Маркетинг во внешнеэкономической деятельности

Введение

Тема контрольной работы по предмету Внешнеэкономическая деятельность «Маркетинг во внешнеэкономической деятельности» на данный момент является актуальной. Создание в России рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство, поэтому любые хозяйствующие субъекты (независимо от формы собственности) должны иметь выход на внешний рынок. Только тогда можно говорить об их реальном вхождении в международные экономические процессы.

Как известно, основной причиной выхода на внешние рынки является снижение спроса на внутреннем рынке. И тогда перед организацией (фирмой) встают такие трудности, как дополнительные затраты на маркетинговые исследования, необходимость в адаптации своих товаров зарубежным требованиям, высокие риски и др. На этом этапе и возникает потребность организации (фирмы) в глубоком понимании механизмов маркетинга во внешнеэкономической деятельности. В противном случае, результат будет негативным.

Цель контрольной работы – раскрыть механизм маркетинга во внешнеэкономической деятельности, привести примеры.

В работе освещены такие аспекты как: сущность маркетинга, его принципы и методы; среда маркетинга, информационное обеспечение и прогнозирование; этапы выбора маркетинговой стратегии и разработка сбытовой политики; продвижение товаров на внешнем рынке.

Материалами для написания контрольной работы послужили учебники, учебные пособия и периодическая литература (см. использованная литература).

Маркетинг во внешнеэкономической деятельности

1.    Сущность, принципы и методы маркетинга. Внутренняя и внешняя среда

            Сущность, принципы и методы маркетинга

«Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования товарного рынка». [7]

«Маркетинг – это теоретическая и практическая система, направленная на разработку и производство новых товаров с учетом рыночной ситуации и изменения потребностей людей с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей». [2]

Ориентированный на маркетинг производитель стремится изготовить товар более полно соответствующий запросу конкретной личности, группе людей или предприятию. Маркетинг требует знаний рынка и его конъюнктуры, гибкой товарной политики, знаний о покупателе.

Принципы маркетинга можно представить следующим образом:

- нацеленность на коммерческий результат (овладение определенной долей рынка на основе некоторого срока, ресурсов и ответственности);

- комплексный подход к достижению выдвинутых целей фирмой (организацией);

- максимальное приспособление к условиям и требованиям выбранного рынка с целенаправленным одновременным воздействием на него;

- корректировка направлений деятельности в соответствии с дальновидностью своих целей.

Производство и последующая продажа товаров, которые обязательно будут куплены – основное свойство маркетинга.

Методы маркетинга прошли длительный путь развития и постоянно менялись, эволюционировали с учетом и в соответствии с развитием рыночных отношений. (см. табл. 1.1)

Условия применения маркетинга на мировом рынке: насыщение рынка товарами, превышение предложения над спросом; усиленная борьба за покупателя из-за острой конкуренции; свободные рыночные отношения, свободная деятельность на предприятии по решению всех вопросов (управленческих, финансовых и т.д.).

Если страна (страны) не решила первые два условия, то внедрение маркетинга нецелесообразно, вследствие высоких расходов на маркетинг.

Важным исходным моментом успеха маркетинга является наличие современного, выгодного покупателю товара.

                                                                                           Таблица 1.1

Периоды развития маркетинга

№ п/п

Период (гг.)

Приемы (способы)

1

1860 – 1930

«метод товарной ориентации» - стремление улучшить качество товара, исходя, прежде всего из собственных представлений изготовителя о наборе полезных качеств товара, услуги. Вкусы и запросы покупателей были вторичны. Причина заключалась, прежде всего, в нехватке товара и как следствие этого – превышение спроса над предложением.

2

1930 - 1950

«метод сбытовой ориентации» - стремление обеспечить максимум продаж благодаря рекламе и другим методам, привлекающих покупателя к приобретению товара. В этот период произошло обострение конкуренции, хотя еще имелся большой объем неудовлетворительного спроса.

3

1950 - 1960

«метод рыночной ориентации» - заключается в выделении товаров, пользующихся особым спросом из-за высокой потребительской стоимости и обеспечение максимума их продаж. В этот период рынок уже был насыщен, и только большое разнообразие товаров могло привлечь покупателя, который уже в этом периоде стал диктовать свою волю производителю товаров.

4

1960 – по наст.

время

«маркетинговое управление» - содержит в себе следующие приемы: долгосрочное (5-15 лет) перспективное планирование фирмы; целенаправленные исследования рынка, товара и покупателей; использование комплексных видов формирования спроса и оптимизирования сбыта; ориентация на товары рыночной новизны, удовлетворяющие потребности тщательно рассчитанной группы возможных покупателей.

