Методические рекомендации и программа учебной практики (специальность - 7.060101 "Правоведение")
ЛУГАНСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ИМ. 10-ЛЕТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
студентов I курса факультета № 4
специальность - 7.060101 "Правоведение"
Луганск – 2004 г.
Составили: заместитель начальника кафедры
уголовного процесса и судоустройства подполковник милиции Темников А.В.
преподаватель кафедры
уголовного процесса и судоустройства Никифорова Н.А.
Рецензент: заведующий кафедрой
уголовного процесса и судоустройства
к. ю. н., доцент Курочка Н.И.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры
Протокол № 21 от 17.06.2004 года
ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебная практика студентов Луганской академии внутренних дел МВД Украины является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов для правоохранительных органов и предусмотрена учебными планами.
1.2. Сроки учебной практики определяются учебным планом по специальности 7.060101 "Правоведение", а ее содержание - настоящей программой.
1.3. В основу организации учебной практики положены реализация положений Закона Украины " О высшем образовании" от 17.01.2002 года; Программы развития ведомственного образования и вузовской науки на период 2001-2005 г.г., утвержденной приказом МВД Украины № 356 от 11.04.01 г.; Положения об организации и проведении учебной и производственной практики (стажировки) курсантов и слушателей учебных заведений МВД Украины в органах и учреждениях внутренних дел, утвержденного приказом МВД от 14 августа 1992 г., №506; Положения о проведении практики студентов высших учебных заведений Украины, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 8 апреля 1993 г. №93; Типового положения о прохождении практики курсантами (слушателями) высших учебных заведений МВД Украины, утвержденного Приказом МВД от 30 декабря 1997 г. № 920.
1.5.Совместным приказом прокурора Луганской области, начальников управлений юстиции Луганской и иных областей, а также ректора учебного заведения определяется перечень базовых подразделений органов прохождения практики, в которых студенты первого курса проходят учебную практику в соответствии с утверждённой программой.
1.6. В порядке исключения, с разрешения руководства академии, учебная практика может проводиться и по месту жительства студентов в органах прокуратуры, судебных органах и органах юстиции других областей, а также нотариальных конторах и адвокатских объединениях, органах внутренних дел и иных правоохранительных и правоприменительных органах, юридических службах соответствующих хозяйствующих субъектов.
1.7. В составе конкретного базового органа для проведения учебной практики студентов академии выделяются наиболее подготовленные оперативные работники прокуратуры и других базовых органов прохождения практики, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы не менее трех лет.
Направление студентов на учебную практику в подразделения органов прокуратуры и иные базовые органы прохождения практики, имеющие низкие показатели в служебной деятельности, запрещается.
2. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1.Целями учебной практики являются:
2.1.1. Ознакомление студентов с надзорными функциями прокуратуры и деятельностью следственных подразделений органов прокуратуры, а также практической деятельностью нотариальных контор, адвокатуры, хозяйственных судов и судов общей юрисдикции, органов юстиции, внутренних дел и иных правоохранительных и правоприменительных органов, а также юридических служб соответствующих хозяйствующих субъектов.
2.1.2. Ознакомление с системой, структурой, функциями, принципами и правовыми основами организации деятельности базовых органов прохождения практики.
2.1.3.Ознакомление с формами взаимодействия правоохранительных органов между собой и общественностью.
2.1.4.Приобретение навыков по вопросам использования технико-криминалистических средств и методов в следственной работе.
Цели учебной ознакомительной практики для соответствующих базовых органов прохождения практики:
1. Для студентов, проходящих ознакомительную практику в хозяйственных судах и судах общей юрисдикции:
Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся деятельности судов общей юрисдикции и (или) специализированных (хозяйственных судов) и изучение вопросов организации и управления в органах судебной власти, путем ознакомления:
· нормативно - правовой основой деятельности судов соответствующих звеньев и инстанций и их структурой;
·
·
· в местных судах);
· в районном (местном) суде;
·
2. Для студентов, проходящих ознакомительную практику в органах прокуратуры:
Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности органов прокуратуры, путем ознакомления:
· нормативно - правовой основой деятельности органов прокуратуры, действующими Приказами Генерального прокурора, Положениями и Инструкциями Генеральной прокуратуры Украины;
· органов прокуратуры;
· прокурора района (города), его заместителя и помощников, следователя;
·
·
3. Для студентов, проходящих ознакомительную практику в органах юстиции:
Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности управлений юстиции, путем:
· с нормативно- правовой основой деятельности органов и учреждений Министерства юстиции.
· с основными направлениями деятельности органов и учреждений Министерства юстиции;
· правовой основы, принципов организации и деятельности управлений юстиции и его структурных подразделений;
· правовой основы, принципов организации и деятельности отделов государственной исполнительной службы, ознакомления с полномочиями ее должностных лиц.
