Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.
«Культурология»
Реферат по теме:
«Основной 60 летний ритм развития культуры ХХ века 1923-1983 гг.»
Выполнил
План контрольной работы:
1. Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов
2. Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного прогресса мирового сообщества.
3. Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60 летнего ритма.
Сравнительный анализ главных элементов материальной и духовной культуры 11,5 летних подритмов 1923-1983 годов
Если рассматривать шестидесятилетний период истории, касающийся становления и развития Советского государства то его условно можно разделить на пять подритмов и в каждом подритме можно выделить основные элементы развития Советской культуры, в итоге мы получим таблицу, показанную на странице №2 Более детальное объяснение и описание этой таблицы приводится ниже.
Архитектура
Гражданская война и иностранная интервенция 20-х годов отодвигают начало работ по осуществлению крупных хозяйственных строек. В это время проводились самые необходимые восстановительные и хозяйственные работы. Одной из первых задач периода восстановления была электрификация России; план ГОЭЛРО, утвержденный в 1921г. VIII съездом Советов. По этому плану предполагалось за 10 – 15 лет построить 30 крупных электростанций. Восстанавливались и расширялись действующие заводы, построенные ещё до революции. Разрабатываются планы реконструкции городов, типовые проекты жилищ.
Проектируются посёлки при промышленных предприятиях, в которых планировочное слияние элементов архитектуры жилища, общественной среды и производства рассматривается как необходимое условие гармоничного развития новой личности.
Многочисленные конкурсы стали главной ареной формирования творческих позиций советских архитекторов. С 1923 г. начинается конкурсное проектирование Дворца Труда, а с 1931 г. – Дворца Советов.
Реализацию обширных планов строительства ограничивала нехватка ведущих конструкционных материалов: металла, цемента. Сооружения первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923 г.) были деревянными. Но, несмотря на все сложности именно в это время возникают такие смелые по замыслу и исполнению сооружения башня радиостанции «Коминтерн» на Шаболовке (1922 г. инженер Шухов В.Г.).
Очень своеобразным было творчество К.С. Мельникова. В его проекте клуба им. Русакова за образную основу объема здания принят сегмент гигантской шестерни, в «зубцах» которой части зрительного зала могли составлять единое пространство или функционировать как отдельные аудитории. В проводившейся в Париже в 1925 г. выставке Советскую архитектуру представлял павильон СССР, выполненный по проекту Мельникова и в последствии включенный в золотой фонд мировой архитектуры. Революционные идеи, могучий размах строительства в СССР стимулировали новаторство. Многие идеи, опередившие своё время, остались неосуществлёнными. В СССР приезжают прогрессивно мыслящие архитекторы Западной Европы, США.
А.В. Щусеву принадлежит авторство одного из наиболее яркого проявления советской архитектуры – Мавзолея В.И. Ленина, в формах которого он попытался создать величественный памятник основателю первой социалистической страны. Возведённый сначала в дереве (1924 г.) Мавзолей был перестроен в 1930 г.
В годы первой пятилетки (1929-1932 гг.) разворачивается промышленное строительство. Возводятся первые машиностроительные заводы, заводы тяжёлой индустрии, металлургические комбинаты. Их строительством решалась задача укрепления индустриальной и оборонной мощи страны. При заводах проектировались клубы, спортивные комплексы и оздоровительные центры, была разработана система культурно-бытового обслуживания.
По плану ГОЭЛРО были сооружены Волховская ГЭС, ДнепроГЭС. В монументальной архитектуре плотин здания, был отражён героический труд советских людей.
Скоростное строительство требовало перехода на сборное домостроение и использование металла и железобетона. Создаются первые заводы стандартных деталей и заводы железобетонных конструкций. С 1930 г. начинает строится Беломорско-Балтийский канал.
По плану реконструкции Москвы начатой в 1935 г. планировалось строительство зелёных массивов парков, сливающихся с пригородными лесами (Измайловский, Сокольнический, Останкинский), ЦПКиО им. Горького на берегу Москвы-реки. Главная магистраль столицы – улица Горького была расширена и застроена жилыми многоэтажными зданиями.
Опыт реконструкции Москвы использовался при проведении градостроительных работ в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Ереване, Новосибирске и других городах.
За период с 1932 по 1939 г. в Москве введены в строй две очереди скоростной подземной железной дороги – метрополитена. В Московском метро был создан грандиозный подземный архитектурный ансамбль. Тенденции того времени особенно ярко проявились в украшении сооружений ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в Москве (1937 – 1939 гг.). Богатая, насыщенная архитектура ВСХВ стала своеобразным форумом архитектурных форм и находок.
В строительстве жилого сектора применялись наиболее экономичные планировочные варианты типовых секций, индустриальные способы строительства.
Война принесла колоссальные разрушения стране. В развалинах лежали сотни городов, тысячи деревень, десятки тысяч промышленных предприятий, школ и больниц, сотни вузов, музеев, театров, бесчисленное множество архитектурных памятников. Главные усилия страны были направлены на восстановление самого необходимого – заводов, больниц, школ.
Для ввода в строй новой жилой площади, запланированной в первой послевоенной пятилетке, необходимо было переходить к индустриальным методам строительства. Разрабатывались типовые проекты сборных жилых домов, и с 1954 г. начато строительство новых заводов железобетонных конструкций.
Высшим проявлением ведущих в 50-е годы позиций в отношении художественной образности советской архитектуры стали 7 высотных домов в Москве, строившихся с 1948 по 1953 г. Эти здания придали новые масштабные соотношения и своеобразие городскому пейзажу Москвы. В планах реконструкции разрушенных городов: Минска, Киева, Волгограда и других, общегородскими центрами стали главные магистрали с системой площадей, застроенные жилыми и общественными зданиями.
Продолжалось строительство метрополитена. В архитектуре станций Комсомольская-кольцевая, Новослободская, Белорусская легко узнать стиль эпохи по богатству украшений, обилию цвета, мрамора, тщательным отделочным работам. В 1955 г вступил в строй Ленинградский метрополитен.
К шестой пятилетке (1954 г.) был накоплен большой и разнообразный опыт строительства типовых жилых зданий различных конструктивных систем. Жилой дом превратился в рядовой «кирпичик» новой архитектуры. Все постройки теперь решались как элементы взаимосвязанной городской среды. Свободная планировка, в противовес традиционной городской квартальной строчной застройке, решала на новом уровне комфортных требований жилые пространства города, раскрывала их, придавала живописность и динамику архитектурному пейзажу. Стадион в Лужниках (1956 г.) превратился в крупный спортивно-зрелищный центр столицы.
В 1963 г. с введением в строительство микрорайонов многоэтажных зданий (9-16 этажей) освобождались территории под зоны отдыха и озеленение. Несколько микрорайонов входили в состав жилого района, в систему обслуживания которого включались крупные универсальные магазины, кинотеатр, административные учреждения. По этому плану были построены такие районы в Москве как Новые Черёмушки и Кузьминки в Москве. Но строительные работы выполнялись не всегда тщательно и в соответствии с архитектурным планом; не доводились до конца благоустройство, стихийно и неквалифицированно проводилось озеленение, в результате чего новые районы вызывали удручающее впечатление унылого однообразия.
Строятся крупные широкоформатные кинотеатры. В Москве в 1961 г. зданием кинотеатра «Россия» композиционно завершился ансамбль площади Пушкина. Годом позже построены Дворец пионеров на Ленинских горах, комплекс зданий аэровокзала в Москве, Шереметьевский аэропорт, здание панорамы «Бородинская битва».
В конце 60-х годов в Москве был построен ряд объектов, таких как ансамбля высотных зданий Нового Арбата, гостиницы «Россия». В1967 г. закончено строительство телевизионной башни, а затем и обширного комплекса Останкинского телецентра.
В70–80-х года основное строительство перенеслось на окраины городов, ставя перед собой задачу разуплотнения центра города. Застройка резервных территорий (Ясенево, Медведково, Строгино, Южное Измайлово и др.) и реконструкция устаревшего жилого фонда предусматривались главным образом жилыми группами из многоэтажных крупнопанельных домов, обеспечивающих высокую плотность заселения.
Главной задачей того времени при строительстве жилых районов – одновременное возведение жилых зданий, сооружений обслуживающей группы, осуществление полноценного благоустройства.
Переход к «супермаштабным» сооружениям был уже осуществлен в Москве во время подготовки к Олимпиаде-80, когда были выстроены такие грандиозные комплексы как «Олимпийская деревня» на юго-западе столицы, крупная гостиница и административный комплекс в Измайлове, спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира и другие сооружения.