            Внутренняя и внешняя среда маркетинга

Маркетинговая среда фирмы (предприятия) – совокупность активных сил и субъектов, имеющих место в самом предприятии, фирме и вне их, влияющих на экономическую эффективность деятельности.

Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда – силы, имеющие непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентов (вид товара, его качественные параметры, технология производства, квалификация персонала, структура и методы управления предприятиями, методы выхода на рынок, реклама, транспорт и другие (см. рис 1.1)).

Руководство фирмы, предприятия

Бухгалтерия

Финансовая служба

Материально-техническое снабжение

Производство

Другие подразделения

Научно-исследовательский центр

Маркетинговая служба

Кадровая служба

Рис. 1.1 Микросреда предприятия, фирмы.

На микросреду предприятия (фирмы) оказывают большое влияние поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники и клиентура, а также другие элементы из внешней среды. Предприятия (фирмы) должны предвидеть особенности поведения поставщиков сырья, энергии. По возможности минимизировать колебания цены на сырье или отказы поставщиков от услуг по снабжению.

Маркетинговые посредники – это фирмы, помогающие в движении, сбыте товаров среди клиентуры (торговые посредники, фирмы по организации товародвижения, рекламы, консультации и финансово-кредитные учреждения).

У любого товаропроизводителя может быть пять типов клиентурных рынков: потребительский (лица, приобретающие товары, услуги для личного потребления), рынок производителей (предприятия, фирмы, организации, приобретающие товары и услуги для использования в процессе производства), рынок промежуточных продавцов (организации (предприятия), приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи), рынок государственных учреждений (государственные организации, приобретающие товары и услуги для коммунальных или других служб), международный рынок (покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственных).

«Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты находятся на рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо создают фирме новые препятствия. Эти силы внешней среды относятся к неуправляемым факторам: законы, решения правительств. Таможенные правила и тарифы, поведение конкурентов, их товары, рыночная конъюнктура, изобретательская деятельность, природные условия, национальные обычаи. Макросреду можно представить в виде шести основных сил по Ф. Котлеру (рис. 2.1).

Основными задачами фирмы, предприятия являются усилия по изменению в нужном направлении поддающихся управлению факторов и приспособлению к деятельности неподдающихся, неуправляемых факторов.

Любой управленческий процесс, в том числе и ориентирующийся на маркетинг, начинается с целеполагания, т.е. прогнозного осмысления положения, в котором может оказаться предприятие, фирма через 10 – 15 лет (долгосрочный прогноз), 5 лет (среднесрочный) и 1 – 1,5 года (краткосрочный прогноз)». [7]

Все цели маркетинга (функция высшего руководства) по периодам должны находиться в определенном соотношении, взаимно дополняя друг друга. Бывают рыночные (доля рынков, перечень возможных рынков), маркетинговые (объем прибыли, имидж), структурно-управленческие (желательная структура, состав и численность подразделений, квалифицированные требования к специалистам, руководителям служб), контрольные (ежедневный, периодический контроль).

Демогра-      Эконо-     Природные,        Научно -      Политические  Культура,

фические   мические  климатические технические                               обычаи,

                                                                                                                    традиции

ФАКТОРЫ

ФИРМЫ, ПРЕДПРИЯТИЯ

Рис. 2.1Основные факторы макросреды.

2.    Информационное обеспечение маркетинга и прогнозирование

Информация всегда играла в жизни человека очень большую роль, но с середины 20-го века в результате социального прогресса и прорыва в развитии науки и техники роль информации неизмеримо возросла. В мире информация схожа с лавинообразным нарастанием массы, получившей название «информационного взрыва». Информация является основой для принятия управленческих решений.

«Информация – это интеллектуальная собственность, товар, сведения. «Кто владеет информацией – тот владеет миром», - писал У. Черчилль. По данным журнала «Business-week» (США), утеря и хищение информации на фирме IBM за последние 10 лет оценивается в 1 млрд. долл. упущенной прибыли». [9]

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». [1]

Все результаты исследований конъюнктуры рынка, показателей, товаров и т. д. должны быть систематизированы, упорядочены, обобщены и отправлены на хранение на различные носители.

Информацию можно разделить на первичную (от покупателей, продавцов и других лиц на основе опросов и др. методов исследования рынка) и вторичную (взятая из официальных статистических источников, периодической печати, научных публикаций и отчетов).

«Для обеспечения поиска ценовой информации, необходимой для расчетов цен импортных и экспортных операций, в течение нескольких последних лет значительная часть оперативной ценовой информации была подготовлена для многократного использования в рамках проекта создания Единой системы внешнеэкономической информации (ЕСВИ). Разработку и поэтапное внедрение ЕСВИ осуществляют Главное управление координации и регулирования внешнеэкономических операций (ГУВО) и объединение информационного обеспечения  и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС), обслуживающие подразделения Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ).

