Методические приемы работы с текстом учебника

12

Министерство образования и науки Российской Федерации

Профессиональный институт управления

Факультет: Гражданское право

Реферат

по дисциплине

«Методика преподавания правовых дисциплин»

«Методические приемы работы с текстом учебника»

Работу выполнил студент:

Захаров Д.В.

ЮИ-Юм09.12-1

Научный руководитель:

Москва

2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

Понятие методов правового обучения

4

Понятие «Методический прием»

6

Методические приемы, используемые при работе с текстом учебника

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

12

В В Е Д Е Н И Е

В современной России изучение права гражданами со школьной скамьи не менее актуально, чем изучение предметов отечественной истории, культуры и родного языка. Правовая грамотность, уважение прав других граждан, способность отстоять свои права в случае их ущемления, а также гражданственность и патриотизм современного гражданина во многом характеризуется степенью знания законов своей страны, общества и государства, понимания принципов их принятия и основ их формирования.

К сожалению, в нашей стране всё еще сильно пренебрежительное отношение к праву, к законам и их исполнению, так называемый «правовой нигилизм», который распространен среди широких слоев нашего Общества. На это указывал еще Салтыков-Щедрин несколько столетий назад, говоря о том, что суровость законов России компенсируется не обязательностью их исполнения.

Однако, перед учителем встает вопрос, который вытекает из основной особенности преподавания права — объяснении правовой информации, объяснении специальных терминов и понятий, при которой учитель пользуется конструкциями и формулами закона, чрезвычайно сложными для восприятия учеников, у которых, как правило отсутствует сколько-нибудь серьезный жизненный опыт в вопросах применения права, а абстрактное мышление развито еще недостаточно. Ученики зачастую просто не понимают зачем и для чего им эти знания, что мгновенно отражается на их отношении к предмету и учителю.

В связи с этим большое значение необходимо уделить тому, как достигаются цели и задачи правового образования, а именно способам взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленным на достижение цели правового образования, воспитания и развития школьников, а именно методам обучения праву и как составной части наиболее эффективным методическим приемам.

В данном реферате мы рассмотрим наиболее удачные и проверенные временем методические приемы работы с текстом учебника, так как именно учебник является одним из основных, распространенных и, что немаловажно доступных инструментов, помогающих учителю в вопросе преподавания права.

Глава 1. Понятие методов правового обучения

Методические приемы являются составной частью методов правового обучения, которым М.Н. Скаткин дал следующее определение: "метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил".1

Методы правового обучения, отвечающие на вопрос, как изучать правовые знания, - это и собственно методические приемы, способы, подходы, используемые в процессе правового обучения для достижения целей правового образования.

Существуют различные классификации методов обучения. Для правового обучения наиболее удобна классификация методов в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся. Рассмотрим и перечислим предложенные классификации М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером.

  1.  Информационно-рецептивный
  2.  Репродуктивный
  3.  Проблемное изложение
  4.  Эвристический
  5.  Исследовательский
  6.  Объяснительно-иллюстративный
  7.  Частично поисковый

Из название метода обучения вытекает специфический для него способ усвоения и организация усвоения учебного материала.

 Объяснительно-иллюстративный метод часто используется для организации первоначального усвоения знаний, он лучше всего подходит для усвоения учащимся новой информации. Как правило он заключается в устном изложении юридического материала, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм, схем, карикатур и т.п. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию. Повествование - это последовательное изложение, которое может быть представлено аналитическим повествованием (объяснение, доказательство(от общего к частному, от частного к общему) или рассказом (образным повествованием, имеющим сюжет и фабулу(басня, притча)).

Приемы объяснительно-иллюстративного метода бывают различными, но во всех случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию, самостоятельно при этом затрачивая минимум усилий.

 Репродуктивный метод обеспечивает усвоение способов деятельности. Учитель конструирует задания на воспроизведение (репродуцирование) действий, например, просит ученика пересказать объяснение своими словами, изложить содержание фрагмента нормативно-правового акта после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска информации для его ответа. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему уже должно быть известно.

 Сущность исследовательского метода состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом применении знаний.

Есть мнение, что отличие творчества от других способов деятельности, становящихся умениями, состоит в том, что последние, усвоение которых формирует умения и навыки, можно показать или изложить поэлементно, после чего другой человек может их повторить. Процедуры творческой деятельности показать нельзя. Их усвоение требует особых способов деятельности и условий, при которых этот творческий процесс возможен. Исследовательский метод формирует навыки, умения, процедуры именно творческой деятельности, примерами которой могут служить такие, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение альтернатив в решении проблемной задачи, прогнозирование возможных вариантов развития ситуации и поиска путей выхода из нее и др.

