Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования
Современная Гуманитарная Академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Экономическая теория»
студентки Белоусовой Т.Н. группы ДМ-409-05 факультета «Менеджмент»
на тему: «Маркетинговая деятельность предприятия (организации, фирмы) и пути ее совершенствования»
Научный руководитель
…………………………
Москва
Содержание
Введение………………………………………………………………..……….3
Глава 1. Предприятие и его эффективность………………………….…….5
1.1 Виды и структура предприятий……………………………………………..5
1.2 Увеличение эффективности деятельности предприятия…………….……6
Глава 2. Маркетинговые исследования предприятия………………….…8
2.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия…..8
2.2 Товарная политика предприятия………………………………………...…11
2.3 Ценовая политика предприятия………………………………………….…14
2.4 Сбытовая политика предприятия…………………………………….…….18
Глава 3. Методы сбыта товаров………………………………………….…..21
3.1 Оптовый метод сбыта товара…………………………………………….....21
3.2 Розничная торговля……………………………………………………….....23
3.3 Маркетинговое продвижение товара……………………………………….26
3.4 Примеры повышения эффективности предприятий через применение маркетинга…………………………………………………………………..……30
Заключение……………………………………………………………….……..31
Список литературы…………………………………………………………….33
Приложение…………………………………………………………………..…34
Введение
В сложных экономических условиях современного рынка в структуре фирмы одну из ключевых ролей играет служба маркетинга [1].
Специалисты в области маркетинга на предприятиях называются маркетологами. Главными задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей.
Служба маркетинга занимается разработкой тактики и стратегии фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения товара на рынке.
В современных условиях наличие маркетинговой службы на предприятии является обязательным условием не только эффективной деятельности и развития, но и, зачастую, необходимым условием выживания фирмы.
В условиях рыночных отношений деловое предпринимательство включает в себя ряд аспектов, среди которых важная роль отводится менеджменту, инновациям и маркетингу [2].
Под менеджментом понимают фактическое руководство и управление предприятием. Менеджмент во всех решениях руководствуется только экономическими соображениями, управляя движением средств, учитывая, каким ожидается приток и отток средств. Главная задача менеджмента состоит в том, чтобы поставлять для потребителей товары лучшего качества по более низким ценам и предоставлять лучшие услуги, чем конкуренты.
На менеджмент возлагаются две важнейшие функции: маркетинг и инновации. Инновации - это разработка новых товаров и услуг, обладающих более высокими качествами. В рамках инновации особое внимание обращается на повышение рентабельности (эффективности) использования материальных средств и соблюдение требований экологии. Все виды инноваций представляют собой способ, обеспечивающий устойчивое функционирование предприятия, а также являются решающим компонентом маркетинга.
Прежде чем заняться тем или иным бизнесом, необходимо провести маркетинговые исследования, от глубины которых будет зависеть точность результата, и точно определить, что происходит на том конкретном рынке, где вы собираетесь действовать.
Предмет работы - маркетинг (от англ. market) - рынок. Маркетинг - такой вид рыночной деятельности, благодаря которой предвидятся и удовлетворяются постоянно меняющиеся нужды и потребности. Поэтому занимающийся в этой области человек должен обладать не только бизнес интуицией, но и обширными знаниями.
Маркетинг - это наука. Без неё сегодня не обойтись бизнесмену, тем более, молодому. Это дело непростое и очень важное, заниматься им необходимо серьёзно. Без качественного маркетинга предприятие не может рассчитывать на успех [3].
В данной курсовой работе мы рассматриваем следующие вопросы: предприятие и способы увеличения его эффективности, маркетинг, как один из наиболее важных и действенных инструментов увеличения эффективности (теоретическая часть) и высокая роль маркетинга путем проведения и анализа результатов применения маркетинга на предприятиях[1].
Цель работы – показать теоретическое значение маркетинга в повышении эффективности предприятия и доказать его важность на практике, используя примеры отечественных и иностранных фирм.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
Глава 1. Предприятие и его эффективность
1.1 Виды и структура предприятий
Развитая рыночная экономика предполагает различные формы предприятий.
В странах с рыночной экономикой существуют следующие основные организационно-правовые формы предприятий:
- индивидуальное предприятие;
- коммандитное общество;
- акционерное общество;
- государственное предприятие;
Индивидуальное предприятие. При этом собственником предприятия является один человек, им же осуществляется руководство, привлечение инвестиций, несется ответственность и распределяется прибыль.
Коммандитное общество. Это такое общество, в котором собственником фирмы являются несколько человек, причем один несет ответственность за руководство, регулирование, привлечение инвестиций.
Акционерное общество. Для создания такого общества необходимо как минимум пять акционеров. Руководство акционерным обществом осуществляется тремя органами: правлением акционерного общества, советом акционерного общества (он наблюдает за деятельностью правления и докладывает о ней общему собранию акционеров) и общим собранием акционеров. Наиболее эффективна именно эта форма предприятия, так как сравнительно легко сформировать капитал и привлечь инвестиции путем выпуска и продажи акций.
Государственное предприятие. Руководство и ответственность на этом предприятии полностью возлагается на центральные или муниципальные власти. Прибыль предприятия идет на пополнение бюджета региона.
Существуют также другие виды предприятий, такие как товарищества, общества с ограниченной ответственностью, публично-правовые учреждения и другие формы предприятий [4].
Также, действует Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС), Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и другие классификаторы, определяющие место данной фирмы в экономическом пространстве.[2]
Гражданским кодексом России допускается создание всех перечисленных выше предприятий.
1.2 Увеличение эффективности деятельности предприятия
Эффективность предприятия определяется в основном способом производства и его эффективностью.
Существуют различные направления повышения эффективности производства, в том числе:
- инновационное использование научно-технического прогресса, что позволяет при внедрении новых технологий на предприятии снижать затраты на производство единицы товара и через экономию увеличивать прибыль и эффективность;
- ресурсосбережение и модернизация оборудования;
- привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование;
- повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж;
- увеличение ассортимента продукции;
- борьба с конкурентами с целью доминирования на рынке;
- увеличение эффективности управления трудовыми ресурсами;
- увеличение эффективности управленческого фактора (исследований, разработок и политики фирмы).
