Маркетинговое исследование рынка туроператоров Санкт-Петербурга
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Факультет туризма и гостиничного хозяйства
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Курсовая работа по дисциплине «МАРКЕТИНГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ»
на тему «Маркетинговое исследование рынка услуг туроператоров Санкт-Петербурга»
Выполнил: Кошелев Глеб Александрович
Студент__3_______курса, группа № 5131_______,
№ зачетной книжки__590003/03
Руководитель:
к.э.н., доцент Грищенко Татьяна Юрьевна
Оценка __________________ Дата:_________________________
Подпись______________________________________
Санкт-Петербург
2006
Содержание
Введение …………….…………………………………….….3
1. Общая характеристика рынка услуг туроператоров……………………………………………… 4.
2. Оценка конъюнктуры рынка услуг…………………………7
3. Сегментация рынка услуг………………………………… 19.
4. Тенденции развития рынка услуг………………………… 23
Заключение………………………………………………………27.
Список использованной литературы……………………………28
Приложения………………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время туризм является одной из самых динамично развивающихся и самой важной социально-экономической отраслью мировой экономики. По прогнозам Всемирной Туристской Организации, до 2010 года количество туристских прибытий во всем мире превысит 1 миллиард в год.
Конечно же, далеко такие достижения в туристской индустрии были бы невозможны без работы туроператоров. Именно они разрабатывают туры и являются тем связующим звеном между дестинацией, гостиницами, транспортными компаниями с одной стороны и прибывающими туристами – с другой. Туроператоры предлагают туристам услуги трансфера, размещения, экскурсий, услуги предприятий питания и комплекс познавательно-зрелищных и многих других мероприятий.
В данной работе рассматривается состояние, динамика и перспективы развития рынка туроператоров Санкт-Петербурга. Также в данной работе рассматриваются основные проблемы, некоторые тенденции развития. Кроме того, дается характеристика нескольким компаниям, работающим на рынке туроператоров Санкт-Петербурга.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербург — крупнейший и наиболее привлекательнейший туристский центр России. Две трети потока зарубежных туристов в Россию проходит через город на Неве.
Санкт-Петербург имеет широкую сеть курортов городского и федерального значения, составляющих современный полифункциональный комплекс для круглогодичного лечения и отдыха. Он расположен на обширных близлежащих к Санкт-Петербургу территориях, обладающих уникальными природно-ландшафтными особенностями.
Санкт-Петербург — не только привлекательнейший туристский центр России. Он также один из крупнейших центров выездного туризма России, что во многом обусловлено его геополитическим положением и численностью его жителей. Здесь опять же не обойтись без организаторов путешествий — туроператоров. Именно они направляют тысячи российских туристов за рубеж и в регионы России. Таким образом, туроператоры играют огромнейшую роль на рынке туристских услуг, как в Санкт-Петербурге, так и где бы то ни было.
Схему реализации турпродукта туроператором можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Схема реализации турпродукта туроператором
В настоящее время в Санкт-Петербурге вряд ли можно найти в чистом виде туроператора. В условиях зарождения нового туризма в России в начале 90-х многие туристские фирмы избрали себе стиль и технологию работы по принципам многофункционального туристского агентства. Они делали и делают в настоящее время все, что получается. Они и операторы, они же и агенты, они же принимают, они же отправляют в туристские путешествия и по России и за рубеж и туда, куда попросят. В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские потоки, не имеющие значительных исходных капиталов и основных средств.
Наиболее распространенная организационно-правовая форма фирмы-туроператора – общество с ограниченной ответственностью. Типовую структуру управления петербургского туроператора можно представить следующим образом:
Рисунок 2. Укрупненная типовая структура управления туроператора на примере ООО «Прима-Трэвел»
Учредитель |
Учредитель |
Учредитель |
РУКОВОДИТЕЛЬ (Президент или Генеральный Директор) |
Отдел по транспорту (Директор) |
Отдел по Туризму |
Б у х г а л т е р и я |
Международный (Директор) |
Внутренний (Директор) |
Юридический отдел (Исполн. Директор) |
Авиа Авто Ж/д
Выездной |
Въездной |
Как видно из типовой структуры крупнейших туроператоров, спектр их услуг весьма широк. Практически их деятельность покрывает внутренний, международный, выездной и въездной туризм. Наличие собственных автобусных и автомобильных парков ставит крупные в выгодное положение перед остальными фирмами города, масштабы которых не позволяют им иметь таковых. А возможность организации чартерных перевозок делает их услуги по выезду за рубеж недорогими и привлекает большую аудиторию туристов.
