Механизм государственного финансирования и налогообложения как фактор экономической стабильности сельхозорганизаций

Название работы:

 "Механизм государственного финансирования и налогообложения как фактор экономической стабильности сельхозорганизаций"

Автор работы:

студентка 4 курса ФГОУ СПО "Камышинский технический колледж" Романова Мария Евгеньевна

Камышин, 2009 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..    стр.3

Государственная поддержка агропромышленного комплекса………………………...    стр.8

Опыт иностранных государств по поддержке национального

товаропроизводителя…………………………………………………………………….   стр.12

Проблемы налогообложения в сельском хозяйстве…………………………………..    стр.21

Предложения экономистов по улучшению экономического состояния АПК………   стр.24

Список литературы……………………………………………………………………..     стр.32

 

Государственная поддержка агропромышленного комплекса

Место и роль агропромышленного комплекса в России и принципиальные особенности переходного периода в стране обусловливают необходимость создания механизма государственного регулирования данного сектора экономики. АПК не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство зависит от природных факторов, имеет ярко выраженный сезонный характер производства, низкую отдачу вложенного капитала, медленнее приспосабливается к изменяющимся экономическим условиям. А уровень сельскохозяйственного производства влияет на состояние продовольственной безопасности страны.

  В соответствии с нынешним состоянием сельского хозяйства в России меры господдержки аграрного сектора отечественной экономики должны быть направлены на стимулирование роста сельхозпроизводства. Однако сегодня механизмы регулирования АПК России мало побуждают к росту объемов и повышению эффективности производства в отрасли. Они скорее носят реанимационный характер и не отражают состояние экономики вообще и аграрного сектора в частности. Но, несмотря на недостаточность финансирования и практически разовый характер субсидий и дотаций,  государственная поддержка сельхозпредприятий все же осуществляется.

Проблема эффективности прямой государственной помощи аграрному сектору многогранна. Применительно к нашей стране в современных условиях хозяйствования наиболее актуальными являются: размер помощи и механизм ее оказания, адресность, связь с уровнем первичного распределения добавленной стоимости посредством цен на сельхозпродукцию и товары промышленного производства, оптимизация соотношения федерального, регионального и местного бюджетов как источников финансирования помощи и др.

При решении данной проблемы необходимо учитывать возникшую в последние годы тенденцию резкой дифференциации сельскохозяйственных предприятий по их финансовому состоянию: благополучные повышают свой уровень состоятельности, а неблагополучные накапливают долги, теряют свой производственный потенциал.

Такая тенденция получила свое развитие в связи с ориентацией помощи на хозяйства, которые имеют достаточно высокую эффективность производства, что является экономически целесообразным с точки зрения  отдачи государственных средств. Однако при этом недостаточно эффективно решается задача вывода значительной части несостоятельных предприятий в благополучные, на начало 2009 г 60% хозяйств нуждались в финансовом оздоровлении.

Правительством Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект «Развитие АПК», включающий в себя три направления:

- «Ускоренное развитие животноводства»;

- «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

- «Обеспечение доступным жильем  молодых специалистов (и их семей) на селе».

Национальный проект "Развитие АПК" в настоящее время перерастает в Государственную программу, и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства, отмечает Минсельхоз России. На реализацию пятилетней программы из федерального бюджета выделяется 551 миллиард рублей. В соответствии с федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" Минсельхоз России подготовил, и Правительство Российской Федерации приняло Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

В госпрограмме закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству, как к перспективной и приоритетной отрасли экономики, и к селу в целом - как к важному укладу жизни нашего народа. На ближайшее пятилетие определены три основные цели аграрной политики. Это, во-первых, устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения. Во-вторых - рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. В-третьих - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов. Аграрная политика на ближайшие 5 лет становится более прозрачной, что создает гарантии для бизнеса и делает отрасль более привлекательной для потенциальных инвесторов.

Объем поддержки сельского хозяйства из Федерального бюджета за пять лет увеличится в три раза (в сравнении с предыдущим пятилетием), а доля расходов на сельское хозяйство в федеральном бюджете - до 1,5%. Кроме этого, предполагается в тех же объемах софинансирование мероприятий Государственной программы со стороны бюджетов субъектов Федерации. В рамках Государственной программы намечается значительно увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства. При этом акцент будет сделан на росте объемов производства продукции животноводства. Среди главных задач Минсельхоз считает обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития отрасли.

