Материальная и духовная жизнь общества
РЭА им. Г.В.Плеханова в г. Ташкенте
Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
РЕФЕРАТ
На тему: «Понятие материальной и духовной жизни общества»
Выполнила: студентка
первого курса
Гр. №626
Махкамова Ш.А.
Приняла: к.ф.н., доцент
Абдуллаханова Г.С.
Ташкент 2007-02-18
ПЛАН
1. Введение
2. Духовная жизнь общества
2.1.1. Возникновение общества
2.1.2. Модели обществ
3. Материальная жизнь общества
3.1.1. Связи в обществе
3.1.2. Поддерживание общности
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Введение
Что мы имеем в виду, произнося слово общество? Во время Пушкина, воскликнувшего: «Друзья! Прекрасен наш союз!», обществом в России называли аристократический круг, светское общество. Хотя как в те времена, так и поныне «обществом» могла именоваться какая-либо политическая или экономическая организация. Обществом нередко называют и дружескую компанию.
Можно сказать, что общество есть совокупность связей между людьми. В зависимости от характера, типа и целей эти взаимосвязи бывают самыми разнообразными: семейные, культурные, экономические, политические, правовые и т.п.
Разговор об обществе сложен не только из-за многообразия и противоречивости самого предмета. Объективно и беспристрастно можно говорить, на пример, о далеких галактиках и загадках атомного ядра. А исследование общества – это всегда анализ того, что близко каждому, и в конечном итоге самоанализ человечества.
Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда на Земле людей не существовало. Но с появлением людей появилось и человеческое общество. Люди вне общества существовать не могут. Еще Аристотель (IV в. до н. э.) называл человека политическим животным.
Совместная жизнь людей – сложное системное образование. Общество относится к числу само развивающихся, динамичных систем, “которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять её состояния”.[1] Общество представляет собой общественное бытие людей; объективную реальность, своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности–развивающейся Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия своего функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря деятельности людей предметы, которые охвачены практической деятельностью людей, становятся частью социального мира.
Общество–продукт совместной деятельности людей способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.
Духовная жизнь общества
Возникновение общества
Некоторые философы, рассматривая вопрос о происхождении общества, обращались к роману английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Они пытались доказать, что у истоков человеческой истории стоит фигура одиночки. Однако пример с английским путешественником явно неудачен. Ведь он спасся на необитаемом острове благодаря тем качествам, которые приобрел раньше, не от рождения, а в результате жизни в обществе. Робинзон Крузо – продукт общества определенного типа.
Этот герой только и делает, что развертывает потенциал социальности, который был заложен в нем в процессе воспитания в обществе. Он прекрасно знает, что лишь труд способен вызволить человека из беды, оптимизм рождает веру в успех, а полноценную жизнь может обеспечить исключительно общение.
Но все же что заставило людей вступить в союз? Какая сила вынудила индивидов сплотиться? В истории социальной философии ответов на эти вопросы множество. По мнению Руссо, люди первоначально жилив условиях неограниченной свободы. Однако такая анархия ни к чему хорошему не приводила. Тогда они заключили между собой негласный договор, по которому всеобщим волеизъявлением каждому гарантировалось неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так возникло общество. Конечно, все это очень логично. Но ведь и Руссо было известно, что существовавшие в истории государства возникали в результате насилия, а не договора.
В XIX в. философы стали резко критиковать «договорную теорию». Радикально новый ответ на вопрос, как родилось общество, пытались дать Маркс и Энгельс. Они призывали не противопоставлять общество как абстракцию конкретному индивиду. Идея общества заложена в каждом человеке. Он изначально – существо общественное. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
С таким определением общества согласились не все философы. Некоторые даже увидели здесь некую парадоксальность, и возник другой вопрос: что произошло раньше – человек или общество? Одни философы утверждали, будто сначала был человек, а потом возникло общество. Другие возражали – первично общество.
