Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы

Оглавление.

1. Положение Республики после гражданской войны

3

2. Внешняя политика 20-е годы

4

2.1 Конференции

4

2.2 Договоры

7

2.3 Конфликты

8

3.Внешняя политика 30-х годов

9

3.1 Международное положение СССР в начале 30-х годов

9

3.2 Укрепление международного положения СССР.

10

3.3 Проблема коллективной безопасности в 1930-е годы.

11

3.4 Борьба с японской агрессией.

12

3.5 Англо-франко-советские переговоры 1939 г.

12

3.6 Советско-германские переговоры 1939 г.

13

3.7 Расширение СССР.

13

4. Список используемой литературы

15

1. Положение Республики после гражданской войны.

Мировая и гражданская войны нанесли огромный удар по благо­состоянию России. Общие потери населения, начиная с 1914 г., превысили 20 млн. человек.1 Мил­лионы инвалидов и беспризорных детей усугубили положение. Колоссальными были и экономические потери. Они составили более четверти довоенного богатства страны (свыше 40 млрд. золотых рублей).2  Промышленное  производство сократилось в 1920 г. По сравнению с 1913г. в 7 раз.3 Сельскохозяйственное производство сократилось за военные годы на треть.

Разрыв экономических связей между городом и деревней, хо­зяйственная разруха, двухлетняя засуха (1920 и особенно 1921 гг.) обострили продовольственный вопрос. Сильный голод охватил юг Украины, Крым, Северный Кавказ, Южный Урал, особенно Поволжье. По официальным данным, от голода и эпи­демии (тиф, малярия и т.п.) умерло более 1 млн. человек; по дан­ным современных историков — около 8 млн. (около 6 % населе­ния).4

В феврале 1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии всех церковных ценностей для закупки продовольствия голодающим. Это вызвало протест Русской Православной Церкви. Патриарх Тихон назвал решение Советской власти святотатством: церковь согласна на «вольную жертву», но против изъятия. На церковь обрушились репрессии. В апреле-июле 1922 г. несколько десят­ков наиболее активных противников реквизиций были осуждены на Московском и Петроградском церковных процессах. Из них 9 человек были расстреляны.

Глубокий экономический и, прежде всего, продовольственный кризис усугубил социальную обстановку в стране. Крестьянское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшеви­стских восстаний, в которых только на территории РСФСР при­няло участие около 150 тыс. человек.5 Крестьянские восстания охватили Среднее Поволжье, Дон, Кубань, Западную Сибирь. Наиболее крупным стало восстание под руководством эсера А.Антонова в Тамбовской и Воронежской губерниях.

Недовольство города выразилось в рабочих забастовках начала 1921г. 24 февраля 1921 г. в Петрограде забастовщики организо­вали антисоветскую демонстрацию, на подавление которой по приказу председателя Петросовета Г. Зиновьева были брошены воинские части и военные курсанты.

Недовольство, самих вооруженных сил вылилось в волнения солдат и матросов в некоторых гарнизонах. Чрезвычайную опасность они приобрели в феврале-марте 1921 г., когда восстала  крупнейшая   военно-морская   база   Балтийского   флота   город-крепость Кронштадт. Моряки выступили под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!»,

1, 2, 3, 4, 5  Загладин Н.В. История России и мира в XX веке Москва «Русское слово» 2003

«Советы без коммунистов!». Восстание в Кронштадте было подавлено войсками под руководством Тухачевского. Кронштадтский мятеж В.И.Ленин сравнил с "молнией", которая осветила "действительность                                                                                                                                       ярче, чем что бы то ни было".