Кино
После победы в Октябрьской революции кино как мощное пропагандистское оружие получило всестороннюю поддержку Советского правительства. Ленин, понимая всю значимость кинематографа как одного из наиболее сильного средства политической агитации в одной из своих речей говорил, что «… из всех искусств для нас важнейшим является кино». Вопросам, связанным с кинопроизводством много времени уделяли такие политические и государственные деятели как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие.
С момента образования нового государства во всех республиках страны, появляются различные государственные организации, в обязанность которых входит творческая и техническая перестройка кинопроизводства. На экран начинают выходить новые документальные фильмы, которые в годы Гражданской войны демонстрировались перед красноармейцами и крестьянами. В Москве, Петрограде, Киеве и Одессе начали выпускаться игровые агитационные фильмы такие как «Уплотнение» (1918) «За красное знамя» (1919) «На красном фронте» (1920). Как правило, в сюжеты первых игровых лент входили ситуации посвящённые борьбе с пережитками прошлого и строительству новой жизни. Одной из наиболее ярких художественных лент этой направленности стала картина, снятая в Грузии «Красные дьяволята» (1923 г. по П.А. Бляхину, режиссёр Перестиани).
Для подготовки квалифицированных кадров в области кино в Москве в 1919 г. создана Первая Госкиношкола в последствии ставшая техникумом кинематографии. Возглавлял киношколу Гардин, который со своими учениками в 1921 г. снял первую полнометражную художественную картину на революционную тему «Серп и молот». Ярким проявлением молодой кинематографии стала картина режиссёра Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) в которой были применены новые методы постановки, актёрской работы и киномонтажа. С 1923 г. начался выпуск мультипликационных фильмов.
Величайшим кинохудожником того времени можно считать режиссёра С.М. Эйзенштейна создавшего шедевр киноискусства фильм «Броненосец “Потёмкин”» (1925), впоследствии отмеченный на Всемирной киновыставке в Брюсселе в 1958 г. и названный из 12 выставленных фильмов лучшим фильмом всех времён. Новизна монтажных построений, метафоричность киноязыка, классическая стройность композиции отличали этот фильм.
Режиссёр-новатор В.И. Пудовкин создал экранизацию повести М. Горького «Мать» (1926) считающийся одним из лучших произведений мирового экрана. Революционной борьбе и становлению новой жизни посвящались картины режиссёра Протазанова «Его призыв» (1925), «Сорок первый» (1927) и другие. Крупнейший украинский кинорежиссёр А.П. Довженко создал революционную киноэпопею «Звени Гора» (1928) и «Арсенал» (1929)
В 20-е гг. заметно укрепилась производственная база советского кинематографа. Были реконструированы крупнейшие киностудии страны – «Мосфильм», основанный в 1924 г., «Ленфильм» основанный в 1918 г. В 1928 г была создана Киевская киностудия ВУФКУ с 1958 г. Киевская киностудия им. А.П. Довженко. Одновременно в эти года создаются национальные киностудии в республиках Советского Союза и к началу 30-х гг. советская кинематография представляла собой многонациональное и самобытное искусство. К этому времени было поставлено около 1000 «немых» игровых и более 100 мультипликационных фильмов.
Введение звука в кино потребовало коренной технической и творческой перестройки кинематографии. В 1929 г. в Ленинграде открылся первый в стране кинотеатр, где демонстрировали экспериментальные звуковые фильмы. Для подготовки кадров в Ленинграде в 1930 г. был создан институт киноинженеров звукового кино – ЛИКИ, в этом же году государственный техникум кинематографии преобразован в институт (ГИК, с 1938 г. – ВГИК).
В 1934 г. Г.Н. и С.Д Васильевы снимают фильм-портрет по повести Д.А. Фурманова «Чапаев». Эта тема получила всестороннее развитие и на экраны выходят фильмы: «Яков Свердлов» (1940 г. режиссёр Юткевич), трилогия о Максиме «Юность Максима» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Выборгская сторона» (1939) режиссёров Козинцева и Трауберга «Щёрс» (1939 г. режиссёр Довженко) Создаются важные для того времени фильмы о Ленине рисующие образ вождя и получившие в последствии в советском кинематографе название Ленинианы: «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939) режиссёр М.И. Ромм, «Человек с ружьём» (1938) режиссёр Юткевич.
Кроме кинопортретов вождей режиссёры снимали фильмы о простых тружениках страны. Формирование нового человека стало определяющей темой многих кинокартин того времени: первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г. режиссёр Н.В. Экк), «Семеро смелых» (1936) «Член правительства» (1940 г. режиссёры Зархи и Хейфиц) и другие.
На экран выходили любимые народом кинокомедии высмеивающие пороки человека того времени и в тоже время, показывая новые черты в психологии советского человека: «Весёлые ребята» (1934) «Волга-Волга» (1938) режиссёр Г.В. Александров, И.А. Пырьева – «Трактористы» (1939) «Свинарка и пастух» (1941), К.К. Юдина – «Девушка с характером» (1939) и многие другие.
В предвоенные годы создавались картины, повышающие патриотический дух и показывающие героическое прошлое советского народа, показывающие его борьбу против чужеземных захватчиков, – «ПётрI» (1937-39 гг., режиссёр В.А. Петров), «Александр Невский» (1938 г. режиссёр Эйзенштейн) «Суворов» (1941 г. режиссёр Пудовкин) и другие.
Создание звукового кинематографа открыло большие возможности для экранизации произведений классической литературы. Были поставлены следующие фильмы: «Гроза» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Петров), «Бесприданница» (1934 г. по А.Н. Островскому, режиссёр Протазанов), «Медведь»(1938) «Человек в футляре» (1939) (по А.П. Чехову режиссёр И.М. Анненский), и другие.
В годы Великой Отечественной войны советская кинематография сыграла огромную роль в воспитании боевого духа и высокого патриотизма. Создавались фронтовые киногруппы, которые создавали киножурналы и специальные выпуски с мест боёв. Наиболее оперативной формой киноискусства стали «Боевые киносборники», состоявшие из короткометражных игровых новелл, документально-хроникальных очерков, посвящённых борьбе народов против немецко-фашистских захватчиков. В их создании участвовали ведущие мастера художественного кино – Пудовкин, Юткевич, Савченко, Герасимов, Козинцев и другие. Фронтовые операторы самоотверженно снимали боевые действия, подвергая свою жизнь опасности, от первых дней войны до взятия Берлина и капитуляции Японии. Документальная «Летопись Великой Отечественной войны» составила более 3,5 млн. метров отснятой киноплёнки.
Продолжался выпуск художественных фильмов. Киностудии западных и центральных районов страны эвакуировались в Среднюю Азию и Казахстан: «Мосфильм» и «Ленфильм» перебазировались в Алма-Ату, где была организованна Центральная объединённая киностудия. В 1942 г. был выпущен первый полнометражный художественный фильм о войне – «Секретарь райкома» (режиссёр Пырьев). С большой страстностью решаемая тема народных мстителей-партизан продолжена и развита в фильмах: «Она защищает родину» (1943), «Радуга» (1944), «Зоя» (1944) и другие. Высокой патриотичной и нравственной силой отличались фильмы о бойцах и командирах Советской Армии, снятые по сценариям и пьесам К.М. Симонова. Трудовому героизму, неразрывной связи фронта и тыла, стойкости советских людей посвящены кинокартины: «Машенька» (1942) «В 6 часов вечера после войны» (1944) «Большая земля» (1944).
Традиции довоенных историко-биографических фильмов продолжили постановки фильмов: «Иван Грозный» (1945 1-я серия режиссёр Эйзенштейн) «Кутузов» (1944 г. режиссёр Петров). Историко-революционным событиям были посвящены киноленты о Гражданской войне 1918-1920 гг.: «Оборона Царицына» (1942) «Котовский» (1943).
Победоносное окончание войны выдвигает перед киноискусством новые задачи творческого отражения всенародного подвига в битве против фашизма, жизни советских людей, вернувшихся к мирному труду. Создаются киноленты: «Молодая гвардия», «Сказание о земле Сибирской» (1948). О подъёме советского киноискусства конца 50-х гг., притоке новых творческих сил, более углубленном решении военной темы свидетельствовали фильмы «Летят журавли» «Дом в котором я живу» (1957), «Судьба человека» по М.А. Шолохову (режиссёр С.Ф. Бондарчук) «Баллада о солдате» (режиссёр Г.Н. Чухрай) (1959). Психологическое раскрытие нового послевоенного поколения нашло отражение в фильмах «Чужая родня» (1956) «Дело было в Пенькове» (1958).
