Маяковский о назначении поэта и поэзии

                                          Маяковский, о назначении поэта и поэзии

        Нет,  пожалуй,  в мире ни одного поэта,  который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критичес-

кими  статьями - все равно.  Что  же  до  Маяковского,  то  ему  приходилось  еще и отстаивать  свое  поэтическое кредо,  защищать свои взгляды в постоянной борьбе, защищать статьями, выступлениями, главное, стихами. Он

считал себя бойцом революции и был им, утверждая, что стихи пишутся по “социальному заказу”.

        Маяковский всегда был там,  где “нужно”.  “Грозный смех”  -  так назвал он впоследствии книгу избранных

текстов и рисунков к плакатам. Смех действительно был грозный.

        А в годы нэпа поэт,  засучив рукава,  очищает  страну от “разной дряни и ерунды”.  Грубые, резкие, уничто-

жающие  насмешливые строки  Маяковского били  без  промаха. “Поэт  вылизывал  чахоткины плевки”, - с гор-

достью скажет он себе потом.

        Молодой Советской республике нужна реклама, и Маяковский берет на себя эту задачу. Да, такого реклам-

щика  страна не видела и вряд ли когда увидит.  Когда за дело берется гений,  оживает и реклама (“Нигде, кроме

как в Моссельпроме”,  “Заходите,  покупайте  хорошие  соски.  Лучше  не  было и нет.  Готов сосать до старости лет”. Может быть, еще что потребуется ?  Не стесняйтесь, все будет. А вот “Курить бросим - яд в папиросе”).

        Маяковский с полным правом скажет потом: “Я  себя  смирял,  становясь на горло  собственной песне”.  Но

поэзия  остается  поэзией. Маяковский,  прежде всего, лирик. Его стихи - это по-настоящему искренний и теплый

разговор с читателем, а многие даже и написаны в форме разговора.

        В статье  “Как делать стихи”  Владимир  Владимирович  писал о том, что только разница в качестве отделки

стиха  и  создает разницу между поэтами. Он высмеивает Уткина, Кириллова, Жарова за старую форму, небреж-

ность в стиле,  хотя  с  самими поэтами был  связан  теплыми товарищескими отношениями. “Первый, купивший

книжку  о рыжем Мотеле, - я”, -  говорил он  и  считал  эту  стихотворную  “Повесть  о  рыжем  Мотеле”  Иосифа

Уткина  талантливой  вещью.  Это  не  мешало  ему  поругивать  Уткина,  и  в  статье  “Как  делать стихи” Уткин,

кажется, тоже упомянут.

        Очень сложным было отношение  Маяковского к классикам.  Поэт всю жизнь оставался правоверным футу-

ристом,  считая  своих друзей,  особенно Хлебникова,  гениальными.  Он принимал  участие в составлении мани-феста футуристов, однако уже в дореволюционные годы его творчество не умещалось в рамки этого манифеста.

Литературоведы  стараются  очистить  поэта  от “грехов молодости”, от ниспровержения классиков. Очищать не

стоит. Одно стихотворение Маяковского “Юбилейное”, посвященное А.С.Пушкину, делает это лучше всех:

                                                                    Я люблю вас,

                                                                                       но живого,

                                                                                                 а не мумию.

                                                                    Навели

                                                                           хрестоматийный глянец.

                                                                    Вы,

                                                                         по-моему,

                                                                                       при  жизни,

                                                                                                         думаю,

                                                                                                                  тоже бушевали.

                                                                    Африканец !

                                                                                     Александр Сергеевич,

                                                                                                   да не слушайте ж вы их !

                                                                    Может,

                                                                                  я

                                                                                    один

                                                                                            действительно жалею,

                                                                     что сегодня

                                                                                         нету вас в живых.

        Маяковский считает,  что  поэт  должен  быть не похожим ни на кого.  Не повторять того,  что  уже  сделано, быть новым,  неожиданным.  В “Послании  пролетарским поэтам” он тревожится,  как  бы  не  остыл творческий поиск, как бы не почили лирики на лаврах.

        Он не строгий папаша, он товарищ, он понимает, что поэзия - дело тяжелое.