·
4.Для студентов, проходящих практику в нотариате:
Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности нотариата, путем:
·
·
· образования нотариальных органов;
· нотариальных действий;
·
5.Для студентов, проходящих практику в следственных подразделениях органов прокуратуры, налоговой милиции, органов внутренних дел:
Закрепление полученных теоретических знаний, касающихся вопросов организации и деятельности органов прокуратуры, налоговой милиции, внутренних дел, путем ознакомления:
· с организацией и основными направлениями деятельности подразделений базового органа прокуратуры, налоговой милиции, органов внутренних дел, формами их взаимодействия между собой и другими правоохранительными и правоприменительными органами;
· следователей;
·
· следователя при проведении следственных и процессуальных действий на стадии досудебного расследования;
ПРОГРАММА
ознакомительной практики
Студентам, которые проходят ознакомительную практику в судах необходимо ознакомиться с:
¨
¨
¨
¨
¨ суда;
¨
Студентам, проходящим ознакомительную практику в органах прокуратуры необходимо ознакомиться с:
¨ порядком приема, учета и регистрации в органах прокуратуры жалоб и заявлений граждан, представителей предприятий, учреждений и организаций;
¨ принципами распределения обязанностей между помощниками прокурора;
¨ прокурора по осуществлению надзора за законностью деятельности органов дознания и досудебного следствия;
¨
¨ полномочиями прокурора при осуществлении представительства интересов граждан и государства в суде;
¨ и применения законов;
¨ нарушения законности;
¨ отчетности в органах прокуратуры Украины;
Студентам, проходящим ознакомительную практику в
органах и учреждениях Министерства юстиции необходимо ознакомиться с:
¨
¨ структурой управлений юстиции;
¨ судебных решений.
¨
При прохождении практики в следственных органах, суде, нотариате студенты должны присутствовать при:
¨ обстановки и обстоятельств события, предъявлении для опознания и др.;)
¨
¨
¨ судом представлений органа дознания, следователя, прокурора (о проведении отдельных следственных действий, избрании обвиняемому (подозреваемому) меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении сроков содержания обвиняемого под стражей и т.п.);
¨
¨ прекращении исполнительного производства (вынесении постановления о возбуждении, приостановлении, прекращении исполнительного производства);
¨ заявлений об отсрочке (рассрочке), изменении способа и порядка исполнения решения суда в части имущественного взыскания;
¨ имущества должника, передаче взыскателю предметов, указанных в исполнительном документе, исполнении решений о выселении должника;
¨ решения о принудительном обмене;
¨ составлении договоров, завещаний, доверенностей, брачных контрактов и иных документов;
¨ составление удостоверительных надписей на договорах, завещаниях и других документах;
¨ выполнении иных функциональных обязанностей, выполняемых непосредственным руководителем практики.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СТУДЕНТУ ПРИ ЗАЩИТЕ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Студенты должны четко знать:
· основные направления деятельности и нормативные документы, регламентирующие деятельность базового органа прохождения практики;
· функции и полномочия судьи, следователя, прокурора, помощника прокурора, государственного исполнителя, нотариуса, и других должностных лиц, под непосредственным руководством которых проходила учебная ознакомительная практика.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Организацию и проведение учебной практики обеспечивает академия и базовые органы, в которых студенты проходят практику.
1.2. Во время учебной практики студенты находятся в подчинении руководителя подразделения базового органа практики.
1.3. Предусмотренные программой практики обязанности студенты выполняют под руководством руководителей учебной практики.
1.4.Рабочая неделя для студентов устанавливается шестидневной, но один из дней, по согласованию с руководителем практики, определяется "библиотечным", т.е. предназначен для самоподготовки.
1.5.Использование студентов для выполнения поручений, не предусмотренных программой учебной практики, а также откомандирование их в учебное заведение раньше установленного срока без согласования с академией не допускается.
1.6.Студенты, отличившиеся при прохождении учебной практики, проявившие инициативу при выполнении поручений, определенной работы могут быть поощрены руководителями базовых органов, что должно быть отражено в характеристике. Случаи, нарушений дисциплины или правил внутреннего распорядка, так же должны быть отражены руководителем практики в характеристике.
1.2. На учебное заведение возлагаются обязанности:
1.2.1. Своевременно оповестить базовые органы о сроках проведения учебной практики, её программе, сообщить количество студентов, которые должны проходить практику в базовом органе.
1.2.2. Провести инструктивное совещание со студентами и непосредственными руководителями практики .
1.2.3. Оказывать методическую помощь руководителям практики и студентам при выполнении программы учебной практики.
1.2.4. Контролировать ход выполнения учебной практики. С этой целью на весь период проведения учебной практики приказом ректора академии назначаются опытные преподаватели-методисты профилирующей кафедры - кафедры уголовного процесса и судоустройства.