Важной составной частью ЕСВИ является организованный в структуре МЭРТ банк ценовой информации, который пополняется участниками внешнеэкономических связей, направляющих в него данные о контрактных ценах на экспортируемые и импортируемые товары и услуги. Банк ценовой информации ведется объединением ИнформВЭС, которое по запросам на коммерческих условиях предоставляет ценовую информацию в виде позиционных контрактных цен и прейскурантов цен по экспорту. Данные о контрактных ценах хранятся в банке ценовой информации на конфиденциальной основе и сообщаются пользователям без указания на конкретный контракт и его участников». [7]

Другой источник современной информации – ИНТЕРНЕТ, который предоставляет возможность отыскать и просмотреть в оперативном режиме огромные по объему и разнообразию массивы информации: книги, технические каталоги, газеты, журналы, специальные фонды документации и др. Это экономически выгодно и весьма просто.

«Самая жесткая конкуренция в сфере IT – услуг для малого бизнеса сейчас разворачивается в области доступа к ИНТЕРНЕТУ и телефонии. Чтобы заполучить в свои сети хотя бы мелкого клиента, многие фирмы используют новейшие технологии. Один из ярких примеров – развитие технологии WiMax, которая дает ряд коммуникационных преимуществ, прежде всего именно небольшим партиям. <…>

… WiMax (Worldwide Interoperability for Microwave Access) – новый перспективный вид беспроводной связи. По сути, это усовершенствованный стандарт беспроводной связи Wi-Fi, который сейчас широко распространен – в том числе и в России – в аэропортах, гостиницах, ресторанах и других публичных местах. Однако в отличие от оборудования Wi-Fi, радиус действия которого составляет от силы несколько сотен метров, базовая станция WiMax способна обеспечивать доступом в ИНТЕРНЕТ или телефоний в радиусе нескольких километров. <…>

…Новая технология передачи данных по электросетям получила название PLC (Power Line Communication). <…>

…К практическому же внедрению PLC человечество подошло совсем недавно, всего несколько лет назад. Одной из первых технологию PLC для коммерческого использования начала внедрять британская телекоммуникационная компания Norveb Telecom в Манчестере». [4]

Существует большое число списков рассылки ИНТЕРНЕТ, посвященных какому-либо продукту или товарной группе. Фирмы, ведущие бизнес в данной группе продуктов, могут анализировать мнения, комментарии, технические проблемы и другие потребительские аспекты, по которым можно выяснить обобщенные мнения потребителей.

Наряду с достоинствами сети ИНТЕРНЕТ существуют и недостатки -  слабая защищенность соединения, в результате чего наиболее часто совершаются такие виды компьютерных преступлений как: хищение секретной информации и баз данных с целью ее дальнейшей перепродажи либо внесение в информационные файлы изменений, искажающих смысл документов; вымогательство и компьютерный терроризм; мошенничество с кредитными карточками; хищения в системе финансовых учреждений и многое другое. [11]

Одной из наиболее перспективных линий развития ИНТЕРНЕТ являются мобильные сетевые работы. Службы ИНТЕРНЕТ уже доступны для многих транспортных средств: автомобильного, авиационного, морского и железнодорожного транспорта.

«Прогнозирование рынка – это выработка объективного, научно обоснованного, наиболее вероятного по своей сути суждения о перспективах развития рынка и возможных вариантах развития событий в будущем.

Прогнозы делятся на краткосрочные – 1 – 1,5 года; среднесрочные – 4 – 6 лет; долгосрочные – 10 – 15 – 20 лет.

Краткосрочное прогнозирование предназначено для обеспечения оптимальной тактики поведения предприятия (фирмы) на внешнем рынке, поэтому необходимо учитывать разнообразные циклические и нециклические сезонные, временные, случайные факторы формирования спроса и предложения. Для среднесрочного прогноза следует использовать постоянно действующие циклические и нециклические факторы. Для расчета долгосрочного прогноза достаточно учесть только постоянно действующие нециклические факторы, влияющие на основную тенденцию развития рынка.

Методы прогнозирования рынков делят на четыре группы: экспертные оценки, экстраполяции, логические и математические модели, системные прогнозы». [7]

Экспертные оценки основаны на анализе и обобщении мнений специалистов по какому-либо вопросу. Наиболее известный  - метод Дельфы. Точки зрения экспертов выявляют с помощью анкетирования обычно в несколько туров без информирования опрашиваемых о составе экспертной группы, что позволяет получить независимые, личные мнения специалистов. С помощью различных коэффициентов обобщаются точки зрения разных экспертов, что дает возможность сделать наиболее правильный вывод о прогнозе того или иного явления.

