Методы научных исследований

5.Разновидности научного поиска.

В зависимости от конкретной задачи и цели, которую ставит исследователь, он, прежде всего, подбирает тот или иной подход к своему поиску. Чаще всего такими подходами являются: 1.Поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые пока ещё не получили проверки. 2.Поиск того, что ещё не существует, но должно возникнуть по объективным данным научного прогноза. 3.Поиск в аспекте реальной фантазии.

На практике выделяют сл. формы поисковых исследований: 1)Предварительный поиск представляет собой так называемую разведку поискового пути в обл-ти научного исс-ния, выполненную на упрощенных моделях. Исследователю иногда бывает необходимо выяснить, в самом общем виде экспресс методом, суть дела в какой-либо слабо изученной конкретной обл-ти знания. В др. случаях такие предварительные поиски проводятся на уровне мысленного эксперимента, также с применением не сложных материальных ср-в. 2)Проверочный поиск. Проверочные поисковые исс-ния требуют хорошо организованной экспериментальной базы, а также большой и длительной подготовки. Часто применяется в научных исс-ниях поиск на основе имеющихся знаний о каких-либо явлениях и предметах, св-ва которых пока не проверены. Более сложен научный поиск того, что ещё не ясно, но должно проявиться по данным научного предвидения. Здесь началом исс-ния является взятая за основу научная гипотеза или предположение.

6.Научное исс-ние: сущность и особенности.

Научное исс-ние – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной дея-ти, целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде с-мы понятий, законов и теорий. Характеризуется сл. показателями: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. С научным исс-нием тесно связаны сл. понятия: 1.Актуальность темы исс-ния, т.е. степень её важности в данный момент в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. 2.Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исс-ния. 3.Исследовательская специальность (часто именуемая, как направление исс-ния) – это устойчиво сформировавшаяся сфера исс-ния, включающая определенное кол-во исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включающая обл-ть её применения. 4.Исследовательское задание – это элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. 5.Метод исс-ния (его выбор) – это способ применения старого знания для получения нового. 6.Объект исс-ния – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. 7.Предмет исс-ния – это все то, что находится в границах объекта исс-ния в определенном аспекте рассмотрения.

7.Осн. этапы выполнения научно-исследовательской темы, последовательность подготовки письменной работы.

Каждый автор может писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой работы: 1.Формирование замысла. 2.Выбор темы, обоснование её актуальности и новизны. 3.Выявление цели и конкретных задач исс-ния. 4.Определение объекта и предмета исс-ния. 5.Выбор методов проведения исс-ния. 6.Планирование работы (эмпирический и теоретический этап исс-ния). 7.Поиск, отбор и оценка необходимых материалов. 8.Группировка и систематизация материалов. 9.Написание текста. 10.Обсуждение и оценка результатов, формулирование выводов. 11.Обработка рукописи (композиция, язык, рубрикация). 12.Окончательное оформление работы. 13.Защита работы.

 8.Методы научных исс-ний: наблюдение.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, св-вах и отношениях изучаемых объектов. Является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.

9.Методы научных исс-ний: сравнение.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.

10.Методы научных исс-ний: измерение.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством ед-цы измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей действительности.

11.Методы научных исс-ний: эксперимент.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Эксперимент – это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Стадии эксперимента:1)Выдвижение научной гипотезы; 2)Постановка конкретной задачи; 3)Выбор объекта исс-ния; 4)Подготовка материальной базы для выполнения эксперимента; 5)Выбор оптимального пути эксперимента; 6)Наблюдение явлений при эксперименте и их описание; 7)Анализ и обобщение полученных результатов.

12.Методы научных исс-ний: абстрагирование.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Абстрагирование – это прием мышления, который заключается в отвлечении отряда св-в и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас св-в и отношений. Результат абстрагирования – построение абстракций, которые позволяют заменить сравнительно сложное простым.

13.Методы научных исс-ний: анализ и синтез.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Анализ – разложение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Анализ предполагает выяснение различных связей между фактами, между элементами целого и это придает материало-логическую цельность и завершенность.

