Местные налоги экономическая сущность, необходимость и проблемы взимания

Государственная академия сферы быта и услуг

Поволжский Технологический Институт Сервиса

кафедра «Финансы и кредит»

Курсовая работа

по предмету «Налоги и налогообложение»

на тему:

Местные налоги: экономическая сущность,

 необходимость и проблемы взимания.

Выполнила:

Студентка гр. Фз-3С

ФПППК

Медведева Н. А.

Преподаватель:

Старикова С. С.

Тольятти 2000-2001 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.                                                                                                  3

1.     Сущность налогов, классификация и значение местных налогов в налоговой системе РФ.

1.1.              Сущность налогов.                                                                        4

1.2.              Классификация налогов.                                                               5

2.     Местные налоги их экономическая сущность.

2.1.              Местные налоги, их сущность и виды.                                         8

2.2.             Значение местных налогов и особенности их уплаты                             31
3       Проблемы взимания местных налогов и способы их устранения

3.1.    Проблемы взимания местных налоговая база                               34

3.2.    Способы устранения проблем взимания местных налогов           36

Заключение.                                                                                             38
Список использованной литературы.                                                  39

Введение.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Российской Федерации ее возможностями полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе.

Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.

Темой курсовой работы была выбрана следующая «Местные налоги: экономическая сущность, необходимость и проблемы взимания». Интерес с моей стороны возник не случайно. В последнее время роль местных налогов и сборов, являющихся составной частью действующего налогового законодательства, в формировании местных бюджетов существенно изменилась. Как это отразилось на работе налоговых органов РК и на поступлениях в местные бюджеты?

Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных с взиманием местных налогов, и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, значение местных налогов в налоговой системе Российской Федерации, сущность местных налогов, их классификация, а также непосредственно проблемы взимания местных налогов.

1.      Сущность налогов, классификация и значение

 местных налогов в налоговой системе Российской Федерации.

1.1.      Сущность налогов.

Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Налоги – представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги уплачиваются налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемые законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог это – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения средств или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

1.2.      Классификация налогов.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. К их числу относятся:

·  подоходный налог;

·  налог на прибыль;

·  ресурсные платежи;

·  налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара  или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями. К ним относятся:

·  налог на добавленную стоимость

·  таможенная пошлина

·  налоги на операции с ценными бумагами и другие.

Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов – и фискальную и экономическую; под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее  материальную и техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Согласно части первой Налогового кодекса РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

·  федеральные налоги и сборы;

·  региональные налоги и сборы;

·  местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

4        налог на добавленную стоимость;

4        акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

4        налог на прибыль (доход) организаций;

4        налог на доходы от капитала;

4        подоходный налог с физических лиц;

4        взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

4        государственная пошлина;

4        таможенная пошлина и таможенные сборы;

4        налог на пользование недрами;

4        налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

4        налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

4        сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

4        лесной налог;

4        водный налог;

4        экологический налог;

4        федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

·  налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом;

·   порядок и сроки уплаты налога;

·  формы отчетности по данному региональному налогу.

Другие элементы устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

4       

4       

4       

4       

4       

4       

4       

При ведении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:

· 

· 

· 

Иные элементы устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. К местным налогам относятся:

4       

4       

4       

4       

4       

2.      Местные налоги их экономическая сущность.

2.1.      Местные налоги, их сущность и виды.

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.

Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:

5.    Налог на имущество с физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

6.    Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.

7.    Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.  Сумма сбора по налогу зачисляется в бюджет по месту их регистрации.

8.    Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица – размера 3% от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами власти – местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах – на собраниях и сходах жителей.

5.    Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% стоимости услуг по рекламе.

9.    Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Ставка налога – не выше 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

Федеральным законом от 31.07.1998 №150-ФЗ установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов Российской Федерации налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются следующие налоги

1.    Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.

2.    Курортный сбор.

3.    Сбор за право торговли.

4.    Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

5.    Сбор с владельцев собак.

6.    Лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями.

7.    Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.