Экстраполяции основаны на изучении имеющихся на нынешний период времени закономерностей протекания экономического процесса или явления. Исходным правилом является точка зрения одинаковости протекания будущих процессов благодаря сложившимся закономерностям на данный момент. Лучше всего проводить при прогнозе на небольшой срок (< 4-6 лет). Обычно динамику рынка представляют в графической, математической, логической, ситуационной форме.

Логическое моделирование применяется для качественного описания процесса и его развития. Создаются сложные сценарии, направленные на увязку логической последовательности и значимости событий, факторов, воздействующих на рыночные процессы. Все это позволяет выявить наиболее важные проблемы, узловые точки, промежуточные и основные цели, комплексные задачи путей их решения.

При наличии больших массивов статистической информации лучше всего использовать экономико-математическое моделирование и ЭВМ. Данный подход на количественных закономерностях выявлять тип связей между различными элементами рынков и факторами, влияющими на развитие рыночных процессов.

Особенно незаменима ЭВМ при проведении исследований и анализе многовариантных прогнозов.

Системное прогнозирование дает возможность изучать мировой рынок как сложную систему, имеющую определенную структуру и очень сложное взаимодействие составляющих элементов.

Рынок товара или услуги рассматривается как специфический объект с присущими только ему факторами и в то же время представляет всегда только часть мировой экономики.

И применительно к прогнозированию положения на мировом рынке какого-либо товара или услуги необходимо комплексно исследовать совокупность отдельных рынков этого товара, выявить основные факторы развития конъюнктуры; изучить взаимосвязь этих рынков с динамикой конъюнктуры товара и услуги.

На базе этих исследований разрабатываются прогнозы развития всех частных рынков и затем обобщаются все прогнозы в сфере мирового рыка товара, услуги.

На мировые товарные рынки оказывают большое влияние конъюнктурообразующие факторы двух основных видов – циклические (кризис, депрессия, оживление и подъем) и нециклические (изменение внешних условий стран, НТП, влияние монополий, воздействие государственной политики внутри страны, инфляция, сезонность, социальные факторы, политические кризисы и др.).

Всесторонний анализ сложившейся конъюнктуры требует детального исследования следующей системы параметров: показателей сферы материального производства, внутренней и внешней торговли, кредитно-денежной сферы, данные об объеме капиталовложений и заказах, цен. В результате изучения и анализа этой системы показателей дает возможность получить прогноз конъюнктуры. Цель – определение наиболее вероятных оценок состояния конъюнктуры в будущем. Экономическое прогнозирование основано на существенной инерционности большинства явлений социально-экономической жизни общества.

При этом используются следующие методы прогнозирования конъюнктуры рынка: экспертные оценки, экстраполяции, экономико-математического моделирования, комбинированные методы. С помощью этих методов разрабатываются: прогнозы общехозяйственной конъюнктуры, оценки перспектив развития потребления товара, платежеспособный спрос, капиталовложения в отрасли, производства, мировой торговли и прогноз движения цен, конкуренции, монополистических тенденций.

Успех в прогнозировании основывается на точности используемых для прогноза моделей. Точность прогноза должна быть достаточно высока для обеспечения устойчивого и эффективного управления организациями, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность.

Исследование динамики и устойчивости функционирования системы управления может быть проведено методом имитационного моделирования. В ряде случаев требования к степени точности модели прогнозирования определяются на основе интуиции или здравого смысла.

Если информация о степени точности требованиях недостаточна или отсутствует, то необходимо получить как можно точную модель, хотя это иногда приводит к излишней сложности ее информационного обеспечения. Точное прогнозирование обеспечивает необходимые условия за выход и завоевание прочных позиций на мировом рынке.

3.    Маркетинговая стратегия и разработка сбытовой политики. Продвижение товаров на внешнем рынке

Маркетинг во внешнеэкономической деятельности требует учета и реализации его стратегических целей и международной сбытовой политики. Маркетинговый подход главным образом предполагает целевую ориентацию, слияние в единый технологический процесс всех составляющих маркетинговой и иной деятельности для достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия – главная программа действия, определяющая приоритеты проблем и ресурсы, необходимые для достижения генеральной цели.

Стратегия (от греч. Strategeia: stratos – войско (линия, уровень)), ego – веду (поведение, движение) – это линия направления движения войска. Дословно стратегию можно обозначить как направление движения войска, линию его поведения, т.е. основное, ведущее направление движения для поэтапного достижения каких-либо целей.