Синтез – соединение ранее выделенных частей в единое целое. Анализ и синтез – это противоположности взаимно предполагающие и дополняющие друг друга, тесно взаимосвязанные.

14.Методы научных исс-ний: исторический метод.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Сущность исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности с учетом всех мельчайших случайностей. Исторический метод незаменим, когда нас интересуют имевшие место события, действия отдельных личностей и т.д. Обл-ть применения этого метода – исс-ние человеческой истории и различных явлений не живой природы.

15.Методы научных исс-ний: восхождение от абстрактного к конкретному.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Согласно методу восхождения от абстрактного к конкретному процесс познания разбивается на 2 этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного к действительности, к его абстрактным определениям. Единый объект описывается при помощи множества понятий и суждений. Второй этап и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Восстанавливается исходная целостность объекта. Он воспроизводится в мышлении во всей своей многогранности.

16.Применение логических законов и правил: закон тождества.

Текст научной работы характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность.

 Согласно закону тождества предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Все понятия и суждения должны носить однозначный х-р, исключающий двусмысленность и неопределенность. Наиболее распространенная ошибка здесь – отождествление различных понятий, т.е. подмена понятия.

17.Применение логических законов и правил: закон противоречия.

Текст научной работы характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность.

Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия, согласно которому не могут быть истинны два высказывания одновременно, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон требует, чтобы в процессе разговора мы не допускали противоречивых утверждений. Этот закон обычно используется в доказательствах.

18.Применение логических законов и правил: закон исключенного третьего.

Текст научной работы характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность.

Закон исключенного третьего утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истина. Третьего не дано. Важность этого закона состоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фактов, не допускает противоречий и требует определенных ответов.

19.Применение логических законов и правил: закон достаточного основания.

Текст научной работы характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность.

 Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания. Формулировка закона: «Всякая истинная мысль имеет достаточное основание». Под одно и тоже утверждение можно подвести бесконечно много оснований. Однако лишь некоторые из них могут рассматриваться как достаточные, если данное утверждение истинно. Этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу.

20.Умозаключения и их осн. виды.

Значительная часть научной инф-ции носит х-р выводных суждений, выведенных из каких-либо других суждений. Логическим ср-вом получения таких выводных знаний является умозаключение. Все умозаключения можно квалифицировать как индуктивные и дедуктивные.

Дедукция – вид умозаключения от общего к частному. Дедуктивным называют такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делится на основании знания общих св-в всего множества. Дедукция отличается тем, что при истинности исходного знания она дает истинное выводное знание.

Под индукцией понимают умозаключения от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

В научных исс-ниях объектом не редко выступают единичные неповторимые по своим индивидуальным хар-кам события, предметы и явления. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае прибегают к умозаключению по аналогии, когда уподобляют новое единичное явление другому известному исходному с ним. Не все аналогии логичны, поэтому необходима их проверка. 2 способа проверки: 1.Действительно ли уместно сравнение явлений? 2.Нет ли существенного различия между ними?

Однако следует помнить, что полной логической аналогии нет, т.к. не бывает двух совершенно одинаковых сов-тей обстоятельств, поэтому аналогией редко можно пользоваться, не обращаясь к другим видам доказательств.

22.Опровержение доводов.

В научной работе очень часто приходится доказывать не истинность, а ложность суждения или неправильность доказательства других исследователей, т.е. делать опровержение их доводов. Опровержение может быть выполнено сл. способами: 1.Критика (опровержение тезиса). Цель – показать несостоятельность (ложность или ошибочность) выставленного тезиса. 2.Критика аргументов может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, двусмысленность обобщения статистич. данных, выражает сомнение в авторитетности эксперта, на заключения которого ссылаются. Т.о. следует пользоваться аргументами (доводами), истинность которых не вызывает сомнения. 3.Критика демонстрации. В этом случае показывают, что в рассуждениях кого-либо нет логической связи между аргументами и тезисом. 

21.Аргументирование: правила, требования, ошибки в построении тезиса.

Аргументирование – сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезисы доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргументов или доводов). Аргументация достигает цели, когда соблюдаются правила доказательства.

