строительные материалы и, главное, отделочные материалы, которые используются цивилизованным миром. Мы стали работать по каталогам специализированных фирм. Но...
- Хорошая архитектура стала более равномерно распределяться по стране. Нарушена монополия столичных школ Москвы и Петербурга. Воскресают местные школы на юге, севере, в Сибири в Нижнем Новгороде, Казани, Вологде и других местах.
- Наличие персональных мастерских освободило творческий потенциал архитектора. Архитектура стала более разнообразной и персонофицированной. Постепенно исчезает безликость 1960-1970-х годов. Но в последних два года независимых мастерских становится меньше. Их заела бюрократия, взяточничество и мафиозное распределение заказов.
Как же в этих условиях проявилась сама архитектура, то есть искусство композиции пространства для жизнедеятельности человека?
- В целом повысилось качество строительства (там, где хорошо платят) и вместе с ним иногда качество архитектуры.
- Но возникла огромная дифференциация уровня архитектуры для разных слоев населения. Появилась архитектура для богатых и архитектура для бедных. При этом реальным стало право на выбор архитектуры для себя в зависимости от наличия денег. Большое распространение получила коммерческая легковозводимая "архитектура" временных пристроек, торговых палаток, магазинов, кафе и тому подобных объектов, которые легко возникают и бесследно исчезают, внося временные акценты в градостроительный ландшафт. Казалось бы, снят идеологический пресс единственной партии и единственной разрешенной идеологии в прошлом, что в сильной степени влияло на внешнюю архитектуру особенно общественных зданий; но появились иные чисто
Материальные зависимости творческих людей от "хозяев жизни". По-прежнему практикующие архитекторы, может быть, из-за низкой оплаты их труда не в состоянии нормально заниматься серьезными проблемами формообразования в реальной архитектуре. Им не дают для этого времени, и эта работа не оплачивается. У нас нет расценок на разное качество архитектуры! Заказчиков и крупных начальников интересуют совсем другие вопросы. И поэтому, как это не жалко, новые концептуальные идеи архитектурного формообразования, как и прежде приходят к нам либо с Запада, либо с Востока. Иногда какие-то свежие мысли прорываются в стенах Архитектурного института. У нас нет социального заказа на хорошую оригинальную архитектуру. И мы несколько десятилетий с завистью смотрим на Ричарда Роджерса, Альдо Росси, Джеймса Стерлинга, Френка Гери, Заху Хадид и многих других, имеющих свое узнаваемое и неповторимое лицо. В наших условиях архитектор обезличен. Всегда находится какая-нибудь причина, противопожарные нормы или ограниченность заказчика, которые потянут любой оригинальный проект к известным схемам и давно проверенным решениям. Более того, даже, если каким-то чудом архитектору удается сделать что-то нестандартное хорошее по качеству, варварский образ эксплуатации и низкий уровень культуры хозяйственников все равно приведет его к общему знаменателю нашей архитектуры. Ибо она (архитектура), как это не обидно, не может быть лучше того общества, для которого она создается. Оно ей не позволит быть таковой. В этих условиях рынок лучших и наиболее выгодных заказов на архитектурные и градостроительные работы оказался поделенным между ограниченным кругом людей. Выбор заказчиков и авторов делается не с помощью честных открытых конкурсов, а с помощью формальных тендеров, похожих на дешевый фарс, где победитель заранее известен тому, кому надо. Появился в проектном деле закамуфлированный институт авторов-менеджеров. Отсутствие настоящих творческих конкурсов лишило архитектуру притока новых идей и неожиданных решений, которые двигают нашу профессию вперед. Результат: по-прежнему все настоящие новые идеи идут из-за границы, хотя нельзя сказать, что наши архитекторы хуже их. Вульгаризация материальных отношений в архитектуре, строительстве и процессах, связанных с ними, сделала возможным участие в архитектурном проектировании любителей и непрофессиональных специалистов, которые просто покупают на это право. Появились возможности вседозволенных приемов композиции и архитектурных украшений. Но этот же процесс несет в себе и положительное явление - определенную свободу творчества, которой раньше не было. Все стало зависеть от уровня культуры и материальной обеспеченности Заказчика, от этики и образованности нанятого им архитектора. Усилился диктат чиновников согласующих и экспертных учреждений при явном ослаблении и попустительстве профессиональной критики и оценке. Высказывания высококвалифицированных экспертов сводятся на нет давлением высокопоставленным администратором, обладающим властью и деньгами. Недавний конкурс на реконструкцию территории гостиницы "Россия", яркий тому пример... До недопустимого предела усложнился процесс согласований и утверждений проектов. Количество инструктивных материалов, циркуляров и требований не поддается реальному освоению. Почти неприкрытыми стали различные формы взяток: денежные, в виде зарубежных поездок, в виде включения в авторские коллективы, в виде встречных и взаимных заказов и т. д. и т. п.. Это тоже нашло свое отражение в архитектуре и выборе
материалов для нее.