«Цель как желаемое состояние в будущем и стратегия как основные варианты направлений к достижению цели - то, прежде всего, абстрактные мыслительные конструкции, замысел в форме определенного последовательного поэтапного достижения цели, предшествующих реальным действиям, а тактика – это реальные технологические действия и операции по осуществлению замысла. В качестве наиболее характерного примера, иллюстрирующего различия стратегии и тактики, можно привести шахматную игру, где стратегический замысел, ориентированный на победу над противником, реализуется на основе определенных установленных правил игры путем поочередных с противником последовательно осуществляемых ходов (передвижения) отдельных фигур. Несмотря на то, что правила игры представляют собой достаточно жесткую нормативную систему движения отдельных фигур, состав, структура, количество фигур, способы их передвижения заданы, однако стратегических вариантов достижения цели победы в шахматной партии чрезвычайно много. Таким образом, к одной и той же намеченной цели всегда ведет очень много различных по средствам, способам, эффективности и времени достижения путей в зависимости от складывающейся ситуации. Более того, при постоянстве (неизменности) цели, в зависимости от объективно складывающейся ситуации, стратегии могут и должны изменяться, т.е. от одного варианта стратегии можно и нужно переходить к другому, если динамика внешней ситуации не соответствует предварительным прогнозам. При этом, соответственно, используются другие композиции (наборы, сочетания, варианты) элементарных тактических приемов (правил), которые по сути своей сами по себе остаются неизменными (постоянными). Безусловно, каждый вариант стратегии, с одной стороны, предопределяет соответствующий необходимый (проектный, предполагаемый) набор тактических средств, а с другой стороны, реальное наличие тех или иных тактических средств, приемов, способов вынуждает, ограничивает применение вполне определенных вариантов стратегий». [8]

Стратегия внешнеэкономической деятельности предполагает тщательное рассмотрение всех возможных вариантов, относящиеся к долгосрочным целям, и их обоснование для принятия решений, учитывая действие целого ряда внешних и внутренних факторов. Ниже представлен процесс выбора стратегии:

·        Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы.

·        Анализ рынка на перспективу.

·        Анализ возможностей.

·        Анализ бюджетно-налоговой политики предприятия

·        Анализ влияния хозяйственных решений на экономику предприятия.

·        Разработка долгосрочной и дальновидной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы (предприятия).

Выработка стратегии внешнеэкономической деятельности (ВЭД) фирмы представляет собой процесс изучения мирового рынка, определения глобальных и локальных целей ВЭД, а также выбор предпочтительных сегментов, приведения экспортного потенциала фирмы в соответствие с поставленными целями, определение предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям для предотвращения неэффективных международных рыночных отношений.

В международном маркетинге способ выхода на рынки различных стран, в первую очередь, зависит от финансовых возможностей и целей предприятия, вида и конкурентоспособности продукции, особенностей экономической и политико-правовой сферы рыночных стран. Разработка сбытовой политики направлена на выявление оптимального соотношения направлений и средств, которые обеспечат максимальную эффективность процесса проникновения на внешний рынок. Для этого необходимо выбрать наиболее предпочтительные организационные формы и методы сбытовой деятельности, четко нацеленные на достижение намеченных целей.

В процессе разработки сбытовой политики фирмы большое внимание уделяется таким вопросам как: выбор сегмента зарубежного целевого рынка, системы сбыта на внешнем рынке и определение финансовых затрат, каналов сбыта, способа выхода на зарубежный целевой рынок и его время; определение системы международного товародвижения и расходов по доставке товара потребителям, форм и методов стимулирования сбыта на внешнем рынке и необходимых для этого затрат.

Сбытовая система предприятия, действующего на внешнем рынке, может быть организована на основе собственных подразделений сбыта, за счет использования посредников или смешанного сбыта (комбинация нескольких каналов).

Выбор определенного канала зависит от целей компании, ее размера и характера выпускаемой продукции.

Условные ситуации по продвижению товаров на внешнем рынке.

                                                                                            Таблица 3.1

№ п/п

Ситуация экспортера с импортером

Действия экспортера

1

Имеет устойчивые торговые связи с импортерами

Сохранение связей с импортером, расширение сотрудничества, увеличение объема продаж, улучшение системы сбыта товаров

2

В прошлом имел с импортерами торговые связи

Действительно повысить качество товаров, улучшить условия поставок, усовершенствовать техническое обслуживание, провести ряд эффективных мероприятий по рекламе

3

Не имел с импортерами торговых связей, но знает, что поставляемые им товары входят в круг их интересов

Реклама товаров, деятельности экспортеров; научно-исследовательская база, показатели финансовой устойчивости, опыт работы с покупателями

4

Не знает потребителей своих товаров

Маркетинговые исследования по сегментации рынка; изучение системы сбыта, основных посредников, только потом действия в соответствии с п. 3

Фактически во всех вышеперечисленных ситуациях, позволяющих систематизировано подойти к организации движения товаров на внешнем рынке, большой круг проблем решается с помощью рекламы.

