Международная политика России

Международная политика  это прежде всего область, сфера взаимодействия субъектов международных отношений – государств. К ней также можно отнести отношения негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные, спортивные, культурные, организации экологов и т.п.).

В отношениях между государствами лежит их стремление обеспечить реализацию своих специфических интересов с помощью определенных средств (дипломатических, военных и т.д.). Глубинной основой межгосударственных отношений являются все те же основополагающие отношения властвования, подчинения. При этом они могут реализовываться по – разному: от господства – аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции (материальной уплаты победителю) установления протектората (всеохватывающего контроля) и до вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих интересов.

Что же касается отношений между негосударственными организациями, то они, как правило, строятся на принципах равноправия и сотрудничества.

Кроме того, международной политикой принято считать определенную линию поведения, действия государства – субъекта международных отношений, или согласованных действий двух, нескольких, группы государств по достижению согласованных целей.

К последней четверти 20-того столетия международная политика, отличающаяся сложностью, многоплановостью и противоречивостью, обрела определенные характерные черты.

1.     

В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350 долларов в год.

В бедных с населением около 600 миллионов человек от 350 до 1500 долларов в год.

В средне обеспеченных – от 1500 до 7000 долларов в год. Здесь численность населения оценивалась в 685 млн человек.

На конец, к зажиточным и богатым странам журнал относит те, где доход на душу населения превышает 7000 в год – Франция, Австрия, Нидерланды, Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.

2.     

3.     

В этих условиях развивающиеся страны выдвинули в 1974г. требования пересмотра международного порядка, что обусловило принятие Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации об установлении нового международного экономического порядка».

     С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена «Пересмотр международного порядка» это понятие прочно вошло в научный оборот.

С тех пор концепция «нового порядка» в международных отношениях, которая включает в себя три аспекта: экономический политический и информационный – стала предметом изучения многих исследователей как на Западе, так и в России.

     В частности, большой вклад в этом плане внесен в политологию международных отношений учеными Римского клуба – неправительственной международной организацией ученых, представителей политических  и деловых кругов из различных стран мира, основанной в 1968г.

     Объединение ученых и политиков, деловых людей в Римском клубе было обусловлено в значительной мере тем, что перед мировым сообществом возникли (во всяком случае, были осознанны) глобальные проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы можно свести в несколько групп:

1.     

2.     

3.     

4.     

Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и должны решаться в области политических отношений. Основные принципы нового политического порядка, в котором нуждается мир, хорошо сформулированы в документах Движения неприсоединения: «мирное сосуществование, добрососедство, равноправное сотрудничество, ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация колониализма и неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».

Как свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс в общем и целом развивается в направлении создания нового порядка. Так, некоторые и современных мировых процессов непосредственно связаны с ликвидацией биполярной системы международных отношений – в роспуске СЭВ и Организации Варшавского договора, провозглашением принципа «Партнерство во имя мира» в отноениях стран НАТО и бывших Европейских  членов мировой социалистической системы.

Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной мре уже не существует, прошедшие естественные изменения (распалась мировая система социализма., распался мир сверхдержав: СССР самоликвидировался  и т.д.) породили нечеткий новый мировой порядок, а значительный беспорядок в мировой политики.

Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия, обострились и возникли новые  региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР – Карабах, Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова и т.д.).

Более того, экономическое и политическое ослабление России создает объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и сообщества на одного лидера – США или ограниченную группу государств с ними во главе.

Это стало особенно ясно во время трагических событий в Боснии и Герцеговине – бывших территориях социалистической Югославии, где США через НАТО беспрепятственно проводят свою линию внешней политики, пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.

Как уже отмечалось, политическая мысль с древних времен концентрировала внимание преимущественно на вопросах войны и мира.

В период рабовладельческого и феодального этапов исторического развития политической науки не существовало. Политики занимались рассуждениями о проблемах войны и мира с чисто прикладных практических позиций. Лишь в 19веке делаются первые попытки анализа европейской политики, начинаются теоретические исследования международных отношений, закономерностей и перспектив их развития. В 20 веке эти теоретические разработки начинают оказывать определенное всевозрастающее воздействие на международную политику. Более того, политология международных отношений постепенно выделяется в самостоятельное направление политической науки.

Глобализация проблем международной политики обусловила появление теорий международных отношений, попыток правого подхода к решению этих проблем. Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в условиях нарастающей опасности ядерного противостояния и угрозы термоядерной войны. В различных странах появляются политические теории, опирающиеся на трезвый анализ складывающихся в международных отношениях реалий.

В последние годы весьма существенно разработана концепция государственных интересов. При этом к числу приоритетных исследователи относят национальную безопасность, связанную с обороной страны и соответствующими дипломатическими действиями, а также экономические интересы, связанные с укреплением позиций на мировом рынке и защитой внутреннего рынка, и интересы утверждения «Нового мирового порядка». Логика исследований диктовала необходимость сравнения различных подходов к рассмотрению этих проблем, т.е. сопоставления  точек зрения, отражающих интересы отдельных государств.

Для политологии вообще характерен сравнительный метод. В области международной политики важное значение имеет сопоставление политических режимов, форм правления, легитимности правящих структур и т.д. , которые в решающей степени определяют внешнеполитическую деятельность государств.

Сравнение  различных политических систем позволяет выявить наиболее совершенные из них и использовать накопленный опыт формирования и функционирования политических институтов в практике других государств. Если сравнительный метод применять в политическом анализе внутри страны, то здесь может идти речь о сравнении политической жизни в различных регионах, об эффективности местного самоуправления, о рейтинге и потенциальных возможностях различных партий и политических лидеров.

Не подвергая специальному анализу отдельные теории международного и внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь, что в России до самого последнего времени на них не было «социального заказа».

Вместе с тем, политология с конца 80-х годов добилась в России общественного признания и стала притягательной для многих, порой недостаточно профессионально подготовленных людей. Особенно это относится к политических деятелям и функционерам, которые зачастую свое видение экономических и политических процессов как внутри, так и во внешеполитической жизни считают «истинной в последней инстанции» и предлагают свой путь «решения всех проблем».

В результате – крупные провалы во внешней политике: необоснованно поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского договора без предварительного создания условий для их размещения в России, отсутствие четких и твердых позиций по поводу о судьбе т.н. русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья и ряд других проблем.

Список литературы:

1.     Сербин В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с

2.     «Основы политологии» Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г.

3.     Политология. Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского Коммерческого института.