- Несмотря на наличие удачных и интересных объектов, отсутствуют по-настоящему оригинальные, этапные, первооткрывающие работы. Почти исчезли концептуальные поисковые проекты, за которые никто не платит. Вот тут и могла бы сказать свое слово фундаментальная наука в виде научно обоснованного поискового проектирования за бюджетные деньги. По-прежнему большинство хороших проектов делается с целью догнать уровень архитектуры великих архитектурных держав современного мира. (А ведь однажды среди них, правда недолго, была и наша страна: мы имеем в виду 1920-е годы, творчество К. Мельникова и лучших конструктивистов). За последние годы был всего один международный конкурс с международным жюри на Мариинский театр II. И он дал очень впечатляющие и интересные результаты. - История показывает, что наибольших успехов национальная архитектура достигла в периоды прилива свежих сил из разных стран и разных школ: конец XV - начало XVI века при строительстве Московского Кремля, когда соединились русская традиция и профессиональная итальянская школа; золотой век строительства Петербурга, когда объединились архитектурные школы чуть ли не всей Европы с московскими школами и Академией художеств. Великая американская архитектура тоже возникла на базе скрещивания интернациональных архитекторов-эмигрантов из разных школ Европы с Чикагской инженерной школой и собственно американской архитектурой во главе с Франком Ллойдом Райтом и Салливаном. Эти известные этапы архитектуры дали активный толчок развитию национальной культуры на многие годы вперед, создавая фундаментальные опоры истории архитектуры.
- Наличие образованных архитекторов, инженеров и разнообразных творческих школ зависит от состояния высшей школы архитектуры и строительства. Непрерывный процесс увеличения количества архитектурных институтов и их слияние с иными в университеты (тенденция последних лет) не ведет к повышению количества выпускников и качества образования в нашей профессии. Вместе с тем количество преподавателей находится под реальной угрозой в связи с низким уровнем зарплаты педагогов, отсюда - старением и отсутствием притока свежих сил, старением материально-технической базы и оборудования. Зарплата профессоров в государственных институтах многократно ниже, чем зарабатывает студент на случайных приработках в коммерческих предприятиях. В связи с этим падает престиж профессорско-преподавательского состава и его профессиональные возможности. Уже много лет происходит деформация этого когда-то нормального процесса и подтачивает основы воспроизводства основных сил архитектурно-строительного комплекса.
- С приходом в нашу профессию компьютера разительным образом изменился и сам процесс конструирования форм и выполнение при этом, как художественных, так и рабочих чертежей. Положительных деформаций, пожалуй, не меньше, чем отрицательных, но этот процесс и его последствия настолько серьезны и огромны, что заслуживают специального объективного исследования. И каков бы не был его результат, мы имеем дело с безусловным прогрессом, который в конечном счете очень сильно деформирует наше мышление, способствуя освобождению творческих сил для чистого творчества и в тоже время создает опасность нивелировки талантов и использования в массовом количестве чужих находок.
Возможная деградация общества заключается в потере интеллекта или темпов интеллектуального развития личностей. Книгу можно не прочесть, картину можно не увидеть, музыку можно не услышать (и в этом смысле не поддаться дурному влиянию), но обойти архитектуру нельзя, - в архитектуре человек живет, работает, отдыхает и поэтому она является наиболее надежным гарантом сохранения и развития культуры. Но... при одном важнейшем условии, если она сама по себе не деградирует и нацелена на совершенствование. Дурная архитектура - отражение дурного общества, бедная архитектура - отражение бедного общества, разная архитектура по своей ценности отражает имущественное расслоение общества.
Поэтому, если один человек сказал, что "важнейшим из всех искусств для нас является кино" (это для них, потому что им нужно было одурманивать народ своей идеологией), я же скажу, что для человека свободного общества важнейшим из всех искусств и видов деятельности является архитектура. Потому что в ней человек рождается, живет, развивается, любит и ненавидит, воспроизводит себе подобных, умирает и остается в памяти.
Качество и степень однородности архитектуры определяет лицо и уровень развития общества и фазу его демократизации.
О культуре какого либо времени судят по самому надежному материальному свидетельству - архитектурным памятникам той эпохи, которые являются отражением образа жизни и интеллекта того общества. Возможности развития этого общества заключены в его архитектуре.