2.КОНЪЮКТУРА РЫНКА
2.1) Масштаб рынка
Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга располагает более чем 200 объектами размещения различных категорий и форм собственности (около 18 тыс. номеров на 35 тыс. мест). В это число входят как объекты размещения общего назначения, так и специализированные, в том числе пансионаты, дома отдыха, ведомственные гостиницы, общежития и т.д.
Санкт-Петербург - самый посещаемый отечественными и иностранными туристами город страны
В 2004 в Санкт-Петербург и Северо-Западный регион России на участке Северо-Западного пограничного округа въехало 3 109 000 иностранных граждан из 165 стран мира, что на 0,12% меньше показателя 2003 г. В эти данные не входят посещения Санкт-Петербурга иностранными гражданами, прибывающими в город через другие участки границы РФ, а также около 1 млн. внутрироссийских туристов. Наиболее активно посещают наш регион граждане из Финляндии, стран Балтии, Германии, США, Франции, Великобритании, Италии.
В 2004 году основные гостиницы города приняли около 1,1 млн. гостей, в том числе более 0,7 млн. из-за рубежа (на основе данных 30 гостиниц, на долю которых приходится около 60% общего количества гостиничных номеров Санкт-Петербурга (без пригородов)). На фоне незначительного снижения общего количества гостей (-2%), количество иностранных гостей столь же незначительно увеличилось (+1%) по отношению к 2003 году.
В Петербурге функционирует около 1400 предприятий индустрии туризма, однако количество активных игроков – туроператоров не превышает 100.
Население Петербурга на 01.01.2006 составило 4453 тыс. человек.
Таким образом, рынок туруслуг, в частности, услуг туроператоров, можно характеризовать как рынок относительно крупный, с достаточно широкими возможностями как для продавцов, так и для покупателей.
2.2) Тип рынка
Рынок туроператоров Санкт-Петербурга характеризуется большим количеством фирм. В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские потоки, не имеющие значительных исходных капиталов и основных средств. Однако существуют и более крупные и успешные туроператоры.
Наиболее крупные и популярные компании в Петербурге - АРКТУР ТРЭВЕЛ, БАЛТИК ТРЭВЕЛ КОМПАНИ, НЕВА, НИКА, ТЕЗ ТУР чей годовой оборот от реализации туристских услуг за любые 12 месяцев с 1-го января 2005 года по 18 марта 2006 года составил более, чем 15 млн. долл. США в рублёвом эквиваленте; а также ТРАНСБИЗНЕСЛАЙН, ФЛАМИНГО, СОЛВЕКС-ТУРНЕ, РИВЬЕРА, ПРИМА, СОВЕТ ПО ТУРИЗМУ - компании, меньшим оборотом, обеспечившие обслуживание более 10 тыс. туристов за любые 12 месяцев в течение 2004 - 2005 гг.
Таким образом, рынок туроператоров Санкт-Петербурга можно характеризовать как рынок монополистической конкуренции, с небольшой группой явных лидеров.
2.3) Сбалансированность рынка.
Сильнейшее влияние на туристическую отрасль оказывает сезонность спроса. Известно, что пик спроса как на въездной, так и на выездной туризм приходится на период с мая по сентябрь (динамику заселяемости гостиниц см. в приложении 4). В период высокого сезона спрос на услуги туроператоров значительно превышает предложение. В период «мертвого сезона» наблюдается обратная ситуация.
Крупные туроператоры, т.к. «Ривьера», «Нева» и др. справляются с данным фактором за счет разработки специальных «зимних» туров в Египет, Тайланд, Скандинавские страны и др. и менее болезненно переживают сезонное падение спроса. Небольшие фирмы, зачастую не имеющие возможностей, прежде всего, финансовых, для разработки широкого спектра предложений, вынуждены существенно понижать цены. Для «мертвого» сезона характерна ситуация, при которой туры продаются по цене приблизительно равной или ниже себестоимости.
