Основные этапы развития философии (таблица)
Название Направление |
Период |
Авторы |
Основные идеи и концепции |
1. Философия Древней Индии |
|||
а) Джайнизм |
VI в до н. э. |
Вардхамана или Джина Махавира |
Вера в череду перерождений, возможность освобождения души от тела, аскетизм, неизменную ценность каждой жизни, и, как следствие, непричинение им вреда. Бог для джайнов Бесконечное Знание, Бесконечное Восприятие, Бесконечное Осознание и Бесконечное Счастье. Этические нормы джайнизма велят своим последователям быть правдивыми, честными, воздержанными в делах, словах и помыслах, стремиться к полному отречению от земных интересов и, прежде всего, не наносить вреда живым существам. “Вера в реальное существование — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”. Третий принцип разделил приверженцев джайнизма на мирян и монахов. |
б) Буддизм |
VI в до н. э. |
Будда Шакьямуни |
Всякая жизнь – страдание и в сансаре вообще не может быть счастливой жизни. Единственное средство освобождения от страданий – полный выход из сансары. Учение о Четырёх Благородных Истинах: жизнь есть страдание, корень страдания – жажда жизни, избавление от страдания – уничтожение жажды жизни, путь избавления восьмеричен: правильное понимание, правильная решимость, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение. |
в) Чарвака-локаята |
VII – VI вв до н. э. |
Брихаспати |
Чарваки-локаяты считали, что душа есть тело, обладающее сознанием. Смерть одновременное разрушение и сознания, и души. Существует только этот мир, никакого потустороннего, загробного мира нет. Нет бога, нет души, нет закона кармы, источник познания – чувственное восприятие. Поэтому жертвоприношения бессмысленны: богов нет, а умершие родственники давно истлели и в пище не нуждаются. |
г) Ньяя |
III в до н. э. |
Готам (Гаутама) |
Эта философия рассматривает условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания. Ньяики полагали, что все недоступное реальному познанию не имеет реального существования. Философы ньяики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д. |
д) Веданта |
IV – III вв до н. э. |
Бадараян |
Согласно веданты, высшей реальностью является брахман (космическая душа), а пуруша (абстрактное духовное начало) и пракрити (абстрактное материальное начало, природа) суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман (индивидуальная душа) посредством знания брахмана приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. |
е) Вайшешика |
III в до н. э. |
Канада (Улука) |
В школе Вайшешика разрабатывалась специфическая форма индийского атомизма. Канада полагал, что каждый атом обладает неповторимыми особенностями, которых существует столько же, сколько и самих атомов. Основная цель системы Вайшешика — освобождение индивидуального я. Она считает освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. |
ж) Санкхья |
VI – V вв до н. э. |
Капила |
Санкхья приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша (духа) и пракрити (материи). Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити. Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Всякая сознательная жизнь есть страдание. Самое величайшее зло этого мира — необходимое возвращение смерти в каждом новом существовании. Высшей целью человеческих стремлений может быть поэтому только полное устранение страданий. Только с помощью философии человек (без различия касты или состояния) может достигнуть спасительного познания, заключающегося в признании абсолютного различия духа от всего материального мира. Чтобы дойти до этого познания, учение Санкхьи развивает свою мировую теорию, пытаясь установить причинную связь явлений материального мира, а также и душевных процессов. Главная характеристическая черта школы Санкхьи - атеизм, отрицание вечного верховного существа, создавшего и поддерживающего мир. |
з) Йога |
II в до н. э. |
Патанджали |
Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения освобождения из круговорота жизни и смерти (сансары). |
2. Философия Древнего Китая |
|||
а) Конфуцианство |
VI – V вв до н. э. |
Кун Фу-цзы |
Предмет учения Конфуция – управление государством. Это искусство он считал равным искусству справедливости. Реформа управления Конфуцием была названа «Исправление имен»: он утверждал, что положение вещей следует вернуть в соответствие с их именами (отец должен быть отцом, сын – сыном и т.д.). Конфуций ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. «Отцы скрывают ошибки сыновей, а сыновья покрывают ошибки отцов, - учил Конфуций, - в этом и состоит прямота». Главными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие» и «взаимность». Человеколюбие – свойство только благородных людей. Благородный муж думает о морали, а низкий человек – как бы ему получше устроиться. Благородный предъявляет требования к себе, а низкий - к другим. Благородные люди хотя и живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие же следуют за другими людьми, но не живут в согласии с ними. |
б) Моизм |
V – IV вв до н. э. |
Мо Цзы (Мо Ди) |
Моисты утверждали идеи всеобщей любви. По их утверждению небо человеколюбиво, именно оно есть истинный образец и мерило поступкам. «Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую, чтобы сильный грабил слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным». «Небо желает, чтобы люди помогали друг другу…. Небо также желает, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах». |
в) Даосизм |
IV - III в до н. э. |
Лао Цзы |
Для даосов дао стало прежде всего первоначалом, первоосновой, законом всего сущего. Существует два дао – безымянное и поименованное. Безымянное Дао по сути есть небытие, бытие же – это дао, имеющее имя (его аналог – небо и земля). Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором и обретают свой покой. Это возвращение и есть единственное постоянное в мире вещей. Этический идеал даосов воплощал совершенномудрый (человек с высшим дао). Его главное качество – недеяние. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель, - гласит Дао дэ цзин, - тот, о котором народ знает только то, что он существует». |