8.    Сбор за выдачу ордера на квартиру.

9.    Сбор за парковку автотранспорта.

10.    Сбор за право использования местной символики.

11.    Сбор за участие в бегах на ипподромах.

12.    Сбор за выигрыш на бегах.

13.    Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

14.    Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами.

15.    Сбор за право проведения кино- и телесъемок.

16.    Сбор за уборку территории населенных пунктов.

17.    Сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры).

Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включают в налогооблагаемую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, выпущенных в обращение до 17 августа 1998 года, при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги. Указанные организации не включают в налогооблагаемую базу при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти – местными Советами народных депутатов.

При исчислении суммы этого налога исключаются расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.

Налоги указанные в пунктах 1-3 (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор) устанавливаются законодательными актами Российской федерации и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно–территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.

В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.

Налог, предусмотренный в подпункте 5 может устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти – местных Советов народных депутатов.

Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских представительных органов государственной власти – в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.

Расходы предприятий и организаций по уплате целевых сборов, указанных в пунктах 4, 5, 6 (целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога – на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль (доход).

При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», взимание местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором или осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» [Налоговый кодекс Российской федерации: часть первая. С постатейными комментариями к изменениям и дополнениям/Составитель и автор комментариев В.Р. Захарьин.– М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.–208 с.]

Налог на имущество граждан

Плательщиками налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (далее именуемые «граждане, имеющие на территории России в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (далее именуемые «строения, помещения и сооружения»), а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

Налог на имущество граждан исчисляется налоговым органом по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение, которое вручается плательщику налога. В случае, когда гражданин не проживает в месте нахождения строения, помещения и сооружения а также в месте регистрации транспортного средства, платежное извещение на уплату исчисленного налога направляется гражданину по месту его жительства либо лицу, которое уполномочено плательщиком управлять принадлежащим ему строением, помещением, сооружением, с указанием бюджетного счета, на который зачисляются платежи по этому налогу.

За перечисленное выше имущество, не имеющее собственника, собственник которого не известен или учитываемое налоговыми службами как бесхозное, налог не взимается.

За строения, помещения, сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

За строения, помещения, сооружения, а также транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.

Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта обложения.

От уплаты налогов на имущество освобождаются полностью:

·  Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

·  инвалиды I и II групп;

·  участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите бывшего СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах, учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

·  лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

·  лица, получившие льготы в соответствии с Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются полностью:

· 

·  солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы из числа военнослужащих – на период прохождения действительной военной службы

От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, имеющие моторные лодки с мотором мощностью не более 10 л.с. или 7,4 кВт.

Местные органы власти имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам, установленным законом, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогам на строения, помещения, сооружения, а также транспортные средства, они освобождаются от указанных платежей начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу.

При утрате в течение года права на льготу обложение указанными налогами производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

Законодательство о налогах на имущество физических лиц не затрагивает установленных в соответствии с международными договорами бывшего СССР и РФ налоговых привилегий персонала иностранных дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним в отношении налоговых привилегий учреждений и организаций иностранных государств и международных организаций.

Граждане, имеющие право льготы, должны подтвердить это право необходимыми документами.

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается гражданами ежегодно по ставке 0,1 % от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, – от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.

Если строение, помещение и сооружение отчуждено в течение года от одного гражданина – плательщика к другому (купля-продажа, мена, дарение), налог на строения, помещения и сооружения исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новому собственнику – начиная с того в котором возникло это право.

За строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

Налоговые органы вручают наследникам извещение на уплату налога по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства, при этом налог должен быть исчислен за весь период, истекший со дня открытия наследства.

За вновь возведенные гражданами строения, помещения, сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.

В случае когда отдельные граждане и другие указанные лица, имеющие строения или сооружения на протяжении года, возвели в месте нахождения этих и сооружений новые постройки (гаражи, сараи и др.) или произвели постройки, надстройки к основным строениям, за такие постройки, пристройки, надстройки налог взимается также с начале следующего за их возведением.