Разрыв в ценах между высоким и низким сезонами может составлять до 35%.
2.4) Уровень цен.
Как указано выше, туроператоры предлагают широкий спектр направлений, дополнительных услуг и ориентируются на широкий круг потребителей. Потребитель имеет возможность выбора тура исходя из своих финансовых возможностей. Ценовые предложения некоторых фирм представлены в приложениях 5, 6.
Существует ряд особенностей ценообразования в туризме.
- Турфирмы сами не производят туристские услуги. Они выступают посредниками между производителями и потребителями услуг. Следовательно, турфирмы не могут влиять на условия производства услуг и в своей ценовой политике всецело зависят от цен и тарифов, получаемых от поставщиков этих услуг.
- Разрыв во времени между моментом установления цены, купли-продажи и потребления продукта.
- Высокая степень влияния конкурентов
- Сезонная дифференциация
- Высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, т.к. цена тура может быть связана со статусом клиента.
- Цены на продукт ориентированы не на среднего потребителя, а на типовые группы.
- Цена одной путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.
К основным факторам, влияющим на цены на туруслуги, относятся:
1) Внешние факторы:
- соотношение спроса и предложения
- уровень и динамика конкурирующих цен
- государственное регулирование рынка
- политическая ситуация в стране
- потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы
2) Внутренние факторы или цели ценообразования:
- выживание – используется, когда доходность бизнеса резко падает. В этом случае организация пытается сдержать спад, сокращая цены.
- максимизация текущей прибыли – предполагает проведение анализа спроса и затрат при розничных ценах. Выбирается тот уровень цен, который дает максимально высокую прибыль.
- лидирующее положение на рынке способствует наращиванию рыночной доли. В этом случае цены устанавливаются настолько низкие, насколько это возможно. Низкая цена создает спрос, но как только спрос значительно увеличивается, ориентация фирмы на низкие цены и низкие доходы сменяется на политику высоких цен и высоких доходов.
- достижение наиболее высокого качества обслуживания – для этого требуется высококвалифицированный персонал. Компании, лидирующие в качестве, могут запрашивать высокие цены за свой турпродукт, но они должны вкладывать капитал в поддержание его высокого качества.
- Покрытие будущих затрат (реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта и т.д.)
- Издержки на производство, распределение и продвижение своего турпродукта.
Механизм ценообразования
Существует три метода ценообразования: затратный метод, методс ориентацией на уровень конкурентов, метод с ориентацией на спрос.
1) Затратный метод. Построен на калькулировании полной себестоимости турпродукта. Данный метод используется теми фирмами, которые в первую очередь стремятся получить прибыль от инвестиций.
2) С ориентацией на уровень конкурентов. Метод достаточно характерный для туристских организаций. При нем цены устанавливаются выше, ниже или на уровне рыночных, в зависимости от требовательности клиентов, реального сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Его отличительная особенность – отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
3) С ориентацией на спрос – метод, основанный на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он применяется в случае, если цена является решающим фактором в приобретении продукта клиентами. При этом выявляется потолок цен – максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.
При разработке ценовой стратегии турфирмы используют три перечисленных метода во взаимосвязи, т.к. ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и может привести к косвенным или прямым убыткам.
2.5) Степень государственного регулирования рынка
Туристская деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об основах туристсткой деятельности в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», Положением правительства РФ о лицензировании туроператорской деятельности и другими нормативными актами. (См приложения 1, 2).
В целом на 2006 год государственное влияние на рынок туроператоров мало, если не принимать в расчет деятельность российских СМИ за рубежом, создающих неблагоприятный образ России в глазах потенциальных клиентов туроператоров.
2.6) Конкурентная среда
Как указано выше, одними из крупнейших туроператоров в Санкт-Петербурге являются Прима, Нева, Ривьера, Тез-Тур.
Турфирма "Нева" успешно работает на туристическом рынке с 1990 года и на сегодняшний день является одним из ведущих многопрофильных туроператоров России. Турфирма "Нева" является членом Российского Союза Предприятий Туриндустрии (РСПТИ, бывшей РАТА), членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA).
Туры "Невы" реализуют не только в городах России, но и в странах СНГ и Балтии.
Со дня основания деятельность компании направлена на развитие агентской сети, расширение спектра оказываемых услуг и географии маршрутов.