С последним фактором тесно соприкасается маркетинг, и, хотя все факторы должны находиться во взаимодействии, автор рассматривает именно маркетинг.
Управленческая политика предприятия может включать в себя:
- контроль;
- учет;
- координирование;
- прогнозирование;
- направление (указание целей) деятельности;
- организацию бизнес процесса;
- планирование;
- анализ и регулирование.
Управленческая политика большинства предприятий в России к сожалению включает в себя не все из перечисленных составляющих.
Так как эффективность деятельности предприятия определяется, прежде всего, таким показателем, как прибыль, то с учетом множества видов прибыли можно ввести несколько показателей эффективности на основе показателей бухгалтерской отчетности.
Основными показателями прибыли являются:
- общая прибыль (убыток) отчетного периода - балансовая прибыль (убыток);
- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
- прибыль от финансовой деятельности;
- прибыль (убыток) от прочих внереализационных операций;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль;
- нераспределенная прибыль (см. приложение).
Глава 2. Маркетинговые исследования предприятия
2.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия
Маркетинг влияет на все этапы формирования прибыли и, в конечном счете, на общую эффективность предприятия.
Рассмотрим, чем занимается служба маркетинга на предприятии и как ее деятельность влияет на повышении эффективности фирмы.
Во-первых, маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования.
Во-вторых, маркетинговые службы разрабатывают и осуществляют тактику поведения фирмы на рынке.
Предприятие в современном мире добивается успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального объема требований покупателя. Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое включает его потребности и требования.
Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по А. Маслоу. По этой системе потребности делятся на:
- физиологические (голод, холод, жажда);
- потребность самосохранения (безопасность, защита);
- социальные потребности;
- потребности самоуважения (социальный статус, признание);
- потребности в самоутверждении (самореализация и саморазвитие).
Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара [5].
Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки товара.
К мотивационным факторам причисляются:
- мотив выгоды (желание человека разбогатеть);
- мотив снижения риска (потребность в безопасности);
- мотив признания (потребность в статусе, престиже);
- мотив комфорта (стремление скрасить свое существование);
- мотив свободы (потребность в независимости);
- мотив познания (потребность в развитии).
Важную роль в маркетинге играет изучение структуры рынка.
Первый этап – исследование конкурентов, т.е. оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).
Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.
При правильно проведенном исследовании возможно установить недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.
Анализ фирменной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.
Изучение фирменной структуры рынка включает в себя исследование транспортных компаний, страховых организаций и др. Это помогает фирме сразу почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.
Под исследованием товарного рынка понимается исследование рынка отдельного товара или группы товаров, например хлеб (отдельный товар) и продукты потребления или роскоши (группа товаров). Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товары, определение емкости рынка, определение влияния конкурентов на рынок, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установление связей между деятельностью предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке.
Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может «поглотить» рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует информацию и на ее основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.
Сегментация рынка – это деление рынка на отдельные области для закупки и сбыта товаров. Сегментация происходит по следующему ряду признаков:
- географический (учитывается величина региона, плотность и количество населения);
- демографический (учитываются половозрастные критерии населения);
- социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения);
- психологический (учитываются особенности отдельного индивида).
Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинговая служба помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.
Маркетинговая политика предприятия может включать в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. По такой схеме будет изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.
2.2 Товарная политика предприятия
На данном этапе маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (предполагают, какой товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара. Рассмотрим более подробно о товарной политике.
В бытовом смысле под товаром принято понимать вещь, предназначенную для потребления, либо конечного, либо потребления ради производства другого товара. Маркетинговая сущность товара несколько отличается от общепринятой, так как то, что принято называть товаром в общем смысле, в маркетинге называется продуктом. Продукт – это составная часть товара, которая несет в себе основные качества, ради которых был куплен товар. Например, произведя сахарин (суррогат сахара) нельзя назвать его товаром без соответствующей поддержки. Поддержкой продукта называется совокупность мер по транспортировке, упаковке, хранению, учету и использованию продукта.
В группу поддержки продукта входят следующие меры:
- все, что помогает продукту сохранить свои потребительские качества до продажи (консервация, упаковка, хранение);
- меры по правильному использованию продукта (инструкции, способ приготовления);
- сопутствующие товары (адаптеры, аккумуляторы, шнуры).
Продукт превращается в товар при использовании на него инструментов маркетинга, к которым относятся:
- дизайн;
- реклама;
- правильно налаженный сбыт;
- прочная связь с общественностью.
Таким образом, товар для маркетолога состоит из продукта, его поддержки и инструментов маркетинга. На примере хлеба это можно показать в виде составных частей: продукт – хлеб, продукт первой необходимости, поддержка – упаковка, условия транспортировки, хранения, применения, инструменты маркетинга – дизайн упаковки, рекламная кампания.
Маркетинг целиком и полностью зависит от потребителя.
Маркетинг зависит от потребностей и запросов потребителя, поэтому предприятие просто вынуждено изменять свою товарную стратегию, создавая новые товары.
Продукт, предлагаемый предприятием на рынке, можно классифицировать следующим образом:
- продукция (руда производства горно-добывающего предприятия, чугун металлургического комбината и т.д.);
- товары (машины, одежда, мебель, продукты питания и др.);
- работы (строительные, монтажные, ремонтные и др.);
- услуги (финансовые, туристические, услуги обучения, услуги связи и т.д.);
Для проведения эффективного маркетинга, прежде всего, следует определить, какой товар может называться новым.
Товар, который не имеет аналогов на рынке, который является практическим актуальным воплощением научного прорыва, естественно называется новым товаром. Таких товаров на рынке очень мало, примером могли служить аппараты копирования и сканирования и беспроводная сотовая связь.
Товар, который имеет ярко выраженное качественное отличие от своего предшественника товара-аналога. Примером могут служить дискеты DVD-диски в сравнении с CD-дисками (большая вместимость информации, большая скорость считывания данных и т.д.).
Товар новый для определенного рынка. Например, гоночные автомобили являлись товарами рыночной новизны в России в 90-х годах.
