Механизм государства
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Курсовая работа
Студента 2-го курса очного отделения
Юридического факультета
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: Механизм государства
Руководитель-консультант
к.и.н., доцент
Защищена Оценка
« » 2007 г. « »
« » 2007г.
Москва 2007 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………...………...……2
Глава 1. Понятие механизма государства и его признаки…………...…….4
1.1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства………...…..4
1.2. Признаки механизма государства……………………………………...……5
Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма………………...……………………………………………………….9
Глава 3. Структура механизма государства…………...……………...........13
3.1. Органы законодательной власти……………………………...……………14
3.2. Органы исполнительной власти………………………………...………….16
3.3. Судебная власть…………………………………………………………......20
Глава 4. Орган государства. Понятие, признаки, виды……..…………...22
4.1. Понятие и признаки государственного органа……………………………22
4.2. Виды государственных органов………………………...………………….23
Заключение……………………………...………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………….27
Приложение..……………………...………………………………………….…28
Введение
На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой. В каждой из таких общественных групп кроме общих, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и является государство. «Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории»[1]. . Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, учреждений, должностных лиц осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие органы, учреждения, должностные лица действуют в большинстве своем постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над ним. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы, учреждения и должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
А для России это очень важно, так как еще не все успели забыть события, происходившие в конце ХХ века, последствия которых еще продолжают давать знать о себе и сейчас. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения государственной власти, которая была развита и закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
А так же и потому, что современный государственный механизм в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов и учреждений государственного механизма в управлении государством, конкретизации и разделении их полномочий.
Целью данной работы является:
Определение и изучение понятия государственного механизма и его структуры. Задачами данной работы являются:
Рассмотрение признаков и принципов организации, и деятельности государственного механизма.
Рассмотрение структуры механизма государства.
Рассмотрение понятия, признаков и видов государственных органов.
Глава 1. Понятие механизма государства и его признаки
1.1 . Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства
Понятие «механизм государства» тесно связано с другим понятием «государственный аппарат». В связи с этим следует соотнести данные понятия. По этому вопросу существует несколько точек зрения: сторонники первой определяют аппарат государства как составную часть механизма государства, включающую в себя органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные и другие), а также государственные организации (учебные, научные, лечебные и другие) и «вещественные придатки» (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие). Сторонники другой точки зрения понимают механизм государства как все государственные органы, находящиеся в динамике, а аппарат государства, как те же органы, но в статике. Отдельные авторы считают эти понятия примерно равнозначными. Другие включают в понятие «аппарат государства» только те структурные подразделения, которые обеспечивают деятельность государственных органов.
В своей работе я придерживаюсь первой точки зрения в вопросе соотношения понятий «механизм» и «аппарат» государства, так как механизм государстваêîíåöôîðìûíà÷àëîôîðìû – это совокупность структур государства, реализующих его функции. Через механизм государства осуществляется систематическое непрерывное управление обществом и властное воздействие на него, выполняются задачи, достигаются цели государства. Это целостная система органов и учреждений, она не сводится только к совокупности органов (аппарату государства). Механизм государства состоит из государственных органов (аппарата государства) и иных государственных организаций, главным образом государственных учреждений, которые не обладают признаками органов государства и предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по реализации функций государства. Государственные учреждения представляют собой разновидность государственных организаций, создающихся и подчиняющихся государственным органам. Эти учреждения осуществляют учебную, научную и иную государственную деятельность под руководством органов государства. В зависимости от сфер государственной деятельности принято выделять два вида государственных учреждений: осуществляющих охранительную деятельность государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и другие) и реализующих задачи государства в экономической и социально-культурной областях (государственные предприятия и учреждения).êîíåöôîðìûíà÷àëîôîðìû
Таким образом, понятие «механизм государства» включает в свой состав понятие «аппарат государства».