Вся сеть агентств-партнеров турфирмы "Нева" насчитывает более 3000 фирм в 180 городах России, странах СНГ и Балтии.
Фирма "Нева" - ведущий туроператор по выездному туризму.
Ежегодно турфирма "Нева" отправляет более 150 тысяч туристов в год, организует туры в любую точку мира.
"Нева" располагает собственным транспортным парком: шестнадцатью современными автобусами - Неоплан, Сетра, Мерседес (среди них полутора- и двухэтажные) и легковыми машинами представительского класса. Туры по Скандинавии, Финляндии, Чехии и другим странам Европы проходят на комфортабельных автобусах компании, что позволяет предлагать клиентам выгодные цены, при высоком качестве обслуживания.
Во всех офисах "Невы" используется корпоративная система автоматизации, обеспечивающая полный технологический цикл производства туруслуг.
"Нева", как крупная авторитетная фирма, располагает специальными тарифами при бронировании номеров в отелях многих стран мира, что дает возможность предлагать сегодня более выгодные условия отдыха. Предварительная оплата мест в гостиницах позволяет избежать проблем "овербукинга", характерного для многих массовых и популярных направлений.
Фирма "Нева" - туроператор по внутреннему и въездному туризму.
Помимо выездного туризма, "Нева" успешно реализует программы по России: в Сочи, в Крым, по Москве и Подмосковью, Санкт - Петербургу и Ленинградской области, по городам Золотого кольца, на Байкал и в др. города и регионы, как для групп , так и для индивидуальных туристов.
С 1990 года "Нева" занимается приемом и обслуживанием иностранных туристов. Прямые договора с гостиницами Санкт - Петербурга, Москвы, Новгорода и других городов России, собственные профессиональные гиды-переводчики, наличие автопарка высококлассных автомобилей и автобусов способствуют быстрому росту этого направления.
"Нева" активно продвигает свои услуги в России и за рубежом.
"Нева" - постоянный участник самых крупных и представительных международных туристических выставок в Лондоне, Берлине, Хельсинки, Мадриде, Праге, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах.
Ежегодно "Нева" издает каталоги маршрутов с полной информацией о странах, курортах, отелях и экскурсиях, регулярно проводит семинары по различным направлениям, участвует в крупнейших туристических Work Shop и презентациях, информирует агентства и клиентов обо всех новостях через ТВ (в туристических программах), печатные издания, наружную рекламу, Интернет и еженедельный директ-мейл.
За 16 лет работы "Нева" приобрела немало постоянных клиентов и партнеров, многие турагентства предпочитают работать именно с "Невой" не только потому, что ее клиенты имеют солидные скидки, но, прежде всего потому, что фирму отличает надежность, высокое качество работы и уважение к тем, кто воспользовался услугами фирмы
Тез-Тур
Компания Тез-тур работает на туристическом рынке - с 1994 года. Приоритетные направления - Турция, Испания, Египет, Таиланд, Куба и Доминикана. В состав TEZ TOUR на сегодняшний день входят десять международных компаний, которые обеспечивают отправку туристов из России, Украины, стран Балтии, Казахстана за рубеж и осуществляющих их обслуживание на местах отдыха. Всюду, куда отправляются туристы, открыты представительства - национальные туркомпании, действующие под брендом TEZ TOUR. Работают принимающие офисы в Испании, в Египте, Таиланде на Канарских островах, на Кубе, в Доминиканской Республике. Работа всех принимающих офисов строится одинаково - служба бронирования контролирует наличие мест в отелях, операционный отдел обеспечивает трансферы и экскурсионное обслуживание, а сотрудники отдела guest relation готовы в любое время решать насущные проблемы туристов. Тез-Тур предлагает самые разнообразные виды отдыха - массовый пляжный отдых, корпоративные поездки, VIP-туры, спортивные туры, детский, молодежный, семейный отдых. Тез-Тур имеет заслуженную репутацию одной из самых высокотехнологичных компаний на российском туристическом рынке. Работа офисов максимально взимосвязана и автоматизирована, система онлайн-бронирования прогрессивна и удобна в использовании. Полная компьютеризация и отлаженная система работы не допускают потерь информации. Это позволяет бесперебойно и четко обслуживать тысячи агентств даже в пик туристического сезона. Договоренности о сотрудничестве заключены с ведущими цепочками гостиниц, например, Mariott, Sheraton, Le Meridien, Sol Melia, Princess и т.д. Девиз компании Тез-Тур - Высокие Технологии Туризма. Компания Тез -Тур - постоянный лидер рейтингов предпочтений сотрудничества среди российских агентств, ежегодно составляемых информационной службой "БАНКО". Тез Тур – лауреат премии "ТБГ. Туристические бренды" в 2003, 2004, 2005 году. По итогам премии «ТБГ-2005. Туристические бренды» компания TEZ TOUR была удостоена звания «Бренд №1». В 2004 и 2005 году, компания заняла 1-ое место в номинациях "Самые известные и востребованные турбренды среди прямых потребителей туруслуг", "Самые авторитетные туристические бренды - выбор профессионалов туристического бизнеса" также компания удостоилась премий в номинациях «За креативные решения концепции брендинга», «За наиболее профессиональные коммуникации в отраслевых туристических СМИ».