«Реклама – это комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенного производителя или продавца и представляет собой наличные формы коммуникации, осуществленные через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования. <…>

Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 г., когда Гуттенберг изобрел печатный станок. Рекламодателю не нужно было больше вручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений.

Наибольшего расцвета реклама достигла в Соединенных Штатах Америки. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина. Издаваемая им «Газетт», появившаяся в 1729 г., добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламной публикации среди всех газет колониальной Америки.

Организации подходят к проведению рекламы по-разному. В мелких фирмах рекламой обычно занимается один из работников отдела сбыта, время от времени вступающий в контакт с рекламным агентством. Крупные фирмы открывают у себя отделы рекламы.

В странах с рыночной экономикой реклама достигла крупных масштабов, потребляя в некоторых из них ощутимую долю валового национального продукта.

В начале 21-го века на рекламу расходуется 2-5% от стоимости экспорта, а по некоторым товарам – 10%, что многократно превышает усилия на рекламу в странах СНГ». [7]

По мнению маркетолога Бернда Шмитта, цитирую « …потребителем движет как рациональное, так и эмоциональное начало человеческой натуры. Иными словами, выбор потребителя определяется эмоциями столь же часто, как и рациональным мышлением, поскольку предлагаемый клиенту опыт общения с продуктом в значительной мере «обращён на возбуждение фантазии и чувств, обещает удовольствие или радость». Потребители ждут и хотят, чтобы их развлекали, стимулировали, эмоционально возбуждали и искусно провоцировали». [10]

«Производитель дорогого высококачественного шоколада «Richart» («Richart Design et Chocolat»). Явный акцент на дизайн прослеживается во всей маркетинговой деятельности компании, начиная от упаковки продукции и заканчивая самим продуктом. В логотипе производителя буква А зрительно делит имя на два слова: «rich» (богатый, ценный) и «art» (искусство). Продукция продаётся в салонах больше похожих на ювелирные и, кроме того, реализуется по каталогам, что вызывает ассоциацию с престижной одеждой или украшениями.

Упаковка шоколада отличается исключительной элегантностью. Картон коробки имеет глянцевую белую поверхность, надписи вытеснены золотом и серебром. Внутри коробки каждое изделие представлено отдельно, как самостоятельное произведение искусства. <…>

Выпуск фирмой «Clinique» духов «Happy» («Счастливая»). Видеороликом демонстрировавшимся в местах их продажи, намеренно усиливался посыл, заложенный в названии: общая цветовая гамма в стиле солнечной оранжевой упаковки духов и прыгающая от радости фигура модели Кили Бэнкс. В качестве товара-связки ограниченным тиражом был выпущен компакт-диск «счастливых песен», включая композиции «Стань счастливым» Джуди Гарланд и «Счастливы вместе» группы «Turtles». <…>

Кампания стоимостью в миллионы долларов под девизом «Куда бы вы хотели отправиться сегодня?», заказанная «Microsoft» и разработанная рекламным агентством «Widen & Kennedy», может служить хорошим примером. Девиз блестяще передаёт идею о широте предлагаемого диапазона возможностей и всём разнообразии деятельности фирмы. В сознании потребителей формируется устойчивая ассоциация «Microsoft» со связанными с компьютерами прорывом в развитии человеческой цивилизации, вера в то, что с новыми технологиями возможно всё.

Вопрос «Куда бы вы хотели отправиться сегодня?» может быть напрямую соотнесён с принадлежащим «Microsoft» сайтом туристических услуг «Expedia» или с его же электронным путеводителем по городам «Sidewalk». <…>

«Фирма «Nike» реализует в год более 160 миллионов пар спортивной обуви, причём практически каждая вторая пара продаётся в США. В значительной степени своим успехом производитель обязан чрезвычайно удачной рекламой кампании, проводимой под девизом: «Просто сделай это». Кампания стала классическим примером маркетинга действия, активно использующего динамичные образы знаменитых атлетов и тем самым трансформирующего восприятие и отношение к спорту и движению». <…>

Американский мотоцикл «Harley - Davidson» олицетворяет собой идеальное воплощение брэнда соотнесения. «Harley» - это образ жизни. Сама машина, многочисленные аксессуары под той же маркой, характерная татуировка на теле энтузиастов давно превратились в атрибут личности поклонников брэнда». [10]

Как видно из перечисленных выше примеров широко используют рекламу на фирменной упаковке, с помощью кино и телевидения; выставок и ярмарок. Также рекламе товаров способствуют международные конференции, симпозиумы и т.п.

Наиболее распространенным и эффективным видом рекламы является печатная (проспекты, периодические журналы, каталоги, публикации в СМИ, на основе сувенирных изданий).

