1934 год

       Доброхотов С.В.  МАИ

      Несмотря на всю сложность обстановки в  Европе,  сталинская  со-

 ветская дипломатия продолжала исходить в своей политике из возможнос-

 ти объединения усилий держав в борьбе за моральную легализацию  боль-

 шевизма и его продвижения вглубь Европы - в противовес угрозы фашист-

 ской агрессии.  Советское правительство  настойчиво  искало  средства

 обеспечения коллективной безопасности против Германии.

      В сентябре 1934 г.  Советский Союз принял приглашение  30  госу-

 дарств  вступить в Лигу наций.  После выхода из Лиги наций Германии и

 Японии у Сталина появились определенные возможности использовать Лигу

 в качестве орудия распространения большевизма с одной стороны, для за-

 щиты в случае нападения извне при постоянной пропаганде идей  мира  и

 "разоблачения" "провокаторов" войны с другой стороны.

      В официальном же заявлении советского представителя М.М.Литвино-

 ва подчеркивалось,что СССР вступил в Лигу наций с единственной  целью

 и  единственным  обещанием всемирно сотрудничать с другими народами в

 деле сохранения неделимого мира.  "Я знаю,-сказал Литвинов,- что Лига

 наций не имеет в своем распоряжении средств полного упразднения войн.

 Я убежден,однако,  и в том,  что при твердой воле и дружном сотрудни-

 честве  всех  ее  членов  весьма многое может быть сделано и в каждый

 данный момент для максимального уменьшения шансов войны. Но это явля-

 ется  достаточно почетной и благородной задачей,осуществление которой

 принесет неисчисляемые блага человечеству".

      Над этой задачей Советское правительство не переставало  работать

 в  течении всего времени своего существования. Отныне оно хочет объеде-

 нить свои усилия с усилиями других государств,представленных в Лиге".

      Возможному противнику /скорее всего Англии/,  надо было противо-

 поставить подавляющую комбинацию сил и таким путем  воспрепятствовать

 успеху действий, направленных на подготовку и развязывание нападения.

 Особое значение в этом могли иметь региональные пакты взаимопомощи  с

                                - 2 -

 участием широкого круга европейских государств.

      Эта точка зрения Советского государства была положительно оценена

 прежде всего во Франции,  которой традиционно угрожала Германия. Под-

 писанный правительством Эррио 29 ноября 1932 г.  советско-французский

 договор  о ненападении служил хорошей основой для дальнейшего сближе-

 ния между обеими странами.

      31 октября  1933 г.  Поль Бонкур поставил вопрос о возможных сов-

 местных контрмерах со стороны СССР и Франции в случае усиления  подго-

 товки Германии к войне.  В декабре 1933 г. Наркоминдел СССР выступил с

 предложениями,в которых предусматривалось,что СССР не возражает против

 заключения в рамках Лиги наций регионального соглашения о взаимной за-

 щите от агрессии со стороны Германии;  согласен на участие в этом сог-

 лашении Бельгии,  Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эсто-

 нии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным участи-

 ем Франции и Польши; независимо от обстоятельств по соглашению о вза-

 имной защите участники соглашения  должны  обязаться  оказывать  друг

 другу дипломатическую, моральную и по возможности материальную помощь

 также в случаях военного нападения,  не предусмотренного самим согла-

 шением.

      В то время Франция стояла на пороге важных  событий.  Вечером  6

 февраля  1934  г.  на улицах Парижа произошло выступление французских

 фашистов, руководимых полковником де ла Рокком и поддержанных началь-

 ником  парижской  полиции  Кьяппом.  Сплоченность и единство действий

 французских левых партий и рабочих  организаций  обрекли  выступления

 фашистов  на  провал.  12 февраля в Париже была проведена грандиозная

 демонстрация пролетарской солидарности.  Она послужила толчком к раз-

 витию  широкого  демократического  движения в стране, завершившегося в

 дальнейшем созданием народного фронта.

      В новом кабинете,явившемся результатом компромисса между  правыми

                                - 3 -

 партиями  и центром, портфель министра иностранных дел получил Луи Бар-

 ту.

      Луи Барту, хотя он и состоял членом правой партии, был выразите-

 лем того внешнеполитического курса, который диктовался трезвым учетом

 угрозой гитлеровской агрессии,национальными интересами Франции.

      По мнению Барту,защита Франции против фашистской опасности долж-

 на была опираться на систему союзов,  заключенных с Польшей, Чехосло-

 вакией,  Румынией  и Югославией.  Он старался сохранить и франко-анг-

 лийское сотрудничество,  опасаясь, однако, как бы Франция, по выраже-

 нию Клемансо, не оказалась в роли лошади, а Англия-в роли наездника.

      Тревога Барту и его сторонников относительно растущей угрозы  со

 стороны германского милитаризма находила подтверждение в многочислен-

 ных фактах.

      В марте 1934 г.  французское правительство получило дополнитель-

 ные сведения о  форсированном  перевооружении  Германии.  Численность

 личного  состава  германских вооруженных сил,  национал-социалистский

 моторизованный  корпус,   национал-социалистский   авиационный   кор-

 пус,"Трудовой  фронт"и  "Организацию  Тодта",  достигала почти одного

 миллиона человек.Расходы на рейхсвер в  1934-1935  гг.  возрастали  с

 344,9 млн. до 574,5 млн. марок.