Старый товар, уже бывший на рынке, но нашедший себе новое применение.
Конечно, предприниматель рискует начиная исследования нового товара, так как не знает, окупятся ли его затраты. На такой случай и существует служба маркетинга, которая помогает предпринимателю снизить риск до минимума, предлагая правила для создания нового товара и, таким образом, повышая прибыль и эффективность предприятия (см. приложение).
С созданием нового товара начинается его жизненный цикл, который характеризуется следующими этапами:
- исследование и разработка. На этом этапе происходит зарождение товара, его идеи. Сбыт товара пока еще нулевой, прибыть отрицательна.
- внедрение. На этом этапе товар начинает свое продвижение к потребителю, происходит активная рекламная кампания, но при росте сбыта прибыль продолжает расти в отрицательную сторону.
- этап роста. Самый благоприятный этап для производителя. Предприятие получает значительную прибыль, сбыт товара продолжает расти.
- этап зрелости. Товар выпускается большими партиями, сбыт растет уже не такими высокими темпами, прибыль понемногу снижается, так как чувствуется конкуренция.
- этап спада. Сбыт резко падает, предприятие перестает выпускать товар, прибыль очень низка.
Маркетинг должен сопровождать товар на всем пути его жизненного цикла. Закон новых товаров можно рассмотреть с точки зрения жизненного цикла как: предприятие будет иметь максимальную прибыль и эффективность только тогда, когда жизненные циклы различных товаров перекрывают друг друга.[3]
Товарная политика на предприятии решает задачи создания нового товара, связана со сферой производства. Разработки маркетинга в этой области помогаю предпринимателю избежать многих ошибок, подстерегающих его в данной стадии хозяйственной деятельности. Поэтому можно четко сказать, что маркетинговая товарная политика помогает повысить эффективность фирмы.
2.3 Ценовая политика предприятия
В область ценовой политики предприятия входят проблемы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика изменения цены под влиянием внешних факторов. Решая эти вопросы, маркетологи устанавливают на продукцию наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыли, а, значит, и эффективности фирмы [6].
В зависимости от реализационной цепи можно выделить несколько типов цен. Оптовые цены предприятий – это цены, по которым предприятие продает продукцию оптовому покупателю. Эта цена состоит из себестоимости продукции и прибыли предприятия. Оптовые цены торговли - цены, по которым оптовый посредник продает товар розничному продавцу. Цена включает в себя себестоимость, прибыль и снабженческо-сбытовую скидку (издержки оптового поставщика). Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю. Она включает в себя также торговую скидку (издержки розничного торговца).
К внешним факторам процесса ценообразования относятся:
- потребители, как фактор, который всегда занимает доминирующее положения в современном маркетинге.
- рыночная среда, как фактор, который характеризуется степенью конкуренции на рынке, важный, чтобы выделить, является ли предприятие аутсайдером или лидером, принадлежит ли к группе лидеров или аутсайдеров.
- участники каналов товародвижения, как фактор, который влияет на цену как поставщиков, так и посредников, причем важно заметить, что наибольшую опасность для производителя представляет повышение цен на энергоносители, поэтому эту отрасль старается контролировать государство.
- государство, которое влияет на цену путем косвенных налогов на предпринимательство, установлением антимонопольных и демпинговых запретов.
Хотя цена и меняется на рынке, маркетологи изначально выделяют четыре основных методов определения исходной цены:
- затратный метод;
- агрегатный метод;
- параметрический метод;
- ценообразование на основе текущих цен.
Затратный метод. Метод основан на ориентации цены на затраты на производство. При этом методе цена складывается из себестоимость и какого-то фиксированного процента прибыли. Этот метод более учитывает цель предпринимателя, нежели покупателя.
Агрегатный метод. Этот метод подсчитывает цену, как сумму цен на отдельные элементы товара, а также как цену общего (агрегатного) блока и надбавки или скидки за отсутствие или наличие отдельных элементов.
Параметрический метод. Суть данного метода состоит в том, что из оценки и соотношения качественных параметров товара определяется его цена.
Ценообразование на основе текущих цен. По этому методу цена на конкретный товар устанавливается в зависимости от цен на аналогичные товары, она может быть и больше, и меньше.
Стратегия ценообразования - это выбор предприятием стратегии, по которой должна изменяться исходная цена товара с максимальным для фирмы успехом, в процессе продвижения на рынке. Следует выделять различные стратегии в зависимости от товара (нового или уже существующего) [7].
Стратегия «снятия сливок» (skim pricing) предполагает сначала продажу товара по очень высокой цене для того слоя общества, который не заботится о финансовом крахе, далее цена постепенно снижается до уровня среднего класса, а потом и до уровня массового потребления.
Стратегия повышения цены действенна лишь в том случае, когда спрос на продукцию стабильно растет, конкуренция сведена к минимуму, покупатель узнает товар.
Также существуют стратегии прочного внедрения (penetration pricing), скользящей цены (slide-down pricing) и преимущественной цены (preemptive pricing).
Рынок несомненно влияет на производителя и заставляет его корректировать цену различными методами. Маркетологи выявили восемь основных методов для коррекции цены, что помогает предпринимателю выбрать наиболее оптимальный и уменьшить издержки.
Метод установления долговременных и гибких (flexible) цен. Производитель может установить гибкую цену на товар в зависимости от времени или места продажи. Также можно установить стандартную цену, но при этом несколько изменить качество продукта.
Метод установления цены по сегментам рынка. По этом методу цены различаются по сегментам рынка, в основном по потребительскому сегменту.
Психологический метод установления цены. При использовании этого метода предприниматель (в основном розничный торговец) рассчитывает на психологию покупателя. Самый простейший пример - цена телемагазинов (9899, что составляет почти 100).
Метод ступенчатого дифференцирования. Маркетологи выявляют такие ступеньки (промежутки) между ценами в пределах которых потребительский спрос остается неизменным.
Метод перераспределения ассортиментных издержек. В этом методе учитывоется разнообразие ассортимента одинакового продукта, что приводит к незначительным издержкам, но значительному повышению цены.
Метод перераспределения номенклатурных издержек. В этом случае предприниматель заранее устанавливает низкую цену на основной товар, но боллее высокую на сопутствующие ему товары.
