Основные положения консервативной модели общественного развития России

Нижегородский Государственный Университет

Юридический факультет

Реферат по истории отечества на тему:

Основные положения консервативной модели общественного развития России

                             Выполнил:

                                                                           Студент 1 курса группы № 11-10

                                                                           Лебедев С. П.

                                                                          

Нижний Новгород

2005

ЗАДАНИЕ: В чем заключается основные положения консервативной модели общественного развития России, назовите представителей

Консерватизм - Враждебный всяким нововведениям, отстаивающий неизменность чего-либо (политического строя, быта).

Долгое время отечественное обществознание видело в консерватизме лишь "приверженность к старому строю, старым, отжившим порядкам, отстаивание и стремление восстановить их", косность и вражду "ко всему новому, передовому в политической жизни, науке, литературе и т. д." В последнее десятилетие, когда возникла мода на консерватизм, эта дефиниция безусловно устарела в политическом отношении и абсолютно недостаточна в научном плане. При этом, чем большую популярность завоёвывает понятие консерватизма в сознании политических элит и масс, тем больше затруднений вызывает его дефиниция у научной общественности. Для характеристики отечественной историографии консерватизма достаточно привести тот факт, что основополагающие произведения классиков консервативной мысли - Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра - были изданы лишь после 1991 г. Однако к настоящему времени можно говорить о возникновении нескольких центров по изучению консерватизма, как русского, так и западноевропейского: в Воронеже, Ростове-на-Дону, Перми, Самаре и Москве.

Консерваторских идей придерживались такие известные люди как:

·       

·       

·       

·       

·       

·       

·       

·       

А также: Аксаков, Гумилев, Александр III, Столыпин, и конечно Лев Александрович Тихомиров, о котором писал свою кандидатскую диссертацию зам. декана ННГУ – Виктор Иванович Цыганов под названием «Идея русского самодержавия и её развитие в творчестве Л. А. Тихомирова»

В журнале «Власть» за 2000 год в номере 2, была опубликована статья, где давалось определение консерватизма как «идеологическая подкладка под власть».

Основополагающие принципы консервативной идеологии:

1) идея сильной государственности;

2) идея самостоятельности исторического пути России, невозможности некритического заимствования опыта развития других стран;

3) восприятие общества как сложной корпоративной системы;

4) понимание гражданства в первую очередь как служения отечеству и власти;

5) необходимость решения проблемы национально-государственного интереса;

6) рассмотрение семьи в качестве опоры общества;

7) приоритетное положение системы образования;

8) апелляция к историческому опыту прошлого (традиционализм);

9) усиление роли церкви в жизни страны.

Л.А. Тихомиров отводил государству (и конкретно – самодержцу) роль арбитра в регулировании социальных отношений. Ведь только самодержец, с точки зрения консерваторов, мог заявлять о себе, как о выразителе интересов всей нации в целом. Критикуя на примере Англии теорию «общегражданского» государства Л.А. Тихомиров утверждал, что, ограничив сферу деятельности государства пределами сугубо политической жизни, английское правительство породило в социальной сфере анархию и вседозволенность, предоставив хорошо сплоченному сословию предпринимателей возможность беззастенчивой эксплуатации пролетариата. «Рабочие сначала не верили такому перевороту, осыпали правительство жалобами, обращались и к королю. Но ничего из этого не выходило… Государство отказывалось им помогать. Являлась мысль стать самим на его место»[i]. Так была подготовлена почва для социалистических учений и виновата в этом власть, устранившаяся от регулирования социальной политики. Возникновением профессиональных рабочих организаций воспользовались социалисты, которые были едины с рабочими в выражении протеста «против той новой формы государственности, которая отрекалась от обязательной связи с социальным строем и кипящими в нем запросами классовых интересов»[ii]. Отказ государства от невмешательства в социальную сферу, так же как и выполнение монархом роли арбитра в регулировании отношений между различными социальными слоями, должны были привести к установлению «социального мира».

В отличие от своих либеральных оппонентов, консерваторам так и не удалось создать целостной социальной программы и найти своевременный ответ на модернизационный вызов. Вместе с тем, необходимо отметить, что хорошо продуманные и теоретически обоснованные социальные программы русских либералов так же были отвергнуты обществом. Произошедшая в начале ХХ века поляризация интересов различных социальных слоев привела к радикализации общества, когда каждая из социальных групп ставила во главу угла свои собственные интересы и была готова поддержать ту политическую силу, которая обещала реальное осуществление этих интересов в максимально короткий срок. В таких условиях долговременные проекты социальных преобразований направленные на поиски компромисса между различными социальными силами были заведомо обречены на неприятие в широких массах.

Заключение:

Сегодня еще нельзя точно определить дальнейшие перспективы консерватизма в России, ясно только, что сейчас он не может быть восстановлен в том варианте, в каком существовал в начале ХХ века. За прошедшее столетие со страной и ее народом произошли колоссальные изменения. Войдя в новое тысячелетие с флагом самодержавной России и гимном на музыку советского композитора, наша страна должна двигаться дальше. Все старые символы и концепции уже были задействованы и самое время определить новые приоритеты и ценности. В противном случае мы рискуем навечно «увязнуть» в постоянном повторении своей собственной истории и бесконечном хождении по кругу.

Использованная литература:

1.    

2.    

3.    

4.    


[i] Тихомиров Л.А. Апология веры и монархии. М., 1999. С.346.

[ii] Там же. С.347.