Начатая в 30-е годы кинолениниана была продолжена документальным фильмом «Владимир Ильич Ленин» (1949) включившим все сохранившиеся кадры документальной съемки Ленина, и художественным фильмом «Рассказы о Ленине» (1957).
В 50-е годы стал увеличиваться выпуск лент всех жанров. Вместе с мастерами старшего поколения с конца 50-х годов на различных студиях страны к творческой работе обратились молодые кинематографисты, главным образом выпускники ВГИКа, Высших сценарных и режиссёрских курсов. Строгий отбор выразительных средств, интеллектуальность, разносторонность, глубокий психологизм, яркая характерность стали важнейшими чертами исполнительной манеры наиболее видных представителей актёрской школы.
В 60–70-е года советское киноискусство становится всё более многоплановым и углублённым в исследовании разнообразных сторон жизни общества; обогащаются выразительные средства, совершенствуется киноязык. По-прежнему одной из ведущих остаётся тема Великой Отечественной войны. Выпускаемые картины в этот период времени с большой эмоциональной силой повествуют о бессмертных подвигах, моральной чистоте, гуманизме советского народа. К наиболее ярким можно отнести работы: «Мир входящему» (1961), «Иваново детство» (1962), «Живые и мёртвые» (1964), «Отец солдата» (1965), «А зори здесь тихие…» (1972), четырёхсерийная киноэпопея «Освобождение» (1970-71 гг. режиссёр Озеров).
Центральное место занимают фильмы, посвящённые современной действительности. Их отличает широкий показ жизни страны, интересно и многогранно раскрытые образы современников – рабочих, колхозников, интелегенции. В лучших из них проявилось многообразие тем, художественных манер, жанрово-стилических исканий: «Серёжа» (1960) «Доживём до понедельника» (1968) «Калина красная» (1974) «Любовь земная» (1974) и другие.
О творческой зрелости советского кино 60–70-х годов свидетельствуют фильмы о революции и Гражданской войне. Литературным первоисточником многих историко-революционных картин явились известные произведения советской литературы: «Оптимистическая трагедия» (1963), «Бег» (1971), и другие. Экранизировалась также классика русской и зарубежной литературы: «Дама с собачкой» (1960), «Гамлет» (1964), «Война и мир» (1966-67) «Дон Кихот» (1967). Лучшие традиции советской кинокомедии продолжены и в значительной мере обогащены в картинах: «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1976), «Кавказская пленница» (1976), в эксцентрической комедии Быкова «Айболит-66», лирическом детском фильме режиссёра Митты «Звонят, откройте дверь» (1966) и другие.
Заметных успехов достигло документальное кино, характерными особенностями которого стали высокая эмоциональность и художественность в изображении событий.
Лучшие советские фильмы, подтверждают высокий авторитет кинематографии СССР за рубежом, отмечаются премиями и наградами на Международных кинофестивалях стран Европы, Америки, Азии, Африки. В стране проводятся Всесоюзные и Международные кинофестивали.
Скульптура
Октябрьская революция коренным образом изменила содержание и роль искусства в частности скульптуры в жизни общества. Искусство было проникнуто духом коммунистической партийности.
Создание качественно новой художественной культуры социализма приняло форму возрастания идейно-воспитательной роли самого искусства.
В период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918-20 острая необходимость в изображениях, способных наглядно разъяснить народу политику Советской власти.
Основным направлением скульптуры 20-х годов по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача создания произведений, содержащих значительные исторические обобщения (Коненков, Матвеев, Меркуров, В.И. Мухина, И.Д. Шадр в РСФСР). Наряду с монументальными произведениями возникло немало замечательных работ в жанре скульптурных портретов (Голубкина, В.Н. Домогацкий, С.Д. Лебедева в РСФСР; Николадзе в Грузии и другие.). Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произведений и монументов, посвящённых В.И. Ленину.
Для скульптуры 30-х годов было характерно распространение монументальных произведений, обусловленное, в частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистической эпохи. Всемирную известность приобрело произведение Мухиной «Рабочий и колхозница», символичная монументальная группа, венчавшая павильон СССР на Всемирной выставку в Париже. Многочисленные памятники и примечательные образцы монументально-декоративной скульптуры создали также И.С. Ефимов, Манизер, Меркулов, Г.И. Мотовилов, Н.В. Томский в РСФСР; М.Г. Лысенко на Украине; З.И. Азгур, А.О. Бемдель в Белоруссии; П.Сабсай в Азербайджане; Абакелия в Грузии. Типические образы современника возникали в станковой пластике (работы В.Я. Боголюбского и В.И. Ингала, Синайского, Шервуда и других), а также в жанре скульптурного портрета (работы Б.Д. Королёва, Лебедевой, Мухиной, И.М. Чайкова и других).
Для скульптуры периода войны большое значение имел портретный жанр, с которым были связаны многие работы Е.В. Вучетича Мухиной, Томского в РСФСР; Азгура в Белоруссии; Николадзе в Грузии. Героизм народного подвига был запечатлён и в станковой скульптуре (Е.Ф. Белашова, В.В. Лишев, Манизер)
Победоносное окончание войны, работы по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства поставили перед советской художественной культурой новые задачи. Одним из важных жанров скульптуры этих лет оставался портрет. Продолжалось выполнение монументальных портретных бюстов для установки их в городах и сёлах. Возводились многочисленные памятники, посвящённые выдающимся лицам и событиям прошлого и современности и в совокупности, составляющие своеобразную летопись истории и культуры. Лучшим образцом комплексного мемориального сооружения этого периода стал мемориал воинов Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49 гг. скульптор Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский).
В советском искусстве 60–70-х годов особенно интенсивным становится творческое взаимообогащение национальных школ. Развивая метод социалистического реализма, мастера, работающие в различных республиках, краях и областях СССР, сочетают интернационалистическое содержание с формами, органически вобравшими в себя богатейшие традиции национальных художественных культур. Наряду с активно работающими мастерами, утвердившими своё место в искусстве ещё в 20–40-х годах, всё успешнее выступают художники последующих поколений, что приводит к особому разнообразию манер, творческих почерков, индивидуальных стилей. Усиливается тяготение к созданию значительных типических образов, к максимальному использованию выразительных возможностей художественной формы.
Широтой гуманистической проблематики, обострённым интересом к специфичным особенностям материала, нередко романтической символикой, строгой конструктивностью форм отличаются лучшие произведения советской скульптуры 60–70-х годов. В монументальной пластике, наряду с многочисленными памятниками традиционного типа, всё чаще создаются величественные архитектурно-скульптурные мемориальные сооружения в память советских воинов и жертв фашистского террора, представляющие собой сложные пространственно-развитые комплексы архитектуры, скульптуры и организованного ландшафта (мемориалы – на Пискарёвом кладбище в Ленинграде (1960), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (Литва) (1960), Хатыни (Белоруссия) (1968-69), комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67) и многие другие.
Литература
Большинству национальных литератур первых послереволюционных лет свойственно романтическое восприятие действительности, источником которого была сама жизнь. Этой атмосфере, прежде всего, отвечали лирические жанры. В.В. Маяковский говорил, что «… литература революции началась со стихов». Настроения народа запечатлены в стихах Маяковского «Ода революции» «Левый марш», в поэмах А.А. Блока «Двенадцать» и других произведениях поэтов-революционеров. Поэзия – от агитки до высокой оды – обратилась к эстетике предельных контрастов в сопоставлении прошлого с настоящим, к символическим образам стихии, мирового пожара, к стилевой экспрессии. Использование поэтами фольклорных, мифологических, библейских образов и формул поэтического мышления имело целью воссоздание грандиозности и неповторимости происходящих событий. Новаторский характер поэзии 20-х годов определялся необходимостью найти художественные средства, соответствующие масштабам эпохи. Маяковский и другие поэты, писавшие в стиле футуризма, создавали новый поэтический язык для выражения чувств и мыслей современника.
Сложный путь проходила в своём развитии проза 20-х годов. Советская литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух антагонистических миров. Психологическую картину превращения массы в революционный коллектив, показал Серафимович в романе «Железный поток» (1924). Яркий образ легендарного комдива, в котором воплотились черты всего народа, создал Д.А. Фурманов в романе «Чапаев» (1923). Перед литературой встала задача показать в художественных формах труд и жизнь народа. Создавались произведения, опиравшиеся на реальные события, факты, людей. Образы национальных героев в этих произведениях имели огромное воспитательное значение.