Метод франкирование. Франкирование - оплата за перевозку товара от продавца покупателю. Здесь цена слагается из себестоимости товара, реальных транспортных издержек и прибыли.
Метод скидок. Этот метод используется для стимулирования сбыта продукции. Скидки могут быть как вследствие количества закупаемого товара, так и за предшествующую оплату.
Итак, при определении цены, при прогнозе ее дальнейшего изменения, при ее корректировке предпринимателю очень важно не только не прогадать, но и завысить цену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей. Поэтому маркетологи анализируют все изменения и разрабатывают стратегии к установлению и корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности.
2.4 Сбытовая политика предприятия
Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании.
Одним из пунктов сбытовой политики предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара - это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке.
Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Использование посредников в сфере обращения выгодно прежде всего для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников возможно сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.
В качестве посредников могут выступать снабженческо-сбытовые организации, крупные оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:
- организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
- создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения.
Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых рынков.
Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.
Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать и как путь передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.
Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.
Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него - к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов н соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.
Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. Так, предприятия машиностроительного комплекса мало используют преимущества прямых контактов с поставщиками, они реализуют продукцию через систему посредников. Возникают и другие государственные и коммерческие посреднические организации и предприятия, гарантирующие значительно больший набор снабженческо-сбытовых услуг.
Таким образом, видно, что от фирмы требуется значительное умение в проведении своей сбытовой политики.
Отнюдь не зря выше было рассмотрено понятие канала сбыта продукции. С этим понятием соотносятся понятия протяженности и ширины канала сбыта.
Протяженность канала сбыта - это число участников сбытового процесса, то есть число посредников во всей сбытовой цепочке. Различают несколько уровней протяженности, простейшие из которых следующие: производитель — розничные продавец — потребитель и производитель— оптовый продавец — розничный продавец — потребитель. Сюда включается понятие оптового метода сбыта.
Ширина канала сбыта - это количество независимых объектов сбытового процесса в определенной его стадии, например количество оптовых продавцов товара.
Глава 3. Методы сбыта товаров
3.1 Оптовый метод сбыта товара
Оптовая торговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Как правило, при оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. В большинство случаев оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товары с минимальными непосредственными контактами с потребителями. На товарном рынке оптовая торговля представляет собой активную часть сферы обращения.
Кроме того, оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителя на производителя, появляются реальные возможности добиться соответствия между спросом и предложением, обеспечить каждому потребителю возможность приобретать продукцию в пределах своих финансовых возможностей и в соответствии с потребностями.
В свою очередь, изготовитель сам подбирает потребителя, а, значит, сам должен определять ассортимент и объемы производимой для рынка продукции исходя из складывающейся конъюнктуры.
Оптовая торговля - это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.
Основными задачами оптовой торговли являются:
- маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно - технического назначения и народного потребления;
- размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;
- своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;
- организация хранения товарных запасов;
- организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
- обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;
- обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);
- организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;
- широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками. потребителями: снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.
3.2 Розничная торговля
В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли- продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий- изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т.д. Розничная торговля осуществляет ряд функций:
- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
- оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.[4]
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную, сетевую и т.д.
В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов. Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретная группы (мебель, радиотовары, электротовары, обувь, ткани, одежда, молоко и др.).
Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (подгруппы) (мужская одежда, рабочая одежда, шелковые ткани и др.).
Таблица 2. Торговые сети г. Москвы.
Как видно из данных, приведенных в таблице 1, лидерами по количеству открытых магазинов являются «Пятерочка», «Перекресток» и «Седьмой континент». И если «Перекресток» и «Седьмой континент» входили в число первых сетей, появившихся в Москве, то «Пятерочка» вышла на московский рынок сравнительно недавно. Еще одна сеть, владеющая большим количеством магазинов – это сеть «Самохвал», специализирующаяся на продаже алкогольных напитков.
Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (культтовары, книги и др.) (табл.2).
Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях (рис.1 и 2).
Таблица 2. Оборот некоторых розничных сетей г. Москвы.
Рис.1. Оборот некоторых розничных сетей в 2002-2003 годах.
Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственные, так и непродовольственные, не образуя специализированные секции.
Рис. 2. Динамика развития розничной торговли в России в последние годы (млрд. руб.).
Итак, сбытовая политика предприятия также направлена на повышение эффективности фирмы, так как в сфере сбыта окончательно проявляются все усилия маркетинга по повышению прибыльности, приспосабливая сбытовую сеть под потребителя предприятие имеет больше шансов выстоять в конкурентной борьбе, именно в данной сфере предприниматель находится ближе к покупателю.
3.3 Маркетинговое продвижение товара
Под продвижением понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить. Современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов посредниками, клиентами, с различными общественными организациями и слоями.
Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с общественностью [8].
Реклама - любая оплачиваемая форма не персональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.
В современных условиях жесткой конкуренции реклама – это необходимый элемент производственно-сбытовой деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средство борьбы за рынок. Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли.
В рамках маркетинга реклама должна: во-первых, подготовить рынок (потребителя) к благоприятному восприятию нового товара; во-вторых, поддерживать спрос на высоком уровне на стадии массового производства товара; в-третьих, способствовать расширению рынка сбыта. В зависимости от стадии жизненного цикла товара меняются масштабы и интенсивность рекламы, соотношение между престижной рекламой (реклама фирмы-экспортера, компетентности ее персонала и т. д.) и товарной (т. е. рекламой конкретного товара); меняются также способы ее распространения, обновляются ее аргументы, подбираются более свежие, более оригинальные идеи.
Хотя расходы на рекламу значительны, особенно при публикации объявлений в зарубежной прессе, участии на выставках и ярмарках и т. д., затраты эти вполне оправданны. Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара, и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без рекламы торговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно превосходящие расходы на рекламу. Как показывает международная практика, рекламные расходы составляют в среднем 2-3% стоимости реализуемых товаров производственного назначения и 10-15% по товарам бытового назначения [9].