Правила построения тезиса: 1.Тезис доказательства нужно сформулировать ясно и четко, при этом нельзя допускать никакой неточности и двусмысленности. 2.В ходе доказательства тезис должен оставаться неизменным, т.е. должно доказываться одно и то же положение. В течении всего доказательства нельзя отступать от первоначальной формулировке тезиса.

Осн. ошибки построения тезиса: 1.Потеря тезиса. 2.Полная подмена тезиса. 3.Частичная подмена тезиса.

К аргументам, чтобы они были убедительными, предъявляются сл. требования: 1.В кач-ве аргументов могут выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения, т.е. аргументы должны быть истинными. 2.Аргументы должны быть доказаны не зависимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования. 3.Аргументы должны быть не противоречивы, соответственно не должны противоречить друг другу. 4.Аргументы должны быть достаточны. Здесь различают 2 осн. вида ошибок: а)Недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис. Обобщение в этом случае всегда будет очень поспешным; б)Чрезмерное доказательство.

29.Оформление ссылок и списка лит-ры.

I Книги. 1.Фамилия И.О. автора. Название книги. – Город, в котором издана книга (сокращенно можно писать только М. И СП-Б.): Издательство, год издания этой книги (без буквы г.). С.25; 2.Название книги/ составитель (обычно сост.): Фамилия И.О. Город: Издательство, год С.01; 3.Фамилия И.О. Название: Путеводитель. Город: Издательство, год. С.40; 4.Фамилия И.О. Название: Учебник. - Город: Издательство, год. С.40; 5.Название: Учебное пособие (учеб. пособие)/ Под редакцией (Под ред.) Фамилия И.О. - Город: Издательство, год. С.40

II Периодические издания. 1.Фамилия И.О. (либо И.). Название статьи.//Название журнала (газеты). Год. №5 С.12 (только в журнале); 2.Название статьи//Название журнала (газеты). Год. №3 С.13 (только для журнала).

В лит-ре все в алфавитном порядке. 1.Законодательные акты. 2.Книги. 3.статистич. сборники, справочники. 4.Периодич. издания. 5.Картографические материалы. 6.Интернет. Сначала указывается то, что с начинается с букв, затем то, что с цифр. если на одной странице 2 ссылки на одну книгу: 1.Булгаков …С.20; 2.Там же С.37.

23.Доказательства.

Доказательства представляют собой цепочки (правильных) умозаключений ведущих от истинных посылок (исходных для данного док-ва суждений) к доказываемым (заключительным) тезисам. «Посылки док-ва» также именуются его основаниями, аргументами или доводами.

Сущ. несколько видов док-в: 1.Док-во от противного – это вид док-ва, при котором доказывание некоторого суждения (тезиса док-ва) осуществляется ч/з опровержение противоречащего ему суждения (антитезиса); 2.Косвенное док-во – это док-во в логике какого-либо суждения тезиса, основанное на опровержении (т.е. док-ве ложности, док-ве отрицания) некоторых других суждений, находящихся в определенных отношениях к тезису.

Стр-ра док-ва: 1.Тезис (суждение, истинность которого надо доказать); 2.Аргументы (те истинные суждения, которыми пользуются при док-ве тезиса); 3.Демонстрация (или форма док-ва, способ логической связи между тезисом и аргументами).

27.Библиографический поиск лит-ры.

Просмотру и изучению должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой. К ним относятся: 1.Официальные док-ты: законы РФ и субъектов РФ, постановления правительства, положения и инструкции министерств, департаментов, ведомств. 2.Научные работы, статьи, рефераты. 3.Научно-публицистические, научно-популярные издания по теме, учебники, учебные пособия. 4.Справочники, в том числе и статистические. 5.Периодические издания (общие, профессиональные). 6.Карты, атласы. 7.Интернет.

