Механик-самоучка Иван Петрович Кулибин

                        ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН

     Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году в Нижнем Новгороде, ны-

не Горький - умер там же в 1818.  Русский механик-самоучка.  Родился в

семье мелкого торговца.  С ранних лет он обнаружил исключительные спо-

собности к изготовлению различных механических устройств.  Особое вни-

мание в юношеские годы уделял изучению часовых механизмов.  В  1764-67

создал часы в форме яйца, представлявшие собой сложнейший механизм ав-

томатического действия.  Они были размером с утиное яйцо. Каждый час в

них  распахивалась дверца и появлялись крошечные человечки из золота и

серебра.  Под музыку они разыгрывали целое представление. Эти часы Ку-

либин преподнес в 1769 г. Екатерине II, которая назначила его заведую-

щим механической мастерской Петербургской АН. Здесь Кулибин сконструи-

ровал  "  планетные  " карманные часы,  применив в них компенсационное

устройство новой системы; кроме часов, минут и секунд, часы показывали

месяцы,  дни недели,  времена года, фазы Луны. Им были созданы проекты

башенных часов,  миниатюрных " часов в перстне " и др. Он также разра-

ботал новые способы шлифовки стекол для изготовления микроскопов,  те-

лескопов и др. оптических приборов.

     В 70-х гг.  18 в. спроектировал деревянный одноарочный мост через

р.  Неву с длиной пролета 298 м ( вместо применявшихся ранее 50 - 60-м

пролетов  ),  предложив использовать оригинальные фермы с перекрестной

решеткой. В 1776 году построенная Кулибиным модель этого моста в  1/10

натуральной  величины была испытана специальной академической комисси-

ей. Проект Кулибина получил высокую оценку Л.Эйлера, Д.Бернулли и др.,

но осуществлен не был.  С 1801 Кулибин работал над вариантами маталли-

ческого моста,  однако и эти интересные проекты,  несмотря  на  полную

техническую обоснованность, были отклонены правительством. Всего Кули-

бин разработал 3 варианта деревянных и 3 варианта  металлических  мос-

тов.

     В 1779 сконструировал знаменитый фонарь ( прожектор  ),  дававший

при слабом источнике мощный свет.  это изобретение было использовано в

промышленных целях - для освещения мастерских,  судов,  маяков и  т.д.

Кулибиным в 1791 была изготовлена повозка-самокатка, в которой он при-

менил маховое колесо,  тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и

т.д.;  повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали.

В том же году разработал конструкцию " механических ног " - протезов (

этот проект после войны 1812 года был использован одним из французских

предпринимателей ). В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винто-

вых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи услов-

ных сигналов на расстояние ( 1794 г. ).

     В 1801  Кулибин был уволен из академии и вернулся в Нижний Новго-

род.  Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и

в  1804  году построил " водоход ",  работу над которым он начал еще в

1782.  Испытания показали полную пригодность и экономичность таких су-

дов,  однако  и это изобретение Кулибина не было использовано,  а само

судно через некоторое время было продано на слом.  К этому же  периоду

относятся  работы  Кулибина  по применению паровой машины для движения

грузовых судов. За 83 года жизни этот талантливый мастер-самоучка мно-

гое  изобрел:  приспособление  для расточки и обработки внутренней по-

верхности цилиндров,  машина для добычи соли,  сеялка, различные мель-

ничные машины,  водяное колесо оригинальной конструкции,  фортепьяно и

многое другое. Но мало его изобретений нашло применение.

     Умер Кулибин на родине,  в Нижнем Новгороде, в глубокой бедности,

разделив судьбу многих талантливых людей из народа.