Для вывода страны из общенационального кризиса при сохра­нении власти в руках большевиков требовалось единство партий­ной воли. Но партия сама переживала кризис, который выразился в «профсоюзной дискуссии» (конец 1920 г. - начало 1921 г.). Речь шла о методах подхода и формах связи партии и государства с массами в условиях перехода от войны к миру. Партийное руко­водство раскололось на несколько фракций. Основными были фракции Л.Д.Троцкого, "рабочей оппозиции" (А.М.Коллонтай и А.Г.Шляпников), В.И.Ленина («платформа 10-ти»). Троцкий со своих леворадикальных позиций требовал «закрутить гайки», по­кончить с остатками рабочей демократии на производстве и транспорте, ввести там военную дисциплину, полностью подчи­нить профсоюзы партийно-государственному руководству («огосударствить профсоюзы»). Его противники, наоборот, тре­бовали расширить рабочую демократию, передать управление Экономикой профсоюзам («опрофсоюзить государство»). Позиция Ленина была центристской - партия и государство не должны упускать главный рычаг управления народным хозяйством, а профсоюзы, развернув демократию в своих рядах, должны стать резервом кадров и школой управления хозяйством.

Итоги дискуссии подвел X съезд РКП(б) (8-16 марта 1921 г.). Абсолютным большинством голосов он утвердил ленинскую платформу. Вместе с тем, съезд, по инициативе Ленина, принял резолюцию "О единстве партии", в которой запретил внутрипар­тийные фракции и группировки. Единство партии рассматривалось как «основное условие успеха диктатуры пролетариата» Принятая в чрезвычайных условиях резолюция способствовала сплочению РКП(б) на крутом повороте истории. Однако в после­дующие десятилетия она препятствовала развитию внутрипар­тийной демократии, способствовала отрыву руководства от пар­тийной массы.

2. Внешняя политика в 20-е годы.

Основными направлениями внешней политики Советского го­сударства и коммунистической партии в 20-е годы стало укрепле­ние позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движения в мире. Первые договоры, заклю­ченные в 1920-1921 гг. с пограничными странами, положили на­чало широкому дипломатическому признанию Советского госу­дарства. В 1922-1923 гг. РСФСР приняла участие в 4-х междуна­родных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской, Ло­заннской.

2.1 Конференции.

Одним из источников разногласий между РСФСР и ведущими странами Европы был во­прос о долгах царского и Временного правительств. В октябре 1921 г Советское правительство согласилось сделать ряд уступок в интересах мелких держателей русских государственных займов, а также вести переговоры о довоенных долгах при условии пре­доставления РСФСР кредитов и ее признания ведущими страна­ми СНК предложил созвать международную конференцию для рассмотрения взаимных претензий. Предложением заинтересовались видные деятели западных стран, в первую очередь англий­ский премьер-министр Ллойд-Джордж. В январе они решили со­звать международную экономическую конференцию в Генуе (1922 г.), пригласив на нее Россию. Руководство РСФСР приняло приглашение. Братские республики поручили российской делега­ции представлять общие интересы в Генуе. Одной из главных задач, поставленных перед делегацией, являлось установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Западные страны настаивали на том, чтобы Советское правительство признало все финансовые обязательства царского и Временного правительств; компенсировало все убытки, поне­сенные иностранцами от национализации их собственности, а также отменило монополию внешней торговли. Советская деле­гация заявила, что не может быть и речи о возврате прежним вла­дельцам национализированной собственности и принятии других требований, которые ущемляли бы независимость и суверенитет РСФСР. Вместе с тем, правительство России согласилось предос­тавить иностранным предпринимателям концессии и признать довоенные долги при условии возмещения ущерба, причиненного интервенцией. Член делегации М.Литвинов назвал сумму прямо­го ущерба - 39 млрд. золотых рублей, а с учетом косвенного - 50 млрд.6 Участники конференции встретили эти цифры глухим ропотом, а Ллойд-Джордж решительно отказался их понять.

Конференция в Генуе не дала практических результатов. Но участие в ней РСФСР стало шагом к ее юридическому призна­нию странами, которые до этого отказывались иметь отношения с Советским правительством. Кроме того, косвенным результа­том конференции стало заключение в предместье Генуи Раппало советско-германского договора. Раппальский договор преду­сматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных рас­ходов. Германия отказалась от претензий в связи с национали­зацией в РСФСР частной собственности иностранцев. Договор предусматривал немедленное возобновление дипломатических отношений между двумя странами, а также развитие торговых, хозяйственных и правовых отношений на основе принципа наи­большего благоприятствования. Отойдя от единого фронта за­падных держав, Германия в 20-х годах стала союзником СССР на международной арене, несмотря на попытку советского руководства подтолкнуть ее в 1922-1923 гг. к пролетарской рево­люции.

