Международная миграция рабочей силы причины и последствия
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО “Уральский государственный университет – УПИ”
Факультет экономики Кафедра общей
и управления экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Международная миграция рабочей силы: причины и последствия
по дисциплине:
Экономическая теория
Нормоконтроль
Научный руководитель Г.А.Никифорова
Курс, группа 1, ЭУ - 14091
Студент Козлова Ю.О.
Екатеринбург
2005
План работы
Введение
Глава 1. Теоретические основы международной миграции рабочей силы
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы
1.2. Масштабы и направления международной миграции рабочей силы
1.3. Социально-экономические последствия миграции рабочей силы
1.4. Государственное регулирование внешней трудовой миграции
Глава 2. Международная трудовая миграция России и Европы
2.1. Основные мировые рынки рабочей силы
2.2. Россия на международном рынке труда
2.3. Интеллектуальная эмиграция из России
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.
Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.
Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию - основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда - международной трудовой миграции. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь, из одной страны в другую предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию. Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х годов в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн.трудящихся-мигрантов. С учётом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х годах в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. чел. год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. чел.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Цель работы – раскрыть миграцию рабочей силы как экономический феномен.
Для достижения цели решались следующие задачи:
-
-
-
-
-
-
Методологической основой выполненной работы являются труды Булатова А.С., Авдокушина Е.Ф., Макконнелла К.Р. и Брю С.Л., материалы Госкомстата и т.д.
Глава 1. Теоретические основы международной миграции рабочей силы
1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы
Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом всё большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году – 105 стран.
Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты – “челноки”, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).
Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:
- трудовую эмиграцию, то есть выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;
- трудовую миграцию, то есть приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.
Выделяют следующие виды трудовой миграции [3, с. 135-136]:
1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране выезда от одного года до шести лет;
3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
4) маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами;
5) нелегальная – незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в неё на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;
6) “утечка умов” – международная миграция высококвалифицированных кадров (учёных, редких специалистов, иногда “звёзд” искусства, спорта).
1.2. Масштабы и направления международной миграции рабочей силы
Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Нерезидентом в этом случае считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:
. трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств;
. перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье;
. переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.
Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» и статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т. е. временно находящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходы резидентов, т. е. мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом по крайней мере сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.
Частные неоплаченные переводы – это оценочный денежный эквивалент имуществ, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников».
На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выяснится, что запись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают [19, с.167-168].
Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях всё большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые ещё сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.
Экономический рост в этих странах привёл к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно – к определённому уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжёлого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.
В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификацией (“утечка умов”). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов [3, с. 136-137].
Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями млрд. долл. и вполне сопоставимы по масштабам с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.
На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных переводов, тогда как на все развивающиеся страны – только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и перемещение мигрантов около 7%.
Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причём зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей страны, её вес в современном мире, иногда её исторические, географические, этнические корни.
В международной миграции рабочей силы можно выделить 5 направлений:
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтёров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.
Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как “утечка умов”, например, из Западной Европы в США.
В последние годы растёт миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами – членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами – с другой.
Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др.), так и житейские (узнать мир попробовать свои силы и т.п.).
Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путём подготовки местного населения, но прежде всего за счёт привлечения работников по оргнабору.
Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах – её экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за прозрачности российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством.
В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно.
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.
Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: в Люксембурге – 30,0; Швейцарии – 29,6; Германии – 8,0; Бельгии – 7,5; Австрии – 6,2; Швеции – 5,8; Франции – 5,2; Англии – 3,4 [12, с.166-167].
В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
- необходимость внедрения трудосберегающих технологий;
- перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;
- недовольство определённых слоёв населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.
Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, в %: Катар – 92, ОАЭ – 89, Кувейт – 86, Оман – 70, Саудовская Аравия – 60, Бахрейн – 51.
Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономической активности части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене – 7,3; Египте – 5,2; Турции – 4,3; Пакистане – 3,8. Ещё одним центром миграции (формально этнической, но, по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х годов только из бывшего СССР прибыло около 750 тысяч человек.
Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику.
Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. чел. в год, - высокоразвитые государства с ВВП более 6900 долл. На душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых - Мексика и страны Азии [1, с. 189-191].
1.3. Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы имеет существенные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочих, так для принимающей страны, где имеет место приток иммигрантов. Очевидно, что человек, решивший искать себе работу в другой стране, идёт на значительный риск и должен быть готов к существенным издержкам как материального (расходы на переезд, устройство на новом мете жительства и т.д.), так и психологического плана (отрыв от привычного уклада жизни, друзей и родственников, необходимость приспосабливаться к традициям и нравам в чужой стране и т.п.). Если человек идёт на эти издержки, значит, он рассчитывает на значительный выигрыш. Этот выигрыш также может носить разный характер, поскольку иммиграция может порождаться не только экономическими причинами. Часто иммигрант стремится к приобретению политической или идеологической свободы. В ряде случаев стимулом к переезду в другую страну становится чисто психологическая “охота к перемене мест”. Однако эти политические, идеологические или психологические факторы, несмотря на все их значение в жизни людей, с трудом поддаются количественной оценке. Поэтому мы будем исходить из того, что основным фактором, порождающим перемещение рабочих между странами, является разница в уровне реальной заработной платы.
Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание её влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.
Переезд из одной страны в другую означает для мигрантов существенные изменения в налогообложении. Физические лица платят разнообразные налоги – подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания. Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя. Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т.д., сто существенно влияет на общий уровень его благосостояния. Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными. Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и др.
Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие – это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественных благ и к развитой системе социальных гарантий.
Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счёт сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведёт заметной экономии бюджетных средств.
Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры – это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты – это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране. Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.
Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям. Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платёжный баланс страны.
Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счёт роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов. Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную страну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые всё равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным [12, с. 112-116].
Международная миграция рабочей силы имеет целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и поэтому не могут быть измерены в денежном измерении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.
Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит своё воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих. Особую проблему представляет так называемая “утечка умов” – эмиграция высококвалифицированных специалистов в промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик. Получившая широкий размах со второй половины 60-х годов, “утечка умов” происходит либо путём выезда специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран. Для стран эмиграции “утечка умов” имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счёт концентрации у себя интеллектуальной элиты.
Иммиграция порождает не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты для принимающей страны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т.д.
Приток иностранных рабочих редко вызывает положительные эмоции у местного населения в принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непосредственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряжённости во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассудки и религиозная нетерпимость [13, c.133-135].
1.5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции
Учитывая все перечисленные выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу международных экономических отношений. Причём если сфера международной торговли в последние десятилетия характеризуется постепенной либерализацией национальных внешнеторговых режимов, снижением уровней тарифных и нетарифных барьеров, то в области миграции трудовых ресурсов государственные ограничения не только не смягчаются, но даже становятся более жёсткими.
Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд обратно на родину (реэмиграция).
Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.
Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется поср0едством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возрасти, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает:
- уплату иммигрантами пошлины на трудоустройство;
- первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
- налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
- ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.
В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, не престижную, тяжёлую и вредную работу [3, с. 140-141].
Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. В США, например, в соответствии с законом об иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в лице своего подразделения – Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь все положения иммиграционного законодательства; министерство труда определяет, не идет ли трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки.
Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения). В США не допускаются наркоманы, лица, страдающие психическими заболеваниями. Состояние здоровья должно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. Однако это само по себе не гарантирует получения вида на жительство: например, в 1993 г. из 225 подобных заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено.
В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
- профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально- технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании;
- ограничение личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций [5, с.112-114];
- большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы;
- экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве;
-временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну;
- географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее.
Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на все страны Африки приходилось 20200 виз, Азии – 6837 виз (все страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз (только Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна – 2589 виз (все страны, кроме Мексики, Ямайки, Сальвадора и Доминиканской Республики). Для того чтобы участвовать в лотерее, сообщение о которой публикуется в газете многих стран мира, достаточно просто к определенному сроку послать по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо, сообщив свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и детях, обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который затем и делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш в лотерее не означает, что виза выдается автоматически. Все равно требуется подать заявление, предоставить набор требуемых по закону документов, необходимых для выполнения иммиграционных формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл.
Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.
Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.
В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:
- программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;
- программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине.
Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине;
- программы экономической помощи странам с массовой эмиграции.
Развитые страны заключают соглашения со странами экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.
Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.
Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция) [22, с.198- 202].
Глава 2. Международная трудовая миграция России и Европы
2.1. Основные мировые рынки рабочей силы
В ряде стран целые отрасли зависят от импорта рабочей силы. Исследования, проведённые в Дюссельдорфе (Германия), показали, что в результате отъезда иностранных рабочих уменьшается объём строительных работ, закроются многие сады, ясли, школы, прекратятся работы транспортной уборки мусора. Другие показательные данные: во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении, в Бельгии – 1/2 горняков, в Швейцарии – 2/5 всех строительных рабочих и т.д.
Для большинства развивающихся стран – экспортёров рабочей силы прекращение таких связей означало бы потерю важнейшего источника валютных поступлений, подчас превышающих доходы от внешней торговли, туризма и т.д. Так, например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х годов давала прибыль в 970 млн. долл., туризм – 600 млн. долл., а денежные переводы эмигрантов 3,1 млрд. долл. В такой стране, как Йеменская Арабская Республика, сумма переводов превосходила поступления от экспорта в 100 раз.
Миграция рабочей силы – явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями современной экономической жизни общества.
В мире эмигрировали в поисках средств существования 60-70 млн., а в поисках найма в начале 80-х годов ежегодно эмигрировали 19,7 – 21,7 млн. человек.
Число иностранных рабочих, насчитываемых в Западной Европе, - 4,1 – 6,5 млн., в США – 5 – 6,5 млн., в Латинской Америке – 3,5 – 4 млн., в странах Ближнего Востока и Северной Африки – 2,8 млн., Западной Африки – 1,3 млн.
В межгосударственном передвижении в основном участвовала молодёжь, как правило, до 25 лет – пригодная к самым тяжёлым физическим работам. По данным МОТ, удельный вес молодых людей достигал в середине 70-х годов: в ФРГ – 37,9%, в Швейцарии – 38,9, во Франции – 40,2, в Нидерландах – 40,2, в Люксембурге – 43,5, в Швеции – 45, в Бельгии – 49,8% общего числа иностранных работников.
В тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается не престижной для квотной рабочей силы, доля иностранцев велика и доходит порой до 7%.
Однако в последнее время наблюдается некоторые сдвиги в структуре занятости иностранной рабочей силы. Наряду со снижением занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении произошёл рост в сфере услуг, в финансовых учреждениях и торговле.
По прогнозам Немецкого федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этой группировки будут неохотно вербовать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.
Увеличение числа рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создаёт предпосылки для использования иностранной рабочей силы и в дальнейшем [13, с 134-135].
2.2. Россия на международном рынке труда
Вхождение России как равноправного партнёра в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х годов осознала возможности экспорта своей рабочей силы.
Миграционные потоки рабочей силы формировались и продолжают формироваться в подавляющем объеме за счет населения развивающегося мира. Главный мотив — разница в уровнях оплаты труда в странах-донорах и странах-реципиентах, достигающая нескольких десятков раз. Массовый приток иммигрантов из стран третьего мира, с одной стороны, позволил сгладить остроту проблемы нехватки дешевой рабочей силы в “непрестижных” сферах национальной экономики раз витых стран, но с другой — создал массу социально-экономических проблем.
В настоящее время вне родных стран трудится почти 3% населения мира, а в развитых государствах иммигранты составляют более 6% населения. Лидерами по привлечению иммигрантов в качестве рабочей силы являются страны Западной Европы (табл. 1).
По
данным Госкомстата, валовая миграция (включающая россиян, выезжающих за рубеж,
и иностранцев, въезжающих в Россию) за 1992— 2002 гг. превысила 9.8 млн. чел.
(табл. 2). При этом за все годы реформ миграционное сальдо в стране было положительным,
превысив в
С
принятием Закона “О занятости населения в Российской Федерации” (
По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 году может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 годах среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжала за рубеж по “своим каналам”. Так что миллионы выезжающих работников из России – это пока только прогноз и предположения (график 1).