Результаты работы российского АПК в 2008 году дали серьезные сдвиги  в животноводстве: производство мяса (в живом весе) за 11 месяцев, по данным Росстата, увеличилось на 7,3%, молока - на 1,1% Несмотря на разразившийся в мире сначала продовольственный, а затем и финансовый кризис, показатели деятельности сельского хозяйства за 2008 год часто сопровождаются определением "рекордный". Рекордный урожай зерна (более 108 млн. тонн), рекордный урожай кукурузы (6,3 млн. тонн, рекордный урожай подсолнечника (7,3 млн. тонн), который привел к рекордному экспорту растительного масла.

Хороший урожай обернулся для агропромышленного комплекса большими проблемами. Цены обрушились и подорвали стимулы для ведения расширенного воспроизводства. Сельхозорганизации серьезно вложились в агротехнологию, и именно это помогло им получить высокий урожай, но в 2009 году они могут этого не сделать. В Волгоградской области цены на зерно были ниже себестоимости его производства. В ноябре цены на пшеницу 3 класса составили 4325 руб./т., 4 класса – 3350 руб./т.  Зерно не находило сбыта по достойным ценам. Да и хранить его в нормальных условиях имеют возможность далеко не все производители. 

Проблему обострил и финансовый кризис. Кредиты на подготовку к весенне-полевым работам для сельскохозяйственных организаций стали малодоступны.  По оценке Минсельхоза РФ, потребность АПК в кредитных ресурсах на сезонную оперативно-хозяйственную деятельность, включая затраты на животноводство, составляет 335 млрд. рублей

В этих условиях правительство РФ вынуждено было спасать ситуацию. Меры по поддержке зернового производства обсуждались на самом высоком уровне.  Большинство из них ранее в  России не применялись.  2 февраля 2009 г премьер-министр России Владимир Путин провел совещание по поддержке АПК. Глава правительства заявил, что кредиты для АПК будут субсидироваться в размере 80% ставки рефинансирования ЦБ. Путин также сообщил, что уставный капитал Россельхозбанка увеличен на 45 миллиардов рублей. Деньги пойдут на расширение масштаба зерновых интервенций. Это должно помочь сохранить эффективность и объемы сельхозпроизводства и стабилизировать процесс ценообразования на внутреннем рынке. Первоначально на проведение закупочных интервенций было выделено 36 млрд. руб. По данным Министерства сельского хозяйства государство к концу 2008 года довело объем зерновых интервенций до 5 миллионов тонн. В дальнейшем задача повысилась до 10 млн. тонн, а в феврале было объявлено о приобретении около 20 млн. тонн. Кроме того, начнутся интервенции по закупке кукурузы. Закупочная цена составит 4 тысячи рублей за тонну, а всего планируется закупить 1 миллион тонн. Кроме того, параллельно с интервенциями было предложено проводить залоговые операции с зерном, которые позволят сельхозтоваропроизводителям получать дополнительный доход и дадут возможность стабилизировать ценовую ситуацию на рынке, исключив пиковые колебания цен. Волгоградским областным комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию организовано активное участие аграриев региона в государственной зерновой интервенции. В настоящее время ими уже продано порядка 750 тыс. тонн зерна на общую сумму более 3 млрд. руб. Это позволит поддержать сельхозпроизводителя в условиях кризиса.

Внутренние цены на зерно в России – главная и самая больная проблема отечественного сельхозпроизводства.  Принятые государством меры, прежде всего, закупочные интервенции, позволили несколько изменить динамику цен.

Продовольственная пшеница третьего класса подорожала с 4308 рублей за тонну до 4352 рубля, фуражная - с 2394 рублей до 2427 рублей, и в настоящее время внутренние цены на зерно в РФ на 1400 рублей за тонну выше мировых. В связи с этим необходимо принять ряд мер, от которых будет зависеть размер будущих субсидий.

