М. Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Господа Головлевы»

реферат

по литературе

                                                                                ученицы 102 класса

                                                                                МОУ «Лицей №3»

                                                                                Голубковой Надежды.

ПЛАН РЕФЕРАТА:

1.     Вступление. Биография М. Е. Салтыкова-Щедрина.

2.     История создания романа «Господа Головлевы».

3.     Обличение Иудушки в романе.

4.     Обличительная сущность романа «Господа Головлевы».

5.     Заключение. Значение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе и жизни русского общества.

- 1 -

                                                             Никто не карал наших общественных

                                                             пороков словом более горьким, не

                                                             выставлял перед нами наших общественных

                                                             язв с большей беспощадностью.

                                                                                                      Н. Г. Чернышевский

1.    Вступление. Биография М. Е. Салтыкова-Щедрина.

     Михаил Ефграфович Салтыков родился в Центральной России – в Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду, мать – из семьи богатого московского купца. Детство и отчасти юношеские годы писателя прошли в родовой усадьбе отца, в обстановке «повседневного ужаса» крепостнического быта, впоследствии описанного им в «Пошехонской старине». Учился Салтыков в пансионе Московского дворянского института, в 1844 году окончил Царскосельский лицей. В течение многих лет служил чиновником в различных ведомствах, а в 1858 – 1862 г.г. был вице-губернатором в Рязани, а затем в Твери. Служба дала Салтыкову огромный запас наблюдений и материалов для его произведений, разоблачавших насквозь прогнивший самодержавно-крепостнический государственный и административный аппарат.

     В 60-е годы писатель сблизился с лидерами революционной демократии, а после ареста Чернышевского по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник». После увольнения в отставку с запрещением занимать какие-либо должности на государственной службе в 1868 – 1884 г.г. Салтыков становится соредактором журнала «Отечественные записки», всецело уходит в писательство и редакторский труд.

- 2 -

За свою раннюю юношескую повесть «Запутанное дело» (1848), в

которой идеологи самодержавия усмотрели стремление к распространению революционных идей, он поплатился многолетней ссылкой в глухой в то время провинциальный город Вятку. Вернувшись после изгнания в Петербург, он создает свои знаменитые «Губернские очерки» (1856 – 1857),  опубликованные псевдонимом «Н. Щедрин», навсегда закрепившимся за писателем.

     Блестяще начатое творчество сатирика-демократа в последующие три с лишним десятилетия приобретало все более широкий размах и становилось все более воинствующим. На протяжении 50 – 80-х годов голос гениального сатирика, общественного «прокурора русской жизни», как называли его современники, громко и гневно звучал на всю Россию, вдохновляя лучшие силы нации на борьбу с социально-политическим режимом самодержавия.

     В книге очерков «За рубежом» (1880 – 1881) Щедрин на основе своих впечатлений от заграничных путешествий остро критикует классовый характер западноевропейского буржуазного парламентаризма. В романе «Современная идиллия» (1877 – 1883) он заклеймил презрением тех представителей либеральной интеллигенции, которые в годы реакции, поддавшись постыдной панике, уходили от активной общественной борьбы в узкий мирок личных интересов или же действовали «применительно к подлости». В «Сказках» (1882 – 1886), этой малой сатирической энциклопедии народа, созданной на последнем этапе творчества, он продолжал наносить меткие удары по всем косным силам общества и с чувством глубокого сострадания изобразил трагические бедствия русского крестьянства, изнывавшего под тройным гнетом – бюрократии, помещиков и буржуазии.

- 3 -

      «Умру на месте битвы», - говорил сатирик. И он до конца дней

своих оставался верным этому обещанию. Он мужественно одолевал и огромное напряжение творческого труда, и систематические правительственные гонения, и тяжкие физические недуги, терзавшие его в течение многих лет. Могучая сила передовых общественных идеалов, которым Щедрин служил до конца жизни со всей страстью своего воинствующего темперамента, высоко поднимала его над личными невзгодами, не давала замереть в нем художнику и была постоянным источником творческого вдохновения.

- 4 -

2.    История создания романа «Господа Головлевы».

     Все созданные Салтыковым сатирические циклы, от «Губернских очерков» до «Круглого года», в 1879 – 1881 годах вышли повторно. Обилие переизданий за такой кратчайший срок необычайно. Вызывалось оно прежде всего огромной популярностью писателя. Появилось стремление подытожить свой творческий путь и у самого сатирика.