1.2 Признаки механизма государства
Определение и уяснение понятия «механизм государства» связано с раскрытием его признаков, характерных черт, позволяющих отличить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов и учреждений. Такими признаками являются:
1). Все государственные органы, учреждения и должностные лица, которые образуют механизм государства, создаются и действуют на основе норм Конституции, Федеральных конституционных и федеральных законов, и других нормативно-правовых актов.
2). Это единая постоянно действующая иерархическая система органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах координации и субординации (соподчиненности) своей деятельности.
При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры и организации государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретный исторический период. Например, В Конституцию РСФСР, согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя в России впервые был закреплен принцип разделения власти, который давно сложился и оправдал себя в цивилизованных демократических странах мира. Чего до этого не было в конституциях РСФСР 1918, 1925, 1937 годов. Однако, на практике, принцип разделения власти, который предполагал самостоятельность каждой из образованных ветвей, оказался несовместимым и противоречащим принципу всевластия Советов, основанному на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Такие противоречия привели к обострению отношений и усилению борьбы между ветвями власти, а следствием из всего этого явился паралич государства, его механизма.
Так, в статьях 1 и 3 Конституции РСФСР 1978 года закреплялся принцип разделения государственной власти. Но ему противоречила статья 2 той же Конституции, которая и после внесенных в нее изменений провозглашала, что «народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно». При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.
В таком же резком противоречии со статьей 1 и 3 находилась статья 104 этой же Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, управомоченный принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшего органа государственной власти, подчиняющего себе все ветви власти, не должно быть в условиях реализации принципа разделения власти.
Эти противоречия были устранены Конституцией РФ, принятой в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В ней впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип разделения власти. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[2]. Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.
Конституции РФ содержит три пункта, конкретизирующих и закрепляющих разделение власти в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:
«1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий»[3].
Согласно статье 12 Конституции РФ 1993 года органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
3). Первичными структурными элементами механизма государства являются государственные органы и учреждения, в которых на постоянной профессиональной основе работают государственные служащие (чиновники различных уровней и рангов), а в выборных органах и учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и другие.
4). Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав государственного механизма входят вещественные придатки (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных элементов, каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних.
Объединив, все признаки государственного механизма мы получим его определение. «Механизмом государства является специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, реализующих функции государства» [4].
Глава 2. Принципы организации и деятельности государственного механизма
Выше уже был упомянут принцип разделения власти, основополагающий для современной организации государственного механизма. Однако, это только один из принципов. В этом разделе будет рассмотрен еще ряд принципов (руководящих идей, начал), лежащих в основе организации и деятельности механизма государства.
В различных исторических условиях в основе организации государственного механизма лежат различные руководящие начала. В настоящее время деятельность государственных органов современных государств строится на принципах: гуманизма, демократизма, гласности, законности, централизма, разделения власти, национального равноправия. Теперь следует раскрыть каждый из этих принципов.
1). Гуманизм. Этот принцип означает признание ценности человека как личности, и приоритет его интересов в государственной деятельности. Сейчас это один из главных принципов организации и деятельности государственного механизма, закрепленный в конституциях многих современных государств. Так, например, в России – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[5]. «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти»[6].
2). Демократизм. Содержание этого принципа определяет народ как источник государственной власти, признается его право на участие в принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Различают представительную и непосредственную демократию. Первая выражается в деятельности выборных представительных органов государства, а вторая заключается в прямом осуществлении власти народом в общегосударственном и местных масштабах (голосование на выборах, участие в референдумах, участие в демонстрациях, митингах, шествиях, реализации права направлять обращения (петиции) в различные государственные органы).
3). Гласность. Достаточная информированность общества о деятельности государственных органов просто необходима для достижения реального народовластия. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата.
Так, в российской Конституции закреплено: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом»[7]. Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случаях, предусмотренных законодательством страны, при возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.
4). Законность. Вся деятельность государственных органов регулируется правовыми нормами, содержащимися в различных правовых источниках. Строгая и неуклонная их реализация и составляет содержание этого принципа. «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[8].