Помимо перечисленных выше мероприятий по оказанию помощи сельхозтоваропроизводителям необходимо также вносить поправки в сферу страхования агропромышленных предприятий. Нынешний уровень сельскохозяйственного страхования в стране, где более 75% территории расположены в условиях зоны рискованного земледелия, не дает основания говорить об использовании этого важнейшего рыночного инструмента в качестве надежного и системного института, обеспечивающего формирование оптимальных экономических условий для деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в период неблагоприятных климатических условий. На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект о сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной финансовой поддержкой, регулирующий понятия, основополагающие принципы и объекты сельскохозяйственного страхования.

Страховая система построена таким образом, что средний уровень выплат страховых возмещений по отношению к взносам за последние 8 лет составил всего 59,9%, причем величина выплат имеет тенденцию к уменьшению. Это означает, что 40% полученных страховых взносов использовались страховщиками для финансирования собственных расходов и формирования прибыли. Это свидетельствует о том, что значительная часть бюджетных средств остается у страховщиков, а не направляется на осуществление страховых выплат. Повсеместно, за редкими исключениями, страховыми выплатами возмещается незначительная часть ущерба в размере - 4-5% от стоимости урожая, в то время как ущерб в регионах в отдельные годы достигает 20-30% стоимости урожая. В результате интерес работать со страховыми организациями у производителей падает. Практически не страхуются риски в таких сложных отраслях как животноводство, пчеловодство, рыбоводство и другие.

Одной из причин отказа сельских организаций сегодня заключить договора является то, что в настоящее время во время подписания страхового договора он должен полностью выплатить сумму страховых премий. Договора подписываются до начала весенних работ, сельхозпроизводители не имеют в это время финансовых ресурсов и вынуждены прибегать к привлечению дорогостоящих кредитов, что делает крайне невыгодной эту систему. При этом нужно иметь ввиду, что в любом случае страховщику эти средства потребуются не ранее конца августа месяца, значит более 5 месяцев полученные от страхователя средства (изъятые из сельского хозяйства) страховые организации используют на другие цели.

Опыт иностранных государств по поддержке национального товаропроизводителя.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей – одно из ключевых направлений формирования антикризисных программ АПК. В уровне и направлениях поддержки сельского хозяйства отражаются цели не только аграрной политики, но и общей социально-экономической стратегии и  тактики государства, стимулируя или сдерживая рост объемов сельскохозяйственного производства, экономическую активность тех или иных субъектов агропромышленных систем, уровень цен на внутреннем рынке продовольствия. В странах с устойчивой динамикой развития экономики в условиях рынка государственная поддержка сельскохозяйственного сектора представляет собой реально ощутимую помощь сельхозпроизводителям.

Поэтому в большинстве стран с рыночной экономикой действуют развитые системы государственного регулирования, а именно:

1.      Программы ограничения (консервации) посевных площадей и компенсация фермерам теряемых ими доходов;

2.      Программы субсидирования на покрытие разницы между закупочными и розничными или экспортными ценами;

3.      Установление верхнего и нижнего пределов закупочных цен на сельхозпродукцию;

4.      Программы регулирования и формирования спроса на продовольственные товары внутри страны, стимулирование экспорта сельхозпродукции;

5.      Регулирование инвестиционного процесса в сельском хозяйстве и других отраслях АПК;

6.      Мероприятия по поддержанию паритетного обмена между сельским хозяйством и промышленностью;

7.      Программы развития производственной и социальной инфраструктуры сельской местности (электрификация, газификация, дорожное строительство, мелиорация, просвещение, здравоохранение и проч.);

8.      Программы внедрения в сельское хозяйство последних научно-технических достижений, снижения издержек производства и повышение эффективности ферм;

9.      Прямая помощь и пособия нуждающимся фермерам, когда они необходимы и оправданы;

10.  Защита внутреннего рынка;

11.  Обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда;

12.  Применение гарантированной скупки излишков продукции по минимальным ценам;

13.  Закупочные и товарные интервенции на рынке продовольствия;

14.  Таможенное, экономическое и административное регулирование.