Туристическая компания "ПРИМА"
Туристическая компания "ПРИМА" - многопрофильная туристическая фирма, занимающая одно из лидирующих мест на туристическом рынке Санкт-Петербурга по эффективности, надежности и объемам работы. Фирма была создана в 1991 г. на основе оригинальной идеи использования технических рейсов самолетов, работающих на зарубежных линиях. Через определенное летное время самолет должен обязательно вернуться на свою базу для текущего профилактического обслуживания. Обычно такой рейс выполняется без пассажиров. При содействии израильской чартерной компании ЕНАТОР-ЧАРТЕРС было организовано использование таких рейсов для туров в Стамбул.
Член лидирующих в мире туристических зарубежных ассоциаций IATA (International Air Transport Association), ASTA (American Society of Travel Agents), PATA (Pacific Asia Travel Association), также входит в состав правления RUTI (Russian Union of Tourist Industry) - бывшая РАТА.
В силу основополагающей концепции многопрофильности своей деятельности «Прима» осуществляет большой прием иностранных туристов в Санкт-Петербурге и других регионах России. У фирмы есть парк собственных комфортабельных автобусов.
На фирме работает более 100 специалистов. Выделено несколько крупных подразделений в соответствии с профилем работ. Средний возраст работников –не более 25 лет.
Бронирование туристского обслуживания для индивидуальных туристов производится через автоматизированную систему АМАДЕУС, терминал которой установлен в центральном офисе.
Фирма отправляет туристов в Турцию, Италию, Болгарию, Францию, Тунис, Чехию, Скандинавию, Финляндию, на Крит, Кипр и др.
Ривьера
Туроператор «Ривьера» был основан в 1996 году на основе организации пляжного отдыха в Турции. Сегодня туристический холдинг «Ривьера» - это группа компаний с офисами в 9 регионах России, в Турции, Египте, Казахстане (структуру управления см. в приложении 3). «Ривьера» является многопрофильным оператором и организует туры в Грецию, Египет, Испанию, Андорру, Таиланд, Хорватию, Чехию, Венгрию, Францию (является членом Французского клуба), Прибалтику, ОАЭ, Мальту (челен Мальтийского клуба), Скандинавию и др.
Кроме того, «Ривьера» занимается приемом иностранных туристов в Санкт-Петербурге и других городах России, обслуживанием туристов на внутреннем Российском рынке, является членом комиссии по въездному туризму Северо-Западного отделения Российского Союза Туриндустрии.
Приоритетом для компании является сотрудничество с отечественными авиакомпаниями.
Калинка Интернэшнл
Пример небольшой, но успешной и динамично развивающейся компании.
ООО «Калинка Интернэшнл» - туроператор, работающий на прием туристов в Санкт-Петербурге и других регионах России. Компания основана в 2000 году. В основу деятельности была принята стратегия обслуживания клиентов высокого уровня по высокому классу.
Сегодня «Калинка Интернэшнл» предлагает клиентам более двадцати стандартных туров по России для разных категорий туристов, т.к. «Классический Санкт-Петербург» или туры по городам Транссибирской железнодорожной магистрали, а также составление индивидуальных туров по интересам, составление деловых туров, экстремальных туров для молодежи, индивидуальные и групповые VIP-туры.