Максимальный отток рабочей силы за границу пришёлся на 1990 год – 103,5 тыс. человек (до середины 80-х годов выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х годов эмиграционный поток колеблется на уровне 100-115 тыс. отъезжающих в год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квотирования приёма эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет превышать 0,1 процента населения России в год.
Эмиграционная миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоки уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена ёмкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковом барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.
К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:
-снижение давления на внутренний рынок труда;
-минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
-уменьшение безработицы;
-финансовые поступления от мигрантов;
-повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств – участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортёров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.
Вместе с тем, несмотря на определённые сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчётами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчётам экономистов, для охвата 10 процентов основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн человек, получая ежегодно 10-20 млрд долл.[1, с.195-198]
2.3. Интеллектуальная эмиграция из России
Негативное развитие ситуации в российской экономике ведёт к тому, что наука перестаёт быть востребованной обществом. Причины современной эмиграции учёных тесно связаны с общим кризисом науки в России, вызванным, в первую очередь, резким сокращением вложений в науку (в 12 раз за 10 лет). Как показывает опыт передовых в научно-техническом отношении стран, доля государственных ассигнований на науку не может опускаться ниже 2% от валового национального продукта – в противном случае происходит деградация этой важной сферы жизни общества. У нас в 2003 году государственные ассигнования на науку составили 0,31% ВНП, между тем как ещё недавно этот показатель в нашей стране был одним из самых высоких в мире.
Ныне в ведущих странах мира наука является объектом пристального внимания государства, выступающего в качестве основного источника её финансирования. Бюджетное финансирование обеспечивает от 1/3 до 1/2 национальных научных расходов, и от 1/2 до 2/3 расходов на фундаментальные исследования. Так, например, в Китае руководство страны понимает, что без фундаментальной науки страна не сможет занять достойное место на мировом рынке высоких технологий, и вкладывает туда огромные средства. Согласно исследованиям ОЭСР, Китай сегодня вышел на третье место в мире по объёмам расходов на развитие науки. В 2001 году они достигли 60 миллиардов долларов, что меньше, чем в США (282 миллиарда) и Японии (104 миллиарда), но уже больше, чем в ФРГ и во Франции (54 и 30 миллиардов долларов соответственно).
В России же ситуация иная. Несмотря на наметившийся в последнее время экономический рост, расходы, выделяемые на финансирование науки, занимают более чем скромное место в бюджете страны. Реальный объём финансирования науки в нашей стране составил в 2003 году не более 35,5 миллиарда рублей (около 1,2 миллиарда долларов). Совершенно очевидно, что российский бюджет не ориентирован на научный прогресс.
Одной из важных причин эмиграции учёных является политика в области заработной платы. В связи с рыночными реформами в результате имущественной дифференциации не только резко снизился уровень жизни учёных, но и просто поставлено под вопрос их существование; о создании приемлемых условий для активной творческой работы нет даже и речи. Последнее десятилетие – время, когда усилия подавляющей части учёных были направлены на поиск путей выживания.
В ведущих странах с развитой экономикой интеллектуалы являются уважаемой частью общества. В США и Японии средний размер оплаты труда в науке в два раза выше, чем в народном хозяйстве в целом. Даже в близких к нам пост социалистических странах Центральной и Восточной Европы, осуществляющих радикальные рыночно демократические преобразования, несмотря на падение роли науки, реальная заработная плата и уровень жизни учёных выше, чем в России.
У нас, как известно, заработная плата в науке ниже прожиточного минимума и значительно отстаёт от средней заработной платы по стране в целом. Необходимо учитывать при этом, что для многих отечественных учёных заработная плата является основным источником дохода и, следовательно, одним из главных факторов, определяющих благосостояние. В большинстве своём они получают заработную плату, которая не обеспечивает ни достойного уровня жизни, ни приемлемого социального положения. Немалая часть учёных просто вынуждена искать источники дохода за пределами науки.