В остродраматической борьбе нового со старым, в отражении судьбы народной в судьбах индивидуальных черпала сюжеты драматургия 20-х годов; её героем стал человек, осознающий величие революции: «Бронепоезд 14-69» (1922) Вс. Иванова, «Любовь Яровая» (1926) К.А. Тренёва и другие. В пьесах «Дни Турбиных» (1926) и «Бег» (1928) М.А. Булгаков показал обречённость белогвардейского движения, трагедию белоэмигрантской среды.
В 1928 г. М.А. Шолохов опубликовал 1-ю книгу романа «Тихий Дон» принёсший писатель мировую известность. Исторически и психологически достоверный рассказ о жизни и быте донского казачества, воплощение действительности в её противоречиях и конфликтах определили особое значение «Тихого Дона».
Конец 20-х – середина 30-х годов – время индустриализации страны, время приобщения деревни к политической жизни страны. Создаются произведения, взгляд которых, обращён к жизни на земле, к деревне. Глубина художественного познания, предельная конкретность повествования о переломе жизни в деревне отличают роман Шолохова «Поднятая целина».
Непререкаемым авторитетом в литературной жизни, вдохновителем многочисленных и плодотворных начинаний был Горький. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» Горький нарисовал многоплановую картину предреволюционной жизни России. Многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции и Гражданской войне лучшей части старой русской интеллигенции, движение народных масс, развернул в трилогии «Хождение по мукам» (1920-41) А.Н. Толстой. Призывом к подвигу во имя революции, яркой демонстрацией коммунистических представления о смысле жизни и месте в ней человека стал роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (1935) оказавший огромное воспитательное воздействие на многие поколения молодёжи.
В поисках форм широкого социально-философского осмысления действительности поэзия 30-х годов обнаруживала новые жанровые возможности, расширяла и углубляла исследуемые ею тематические пласты. Проблемы народного бытия, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой поведения – таково многообразие поэтической панорамы этих лет.
Во второй половине 30-х годов обострившаяся международная обстановка привлекла внимание советской литературы к темам патриотизма и антифашизма. В антифашиских романах Эренбурга и других писателей поднимается тема солидарности с борющейся Испанией.
В годы Великой Отечественной войны советская литература внесла большой вклад в борьбу с фашизмом. Советские писатели показывали в своих произведениях чувство патриотизма, гордости, истинной правоты советских людей, высокой миссии их подвига.
Развеивание мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях Эренбурга, обращение к историческому прошлому народа, к национальным традициям, истокам русского национального характера в статьях А. Толстого, разнообразная по тематике и жанрам публицистика Шолохова, Фадеева и других действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на борьбу с фашизмом.
С первых дней войны советская поэзия обратилась традиционным фольклорным формам (заклинание, клятва, проклятье и прочими), которые находили живой отклик у массового читателя. Стихи Симонова, А.А. Ахматовой, Д. Бедного и многих других звучали как голос народа, произносившего клятву очистить родную землю от захватчиков. Своего рода гимном Великой Отечественной войны стала песня Лебедева-Кумача «Священная война»(1941) Общим для всех национальных литератур этого времени было обращение к документальному материалу.
Духовную основу литературы первых послевоенных лет образовывало мироощущение, выстраданное и завоёванное народом победителем. Её идейные устремления были направлены на создание благоприятной нравственно-психологической атмосферы всенародного трудового подъёма для скорейшего восстановления страны от ран нанесённых войной. В условиях «холодной войны» советские писатели пропагандировали советский образ жизни. Получила интенсивное развитие литература, основанная на документальных событиях, ставя перед собой задачу – оповестить Родину о беспримерных подвигах её героев. Эти образы в характерах нарисованы в романе «Повесть о настоящем человеке» (1946) «Молодая гвардия» (1945-51) и других.
На всех этапах советская литература ставила перед собой задачу создания образа положительного героя. В конце 40-х начале 50-х годов таким героем является коммунист, прошедший войну и принёсший в мирную жизнь свой и всей страной накопленный опыт ежедневной героической борьбы за эту жизнь.
Значительные изменения, произошедшие в стране в 50-х годах в первую очередь связанны с раскрытием и преодолением последствий культа личности.
В 60-х годах опыт, накопленный советской литературой для многопланового отражения основных конфликтов, создали предпосылки для окончательного становления нового, современного этапа развития советской литературы. Важные изменения в литературной жизни страны выразились в оживлении деятельности творческих союзов, в прохождении острых дискуссий.
В конце 50-х – начало 60-х годов достижения советской поэзии были связанны в первую очередь с теми произведениями, в которых становились наиболее масштабные, кардинальные для современной эпохи проблемы. Биография века, путь нового общества, личность в её соотношениях с историей – такие темы стали предметом художественных исследований. Духовное богатство своего молодого соплеменника, чуткость, многообразие и сложность его интеллектуальных и эмоциональных реакций отражали в своём творчестве Б.А. Ахмадуллина, А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский и другие.
В 60–70-е годы наблюдается новый подъём историко-революционной прозы. В произведениях этого жанра писатели ставят актуальные проблемы активного героического отношения к жизни, в широком историко-философском контексте вскрывают важные тенденции общественного развития. Повести А.С. Иванова «Тени исчезают в полдень» (1963) и «Вечный зов»(1970) обращаются к истокам народной жизни, стремясь художественно исследовать корни и предпосылки новой исторической общности людей, её проблемы, перспективы грядущего.
Всестороннее исследование сложных процессов, происходящих в послереволюционной деревне, сочетается в советской литературе с пристальным вниманием к личности человека, его нравственному облику, его месту в системе общественных отношений. Рассказы Е.И Носова, В.П. Астафьева и других характеризуется точным знанием языка и быта колхозной деревни, содержательным художественным анализом жизни, характеров, взаимоотношений людей, тонким пониманием родной природы. Широкую галерею самобытных народных характеров создал В.М. Шукшин, утверждавший в своих произведениях нравственный максимализм, высокий пафос духовности.
Важное место в литературном процессе по-прежнему занимает т.н. военная проза. Художественно точное воплощение богатого фактического материала, углубленность размышлений о трагическом и героическом военном четырёхлетии и его месте в истории отличают трилогию Симонова «Живые и мёртвые» (1959-71). С глубокой психологической достоверностью анализируется внутренний мир человека на войне, социальные и нравственные мотивы его поведения в рассказе Шолохова «Судьба человека» (1956-57), А. Кулаковского «А зори здесь тихие» (1969), в главах романа Шолохова «Они сражались за родину» (1943-69). Многоплановое изображение Великой Отечественной войны дали в своих романах «Горячий снег» и «Берег» Бондарев, «Блокада» А.Б. Чаковский, «Война» И.Ф. Стаднюк и другие. Своё место в литературном процессе заняла собственно мемуарная литература, представленная книгами Эренбурга, Паустовского, Маршака, Каверина и других.
Развиваются жанры научно-социальной фантастики – романы И.А. Ефремова, А.Н. и Б.Н. Стругацких и других.
Музыка
Советское музыкальное искусство – новый этап в развитии мирового музыкального творчества, принципиально отличный от всех предшествующих этапов.
Появление первых музыкальных произведений, в основном песен, приходится на годы Гражданской войны. Создавались они как самодеятельными авторами, так и композиторами, связанными с красноармейской средой.
С окончанием войны и переходом к мирному строительству музыкальное искусство вступило в новую полосу развития. В 20-х и начала 30-х годов происходила интенсивная перестройка музыкального быта, деятельности всех музыкальных учреждений и организаций. Возникли тысячи кружков и коллективов самодеятельности, развивалось самодеятельное песенное творчество. Действовали исполнительные коллективы, созданные за годы Советской власти: Персимфанс («Первый симфонический ансамбль» – оркестр без дирижёра), украинская хоровая капелла «Думка», струнные квартеты им. Глазунова, им. Бетховена, им. Страдивари и другие.
Рельефные музыкальные образы новых коллективных героев – революционных масс, созданные на интонационно-жанровой основе народных солдатских, пролетарских песен, предстали в хоровых сценах и фресках А.А. Давиденко («Улица волнуется» «Море яростно стонало» На десятой версте от столицы» и песнях «Конная Будённого», «Первая Конная», «Нас побить, побить хотели») и произведениях других авторов.
