Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и теории педагогики

РЕФЕРАТ

«Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов»

Выполнил: студент  группы

Л-3-3а Винькова В.К.

                                                   Проверил: Гузенко И.Г.

ЛИПЕЦК – 2002

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………..3

1. Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов………………….4

2. По какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах…………………………………..7

3. Какие методологические условия влияют на выбор      формы и организации обучения литературе в 5-7 классах?…………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………..10

Список использованной литературы………………………….11

Введение

Любая деятельность состоит из трех частей:

-     ориентировочно-мотивационной;

-     операционально-исполнительной;

-     рефлексивно-оценочной.

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

Какие основные формы и виды обучения можно выделить в современной педагогической науке с целью обучения литературе учащихся 5-7 классов?

Формы обучения

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения:

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.

Рассмотрим некоторые из форм более подробно.

Урок - коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Анализ проводимых уроков показывает, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

1.  уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ;

2.  лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

3.  уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

4.  комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:

-     повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.

-     освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо “добывается” в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.

-     отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу);

-     выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя.

Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т.п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Виды обучения

Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будет рассмотрено одно из них: традиционное обучение.

Традиционное обучение

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль - оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

По какой причине современные дидактические принципы позволяют значительно активизировать учебный процесс в 5-7 классах?

Дидактика – отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблему образования и обучения.

     Нужно вести образовательный процесс к тому, чтобы обучающиеся больше приобретали знания самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию.

     Впервые термин «дидактика» ввел а научный оборот В.Ратке.

«Дидактика» - от греч. didaktikos – «поучающий» или didaktiko – «изучающий».

     Задачи дидактики:

-     описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

-     разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

     Для реализации этих задач дидактика использует философию, психологию, возрастную психологию и кибернетику.

     Традиционную дидактическую систему связывают с именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта. Целью обучения для нее является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий и теоретических знаний. Основополагающий принцип традиционной дидактической системы основывается на том, что организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально-сильную личность.

     В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводится учению – деятельности ребёнка. Педоцентрическая дидактика строит процессы обучения, исходя из потребности, интересов и способности ребёнка.

    Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

  а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

  б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

  в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Какие методологические условия влияют на выбор формы и организации обучения литературе в 5-7 классах?

     История развития и становления методов обучения весьма разнообразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Разные авторы выделяют разное количество методов обучения, дают им крайне разнообразные наименования. Но, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

     В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.

При этом способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Заключение.

     Метод обучения – категория историческая. Так как ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно достичь только при использовании многих методов. Но для того, чтобы учитель мог воспользоваться многообразием методов обучения, необходимо их упорядочить, привести в определенную систему.

     Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

Список использованной литературы:

Кан-Калик В. Л., Никандров П. Г «Педагогическое творчество»,

 М. 1990.

Симонов В. П., «Диагностика личности и профессионального мастерства педагога», М., 1985.

Демакова И. Д., «С верою в ученика», М., 1989.

Мижериков В. А., Ермоленко М. Н., «Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений», М., 1999.

«Педагогика»/Под ред. профессора П. И. Пидкасистого, М., 1996.