Учитель, применяющий этот метод, конструирует или подбирает по теме урока проблемные задания, которые предъявляет ученику в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Например, школьник должен определить, можно ли предъявлять адвокату обвинение в «недоносительстве», может ли адвокат быть свидетелем в суде, кто может и обязан хранить личную тайну и т.д. Лучше всего попытаться подобрать такие задания, с которыми ученики (их семьи) так или иначе могли сталкиваться в повседневной жизни, это позволит сформировать практический интерес к обсуждаемому и вовлечь в обсуждение данного вопроса других учеников. Например, что произойдет в случае, если в наследство от какого-либо родственника семье ученика(а лучше самому ученику) перейдет движимое(новый спортивный автомобиль)/недвижимое имущество, которое находится в залоге у банка и по которому еще не выплачен кредит(необходимо-ли будет погашать за этого родственника кредит банку? Или можно обойтись без этого(как)?)? и пр. Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен высказать предложение и сверить его с фрагментами соответствующих статей закона. Исследовательский метод обучения создает условия для того, чтобы учащийся на доступном ему уровне смог приобретать навыки научного познания.

 Сущность эвристического (частично-поискового) метода обучения состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на задачи, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования.

Исследовательский и эвристический методы, наряду с методом проблемного изложения, когда учитель ставит проблему и цепью рассуждений раскрывает ее решение, показывая при этом противоречивость и сложность процесса познания, составляют основу проблемного обучения. Учитель, используя метод проблемного изложения, время от времени прерывает свой рассказ и предлагает ученикам высказать предположение, сформулировать вопрос, который был бы уместен в данный момент. Таким образом, создаются условия для того, чтобы ученики следили за движением мысли учителя, участвовали в его рассуждениях. Стоит заметить, что подобные методы следует использовать только в том случае, если ученики уже обладают определенными знаниями по предмету, в противному случае возникает большая вероятность  уйти в «общие рассуждения» и впустую потратить драгоценное время, отведенное на урок.

Глава 2. Понятие «Методический прием»

Методический прием это действия учителя, которые направленны на создание условий для решения учащимся конкретной задачи в рамках используемого учителем метода. Например, к приемам устного изложения теоретического материала относят объяснение, рассуждение, характеристику, повествование, описание. Объяснение детально раскрывает сущность юридических понятий, явлений, событий. Рассуждение является вариантом объяснения. Обычно этот прием начинается постановкой вопроса, ответ на который дается путем сопоставления фактов и мнений.

Рассмотрим высказывания относительно определения «Методический прием» некоторых ученых. Так В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение: Методические приемы - это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия.2 Распространенным является определение, которое дает Е.А. Певцова: методический прием - это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права.3

В одних случаях учитель прибегает к конспективному повествованию, а в других - к сюжетному повествованию. Конспективное повествование — это краткое перечисление основных положений неглавного содержания. С помощью сюжетного повествования учитель эмоционально излагает по сюжетной линии содержание юридических фактов. Для того, чтобы дать оценку правовым явлениям, фактам, нормативно-правовым актам, учитель обращается к приему характеристики. Сравнительная характеристика позволяет выделить существенные, сопоставительные признаки, найти общее, особенное, единичное, различия. Итогом сравнения будет служить вывод. Пользуясь описанием, особенно аналитическим, учитель передает существенные, но, в основном, внешние признаки, черты и детали.

К приемам организации познавательной деятельности можно отнести разнообразные методические приемы работы с учебным текстом - составление плана текста и аннотаций, рецензирование, составление словаря изученной темы, схематичной модели текста.

И.Я. Лернер предлагает следующие задания по работе с текстом учебных материалов(текстом учебника), позволяющие усвоить нормы правильного мышления4:

  1.  Полностью воспроизвести воспринимаемый устный или письменный текст.
  2.  Изложить его кратко.
  3.  Озаглавить текст или его части.
  4.  Сформулировать определение по описанию.
  5.  Выделить отдельные признаки явления по описанию.
  6.  Воспроизвести сравнение сходных объектов.
  7.  Обобщить признаки и свойства явлений.
  8.  Расчленить объект на его элементы по описанию.
  9.  Воспроизвести систематизацию однотипных или разнотипных явлений.
  10.  Воспроизвести раскрытие общего на основе конкретных явлений, конкретизировать общее.
  11.  Систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства.

Помимо общих учебных умений в каждой предметной области традиционно выделяют специальные (предметные) умения. В правовом обучении посредством определенных методических приемов или при их системном использовании формируются следующие специальные умения:

  1.  Умение объяснять значение юридических терминов, называть важнейшие признаки юридических понятий;
  2.  Умение комментировать юридические тексты;
  3.  Умение применять юридические знания для анализа конкретных жизненных ситуаций;
  4.  Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения при разборе ситуации с позиции права;
  5.  Умение осуществлять свои законные права и свободы на практике в различных сферах;
  6.  Умение составлять некоторые официальные бумаги (заявления, жалобы, расписки, доверенности);
  7.  Умение проектировать правомерное поведение в юридически значимых ситуациях, давать оценку поступков людей, собственных действий с позиции права.