В случав уничтожения, сноса или полного разрушения строений, помещений и сооружений взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено, снесено или разрушено.

Налог на транспортные средства взимается ежегодно в зависимости от мощности мотора. Он исчисляется ежегодно по состоянию на 1 января на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

В случае уничтожения или полного разрушения, при переходе права собственности, а также по вновь приобретенным транспортным средствам, налог уплачивается в том же порядке, как и налог на помещения, строения, сооружения.

Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, предоставляются налоговым органам органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, бесплатно в согласованные сроки.

До начала исчисления налогов на имущество граждан налоговые органы обязаны обеспечить получение и полноту сведений, необходимых для учета плательщиков и исчисления налогов.

Налоговые органы, исчислившие налог на строения, помещения и сооружения, а также налог на транспортные средства, вручают гражданам платежные извещения на уплату указанных налогов не позднее 1 августа. Уплата налогов производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В случае когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения.

Начисленные ранее суммы могут быть снижены или отменены в связи с возникновением права на льготы, утраты права собственности и по другим причинам.

Пеня, уплаченная по этим срокам, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа. Излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платежа по очередному сроку.

Возврат неправильно исчисленных налогов за прошлые годы производится не более чем за три предыдущих года в таком же порядке.

За просрочку платежей налогов гражданами начисляется пеня в установленном размере с сумм недоимки за каждый день просрочки.

В случае несвоевременной уплаты налогов к виновным в этом гражданам применяются меры, установленные для взыскания не внесенных в срок налогов неналоговых платежей, в соответствии с действующим законодательством.

Обжалование действий налоговых органов и должностных лиц производится в порядке, предусмотренном Законом РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР».

Налог на землю

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:

·  земельный налог;

·  арендная плата;

·  нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам (сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества животноводства, кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства, жилищного дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы).

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лица и гражданам собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений и сооружений.

Если земельный участок, обслуживающий строения, находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. Площадь земли, которая находится в совместном пользовании этих лиц и граждан, распределяется между ними для исчисления налогов пропорционально площади строений, находящихся в их раздельном владении. За земельные участки, обслуживающие строения, находящиеся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется каждому из этих собственников соразмерно и доле на эти строения, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право собственности, владения и пользования этими земельными участками или соглашением сторон.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

·  заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

·  предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

·  научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

·  учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

·  предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования;

·  участники инвалиды Великой Отечественной войны, событий в Афганистане, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также лиц, приравненных к ним на основании Постановления Правительства РФ. Льгота предоставляется на основании «Удостоверения участника войны»;

·  инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также лиц, приравненных к ним на основании Постановления Правительства РФ. Льгота предоставляется на основании «Удостоверения инвалида Отечественной войны», «Удостоверения инвалида о праве на льготы», пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии;

·  учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;

·  высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук. Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

·  государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ;

·  земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ;

·  санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Не облагаются земельным налогом:

·  земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации, к которым относятся земельные полосы шириной 30—50 м, как в пограничной полосе, так и за ее пределами, а также 5-метровая полоса вдоль государственной границы РФ, предоставленные в бессрочное пользование погранвойскам для обеспечения государственной безопасности;

·  земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. При этом за земельные участки, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в населенных пунктах налог взимается на общих основаниях. При использовании не по целевому назначению (не для сельскохозяйственного производства) земли, предоставленной гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, указанная льгота не применяется.

Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. При этом период освоения контролируется местными органами государственной власти.

Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу, по земельному налогу они освобождаются от указанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права. При переходе в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому – начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю», которые дифференцируются по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам размере 3% ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для соответствующих зон данного города или поселка.

Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере 1% ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа. Налог за часть площади дачных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, расположенных в городах и рабочих поселках сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15%, а свыше двойной нормы – по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме. По вновь отведенным земельным участкам – в течение месяца с момента их предоставления.

Если объекты обложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется расчет налога за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

За земельные участки, предоставленные в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог за эти участки взимается с арендодателя.

Споры, возникающие по вопросам, касающимся земельного налога, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения.

Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с возникновением права на льготы и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром обложения или возникновением у плательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежавшие снижению, исключаются равными долями по двум срокам уплаты. Если сумма налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью уплачена, приходящаяся на этот срок сложенная сумма исключается из очередного срока уплаты. Пеня, уплаченная по этому сроку, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платеж по очередному сроку. Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм оба срока уплаты истекли и налог полностью уплачен, переплата возвращается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки.

При проверке налоговым органом с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельные участками, планам и другим документам, отражающим данные о площади земельных участков.

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном законодательством, с суммы недоимки за каждый день просрочки.

Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти. Земельный налог учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

4        финансирование мероприятий по землеустройству;

4        ведению земельного кадастра, мониторинга;

4        охране земель и повышению их плодородия;

4        освоению новых земель;

4        на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование.

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством России.

При определении нормативной цены земли за основу принимаются ставки земельного налога с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, использованных при установлении налога.

Льготы, предоставленные по земельному налогу, при расчете нормативной цены земли не учитываются.

Регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Плательщиками регистрационного сбора являются физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.

Предельные ставки регистрационного сбора, а так же категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации.

Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства.

Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ.

Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Одни экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр — направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации подлежит возврату в 15-дневный срок:

·  по истечении срока, на который выдано свидетельство;

·  с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдающей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности;

·  в случаях выхода из состава полного товарищества;

·  в иных случаях, предусмотренных законодательством.

При регистрации полного товарищества в соответствии с действующим законодательством либо при вступлении в такое товарищество физическому лицу — участнику этого товарищества выдается свидетельство о государственной регистрации. При этом регистрационный сбор не взимается.

В случае утери предпринимателем свидетельства при наличии уважительных причин местная администрация выдает ему дубликат свидетельства, за который взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях производится новая регистрация.

Любые другие копии свидетельств и их дубликаты, в том числе фотокопии и ксерокопии, выданные в ином порядке, являются недействительными.

Физические лица, в том числе участники полного товарищества, занимаются тем видом или теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.

Свидетельства о государственной регистрации предпринимательской деятельности предъявляются по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими своих функций.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается на основании подпункта «ч» п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Плательщиками налога являются юридические лица – предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий (другие обособленные структурные подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

Порядок исчисления и уплаты налога в целом идентичен порядку исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в дорожные фонды.

Кроме того, при исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы расходы предприятий и организаций на эти цели, рассчитанные исходя из норм, установленных местными органами власти, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из самих сумм начисленного налога.

В случае недостаточности суммы исчисленного налога на покрытие указанных расходов предприятия и организации не будут являться налогоплательщиками этого налога.

При исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы объемом реализации по отдельным отраслям являются:

·  для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых), – фактически полученная выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акциза;

·  для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций – объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции. При этом для заготовительных и снабженческо-сбытовых организаций валовым доходом следует считать разницу между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров без НДС;

·  по банкам и другим кредитным учреждениям налог исчисляется от суммы облагаемых доходов;

·  по страховым организациям налог исчисляется от суммы поступления страховых взносов (премий), комиссионных вознаграждений по перестрахованию и других услуг, связанных со страховой и нестраховой деятельностью;

·  по биржам налог исчисляется от сумм дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.

Предприятия и организации, имеющие филиалы в других регионах, вносят указанный налог в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в филиалах по согласованию юридического лица с исполнительными органами власти.

Расходы предприятий и организаций по уплате этого налога относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

Исчисление налога производится плательщиком нарастающим итогом с начала года, и налог уплачивается в сроки, установленные исполнительными органами власти с участием налоговых и финансовых органов.

Ответственность за своевременность и полноту уплаты налога несут налогоплательщики в соответствии с действующими законодательными актами. Контроль за полнотой, правильностью исчисления налога и своевременностью его внесения осуществляют налоговые органы согласно законодательству о налоговой службе.