Товаропроизводители и разработчики товара осуществляют внешнеторговую рекламу своей продукции и себя, и при этом реализует такие работы: подготовка исходных материалов для печатной и других видов рекламы; разработка единого стиля рекламного оформления товаров, в том числе и товарный знак; размещение заказов на рекламу в международных и местных рекламно-производственных центрах; издание рекламных материалов, договор с внешнеторговыми объединениями о проведении рекламных мероприятий; изготовление экспонатов для международных выставок и образцов изделий.

Заключение

«Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования товарного рынка». [7]

«Маркетинг – это теоретическая и практическая система, направленная на разработку и производство новых товаров с учетом рыночной ситуации и изменения потребностей людей с целью получения максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей». [2]

Ориентированный на маркетинг производитель стремится изготовить товар более полно соответствующий запросу конкретной личности, группе людей или предприятию. Маркетинг требует знаний рынка и его конъюнктуры, гибкой товарной политики, знаний о покупателе.

Производство и последующая продажа товаров, которые обязательно будут куплены – основное свойство маркетинга.

Условия применения маркетинга на мировом рынке: насыщение рынка товарами, превышение предложения над спросом; усиленная борьба за покупателя из-за острой конкуренции; свободные рыночные отношения, свободная деятельность на предприятии по решению всех вопросов (управленческих, финансовых и т.д.).

Если страна (страны) не решила первые два условия, то внедрение маркетинга нецелесообразно, вследствие высоких расходов на маркетинг.

Важным исходным моментом успеха маркетинга является наличие современного, выгодного покупателю товара.

Маркетинговая среда фирмы (предприятия) – совокупность активных сил и субъектов, имеющих место в самом предприятии, фирме и вне их, влияющих на экономическую эффективность деятельности.

Маркетинговая среда состоит из микросреды и макросреды. Микросреда – силы, имеющие непосредственное отношение к самому предприятию и его возможностям по обслуживанию клиентов (вид товара, его качественные параметры, технология производства, квалификация персонала, структура и методы управления предприятиями, методы выхода на рынок, реклама, транспорт и другие).

Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты находятся на рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо создают фирме новые препятствия. Эти силы внешней среды относятся к неуправляемым факторам: законы, решения правительств. Таможенные правила и тарифы, поведение конкурентов, их товары, рыночная конъюнктура, изобретательская деятельность, природные условия, национальные обычаи. Макросреду можно представить в виде шести основных сил по Ф. Котлеру (рис. 2.1).

Все цели маркетинга (функция высшего руководства) по периодам должны находиться в определенном соотношении, взаимно дополняя друг друга. Бывают рыночные (доля рынков, перечень возможных рынков), маркетинговые (объем прибыли, имидж), структурно-управленческие (желательная структура, состав и численность подразделений, квалифицированные требования к специалистам, руководителям служб), контрольные (ежедневный, периодический контроль).

Информация всегда играла в жизни человека очень большую роль, но с середины 20-го века в результате социального прогресса и прорыва в развитии науки и техники роль информации неизмеримо возросла. В мире информация схожа с лавинообразным нарастанием массы, получившей название «информационного взрыва». Информация является основой для принятия управленческих решений.

«Информация – это интеллектуальная собственность, товар, сведения. «Кто владеет информацией – тот владеет миром», - писал У. Черчилль. По данным журнала «Business-week» (США), утеря и хищение информации на фирме IBM за последние 10 лет оценивается в 1 млрд. долл. упущенной прибыли». [9]

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». [1]

Все результаты исследований конъюнктуры рынка, показателей, товаров и т. д. должны быть систематизированы, упорядочены, обобщены и отправлены на хранение на различные носители.

Информацию можно разделить на первичную (от покупателей, продавцов и других лиц на основе опросов и др. методов исследования рынка) и вторичную (взятая из официальных статистических источников, периодической печати, научных публикаций и отчетов).

«Прогнозирование рынка – это выработка объективного, научно обоснованного, наиболее вероятного по своей сути суждения о перспективах развития рынка и возможных вариантах развития событий в будущем.

Прогнозы делятся на краткосрочные – 1 – 1,5 года; среднесрочные – 4 – 6 лет; долгосрочные – 10 – 15 – 20 лет.

Методы прогнозирования рынков делят на четыре группы: экспертные оценки, экстраполяции, логические и математические модели, системные прогнозы.

На базе этих исследований разрабатываются прогнозы развития всех частных рынков и затем обобщаются все прогнозы в сфере мирового рыка товара, услуги.

На мировые товарные рынки оказывают большое влияние конъюнктурообразующие факторы двух основных видов – циклические (кризис, депрессия, оживление и подъем) и нециклические (изменение внешних условий стран, НТП, влияние монополий, воздействие государственной политики внутри страны, инфляция, сезонность, социальные факторы, политические кризисы и др.).