В музыкальном творчестве 20-х – начала 30-х годов шли поиски методов отражения новой действительности, преобразования интернационального строя и других сторон музыкального языка, обновления музыкальных жанров и форм на основе самых разных стилевых первоисточников, таких как революционных и советских песен, творчества русских и зарубежных композиторов конца 19 – начала 20 веков.
В 30-е начале 40-х годов перестройка в советской музыкальной культуре в основном завершилась и результатом этой работы стали работающие музыкальные театры, создавались многочисленные камерные симфонические оркестры.
Советская песня стала подлинно массовой, всенародной по содержанию и общедоступной по форме, обобщив широкий круг направлений: от русской крестьянской песни и частушки до революционной рабочей песни, бытового романса, эстрадной музыки, советского песенного творчества. Полнее и ярче всего новые качества проявились в гимнах и песнях-маршах Дунаевского на слова В.И. Лебедева-Кумача, передававших любовь к родной стране и оптимизм советской молодёжи: «Песня о Родине» (из кинофильма «Цирк»), «Марш весёлых ребят» (из кинофильма «Весёлые ребята»), «Спортивный марш» (из фильма «Вратарь»). Популярность приобрели песни о Родине, труде, Красной Армии и лирические песни композиторов А.В. Александрова, М.И. Блантера, В.Г. Захарова и других.
В годы Великой Отечественной войны деятели советской музыки, как и других видов искусств, активно включались в борьбу с врагом. Композиторы и исполнители вели постоянную творческую деятельность в армии. В музыкальном творчестве главное место заняла тема Родины и всенародной борьбы с врагом, впервые претворённая преимущественно на современном, нередко конкретном, документальном материале того периода. Па передний план выступили героические образы. Усилился интерес к отечественной истории, к патриотическим традициям народов. Песня сохранила ведущее положение в народном быту как самый действенный и быстро откликающийся на события жанр. Символом всенародной борьбы, её «музыкальной эмблемой» стала созданная в первые дни войны песня «Священная война» А.В. Александрова. Композиторы широко обращались к жанру симфонии. Уже в июле 1941 года, в Ленинграде, Шостакович приступил к созданию 7-й симфонии (Ленинградской), ставшей одним из памятников эпохи. Патриотизм и жизнелюбие нашли отражение в музыке балета «Гаянэ» Хачатуряна (1942), яркий пример развития традиций русской музыки – опера «Война и мир» Прокофьева (1944) его же музыка к первой серии кинофильма «Иван Грозный»(1942).
В первое послевоенное десятилетие была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений, учебных заведений. Развернулась творческая работа хоровых деятелей Г.Р. Ширмы, Г.Г. Эрнесакса. Появилось новое поколение талантливых артистов: дирижёры – К.П. Кондрашин, Г.Н. Рождественский, Е.Ф. Светланов, Ниязи; хоровой дирижёр В.Г. Соколов; пианисты – С.Т. Рихтер, Т.П. Николаева и другие.
С конца 1950-х годов, в 60-70-е годы советская музыка развивалась на основе интенсивных творческих исканий, ведущих к многообразию стилей, жанров, форм. Активизировался обмен гастролями советских и зарубежных музыкантов. Выдвинулись исполнители, среди которых оперные и симфонические дирижёры – Ю.И. Симонов, Ю.Х. Темирканов, Э.К. Федосеев; хоровой дирижёр А.А. Юрлов; скрипачи – В.Т. Спиваков, М.И. Вайман и ещё много других музыкантов. В операх, симфониях, ораториях продолжалось воплощение тем Октябрьской революции, Гражданской и Отечественной войн, а также на различные произведения литературы советских и зарубежных классиков.
Костюм
Одним из первых массовых костюмов, разработанных художниками после Октябрьской революции, была красноармейская форма. Старинные мотивы в этой форме сочетались с символическим красным цветом.
Обращение к традиционным формам русского национального костюма, использование его конструктивности, простоты, выразительности декоративного решения характеризуют и работу по созданию гражданского бытового костюма.
Глубокая народность, отказ от слепого подражания западной моде, соответствие костюма образу жизни, климатическим и природным условиям – таковы основные принципы деятельности первых советских моделирующих одежду организаций. Основоположницей этих принципов заслуженно считают Надежду Петровну Ломанову. Её модели, экспонированные на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, получили высшие награды Гран при за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением. Н. Ломанова заложила основы советского моделирования, создала своеобразное творческое направление.
1930 – 40-е годы были временем создания прочного фундамента лёгкой промышленности в стране. Вопросы о роли моды в костюме социалистического общества, о роли художника и конструктора в швейной промышленности, о большом воспитательном значении новых идей костюма интересовали общественность. В такой обстановке в Москве создавались ряд Домов моделей и отделений по конструированию одежды.
Великая Отечественная война на несколько лет остановила начавшийся процесс становления современного костюма. Однако уже в 1944 году в Киеве, а потом и в Ленинграде создаются дома моделей.
Советский костюм первых послевоенных лет отразил дальнейшее развитие ассортимента и силуэтных форм предыдущего периода. В одежде остаются гимнастёрки, френчи, брюки галифе, широкие кожаные пояса, строгие деловые платья и костюмы.
В 1949–50 годах утвердившееся в европейской моде «мирные» формы одежды, сменяют военизированный силуэт и ассортимент костюма. Основными задачами ставиться: проектирование одежды для массового производства, её конструктивная простота и функциональность, соответствие общему художественному стилю времени.
Первым успехом деятельности советских модельеров совместно с текстильщиками было создание ярких, красочных, из недорогой ткани юбок, блузок и рубашек которые пользовались огромным успехом у молодёжи в год проведения VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.
60-е годы были временем расцвета советского искусства костюма, совершенствования мастерства советских художников-модельеров. Советское искусство костюма, в эти годы, определило позиции в решении многих проблем моделирования. К 50-летию Октября художник-модельер В. Зайцев создал серию сарафанов по мотивам русской народной одежды. Их стилизация – от северных русских крестьянок, но в тоже время это модные модели, современные по покрою и методам обработки.
В это время многие Дома моделей, переходят к разработке моделей по одной конструктивной основе. Этот метод стал основным методом при разработке промышленных коллекций моделей.
70-е годы – период промышленного моделирования советского костюма, его развития на индустриальной основе. Советскими художниками-модельерами созданы новые формы и типы одежды, которые освоены массовым промышленным производством. Из модных стандартных изделий, взаимозаменяемых или носимых одновременно, создаётся современный костюм.
В 80-е годы мода становится результатом работы больших коллективов художников, конструкторов, технологов. Её развитие определяется ежегодно на два года вперёд, для подготовки промышленности к массовому выпуску модной одежды.
Своеобразным штабом промышленной моды является эстетическая комиссия по вопросам моды и культуры одежды, созданная в 1969 году. Её роль в формировании моды в 80-е годы становится центральной, как координатора и руководителя в развитии ассортимента тканей, материалов, одежды, обуви.
Значительно обновляется ассортимент тканей и других материалов. Костюм видоизменяется как комплект одежды. Основные признаки – удобство, функциональность и взаимозаменяемость предметов комплекта.
Одежда 80-х годов представляет собой многопредметный многослойный ансамбль, в котором части одеваются одна на другую своеобразными ярусами. Наряду с молодёжным в одежде сохраняется классический стиль с чувством строгой меры в деталях, сдержанностью и элегантностью дополнений. В различных стилевых решениях костюма 80-х годов проявляется практичность и универсальность.
Транспорт
После Октябрьской революции в стране развернулись работы по подъёму промышленности, сельского хозяйства. В.И. Ленин, говоря о восстановлении земледелия и промышленности в 1921 году писал: «Нам нужно восстанавливать оборот земледелия и промышленности, а чтобы его восстановить, нужна материальная опора. Что есть материальная опора для связи между промышленностью и земледелием? Это есть транспорт железнодорожных и водных путей». Необходимо было срочно развивать внешнюю торговлю страны и к тому же погасить спрос на возросшие потребности внутренних перевозок.
Морской транспорт с каждым годом увеличивал объёмы перевозимых грузов. Расширились границы плаванья. В 1923 году первый рейс из Петропавловска на Дальний Восток совершил пароход «Декабрист», моряки дальневосточники сделали несколько рейсов в Китай и Японию. С повышением товарного обмена между странами возникает актуальный вопрос о строительстве советского торгового флота, и уже летом 1927 года вступил в строй первый советский лесовоз «Товарищ Красин», и уже в 1931 году отечественная судостроительная промышленность стала удовлетворять нужды морского и речного транспорта в самых различных типах судов. Кроме того суда начали закупаться за границей.