5). Централизм. Государственный механизм имеет иерархическую структуру, где нижестоящие органы выполняют решения вышестоящих органов и регулярно отчитываются перед ними. Государственные органы могут иметь подчинения или только по вертикали, или «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему, территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.
6). Разделение власти. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного механизма в современных конституционных государствах. Этот принцип связан, прежде всего, с именами ученых-философов Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, а практическая его реализация с периодом буржуазных революций.
Содержание этой теории (принципа) заключается в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или органа, так как , в таком случае, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и другие негативные явления. Поэтому необходимо разделение государственной власти на несколько составляющих, распределение ее по различным государственным органам, с тем чтобы ни один из них не обладал всей полнотой власти. Наличие «системы сдержек и противовесов» - это такое разделение компетенции между органами государственной власти, которое обеспечивает их взаимный контроль, а так же сотрудничество между властями в целях достижения эффективности в управлении обществом. Эти два положения – суть теории разделения власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения власти выделяют три ее ветви: законодательную, исполнительную и судебную. «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[9]. «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия»[10]. Более подробно о всех трех ветвях государственной власти будет рассказано далее.
7). Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в системе государственного механизма должен предоставляться всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. Актуальность данного принципа прямо зависит от остроты вопроса национального равноправия в том или ином государстве. В более широком смысле здесь может идти речь не только о расовом или национальном равенстве, но и о равенстве прав на замещение государственных должностей независимо от пола, возраста, религии и других признаков. «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе»[11]. «Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никому не может быть причинен ущерб в силу наличия у него недостатков»[12]. «Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения»3.
Глава 3. Структура механизма государства
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Эта структура изменчива и во многом зависит от формы и типа правления, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. На протяжении многих веков государственный механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном и на ранней стадии капиталистического государства, основу механизма государства составляли: военное ведомство, ведомства внутренних дел, международных дел и финансов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, организованных и действующих на основе принципа разделения власти, о котором уже было упомянуто выше. Таким образом, под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, структурных элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь между собой.
Структура механизма государства включает в себя:
1). Государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.д.);
2). Государственные организации – это такие подразделения государственного механизма (его «вещественные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие.);
3). Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства: социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, телеграфы, научно-исследовательские институты, ВУЗы, школы, театры и другие);
4). Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые так же не обладают властными полномочиями (за исключением их администрации), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и прочих.);
5). Государственные служащие (чиновники) – лица, специально занимающиеся управлением.
Как уже было сказано выше, все структурные части государственного механизма создаются на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную власть.
3.1. Органы законодательной власти
Право издания законов обычно принадлежит высшим представительным органам. Называются они общим родовым термином «парламент» (от французского parler – говорить). В Канаде, Индии, Италии, Англии термин «парламент» является именем собственным законодательного органа, в других странах он называется иначе, например, Федеральное собрание в России, Австрии; Конгресс в США; Генеральные кортесы в Испании, Генеральные штаты в Нидерландах; Кнессет в Израиле и так далее. Расцвет парламентаризма приходится на первые этапы развития буржуазного государства. Именно в это время утвердился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов, выражение (вотума) доверия и недоверия и т.д. Все это получило выражение в обобщенном принципе парламентаризма. В демократических странах парламент выражает интересы различных политических сил, является местом поиска компромиссов.
Парламенты в большинстве стран мира имеют двухпалатную структуру и состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит противовесом нижней, «фильтром» на пути принятия важнейших государственных решений. Членов нижней палаты, как правило, именуют депутатами, а верхней палаты – сенаторами.
Общее число членов парламента в различных государствах разное. Самый многочисленный парламент в мире – Всекитайское собрание народных представителей – насчитывает 3000 членов. Обычно палаты парламента состоят из нескольких сотен членов. В США – 100 сенаторов, 435 членов палаты представителей[13]; в Италии – 315 сенаторов и 630 депутатов[14]; в России – 172 (на данный момент) члена Совета федерации и 450 депутатов Государственной думы[15].