Если информация о степени точности требованиях недостаточна или отсутствует, то необходимо получить как можно точную модель, хотя это иногда приводит к излишней сложности ее информационного обеспечения. Точное прогнозирование обеспечивает необходимые условия за выход и завоевание прочных позиций на мировом рынке.

Маркетинг во внешнеэкономической деятельности требует учета и реализации его стратегических целей и международной сбытовой политики. Маркетинговый подход главным образом предполагает целевую ориентацию, слияние в единый технологический процесс всех составляющих маркетинговой и иной деятельности для достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия – главная программа действия, определяющая приоритеты проблем и ресурсы, необходимые для достижения генеральной цели.

Стратегия (от греч. Strategeia: stratos – войско (линия, уровень)), ego – веду (поведение, движение) – это линия направления движения войска. Дословно стратегию можно обозначить как направление движения войска, линию его поведения, т.е. основное, ведущее направление движения для поэтапного достижения каких-либо целей.

В процессе разработки сбытовой политики фирмы большое внимание уделяется таким вопросам как: выбор сегмента зарубежного целевого рынка, системы сбыта на внешнем рынке и определение финансовых затрат, каналов сбыта, способа выхода на зарубежный целевой рынок и его время; определение системы международного товародвижения и расходов по доставке товара потребителям, форм и методов стимулирования сбыта на внешнем рынке и необходимых для этого затрат.

Сбытовая система предприятия, действующего на внешнем рынке, может быть организована на основе собственных подразделений сбыта, за счет использования посредников или смешанного сбыта (комбинация нескольких каналов).

Выбор определенного канала зависит от целей компании, ее размера и характера выпускаемой продукции.

Реклама – это комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенного производителя или продавца и представляет собой наличные формы коммуникации, осуществленные через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.

Организации подходят к проведению рекламы по-разному. В мелких фирмах рекламой обычно занимается один из работников отдела сбыта, время от времени вступающий в контакт с рекламным агентством. Крупные фирмы открывают у себя отделы рекламы.

В странах с рыночной экономикой реклама достигла крупных масштабов, потребляя в некоторых из них ощутимую долю валового национального продукта.

По мнению маркетолога Бернда Шмитта, цитирую « …потребителем движет как рациональное, так и эмоциональное начало человеческой натуры. Иными словами, выбор потребителя определяется эмоциями столь же часто, как и рациональным мышлением, поскольку предлагаемый клиенту опыт общения с продуктом в значительной мере «обращён на возбуждение фантазии и чувств, обещает удовольствие или радость». Потребители ждут и хотят, чтобы их развлекали, стимулировали, эмоционально возбуждали и искусно провоцировали». [10]

Наиболее распространенным и эффективным видом рекламы является печатная (проспекты, периодические журналы, каталоги, публикации в СМИ, на основе сувенирных изданий).

Товаропроизводители и разработчики товара осуществляют внешнеторговую рекламу своей продукции и себя, и при этом реализует такие работы: подготовка исходных материалов для печатной и других видов рекламы; разработка единого стиля рекламного оформления товаров, в том числе и товарный знак; размещение заказов на рекламу в международных и местных рекламно-производственных центрах; издание рекламных материалов, договор с внешнеторговыми объединениями о проведении рекламных мероприятий; изготовление экспонатов для международных выставок и образцов изделий.

Литература

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИнтерГросс, 2006. – 348 с.

2.     Бендина Н.В. Маркетинг – М.: «Приор-издат», 2003. – 176 с.

3.     Внешнеэкономическая деятельность/Под ред. Б.М. Смитиенко, В.К.Поспелова. – М.: Мастерство, 2002. – 304 с.

4.     Грамматчиков А. ИНТЕРНЕТ из розетки//Эксперт. – М.: 2006 – 36 (530). – с. 114 – 120.

5.     Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: «Прогресс», 1998.

6.     Мировая экономика: Введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М.: Логос, 2000. – 248 с.

7.     Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Дашков и Кº», 2006. – 448 с.

8.     Соловьев В.С. Стратегический менеджмент. Учебник. – Ростов-на-Дону, 2002. – 448 с.

9.     Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.

10.    Шмитт Б. Эмпирический маркетинг. М., 2001.

11.    Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 288 с.

Содержание

Введение                                                                                                     3

1.     Сущность, принципы и методы маркетинга. Внутренняя и внешняя среда                                                                                                        4

1.1 Сущность, принципы и методы маркетинга                                    4

1.2 Внутренняя и внешняя среда маркетинга                                        5

          2. Информационное обеспечение маркетинга и прогнозирование         8

          3. Маркетинговая стратегия и разработка сбытовой политики.               

              Продвижение товаров на внешнем рынке                                            13

          Заключение                                                                                                  18

          Литература                                                                                                   22