Подготовка рекламных материалов - сложное и ответственное дело, требующее специальных знаний и значительной практики. Надо усвоить ту истину, что по мастерству рекламирования, качеству рекламных текстов и фотографий потенциальный потребитель составляет первое впечатление о нашем предприятии-экспортере и невольно, подсознательно переносит свое мнение о качестве рекламы на выпускаемый нами товар. Чтобы изменить это мнение в лучшую сторону, придется потратить много труда и средств. Поэтому реклама обязана быть безукоризненной, в противном случае она превращается в свою противоположность - «антирекламу».
Неправильно мнение о том, что хороший товар в рекламе не нуждается. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар нуждается в рекламе, причем самой интенсивной, а рекламирование товара плохого качества приводит к огромным экономическим издержкам и утрате доброго имени предприятия. На восстановление репутации в этом случае уйдут многие усилия.
Выделяют следующие виды рекламы: информативная, побудительная (может становиться сравнительной) и реклама-напоминание.
Информативная реклама используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью создания первоначального спроса.
Побудительная реклама используется для создании у выбранного сегмента потребителей спроса на какой-то продукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим в рамках имеющихся у них средств.
Сравнительная реклама осуществляет прямое или косвенное сравнение определенной марки продукта с другими марками. Например, в рекламе подчеркиваются достоинства данного вида зубной пасты.
Реклама-напоминание напоминает потребителям о существующих продуктах.
Стимулирование сбыта (продаж) - это краткосрочные поощрительные меры, способствующие продаже или сбыту продукции и услуг. Если реклама призывает: "Купите наш продукт", то стимулирование сбыта основано на призыве: "Купите его сейчас". Можно рассматривать стимулирование продаж более деталь- но, имея в виду, что оно включает: стимулирование потребителей, стимулирование торговли и стимулирование сбытовиков самой организации [10].
Стимулирование потребителей направлено на увеличение ими объема покупок. Используются следующие основные методы: предоставление образцов для испытаний; использование купонов, возвращение части цены или торговая скидка; пакетные продажи по сниженным ценам; премии; сувениры с рекламой; поощрение постоянной клиентуры; конкурсы, тотализаторы и игры, дающие потребителю шанс что-либо выиграть - деньги, товары, путешествия; экспозиции и демонстрации вывесок, плакатов, образцов и т.п. в местах реализации продуктов.
Выставки и ярмарки занимают видное место в маркетинге. Их важное достоинство - возможность представить покупателям товар в подлинном виде, а также в действии. В любом случае посетители приходят в павильоны с ясно выраженным намерением узнать нечто новое для себя, и такое отношение активно способствует внедрению на рынок новых товаров и услуг. Личные контакты между стендистами (представителями продавца) и потенциальными покупателями позволяют сформировать атмосферу доверия и благожелательности, что способствует развитию деловых отношений.
Однако работа на выставке будет эффективной лишь в том случае, когда она ведется строго по плану и целенаправленно. Специалисты, находящиеся на стенде, должны четко представлять себе, ради каких коммерческих целей фирма (предприятие) участвует в выставке, и делать все от них зависящее, чтобы эта цель была достигнута.
Под персональной продажей понимается устная презентация товара с целью его сбыта в разговоре с одним пли несколькими потенциальными покупателями. Это наиболее эффективный инструмент продвижения продукта на определенных этапах его сбыта, особенно для создания у покупателей благоприятного отношения к предлагаемым продуктам, в первую очередь к продукции производственного назначения. Однако это наиболее дорогой метод продвижения. Американские компании на персональную продажу тратят в три раза больше, чем на рекламу.
Связь с общественностью предполагает создание хороших отношений с различными государственными и общественными структурами и слоями путем создания благоприятного мнения о компании, ее продуктах и путем нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. Без знания техники продвижения современной фирме невозможно выжить, так как без рекламы (одного из способов продвижения) о не просто-напросто никто не будет знать.
3.4 Примеры повышения эффективности предприятий через применение маркетинга
Компания по торговле недвижимостью, проведя исследования и опросы, выяснила, что деловые люди черпают информацию о запчастях не из изданий деловых газет, а рекламных изданий, и тем самым снизила затраты на рекламу и быстрее привлекла новых клиентов.
Специалисты косметических компаний выявили, что российское население более охотно покупает косметику в спокойной обстановке и развили огромную сеть дайрект-маркетинга, что увеличило их объемы продаж втрое и более.
И таких примеров огромное множество, такое, что говорить о неэффективности маркетинга в области повышения прибыльности было бы просто невежеством.
Московские рестораны и гостиницы, изучая рынок в регионе, учитывают нехватку предложения и очень высокий спрос в сфере их деятельности и с целью максимизации прибыли явно завышают цены на предоставляемые ими услуги [11].
Заключение
В работе были рассмотрены стадии воздействия маркетинга на эффективность предприятия, от исследований до политики продвижения товаров.
Были сделаны выводы, обобщающие изложенный материал.
В развитой рыночной экономике существует большое количество типов предприятий, но ни на одном из них в условиях жесткой конкуренции нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, автор сконцентрировал свое внимание на службе маркетинга, на том, как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить прибыльность, а следовательно, и эффективность фирмы.
Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Хотя маркетинговые исследования достаточно дорогие, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на свежей почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом, маркетинговые исследования повышают прибыльность и эффективность предприятия.
Маркетинговая политика предприятия – это логическое продолжение исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути от создания, определения цены, до стратегии сбыта и продвижения.
Товарная политика маркетинга определяет наиболее действенные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности.
Ценовая политика помогает определить реальную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию коррекции ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю провалиться в определении цены, но также, и завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.
Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика, выбору эффективного метода сбыта, возможность создания собственной широкой торговой сети, что как нельзя лучше влияет на экономию средств, в рыночных условиях, когда даже малейшая ошибка карается конкурентом.
Автор надеется, что в данной работе осветил достаточное количество вопросов, позволяющих познать основы маркетинга и прийти к выводу, что маркетинг, повышая прибыльность, является неотъемлемой частью эффективной политики предприятия.
Список литературы
1.