Генуэзская конференция формально прервала свою работу, чтобы

6  Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001

про­должить ее в Гааге в качестве комиссии по русскому вопросу (лето 1922 г.). На конференции советская сторона огласила список предприятий ряда отрас­лей промышленности, которые предполагалось предоставить иностранным концессионерам. Но поскольку партнеры по переговорам предъявили ульти­мативные требования как в отношении долгов, так и в отношении восстанов­ления иностранной собственности, то делегация РСФСР фактически прервала переговоры, и вторая конференция не дала прямых результатов.

В Генуе Советское правительство предложило обсудить вопрос о всеоб­щем разоружении. Оно было отвергнуто. Тогда РСФСР обратилась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше с пред­ложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. Этому вопросу была посвящена конференция в Москве (декабрь 1922 г.). Советское правительство предложило за 1,5-2 года сокра­тить личный состав армий стран-участниц конференции на 75 %, соглашаясь свести численность РККА до 200 тыс. человек.7 Это и другие предложения правительство РСФСР рассматривало как первый шаг на пути к всеобщему разоружению Однако другие участники конференции после ряда дискуссий согласились подписать только договор о ненападении, но не общий договор о разоружении Советская сторона не пошла на это Московская конференция имела важное пропагандистское значение как первая международная конфе­ренция, собравшаяся на территории Советского государства и посвященная разоружению.

В конце 1922 г. в Лозанне (Швейцария) открылась международная конфе­ренция по ближневосточным вопросам. Советская страна была приглашена на нее для обсуждения частного вопроса - о черноморских проливах. На за­вершающее заседание конференции СССР фактически не был допущен и без его участия конференция в Лозанне приняла конвенцию о режиме проливов, установив беспрепятственный проход через них как торговых, так и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря

С 1927 г. СССР принял участие в работе Подготовительной комиссии к международной конференции по разоружению, наме­ченной в Женеве. Комиссия была образована Советом Лиги на­ций в 1925 г. Сама же Лига была создана в 1919 г. по инициативе президента США Вильсона как «инструмент мира во всем мире». Советский Союз не являлся ее членом, долго «разоблачал» импе­риалистическую политику стран-членов Лиги наций, но со второй половины 20-х годов пошел на сближение с этой крупнейшей международной организацией. Впервые участвуя в работе IV сес­сии (ноябрь 1927 г.), глава советской делегации, заместитель наркома иностранных дел М.М.Литвинов от имени Советского пра­вительства выдвинул программу всеобщего и полного разоруже­ния: роспуск всех вооруженных сил; уничтожение оружия;

7  Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001

ликвидация ВМФ и ВВС, морских и сухопутных баз, военных заво­дов; прекращение военного обучения граждан; принятие законов, отменяющих военную службу. Выступление Литвинова привлек­ло внимание общественности, однако руководители стран Запада ответили

на него отказом.

2.2 Договоры.

Вслед за Германией к середине 20-х годов Советский Союз был признан большинством ведущих стран мира, в том числе инициаторами военной интервенции (кроме США).

1 февраля 1924 г. впервые пришедшее к власти в Великобрита­нии лейбористское правительство (премьер-министр Макдональд) заявило о признании СССР де-юре. Установление дипломатиче­ских отношений с Англией явилось крупнейшим успехом внеш­ней политики СССР в 20-е годы. Финансовые взаимные претензии (по поводу потерь от национализации и интервенции) были сняты с повестки дня на неопределенное время, была при­знана монополия советской внешней торговли, для обеих стран устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В фев­рале 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Ита­лией (премьер Муссолини). Вслед за этим в 1924г. СССР был признан рядом других стран - Норвегией, Швецией, Данией, Ав­стрией, Грецией, Мексикой и др. В октябре 1924 г. правительство "левого блока" Франции во главе с Эррио, убежденным сторон­ником франко-советского сотрудничества, установило диплома­тические отношения с СССР. 1924 год вошел в историю совет­ской внешней политики как год широкого дипломатиче­ского признания СССР.