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели

Данные сборы устанавливаются в соответствии с подпунктом «ж» п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Введение целевых сборов на те или иные цели определяется органами власти для решения социально-экономических проблем, возникающих в регионе.

Плательщиками указанного сбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм – юридические лица осуществляющие свою деятельность на территории подведомственной местному органу представительной власти, который ввел этот сбор, включая филиал (обособленные структурные подразделения), расположенные отдельно от места регистрации юридического лица, а также граждане, проживающие на соответствующей территории, в дальнейшем именуемые «физические лица».

Предельный размер ставки сборов не может превышать размера 3% фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом минимальной месячной оплаты труда для юридического лица, и не более 3% от 12 минимальных установленных законом размеров месячной оплаты труда для физического лица на все виды целевых сборов по совокупности.

Представительные органы власти своими решениями могут устанавливать льготы по местным налогам и сборам в соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также освобождать от уплаты целевого сбора отдельных лиц или категорий плательщиков. Сроки уплаты целевых сборов устанавливаются представительными органами власти.

По решениям органов власти средства, поступившие в уплату целевых сборов, могут зачисляться на специальные счета местных бюджетов или во внебюджетные фонды и используются строго по назначению.

Расходы по уплате целевых сборов юридическим лицами относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, а физическими лицами производятся за счет собственных средств.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты целевых сборов согласно действующему законодательству осуществляют государственные налоговые инспекции городов и районов.

Налог на рекламу

Налог на рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг.

Рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К средствам распростране­ния информации относятся:

·  печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции);

·  эфирное, спутниковое и кабельное телевидение;

·  радиовещание;

·  световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка);

·  иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, календари, плакаты и т. п.);

·  аудио- и видеозапись;

·  имущество юридических и физических лиц и др.

Юридическое и физическое лицо, от имени которого осуществляется реклама, именуется рекламодателем.

Место, на котором размещается реклама, именуется рекламным носителем.

Юридическое и физическое лицо, осуществляющее изготовление рекламы по заявке рекламодателя, именуется рекламоизготовителем, размещающее указанную рекламу на рекламных носителях – рекламораспространителем.

К рекламным услугам не относятся изготовление и распространение:

·  информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины;

·  объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

·  объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

·  предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижений и т. д. в связи с особенностями данной территории или участка; прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих характер рекламы.

Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:

·  предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельны баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица;

· 

Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).

К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на:

·  разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.д.);

·  разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки;

·  приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.;

·  рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению и т. д.);

·  световую и иную наружную рекламу;

·  на приобретение изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и др.;

·  хранение и экспедирование рекламных материалов;

·  оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

·  проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.

Налог на рекламу исчисляется исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ (услуг), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифов без налога на добавленную стоимость.

Стоимость рекламных работ и услуг, оплаченных в иностранной валюте, для исчисления налога на рекламу пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка России, действующему на момент совершения хозяйственной операции.

Если рекламодатель производит рекламные работы самостоятельно, то стоимость таких работ для целей налогообложения определяется исходя из фактически произведенных прямых и косвенных расходов.

Юридические лица, являющиеся рекламодателями, ежеквартально представляют налоговым органам по месту своего нахождения в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, расчеты сумм налога, подлежащего перечислению в городской бюджет, согласно устанавливаемой форме.

Физические лица представляют налоговым органам расчет налога на рекламу за отчетный год одновременно с подачей деклараций о фактически полученных доходах от предпринимательской деятельности, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Налог на рекламу зачисляется в доход местного бюджета.

Если налоговым органом в результате проверке расчетов будет установлено, что налог на рекламу подлежит взносу в большей сумме, чем показано и расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчета производится в 10-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечении срока, установленного для представления налогового расчета.

Излишне внесенная сумма налога на рекламу засчитывается в счет очередных платежей или возвращается плательщику налоговым органом в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.

В целях правильности определения сумм налога на рекламу, плательщики ведут обособленный учет расходов по рекламе с выделением их на отдельном субсчете счете по учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления сумм налога в бюджет возлагается на юридических и физических лиц являющихся плательщиками налога на рекламу.

Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога на рекламу осуществляется налоговыми органами.

2.2.     Значение местных налогов и особенности их уплаты.

Местные налоги и сборы гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.

Виды местных налогов и сборов определены Законом РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», последующими изменениями и дополнениями. Из Закона вытекают общие установки о плательщиках, о предельных размерах ставок, об источниках уплаты. Закон наделил органы власти на местах правами по введению налогов и сборов, определению категорий плательщиков, установлению ставок, порядка исчисления и сроков уплаты, а также по предоставлению льгот. Кроме того, местным органам власти Указом президента РФ №2268 (п. 7, 11) начиная со 2 квартала 1994г. было предоставлено право вводить дополнительные местные налоги и сборы [Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. -М.: Финансы, ЮНИТИ,1997.- с.203].

Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учёт в органах Государственной налоговой службы РФ. Вновь созданная либо возникшая в результате реорганизации налогоплательщик-организация обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее 10 дней после её государственной регистрации. Налогоплательщик-организация, которая в соответствии с законодательством не подлежит государственной регистрации (представительство, филиал, а равно другое обособленное подразделение юридического лица), обязана встать на учёт в налоговой инспекции не позднее тридцати дней после принятия распорядительного акта об её создании либо реорганизации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Юридическое лицо может иметь обособленное подразделение (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Органам местного самоуправления предоставлено право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях. Эти органы своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков. Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счёт являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счёта, расчёты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

Если из общего объёма налогооблагаемой базы невозможно определить её размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности в них работающих или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога, исходя из размера ставки, утверждённой органом местного самоуправления.

Исходя из расчёта доля начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, перечисляет головное предприятие в согласованные сроки, в соответствующие бюджеты.

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 660 «О порядке расчётов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения не имеющие отдельного баланса и расчётного (текущего, корреспондентского) счёта» утверждён порядок расчётов по уплате местных налогов и сборов юридическими лицами, имеющими в других регионах свои обособленные подразделения.

В Постановлении указано, что доля прибыли предприятий и организаций, включая организации с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации, которая приходится на структурные подразделения (не имеющие отдельного баланса и расчётного (текущего, корреспондентского) счёта), и по которой исчисляется налог, подлежит зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений. Налог определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.  (Письмо Госналогслужбы РФ от 07.12.98г. № ШС –6-01/865 "О некоторых особенностях расчётов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам") [Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 1997.-248 с].

3.      Проблемы взимания местных налогов

и способы их устранения.

3.1.      Проблемы взимания местных налогов

Исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней является распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральными, региональными и местными бюджетами. Это должно обеспечивать не только самостоятельность бюджетов, но и активизировать их роль в проведение государственной региональной политики, дать возможность субъектам РФ без вмешательства центра формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы социально- экономического развития на длительную перспективу. Сегодня речь должна идти о финансовом обеспечении самостоятельности бюджета и на уровне региона, о создании системы доходов каждого уровня власти.

Из местных бюджетов осуществляются расходы по оплате труда муниципальных служащих. Для осуществления указанных функций необходимы регулярные и достаточно финансовые источники, к которым, прежде всего, относятся налоги и сборы. С этой целью в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрен достаточно широкий перечень местных налогов.

Но, несмотря на то, что в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям. Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином, Госналогслужбой и Комиссией по бюджету и налогам Верховного Совета, которые к тому же местными органами власти, как правило, игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству.

Так, Пунктом 1 статьи 39 федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно, а подпунктом 4 пункта 3 статьи 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

В практике работы налоговых инспекций имеют место случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта Российской федерации, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную статью, считает, что не обязательно уплачивать местные налоги по своему фактическому месту нахождения (осуществления деятельности). Но это считается неправомерным в соответствии с 1 пунктом статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая гласит, что решение органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. И таких упущений множество [Письмо Госналогслужбы РФ от 07.12.98 № ШС –6 –01/865].