Материальное осязание начала истории нашего государства приходит, например, через архитектуру Новгородской Софии и Юрьева монастыря древнего Новгорода. Разве можно найти что-нибудь более осязательное. О культуре рубежа XVI-XVII веков мы судим по сохранившимся соборам Московского кремля. XVIII-XIX века оставил нам центр исторического Петербурга с его пригородными дворцами. Виртуозными стилизациями и стилем Модерн отметился переход от XIX к XX веку. От 1920-х годов остались осколки конструктивизма и рационализма. Наследием сталинской эпохи остались претенциозные пугающие громады редких (всего 7) высотных зданий в Москве и трущобного типа соцгородов в промзонах разных районов страны. О 1950-1960-х годах можно было судить по самому некрасивому, но самому большому стадиону, Кремлевскому дворцу съездов, вторгшемуся в старый Кремль, Новому Арбату и тысячам жилых домов, которые создали определенное лицо своей эпохи, решая социальные проблемы. В 1970-е годы несмотря ни на что начались редкие чудовищно трудные с нерентабельными затратами творческой энергии поиски новых форм и новой архитектуры в "предлагаемых обстоятельствах".
Все это способствовало развитию интеллектуальной памяти поколений. Камень, принявший форму архитектуры гарантировал, как мог, ее сохранность и наглядно иллюстрировал нашу неповторимую историю. Ребенок и взрослый, впервые слышавшие от родителей, учителей, старших друзей рассказы (и, конечно, из книг) о прошлых годах и эпохах, проверяли их подлинность, глядя на здания и сооружения, окружающие его мир. И это - самый сильный импульс развития интеллекта, обладающий огромным потенциалом доверия, пробуждающий любопытство и стремление к знанию и исследованию окружающего мира.
Так архитектура действительно выступает как наиболее надежная форма гарантии интеллектуальной безопасности, страхующая общество от потери культурного потенциала самим своим существованием. Архитектура, благодаря своей относительной долговечности, позволяет обществу временно снижать свой культурный процесс, гарантируя в целом исторический прогресс интеллекта. Погибшие цивилизации в основном только и известны нам благодаря архитектурным руинам и редким уцелевшим памятникам.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Особенности архитектуры той или иной эпохи всегда определялись огромным количеством объективных факторов, таких как политическое устройство страны, ее общественный уклад, идеологические требования и многие другие. Считаем что, как и прежде, эти факторы важны и даже необходимы при изучении архитектуры, но на современном этапе развития архитектурной науки немыслимо ее адекватное понимание в отрыве от общенаучных достижений и современного образа мышления.
Именно поэтому объектом данного исследования является архитектура, архитектурная наука (от истоков и до наших дней) как междисциплинарная отрасль знания.
Изучение эволюции процессов архитектурной теории и практики, особенностей взаимодействия архитектуры с науками, занимающимися философской проблематикой, позволило сформулировать цель данного исследования – это определение влияния научных открытий во всех областях знания на архитектурную науку, в частности, на процесс зарождения, становления, раскрытия и кристаллизации архитектурных стилистических направлений.
Актуальность исследования заключается в том, что в нем ведется параллельное рассмотрение архитектуры и новаций в общенаучной сфере, дается профессиональная оценка архитектуры как междисциплинарной науки.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА
При рассмотрении архитектуры в контексте общенаучных достижений была выдвинута рабочая гипотеза исследования, в рамках которой необходимо было доказать, что во-первых, в процессе архитектурного творчества происходит взаимодействие науки и архитектуры на уровне общекультурной значимости; и, во-вторых, визуальный ряд научных открытий может быть использован в качестве стимуляции образно-ассоциативного мышления архитекторов в процессе проектирования.
