Машиностроение Поволжского экономического района

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.     Введение                                                                                      1

2.     Состав Поволжского района                                                     2

3.     ЭГП района                                                                                2

4.     Природные условия                                                                             3

5.     Население                                                                                    3

6.     Хозяйство                                                                                    5

7.     Экологические проблемы района и пути их решения              16

8.     Проблема большой Волги                                                                   17

9.     Перспективы развития района                                                   19

10.            Приложение                                                                                     21

11.            Литература                                                                                      22

ВВЕДЕНИЕ

          Россия представляет собой самый обширный регион всей  Евразии и единственную федерацию в рамках СНГ, поэтому региональный анализ ее экономических районов имеет особый смысл. Тем более что Россия отличается рядом особенностей даже по сравнению с республиками ближнего зарубежья.

          Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.

          Экономическое районирование – это выделение территорий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. Экономические районы РФ формировались под воздействием различных сочетаний природных, экономических и социальных условий.

          Все экономические районы имеют свои особенности и свое место м межрайонном разделении труда. Однако важно, чтобы эти особенности тесно увязывались с задачами экономически обоснованного размещения отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в масштабах всей страны.

СОСТАВ ПОВОЛЖСКОГО РАЙОНА

 

          Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. Поволжьем можно именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге. Но чаще всего под Поволжьем понимают области и республики России, находящиеся среднем и нижнем течении: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

          Поволжский район протянулся почти на 1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. км².

          ЭГП этого района исключительно выгодное. На западе Поволжье граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке -  с Уралом и Казахстаном. Густая сеть транспортных путей (железнодорожных и автомобильных) способствует установлению широких межрайонных производственных связей Поволжья. Поволжье больше открыто к западу и востоку, т.е. навстречу основному направлению хозяйственных связей страны, поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.

          Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район (и начинающихся в нем, например, нефтепровод «Дружба»), также подтверждает выгодность ЭГП района.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

          Поволжье имеет благоприятные природные условия для проживания населения и ведения хозяйства. Район богат земельными (пахотные земли составляют примерно 1/5 российских) и водными ресурсами. Однако в нижнем Поволжье бывают засухи, сопровождающиеся губительными для посевов суховеями.

          Район богат полезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, серу, поваренную соль, сырье для производства строительных материалов. Вплоть до открытия нефтяных месторождений в Сибири, Поволжью принадлежало первое место по запасам и добыче нефти в стране. Хотя в настоящее время район занимает второе место по добыче этого вида сырья после Западно-Сибирского,  запасы нефти в Поволжье сильно истощены. Поэтому его удельный вес в нефтедобыче России составляет всего 11% и постоянно снижается. Основные ресурсы нефти находятся в Татарстане и Самарской области, а газа – в Саратовской и Волгоградской      областях. Перспективы развития газовой промышленности связаны с крупным Астраханским газоконденсатным месторождением (6% мировых запасов).

НАСЕЛЕНИЕ

          Сейчас Поволжье – один из наиболее заселенных и освоенных районов России. Численность населения – 16,9 млн человек, т.е. район располагает значительными трудовыми ресурсами. Поволжское население растет довольно быстро, но в основном не за счет высокого естественного прироста (1,2 человека), а вследствие значительной миграции населения. Средняя плотность населения – 30 человек на 1 км², но размещено оно неравномерно. Более половины населения приходится на Самарскую, саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая – 61 человек на 1 км², а в Калмыкии – минимальная (4 человека на 1 км²).

          Хотя Поволжье – многонациональный регион, в структуре населения резко преобладают русские (70%). Значительна также доля татар (16%), чувашей и марийцев. Численность населения республики Татарстан составляет 3,7 млн человек (среди них русских  около 40%), в Калмыкии проживает около 320 тыс. человек (доля русских – более 30%).

          До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом. В городах проживало всего 14% населения. Сейчас это один из наиболее урбанизированных районов России. В городах и поселках городского типа проживает 73% всех жителей. Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. В Поволжье 90 городов, среди них три города-миллионера – Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на волжских берегах. Крупнейший город Поволжья – Самара – расположен в Самарской Луке. Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел.

ХОЗЯЙСТВО

          Важнейшим условием устойчивого и комплексного развития Поволжья является созданный за последнее время значительный экономический и научно-технический потенциал.

По суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в 1995 г. район занимал четвертое место в России (после Центрального, Уральского и Западно-Сибирского). На его долю приходилось 13,1% суммарной валовой продукции промышленности и сельского хозяйства России. В перспективе Поволжье сохранит ведущую роль в народнохозяйственном комплексе РФ и восстановит утраченные позиции, заняв прежнюю устойчивую позицию после Центрального и Уральского районов.

На современном этапе экономического развития народнохозяйственный комплекс Поволжья имеет сложную структуру. Несмотря на то, что в ней превалирует промышленность, сельское хозяйство также является одной из основных отраслей народного хозяйства района. В совокупной валовой продукции на долю промышленности приходится 70-73%, сельского хозяйства – 20-22% и на остальные отрасли народного хозяйства – 5-10%.

Материальной основой их развития служат прежде всего минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, сельскохозяйственное сырье, рыбные богатства Каспия и Волги. Вместе с тем в сырьевом балансе района принадлежит ввозимым металлам и материалам лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Характерной чертой промышленного производства района является тесная связь, кооперирование и комбинирование его отдельных звеньев, особенно в автомобилестроении и нефтехимии.

Основу территориальной организации Поволжья составляет ряд межотраслевых комплексов – топливно-энергетический, машиностроительный, химический и нефтехимический, агропромышленный, транспортный, строительный и др.

Основными отраслями специализации промышленности района являются машиностроение, химическая и нефтехимическая, топливная промышленность, электроэнергетика, пищевая промышленность, а также отрасли промышленности строительных материалов (стекольная, цементная и др.). Однако отраслевая структура промышленности республик и областей Поволжья имеет значительные отличия от среднероссийской и среднерайонной.

Машиностроительный комплекс – одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Поволжья. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью. Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Поволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий.

Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др. Авиастроение представлено в Самаре (производство турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40).

          Но особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Поволжье давно и по праву называют «автомобильным цехом» страны. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию.

В Поволжье изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России.  Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются:

Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.);

Саратовский (станкостроение, производство нефте- и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.);

Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.);

Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа – ведущий в автомобильной промышленности страны).

Важными центрами машиностроения являются Казань  и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование  для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ).

 Поволжье один из основных районов России по производству аэрокосмической техники.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       В.Я. Ром,            В.П. Дронов. Дрофа, 1998 г.

2.    

3.    

4.