Так, выплаты, привязанные к объемам производства, фактическим площадям и поголовью, обеспечили наполнение продовольственных рынков США и стран ЕС и явились значительным стимулом роста и интенсивности сельхозпроизводства. Госдотации на сельскохозяйственную продукцию в 22 европейских странах и США составляют от 44 до 70 %, в Швейцарии, Норвегии, Японии – от 72 до 75%,  а в России не превышают 10 – 15 %. Бюджетные вложения США в сельское хозяйство равны почти половине затрат населения на продукты питания. Субсидии фермерам в Дании составляют 17,7% от валового национального продукта, в Великобритании – 27,2%, в  Норвегии – 32,5%. И это при избытке продовольствия. Правительства Франции и Швеции платят своим фермерам за продукцию по ценам, превышающим мировые, тогда как в нашей стране внутренние закупочные цены на сельхозпродукцию значительно ниже мировых. В Японии примерно треть всех цен, а в США до 40% регулируется государством. На поддержку отечественного сельского хозяйства американское правительство ежегодно расходует до 155 млрд. долларов, а в России – в 10 раз меньше. Размеры государственных прямых выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям в этих странах по сравнению с размерами субсидий в сельском хозяйстве России выглядят следующим образом:

Таблица 7

Размеры государственных прямых выплат сельхозтоваропроизводителям*

Субсидии, млн. руб.

2003

2004

2005

Россия

25854

26980

31028

США

463956

360823

572940

Страны ЕС

1371375

1335900

1306685

* Размеры выплат приведены в соответствии с курсом USD и EUR по данным Центробанка на 10 января 2005 г.

В механизм регулирования аграрного сектора здесь включаются такие мероприятия, как займы рыночной помощи, прямые и ациклические платежи, страхование посевов, импортные пошлины, экспортные субсидии и многое другое. В странах, состоящих во Всемирной Торговой Организации, существует особый порядок распределения государственных субсидий. Все виды субсидий распределяются по трем «корзинам». В так называемую «желтую корзину» включаются субсидии, которые стимулируют текущее производство сельскохозяйственной продукции и регулируют цены. Для данного вида субсидий ВТО установлен лимит на уровне 19,1 млрд. долларов. Любые субсидии государства, ограничивающие производство сельхозпродукции, помещаются в «голубую корзину». «Зеленая корзина» включает прямые платежи, субсидирование исследований, охрану природной среды и программ по развитию сельских территорий. Суммы субсидий «голубой» и «зеленой» корзин не ограничиваются ВТО. И хотя эти виды субсидий не связаны напрямую с регулированием цен  и стимулированием роста производства сельхозпродукции, эти платежи косвенно способствуют развитию экономики сельского хозяйства стран ВТО. 

В США благотворное влияние на развитие сельского хозяйства оказал принятый впервые в 2002 году закон «О безопасности фермеров и инвестициях на развитие сельских территорий». Благодаря этому закону сельское хозяйство США в период с 2002 по 2007 гг. шагнуло далеко вперед. В группе крупнейших товарных ферм средний доход одного домашнего фермерского хозяйства достиг 200 тыс. долларов, в группе средних товарных ферм – 68 тыс. долларов. В среднем по стране доход одного домашнего фермерского хозяйства составил 63,3 тыс. долларов и был выше аналогичного показателя домашних хозяйств в целом по стране. Динамику роста производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в США можно представить в виде таблицы:

Таблица 8

Производство сельскохозяйственной продукции в США

Показатели, млн. тонн

2002 г

2005 г

% к 2002 г

Валовой сбор зерна

343

364

106

Производство мяса

37,7

39,6

105

Производство молока

76,1

80,2

105

 В соответствии с законом предусматривались выплаты прямых платежей (субсидий) фермерским хозяйствам за качество произведенной продукции, устанавливались стабильные залоговые ставки за непроданную продукцию, оказывалась другая макромаркетинговая помощь фермерским хозяйствам, снизившая рыночные риски и повысившая конкурентоспособность американского хозяйства. При этом к разработке сельскохозяйственного закона на 2008 г правительство США впервые подключило тех, кого он непосредственно коснется – фермеров и владельцев ранчо, которые по своему опыту знают, как работают подобные законы. Для этого министерством сельского хозяйства США было организовано большое количество форумов в отдельно взятых штатах страны, на которых фермерами было высказано более 4 тысяч предложений и замечаний, составивших фундамент нового закона. Таким образом, правительство США пытается организовать аграрную политику, адекватную реальной ситуации в агропромышленном комплексе страны. Так, в соответствии с пожеланиями фермеров, был предложен новый порядок начисления прямых правительственных платежей, позволивший получать субсидии всем фермерам даже при полном отсутствии урожая или частичной его потере. Также введены повышенные платежи начинающим фермерам в связи с тем, что они испытывают большие финансовые трудности, связанные с покупкой земли и сельскохозяйственной техники.