     Именно в эту пору Салтыков задумывает из серии «Благонамеренные речи» выделить так называемые головлевские очерки, которые сразу же обратили на себя внимание. С похвалой отозвались о них Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, литературный критик П.  В. Анненков.

     Салтыков решает продолжить начатую тему. В особом рассказе он думает изобразить «конец головлевского семейства».

     Мысль выделить хронику Головлевых в самостоятельный роман вполне созревает еще весной 1876 года. В течение года появляются в печати четыре новые главы. И только в майской книжке «Отечественных записок» за 1880 год Салтыков помещает «Последний эпизод из Головлевской хроники», а в июле того же года впервые издает «Господ Головлевых».

     Роман-хроника как-то естественно отпочковался от цикла «Благонамеренные речи». Больные вопросы современности воздействовали на его идейное и художественное оформление.

     В преддверии новой революционной ситуации 1879 – 1881 годов Салтыков-Щедрин различал резкие очертания «переворотившейся» России. Поездки за границу расширили круг

его наблюдений. Охват жизни в очерках заметно расширился.

- 5 -

     Злободневность замысла «Господ Головлевых» можно по достоинству оценить, если вспомнить, как активно обсуждалось в это время проблема семьи в газетных статьях, научных трактатах, в художественной литературе и официальных документах.

     Со страниц благонамеренной печати не сходили такие напыщенные высокопарные заявления, как: «Сила и крепость государства находятся в прямой зависимости от силы и крепости семейного союза в стране».

     Слава создателя головлевской хроники перешагнула границы России.  «Господа Головлевы»  были переведены на многие языки мира. Знаменитый американский писатель Теодор Драйзер так вспоминал в 1939 году о первом своем чтении основного труда Салтыкова: «Книга настолько по-особому, так живо и действенно изображала русскую семью и все ее окружение, что это заставило меня увидеть в авторе не только выдающегося писателя своего народа, но и фигуру мирового значения».

- 6 -

3. Обличение Иудушки в романе.

     В пустословии Салтыков-Щедрин уличает всех Головлевых. Но самым отвратительных из героев романа, без сомнения, является Иудушка – Порфирий Владимирыч, прозванный в семье еще с детства кровопивушкой.

     Эпизоды, рисующие детство Иудушки, раскрывают историю формирования психики этого лицемера-стяжателя. В варварски жестокой среде помещиков-крепостников наказание непослушных и поощрение почтительных детей осуществлялось в грубо материальной форме, в виде худших и лучших кусков за столом. Ради вознаграждения Порфиша прикидывался ласковым сыном, заискивал перед матерью, наушничал, лебезил, всячески показывал, что он – «весь послушание и преданность». Хотя Арина Петровна с подозрительности относилась к этой сыновей кротости, смутно угадывая в ней коварный умысел, она все же не могла устоять перед нею и искала для сына «лучшего куска на блюде».

     Притворная почтительность как способ получения желаемого куска – это и есть, та простейшая истина, которая запала в детскую душу Порфиши и, все более развиваясь в дальнейшем, сделала его лицемером-хищником Иудушкой. Если в детстве Иудушка за сыновнюю преданность получал лучшие куски за столом, то впоследствии он получил за это «лучшую часть» при разделе имения. Он стал владельцем всего Головлева, овладел имением брата Павла, прибрал к своим рукам все капиталы матери, обрек эту некогда грозную и властную хозяйку на смерть в одиночестве и сам сделался властелином всех головлевских богатств.

     Свойственные Арине Петровне и всему «головлевскому роду»

- 7 -

черты бессердечного стяжательства развились в Иудушки до предельного выражения. Если чувство жалости к сыновьям и внучкам временами все-таки посещало душу Арины Петровны, то Иудушка был «неспособен не только на привязанность, но и на простое жаленье». Его нравственное очерствение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал на гибель поочередно каждого из троих своих сыновей – Владимира, Петра и младенца Володьку.

     В Иудушке Головлеве без труда угадываются и чудовищная скупость Плюшкина, и хищная хватка Собакевича, и жалкое скопидомство Коробочки, и слащавое празднословие Манилова, и беспардонное лганье Ноздрева, и даже плутовская изобретательность Чичикова. Все это есть в Иудушке, и вместе с тем ни одна их этих черт, отдельно взятая, и даже совокупность их, не характеризуют главного в этом образе. Иудушка не повторяет гоголевских героев, хотя во многом соприкасается с ними многими точками как их младший собрат по классу и как их законный «наследник» в сатире. Он является в целом совершенно новым литературным типом. Его основное оружие, его доминирующая черта – лицемерие, а в связи с этой главной чертой и все другие черты выступают в новом сочетании, в новом качестве.