Связь парламентариев с избирателями определяется содержанием и характером мандата (документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, например, депутатский мандат), установленного в том или ином государстве, – императивного или свободного. При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные пожелания избирателей. Императивный мандат означает, что депутат считается юридически ответственным перед теми, кто его избрал и, если избиратели полагают, что депутат плохо выполняет их поручения, они могут досрочно отозвать его.
В субъектах федерации законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты.
3.2. Органы исполнительной власти
Самой крупной структурной частью любого государственного механизма являются органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти. Численность ее служащих (чиновников) во много раз превышает численность служащих и должностных лиц других ветвей власти.
Она предназначена для исполнения законов, принятых законодательной ветвью власти, ей предоставлено право активных действий, а так же право принятия подзаконных нормативных актов. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, службы, ведомства, инспекции и т.д.). Также в структуру исполнительной власти входят региональные и местные государственные органы и должностные лица.
Собирательное название органов исполнительной власти – правительство, оно также в различных государствах имеет различное название (наиболее распространенные – кабинет министров или совет министров). Например, в Финляндии – Государственный совет, а в Швейцарии – Федеральный совет.
Главой исполнительной власти может быть монарх, президент, премьер-министр – глава правительства, в зависимости от типа и формы государственного правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом или коллегией выборщиков, как в США; или парламентом, или иными органами. Члены правительства назначаются монархом, президентом или избираются парламентом. Существуют также государства, где в формировании правительства участвуют и президент (монарх), и парламент.
Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными властными полномочиями. Как уже отмечалось, разделенная на ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной, самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти относительна, а не абсолютна. В силу своего статуса глава государства как раз и призван обеспечить согласованное функционирование этих органов в интересах решения общегосударственных задач. Глава государства обеспечивает необходимую координацию деятельности органов различных ветвей власти.
Монарх в силу конституционных норм или традиций, сложившихся в данном государстве имеет ряд правомочий в отношении парламента: созыв сессии; роспуск парламента (как правило, нижней палаты); назначение членов верхней палаты (там, где это принято); утверждение и опубликование законов. Формально он считается верховным главнокомандующим вооруженными силами государства, представляет страну в международных отношениях. Фактически эти полномочия осуществляются правительством или соответствующим министром.
В большинстве современных государств его главой является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона (отлагательное вето), представлять его на вторичное рассмотрение парламента.
В парламентских и президентских республиках полномочия и роль президента не одинаковы. В парламентских президент – малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах осуществляется по инициативе парламента, хотя и оформляется указом президента. А для формирования правительства требуется согласие парламента.
В президентских же республиках президент – центральная фигура во всем государственном механизме. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент по общему правилу, обладает правом законодательной инициативы, имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т.д.
Так же существуют государства со смешанным типом управления, при котором элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Обычно в республиках смешанного типа президент избирается на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями; правительство формируется парламентским путем и политически ответственно перед президентом и перед парламентом.
Правительство обычно имеет название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко – государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства, для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, предполагающие издание правительством собственных подзаконных актов, как нормативно-правовых, так и правоприменительных. Итак, «правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом»[16].
Правительство возглавляет председатель, как правило, это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители ведомств.
Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»[17]. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. По партийному составу различают: однопартийные, многопартийные, коалиционные, беспартийные правительства.
В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а так же правоохранительные и правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах исполнительная власть – двухуровневая, т.е. государственные органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации.
В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Эти органы и должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и другие) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями. Вместе с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях нередко функционируют и избранные населением региона.
Таким образом, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того, чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов с многочисленным кадровым составом, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все – единому центру.
3.3. Судебная власть
Органы правосудия образуют сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, административных, конституционных, военных и иных судов. Особое место в этой системе занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством судопроизводства, регулируемого процессуальным законодательством государства. А в странах, в которых судебный прецедент является источником права, суд участвует в правотворчестве.
Судебная власть принадлежит суду, а не судебным учреждениям, которые во многих странах включают в себя помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных следователей, прокуроров.