Глава 3. Методические приемы, используемые при работе с текстом учебника

Изучение нового материала на уроке происходит в самых разных формах: лекция учителя, просмотр учебного видеофильма, чтение учебника, чтение специально подобранного текста и т.д.

Для организации работы с текстами, в том числе учебника, предлагается методический прием, известный как «пометки на полях». С этой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.

  •  знаком "галочка" отмечается информация, уже известная ученику.
  •  знаком "плюс" отмечается новое знание, новая информация
  •  знаком "минус" отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями (он думал иначе).
  •  знаком "вопрос" отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.

Значение маркировочных знаков трудно переоценить. Получив конкретное задание, ученики начинают не только вчитываться в текст, но и активно думать, искать ответы. Пометки на полях методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно, что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаются разобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса. А специальный знак "вопрос" обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносят новую информацию с имеющимися представлениями.

Заметки на полях учебника следует делать карандашом. Количество маркировочных знаков может меняться в зависимости от возраста учащихся и содержания текстов.

Затем происходит заполнение так называемой маркировочной таблицы. Учащимся предлагается составить таблицу, которая имеет 3 колонки: знал, узнал новое, хочу узнать. В каждую из них необходимо внести полученную в ходе чтения текста информацию. При этом записывать важно своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым идет работа.5

Маркировочная таблица весьма информативна для учителя. Есть возможность оценить соотношение известного и нового знания у каждого ученика в отдельности. Есть возможность поставить отметку за активность на уроке.

Особенно значима третья колонка. Если из урока в урок она пуста, то это знак самому учителю. Почему ребенка ничего не интересует по данному предмету? Кто в этом больше виноват - ученик или учитель и что самое важное — что с этим дальше делать?

В рамках традиционного обучения учитель часто прибегает к помощи учебника на уроках права. Наиболее распространенными являются методические приемы "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы более подробно.

 Методический прием «Учимся вместе» позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации.6 Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.

Роль учителя при этом заключается в следующем:

  1.  Определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь возможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленный из фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст был проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть обсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника или хрестоматии по праву. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию - он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.
  2.  Следующее, что необходимо сделать учителю, - это разделить текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то какие-то из них объединяются в один.
  3.  Далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных примерах.
  4.  Учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за регламентом.
  5.  Нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока.
  6.  Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были большие листы бумаги и фломастеры.

 Второй методический прием для самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке называется «Зигзаг».7 Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.

Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовем эти группы "ученики".

Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее:

  1.  Выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам.
  2.  Предложить наилучший способ объяснения.
  3.  Сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения.

Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделят лист тетради на три части и заполнят таблицу.

После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует:

  •  обсудить прочитанное;
  •  договориться о том, что именно они будут объяснять;
  •  договориться о том, каким способом они будут излагать материал.

Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа.

После этого участники групп "учителя" возвращаются в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и другие на усмотрение учителя.

Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе. Подходит для больших по численности классов.

Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Описанные выше приемы позволяют направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Залогом успешного образовательного процесса при обучении школьников праву(и не только) является соблюдение основополагающих дидактических принципов — учета возрастных особенностей учеников и связи теории с практикой (т. е. связи знаний, которые пытается дать учитель с окружающей ученика жизнью). Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи образования - методам и приемам правового образования, ведь даже такой «простой» предмет как школьный учебник при использовании некоторых методических приемов можно превратить в мощный инструмент обучения, который позволит за короткое время урока «вложить»  в  учеников правовые знания.

Методические приемы дают преподавателю возможность использовать не весь метод на уроке права, потребности в котором часто не возникает, а лишь его отдельные части для работы над каким-либо отдельным вопросом, решением отдельно взятой задачи.

С П И С О К  Л И Т Е Р А Т У Р Ы

  1.  А. Гин. Приемы педагогической техники.— М.: Издательский дом «Вита-пресс», 2001.
  2.  Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, С.8-9
  3.  Методическое пособие по методам преподавания права в школе.— М.: Издательский дом «Новый учебник»,  2002.
  4.  Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – С.161
  5.  Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Выпуск I.— М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002.
  6.  Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - C.85
  7.  Скаткин М.Н. «Учение – творческий путь детей». // Советская педагогика, №6, 1949. – C.54
  8.  Трифонов В.В Учебный процесс и его методическое обеспечение. – М.: новая школа, 1991. – С.213
  9.  Юридическая педагогика: учебник для вузов /под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М: Юнити, 2004. - C. 273

1 Скаткин М.Н. «Учение — творческий путь детей». // Советская педогогика, №6, 1949. - С.54

2 Юридическая педагогика: учебник для ВУЗов/под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М: Юнити, 2004.,С-273.

3 Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М.: Владос, 2003. - С.85

4 Методическое пособие по методам преподавания права в школе. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002, С.12

5     Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – С.161

6     Трифонов В.В Учебный процесс и его методическое обеспечение. – М.: новая школа, 1991. – С.213

7     Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, С.8-9