Ещё совсем недавно во многих бывших республиках СССР русские учёные занимали видные позиции, и их доля в науке являлась достаточно высокой. Исключение составляли лишь страны Балтии, где в сфере науки ведущую роль играли представители титульной национальности. Например, для Литвы на протяжении многих лет было характерно слабое представительство русских среди интеллигенции, занятой в гуманитарных науках. Развал Советского Союза привёл к разрушению единого научного пространства, распаду академий наук в бывших союзных республиках, исчезновению в них научных школ, являющихся по сути российскими, разрыву исторически сложившихся связей. За пределами России оказались миллионы наших соотечественников, немало среди них было и учёных. Создание новых независимых государств, принятие законов о государственном языке и гражданстве, резкое обострение межнациональных отношений, вызванное политическим экстремизмом, антирусские настроения, проявляющиеся не только на бытовом, но и на государственном уровне, радикально изменили статус русскоязычной интеллигенции, в том числе и научной. Она оказалась в сложнейшей ситуации.
Подавляющее большинство научной интеллигенции бывших советских республик говорило на русском языке, который был языком межнационального общения, а для многих – родным языком. Однако теперь русский язык полностью утратил статус официального. Даже на Украине, теснейшим образом связанной с Россией в историко-культурном плане, предусмотрено изъятие русского языка из употребления не только в органах государственной власти, но и в учреждениях науки. Это лишило представителей русскоязычной интеллигенции возможности участвовать в научной и культурной жизни нового зарубежья.
Далеко не все представители русскоязычной научной интеллигенции, общероссийской культуры смогли интегрироваться в социальную, культурную и политическую жизнь новых независимых государств, адаптироваться к местной культуре. И, как следствие, - массовая эмиграция русскоязычной интеллигенции из стран нового зарубежья.
В общественном мнении отношение к эмиграции лиц, занятых в научной сфере, различно. Одни считают, что поскольку наука в нашей стране не востребована, а престиж её – невысок, то люди поступают правильно, уезжая из России. Ибо эмиграция даёт учёным возможность полнее реализовать свой научный потенциал, а также лучше устроить собственную жизнь и жизнь своей семьи.
Другие относятся к эмиграции учёных безразлично, третьи – с осуждением, считая её изменой родине в тяжёлое для неё время.
И среди исследователей диапазон мнений о социокультурных последствиях эмиграции учёных достаточно широк. Согласно мнению одних, интеллектуальные потери не так уж велики, ибо страну покидают далеко не самые талантливые люди в области науки, а те, кто умеет устраиваться. Другие, и их большинство полагают, что за рубеж уезжают в основном не заурядные работники науки, а специалисты. Поэтому их эмиграция означает реальную утрату для национального достояния России – страна теряет тех, кто способен внести реальный вклад в развитие мировой цивилизации. Высказывается также суждение, что эмиграция учёных пополняет “стратегические запасы” специалистов богатых стран Запада на много лет вперёд. А Россия как бы помогает им и, в первую очередь, США, сохраняющим позиции научной сверхдержавы. Согласно мнению третьих, эмиграция учёных – это следствие процессов глобализации, проявляющихся в размывании межгосударственных границ, нормализации наших связей с мировым научным сообществом и компенсации информационной самоизоляции от Запада за десятилетия тоталитарного строя.
В странах Запада рынок насыщен интеллектуальной рабочей силой, на сегодняшний день возможности абсорбции зарубежной фундаментальной наукой российских учёных практически исчерпаны. К примеру, в США рынок труда перенасыщен, в первую очередь, в области математики, политических наук, социологии. В результате уровень безработицы среди учёных достаточно велик (среди математиков – 4,0% , среди социологов – 3,2%). К тому же наши учёные отличаются меньшей гибкостью в отношении перемены профессии, им труднее адаптироваться к формам и методам научной работы в зарубежных коллективах.
Обращает на себя внимание и то, что отечественные учёные, особенно занятые в гуманитарных науках, являются носителями особой культуры, специфики российского мышления. Удаляясь от своей интеллектуальной среды, за границей они нередко теряют творческий потенциал.
О возможности возврата учёных, покинувших Россию, говорит и наличие языкового барьера. Велик процент тех, кто владеет языком страны выезда с большим трудом или совсем его не знает.