В этот же период проводились экспедиционные исследования арктических морей, результатом которых явилось возобновление плаванья в северных морях. В 1926 году на острове Врангеля был построен первый советский посёлок.
За годы первой и второй пятилеток увеличилась провозная способность судов, осуществился переход к дизельным судовым установкам, было применено диспетчерское управление перевозным процессом, в портах появились новые причалы, склады, механизмы, началась специализация судоремонтных предприятий, создана система подготовки и переподготовки кадров. К концу второй пятилетки грузооборот морского транспорта превысил уровень 1928 года.
Широкая программа реконструкции хозяйства речного транспорта была намечена в плане ГОЭЛРО. Эта программа предусматривала комплексное использование водных ресурсов, в том числе значительное улучшение условий судоходства на внутренних водных путях. К 1926 году протяжённость путей с судоходной обстановкой превысила дореволюционную.
Первым пятилетним планом развития народного хозяйства страны, было положено начало реконструкции и развития речного транспорта. В эти годы начато и в основном закончено строительство Беломорско-Балтийского судоходного канала, развернулись работы по сооружению канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой и в июне 1933 года открыто транзитное судоходство по Беломорско-Балтийскому каналу.
Строительство флота требовало развития судостроительной базы. Расширялись действующие судостроительные заводы и верфи во многих портовых городах страны. Осуществление технической реконструкции речного транспорта, совершенствование управления и организации перевозок позволили значительно увеличить размеры перевозок грузов и пассажиров.
С восстановлением, после гражданской войны, железных дорог и введением в эксплуатацию новых серий паровозов, а позже и первых электровозов, а также развитием отечественного автомобилестроения и расширением сети автомобильных дорог повышается интерес со стороны государства к этим видам транспорта.
Построенные паровозы в годы первых пятилеток более чем в два раза превысила мощность паровозов, построенных в дореволюционной России. Подвижной состав советских железных дорог был самым молодым в мире, что в немалой степени определило высокие показатели его использования в период войны и первые послевоенные годы.
Начавшаяся в 1941 году война резко изменило характер работы железнодорожного транспорта. Железные дороги обеспечивали массовые перевозки, связанные с мобилизацией и средоточением войск, с перестройкой на военный лад всего народного хозяйства, выполняли огромные перевозки по перебазированию промышленности и эвакуации населения.
Высоких производственных показателей железнодорожники добивались в условиях, когда работа дорог осложнялась не только острой нехваткой материальных и трудовых ресурсов, но и жесточайшими воздушными налётами фашистских самолётов. Но железнодорожный транспорт не только выстоял, но благодаря упорному труду его работников сумел увеличить интенсивность и размеры перевозок, бесперебойно обеспечивая фронт и тыл всем необходимым.
После окончания Великой Отечественной войны на технически более высоком уровне и в кратчайшие сроки было осуществлено восстановление железнодорожного транспорта страны. Около двух с половиной лет потребовалось СССР, для достижения в промышленном производстве довоенного уровня.
Промышленность стала поставлять железнодорожному транспорту экономичные паровозы, налаживался серийный выпуск тепловозов ТЭ1. Этот год был по существу, годом массовой дизелизации железных дорог страны.
Серийное производство грузовых автомобилей началось в годы индустриализации страны сначала на заводах в Москве (АМО) и в Ярославле (ЯГАЗ), а затем на построенном в очень короткий срок (19 месяцев) Горьковском автозаводе. После реконструкции заводы АМО и ЯГАЗ стали выпускать грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы.
Развитие автомобильной промышленности создало материальную основу для формирования автомобильного транспорта как новой отрасли хозяйства, имеющей важное значение для экономики страны.
Во время Великой Отечественной войны производство легковых автомобилей и автобусов было остановлено. Заводы переключились на выпуск танков, бронеавтомобилей, тягачей, на базе серийных автомобилей собиралась боевая транспортная техника.
Автомобили советских заводов обслуживали войска на всех фронтах Великой Отечественной войны, участвовали во всех битвах, эвакуации раненых и населения, перевозили боеприпасы и продовольствие. Автотранспортные подразделения оперативно использовались для выдвижения боевых соединений и частей к линии фронта.
В конце войны автомобильная промышленность СССР переходит на выпуск мирной продукции. Основными массовыми транспортными средствами становятся грузовые и легковые автомобили, выпускаемые горьковском, ярославском и двух московских автомобильных заводах которые к 1954 году выпускали до 43 наименований автомобильной техники.
Начало развития метростроя в СССР было положено решением пленума ЦК ВКП(б) от 15 июля 1931 года. Строительство было начато в 1932 году и через три года было сдано в эксплуатацию 13 станций Московского метрополитена. Таких темпов сооружения метро не знала мировая практика.
Дальнейшее строительство метрополитена в Москве ведётся непрерывно, оно не прекращается даже в годы Великой Отечественной войны. По качеству сооружений, выразительности архитектуры, техническому оснащению и комфортабельности Московский метрополитен значительно превосходит зарубежные метрополитены. В проектировании станций принимают активное участие видные советские архитекторы, которые стремились не только создать не только комфортабельные условия для пассажиров, зрительно преодолеть угнетающее человека ощущение подземелья, но и придать каждой станции Метрополитена индивидуальный архитектурный облик. Опыт строительства Московского метрополитена был использован в последующем, в сооружении метрополитена в других городах СССР. 15 ноября 1955 года сдаётся первый участок Ленинградского метрополитена с 8-ю станциями. 6 ноября 1960 года открылось движение на первой линии Киевского метро. В 1966 года построено метро в Тбилиси, а через год в Баку.
С 1956 года на внутренних и международных воздушных линиях стал эксплуатироваться реактивный лайнер Ту-104, а затем – целая серия отечественных реактивных самолётов различного класса: Ил-18, Ту-114, Ан-10.
Эксплуатация новых реактивных самолётов, позволили увеличить частоту движения на воздушных линиях между многими населёнными пунктами страны. Десятилетие 1961-70 года ознаменовалось дальнейшим развитием гражданской авиации. Значительный рост работы объясняется, прежде всего, поступлением в эксплуатацию большого количества скоростных многоместных самолётов, вертолётов, специальной авиационной техники. Были открыты местные линии Аэрофлота в основном в тех районах, где развитие наземных видов транспорта затруднено из-за природных и климатических условий – в Заполярье, Сибири, на Дальнем Востоке, в горных районах Средней Азии и других.
В связи с резким увеличением пассажирских авиаперевозок и массовой эксплуатацией турбовинтовых и турбореактивных самолётов возникла потребность в коренном улучшении обслуживания пассажиров. В эти годы были созданы новые проекты аэропортов. Только за 1964-65 года были построены и сданы в эксплуатацию новые, отвечающие современным требованиям аэровокзалы Внуково-1, Домодедово, и Шереметьево.
В 1962 году на международных авиалиниях начали эксплуатироваться реактивные лайнеры второго поколения – Ил-62, Ту-134. Продолжался рост пассажирских перевозок на внутрисоюзных линиях. За годы девятой и десятой пятилеток воздушный транспорт получил дальнейшее развитие.
Пары полярных обществ как один из движущих механизмов культурного прогресса мирового сообщества.
Культурная жизнь США с самого своего возникновения формировалась под влиянием традиций европейской культуры. Через некоторое время Европа начинает испытывать обратное воздействие «американского вызова». Процесс притяжения и конфронтаций двух культур наблюдается и по сей день.
Традиции критического отношения к Америке как к стране без культуры в европейском понимании этого слова, как к «культурной пустыне» сохранились и в ХХ столетии. Правда в канун второй мировой войны положение дел существенно меняется. Приход к власти фашизма в Германии и Италии вызвал поток эмигрантов, переселившихся в Америку, среди которых было много выдающихся деятелей из областей культуры и науки, которые оказали существенное влияние на американскую культуру.
Всё это несколько изменило, в сторону потепления, взгляд европейцев на американскую культуру, хотя не изменило его окончательно. Особую тревогу, у европейцев, вызывала американская массовая культура в её американской упаковке: поставленная на поток, до предела стандартизированная и комерцилизированная. Надо заметить, что протест высоких представителей европейской культуры против США никогда не распространялся на подлинные произведения культуры и искусства, потому, что эти произведения были действительно достойным вкладом США в сокровищницу мировой культуры. Без обмена духовными ценностями между странами и народами не может быть взаимного обогащения всем тем, что составляет гордость национальных культур, духовная жизнь страны оказывается запертой, обречённой превратиться в духовную провинцию мира. Культурный обмен предполагает обмен культурой в полном смысле этого слова.