Основными фигурами в судебной системе и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира судьи несменяемы и назначаются пожизненно, но в действительности закон устанавливает предельный возраст пребывания судьи в должности. В Англии – 72 года, высших судов – 75 лет; в Японии – 65 лет; в России – 70 лет; в других государствах возрастной ценз варьируется в пределах 65 –70 лет.
К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется большое количество других требований, в том числе и возрастные. Например, в России судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции – 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону»[18]. «Судьи независимы и подчиняются только закону»[19].
Рассмотрение дел в судебном заседании осуществляется на основе ряда принципов, признанных в законодательстве многих стран мира, а так же международных актах, относящихся к защите прав человека. Такими принципами являются:
1). Независимость суда и подчинение его только закону.
2). Свобода допуска к правосудию. Этот принцип означает, что любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов, причем какие-либо ограничения тут не допускаются.
3). Коллективное отправление правосудия. Исключение из данного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично.
4). Возможность обжалования судебного решения в другой суд.
5). Ответственность государства за судебную ошибку (возмещение государством ущерба, нанесенного потерпевшему).
6). Язык судопроизводства.
Результатом судебного процесса является судебное решение, в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым оно адресовано, обязаны его выполнить.
Глава 4. Орган государства. Понятие, признаки, виды
4.1. Понятие и признаки государственного органа
Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа. Он отличается от партий, массовых и других общественных организаций, органов местного самоуправления и иных общественных объединений. Не всякие государственные организации и учреждения могут рассматриваться в качестве государственного органа.
«Орган государства – это первичный элемент структуры государственного механизма, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный властными полномочиями»[20].
Поясним данное определение, указав на характерные признаки государственного органа.
1). Государственный орган является первичной структурной частью единого государственного механизма, занимает в этой структуре определенное место и взаимосвязан с другими частями механизма.
2). Государственный орган может иметь внутреннюю структуру и состоять из функциональных подразделений, объединенных едиными целями, и созданных для их достижения.
3). Следующим важнейшим признаком государственного органа является наличие у него государственно-властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Его компетенция определяется задачами и функциями, которые он решает и выполняет. Порядок формирования и компетенция государственного органа регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Однако, при реализации своей компетенции, государственный орган не может выходить за ее пределы.
4). Государственно-властные полномочия органа государства заключаются в возможности издания обязательных к исполнению правовых актов – нормативных или правоприменительных. Выполнение решений государственного органа осуществляется различными методами, в том числе и методом принуждения.
5). Государственный орган активно участвует в осуществлении государственных функций, используя для этого соответствующие формы и методы.
4.2. Виды государственных органов
В связи с многообразием различных государственных органов их можно классифицировать, но не только на основе принципа разделения государственной власти, а и по другим основаниям.
1). По способу возникновения – первичные и производные. Особенность первичных органов заключается в том, что они не создаются каким-либо другим государственным органом, а, либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются на основе избирательного права в установленном порядке (представительные органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа). А производные органы образуются первичными органами и от них уже получают властные полномочия. К производным государственным органам можно отнести исполнительно-распорядительные органы, военные ведомства, органы прокуратуры и т.д.
2). По объему властных полномочий – высшие и местные. Однако не все местные органы являются государственными, например, таковыми не являются органы местного самоуправления. Высшие органы государственной власти реализуют свои властные полномочия на всей территории государства. В федеративных государствах высшие органы субъектов распространяют всю власть на территории соответствующих субъектов федерации. А местные органы государственной власти осуществляют свою деятельность в административно-территориальных единицах (уездах, округах, коммунах, графствах, провинциях и др.)
3). По широте компетенции – общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать наиболее широкий круг вопросов. Органы же специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении одной функции, одного вида деятельности (министерства).
4). По способу формирования – выборные и назначаемые. В демократических государствах преобладают выборные органы.
5). По особенностям деятельности и порядку принятия решений – коллегиальные и единоличные. В коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов (простым, абсолютным, квалифицированным или взвешенным), например Федеральное собрание РФ, а в единоличных органах решение принимаются единолично руководителем, например Президентом РФ.
