Международное экономическое право и межгосударственные имущественно-земельные отношения
РЕФЕРАТ
“Международное экономическое право и межгосударственные
имущественно-земельные отношения”
исполнитель: Арабян Агаси Манукович
Москва
Введение.
В конце XX века для России возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью. Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.
В результате непродуманных реформ проведённых в конце прошлого века, экономический и военный потенциал нашей страны был заметно снижен. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет, а следовательно и при решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывалось. Когда-то действительно великой стране, мировой державе приходилось искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.
В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России сегодня приходится учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.
Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.
Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию. Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами и уже сегодня можно выделить некоторые основные черты этой политики:
1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство
достижения политических, экономических и других внешних целей.
2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том,
что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.
3. Открыто заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои
жизненно важные интересы.
4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.
Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства. Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.
В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье. Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.
Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.
В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ. Внешнеполитической стала проблема защиты прав более 25 миллионов этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.
Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.
Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности. Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи -превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.
Государственная территориальная собственность.
Государственная
территория включает ограниченную государственными границами сушу с ее недрами,
с внутренними и территориальными водами и находящимся над сушей и водами
воздушным пространством. В пределах своей территории государство обладает
территориальным верховенством, то есть неограниченной, за исключениями,
обусловленными международными договорами обычаями, властью. Территориальное
верховенство вмещает в себя и право государственной собственности на
государственную территорию, которая, как и иное государственное имущество,
принадлежит государству. Лучшей иллюстрацией
этого положения могут служить хотя и редкие, по сравнению с более отдаленным
прошлым, прецеденты продажи территории одним государством другому. Примерами
являются покупка США у России Аляски в
государственной территории. Впрочем, не исключаются и иные подходы к гражданским имущественным правам физических и юридических лиц в силу как межгосударственных, так и односторонних государственных властных акций при переходе государственной территории от одного государства к другому. Свежи примеры депортаций населения и национализации имуществ при территориальных изменениях после Второй мировой войны. В-третьих, по законодательству многих государств леса, недра, внутренние воды, дорожная сеть и т.п. принадлежат полностью государству и изъяты из оборота. Кроме того, государство имеет право на национализацию имуществ, находящихся в частной собственности, хотя это право обычно в наше время и ограничиваемо общегосударственными, общественными интересами и обязательствами компенсации. Представляется, что международно-правовой институт государственной собственности и внутригосударственные гражданско-правовые институты частной собственности лежат в разных системно-правовых плоскостях. Следует при этом заметить, что территориальное верховенство, ограничиваемое территорией данного государства, не распространяется, кроме договорных и обычно правовых исключений (например, в силу дипломатических иммунитетов, арендных прав на военные базы за рубежом; военные суда и т.п.), на имущество государства, находящееся за его пределами. Особое значение государственной территориальной собственности можно толковать как собственность не столько имущественную в гражданско-правовом смысле (хотя мы видим примеры прямой купли-продажи государственных территорий, сдачи их в аренду и т.п.), не столько как земельную собственность, но как "собственность" на властные государственные права на определенной территории. Поскольку, являясь институтом международного публичного права, государственная территория, будучи не только пределом властных прерогатив государства, но, в частности, и объектом государственной и негосударственной собственности, как и всякая собственность, имеет экономическое значение и подлежит правовой защите, - имущественный статус государственной территории (как собственности) входит в сферу действия и международного экономического права.
Морские международные имущественные права.