Сельскохозяйственный закон 2008 г сохранил действовавший порядок предоставления и возврата залоговых кредитов и расширил список сельхозкультур, под продукцию которых эти кредиты выдаются. Учитывая требования мелких фермеров, министерством сельского хозяйства США был предложен ряд мер по ограничению выплаты субсидий крупным коммерческим фермам, получающим не менее 75% всех своих доходов от сельского и лесного хозяйства. Согласно новому закону, значительно возрастут инвестиции, направляемые на развитие сельских территорий и в помощь осуществлению программ по развитию сельской инфраструктуры.

Кроме того, уже не первый год министерство сельского хозяйства США ведет активную социальную политику поддержки села. Еще в 1968 г в стране был принят федеральный закон о жилищном строительстве, обусловленный крайней дороговизной и необходимостью строительства дешевого жилья для беднейших слоев населения, а также субсидирования его покупки семьями с умеренными и низкими доходами. Малоимущим также предоставляются гарантии на получение кредитов под индивидуальное жилищное строительство. Частные лица и организации могут получить кредиты и субсидии на обустройство арендуемых жилых помещений, приобретение земельных участков для жилищно-коммунального строительства, на приобретение, строительство либо ремонт жилых домов для фермерских рабочих.

В 1972 г был принят закон «О сельском развитии», представлявший собой комплексную программу развития сельской местности. И, не смотря на то, что программа не была полностью выполнена из-за отсутствия на тот момент средств финансирования, в стране были образованы 4 региональных центра по сельскому развитию, ставших впоследствии специализированными учреждениями по изучению проблем села.

Не последнюю роль в привлечении капитала в сельскую местность играет система налогообложения сельхозпредприятий, включающая такие виды налогов, как налог на прибыль, на недвижимое имущество (в т.ч. на землю), на наследство, дарение и продажу (в т.ч. и земли), на социальное страхование и проч. При этом в США на долю налоговых выплат приходится около 3 – 4 % всех фермерских затрат. Исчисление налогов в сельском хозяйстве страны имеет ряд особенностей, которые можно рассматривать как налоговые льготы. В соответствии с налоговым законодательством, принятым еще в 1986 г , фермерским хозяйствам разрешается инвестировать до 25% налогооблагаемой прибыли в приоритетные направления производственного развития без уплаты налога на вложенный капитал. Большое распространение в таких странах, как США, Великобритания, Германия, Франция и некоторые другие европейские страны, получил механизм пролонгации налоговых платежей на прирост капитала, заключающийся в предоставлении фермерам возможности задерживать выплату налога на прирост капиталовложений до полного завершения инвестиционного процесса.  Размер налогов при этом уменьшается  на % инфляции, а сумма налога равномерно распределяется по годам. Существуют также весомые льготы в налогообложении прироста капитала, позволяющие фермерам наращивать реальные капиталовложения в материально-техническую базу.

Предложения экономистов по улучшению экономического состояния АПК

Государство в последние годы использует различные способы поддержки отечественных товаропроизводителей, однако эффективность их еще не высока. Полученные результаты не позволяют иметь оптимистический прогноз вывода значительной части хозяйств в платежеспособные.

Анализ результатов реализации федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» показывает, что заметных изменений в улучшении финансового состояния не произошло. Количество предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность по состоянию на 1. 01. 2008 г составило 64,5%, из них 72,3% не могли принять участия в программе финансового оздоровления, в том числе 19,2% , имеющие просроченную кредиторскую задолженность, по причине возбуждения дел о банкротстве, 36% не способны уплатить текущие платежи в течение 1 месяца до принятия решения о реструктуризации долгов. Государственные субсидии позволяют части сельхозпредприятий покинуть зону убыточности, но их уровень не имеет решающего значения, поскольку удельный вес убыточных предприятий еще высок – 42% в 2005 г., а уровень рентабельности производственной деятельности имеет нестабильный характер.