г) Легизм («школа закона») |
IV в до н. э. |
Гунсунь Ян (Шан Ян) |
Легисты говорили о неизменно злой природе человека, кторым можно управлять только с помощью страха и наказаний. Легисты порвали с наивным представлением о государстве как о большой семье. Между людьми, считали они, вообще не должно существовать личных отношений, допустимы же только отношения правовые. Добродетель сплачивает людей, заставляет их помогать друг другу, покрывать преступления. Поэтому в хорошо управляемом государстве много наказаний и мало наград. |
3. Философия античности (VII в. до н.э. — III в. н.э.) |
|||
> Милетская школа
|
VII – VI вв до н. э. |
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен |
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные (Фалес – вода, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух), но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, и сущности всех вещей и явлений мироздания. |
> Диалектика Гераклита |
VI – V вв до н. э. |
Гераклит |
Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: "Все течет!", "В одну и ту же реку нельзя войти дважды", "В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется". Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. У Гераклита Космос - это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический пантеизм обретает у него наиболее совершенное выражение. Гераклит разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни. |
> Пифагорейский союз |
VI в до н. э. |
Пифагор |
Исходная позиция Пифагора – «Все есть число». Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального мышления. Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Они, хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворя их телесность. |
> Элейская школа |
VI – V вв до н. э |
Ксенофан, Парменид, Зенон |
Подвергая критике учение Гераклита, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей Основположник элейской школы впервые задался вопросом «Что такое беспредельное?» В поисках ответа на поставленный вопрос Ксенофан приходит к выводу: единое бытие или неограничено, тогда оно небытие, или ограничено, тогда оно множественное. Тему развил и продолжил Парменид, который утверждал, что мир чувственности, изменения и движения есть мир мнения – неистинный, немыслимый мир. Поэтому он не есть подлинно сущее, ведь подлинно сущее может только мыслиться. Он полагал, что мы не можем отделить бытие от мышления, так как они есть одно и то же. Сущее мыслиться Парменидом как единое, непроницаемое и неподвижное бытие, поскольку возникновение (появление того, чего не было) невозможно, ведь чего нет, того нет, уничтожение (исчезновение того, что есть) тоже невозможно, ведь то, что есть, то есть. Пустота и время не существуют, сущее не имеет частей, сущему некуда сдвинуться, поэтому движения нет. Зенон утверждал, что чувственный мир есть движущийся и множественный мир, а понятия движения и множества противоречивы. Доказательства этих тезисов носят названия апорий, неразрешимых затруднений. Наиболее известные апории, разработанные Зеноном: «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадион» и т.д. Уточнения понятия природы привело элеатов к противопоставлению множества отдельных вещей единому и неподвижному бытию. Они поставили проблему, попытки решения которой определили дальнейшее развитие античной философии. В апориях Зенона впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. |
> Фисиология V в до н. э. |
V в до н. э. |
Эмпедокл и Анаксагор |
В своей трактовке бытия Эмпедокл берет исходным пунктом тезис Парменида, состоящий в том, что в собственном смысле не может быть ни возникновения, ни гибели. Cтремясь объяснить факт кажущегося возникновения и исчезновения, Эмпедокл находит это объяснение в смешении первоначальных элементов - "корней" всего сущего - земли, воды, воздуха и огня - и распадении этой смеси. Таким образом, Эмпедокл дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии. Анаксагор утверждал: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением-разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. Анаксагор утверждал: "Все есть многое"; но масса стихий сама по себе хаотическая. Сила, сочетающая разнородные элементы, есть Разум (Нус) - сила, движущая Вселенной. Он впервые к материи присоединил разум так: "Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил" Эмпедоклу и Анаксагору удалось доказать, что единство мира не обязательно связывать с тождественностью всех его элементов. |
> Древнегречес-кий атомизм |
V – IV вв до н. э. |
Левкипп и Демокрит |
Согласно Левкиппу и Демокриту существуют только атомы и пустота. Атомы неделимы, их бесконечно много по количеству и по качеству. Атомисты утверждали, что атом, который неделим и неуничтожим, есть предел делимости. Атомы движутся в пустоте, которая есть небытие. Мир бесконечен не только по количеству и качеству атомов, но и по пустоте, кроме того, вечен по времени. Впрочем, Демокрит учил, что и количество миров бесконечно. Демокрит ставит вопрос: нечто не только не возникает из ничего, но и не возникает «попусту». Он первым сформулировал понятие «причина» и развил систему материалистического детерменизма. Столкновение атомов происходит по закону тяготения подобного к подобному. У мира нет разумного божественного начала, каждый из отдельных миров возникает в результате закономерного соединения атомов. Каждое явление, по Демокриту имеет причину, а отыскать причину значит понять необходимость существования данной вещи. Демокрит стремится изгнать случай из своей системы и отождествляет причинность с необходимостью. |
> Софисты |