В послевоенные годы Европа для США представлялась своеобразным барьером для СССР и этого уже было достаточно для того, чтобы её рассматривать как театр для ведения ограниченной политической и экономической войны против Страны Советов.
В 70-х годах вступила качественно новая стадия взаимоотношений-отношений экономической и конкурентной борьбы. Политика США в области культуры, наметившаяся в период администрации Картера и нашедшая своё развитие при Рейгане, характеризуется откровенной экспансией коммерческой культуры, которой США наводняют мировой рынок.
Американская концепция культурного обмена, претерпела существенную трансформацию. Первоначально перед второй мировой войной культурному обмену отводилась существенная роль для установления «мостов» с рядом стран. В его задачу входило улучшение имиджа Америки и американцев, пропаганда американской культуры.
В послевоенный период программа культурных связей приобрела ещё более откровенный пропагандистский характер. Её целью была пропаганда «американского образа жизни» конфронтация с Советским Союзом и другими социалистическими странами. В период «холодной войны» перед Американской пропагандой стояло насколько задач: убедить бывших противников по второй мировой войне, что их безопасность зависит от могущества американской военной системы, вести всемирную пропаганду против СССР и других социалистических стран. Главная роль в этой пропаганде отводилась ввозимой американской культуре.
Попытки американизации западноевропейских стран постоянно наталкивались на препятствия, которые возникают в силу того, что между двумя сторонами нет культурного единообразия, и того, что европейские нации не хотели отказываться от своих многовековых культурных традиций. Особенно остро экспансия американской «массовой культуры» даёт себя знать в области кинопроката. Голливуд стремится подчинить своему влиянию различные сферы кинобизнеса скупая в различных европейских странах кинотеатры и естественно показывая в них свои фильмы.
Уже после первой мировой войны в культуре США произошли изменения внутри страны. Возник массовый интерес к культуре, широко развилось потребление культуры, доступ к которой стал свободен и не ограничен никакими сословными и имущественными барьерами.
В Америке благодаря широкому развитию средств массовой информации, колоссальному развитию сферы потребления, приведшему к созданию «консюмеризма» (потребительской идеологии), возник взрыв «массовой культуры». Произошедшая революция в сфере американской культуры заключается в акценте на потреблении, а не на производстве культуры. Подъём культурного потребления может означать рост «консюмеризма», но не расцвет культуры в подлинном смысле этого слова. На мировой рынок индустрия культуры США выбрасывает именно «массовую культуру», которая пропагандирует и навязывает определённый образ жизни и в свою очередь сначала оттесняя, а потом и вовсе уничтожая родную, отечественную культуру, игнорирует всё национальное, самобытное и индивидуальное. По существу происходит «мягкое» вмешательство во внутренние дела страны посредством воздействия на сознание её граждан. Поэтому сейчас очень важно учитывая уроки и ошибки других стран и прошлых лет не ошибиться сейчас и в том потоке культурного обмена не ошибиться и выбрать именно самое зерно, то, что действительно может пополнить собственную культуру, а всю остальную «шелуху» игнорировать.
Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу 60 летнего ритма.
После Октябрьской революции устраняются препоны мешавшие пролетариату пользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием стали крупнейшие частные художественные и книжные собрания, музеи и дворцы знати, киностудии и театры. Конституция закрепляла за государством обязанность «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование»
В качестве долговременной перспективы большевистская партия выдвигала задачу создания нового типа культуры – культуры социалистической. Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежать марксистская идеология, выражающая интересы не только пролетариата, но и всех трудящихся, а главная цель культуры – служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.
В это время на базе министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство – наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры.
Появление подобного административно-идеологического монстра не было, конечно, чисто революционной импровизацией. К жизни его вызвало стремление как можно быстрее реализовать главную цель большевиков в начатой ими «культурной революции»: опираясь на государственную власть, политизировать культуру, превратить систему образования, гуманитарные науки, литературу, искусство, театр и другие общественные институты, формирующие образ мыслей и настроения в обществе, в инструмент «воспитательного» воздействия правящей партии на народные массы.
Первые представители беспартийной интелегенции пошли на сотрудничество с властью вскоре после Октября. Среди них были деятели науки и культуры с громкими именами: литераторы А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд и другие. В качестве инструмента в укреплении контроля правящей партии над политической и духовной жизнью общества, решено было использовать органы ВЧК.
1921 году, в сфере культуры, большевики держали в центре внимания старую интелегенцию. В этой среде политические настроения выражались в двух моментах: не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле хозяйственного и культурного возрождения России; глубокая и искренняя уверенность в том, что в ходе возрождения большевизм будет под напором «жизненной стихии» изживать экстремизм в экономике и политике, эволюционируя в сторону буржуазно-демократических порядков.
Власти, стремясь вовлечь старую интелегенцию в активную трудовую деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали такие настроения. В то же время всячески ограничивались возможности интелегенции участвовать в политической жизни страны, влиять на массовое сознание. В 1922 году был создан специальный цензурный комитет – Главлит, обязанный осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за «враждебными выпадами» против марксизма и политики правящей партии, за пропагандой национализма, религиозных идей и т.п. Вскоре к нему прибавился Главрепертком – для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В августе из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных учёных и деятелей культуры (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Н. Прокопович, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и другие). В следующем году произошла массовая чистка библиотек от «антисоветских и антихудожественных книг», в число которых попали многие выдающиеся произведения отечественных и зарубежных писателей, философов, историков, экономистов. К середине 20-х годов прекратилась деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, были закрыты независимые научные и литературно-художественные журналы.
Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличались многоцветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» русской литературы А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и другие. Гроза, пронёсшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина. Ставили спектакли классики театральной режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Устраивали выставки картин последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других дореволюционных объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и другие). Большую активность проявляли представители ультрасовременных течений – футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма – в поэзии, живописи, театре, архитектуре.
Но и в этой области правящая партия постепенно наводила «революционный» порядок, используя как государственные структуры, так и литературно-художественные объединения коммунистической ориентации.
В авангарде ревнителей «пролетарской чистоты» литературы и искусства действовали рапповцы и напостовцы. Они рьяно пытались внести «классовую борьбу» в художественное творчество, травили в печати как «внутренних эмигрантов» М.А. Булгакова, Е.И Замятина, других писателей и деятелей культуры, уклонявшихся от воспевания «героики революционных свершений». Под огнём критики находились, и так называемые попутчики-литераторы, сочувствовавшие большевистским планам переустройства России, но допускавшие, по мнению их строгих судей, «отклонения от пролетарской идеологии». К попутчикам причислились участники литературных групп «Серпионовы братья» (М.М. Зощенко, В.А. Каверин, К.А. Федин и другие), «Перевал» (Э.Г. Багрицкий, А. Веселый, М.М. Пришвин и другие) Л.М. Леонов, А.Н. Толстой и другие.
Но, несмотря на нарастающий идеологический прессинг, 20-е годы по праву вошли в историю как время создания выдающихся произведений в разных областях культуры.
В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала проводимая властями унификация и жёсткая регламентация. Постановлением – ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству «творческие союзы» интелегенции: Союз композиторов, архитекторов, писателей, художников. Господствующим творческим явлением был провозглашён «социалистический реализм», требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описание «объективной реальности», но и «изображения в её революционном развитии», служением задачам «идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма». Сочинения подобного рода представляли собой, в сущности, сказки, иногда, впрочем, весьма талантливые. Это, например, фильм «Волга-Волга» режиссёра Г.В. Александрова. Символами народного счастья здесь служат канал Москва-Волга (о том, что его строили заключённые, в фильме не упоминалось) и сама Волга – «как Родина, свободная». Более честные произведения («Реквием» А.А. Ахматовой, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова) при сталинской цензуре не имели шансов увидеть свет.
Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х годов. Изымались из библиотек книги русских философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов. Подвергались гонениям, и замалчивалось творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, П.Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры: только в Москве в 30-е годы были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, возведённый на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.
После прошедшей Великой Отечественной войны миллионы советских граждан – участников освободительного похода Красной Армии и репатрианты – впервые лицом к лицу столкнулись с «капиталистической действительностью». Разрыв между образом и уровнем жизни в Европе и СССР был столь разителен, что они испытали «нравственный и психологический удар».