Обширнейшим и важнейшим объектом в основном общего пользования глобального масштаба (три четверти планеты покрыты водой) является море, морская водная стихия со всеми живущими и мигрирующими в нем организмами, по самому своему физическому свойству, постоянно подвижному и текучему состоянию - неподвластная присвоению каким-то единым владельцем, кроме немногих участков внутренних морских вод, окруженных территорией одного государства. Но даже так называемые территориальные воды, а тем более прилежащая зона, исключительные
экономические зоны лишь условно, искусственно подпадают под властные полномочия прибрежных и иных государств. Водная субстанция вместе с живым и иным ее содержимым в силу морских течений, приливов, отливов и т.п. явлений остается подвижной, перемещающейся. Иное дело континентальный шельф (шельф), т.е. с геологической точки зрения - затопленная морем часть материковой тверди, а также так называемый "международный район морского дна" (просто Район), под которым понимается дно морей и океанов и его недра за внешней границей континентального шельфа. Эти подводные территории уже могут технически осваиваться теми иными государствами их физическими и юридическими лицами. Понятия шельфа и Района исторически недавнего происхождения, возникшие лишь после Второй мировой войны, когда научно-технический прогресс сделал возможным эксплуатацию ресурсов и шельфа, и Района. Гораздо более древним является понятие открытого моря, т.е. моря за пределами территориальных и внутренних морских вод. Применительно к открытому морю со времен Гуго Гроция и ранее действовал принцип свободы открытого моря, включая мореплавание и рыболовство. Понимание этого принципа по мере усложнения, диверсификации и увеличения возможностей эксплуатации ресурсов моря, однако, трансформировалось. Традиционно уже давно все межгосударственные отношения, связанные с использованием моря и его ресурсов, регулируются особой отраслью международного публичного права - международным морским правом. При этом нет необходимости доказывать, что это право и его наука вызваны были к жизни стремлением государств наиболее точно и ясно определить правовые возможности каждого государства, прежде всего для экономического использования морских просторов, иначе говоря, определить имущественные права как на морские объекты, в той иной мере и в тех иных пределах могущие использоваться отдельными государствами без допуска с ограниченным допуском других государств, так и на просторы открытого моря, и особенно - на международный район морского дна, находящиеся, по существу, хотя и не в общей собственности, но в ограничиваемом международно-правовыми нормами общедоступном пользовании. Доходы от эксплуатации морских ресурсов исчисляются сотнями миллиардов долларов США в год. Причем на первое место по доходности вышел рекреационный бизнес (особенно в приморских и береговых зонах), далее - морское судоходство, затем - морская добыча нефти и газа и, наконец, древнейший вид морепользования - промысел рыбы и других морских ресурсов. Между тем права государств на глобальные имущественные ценности Мирового океана (в отличие от суверенных и иных прав на доступ к морским пространствам и на юрисдикцию государств в море) - меньше всего исследованы правоведами . Хотя "экономическому измерению" в широком смысле в международном праве посвящается немало специальных работ, урегулирование имущественных притязаний государств на морские ресурсы обычно не выделяется в международном праве в качестве самостоятельной подотрасли. Тем более представляется уместным рассмотреть это регулирование в рамках международного имущественного права.
При
рассмотрении морских имущественных прав оставим в основном в стороне
традиционно регулируемые международным морским правом публично-правовые
отношения, прежде всего в рамках основополагающих Женевских конвенций по
морскому праву
Свобода открытого моря в исключительной экономической зоне
сохраняется в отношении судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и
трубопроводов, а также других правомерных с точки зрения международного права
видов деятельности. В отношении минеральных ресурсов морского дна действует
режим континентального шельфа, т.е., по существу, на основе суверенных прав
прибрежного государства, причем в отличие от допуска иностранных добытчиков
живых ресурсов допуск к минеральным ресурсам не зависит от степени их
разработки самим прибрежным государством. Последнее, кроме того, обладает
юрисдикцией и в отношении производства энергии путем использования воды,
течений и ветра, а также в отношении создания и использования искусственных
островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и
сохранения морской среды. Переходя к рассмотрению иных, кроме
связанных с режимом шельфа и исключительной экономической зоны, имущественных
прав относительно морей и океанов, надо оговориться, что грани между отдельными
отраслями международного публичного права в целом (например, между
международным морским правом, международным воздушным правом, международным
экологическим правом, международным экономическим правом и т.д.) весьма условны
и взаимопроницаемы. Это же относится и к классификации отдельных норм правового
регулирования внутри международного экономического права с точки зрения
отнесения этих норм к его подотраслям: либо к международному торговому праву,