V – IV вв до н. э. |
Протагор, Горгий, Продик, Гиппий |
Софисты придерживались мнения, что окончательное решение о сущем принадлежит не логике, а человеку. Отсюда вывод Протагора: мера сущего – человек. Таким образом, логика слабее, чем человечность, место обнаружения бытия – человек, а не космос. Главное достижение софистов – разъединение логики мышления об общем и логики мышления о единичном. Софисты открыли, что единичное алогично как таковое: к нему неприменимы общие понятия, а необщих понятий не бывает. Софисты провозгласили принцип: только мир мнения и существует, бытие это не что иное как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Софисты высказывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Софисты создали понятие естественного права – закона природы, который изначальнее всех законов, установленных человеком. Широкое распространение среди софистов получила точка зрения, что естественное право – это право сильного. Можно сказать, что именно с софистов начинается философская лингвистика. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным. |
> Сократ |
V – IV вв до н. э. |
Сократ |
Радикальное отличие метода Сократа от софистики в том, что не человек, а его рассудок становится темой мышления. В соответствии с Сократовским методом в нашем сознании существует только то, в чем мы можем дать себе и другим рациональный отчет. Главный тезис Сократа – знание и добродетель тождественны. «Быть и знать – одно и то же». Сократ постоянно твердил: «Я знаю, что ничего не знаю». Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: "Познай самого себя!" Главная цель его философии - восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. |
> Философия Платона |
V – IV вв до н. э. |
Платон (Аристокл) |
Осевой концепцией Платона было учение об идеях (по греч. "идея" означает "то, что видно", но не просто глазом, а "умным глазом"), а идея есть бытие в строгом смысле слова. Идея вещи есть нечто идеальное - это смысл, сущность вещи. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как некие целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Платон доказывает существование Бога, чувством нашего родства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей» (то, что было в прошлой жизни). Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения, появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предсказана своя участь, судьба. Таким образом, душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная – обращенная к идеям; пылкая - аффектно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить свои потребности в жилище, пище, одежде и.т.п. В рассмотрении проблемы общества он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются таки вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. |
> Аристотель и его школа |
IV – III вв до н.э. |
Аристотель |
Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе материя инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Для того чтобы из материи возникли разнообразные вещи, необходим Бог, Который является основным двигателем мира, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Аристотель подвел итого развитию философской мысли с ее начала в Древней Греции и до Платона включительно. Именно Аристотелю принадлежит систематизация знаний, основанная на предметном и целевом принципах. Он разделил науки на три большие группы: теоретические (первая философия, физика и математика), практические (этика, экономика, политика), творческие (риторика и искусство). |
> Кинизм (от греч. kyon — собака) |
V — IV вв. до н.э. |
Антисфен и Диоген |
Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть не правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Он утверждал, что боги поступили справедливо, так жестоко наказав легендарного Прометея: он принес человечеству искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него. Бродячие и невозмутимые киники проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма. Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей - в непоколебимой доблести духа. |
> Скептицизм |
IV — III вв. до н.э. |
Пиррон |
Теперь философов интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следует назвать такого человека, который знает и может помочь понять, как научиться жить: мудрец – это своего рода мастер, но не в научном знании, это умелец в жизни. По Пиррону, философ – это тот, кто стремиться к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Принцип Пиррона: «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!». Скептицизм Перрона – это не полный агностицизм: безусловно, достоверны для нас наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления. Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. Именно в этом состоит высшая степень доступного философу истинного счастья. |
> Эпикуреизм |
VI — I вв. до н.э. |
Эпикур и Лукреций Кар |
Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур выдвинул идею об «отклонении» атомов, когда атомы движутся в «связанном потоке». Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которое он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть с началом и с концом. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли, воли, как принцип вечного и безущербного существования. Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие. При этом проповедуемые эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородными, спокойными, уравновешенным и часть созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания. Согласно Эпикуру, если у человека отнять чувства, то не останется ничего. Лукреций Кар отрицает существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в блаженном покое. Атомы у Лукреция – не совсем то, что у Эпикура: они - не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы – это материал для природы, предполагающей какой-то вне их находящийся творческий принцип. |