     Одним словом, это Иудушка – лицемер, кляузник, сутяга, пустослов. Лицемерие – вот то средство, к которому все более и более прибегают представители выморочного класса, чтобы отстоять свои позиции в жизни.

     В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Каждая из этих двух основных особенностей его характера в свою

- 8 -

очередь отягощена дополнительными чертами. Он хищник-садист. Он любит «пососать кровь», находя в страданиях других наслаждение. Неоднократно повторенное сатириком сравнение Иудушки с пауком, ловко расставляющим сети и сосущим кровь попадающих в них жертв, чрезвычайно метко характеризует хищную Иудушкину манеру. Он лицемер-пустослов, прикрывающий свои коварные замыслы притворно-ласковой болтовней о пустяках.

     Иудушка во всех отношениях личность ничтожная, скудоумная, никчемная, мелкая даже в смысле своих отрицательных качеств. И вместе с тем это полное олицетворение ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы, и происходит это потому, что оно опирается на крепостническую мораль, на закон и религию.

     В последней главе романа («Расчет») Щедрин ввел трагический элемент в картину переживаний Иудушки, показав в нем «пробуждение одичалой совести». Совесть пробудилась в Иудушке, но слишком поздно и потому бесплодно, пробудилась тогда, когда хищник уже завершил круг своих преступлений и стоял одной ногой в могиле. Только теперь, когда он увидел перед собой признак неотвратимой смерти, когда наступил момент «расчета», - только теперь пробуждается «одичалая совесть», и это пробуждение является лишь одним из симптомов физического умирания.

     Проблеск совести у Иудушки – это лишь момент предсмертной агонии, это та форма личной трагедии, которая порождается только страхом смерти, которая поэтому остается бесплодной, исключает всякую возможность нравственного возрождения и лишь ускоряет

- 9 -

«развязку», «саморазрушение» личности.

     Иудушка Головлев – поистине общечеловеческое воплощение всей внутренней мерзости, порождаемой господством эксплуататоров, глубокая расшифровка внутренней сущности буржуазно-дворянского лицемерия, психологии зверских замыслов, прикрытых благонамеренными речами. Как литературный тип Иудушка Головлев служил и долго еще будет служить острым оружием общественной борьбы.

    

    

- 10 -

4. Обличительная сущность романа «Господа Головлевы».

     Роман «Господа Головлевы» стоит в ряду лучших произведений русских писателей (Гоголя, Гончарова, Тургенева, Толстого и многих других), изображающих жизнь дворянства, и выделяется среди них беспощадностью отрицания того социального зла, которое было порождено в России господством помещиков.

     Семья Головлевых, взятая в целом, головлевсая усадьба, где развертываются основные эпизоды романа, - это собирательных художественный образ, обобщивший типичные черты быта, нравов, психологии помещиков, весь деспотический уклад их жизни накануне отмены крепостного права и после нее.

     Всем смыслом своим роман Щедрина напрашивается на сближение с «Мертвыми душами» Гоголя. Тесная близость двух гениальных творений критического реализма обусловлена родственностью выделенных в них социальных типов и единством пафоса отрицания. «Господа Головлевы» воспитывали читателя в той школе ненависти к дворянству, основание которой положено «Мертвыми душами».

     Процесс омертвения душ крепостников-эксплуататоров был ускорен крестьянской реформой, и его последствия к 70м годам стали особенно очевидны. Щедрин показывал «мертвые души» на этой более поздней стадии их исторического разложения и как революционный демократ отрицал их с высоты передовых общественных идеалов. В связи с этим все признаки социальной гангрены представлены в Головлевых в более сильной степени и выводы автора относительно исторической обреченности

- 11 -

дворянства приняли характер окончательного, категорического приговора, не оставлявшего места для головлевских иллюзий о нравственном перерождении паразитического класса.

     «Головлево – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву». Здесь все напоминало об угнетении, напоминало глухо запертую тюрьму. Жаждущему жизни и света здесь давали «вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушку».

     Молодые существа рвались прочь из этого обиталища смерти. Но, вырвавшись, они, не подготовленные ни к какой разумной человеческой деятельности, спешили насладиться отравами жизни и преждевременно гибли. Независимо от того, умирали ли они вдали от Головлева, как умерли сыновья Иудушки Владимир и Петр и его племянница Любинька, или же возвращались умирать в Головлево, как Степка-балбес или Аннинька, во всех случаях Головлево было источником смерти. Здесь проникал в молодые существа разрушительный яд.  «Все смерти, все отравы, все язвы – все идет отсюда». Головлевщина – это саморазложение жизни, основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком.