Маркс и Энгельс как бы объединили эти точки зрения. Человек и общество появились одновременно: никто никому не предшествовал. Первой предпосылкой человеческой истории, считали они, является существование человеческих индивидов. Которые живут вместе. Поэтому общество – продукт взаимодействия людей. Однако не сознание людей, готовых вступить в некий договор, порождает общество, а их целенаправленная трудовая, производственная жизнь.
Человек и общество
Взаимодействие личности с обществом происходит в процессе социализации – освоения человеком ценностей, норм, установок, социальных ролей, присущих данному обществу или конкретной группе.
Социализацию личности можно представить как процесс приспособления человека к жизни в конкретном обществе. Ведь новорожденный застает его уже существующим. С момента рождения личность вступает в социальные отношения во всех сферах человеческой деятельности. В этом смысле мы не свободны от того общества, в котором живем.
Люди в обществе создают объединения, организации, группы, т.е. социальные формы. Эти формы – продукт совместной человеческой деятельности. В то же время они существуют независимо от нее. Человек как бы опутан сетями общественных связей и отношений. Иногда сети мягки, тогда ему кажется, что их нет. Иногда они ощущаются как жесткие, и тогда общество представляется тюрьмой. Вопрос о том, как общество влияет на личность, а личность – на общество, привел социологов к разработке трех моделей этих взаимоотношений.
Первую модель представил классик французской социологии Эмиль Дюркгейм. В ней человек – это «ансамбль социальных отношений», так как общество производит тех людей, которые ему нужны. Общество, являясь источником высших ценностей, создает личность, в процессе социализации усваивает социальный порядок, коллективные привычки и представления. Причем оно контролирует этот процесс, выступая как внешняя обучающая принудительная сила. Благодаря коллективным представлениям, личность непосредственным образом связывается с обществом.
Дюркгейм признает, что общество возникает в результате взаимодействия людей, но, раз возникнув, оно начинает жить по своим законам. Жизнь отдельной личности определяется социальной реальностью, влиять на которую она не может или же влияет весьма незначительно.
Если придерживаться данной модели, очень трудно ответить на вопрос, как общество меняется. Ведь оно не может изменяться, если в каждой личности только воспроизводит заложенную в ней программу.
Вторая модель разработана немецким социологом Максом Вебером. В соответствии с ней человек понимается как индивид (субъект), обладающий сознанием и воле, способный к осмысленным поступкам и разумному выбору. Тогда общество – сумма индивидов, продукт их сознания и воли. По Веберу, люди сами создают для себя социальную реальность, а значит, создают ее и для других. Поэтому в социальных действиях людей появляются взаимосогласованные попытки упорядочения социальной реальности.
В этой модели общество предстает результатом осмысленного человеческого поведения. Любому, однако, известно из собственного опыта, что результаты деятельности часто не совпадают с нашими желаниями. Несовпадение целей и результатов связано с тем, что общество не сводиться к людям (даже группам людей), его составляющим.
Третья модель была разработана американским социологом Питером Бергером и его немецким коллегой Николасом Луманом. Согласно ей, существование общества является результатом процесса «конструирования социальной реальности», в нем задействованы как личность, так и само общество. Реальность, в которой мы живем, по мнению этих социологов, есть реальность нашего конкретного общества. Она уже является упорядоченной социальной реальностью.
Поддерживается социальный порядок благодаря получению людьми обязательных знаний в процессе их социализации. Знания закрепляются в повседневных взаимодействиях. Причем личность воспроизводит социальный порядок, сохраняя свою индивидуальность. Итак, общество производит людей, которые сами производят общество. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой и условие человеческой деятельности, и ее результат.
Материальная жизнь общества
Связи в обществе
Для личности общество начинается с факта взаимодействия. Немейкий философ и социолог Георг Зиммель писал по этому поводу: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно… противополагается простой сумме людей». Другими словами, для человека абстрактное понятие общества приобретает смысл, когда он общается или совместно действует с другими людьми.
Типы взаимодействия могут быть различными. Непосредственная социальная связь наблюдается между людьми, которые находятся в данное время в данном месте, т.е. воспринимают друг друга органами чувств. Чаше всего это сотрудничество. Совместное выполнение общей работы имеет широкое распространение в жизни общества. Каждый участник такой работы оказывает воздействие на других людей и испытывает их воздействие на себе. Причем характер его бывает различен.