      17 апреля 1934 г. французское правительство направило Великобра-

 тании ноту, в которой вновь ставило вопрос о безопасности Франции,ко-

 торую оно не отделяло от безопасности других европейских  государств.

 "Фактически,-гласила нота,-германское правительство,не ожидая резуль-

 татов переговоров,пожелало поставить нас перед своим решением продол-

 жать  перевооружения во всех видах и в том объеме,который оно опреде-

 ляет по собственному  усмотрению,пренебрегая  условиями  Версальского

 договора".

      Английская дипломатия,на словах поддерживая идею системы  коллек-

                                - 4 -

 тивной  безопасности Европы, на деле помогала гитлеровцам срывать орга-

 низацию такой системы.

      В этих  условиях СССР и Франция совместно выступили за заключение

 договора о коллективном отпоре Германии.  В течение 1934 г. советская

 дипломатия  вела переговоры с Францией о заключении Восточного пакта.

 По предложению Луи Барту пакт должен был включать Германию, СССР, Поль-

 шу, Литву,  Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Участники пакта

 в случае нападения на одного из них должны были автоматически  оказы-

 вать  стороне, на  которую совершенно нападение, военную помощь.

       Франция брала на себя гарантию выполнение пакта, не  будучи  его

 непосредственным  участником. Из такого положения следовало, что в слу-

 чае, если бы кто-либо из участников пакта отказался  выполнить  поста-

 новление  о  помощи  стране, на которую напали, Франция обязана была бы

 сама выступить против агрессора.

      В мае 1934 г.в ответ на французские предложения Наркоминдел конс-

 татировал готовность обсудить с Францией вопрос о подписании отдельно-

 го пакта.  После ряда бесед к концу июня удалось окончательно разрабо-

 тать франко-советский проект Восточного пакта.

      27 июня  1934 г.  проект Восточного пакта был передан французским

 правительством английскому. Проектом предусматривалось заключение двух

 соглашений о взаимопомощи,связанных между собой в единую систему: _  .пакта

 взаимопомощи между СССР, Германией, Польшей, Чехословакией, Эстонией, _  .Фин-

 ляндией, _  .Латвией, _  .Литвой и франко-советского пакта о взаимопомощи.

      Германия категорически отказалась стать участником пакта. Фашист-

 ское  правительство  утверждало,что у него существует" страх перед со-

 ветской агрессией",что "пакт служит делу окружения Германии".  Страх,

 надо признать,  был весьма и весьма оправдан - СССР огромными темпами

 милитаризировался, продолжались чистки и замены по всем слоям общест-

 ва, роста пропаганда "великой безграничной державы".

                                - 5 -

      Стремясь заручиться поддержкой Англии, Барту посетил Лондон. Одна-

 ко в Лондоне его ожидал холодный прием.  Посол Франции  Корбэн  сказал

 Барту: "Ваше превосходительство,англичане будут считать вас лицом,вну-

 шающим некоторое подозрение.  Предложение заключить пакт с Россией бу-

 дет очень плохо принято..." Слова посла полностью оправдались. Англия

 твердо стояла  на ногах и не могла не замечать двух потенциальных аг-

 рессоров в Европе.

      14 сентября 1934 г. заявило о своем отказе принять участие в Вос-

 точном пакте правительство Польши. Поездка Барту по столицам Восточной

 Европы не увенчалась успехом.  В значительной мере все это объяснялось

 противодействием английской дипломатии.

      Характеризуя отношение Англии к организации системы  коллективной

 безопасности  в Европе,советское полпредство сообщало в НКИД: "Английс-

 кое правительство по существу всегда относилось к Восточному пакту не-

 доброжелательно...  Восточный  пакт должен был бы сильно укрепить наши

 международные позиции, обезопасить нашу западную  границу  и  облегчить

 наше положение на Дальнем Востоке...  Восточный пакт,который неизбежно

 должен был бы сцементировать все французские  связи  на  Востоке  и  в

 сильнейшей  степени  гарантировать безопасность самой Франции, способс-

 твовал бы чрезвычайному росту французского международного  могущества.

 Именно поэтому британская дипломатия не могла относиться с горячностью

 к Восточному пакту."

      19 июня 1934 г.  глава советского дипломатического представитель-

 ства в Лондоне заявил  постоянному  заместителю  английского  министра

 иностранных дел Ванситтарту,  что общественное мнение /?!/ Советского

 Союза "приписывает Англии подталкивание не только Японии, но и Герма-

 нии к войне с нами и этим только объясняет сопротивление Англии  Вос-

 точноевропейскому пакту".

      Заключение договора о коллективном  обеспечении  безопасности  в

                                - 6 -

 Европе,  выдвинутого  СССР совместно с Францией,было сорвано усилиями

 Германии, Польши и Англии.

      Учитывая это, сталинская дипломатия предприняла действенные меры

 для заключения договора о взаимопомощи с Францией,  а также для улуч-

 шения отношений с рядом соседних стран.

      9 июня 1934 г.  были восстановлены дипломатические отношения между

 СССР,Чехословакией и Румынией.