В мае 1924 г. были установлены дипломатические и консуль­ские отношения СССР с Китаем. Советское правительство анну­лировало все документы и договоры, заключенные царским пра­вительством с Китаем или с третьими странами в ущерб Китаю. Китайско-восточная железная дорога (КВЖД) была объявлена совместным коммерческим предприятием и должна была управ­ляться двумя странами на паритетных началах. В январе 1925 г. СССР установил дипломатические и консульские отношения с Японией. Японское правительство эвакуировало свои войска с Северного Сахалина (захваченного во время русско-японской войны). Советское правительство предоставило Японии концессии на Северном Сахалине, в частности, на эксплуатацию 50 % площади нефтяных месторождений. В 1924-1925 гг. СССР уста­новил дипломатические отношения с двенадцатью государствами Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений.

2.3 Конфликты.

В 20-е годы СССР был причастен к трем международным конфликтам (1923, 1927, 1929 гг.), которые отразились на его внутренней политике и судьбе НЭПа. Весной 1923 г. в со­ветских территориальных водах Белого моря были задержаны английские рыболовецкие траулеры. В связи с этим английское правительство опублико­вало «ультиматум Керзона», требуя в течение 10 дней отказаться от советской «антибританской» пропаганды на Востоке, отозвать советских представите­лей из Ирана и Афганистана, уплатить компенсацию за задержанные трауле­ры и за расстрел в 1920 г. английского шпиона. Одновременно в Белое море была отправлена канонерка для зашиты английских судов с правом приме­нить силу, «если это будет необходимо». СНК РСФСР пошел навстречу неко­торым требованиям. Одновременно рабочие ряда английских юродов (Бирмингема, Лондона и др.) пригрозили правительству всеобщей стачкой, если оно начнет войну против СССР. В итоге, конфликт был исчерпан ди­пломатическим путем. Кратковременность «военной тревоги 1923 г.» не изменила курс внутренней политики, но способствовала обострению первого кризиса НЭПа.

В мае 1927 г в поисках «агентов Коминтерна» английская полиция со­вершила налет на лондонскую контору англо-советского кооперативного об­щества (АРКОС) Обвинив СССР во вмешательстве во внутренние дела Анг­лии, английское правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 г. и разорвало дипломатические отношения с СССР. Снова заговорили о близости войны. «Военная тревога 1927 г.» затянулась до 1929 г. Вновь при­шедшие к власти в Великобритании лейбористы в ноябре 1929 г. восстанови­ли дипломатические отношения с СССР

Однако за эти годы ситуация в СССР существенно изменилась принимая необратимые формы. Она усугубилась в связи с ситуацией в Маньчжурии во­круг КВЖД. После переворота, осуществленного в Китае главнокомандую­щим Чан Кай-ши, Китай предъявил претензии на единоличное владение до­рогой, построенной Россией. Претензии были подкреплены провокациями, которые вошли в историю как «конфликт на КВЖД». В мае 1929 г. в Харбине («столице» КВЖД) был совершен налет на помещение Генерального консуль­ства СССР. Полиция искала «агентов Коминтерна». Было арестовано 39 со­ветских граждан. В июле того же года китайцы захватили телеграф КВЖД, по всей линии закрыли советские хозяйственные учреждения, в районе дороги арестовали более 200 граждан СССР.8 К осени число арестованных и поса­женных в концлагеря советских граждан превысило 2 тыс. человек.9 В августе китайские войска перешли советскую границу и вторглись на территорию СССР. 20 августа 1929 г. СССР разорвал отношения с Китаем. Частям Осо­бой Дальневосточной армии под командованием

8, 9  Орлов А.С. Основы курса истории России Москва «Простор» 2001

В.К.Блюхера было приказа­но очистить территорию СССР от налётчиков. К ноябрю 1929 г. эта задача была выполнена.