  Изучение лит-ры и отбор фактического материала. Работа с лит-рой должна начинаться ещё в процессе выбора темы дипломной работы. Как правило, студент подбирает лит-ру самостоятельно, а рук-ль её корректирует и дает рекомендации. Выбирая источники необходимо обращать внимание на год издания, выбирая более поздние отражающие современную ситуацию. Для написания текста работы должны отбираться Осн. положения и показатели, которые дают возможность наиболее полно и всесторонне раскрыть исследуемый вопрос. Сбор фактического материала осуществляется в процессе преддипломной практике и является ответственным этапом в подготовке работы. Её кач-во, объективность выводов во многом будет зависеть от того на сколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал. Только изучение всех фактов, их сопоставление и анализ позволяют выявить закономерности, Осн. тенденции развития исследуемого явления, его логические взаимосвязи и значение. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны. В работе необходимо изложить Осн. тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее приличными примерами, при необходимости цифровыми расчетами. Систематизация, анализ и обработка фактических материалов предполагают использование в работе таблиц, диаграмм,  графиков и схем, которые не только содействуют наглядности приводимого материала, но и убедительнее раскрывают суть исследуемых явлений. При оформлении фактического материала необходимо обратить особое внимание на оформление приложений со ссылкой на них в ходе работы. Также в процессе сбора и обработки фактического материала студентам формируются предложения по практической реализации, сделанных выводов.

30.Способы записи и сжатия инф-ции: тезисы.

Тезис – это положение, вбирающее в себя сущность значительной части текста. Характерные черты тезиса: 1.Тезис позволяет обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках. 2.Процесс тематического тезирования позволяет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне его продумать. Зачастую, обобщив, с помощью тезисов несколько книг и статей. 3.Тезисы хорошо помогают составить доклад, дать основное содержание материала. 4.Тезисы ценны и необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада.

 Виды тезисов: 1.Основные тезисы. 2.Простые тезисы. 3. Сложные тезисы. 4.Тезисы-цитаты.

31.Способы записи и сжатия инф-ции: конспекты.

Конспекты – это систематическая логическая связная запись, объединяющая план, тезисы и выписки. Осн. черты: объективность, логичность, ясность, краткость и универсальность. В отличие от тезисов конспекты содержат факты док-ва, примеры и иллюстрации.

Осн. виды конспектов: 1.Плановый конспект. 2.Текстуальный конспект. 3.Свободный конспект. 4.Тематический конспект.

24.методический замысел научного исс-ния и его осн. этапы.

Любое научное исс-ние начинается с выбора темы и обоснования её актуальности. Важность предпринимаемого исс-ния заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи. Следует помнить, что актуальной должна быть выбранная тема, а не вся обл-ть куда эту тему можно отнести. Тема дипломной работы выбирается студентом самостоятельно из тематике, утвержденной кафедрой. Выбрать тему могут помочь сл. приемы: 1.определение проблемных вопросов, возникших в ходе прохождения практики в соответствии с запросами и потребностями пред-тия тур индустрии. 2.Ознакомление с результатами новейших исс-ний в обл-ти науки и индустрии туризма и гостеприимства, а также на стыке этих отраслей. 3.Ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике в обл-ти туризма и гостеприимства, а также консультации и беседы со специалистами.

34.Основы научной орг-ции труда и эргономики.

Эргономика – наука, изучающая чел-ка или группу людей и его (их) дея-ть в условиях современного пр-ва с целью оптимизации условий, орудий и процессов труда. Техника личной работы. Записи: -подготовительные (оформление рабочих пометок по ходу чтения и слушания, оформление выписок и конспектов); -черновые (нужны в процессе предварительного планирования и первоначального оформления работы); -итоговые( развернутые записи, оформляются на основе черновых). Записи по ходу чтения должны быть лаконичными и сокращенными для экономии времени: 1.Записи непосредственно в книге или журнале (на полях). 2.Использование закладок с надписями, заголовками и указанием страниц. 3.выписки (цитаты, цифры). 4.Перечень страниц (фрагментов текста), которую нужно отксерокопировать. 5.«С-ма чистых листов» (вкладываются между страницами с их же номерами, на них делаются пометки). 6.Перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам, желательно указывать абзац. 7.Если необходимо, делаются аналитические оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. 8.Состояние плана книги. 9.Словарь терминов и понятий. 10.Тезисы. 11.Конспекты.