Е. Федотова в статье "Единый сельскохозяйственный налог: за и против" пишет: "Представляет также интерес попытка государства исправить положение, используя рычаги налоговой системы путем введения в 2004 г системы специальных налоговых режимов налогообложения, куда входит единый сельскохозяйственный налог. Имеющаяся практика показывает, что при переходе на ЕСХН налоговое бремя для хозяйств снижается. К достоинствам новой системы налогообложения следует отнести также оптимальность сроков уплаты налога: первое полугодие для хозяйств в большинстве случаев является затратным, а ЕСХН можно уплачивать в сроки не позднее подачи годовой налоговой декларации. Значительно упрощается ведение бухгалтерского учета. В целом данная система налогообложения более приемлема для хозяйств, имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих платежных обязательств.

Финансово устойчивым предприятиям, имеющим прибыль, соблюдающим расчетно-платежную дисциплину, получающим возмещение из бюджета по налогу на добавленную стоимость, переход на уплату ЕСХН не дает экономических преимуществ. Теряется сумма возмещения бюджетом НДС.

Заметного улучшения показателей эффективности деятельности сельского хозяйства, как можно было ожидать, не произошло. Не решены основные проблемы возникновения долгов и не затрагиваются «безнадежные» хозяйства, которые в процессе естественного отбора за годы реформ потеряли производственный потенциал, отлучены от финансово-кредитной системы страны (заблокированы счета)".

Кроме того, инфраструктура рынка оказалась не подготовленной к рекордному урожаю 2008 г  - для его перевозки не хватало транспорта, прежде всего, вагонов, для хранения не было достаточных мощностей элеваторов. Причем об этом говорилось не только на внутрироссийском, но и на международном уровне.

В своей работе "Инвестиционные приоритеты при решении национального проекта "Развитие АПК" Гедиев К. указывает: "Россия имеет большой потенциал для решения продовольственных проблем не только внутри страны, но и для смягчения последствий продовольственного кризиса в мире.  У нас есть 6 млн. га земли, которые можно вернуть в сельскохозяйственное производство без значительных финансовых вложений и повысить производство зерна до 120 млн. тонн. Однако возможности расширения производства продовольствия, прежде всего зерна, сдерживаются из-за слаборазвитой инфраструктуры рынка. Ни экспорт, ни внутренний рынок не обеспечены достаточными инфраструктурными возможностями. Экспортная инфраструктура в настоящее время способна обслужить 22 млн. тонн зерна, что на 8 млн. тонн меньше имеющихся излишков. Необходима радикальная перестройка взаимодействия мощностей по хранению зерна и его транспортировке. К тому же у нас более высокие, чем в других странах, в частности, в США, тарифы на перевозку зерна. Однако для перехода на новую систему, на формирование транспортных маршрутов многим странам мира потребовалось 20-25 лет. Чтобы реализовать данные возможности, в России надо сделать это в течение трех-пяти лет".

. Сложившаяся ситуация опасна тем, что в условиях дефицита средств крестьяне не смогут в полном объеме и на необходимом агротехническом уровне провести полевые работы и сократят посевные площади. По предварительным оценкам, яровой зерновой клин может уменьшиться на 1,5-2 млн. га. Но не исключено, что эти цифры и возрастут. В этом году зерновой клин в стране составил 45,6 млн. га.

Ситуация на мировом рынке также сыграла свою неблаговидную роль: рухнувшие цены не только сделали российское зерно неконкурентоспособным, но и "потянули" за собой цены на внутреннем рынке. К концу ноября цены снизились соответственно до 4325 и 3350 рублей. Только за 2008 год мировой индекс продовольственных цен по данным Всемирной продовольственной организации (ФАО) вырос на 40%. По многим позициям были достигнуты абсолютные исторические рекорды. Так, цены на пшеницу выросли более чем вдвое, они достигали 460 долларов США за тонну. А цена на рис только с начала нынешнего года подскочила в 2,5 раза – до 760 долларов США за тонну. Согласно большинству прогнозов высокие цены на продовольствие сохранятся и в долгосрочной перспективе. События последнего времени показали, что странам, сделавшим ставку на дешевый импорт, сегодня приходится расплачиваться по очень высокой цене – вплоть до социальных потрясений.