В двадцатые годы активизировалась деятельности советских коммунистов на международной арене. Она осуществлялась через сеть международных коммунистических, рабочих и крестьянских организаций. Все они в той или иной степени зависели от Коммунистического интернационала, который на своем III конгрессе (Москва, июль 1921 г.) выдвинул задачу скорейшего образования коммунистических партий, завоевания ими масс (лозунг «к мас­сам»), создания массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919 г.), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921 г.), Крестьянский интернационал (Крестинтерн, 1921 г.), Между­народная рабочая помощь (Межрабпом, 1921 г.), Международная организация помощи борцам революции (МОПР, 1922 г.). Во многом благодаря этим организациям СССР добился широкого международного признания в 20-е годы. Одновременно радикали­зация их деятельности вызвала повышенную настороженность правящих кругов многих стран к Советскому Союзу.

3. Внешняя политика 30-х годов.

3.1 Международное положение СССР в начале 1930-х годов.

Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политиче­ского положения на международной аре­не и расширение экономических связей. Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середи­не 1930-х годов; однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции.

В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР уве­личило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годах рез­кий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обес­печивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Запа­де. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на неже­лание лейбористского правительства обострять отношения с Мо­сквой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока ев­ропейских государств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церк­вей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. со­стоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследо­вания религии и христиан в СССР.

             

3.2 Укрепление международного положения СССР.

Коррективы    советской    внешнеторговой политики и приход к власти летом 1932 г. во Франции леворадикального правительства во главе с Э.Эррио положили начало укреплению международного положения СССР. В 1932 г. Совет­ский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Фин­ляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В том же году СССР восстановил дипломатические отношения с Китайской республи­кой. Осенью 1933 г. США признали СССР, установив с нашей страной дипломатические отношения. Нормализация советско-американских отношений стала главным успехом внешней поли­тики СССР 1930-х годов. В 1933-1935 гг. дипломатические отно­шения были также установлены с Испанской республикой, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др. странами. К середине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира.

В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Франци­ей направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельст­вом его возросшего влияния и авторитета. Не мировая револю­ция, а всемирное разоружение - такова была первая крупная внешнеполитическая инициатива сталинского руководства на международной арене.

На международной конференции по сокращению и ограниче­нию вооружений (Женева, 1932 г.) делегация СССР во главе с наркомом иностранных дел М.М.Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтоже­ние наиболее агрессивных типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию ми­ра». Ни одно из этих предложений не было поддержано женев­ской конференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе два основных решения - признание права Германии на «равноправие» в вооружениях и план «качественного разоружения» («план Макдональда»), предусматривавший пре­дельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции два будущих инициатора новой мировой войны - Япония и Германия - вышли из Лиги Наций.

В свою очередь, СССР на международной экономической кон­ференции (Лондон, июль 1933 г.) подписал с десятью государст­вами Конвенцию об определении агрессора. Агрессором призна­валось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбарди­рует его территорию или установит морскую блокаду.

Захват Японией составной части Китая - Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), с их откро­венными планами «похода на Восток», создали явную угрозу ми­ру. В этих условиях СССР был явно заинтересован в формирова­нии систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 г  он начал переговоры по этому вопросу с Францией и США.

          

3.3 Проблема коллективной безопасности в 1930-е годы.

Переговоры  о  Восточном  пакте (1933-1935 гг.), которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашения ряда европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских государств) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция настоя­ла, чтобы участниками пакта стали не только СССР, Польша, Че­хословакия, прибалтийские государства и Финляндия, но и Гер­мания; сама же она стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласился с этим. Однако переговоры зашли в тупик и фактически были свернуты из-за решительного возражения про­тив пакта Германии и Польши. Косвенным результатом перего­воров явились два договора о взаимопомощи, заключенные СССР с Францией и Чехословакией в 1935 г. При этом договор с Чехо­словакией содержал существенную оговорку, согласно которой обязательства о взаимопомощи действовали лишь при оказании одновременной помощи стороне-жертве нападения со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословакия ограничила возможность СССР по оказанию ей помощи в случае нападения агрессора.

Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР, вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрес­сию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском ре­гионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в ту­пик из-за отказа США поддержать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф.Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США.

3.4 Борьба с японской агрессией.

В июле 1937 г. Япония напала на Китай. В Азии началась затяжная воина. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о нена­падении. Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, кото­рые защищали китайские города от налетов японской авиации.

В 1938-1939 гг. японское правительство предприняло две попытки сорвать помощь Советского Союза Китаю и при благопри­ятных условиях захватить дальневосточные территории СССР. 29 июля 1938 г. японские войска вторглись на советскую террито­рию в районе озера Хасан. В качестве повода Япония выдвинула претензии на ряд высот в этом районе. Войска Дальневосточного фронта (командующий Маршал Советского Союза В.К.Блюер) к 11 августа 1938 г. отбросили противника и восстановили государ­ственную границу. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Агрессия «оправдывалась» претензиями на часть тер­ритории Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. СССР оказал соседу военную помощь. Бои шли с пере­менным успехом, достигнув наибольшего ожесточения во второй половине августа 1939 г. Советские войска были объединены в 1-ю армейскую группу под командованием Г.К.Жукова. К концу авгу­ста японские войска были отброшены в Маньчжурию; 15 сентяб­ря 1939 г. в Москве СССР, МНР и Япония подписали соглашение о ликвидации конфликта у реки Халхин-Гол.

В сентябре 1940тг. в Токио был подписан германо-японо-итальянский военный пакт. Согласно ему, Япония признала право Германии и Италии на создание «нового порядка» в Европе, а Германия и Италия - право Японии на создание «нового поряд­кА» в Восточной Азии. В то же время советские дипломаты смог­ли добиться заключения с Японией пакта о нейтралитете (13 ап­реля 1941 г).

3.5 Англо-франко-советские переговоры 1939 г.

В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять   свои   агрессивные планы по «расширению жизненно­го пространства». В марте 1938 г. она оккупировала Австрию, в сентябре 1938 г. на Мюнхенской конференции добилась от Анг­лии и Франции согласия на присоединение Судетской области, составной части Чехословакии («Мюнхенский сговор»). В марте 1939 г. Германия захватила всю территорию Чехословакии. Чехия и Моравия были присоединены к Германии в качестве протекто­рата, а в Словакии было создано марионеточное правительство. Чехословацкая армия без сопротивления была разоружена, ее оружие и военное снаряжение перешли германским вооруженным силам.

В условиях роста военной угрозы со стороны Германии в Мо­скве в марте-августе 1939 г. велись англо-франко-советские пере­говоры по заключению договора о взаимопомощи. Камнем пре­ткновения на переговорах явилась позиция Англии и Франции, которые добивались безусловного вступления в войну СССР, если они подвергнутся агрессии, сами же оговаривали свою помощь Советскому Союзу рядом условий. Поскольку СССР не имел об­щей границы с Германией, он добивался от партнеров по перего­ворам согласия на проход своих войск через территорию Польши; получив отказ, советская делегация 22 августа прервала перего­воры. Провал переговоров был выгоден Германии, которая смог­ла сорвать тройственный антигерманский военный союз.

3.6 Советско-германские переговоры 1939 г.

В мае 1939 г. Германия заявила о желаний улучшить отношения с СССР, если он не пойдет по пути «окружения» Германии вместе с Англией и Францией. 23 августа 1939 г. в Московском Кремле нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет. Он предусматривал как отказ от агрессии в отношении друг друга, так и от поддержки третьих стран, в случае их напа­дения на одну из договаривающихся стран.