C.С. Носова, «Экономическая теория», учебник для вузов, М. –
2. А.В. Приходько, Е.А. Замедлина, «Маркетинг: ответы на экзаменационные вопросы: учеб. пособие для вузов», Изд. «Экзамен», М., 2006.
3. Д.Д. Лий, Дж. Серджи, «Маркетинг качества жизни: принципы продвижения товаров широкого потребления», Изд. «Интернет-трейдинг», М., 2006.
4.
Управленческий
учет. Под ред. А.Д. Шеремета, М.-
5.
«Экономический
анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое
прогнозирование» по ред. М.И. Баканова и А.Д. Шеремета, «Финансы и статистика»,
М.,
6. В.Е. Есипов, «Цены и ценообразование: учеб. для вузов», Изд. «Питер», СПб., 2007.
7. В.Н. Беседина, Е.Е. Волкова, «Ценообразование: учеб. пособие», Изд. «ЭКОНОМИСТЪ», М., 2006.
8. Л.В. Минаева, «Связи с общественностью. Составление документов. Теория и практика: учеб. пособие», Изд. «Аспект Пресс», М., 2006.
9.
Под
ред. Терехина В.И. Финансовое управление фирмой, изд. «Экономика», М.,
10. Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс и др., «Основы маркетинга», Изд. «Вильямс», М., 2006.
11. А.П. Дурович, «Маркетинг гостиниц и ресторанов: учеб. пособие», Изд.: «Новое знание», М., 2006.
Приложения
Приложение 1
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
┌────────────┐
│ КОДЫ │
├────────────┤
Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │
├───┬───┬────┤
на _______ 200_ г. Дата (год, месяц, число) │ │ │ │
├───┴───┴────┤
Организация _______________________________ по ОКПО │ │
├────────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ │
├────────────┤
Вид деятельности _________________________ по ОКВЭД │ │
├─────┬──────┤
Организационно - правовая форма / форма │ │ │
собственности ______________________________ │ │ │
│ │ │
___________________________________ по ОКОПФ / ОКФС │ │ │
├─────┴──────┤
Единица измерения: тыс. руб. / млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │
(ненужное зачеркнуть) └────────────┘
Адрес _____________________________________________
___________________________________________________
┌────────────┐
Дата утверждения │ │
├────────────┤
Дата отправки │ │
(принятия) └────────────┘
АКТИВ |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы |
110 |
||
в том числе: патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы |
111 |
||
организационные расходы |
112 |
||
деловая репутация организации |
113 |
||
Основные средства |
120 |
||
в том числе: земельные участки и объекты природопользования |
121 |
||
здания, машины и оборудование |
122 |
||
Незавершенное строительство |
130 |
||
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
||
в том числе: имущество для передачи в лизинг |
136 |
||
имущество, предоставляемое по договору проката |
137 |
||
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
||
в том числе: инвестиции в дочерние общества |
141 |
||
инвестиции в зависимые общества |
142 |
||
инвестиции в другие организации |
143 |
||
займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев |
144 |
||
прочие долгосрочные финансовые вложения |
145 |
||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
||
ИТОГО по разделу I |
190 |
||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
210 |
||
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
211 |
||
животные на выращивании и откорме |
212 |
||
затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) |
213 |
||
готовая продукция и товары для перепродажи |
214 |
||
товары отгруженные |
215 |
||
расходы будущих периодов |
216 |
||
прочие запасы и затраты |
217 |
||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
||
в том числе: покупатели и заказчики |
231 |
||
векселя к получению |
232 |
||
задолженность дочерних и зависимых обществ |
233 |
||
авансы выданные |
234 |
||
прочие дебиторы |
235 |
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
||
в том числе: покупатели и заказчики |
241 |
||
векселя к получению |
242 |
||
задолженность дочерних и зависимых обществ |
243 |
||
задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал |
244 |
||
авансы выданные |
245 |
||
прочие дебиторы |
246 |
||
Краткосрочные финансовые вложения |
250 |
||
в том числе: займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев |
251 |
||
собственные акции, выкупленные у акционеров |
252 |
||
прочие краткосрочные финансовые вложения |
253 |
||
Денежные средства |
260 |
||
в том числе: касса |
261 |
||
расчетные счета |
262 |
||
валютные счета |
263 |
||
прочие денежные средства |
264 |
||
Прочие оборотные активы |
270 |
||
ИТОГО по разделу II |
290 |
||
БАЛАНС (сумма строк 190 + 290) |
300 |
||
ПАССИВ |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал |
410 |
||
Добавочный капитал |
420 |
||
Резервный капитал |
430 |
||
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством |
431 |
||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
432 |
||
Фонд социальной сферы |
440 |
||
Целевые финансирование и поступления |
450 |
||
Нераспределенная прибыль прошлых лет |
460 |
||
Непокрытый убыток прошлых лет |
465 |
||
Нераспределенная прибыль отчетного года |
470 |
Х |
|
Непокрытый убыток отчетного года |
475 |
Х |
|
ИТОГО по разделу III |
490 |
||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
510 |
||
в том числе: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
511 |
||
займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
512 |
||
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
||
ИТОГО по разделу IV |
590 |
||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты |
610 |
||
в том числе: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
611 |
||
займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
612 |
||
Кредиторская задолженность |
620 |
||
в том числе: поставщики и подрядчики |
621 |
||
векселя к уплате |
622 |
||
задолженность перед дочерними и зависимыми обществами |
623 |
||
задолженность перед персоналом организации |
624 |
||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
625 |
||
задолженность перед бюджетом |
626 |
||
авансы полученные |
627 |
||
прочие кредиторы |
628 |
||
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
630 |
||
Доходы будущих периодов |
640 |
||
Резервы предстоящих расходов |
650 |
||
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
||
ИТОГО по разделу V |
690 |
||
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690) |
700 |
СПРАВКА
О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ
Наименование показателя |
Код строки |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
Арендованные основные средства |
910 |
||
в том числе по лизингу |
911 |
||
Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное хранение |
920 |
||
Товары, принятые на комиссию |
930 |
||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
940 |
||
Обеспечения обязательств и платежей полученные |
950 |
||
Обеспечения обязательств и платежей выданные |
960 |
||
Износ жилищного фонда |
970 |
||
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов |
980 |
||
990 |
Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________
(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка
подписи) подписи)