     От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней странице: ночь, темно, в доме ни малейшего шороха, на дворе мокрая мартовская метель, у дороги – закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, «последнего представителя выморочного рода».

     Ни одной смягчающей или примиряющей ноты – таков расчет Салтыкова-Щедрина с головлевщиной. Не только конкретным

- 12 -

содержанием, но и всей своей художественной тональностью, порождающей ощущение гнетущего мрака, роман «Господа Головлевы» вызывает у читателя чувство глубокого нравственного и физического отвращения к владельцам «дворянских гнезд».

     В своем суровом приговоре крепостничеству Щедрин с непревзойденной остротой разоблачил пагубное, развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показал неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.

- 13 -

5. Заключение. Значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе и жизни русского общества.

     Произведения Салтыкова-Щедрина служат исключительными по своей ценности  источниками познания старой России. Крепостная Россия классически изображена им в монументальном полотне «Пошехонской старины» и в ряде других произведений. Широкая картина русской жизни последних лет крепостного строя дана в «Губернских очерках». Бурный период непосредственной подготовки и проведения крестьянской реформы, накал классовой борьбы, приведший к созданию в стране революционной ситуации, показан в «Невинных рассказах» и «Сатирах в прозе».   

     Отрицая, осмеивая и бичуя весь современный и социально-политический «порядок вещей», всю совокупность общественных отношений, как они сложились на русской почве, сатира Щедрина направляла свою критику на самые основы частно-собственнического общества. Писатель показывал, что те установления, которые были созданы классовым обществом в ходе его восходящего движения, исторически изжили себя, превратились в «призраки», в «безобразный кумир».

     Щедринская сатира с самого начала своего возникновения находилась в строю освободительной борьбы в России, занимая в нем важное место. Она выполняла в духовной жизни русского общества очистительную работу выдающегося значения. Она поддерживала оружием сатирической критики, оружием смеха все живые борющиеся силы нации, разрушала социальную ложь

- 14 -

правящих классов, развеивала иллюзии предубеждения и страха, боролась всеми средствами с государственным насилием противонародной власти и наносила удары по всем другим устоям и силам реакции.

     «Писатель, - утверждал Салтыков-Щедрин, - которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать на значение выше посредственного и очень скоропреходящего». Эпоха 40 – 80 гг. XIX века, на которую падает писательский труд Щедрина, - одна из значительнейших в русской истории. Это была эпоха, когда сложившаяся на протяжении веков феодально-крепостническая Россия пришла в движение, когда в величайших социальных потрясениях, при безмерной нужде и страданиях многомиллионных крестьянских масс, происходило «таинство рождения» русского промышленного капитализма, ломавшего на своем пути все «вековые устои» старой патриархальной Руси. Вот эту-то картину разложения, упадка крепостничества и рождения капитализма и писал Салтыков-Щедрин. Писал не как бесстрастный летописец, и не как ученый или историк, а как художник, страстно относящийся к действительности, пытающийся воздействовать на нее, изменять ее в направлении своих идеалов. Все произведения Щедрина сливаются в одно огромное художественное полотно, изображающее целую историческую эпоху. Писателю удалось отразить в своем горьком и гневном творчестве действительно «все боли» современного ему общества, и именно поэтому Салтыков –Щедрин навсегда приобрел выдающееся и непреходящее значение в русской литературе.

                                                   - 15 -

Библиография:

1.     Д. С. Лихачев, С. И. Машинский, С. М. Петров, А. И. Ревякин «Русские писатели», изд-во «Просвещение», Москва, 1971 г.

2.     «История всемирной литературы», т. седьмой, изд-во «Наука», Москва, 1991 г.

3.     Д. Николаев «Смех Щедрина», изд-во «Советский писатель», Москва, 1988 г.

4.     Е. И. Покусаев, В. В. Прозоров «Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин», изд-во «Просвещение», Ленинград, 1977 г.

5.     В. В. Прозоров «Салтыков-Щедрин», изд-во «Просвещение», Москва, 1988 г.

6.     А. С. Бушмин «Салтыков-Щедрин», изд-во «Современник», Москва, 1976 г.

7.     А. Турков «Салтыков-Щедрин», изд-во «Советская Россия», Москва, 1981 г.

8.     «История русской литературы», т. третий, изд-во «Наука», Ленинград, 1982 г.

- 16 -