28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали договор «О дружбе и границах». Он предусматривал прекращение антифаши­стской пропаганды в СССР и антикоммунистической пропаганды в Германии, налаживание всесторонних отношений между двумя странами и установление общей границы, прошедшей по терри­тории разгромленной Польши (по рекам Западный Буг и Нарев).

Существование секретного протокола к договору о ненападении с Германией долгое время категорически отрицалось советской дипломатией и исторической наукой. Это привело к появлению теорий, согласно которым СССР несёт значительную долю ответственности за развязывание Второй мировой войны. Однако нельзя забывать, что инициаторами курса на подготовку войны были фашистские режимы Германии и Италии.

Лидеры всех стран, как СССР, так и государств Запада, в 30-е гг. недооценили опасность фашизма. Это тяжёлым бременем легло на плечи их народов. Летом 1939 г. Действительно был упущен последний шанс поставить преграду на пути фашистской агрессии.

Помехой оказались попытки политиков стран Запада следовать курсу умиротворения Германии, их недоверие к СССР. Они подтолкнули Советский Союз к проведению политики, которую У. Черчилль охарактеризовал как «холодно расчётливую» и «в высшей степени реалистичную».

3.7 Расширение СССР.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. 3 сентября Франция

и Англия объявили Германии войну. Началась вторая мировая война. В корот­кий срок польская армия была разгромлена, правительство Польши бежало в Лондон. 17 сентября Красная Армия перешла советско-польскую границу и к концу сентября присоединила к СССР захваченные Польшей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии. Польша как самостоятельное государство перестала существовать. 28 сентября - 10 октября 1939 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение   советских   гарнизонов и военно-морских баз на территории Эстонии, Латвии и Литвы.

В марте 1939 г. СССР предлагал Финляндии заключить дого­вор о взаимопомощи. Получив отказ, он в октябре того же года предложил отодвинуть на несколько десятков километров совет­ско-финляндскую границу на Карельском перешейке, а также сдать Советскому Союзу в аренду участок финской территории у входа в Финский залив для защиты Ленинграда. Правительство Финляндии отвергло это предложение. Советское руководство решило достичь своих внешнеполитических целей силой. 30 но­ября 1939 г. началась 104-дневная советско-финляндская война. Ценой больших потерь Красная Армия лишь в феврале прорвала мощную систему укреплений («линия Маннергейма») и устреми­лась к центру Финляндии и ее столице. Руководство Финляндии предложило переговоры, и 12 марта 1940 г. в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Финляндия отказалась от участия в антисоветских коалициях, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км от Ленинграда (до Выборга), передала СССР ряд других территорий, а также остро­вов в Финском заливе, сдала ему в аренду на 30 лет полуостров Ханко. Большая часть присоединенных территорий была объеди­нена с Карельской АССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР и включили в состав СССР на правах союзной рес­публики. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава.

В июне 1940 г. Советское правительство обвинило правитель­ства прибалтийских государств в нарушении пактов о взаимопо­мощи и ввело на территорию Прибалтики дополнительные вой­ска. Военное давление СССР привело к изменению политической ситуации в Эстонии, Латвии и Литве. Там были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г. Литовская, Латвийская и Эстонская советские социалистические  республики  стали  составными  частями Советского Союза.

В конце июня 1940 г. правительство СССР направило ультима­тум Румынии, требуя срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г. и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы. Не получив поддержки со стороны Германии, правительство Румынии было вынуждено удовлетво­рить советские требования. 30 июня Красная Армия заняла осво­божденные территории, выйдя на реку Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики. Северная Буковина вошла в состав УССР

В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик, значительно уве­личилась европейская территория Советского Союза. Это создало условия для укрепления обороноспособности СССР на северо­-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены.

4. Список используемой литературы:

1.   Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. Москва «Простор» 2001

2.   Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. Москва «Русское слово» 2003

3.   Электронная большая советская энциклопедия в 30-и томах.

4.   Энциклопедия для детей. Том 5 История России и её ближайших соседей. Часть 3. XX век. Москва «Аванта+» 2002