> Стоицизм |
III вв до н. э.- III вв н. э. |
Зенон, Клеанф, Панэция, Посидония, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет |
Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бесчувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики. Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и.т.п. Они стремились к полному самодавлению. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не дают лежать слишком долго в постели. Логос мира у стоиков отождествляется с Судьбой. По их утверждению, судьба есть Логос Космоса: он упорядочивает все в мире. Зенон говорил, что Судьба – это власть, двигающая материю. Он определял бога как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир, он верховная глава, управляющая всем сущим. По природе, учили стоики, все человеческие существа равны. |
> Неоплатонизм |
III — VI вв. н.э. |
Плотин, Прокл, Порфирий |
Неоплатонизм систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое – ум – душа и доведение ее до космического масштаба. Неоплатоники оставались на стадии пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработки логических проблем _ определением понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Наиболее оригинальной частью системы воззрения Плотина является учение о первой ипостаси – Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному – экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего другого: она - «одно», противополагаемая всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно, соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Единое никак не дробиться, существуя везде и во всем. При этом «из ничего изливается» свет. Свет основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям: «Единое – свет абсолютно чистый и простой; ум – солнце, имеющее свой собственный свет; душа – луна, заимствующая свет от солнца; материя – мрак". Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и не делимое; она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Идеи Плотина были развиты Проклом, который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь, по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет с благостью богов. |
4. Философия Средних веков (IV—XIII вв.) |
|||
> Патристика (духовное наследие отцов церкви) |
I — VIII вв. |
Августин, Юстин, Татиан, Афинагор, Тертуллиан, Климент Александрийский, Оригент, Василий Великий , Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер и др. |
Патристика превратила философию в богословие (теологию) - учение, разрабатывающее и оправдывающее религиозное мировоззрение. Сами представители патристики были не философами, а теологами. Содержание философии (богословия) они вычитывали в текстах писания, брали из трактатов своих предшественников, тех же отцов церкви. И таким образом объясняли людям, как Бог создал и духовный, и материальный мир. Это учение позднее назвали креационизмом (creatio - творение). Согласно ему, христианский Бог стоит над всем и управляет природой. Активное творческое начало отобрали у природы и приписали Богу. Если в языческих религиях природа и космос были всемогущи и вечны, то теперь все это передалось Богу: космос управляем Богом, а если он прикажет, все исчезнет и будет первая пустота хаоса. Есть только одно начало - Бог, все остальное - Его творения. Подлинным бытием обладает только Бог, которому и приписываются языческие атрибуты божеств: вечен, неизменно справедлив и прочее. |
> Схоластика |
IX — XV вв. |
Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Жильбер Порретанский, Гуго Сен-Викторский, Петр Абеляр, Бернар Клервоский, Петр Ломбардский, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский, Фома Каетан, Франциск Сильвестр, Франческо де Виториа, Доминго Баньес, Луис Молина, Роберто Беллармино, Франсиско де Суарес |
Схоластика занималась исключительно толкованием и оправданием всех элементов церковного мировоззрения. Все ответы ссылались на то, что «в Библии написано так», «а такой-то псалом трактует это вот так». Схоласты стали отдаляться от жизни - замыкаться в четырех стенах от подлинных интересов и яро обсуждать животрепещущие темы, граничащие с абсурдом. Проповедники противоречили сами себе: углубляя знание христианства, они требовали невежества и безграмотности. А папа Григорий Двоеслов, кстати, причисленный к лику святых, доказывал: «Невежество - настоящая мать христианского благочестия». Была создана идеология, названная «теорией двух истин». Суть ее сводилась к учению о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии. И наоборот. Это была попытка утвердить независимость философии от теологии, признать равноправие. От окончательного падения в сердцах людей церковь спас Фома Аквинский. Он постригся в монахи, отказавшись от денег и титула. Оставил после себя огромную библиотеку. Он создал учение о гармонии веры и разума, в котором указывал, что они находятся в вечном противоборстве. И то и другое направлено к свету, только разными путями. Проведя черту между естественным и сверхъестественным, Фома признал их самостоятельность. Но если возникали конфликты, правда оставалась на стороне Божьих откровений. И никаким естественным доказательствам нельзя доверяться. Так как истина откровений превыше всего, то есть, вроде бы философия стала самостоятельной, но в то же время был строгий контроль над любым поползновением чему-либо противоречить. Усилиями церковных верхов нераздельно установилось единовластие. Не согласных с церковниками уничтожали духовно и физически. |
> Реализм |
IX — XIII вв. |
Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский |
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. |
> Номинализм |
XI — XII вв. |
Росцеллин, П. Абеляр |
Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. |
5. Эпоха Возрождения (Ренессанс) (XIV—XVII вв.) |
|||
|