Компания имеет договоры с гостиницами разного уровня. Тот факт, что фирма изначально специализировалась только на приеме туристов, является конкурентным преимуществом, т.к. за время работы тщательно отшлифована технология обслуживания туристов в Петербурге, налажено сотрудничество с транспортными предприятиями, музеями, ресторанами, гостиницами.
Фирма не имеет собственного автобусного парка.
3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
Рынок туризма не является однородным. Он формируется на основе потребительского спроса, который, в свою очередь, характеризуется различными желаниями, интересами, привычками потребителей. Рыночный сегмент – совокупность действительных или потенциальных потребителей, одинаково реагирующих на особый набор побудительных стимулов туристского путешествия.
На сегментацию влияют различные демографические, социальные, мотивационные факторы, а также поведенческие стереотипы индивидов.
3.1 Мотивационные критерии.
На рисунке 3 представлена мотивация туристских путешествий в соответствии с методикой ЮНВТО.
Рисунок 3. мотивация туристских путешествий
SHAPE * MERGEFORMAT
Цели путешествий |
Развлечение и отдых тдых |
Профессиональные |
Деловые поездки, конгрессы, конференции |
Этнический туризм |
Познавательный туризм, отдых, спорт |
Посещение родственников |
Другие |
Учеба, лечение, религия |
Основная масса туристов совершает путешествия со следующими целями: развлечение, ознакомление с туристскими достопримечательностями другой страны, отдых. Общая доля таких туристов в международном туризме составляет около 50 %. За этим сегментом следуют деловые поездки, поездки с целью посещения родственников.
Мотивационные факторы эластичны и изменчивы. Следует также учитывать поведенческие стереотипы индивидуумов внутри каждого из сегментов. Поведенческие стереотипы как индивида, так и тургруппы складываются в результате влияния различных социально-экономических, культурных, психологических, нравственных и национальных и других факторов. Но в рамках общего туристского спроса они представляются в виде устойчивых рыночных сегментов. На практике эти стереотипы учитываются туроператорами путем дифференциации набора и качества услуг, вида транспорта, содержания программ.
3.2 Транспорт
В изучении спроса на туристские поездки очень важна сегментация спроса на различные виды транспорта.
Большую популярность на рынке Санкт-Петербурга заслужили автобусные туры. Объясняется это просто:
·
·
·
Большинство туристов, прибывающих в Санкт-Петербург из дальнего зарубежья используют авиационный транспорт. Субрынок авиационных перевозок состоит из двух сегментов – регулярных и чартерных рейсов. Чартерные авиаперевозки играют решающую роль в развитии массового туризма. Они имеют преимущества в силу более низких тарифов и возможности обеспечения доставки непосредственно из ближайшего к месту жительства аэропорта к месту, максимально приближенному к пункту назначения, что ведет к экономии времени.
В связи с появлением в России большого количества частных авиакомпаний, использование чартерных рейсов становится перспективным направлением деятельности российских рецептивных туроператоров.
Морской и речной транспорт также весьма перспективны в качестве направлений деятельности фирм, работающих на отправку и прием туристов. По своему социальному составу в круиз туристы направляются 50-55% с семьей, со знакомыми 27%, остальные в одиночку. Возрастной состав до 25% лет 30%, 25-40 лет 22%, старше 40 лет 48%. Следует отметить большой процентный состав замужних женщин – до 35%. При выборе вида отдыха туристы пользуются следующими мотивациями:
·
·
·
·
·
3.3 Демографические критерии
По демографическим критериям рынок делится на несколько сегментов. Наиболее важными для маркетинговых исследований являются половые и возрастные характеристики потенциальных туристов.
Порядка 60% туристов, прибывающих в Петербург из западных стран – женщины, что должно находить отражение в маркетинговых стратегиях рецептивных фирм.
По возрасту путешествующих выделяют следующие сегменты:
Молодежный туризм (до 30 лет) – предпочитает дешевые поездки, менее комфортабельные средства размещения, активное общение с местным населением, посещение баров, дискотек, клубов.
Туризм среднего возраста (30-50 лет) – претендует на комфорт и удобства, содержательные экскурсионные программы, широкая география путешествий.