6). По времени функционирования – постоянные и временные. Постоянных органов в государственном механизме большинство, поскольку, он рассчитан на функционирование в нормальных условиях. Временные же органы создаются либо для деятельности в чрезвычайных условиях, либо для осуществления крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение. (Классификация государственных органов по различным основаниям представлена на схеме в приложении).
Таким образом, государственная власть, задачи и функции государства осуществляются посредством его механизма, одним из принципов формирования и деятельности которого является принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Перспективы развития любого государства в значительной степени зависят от совершенствования структуры и деятельности его механизма, установления реального социального контроля за его функционированием.
Заключение
Большое внимание в данной работе уделено соотнесению двух, как казалось бы, равных понятий «механизм» и «аппарат» государства, однако мы выяснили, что «аппарат государства» входит в «государственный механизм», однако, каждый волен выбрать и другую точку зрения по этому вопросу. Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (государственный аппарат), учреждений и должностных лиц, которые в совокупности образуют государственный механизм. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы и учреждения. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках, определяемых его компетенцией. Органы государства так же обладают характерными признаками, которые позволяют отличать их от других органов. Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа. На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство, а так же и процесс усложнения общественных отношений. Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и других. Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т.е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «запрещено все, что не разрешено законом». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции. Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение власти, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство.
Так, разделение власти между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять права и законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной международной политики.
Список литературы
1). Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2004.
2). Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2006.
3). Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003
4). Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. – С. 315-365.
5). Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Спарк, 2000. – С. 82 –96.
6). Окуньков Л.А., к. ю. н., Президент и Правительство (в механизме государственной власти), «Журнал российского права», 2001, N 2
7). Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991.
8). Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2006 – С. 565-585.
9). Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2006. – С. 84-96
10). Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996.
11). Энциклопедический словарь «Конституционное право России»: Общ. ред. д. ю. н., проф. Червонюка В.И. – М.: Юридическая литература, 2002.
12). http://constitution.garant.ru/
13). http://www.allpravo.ru/
SHAPE * MERGEFORMAT
Классификация государственных органов |
По объему властных полномочий |
По способу возникновения |
По широте компетенции |
По способу формирования |
По порядку принятия решений |
По времени функциониро-вания |
первичные |
производные |
высшие |
местные |
общей компетенции |
специальной компетенции |
выборные |
назначаемые |
коллегиальные |
единоличные |
постоянные |
временные |
Приложение |
[1] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов – 2-е изд. – М:. Спарк, 2000. – С. 43
[2] Ст. 10 Конституции РФ 1993г.
[3] Ст. 11 Конституции РФ 1993г.
[4] Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд. – М.: Норма, 2006. С.84
[5] Ст. 2 Конституции РФ 1993г.
[6] П. 1 ст. 1 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949г.*
* - Тексты Конституций и Основных законов иностранных государств взяты из учебного пособия №3 списка используемой литературы.
[7] Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ 1993г.
[8] Ч. 2 ст. 15 Конституции РФ 1993г.
[9] Ст. 10 Конституции РФ 1993г.
[10] П. 2 ст. 20 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949г.
[11] Ч. 4 ст. 32 Конституции РФ 1993г.
2 П. 3 ст. 3 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949г.
3 Ст. 3 Конституции Итальянской Республики 1948г.*
[13] Раздел 2, 3 ст. 1 Конституции США 1787г.*
[14] Ст. 57, 56 Конституции Итальянской Республики 1948г.
3 Ч. 2, 3 Конституции РФ 1993г.
[16] Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв.ред. В.Д.Перевалов.– 3-е изд. – М.: Норма, 2006.– С.88
[17] Ст. 116 Конституции РФ 1993г.
[18] Ч. 1 ст. 120 Конституции РФ 1993г.
[19] П. 1 ст. 97 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949г.
[20] Теория государства и права: Учебник для вузов/Отв. ред. В.Д. Перевалов – 3-е изд.– М.: Норма, 2006.С. 91