Механизмы прерывистого движения
Котов В.Э
ФН2-41
Механизмы прерывистого движения
(реферат по основам конструирования приборов)
Мальтийский крест
Мальтийский крест (рис.1) является кривошипно-кулисным механизмом прерывистого движения . Он состоит из кривошипа 4 и креста 1 с лопастями 2 (число лопастей должно быть не меньше трех). Лопасти 2 , имеющие пазы , представляют собой кулисы , по которым перемещается цевка кривошипа 3. Кинематическая схема такого механизма аналогична кинематической схеме обычного кривошипно-кулисного механизма (рис. 2) . Цифрами на рисунке обозначены : 1 - кулиса , 2 - камень кулисы , 3 - кривошип.
рис. 1 рис.2
Для кривошипно-кулисного механизма верны следующие соотношения :
где , , остальные величины указаны на рисунке .
В мальтийском кресте при вращении кривошипа поворот креста осуществляется только тогда , когда цевка кривошипа перемещается в пазу лопасти креста , в этом случае передача работает как обычный кривошипно-кулисный механизм . При повороте кривошипа на угол 2b крест поворачивается на угол 2a . Затем , при завершении кривошипом полного оборота , крест остается неподвижен . На рис. 3 показан характер изменения кинематических параметров движения креста : угла поворота a , угловой скорости w, и ускорения e .
рис. 3
Храповые механизмы
Храповые механизмы - устройства , допускающие вращение оси только в одном направлении и исключающие вращение этой же оси в другом направлении . Он состоит (рис. 4) из храпового колеса и собачки 1 , которая обычно прижимается к колесу пружиной 2 . Используют также храповые механизмы , в которых собачка прижимается к поступательно перемещающейся рейке .
Храповые колеса и собачки изготовляют из сталей 35 , 50 , У10А , 15Х , 20Х , 25ХГСА . Для уменьшения износа или для работы при значительных нагрузках их либо подвергают объемной закалке , либо цементации с последующим закаливанием . В приборостроении для изготовления храповых колес , и иногда собачек , используют также латуни ЛК80-3 , ЛС63-3 и бронзы Бр.КМц3-1. Также используют и сплавы алюминия .
рис. 4 рис. 5
Пружины храпового механизма создают момент , прижимающий собачку к храповому колесу , однако он не предназначен для преодоления сил и моментов , которые могут действовать на собачку от храпового колеса - усилие пружины лишь вводит собачку в зацепление с колесом .Поэтому положение С (рис. 4) оси собачки выбирают таким образом , чтобы равнодействующая окружной силы F и силы трения Fтр Fn создавала бы момент , прижимающий собачку к храповому колесу (а не выводящий ее из зацепления) . Это достигается при условии , что угол установки оси собачки a больше угла трения j . Для обеспечения этого условия необходимо удалить ось собачки С на достаточное расстояние от оси храпового колеса . При этом , однако , следует учесть опасность срыва механизма вследствие переброса собачки на другую сторону храпового колеса ( особенно после некоторого износа) , поэтому слишком большое удаление С от оси колеса также недопустимо . Возможен также вариант установки , когда собачка находится достаточно близко к колесу , но сделана достаточно длинной , в этом случае условие a<j также обеспечивается .
Соответствующее направление силы Fn можно также обеспечить поднутрением передней крани зубьев храпового колеса на угол a (рис. 5) . В этом случае ось собачки может располагаться на касательной к средней окружности зубьев колеса . Для обеспечения прижатия собачки к зубьям храпового колеса необходимо , чтобы угол поднутрения был больше угла трения (часто a выбирается равным 100 ) . У такой конструкции при малом окружном шаге зубьев зуб колеса получается ослабленным.
Модуль зубьев храпового колеса , где pt - окружной шаг зубьев храпового колеса по окружности впадин , определяют из расчета по среднему допускаемому давлению используя соотношение:
где - окружная сила (М - крутящий момент на оси колеса , d - диаметр впадин зубьев храпового колеса , d=mz - m- модуль , z - число зубьев ) ; [p] - допускаемое давление на единицу ширины зуба храпового колеса (справочная величина) ; , b -ширина колеса .
рис. 6
В часовых механизмах используется конструкция , показанная на рис. 6 . Вместо храпового колеса в ней использовано обычное колесо с зубьями часового профиля , что упрощает конструкцию вследствие сокращения числа колес в механизме . Собачка 1 , имеющая несколько выступов , удерживается на оси винтом 4 . При подзаводке часов (рис. 6а) момент Мзав отводит собачку , прижимающуюся под действием пружины 3 одним из своих выступов к зубьям колеса 2 . Выступ собачки захватывает конец Д пружины 3 , деформируя последнюю , конец пружины Г закреплен неподвижно . При стопорящем положении собачки (рис. 6б) , когда она удерживает колесо 2 , зуб колеса упирается в один из выступов собачки . При переходе из одного положения в другое храповое колесо немного поворачивается , вследствие чего напряжение заводной пружины после тугого завода ослабляется , что увеличивает срок ее службы и стало возможным благодаря применению собачки с несколькими выступами .
Храповые механизмы могут обеспечивать преобразование вращательного движения в колебательное , и наоборот . Так , в храповом механизме электрических часов (рис. 7) , две толкающие собачки 1 и 3 преобразуют качание якоря 2 в прерывистое вращение храпового колеса 4.
При перемещении якоря в прямом и обратном направлениях собачки попеременно захватвают и толкают зубья колеса .
Условные обозначения храповых механизмов для схем показаны на рис. 8 : а - односторонний храповой механизм с наружным зацеплением ; б - двусторонний храповой механизм с наружным зацеплением ; в - односторонний храповой механизм с внутренним зацеплением .
рис. 7 рис. 8
Литература:
“Элементы приборных устройств” под. ред. О.Ф. Тищенко , Часть 1 , Москва “Высшая школа” , 1982