Туризм «третьего возраста» (старше 50) – требует не только комфорта, но и личного внимания со стороны обслуживающего персонала, наличия блюд диетического питания в ресторанах, размещение в гостиницах, расположенных в тихих местах.
Туризм «четвертого возраста» - программы для физически немощных людей, которые не могут совершать поездки без сопровождающих. Потенциал данного сегмента огромен, однако существуют ограничения, в первую очередь, по здоровью. На развитие данного направления положительно влияет наличие у людей «четвертого» возраста практически не ограниченного свободного времени.
3.4 Социально-экономические критерии.
Эти критерии определяют рыночный спрос по уровню доходов, покупательной способности населения, наличию свободного времени и другим подобным признакам.
Зависимость между доходами населения и интенсивностью путешествия за границу является определяющим фактором международного туризма в любом регионе, в т.ч. Санкт-Петербурге. Поставщиками туристов в Санкт-Петербург долгое время являются страны с высоким уровнем доходов населения, но и в них спрос на поездки имеет дифференциацию. С одной стороны, это сегмент дорогостоящих путешествий (VIP-туризм), с другой – массовый туризм по средним и низким ценам.
4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗЫИТИЯ РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ
Туристический рынок России и Санкт-Петербурга в целом развивается достаточно динамично. Однако существует ряд проблем, сдерживающих развитие международного и внутреннего туризма.
4.1 Выездной туризм.
В целом, выездной туризм на данный момент - самое развитое направление деятельности туроператоров. Компании города способны обеспечить туры в любой регион мира, предлагаемый продукт достаточно дифференцирован и диверсифицирован. Туроператоры Петербурга предлагают широкий ассортимент, разные ценовые предложения. В результате, потребитель со средним уровнем дохода может позволить себе недорогие путешествия, что ведет к увеличению объема рынка. В то же время, турфирмы удовлетворяют даже самые высокие запросы потребителей. Наименее развитым сегментом является молодежный познавательный туризм, так как на данный момент является менее ликвидным по сравнению с другими направлением деятельности. Неблагоприятным фактором развития выездного туризма является отсутствие поддержки со стороны государства, несовершенная правовая база. Так, например, согласно п.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», турфирмы обязаны указывать цены на услуги в рублях. Но, поскольку большинство иностранных партнеров используют для расчетов и выставляют счета в долларах США, евро и других валютах, предоставление цен в рублях представляется проблематичным, и фирмы вынуждены нарушать закон. В противном случае компании вынуждены были бы заведомо завышать цены на услуги во избежание убытков, связанных с изменением курса валют.
4.2 Въездной туризм.
Наиболее перспективное направление, также является одним из наиболее проблемных.
Одна из главных проблем – неблагоприятный образ России как страны, где нет гарантий безопасности туристов, процветает терроризм, идет война, постоянно холодно и пр. Во многом такой образ на протяжении многих лет создается российскими телеканалами, вещающими за рубежом, а также местными СМИ. Намечается приятная тенденция – высшее руководство страны, правительство Санкт-Петербурга наконец-то обратили внимание на создание положительного имиджа России и Петербурга за рубежом. Ведется подготовка к открытию специального российского телеканала. Однако неизвестно, какой образ России высшее руководство страны считает привлекательным, и совпадает ли его мнение с мнением потенциальных гостей нашей страны.
Не лучшим образом сказывается на въездном потоке визовая политика страны. Необходимо упростить и ускорить выдачу российских виз, сделать ее более дешевой для экономически развитых стран. Также негативно сказывается процедура регистрации.
Количественно-качественный состав гостиничных номеров до сих пор является сдерживающим фактором притока туристов (см заполняемость гостиниц в приложении 4,5). Следует заметить, что В 2003-2005 гг. в городе открылось 9 больших (св. 150 номеров) гостиниц на 1 624 номера (3 157 мест). Гостиничное строительство стало столь ликвидным инвестиционным направлением, что даже при наличии средств реализовать проект не так-то просто, прежде всего с точки зрения хорошего землеотвода. Однако в условиях, когда формально взят курс на развитие частной собственности на землю, а с другой стороны, главным рычагом развития этого рынка является административный ресурс, последний во многом является фактором, препятствующим инвестиционным намерениям.