1.3. Преподаватели-методисты обязаны:
1.3.1 Провести инструктивное совещание со студентами и непосредственными руководителями практики - работниками базовых органов.
1.3.2. Оказывать методическую помощь сотрудникам базовых органов - руководителям практики и студентам при выполнении программы учебной практики.
1.3.3. Осуществлять систематический контроль за организацией и проведением учебной практики.
1.3.4. Обобщать и анализировать результаты учебной практики, разрабатывать рекомендации по ее совершенствованию.
1.3.5. Подводить итоги учебной практики.
1.4.На сотрудников базовых органов, являющихся непосредственными руководителями учебной практики, возлагаются обязанности:
1.4.1. Ежедневно руководить работой студентов-практикантов.
1.4.2. Знакомить их с оперативной обстановкой, характером и особенностями выполняемой работы.
1.4.3. Оценивать работу практикантов, контролировать ведение дневника, поддержание дисциплины и внутреннего распорядка.
1.4.4. Изучать личные и деловые качества студентов-практикантов, формировать у них профессиональные умения и навыки, уважение к Закону.
1.4.5. Составлять на студентов характеристики и предоставлять их первому руководителю базового органа на утверждение (не позднее, чем за три дня до окончания учебной практики).
В характеристике должно найти отражение: объем и качество выполнения программы и индивидуального плана; уровень подготовки практикантов и умение реализовать его в работе; личные моральные качества: дисциплинированность, старательность, общий культурный и профессиональный уровень развития; итоговая оценка за практику.
2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТУДЕНТОВ
ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. По прибытии в базовый орган и после ознакомления с основными направлениями деятельности и задачами, решаемыми базовым органам, с оперативной обстановкой и его структурой студенты составляют индивидуальный план прохождения учебной практики (См. приложение 1).
В план включаются задания, предусмотренные программой учебной практики, определяются сроки их выполнения. План подписывается студентом, согласовывается с руководителями учебной практики (преподавателем-методистом и руководителем базового органа) и утверждается первым руководителем базового органа.
2.2. Во время учебной практики студенты обязаны:
2.2.1. Своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные программой и индивидуальным планом, на основе личной ответственности за выполняемую работу и ее результаты.
2.2.2. Проявлять организованность и инициативу.
2.2.3.Строго соблюдать: дисциплину и внутренний распорядок, установленные по месту прохождения учебной практики; права и законные интересы граждан.
2.2.4. Принимать участие в оперативных совещаниях, изучать приказы, указания, инструкции, обзоры, анализы и обобщения, касающиеся деятельности базового органа, о чем производить соответствующие записи в дневнике.
2.2.5. Собрать необходимый фактический материал для написания отчета, а в учебных целях, докладов, рефератов, дипломных работ и т.п.
2.2.7. Вести дневник о проделанной во время учебной практики работе, регулярно информировать руководителей практики о ходе выполнения программы.
2.2.8. При завершении учебной практики подготовить и представить руководителям практики от подразделения базового органа и академии отчеты об итогах проделанной работы (См. приложение 2).
2.3. Студенты во время учебной практики имеют право:
2.3.1. Обращаться за помощью к непосредственным руководителям учебной практики по вопросам, составляющим содержание практики.
2.3.2. Знакомиться с оперативной обстановкой, передовыми формами и методами деятельности базового органа.
2.3.3. Знакомиться со служебными документами в объеме заданий, предусмотренных программой практики и индивидуальным планом, а также имеющейся в базовом органе литературой.
2.3.4. Обращаться за консультациями к руководителям практики.
2.3.5. Присутствовать (с разрешения соответствующих руководителей) на служебных совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к предмету практики.
3. ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ
3.1. В ходе учебной практики каждый студент ведет дневник о проделанной работе, форма которого устанавливается академией (См. приложение 2).
В дневник ежедневно вносятся краткие записи выполняемых по календарному плану работ, их итоги с критическими замечаниями и выводами руководителей учебной практики (работника базового органа и преподавателя-методиста), которые используются при составлении отчета.
3.2. По окончании учебной практики студент составляет отчет о ее итогах, в котором должны найти отражение следующие вопросы:
3.1.1. Общие сведения о базовом органе, в котором проводилась практика (состояние оперативной обстановки, организация оперативно-служебной деятельности, наличие научно-технических средств, внедрение передового опыта в служебную деятельность и т.д.).
3.2.2. Сведения о выполнении программы учебной практики, перечень основных мероприятий, проведенных в период практики, анализ наиболее характерных примеров, причины невыполнения отдельных пунктов плана.
3.2.3. Общие итоги учебной практики, выводы и предложения по ее совершенствованию.
3.3.По окончании учебной практики руководитель базового органа составляет на каждого студента письменную характеристику об итогах прохождения ними практики, в которой отражаются:
3.3.1. Полнота выполнения студентом программы учебной практики.