либо к международному имущественному праву. Примером могут служить
Международная конвенция по унификации некоторых правил относительно
столкновения судов
Данный пример наглядно иллюстрирует условность и небесспорность строгой классификации правовой природы тех иных правоотношений и их правового регулирования, что отнюдь не означает ненужности такой классификации, без которой было бы вообще гораздо труднее, если вообще возможно рассмотрении права во всем его многообразии. Видимо, единственным критерием отнесения тех иных конкретных норм права к той иной отрасли права может служить "количественный" элемент: чего "больше" в том ином правовом акте? Так, в приведенном примере об ответственности в связи со столкновением судов, "количественный" критерий говорит, очевидно, в пользу отнесения соответствующих конвенций к сфере международного имущественного права. В этом же ряду можно поместить и международные конвенции, которые имеют целью, в частности, ограничение ответственности собственников морских судов за вред, причиненный как людям, так и имуществу, возникающий в связи с оказываемыми услугами, в том числе:
·
Международная
конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов ·
Конвенция
об ограничении ответственности собственников судов внутреннего плавания, |
Ограничения ответственности практически обеспечиваются посредством создания особых
фондов для оплаты соответствующих требований. Несколько
иной характер, но тоже связанный с обеспечением финансовой устойчивости
судоходства, носит Международная конвенция об унификации некоторых правил о
морских привилегированных требованиях о морском залоге
·
Международная конвенция
по регулированию китобойного промысла ·
Международная конвенция
по рыболовству в северной части Тихого океана ·
Временная конвенция
о сохранении котиков северной
части Тихого океана ·
Конвенция
|
Провозглашен был принцип свободы рыболовства для любого государства в открытом море. Однако Конвенцию, очевидно, нельзя было бы рассматривать в качестве нормотворческого акта универсального характера, учитывая ограниченный состав ее участников;
·
Международная
конвенция о сохранении атлантических тунцов ·
Конвенция
о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике ·
Конвенция
по сохранению живых ресурсов юго-восточной Атлантики ·
Конвенция
о сохранении антарктических тюленей ·
Конвенция
о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах ·
Конвенция
о многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части
Атлантического океана ·
Конвенция
о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана ·
Конвенция
об охране морских живых ресурсов Антарктики ·
Конвенция
о рыболовстве в Северном море ·
Конвенция
о сохранении лосося в северной части Атлантического океана |
Конвенция ООН по морскому праву
Упоминаемые в
приведенном выше перечне некоторые международные учреждения - комиссии (их
всего около 100) занимаются разработкой и обеспечением соблюдения мер как по
сохранению, так и по регулированию промысла конкретных видов живых ресурсов,
часто по ограниченным географическим регионам. Определяются, в частности,
объемы, квоты допустимого улова, установление открытых и закрытых зон и сезонов
промысла, определение конкретных видов рыб и других живых ресурсов для вылова,
методы лова, причем в принципе без дискриминации промысловиков из разных
государств. Кроме такого рода международных комиссий, проблема
международного сотрудничества в области изучения, сохранения и рационального
использования морских живых ресурсов входят в компетенцию и многих других
международных учреждений, в том числе Продовольственной и сельскохозяйственной
организации ООН (ФАО), ЮНЕСКО и др. Примером может служить Комиссия по
рыболовству в Индийском океане (с
·
Конвенция
(Барселонская) об охране Средиземного моря от загрязнения ·
Конвенция
(Кувейтская) об охране Персидского и Оманского заливов ·
Конвенция
(Хельсинкская) о защите морской среды района Балтийского моря ·
Конвенция
(Бухарестская) о защите от загрязнения Черного моря ·
Конвенция
по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов |
Очевидно, что главная целевая установка таких конвенций не
только в компенсации имущественного ущерба от загрязнения, но в обеспечении
пресечения самого загрязнения, иначе - в сохранении экологической среды. Такого
рода конвенции могут распространять свое действие на территориальное море, на
исключительную экономическую зону, на открытое море, на отдельные его участки и
т.д. В этом же направлении действует национальное законодательство ряда
государств, запрещающее перевозку нефтепродуктов в танкерах, не обладающих
двойным дном, что также имеет экономическое значение. Касаясь
темы международного имущественного права в отношении морских пространств и
ресурсов, нельзя не остановиться на весьма важной с точки зрения российских
интересов проблеме статуса Каспийского моря. До развала Советского Союза на
Каспии, кроме Союза, было еще лишь одно прибрежное государств - Иран. И
отношения между двумя соседями строились на Советско-Иранских, формально не
отменявшихся договорах 1921 и 1940 гг., которые не предусматривают
создания национальных секторов, в том числе в отношении дна моря и его недр, но
исходят из права двух государств пользоваться ресурсами моря без допуска
третьих государств.