Излишки зерна в России в 2009 г могут составить около 30 млн. тонн. Порядка 22 млн. тонн из них может быть экспортировано. Причем в первой половине года для стабилизации необходимо вывести из страны 10 млн. тонн зерна. В этом случае переходящие запасы зерна к 1 июля 2009 года составят 18,8 млн. тонн, что более чем в два раза выше, чем на 1 июля 2008 года. Это очень много, если учесть, что по рекомендации ФАО (сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН) переходящие запасы должны составлять 15-17% от уровня потребления зерна в стране. У нас же этот показатель почти 30%.

Анализ направлений государственного финансирования сельского хозяйства показывает, что подавляющая часть бюджетных средств идет на создание и развитие в аграрной сфере той части инфраструктуры, которая связана с финансовыми институтами. Предусмотренные федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» механизмы поддержки цен и доходов не созданы, средства на эти цели не выделяются. К тому же следует учитывать, что сегодня многие сельскохозяйственные предприятия убыточны. Поэтому пользоваться теми или иными формами государственного субсидирования могут только прибыльные хозяйства.

В статье  доктора экономических наук, профессора Н. Зимина и замдиректора Московского регионального филиала  ОАО «Россельхозбанк» С. Ерохина «Воспроизводство экономических отношений субъектов хозяйствования АПК» приведены следующие факты. При отсутствии собственного оборотного капитала и сокращении собственного капитала в целом происходит замещение заемным капиталом внеоборотных активов, где значительный удельный вес принадлежит основным средствам. Имеет место несовершенство механизма распределения добавленной стоимости и товарно-денежного обмена, что выражается в проявлении диспаритета цен. Об уровне эквивалентности (паритетности) можно судить по данным таблицы:

Таблица 9

Соотношение индексов цен на тракторы и дизельное топливо с ценами продажи зерна, %

 

2001

2003

2005

2001 - 2005 в среднем

Средняя цена приобретения одного трактора

100,0

133,9

227,5

159,5

Количество зерна, которое необходимо продать, для приобретения одного трактора

100,0

123,9

180,4

142,3

Средняя цена приобретения одной тонны дизельного топлива

100,0

116,3

203,2

132,9

Количество зерна, которое необходимо продать, для приобретения одной тонны дизельного топлива

100,0

137,8

177,8

127,8

Таблица 9 показывает соотношение цен приобретения одного трактора и одной тонны дизельного топлива производителями сельскохозяйственной продукции с ценами продажи зерна. Если натуральная форма движения данных товаров в процессе кругооборота, при определенных допущениях, за 5 лет не изменилась (один трактор, одна тонна дизельного топлива, одна тонна зерна), то стоимостная форма, включающая определенную величину добавленной стоимости, существенно возросла у трактора, дизельного топлива и снизилась у зерна. Для приобретения одного трактора и одной тонны дизельного топлива сельхозпредприятия должны были продать зерна в среднегодовом исчислении, соответственно, на 42,3 и 27,8% больше.

Авторы считают, что необходимо усиление государственного регулирования экономических отношений субъектов хозяйствования. Наиболее продуктивным было бы сочетание государственного регулирования и саморегулирования, но на этапе вывода отрасли из кризиса должно преобладать государственное регулирование. Это позволит предметно управлять процессом финансового оздоровления сельхозпредприятий, восстановить платежеспособность аграрного производителя и превратить его в самостоятельного потребителя техники, удобрений, новых технологий, быть восприимчивым к достижениям НТП, быть конкурентоспособным на рынках продовольствия и сельхозсырья. Необходимы условия, позволяющие потребителю зарабатывать цивилизованным путем финансовые ресурсы для целей осуществления расширенного воспроизводства. Поддержки, разнообразные формы товарного и нетоварного кредита, лизинг техники и другие механизмы должны иметь место, но надежнее получать за свой труд и произведенную продукцию реальную плату.

В своей статье «Федеральный фонд поддержки сельского хозяйства необходим» член-корреспондент Россельхозакадемии Г. Беспахотный и кандидат экономических наук Н. Барышников указывают, что приоритетный национальный проект «Развитие АПК» не способствует решению проблемы убыточности сельского хозяйства, поскольку использование кредитных ресурсов (даже таких дешевых и льготных, как по программе) является обоснованным лишь при том условии, что деятельность предприятий является платежеспособной.