Вероятность безвозвратной эмиграции учёных резко снижает то обстоятельство, что и в благополучных странах Запада идёт сокращение финансирования науки, и она переживает не лучшие времена. Уже сейчас зарубежные исследователи отмечают, что, например, в США инвестиции в научные исследования сократились. Западные страны озабочены и введением ограничительного законодательства для защиты от массовой иммиграции учёных.
В нашей стране, для того чтобы вернуть уехавших учёных на родину, до сих пор ничего не сделано. И это несмотря на то, что высокий уровень эмиграции учёных чреват пагубными последствиями для страны в целом. Эмиграция работников науки приносит России огромные убытки. По прогнозам Комиссии по образованию Совета Европы, ежегодные убытки нашей страны в результате научной эмиграции за последние десять лет составляют 50-60 и более миллиардов долларов. Восстановление же разрушающегося интеллектуального потенциала потребует немало времени и ещё больше средств.
Эмиграция учёных приводит к резкому замедлению приоритетных направлений науки, то есть тех направлений, которые соответствуют мировым стандартам, особенно в фундаментальной науке. В результате усиливается научно-техническое отставание от стран Запада, снижается конкурентоспособность России на международном рынке.
Значительную часть учёных, эмигрирующих из России, составляют мужчины. Это, несомненно, ведёт к существенному изменению демографического облика науки, её феминизации и, следовательно, однобокости развития. Ныне среди работников науки женщины составляют более половины. Если классифицировать науку по “признаку пола”, то сейчас в нашей стране социальные и гуманитарные науки являются в основном “женскими”.
Весьма примечательно, что в значительной своей части Россию покидают молодые представители науки. В результате научная эмиграция ведёт к старению работников науки, уже принявшему угрожающие масштабы. Та, ныне каждый второй доктор наук имеет возраст 60 и более лет, кандидат наук – 50 лет, академик – 70 лет, член-корреспондент – почти 66.
Согласно прогнозу специалистов, после 2015 года в российской науке – и, прежде всего фундаментальной – не останется высококвалифицированных специалистов моложе 50 лет. Образуется вакуум между представителями старшего поколения отечественной науки и молодыми. Российская наука просто лишается среднего слоя, состоящего из учёных в возрасте 35-45 лет, наиболее работоспособных и профессионально активных.
Конечно, можно затормозить научную эмиграцию из России, но положить ей конец невозможно. Это объективный процесс. Наука имеет свои собственные законы развития. К ней не применимы идеологические и политические ограничения. Необходимо устранить или хотя бы минимизировать возможные негативные последствия научной эмиграции из России.
Представляется, что этому в состоянии способствовать государственная политика, направленная на то, чтобы основными причинами научной эмиграции были не экономические и политические, а чисто научные, исследовательские. Речь идёт о создании государством достойных условий для жизни и творческой деятельности учёных, о повышении их престижа и статуса в обществе. В зависимости от уровня квалификации оплата труда учёных должна превышать среднюю заработную плату в экономике в 2 и более раза.
Предотвращению научной эмиграции из России в определённой мере может способствовать и привлечение к работе в нашей стране известных западных учёных. В результате процесс миграции учёных станет не односторонним (из России на Запад), а двусторонним процессом обмена специалистами, как это происходит в развитых странах мира. Однако это предполагает наличие у нас высокого уровня жизни, а также создание нормально функционирующего общества, предъявляющего спрос на научные идеи.
Представляется, что сдерживанию процесса научной эмиграции из России может способствовать национальная научная политика, направленная на реформирование науки; а именно, сокращение исследований до уровня, соответствующего нынешнему состоянию экономики страны, реальным потребностям российского общества; предоставление государством средств на финансирование тех направлений исследований, которые отвечают научным приоритетам страны и функционирование которых жизненно необходимо для сохранения научного потенциала России. Вместе с тем, что не менее важно, сохранению потенциала отечественной науки могла бы способствовать государственная программа по поддержке научных школ и талантливых учёных, особенно молодых, с которыми связано будущее науки в XXI веке [21, с.366-368].
Заключение
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
2. Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.
3. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.
Список литературы
1. Булатов А.С. Мировая экономика: Учеб. М.: Юрист, 1999. 734 с.