3.3.2. Уровень его теоретической подготовки по различным дисциплинам, знание основных законодательных и других нормативных актов, регламентирующих деятельность базового органа.
3.3.3. Уровень аналитического мышления, способность творческого решения поставленных задач.
3.3.4. Отношение к работе, наиболее типичные черты характера и склонности, волевые и нравственные качества, исполнительность, общий и культурный уровень развития, коммуникабельность.
3.3.6. Способность и умение выполнять внутренний распорядок дня, состояние дисциплины, а также другие вопросы, которые могут характеризовать студента.
3.3.7. Участие в общественной жизни базового органа.
3.3.8. Выводы о практической деятельности студента.
3.4. Характеристика скрепляется гербовой печатью и направляется в академию для приобщения к личному делу студента.
3.5. Приказом ректора академии назначается комиссия для принятия зачета по результатам учебной практики. В состав комиссии включаются: представители учебного отдела, факультета, кафедры уголовного процесса и судоустройства, сотрудники базовых органов.
В исключительных случаях защита может проводиться и на кафедре уголовного процесса и судоустройства академии, осуществляющей общее научно-методическое руководство учебной практикой.
3.6. На защиту представляются: индивидуальный план прохождения практики, дневник учебной практики, отчет студента о выполнении программы практики, характеристика.
3.7. При защите итогов учебной практики учитываются:
3.7.1. Полнота и качество отработки программы.
3.7.2. Содержание и качество оформленных отчетных документов.
3.7.3. Состояние дисциплины студента в период прохождения практики.
3.7.4 Итоги учебной практики обсуждаются на заседаниях кафедры уголовного процесса и судоустройства, на оперативных совещаниях в базовых органах прохождения практики, на заседаниях учебно-методической комиссии академии.
Приложение №1
Примерная форма индивидуального плана учебной практики
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
должность руководителя базового
органа прохождения практики
(Ф.И.О.)
"___" ______________200__г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ студента 1-го курса 4 факультета ЛАВД МВД Украины
_________________________________
( фамилия, имя, отчество )
№ п/п. |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Отметка об исполнении |
Примечние |
Студент ( Ф.И.О.)
------------------
(подпись)
„С О Г Л А С О В А Н О”
"____" _____________ 200_ г.
(руководитель практики от учебного заведения)
Приложение №2
Примерная форма дневника практики
Дневник
прохождения учебной практики
студента 1-го курса 4 - го факультета ЛАВД
им. 10-летия независимости Украины
Ф.И.О.____________
№ п/п |
Что выполнено за рабочий день (в т.ч. по индивидуальному плану) |
Отметка руководителя базового органа учебной практики |
Студент _________________
(Ф. И. О.)
Приложение № З
„ У Т В Е Р Ж Д А Ю ”
Руководитель (базового органа учебной практики)
"____" _____________ 200_ г.
О Т Ч Ё Т
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОХОЖДЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
с "___" по "___" _____________ 200_ года студентом _____ группы 1 курса 4 факультета
ЛАВД МВД Украины
(Ф.И.О. студента)
Т Е К С Т О Т Ч Ё Т А
„ С О Г Л А С О В А Н О”
непосредственный руководитель
базового органа прохождения практики Студент ____ группы 1 курса
( Ф.И.О. и должность)
ЛАВД МВД Украины
___________________ _____________________
"___" __________ 200_ г. "___" __________ 200_ г.
(подпись)
Примерная структура текста отчета студента
о прохождении ознакомительной практики
( на примере прохождения практики в органах прокуратуры)
1. Организация практики:
· основания прохождения практики в базовом органе (приказ ректора ЛАВС и руководителя базового органа);
· сроки прохождения учебной практики;
· когда и кем проводилось инструктивное совещание;
· за кем конкретно закреплен студент (Ф.И.О. руководителя учебной практики, должность и стаж работы в должности);
· общие сведения о базовом органе прохождения практики (структура, количество работников, направления деятельности).
2. Ознакомление с правовой и ведомственной базой деятельности органа прохождения практики:
(Законы Украины, Приказы Генерального прокурора Украины, постановления Пленума Верховного Суда Украины, распоряжения, инструкции, положения и т.п.).
3. Результаты прохождения практики:
- в проведении каких следственных (процессуальных) действий принимал участие (наименование и количество);
- в проведении каких проверок и где именно принимал участие (указать наименование предприятия, организации, учреждения, количество и кратко суть проверки);
- с какими документами прокурорского реагирования были ознакомлены (обозначить наименование документа и количество);
- полнота отработки программы практики, какие вопросы отработаны хорошо, какие слабо или совсем не отработаны и по каким причинам;
- проводилось ли в базовом органе оперативное совещание по итогам прохождения практики, кто в нём принимал участие, выводы и предложения по результатам практики
- предварительная оценка за практику.