Огромным шагом вперед является Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра. Она разработана ведущей международной консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG) в тесном контакте с отраслевыми комитетами Правительства Санкт-Петербурга при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ, принятая в 2005 году. В основе Программы лежит стратегия «5x5x5», что означает войти в пятерку крупнейших европейских туристических городов – через 5 лет ежегодно принимать 5 млн. туристов. Эти изменения должны увеличить приток туристов в 1,5 раза, приносить ежегодно дополнительно 200-250 млн. долларов в городской бюджет и создать не менее 50 тысяч рабочих мест в туристской индустрии и в смежных отраслях. В рамках программы предусмотрено создание «Агентства Городского Маркетинга», разработка маркетинговой стратегии города, организация сбора и анализа туристской статистики, развитие аэропорта, увеличение номерного фонда гостиниц, модернизация музеев, повышение эффективности их использования, развитие транспортного сообщения, обеспечение информационной поддержки туристов, повышение безопасности пребывания туристов в городе, упрощение визового режима, создание Конвенционного Бюро, организация ежегодных событий, способных привлекать туристов в течение года, техническая модернизация пригородов, меры по благоустройству города и многое другое. Объем финансирования программы составит 120-240 млн.долл. ежегодно, за счет бюджетных и внебюджетных источников. Итоговый результат программы развития туризма, по прогнозам BCG, составит около 1 млрд. долл. Рекомендуемый имидж брэнда объединяет два варианта – «Гений чистой красоты» - как основной, «Дружеская теплота» - как дополнение к «Гению чистой красоты».
4.3 Внутренний туризм.
Самое проблемное и бесперспективное направление деятельности туроператоров.
В числе основных сдерживающих факторов внутреннего туризма – несоответствие цены и качества предлагаемых услуг, в т.ч. средств размещения. Так, стоимость проживания в пансионате «Восток-6» с трехразовым питанием при использовании услуг туроператора – 1000 рублей с человека за сутки (т.е. ~40$). Стоимость проживания в гостинице Антальи, на берегу моря, 4*, отдельный номер, «все включено» - 80$.
Спрос на внутренний туризм существует, даже при таком несоответствии цены и качества. Однако, по прогнозам ведущих туроператоров, он еще не скоро примет массовый характер. В настоящее время потенциальный потребитель либо путешествует самостоятельно, либо предпочитает заграничные поездки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрены основные аспекты рынка туроператоров Санкт-Петербурга. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Рынок туроператоров Санкт-Петербурга достаточно развит и продолжает динамично развиваться.
2. Значительная часть рынка принадлежит нескольким ведущим компаниям, при большом количестве небольших фирм.
3. Значительное влияние на рынок оказывает ярко выраженный сезонный характер предложения большинства туроператоров.
4. Туроператоры не могут полностью контролировать уровень цен, т.к. всецело зависят от поставщиков.
5. Наиболее перспективным направлением работы туроператоров является въездной туризм.
6. Для успешного развития въездного туризма необходимо создать и продвигать положительный имидж России и Санкт-Петербурга, увеличивать номерной фонд средств размещения, улучшать инфраструктуру.
6. Государство, в лице правительства Санкт-Петербурга, осознает социально-экономическую важность развития въездного туризма.
7. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность индустрии туризма, нуждается в совершенствовании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон N 132 от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Федеральный закон № 2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей»
3. Д. К. Исмаев «Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации: Теория и практика деятельности туристских фирм», 2-е издание, стереотипное. М.: Издательский центр «Академия», 2004
4. И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Л. Драчева «Экономика и организация туризма: международный туризм» - М.: Кнорус, 2005
5. А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин – «Управление индустрией туризма: учебное пособие, 2 –е издание» - М.: Кнорус, 2005
6. www.rata.ru
10. www.riviera.ru
11. www.teztour.ru
13. Туристическая фирма «Ривьера»
14. ООО «Прима-Трэвел»
15. ООО «Калинка Интернэшнл»
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Положение о лицензировании туроператорской деятельности
3. Структура управления туристической фирмы «Ривьера»
4. Динамика заполняемости гостиниц Санкт-Петербурга в 2004 году.
5. Ценовые предложения Совета по Туризму
6. Ценовые предложения Фламинго
7. Типовой бланк договора туроператора и клиента о приобретении комплекса услуг