Изучение опубликованных материалов по истории архитектуры, актуальным проблемам и новейшим тенденциям развития современного естествознания, а также методологической базы синергетической науки позволили заключить, что изученные источники раскрывают состояние современной архитектуры и указывают на возникшие в настоящее время проблемы. В то же время, параллельное рассмотрение архитектуры и новаций в других науках ведется в малом количестве, и редко заостряется внимание на междисциплинарном характере зодчества.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И АРХИТЕКТУРЫ НА УРОВНЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ ЗНАЧИМОСТИ
На наш взгляд, архитектура на рубеже веков понимается как обширная в пространственном отношении и сконцентрированная в творческом плане сфера деятельности всех научных дисциплин, которые мы выделили в три основных блока: гуманитарных, естественных и технических наук. Взаимосвязь архитектуры с этими тремя блоками представлена в форме схемы, которая еще раз подтверждает, что процесс архитектурного творчества непременно происходит под влиянием общекультурных особенностей данной эпохи, которые выражаются через научные открытия и новаторские идеи в сфере технических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Продукт архитектурного творчества может в свою очередь быть представлен в виде архитектурного объекта как носителя материальной и духовной ценности или возникновения научной мысли как носителя исключительно духовной ценности. Рассматривая творческий процесс с позиций и теории, и практики, полученные материальные и духовные ценности можно обосновать с точки зрения функций, которые автоматически закрепляются за ними. Схема в целом показывает цикличный процесс взаимодействия полученных результатов архитектурного творчества с общенаучным знанием, поскольку функции отражают градацию знания на описанные ранее три категории: технические, естественнонаучные и гуманитарные научные дисциплины.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АРХИТЕКТУРЫ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ НАУКИ
После того как был приведен в систему весь объем научных открытий ХХ века в трех основных блоках и выявлено взаимодействие этих блоков научных дисциплин с архитектурой, были выполнены графики эволюции знаний в естественных, гуманитарных и технических науках. В них отражено количественное соотношение открытий во временном промежутке с 1900 по 2000гг. На основе полученных графиков были зафиксированы периоды максимальной концентрации научных открытий: • для естественнонаучных дисциплин – это 1920г., 1940г. и 1990г.; • для гуманитарных дисциплин – это 1920г., 1970г., и наиболее существенный1990г.; • для технических дисциплин – это 1940г. и 1990г.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И АРХИТЕКТУРЫ НА ОБРАЗНО-СМЫСЛОВОМ АСПЕКТЕ
При определении значимости научных открытий, а точнее, их адаптированной в виде иллюстраций формы для процесса архитектурного творчества, была предпринята попытка синхронизировать такие значимые глобальные процессы как развитие науки и архитектуры. В данной таблице, сопоставляя визуальные образы архитектуры и научных открытий, мы не стремились выявить прямую зависимость между архитектурой и наукой. Мы искали подтверждение ранее высказанным предположениям о том, что в архитектурных объектах отражается «картина мира», в том числе и научного. И архитектор, являясь интеллектуальной креативной личностью, любую увиденную информацию перерабатывает с точки зрения архитектуры и на интуитивном уровне использует научные достижения других наук.
Отметим, что в начале века ХХ существенное влияние на архитектуру оказало развитие изобразительных искусств: появление в Европе фовизма, экспрессионизма, кубизма и других направлений изменило критерии оценки произведений искусства, которые строятся на чувствах, эмоциях, восприятии и впечатлении. Бесспорно, что ломка стереотипов в рамках изобразительного искусства включила в свою орбиту и архитектуру как носителя эстетического, художественного начала. Наш сравнительный анализ также строится на визуальном восприятии архитектурных объектов и научных открытий. Именно поэтому нам видятся схожими черты архитектуры S.Rodia и образов теории Большого Взрыва Ж.Леметра, и квантовой теории
Проводя параллели, мы хотим еще раз подчеркнуть, что архитектура не остается в стороне от процесса поиска новых путей понимания мира. Здание Habitat’67 в Канаде архитектора M.Safdie, предназначенное для жилья, функциональное на 100%, выглядит как некий футуристический конгломерат ячеек, сот, эфемерных кварков. И как это похоже на образное представление генетического кода ДНК!
Во второй половине ХХ века освоение электронно-виртуального мира «наполнило» зодчество явной усложненностью объемно-пространственных композиций, большой детализацией в решении фасадов, эфемерностью образов архитектуры: Offices Finsburg avenue (1982-84 гг.), Hisolar Research Building (1987г.), Vitra Design Museum (1990г.), Guggenheim Museum Bilbao (1997г.), Rose Center for Earth & Space (2000г.).
В результате выявления отсутствия прямой зависимости между архитектурным творчеством и общенаучными знаниями, предложенный метод объектной формы представления знаний и «визуально-смысловой» подход в данном случае рассматриваются как возможная альтернатива традиционному описательному подходу в изучении архитектурного наследия. Подобного рода методология исследования, бесспорно, отражает субъективную оценку автора, но одновременно является попыткой систематизации визуальных образов архитектуры. Предложенный вариант взаимосвязи между наукой и архитектурой может быть охарактеризован как образно-ассоциативная картина развития цивилизации через смысловую составляющую зодчества.
ВЫВОДЫ О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Еще раз заострим внимание на том, что возникновение огромного количества стилевых направлений, их сосуществование в архитектурной действительности, колоссальные открытия в других областях науки наводят на мысль о пересмотре принципов методологии изучения архитектуры. Глубокое исследование открытий в области естествознания, системного и синергетического подхода делает возможным привнесение этих знаний на благодатную почву архитектуры.