В среде интелегенции, широко распространились надежды на налаживание культурных контактов с США, Англией, Францией, не говоря уже о странах «народной демократии». Её представители являли собой самый чувствительный нерв общественного сознания, служили своего рода «генератором» идей, которые, проникая в массы и овладевая ими, превращались в реальную политическую силу. Именно интелегенция могла подвести общество к пониманию необходимости его обновления. Поэтому на неё и обрушился главный удар сталинского руководства.
В августе 1946 года по инициативе И.В. Сталина было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», а, затем и серия других «идеологических постановлений. Они дали сигнал к публичной травле многих выдающихся деятелей культуры: А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа, композиторов В.И. Мурадели, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостоковича, кинорежиссёров Г.М. Козинцева, В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна и других. Компания имела цель «приструнить» интелегенцию, втиснуть её творчество в прокрустово ложе «партийности» и «социалистического реализма».
Аналогичные цели преследовали и «дискуссии» по естественным и гуманитарным наукам. Начало им положил разгром генетики, учинённый при поощрении политического руководства страны президентов Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ) Т.Д. Лысенко. Вскоре последовало осуждение кибернетики как «оккультной науки» и «служанки империализма», квантовой механики.
Национальные эпосы мусульманских народов: азербайджанская эпопея «Деде Куркут», узбекская «Альтамыш», казахский эпический цикл «Ер Санн», «Шота Батыр» и «Кобланды Батыр», киргизская эпопея «Манас» были осуждены за «клерикальную и антинародную» направленность и были запрещены.
В конце 40-х годов началась пропаганда провозглашающая, что во всех неудачах и бедах виноваты евреи и вообще иностранцы, которых И.В. Сталин, задавший тон всей компании, не постеснялся на встрече с руководством Союза писателей обозвать «засранцами». Страницы газет и журналов заполняются статьями вроде сочинённой А.А. Караваевой.
Всячески разжигая шовинистские и антисемитские чувства, власти пытались усилить идейно-политическую и культурную изоляцию страны.
Спецслужбы организовывали серию новых судебных «дел»: «Ленинградское дело», «дело врачей-убийц» и другие. Жертвами репрессий стали тогда сотни тысяч людей, приговорённых к расстрелу или к разным срокам лишения свободы. Среди них были видные деятели науки и культуры: актёр С.М. Михоэлс, писатели П.Д. Маркиш и Л.П. Перец, академик А.А. Григорьев.
5 марта 1953 года умер И.В. Сталин и его пост занял бывший секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. В сентябре 1953 года Верховный Совет СССР, специальным указом открыл возможность пересмотра решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД. К 1956 году было освобождено из лагерей и реабелитированны посмертно около 16 тысяч человек, а после XX съезда КПСС развенчавшего «культ личности Сталина», масштабы реабилитации были увеличены, миллионы заключённых обрели долгожданную свободу.
По горьким словам А.А. Ахматовой, «две России глянули друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили». Под напором перемен стал расшатываться камень в фундаменте «государственного социализма» – тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.
На проводившихся с марта 1956 года чтениях закрытого доклада Н.С. Хрущёва в первичных парторганизациях поднимались многие вопросы, касающиеся последствий «культа личности» в том числе и о некомпетентном вмешательстве в дела литературы и искусства.
После огласки этого доклада общественность начала требовать отменить позорные постановления ЦК по идеологическим вопросам 1946-48 годов. В ответ было заявлено, что они, несмотря на явные «перегибы» и несправедливые оценки отдельных лиц, «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества на пути социалистического реализма» и в своём «основном содержании сохраняют актуальное значение». Несмотря на это этот период в отечественной культуре является переломным и вошёл в историю под названием «оттепели».
Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония: В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Г.И. Серебряковой и других. После долгого перерыва стали издаваться книги А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С.А. Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX – начала ХХ веков. На художественной выставке в Москве, устроенной в 1962 году, были выставлены картины 20-30-х годов, долгие годы, пылившиеся в запасниках.
Оживлению культурной жизни общества способствовал выход журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Наш современник», «Молодая гвардия» и других. В 1962 году напечатана небольшая по объёму, но огромная по содержанию, повесть А.И. Солженицына, бывшего узника ГУЛАГа – «Один день Ивана Денисовича» о судьбе советского политзаключённого. И хотя власть и дала некоторую свободу всё же она продолжала следить за «нравственной чистотой» творческих людей и особо строптивых наказывать.
Систематически разностной критике – за «упаднические тенденции», «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии» и «формализм» – подвергались писатели и поэты (А.А. Вознесенский, Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев, С.И. Кирсанов и другие), скульпторы и художники (Э.Н. Неизвестный, Р.Р. Фальк и другие). В 1958 году из союза писателей был исключён Б.Л. Пастернак за публикацию в зарубежье романа «Доктор Живаго» и удостоенного Нобелевской премии.
Выступая на III съезде писателей СССР в мае 1959 года, Н.С. Хрущёв с удовлетворением заявил, что «носители ревизионистских взглядов и настроений, потерпели полный идейный разгром. Борьба закончилась и уже летают, как говорится, ангелы примирения». Но и после этого, гонения на непокорных литераторов и художников продолжались. Так роман В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», одно из наиболее впечатляющих произведений о войне, написанный автором в 1960 году, был изъят у него органами госбезопасности.
Несмотря на гонения в среде интелегенции были люди, нашедшие силы открыто отстаивать свои демократические убеждения и протестовать против регулируемой в интересах партаппарата дестабилизации общества. С идеологическими отступниками власти не церемонились.
В ноябре 1958 года в МГУ органами Госбезопасности был ликвидирован студенческий кружок. Его участникам предъявили официальное обвинение в создании антисоветской организации и попытке устроить подпольную типографию.
На рубеже 50 – 60-х годов появляются бесцензурные издания («самиздат») сменявших друг друга машинописных журналов («Синтаксис», «Феникс – 61» и других. По меткому замечанию А.А. Ахматовой, начался «догутенберговский период советской литературы». Невзирая на трудности и жёсткое преследование властей, зародившееся в хрущёвское время движение десидентов, продолжало развиваться и в последующие годы. Во времена нахождения на посту генерального секретаря коммунистической партии СССР Л.И. Брежнева движение десидентов «возглавили» «отец» водородной бомбы, академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицин, издавший за границей книгу «Архипелаг ГУЛАГ» – документальное повествование о преступлениях сталинской репрессивной машины, нанёсшее сильнейший удар по теории и практике советского тоталитаризма, музыкант-виртуоз с мировым именем М.Л. Растропович.
Получили распространение явления несогласия с политикой властей, с официально признаваемыми нормами и ценностями: создание произведений нонконформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества. Расцвет переживает так называемая деревенская проза. Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.П. Астафьев и другие писатели этого направления в яркой форме показывали трагедию раскрестьяивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью пользовались записи песен В. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, А.И. Галича, выступления сатириков, не разрешённых к публичному выступлению, которые воспроизводились и перезаписывались на домашних магнитофонах.
В 1977 году была принята новая Конституция СССР. В её преамбуле говорилось о том, что советское государство «выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным» «общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает всё более активное участие трудящихся в государственной жизни».
На практике же брежневская администрация ещё с 1966 года перешла к открытым гонениям на инакомыслящих. Они были насильственно высланы за границу (писатель А.Н. Солженицин и другие), другие поплатились за критику коммунистического строя заключением в лагеря, в психбольницы, или как академик А.Д. Сахаров, ссылкой.
Ужестачалась цензура, идеологический контроль над деятельностью творческой интелегенции. Многие талантливые писатели и поэты были лишены возможности публиковать свои произведения. Оставались на полках фильмы признанных в мире режиссёров, запрещались спектакли. Одновременно затихала критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Вынуждены были уехать за рубеж видные деятели отечественной культуры: И.А. Бродский, Ю.А. Любимов, В.Е. Максимов, В.П. Некрасов, А.А. Тарковский и многие другие.
Используемая литература:
1. Белов И.В. «Транспорт страны Советов» М. 1987
2. БСЭ М т.24 кн.II 1977
3. Каменская Н.М. «История костюма» М. 1986
4. Киселёва А.Ф. Щагина Э.М. «Хрестоматия по отечественной истории 1946-1995 г.» М 1996
5. Ткачёв В.Н. «История архитектуры» М 1987
6. Щетинов Ю.А. «История России XX век» М 1998
7. «Западная Европа и культурная экспансия «Американизма» М. 1985