3.2.    Способы устранения проблем взимания местных налогов

Эффективность работы налоговых служб определяется как качеством действующего налогового законодательства, так и уровнем квалификации сотрудников органов налогообложения. Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем знаний, разбирающиеся в современном законодательстве, системах налогообложения различных стран, знающие историю формирования налогов, организацию работы налоговой инспекции, умеющие принимать продуманные и хорошо взвешенные решения.

Неграмотность сотрудников приводит к грубейшим ошибкам, вследствие чего положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству.

Так как местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти, то просто необходим пересмотр действующего налогового законодательства.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. Давно говорилось о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Существует несколько групп основных кардинальных изменений в налоговом законодательстве:

·  политические – развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между бюджетами различных уровней, изменения во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством;

·  экономические – развитие рыночных отношений, появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение российской и мировой экономики;

·  правовые – появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения и многое другое.

Основными направлениями реформирования системы налогообложения являются следующие:

4          построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключения условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

4          создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;

4          упрощение системы налогов;

4          создание совершенной системы законодательной налоговой базы, совершенствование системы сбора налогов, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

4          создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения;

4          повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

В то же время кардинальная ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики. В настоящее время налоговая система России уже содержит ряд методов и средств, апробированных мировой практикой и являющихся приемлемой формой перераспределения средств в условиях рыночных отношений.

Важнейшим шагом в указанных направлениях является работа по реформированию налогового законодательства РФ, предпринимаемая в настоящее время. Основная цель – трансформация действующей совокупности налоговых платежей в единую систему в соответствии с избранной концепцией реформирования налоговой системы.

Заключение.

Несмотря на то, что в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» местным налогам отведено значительное место, действующую систему местных налогов нельзя назвать вполне отвечающей современным требованиям.

Система местного налогообложения является самым слабым звеном в российском налоговом законодательстве. Правовая база местного налогообложения недостаточно разработана. Так, если по федеральным налогам приняты отдельные законы, изданы подробные инструкции Госналогслужбы РФ и иной методический материал, то по местным налогам, за исключением статьи 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», существуют только примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов, разработанные Минфином, Госналогслужбой и Комиссией по бюджету и налогам Верховного Совета, которые (Примерные положения) к тому же местными органами власти, как правило, игнорируются. В связи с чем положения, разрабатываемые и принимаемые органами местного самоуправления, как правило, имеют массу недочетов, а иногда и просто противоречат действующему налоговому законодательству. Но, несмотря на это, местные налоги и сборы заняли прочное место в доходной части бюджета местных органов власти. Они гарантируют финансовую поддержку при реализации таких важных для территорий социальных решений, как организация свободной торговли, благоустройство территорий, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т.д.

Список использованной литературы

1.        Власова Т. И. Новое исчисление местных налогов и сборов в 1999 году //Бизнес практика №28 1999

2.        Дадалко В.А. и др. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. пособие/ В.А. Дадалко, Е.Е. Румянцева, Н.Н. Демчук.- Мн.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2000.

3.        Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 1997.

4.        Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования.// Финансы .- 1997.- №4.

5.        Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.

6.        Ларионов И.К. О налоговой системе РФ.// Финансы.-1995.- №2.

7.        Шаталов С. Налоговый кодекс РФ// Экономика и жизнь.-1997.-№27.

8.         Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. -М.: Финансы, ЮНИТИ,1997.

9.         Действующие налоги. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.

10.      Закон РФ от27.12.91. №2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ"

11.    Налоги РФ. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.-142 с.

12.    Налоги: Учебное пособие/ под ред. Черника В.Г. -М.: Финансы и статистика, 1996.- 400 с.

13.    Налоговая система РФ. Т2./ под ред. Прудникова В.М.- М.:ИНФРА-М, 1996.

14.    Налоговый кодекс РФ. Часть 1.-Новосибирск: ООО "Издательство ЮКЭА", 1998.

15.    Письмо Госналогслужбы РФ от  07.12.98 № ШС –6 –01/865

16.    Финансы. Денежное обращение. Кредит./ под ред. Дробозиной Л.А. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.