Именно поэтому проблемы архитектурной выразительности, гармонизации жилой среды и смыслового богатства архитектурной формы не могут рассматриваться с узко специализированных позиций. Считаем своей целью еще раз обратить внимание на ее междисциплинарный характер и собственное место в общенаучном процессе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИКИ
Рассматривая взаимосвязь архитектуры и науки, считаем уместным привлечь методологическую базу синергетики – научного направления, которое исследует связи между элементами структуры, образующиеся в открытых системах, способных к самоорганизации. Затрагивая ключевые моменты теории синергетики, выделяют девять основополагающих принципов синергетического мировидения, которые отражают универсальные алгоритмы развития в целом. Приведем примеры работы этих принципов в конкретных условиях архитектурной действительности.
Один из наиболее важных принципов был назван нами «хаос в порядке, порядок в хаосе», то есть порядок на макроуровне вполне мирно уживается с хаосом на микроуровне, не стоит опасаться и игнорировать роль хаоса, он не только разрушителен, но и конструктивен. Так, хаотичная смена стилей в архитектуре ХХ века оставляет неизменной, упорядоченной саму суть архитектуры: обеспечение человека жильем, комфортом и удовлетворение его эстетических требований к окружающему пространству, то есть к архитектурной среде, в которой человек живет.
Другим принципом иллюстрируется сама суть синергетики как науки, занимающейся исследованием связей между элементами структуры в открытых системах, способных к самоорганизации. Характеризуя динамическую устойчивость системы, отметим, что полученное прогрессом непременно закрепляется в культуре. И пространственные структуры, создаваемые зодчеством, принимают очертания, отвечающие сложившимся схемам деятельности и фиксируют связанные с ними значениями. В то же время система в целом остается открытой для дальнейших изменений, чтобы удовлетворять вновь и вновь возникающие потребности. Тем самым архитектура служит и движению прогресса, и упрочнению результатов. Совмещение нового и старого в окружении человека, того, что достигнуто материальным и духовным производством разных эпох - одна из форм «памяти» культуры, которая обеспечивает непрерывность ее развития и неповторимое содержание ее национальных и местных типов.
ВЫВОДЫ О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПОВ СИНЕРГЕТИКИ В АРХИТЕКТУРЕ
В целом же, активное применение принципов синергетики к архитектурной теории и практике даст возможность создания относительно долгосрочного прогноза развития зодчества, открытия тайн творчества и анализа процесса проектирования на совершенно ином уровне, нежели сейчас.
Можно заключить, что принципы синергетической науки работают во многих сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в архитектуре. Мы можем предположить, что развитие архитектуры с учетом принципов синергетики может быть альтернативой в решении насущных проблем зодчества, поскольку влияние основных концепций синергетики на процесс становления архитектурных стилистических направлений неоспоримо с точки зрения архитектуры – как управляющего блока строительной индустрии.
Отметим лишь, что особенности взаимодействия архитектуры и синергетики, рассмотренные в исследовании, в действительности несравненно сложнее, чем они даны в наших схематических характеристиках. Все они имеют множество отклонений и нюансов. На них следует смотреть как на общие тенденции, причины которых лежат в глубинах аппарата архитектуры. Мы попытались определить общие, но кардинальные черты процесса интеграции знания, объединения в междисциплинарную науку архитектуры и синергетики.
Заключение
В заключение моей работы остается признать, что мир архитектуры обладает относительной самостоятельностью, независимостью от экономики и техники, что в нем имеются свои специфические законы смены и развития. Происходит диалог личностей, направлений, школ, стилей, культур, в нем вырабатываются своеобразные архитектурные ценности, соответствующие специфическим потребностям общества. На наш взгляд, актуально говорить о необходимости включения архитектуры в общенаучный процесс с целью обогащения ее внутреннего содержания.
Поскольку, человечество находится на той ступени развития, когда не материальные, а интеллектуальные открытия будут являться стимулом для развития не только архитектуры, но и искусства, можно надеяться, что нас ждут колоссальные перемены в зодчестве, в понимании принципов организации городского пространства, в формировании новой познавательной модели архитектуры. Роль в этом процессе научных достижений во всех областях знания – неоднозначна. Глубокий анализ, систематизация знаний и осмысление с позицией архитектуры позволят говорить об этом с большей долей уверенности и доказательности.
Архитектура отражает уровень развития общества, отражает уровень сознания, реализующего свои иллюзии в реальности. А также его цивилизованность и его варварство. Она всегда возникает в определенном обществе и отражает те условия, в которых возникает.