С образованием на Каспии еще трех государств (Азербайджан, Казахстан и
Туркмения) возник вопрос о разделе Каспия. Проблема осложняется тем, что,
во-первых и в главных, недра северной и центральной части Каспия весьма богаты
нефтью, на юге же в прибрежной части с Ираном большой нефти пока не разведано;
во-вторых, запах этой нефти сильно притягивает США, объявивших в присущем им
силовом стиле Каспийский регион "зоной своих высших стратегических
интересов" и соответственно не оставляющих его своим политически деструктивным
вниманием; в-третьих, Каспий богат уникальными рыбными ресурсами и уязвим в
экологическом отношении; в-четвертых, не ясен статус Каспия с точки зрения его
милитаризации, напротив, демилитаризации и, наконец, с правовой точки зрения
дело осложняется тем, что принципы Конвенции ООН по морскому праву
можно ли вообще считать его морем, а не озером. Интересы
почти каждого из 5 прикаспийских государств не совпадают полностью. Россия и
Казахстан к
Акция эта, с очевидностью, являла собой рецидив традиционной после революции целенаправленной политики большевизма (а Хрущев на 100% - продукт этой эпохи), политики опоры на "нацменьшинства" под флагом борьбы с "великодержавным шовинизмом"; политики, проводившейся, в частности, в ходе территориального размежевания после октябрьского переворота - посредством "прирезки" территорий с большинством русского населения к образовавшимся в 20-е гг. национальным республикам и автономиям, в большинстве которых и сегодня русское население количественно преобладает над "титульными" нациями. Подспудной целью было явное сдвигание социальной и политической напряженности в плоскость межнациональных отношений. Отголоски этой провокационной политики, увы, иногда ощущаются и сегодня, служат деструктивным фактором, в частности, и в рамках интеграционных условий в СНГ.
"Мотивом" передачи было лишь то, что Крым территориально
ближе к Украине и поэтому оттуда-де легче может административно управляться,
обеспечиваться пресной водой и т.д. При этом "внутрисоюзная" передача
Крыма юридически была внутрифедеративной, т.е. внутригосударственной акцией,
отнюдь не межгосударственной. Но дело было сделано. Не воспользовалась Россия
восстановлением российского статуса Крыма и после развала СССР. Лишь 24 декабря
Международный режим "общего наследия человечества"
В
узком смысле международно-правовая концепция "общего наследия
человечества" впервые была обозначена лишь применительно к дну Мирового
океана и его ресурсам (выступление посла Мальты А.Прадо на Генеральной Ассамблее
ООН в
В наше время еще больший интерес, нежели традиционно обеспечиваемая международно-правовая защита прав государственной собственности на территорию, - имеет регулирование имущественных прав государств на объекты, не находящиеся в территориальных пределах государств, в частности, это - международный район морского дна (Район), космос, Антарктика, а также океанические, о которых уже говорилось выше, морские пространства ("открытое море") и их природные ресурсы.
Режим международного района (Район) морского дна.
Основные принципы и элементы правового
режима пространств и ресурсов международного района морского дна установлены
Конвенцией ООН по морскому праву
Антарктика
Антарктика
- это огромный район планеты, включающий материк. Антарктиду, прилегающие к
нему острова и шельфовые ледники. Режим Антарктики регулируется Договором от
Что касается использования территорий
Антарктики в экономических интересах, во-первых, существуют ограничения для
отлова 3 из 6 видов антарктических тюленей и запрет отлова других 3 видов в
соответствии со специальной Конвенцией
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое освоение Антарктики, а следовательно, и соответствующие имущественные права как государств, так и частных лиц в настоящее время строго юридически лимитированы.
Заключение.
Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирований, называемую международным морским правом. Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т.д.). Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Всем понятно, что Мировой океан играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. В связи с этим правовой статус мирового океана вызывает большой интерес. Правовой статус внутренних морских вод имеет свои специфические особенности, основная из которых заключается в том, что правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. Эти специфические особенности, которые отличают правовой статус внутренних морских вод от других видов морских пространств и были рассмотрены мной в данном реферате.
------------------ ---------------