(квалификационный аттестат
профессионального бухгалтера
"__" ________________ ____ г. от "__" ________ ____ г. N ______)
Приложение 2
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
┌────────────┐
│ КОДЫ │
├────────────┤
Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │
├───┬────┬───┤
за _________ 200_ г. Дата (год, месяц, число) │ │ │ │
├───┴────┴───┤
Организация _______________________________ по ОКПО │ │
├────────────┤
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │ │
├────────────┤
Вид деятельности _________________________ по ОКВЭД │ │
├─────┬──────┤
Организационно - правовая форма / форма │ │ │
собственности ______________________________ │ │ │
│ │ │
___________________________________ по ОКОПФ / ОКФС │ │ │
├─────┴──────┤
Единица измерения: тыс. руб. / млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │
(ненужное зачеркнуть) └────────────┘
Наименование показателя |
Код строки |
За отчет- ный пери- од |
За анало- гичный период предыду- щего года |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
010 |
||
в том числе от продажи: |
011 |
||
012 |
|||
013 |
|||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
||
в том числе проданных: |
021 |
||
022 |
|||
023 |
|||
Валовая прибыль |
029 |
||
Коммерческие расходы |
030 |
||
Управленческие расходы |
040 |
||
Прибыль (убыток) от продаж (строки 010 - 020 - 030 - 040) |
050 |
||
II. Операционные доходы и расходы Проценты к получению |
060 |
||
Проценты к уплате |
070 |
||
Доходы от участия в других организациях |
080 |
||
Прочие операционные доходы |
090 |
||
Прочие операционные расходы |
100 |
||
III. Внереализационные доходы и расходы Внереализационные доходы |
120 |
||
Внереализационные расходы |
130 |
||
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130) |
140 |
||
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
150 |
||
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
160 |
||
IV. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы |
170 |
||
Чрезвычайные расходы |
180 |
||
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки 160 + 170 - 180) |
190 |
||
СПРАВОЧНО. Дивиденды, приходящиеся на одну акцию <*>: по привилегированным |
201 |
||
по обычным |
202 |
||
Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию <*>: по привилегированным |
203 |
||
по обычным |
204 |
--------------------------------
<*> Заполняется в годовой бухгалтерской отчетности.
РАСШИФРОВКА ОТДЕЛЬНЫХ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
Наименование показателя |
Код строки |
За отчетный период |
За аналогичный период предыду- щего года |
||
прибыль |
убыток |
прибыль |
убыток |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании |
210 |
||||
Прибыль (убыток) прошлых лет |
220 |
||||
Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств |
230 |
||||
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте |
240 |
||||
Снижение себестоимости материально - производственных запасов на конец отчетного периода |
250 |
Х |
Х |
||
Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности |
260 |
||||
270 |
Руководитель ______________________ Главный бухгалтер ______________________
(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка
подписи) подписи)
"__" ______________ ____ г.
Приложение 3
Приложение
к приказу Министерства финансов РФ
от 22.07.2003 № 67н
Бухгалтерский баланс
|
|
Коды |
||||
Форма № 1 по ОКУД |
0710001 |
||||
Дата (год, месяц, число) |
|||||
|
|||||
|
|||||
Вид деятельности _________________________________________________по ОКВЭД |
|||||
|
|||||
|
|||||
Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ |
384/385 |
||||
|
|
||||
|
|
||||
Дата утверждения |
|
||||
Дата отправки (принятия) |
|
||||
Актив |
Код показа-теля |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
||||
Нематериальные активы |
110 |
|||
Основные средства |
120 |
|||
Незавершенное строительство |
130 |
|||
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
|||
Долгосрочные финансовые вложения |
140 |
|||
Отложенные налоговые активы |
145 |
|||
Прочие внеоборотные активы |
150 |
|||
ИТОГО по разделу I |
190 |
|||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
||||
Запасы в том числе: |
210 |
|||
сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
||||
животные на выращивании и откорме |
||||
затраты в незавершенном производстве |
||||
готовая продукция и товары для перепродажи |
||||
товары отгруженные |
||||
расходы будущих периодов |
||||
прочие запасы и затраты |
||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
|||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
230 |
|
|
|
в том числе покупатели и заказчики |
|
|
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение12 месяцев после отчетной даты) |
240 |
|
|
|
в том числе: покупатели и заказчики |
|
|
||
Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82) |
250 |
|
|
|
Денежные средства |
260 |
|
|
|
Прочие оборотные активы |
270 |
|
|
|
ИТОГО по разделу II |
290 |
|
|
|
БАЛАНС |
300 |
|
|
|
Форма 0710001 с. 2
Пассив |
Код показа-теля |
На начало отчетного года |
На конец отчетного периода |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||||
Уставный капитал |
410 |
||||
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
() |
() |
|||
Добавочный капитал |
420 |
||||
Резервный капитал в том числе: |
430 |
||||
резервы, образованные в соответствии с законодательством |
|||||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами |
|||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток ) |
470 |
||||
ИТОГО по разделу III |
490 |
||||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||
Займы и кредиты |
510 |
||||
Отложенные налоговые обязательства |
515 |
||||
Прочие долгосрочные обязательства |
520 |
||||
ИТОГО по разделу IV |
590 |
||||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||
Займы и кредиты |
610 |
||||
Кредиторская задолженность в том числе: |
620 |
||||
поставщики и подрядчики |
|||||
задолженность перед персоналом организации |
622 |
||||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами |
623 |
||||
задолженность по налогам и сборам |
|||||
прочие кредиторы |
|||||
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
630 |
||||
Доходы будущих периодов |
640 |
||||
Резервы предстоящих расходов |
650 |
||||
Прочие краткосрочные обязательства |
660 |
||||
ИТОГО по разделу V |
690 |
||||
БАЛАНС |
700 |
||||
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах |
|||||
Арендованные основные средства |
|||||
в том числе по лизингу |
|||||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение |
|||||
Товары, принятые на комиссию |
|||||
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
|||||
Обеспечение обязательств и платежей полученные |
|||||
Обеспечение обязательств и платежей выданные |
|||||
Износ жилищного фонда |
|||||
Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов |
|||||
Нематериальные активы, полученные в пользование |
|||||
|
|||||
Руководитель ___________ __________________________ Главный бухгалтер _________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"___"____________ ________г.