Потребность сельского хозяйства в финансовых ресурсах определяется целями аграрной политики. Одной из таких целей является сохранение земель сельхозназначения как природного ресурса для хозяйственного освоения территорий. Другая цель – необходимость сохранения села, сельского социума. Третья цель связана с выполнением сельским хозяйством народнохозяйственных функций по производству продовольствия.

Ситуация на аграрных рынках страны такова, что следует ставить вопрос о создании внебюджетного фонда поддержки сельского хозяйства. В качестве финансовых источников для формирования фонда можно назвать следующее:

-     Рента, образующаяся за счет изменения целевого назначения сельскохозяйственных земель.  В настоящее время земли сельхозпредприятий покупаются по цене земель сельхозназначения, а затем продаются по цене земель для строительства, которая возрастает в сотни раз.

-     Квоты на импорт сельскохозяйственной продукции. За счет продажи квот можно получить на формирование фонда развития сельского хозяйства не один десяток миллиардов рублей.

-     Направление части пошлин, получаемых от импорта продовольственных товаров, на нужды сельского хозяйства.

Академик Г. Беспахотный рекомендует сохранить стимулирующий налоговый режим в отрасли. Во-первых, это касается нулевой ставки по налогу на прибыль. Такие решения принимаются ежегодно, и подобная практика порождает тревожное ожидание и снижает инвестиционную привлекательность сельхозпроизводства. Также необходимо сохранить льготную налоговую ставку НДС в размере не более 10% на продовольственные товары, иначе неизбежен скачок цен на продукты питания. Такая мера, как ускоренный возврат НДС экспортерам позволит сэкономить как минимум 65 рублей на тонне, экономия на услугах экспедиторов - до 50 рублей, на снижении тарифов на перевалке - до 150 рублей и железнодорожных тарифов - до 400 рублей. Таким образом, за счет этих мер можно компенсировать экспортерам до 665 рублей за тонну, остальная сумма должна субсидироваться.

Избежать катаклизмов на продовольственных рынках страны и, прежде всего, на зерновом рынке, можно с помощью так называемых индикативных цен, которые определяются в начале сельхозгода. Если это будет сделано, то абсолютное большинство сельхозпроизводителей, которые занимаются выращиванием зерна, уже в марте будут знать, сколько и чего посеять, и сразу же могут просчитать результат. Индикативные регуляторы применяются во всех развитых страна, это нормальная практика, и в России ее надо вводить.

Стране необходима такая аграрная политика, которая обеспечивала бы доходность каждой из подотраслей сельского хозяйства (при условии, что применяются современные технологии). В соответствии с законом «О развитии сельского хозяйства» нужно выработать систему постоянного мониторинга экономических условий производства основных видов сельхозпродукции и методику расчета соответствующих «индикативных цен», которые должны стать настоящим ориентиром для принятия Правительством эффективных решений.

Список литературы

1.  Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Эксмо, 2009

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИТК Дашков и К°, 2006

3. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. Налоговый и бухгалтерский учет. –

   СПб.: Питер, 2006

4. Волкова Г.А., Коваль Л.С. и др. Налоги и налогообложение / Под редакцией Г.Б.

    Поляка. – 2-е изд. – М.: Закон и право, 2006

5. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев.- 

    4-е изд., перераб. и доп.. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

6. Евстигнеева Е.Н. Налоги и налогообложение. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009

7. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ИТК Дашков и К°,   

    2005

8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,   

    2009

9. Налоги: Учебное пособие/Под ред. Д.Г.Черника. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ФиС, 2006

10.Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Под ред. М.В.Романовского,

   О.В.Врублевской. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2006

11. Алейник С., Колтунов Г. Агропромышленному производству – надежную

     материально- техническую базу. // АПК: экономика, управление. – 2007. - №12

12. Беспахотный Г., Барышников Н. Федеральный фонд поддержки сельского хозяйства

    необходим. // АПК: экономика, управление. – 2007. - №12

13. Гедиев К., Темрезева Р. Инвестиционные приоритеты при реализации национального

     проекта "Развитие АПК" // АПК: экономика, управление. – 2007. - №2

14. Косолапов А.И.  Законодательное регулирование перехода сельхозкооперативов на

    уплату единого сельскохозяйственного налога // АПК: экономика, управление. – 2007. –

    №12

15. Федотова Е. Единый сельскохозяйственный налог: за и против // АПК: экономика и

      управление. – 2007. - №10