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. М.: Юрист, 1999. 366 с.
3. Амвросов В.А., Аракелова К.А., Богданов А.С. Курс экономической теории: Учеб. М.: Моск. гос. ин-т международных отношений, 1996. 624 с.
4. Вартазарова Л.С., Кривов В.Д., Климантова Г.И. Россия в глобализующемся мире: Учеб. М.: Экономика и социология, 2002. 356 с.
5. Курс экономической теории: Учеб. / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселёвой. Киров: АСА, 2002. 832 с.
6. Гаврилова Г.В. Международная экономика: Учеб. для вузов М.: Высшая школа, 1999. 133 с.
7. Елова М.В., Муравьёва Е.К., Панферова С.М. Мировая экономика: Учеб. М.: Логос, 2000. 248 с.
8. Красинец Е., Кубишин Е, Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию: Учеб. М., 2000. 95 с.
9. Лях Т.Б. Регулирование международной трудовой миграции: Учеб. М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2003. 465 с.
10. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 448 с.
11. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учеб. / Под ред. Сидоровича А. В.: Дело и сервис, 1999. 271 с.
12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2004. 837 c.
13. Рахимов Р., Нурмахмадов М. Внешняя трудовая миграция и политика занятости: Учеб. М.: Общество и экономика, 2002. 354 с.
14. Соколова О.В. Экономика международной миграции: Учеб. М.: Международный университет, 2001. 455 с.
15. Устинов И.Н. Мировая торговля: Стат. энцикл. справ-к. М.: Экономика, 2002. 45 с.
16. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1999. 864 с.
17. Фомин С. Глобализация и её последствия для России: Учеб. М.: Молодая гвардия, 2002. 266 c.
18. Фомичев В.И. Международная торговля: Учеб. пособие. СПб.: СПбУЭФ, 1999. 41 с.
19. Ходов Л.Т.Последствия международной миграции рабочей силы для России: Учеб. М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2002. 494 с.
20. Щетинина В.Д. Правила рынка: Учеб. М.: Международные отношения, 1994. 352 с.
Приложение
Таблица 1
Доходы от экспорта рабочей силы у основных стран – поставщиков трудовых ресурсов
Страны эмиграции |
Сальдо переводов |
Сумма (в млрд. долл.) |
Изменение доли от экспорта товаров (в %) |
|
|
Югославия Египет Пакистан Португалия Индия Турция Италия Испания Иордания ЙАР |
2,8 3,6 54 37 1,0 3,2 90 94 0,9 2,6 79 84 1,1 2,6 45 36 0,9 2,5 15 25 1,1 1,7 61 22 0,8 1,4 2 2 1,4 1,4 13 6 0,4 1,0 169 134 1,0 0,7 7257 3384 |
График 1
Безвозвратная эмиграция из России в страны дальнего зарубежья (тыс. человек)
Таблица 2
Миграционные потоки в России и в странах СНГ и Балтии, тыс. человек
Год |
Число прибывших |
Число выбывших |
Сальдо миграции |
1991 |
692 |
587 |
+105 |
1992 |
926 |
570 |
+356 |
1993 |
923 |
369 |
+554 |
1994 |
1146 |
232 |
+914 |
1995 |
842 |
229 |
+613 |
1996 |
631 |
191 |
+440 |
1997 |
583 |
150 |
+433 |
1998 |
495 |
133 |
+362 |
1999 |
367 |
130 |
+237 |
Таблица 3
Миграционные потоки в России и странах дальнего зарубежья, тыс. человек
Год |
Число прибывших |
Число выбывших |
Сальдо миграции |
1991 |
0,182 |
88,347 |
-88,265 |
1992 |
0,287 |
103,117 |
-102,83 |
1993 |
0,394 |
113,913 |
-113,519 |
1994 |
0,386 |
105,369 |
-105,017 |
1995 |
0,545 |
110,313 |
-109,768 |
1996 |
0,419 |
96,665 |
-96,246 |
1997 |
0,431 |
84,823 |
-84,394 |
1998 |
0,485 |
83,674 |
-83,179 |
1999 |
0,542 |
108,263 |
-107,721 |