Приложение 4
Отчет о прибылях и убытках
|
|
Коды |
|||||
|
0710002 |
||||
|
|||||
Организационно-правовая форма / форма собственности ________________________________ |
|||||
|
|||||
Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ |
384/385 |
||||
Показатель |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
|
наименование |
код |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
010 |
() |
() |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
||
Валовая прибыль |
030 |
||
Коммерческие расходы |
040 |
() |
() |
Управленческие расходы |
050 |
() |
() |
Прибыль (убыток) от продаж |
060 |
||
Прочие доходы и расходы |
|||
Проценты к получению |
070 |
||
Проценты к уплате |
080 |
||
Доходы от участия в других организациях |
090 |
() |
() |
Прочие операционные доходы |
100 |
||
Прочие операционные расходы |
110 |
() |
() |
Внереализационные доходы |
120 |
||
Внереализационные расходы |
130 |
() |
() |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
140 |
||
Отложенные налоговые активы |
|||
Отложенные налоговые обязательства |
|||
Текущий налог на прибыль |
() |
() |
|
Чистая прибыль прибыль (убыток) отчетного периода |
|||
Справочно. |
|||
Постоянные налоговые обязательства (активы) |
|||
Базовая прибыль (убыток) на акцию |
|||
Разводненная прибыль (убыток) на акцию |
Форма 0710002 с. 2
Расшифровка отдельных прибылей и убытков
Показатель |
За отчетный период |
За аналогичный период предыдущего года |
|||
наименование |
код |
прибыль |
убыток |
прибыль |
убыток |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Штрафы пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании |
|||||
Прибыль (убыток) прошлых лет |
|||||
Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств |
|||||
Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте |
|||||
Снижение себестоимости материально-производственных запасов на конец отчетного периода |
х |
х |
|||
Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности |
|||||
|
Руководитель __________ _________________ Главный бухгалтер ________ __________________
(подпись)(расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
"____"_________________ ________г.
Приложение 5
Выдержки из нормативного документа
Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст
"О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОКВЭД"
(вместе с "ОБЩЕРОССИЙСКИМ КЛАССИФИКАТОРОМ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОК 029-2001 .
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (приложение А).
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух - шести цифровых знаков и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX. - класс;
ХХ.Х - подкласс;
ХХ.ХХ - группа;
ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
ХХ.ХХ.ХХ - вид.
01.1 Растениеводство
01.12 Овощеводство; декоративное садоводство и производство
продукции питомников
01.2 Животноводство
15.1 Производство мяса и мясопродуктов
15.2 Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов
15.4 Производство растительных и животных масел и жиров
15.5 Производство молочных продуктов
15.6 Производство продуктов мукомольно - крупяной
промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов
16 Производство табачных изделий
17.54 Производство прочих текстильных изделий, не включенных в
другие группировки
18 Производство одежды; выделка и крашение меха
19.10 Дубление и отделка кожи
19.20 Производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из
19.30 Производство обуви
20.4 Производство деревянной тары
20.5 Производство прочих изделий из дерева и пробки, соломки
и материалов для плетения
21.25 Производство прочих изделий из бумаги и картона
22 Издательская и полиграфическая деятельность,
тиражирование записанных носителей информации
25 Производство резиновых и пластмассовых изделий
26.1 Производство стекла и изделий из стекла
26.2 Производство керамических изделий, кроме используемых в
строительстве
26.3 Производство керамических плиток и плит
26.4 Производство кирпича, черепицы и прочих строительных
изделий из обожженной глины
26.5 Производство цемента, извести и гипса
26.6 Производство изделий из бетона, гипса и цемента
26.7 Резка, обработка и отделка камня
26.8 Производство прочей неметаллической минеральной
продукции
28 Производство готовых металлических изделий
28.6 Производство ножевых изделий, столовых приборов,
инструментов, замочных и скобяных изделий
28.75 Производство прочих готовых металлических изделий
30 Производство офисного оборудования и вычислительной
техники
31 Производство электрических машин и электрооборудования
32 Производство аппаратуры для радио, телевидения и связи
33 Производство изделий медицинской техники, средств
измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов
33.1 Производство изделий медицинской техники, включая
хирургическое оборудование, и ортопедических
33.3 Монтаж приборов контроля и регулирования технологических
процессов
33.4 Производство оптических приборов, фото- и
кинооборудования
33.5 Производство часов и других приборов времени
34 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов
35 Производство судов, летательных и космических аппаратов
и прочих транспортных средств
36 Производство мебели и прочей продукции, не включенной в
другие группировки
45 Строительство
50 Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их
техническое обслуживание и ремонт
51 Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме
торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
52 Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными
средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и
предметов личного пользования
55 Деятельность гостиниц и ресторанов
60 Деятельность сухопутного транспорта
61 Деятельность водного транспорта
63 Вспомогательная и дополнительная транспортная
деятельность
64 Связь
65 Финансовое посредничество
67 Вспомогательная деятельность в сфере финансового
посредничества и страхования
70 Операции с недвижимым имуществом
71 Аренда машин и оборудования без оператора; прокат
бытовых изделий и предметов личного пользования
72 Деятельность, связанная с использованием вычислительной
техники и информационных технологий
74 Предоставление прочих видов услуг
80 Образование
85 Здравоохранение и предоставление социальных услуг
90 Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность
92 Деятельность по организации отдыха и развлечений,
культуры и спорта
93 Предоставление персональных услуг
95 Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства
[1] Предприятиях всех организационно-правовых форм, форм собственности и видов экономической деятельности.
[2] Полный список общероссийских классификаторов на сайте http://doc.unicor.ru/
[3] В современных условиях жизненный цикл товара исчисляется несколькими годами.
[4] Не смотря на развитую торговую сетевую структуру, в структуре торговли г. Москвы преобладают малые предприятия www.allmedia.ru