Другой тип взаимодействия – это опосредованная социальная связь. Она возникает между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если люди находятся далеко друг от друга, но действуют в одно и тоже время, то между ними возможно сотрудничество, на пример, на основе разделения труда.
Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми разных времен. Ее можно было бы назвать связью-преемственностью. Человек в современном обществе опирается на культуру, ценности (материальные и духовные), идеи, созданные людьми, жившими до него. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.
Социальное взаимодействие может быть слабым или прочным, устойчивым или неустойчивым, может принимать различные формы. Но в той или иной степени связи-взаимодействия существуют между всеми людьми, объединяют их в совокупность, именуемую обществом.
Поддерживание общности
В обществе постоянно ощущается взаимодействие. Крестьяне продают урожай, а остальные люди покупают продукты, которые сами не выращивают. Пограничник несет службу на заставе, охраняя границу государства, а в конечном счете и каждого, кто в нем живет. В процессе взаимодействия люди удовлетворяют не только собственные потребности, но и потребности других.
Социальные отношения – сложный феномен. Они отличаются длительностью и устойчивостью. Представим себе, что школа вдруг перестала давать среднее образование. Это смертельный удар для общества. Ведь, с тех пор, как школа возникла, она никогда не прекращала своей деятельности.
Социальные связи объединяют людей не только в данный момент. Они могут иметь скрытый или явный характер. Мать воспитывает ребенка, который через много лет станет е опорой. Человек работает на производстве, а государство платит ему пенсию после того, как он утратил возможность и способность трудиться. Философ или писатель воздействует на общественное сознание, отдавая себе, отчет в том, что результаты его усилий скажутся не сразу.
Вместе с тем каждый человек не волен отвергнуть сложившуюся в обществе систему взаимодействий, разорвать связи с другими людьми. Если он попытается это сделать, то либо станет изгоем, либо будет принужден обществом следовать существующим нормам. Исключения лишь подтверждают правило: множество бунтарей, восставших против установленного порядка, могут его и опрокинуть, но взамен неизбежно установят новый. Социальная норма, соблюдение законов и традиций – условие жизни в обществе.
Итак, связи между людьми складываются не беспорядочно, не случайно. Если они не будут охватывать всего многообразия человеческих отношений, общество неминуемо начнет распадаться. Современное общество не может существовать без труда, образования, политики, спорта, здравоохранительных органов и многого другого. Развитые социальные отношения характеризуются необходимым многообразием социальных связей.
Заключение
Многие мыслители разных эпох проявляли интерес не к природе, не к Богу, а именно к обществу. Немалый Влад в развитие знаний об обществе внесли историки. На Древнем Востоке элементы исторической науки обнаруживаются преимущественно в монументальной форме – изображениях, наскальных надписях и рельефах, а также в списках владык, храмовых хрониках, выбитых на камне или прорисованных на глиняных табличках.
Сегодня мыслителей, изучающих общество, называют социальными философами. Они размышляют над проблемами социальной жизни, коллективной человеческой деятельности.
Ясно одно – общество не стоит не мете. Оно постоянно меняется и развивается, также как и человек. Для того чтобы досконально изучить общество, понять все его тонкости, а главное – суть его, не хватило бы даже знания всех наук и всего, что происходит на земле.
Философия – не точная наука. Она старается дать ответы на вопросы, которые касаются всех и каждого. Она размышляет о сущности бытия, о том, как все возникло. Как возникло общество? Что первично – человек или общество? На эти вопросы я постаралась ответить на эти вопросы, изучив разные точки зрения разных мыслителей, живших в разные времена.
В заключение хотелось бы сказать, что, на мой взгляд, ни общество, ни человечество не первично. Эти оба феномена появились одновременно и не могут существовать без друг - друга.
Список литературы:
1. «Общество», Часть первая, Москва, «Аванта», 2003
2. Философский словарь, М. Политиздат
3. «Социологические теории современности» П.А. Сорокин
[1] В.И. Кузнецов “Что такое бытие”