Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке

                                (1-2)

              2МИФЫ ДРЕВНОСТИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА И ЛЮДЕЙ.

                2ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

                       2ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ.

             _ 2ПЛАН . 0:

1) Что такое миф? Происхождение мифа.

2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.

3) Особенности мифологического сознания.

 11) Что такое миф? Происхождение мифа.

  Что такое  мифы?  В  обыденном  понимании  - это прежде всего антич-

ные,библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и челове-

ка,рассказы о  деяниях  древних богов и героев - Зевсе,Апполоне,Диони-

се,Геракле,аргонавтах,искавших "золотое руно",Троянской войне и  злок-

лючениях Одиссея.

  Само слово "миф"  имеет  древнегреческое  происхождение  и  означает

именно "предание","сказание".Европейским  народам  вплоть  до XVI-XVII

вв. были известны лишь знаменитые и поныне  греческие  и  римские  ми-

фы,позже им  стало  известно об арабских,индейских,германских,славянс-

ких,индийских сказаниях и их героях.Со временем сначала ученым,а потом

и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии,Оке-

ании,Африки.Выяснилось,что в основе  священных  книг  христиан,мусуль-

ман,буддистов также лежат различные,подвергшиеся переработке мифологи-

ческие предания.

  Что удивительно:  обнаружилось,что на определенной стадии историчес-

кого развития более или менее развитая мифология существовала  практи-

чески у  всех  известных науке народов,что некоторые сюжеты и рассказы

в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

  Так встал  вопрос  о   _происхождении  мифа ..Сегодня большинство ученых

склоняются к тому мнению,что секрет происхождения мифа следует  искать

в том,что  мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания

и осмысления мира,понимания природы,общества и человека.Миф возник  из

потребности древних людей в осознании окружающей его природной и соци-

альной стихии,сущности человека.

  Об особенностях  этого  способа  осмысления  мира  будет сказано ни-

же,после того,как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических  сказа-

ний.

2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.

  Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято  выде-

лять несколько важнейших циклов.Назовем их:

* космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

* антропогонические  мифы - мифы о происхождении человека и человечес-

  кого общества,

* мифы  о  культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или

  иных культурных благ,

* эсхатологические мифы - мифы о "конце света",конце времен.

  Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов.

   2Космогонические мифы 0,как правило делятся на две группы:

       1мифы развития    0             |        1мифы творения

                                   |

В мифах развития происхождениях ми-|В мифах творения акцент делается на

ра и Вселенной объясняется эволю-  |утверждении о том, что мир сотворен

цией,превращением некоего бесфор-  |из каких-то первоначальных  элемен-

менного первоначального состояния, |тов (огня,воды,воздуха,земли)

предшествующего миру и Вселенной.  |сверхестественным существом -богом,

Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном,творцом (творец может

кая мифология),небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного-

петская,скандинавская и др. мифоло-|гагары,вороны,койота).Самый извест-

гия)."...все было в состоянии неиз-|ный пример мифов творения-библейский

вестности,все холодное,все в молча-|рассказ о семи днях творения:"И ска-

нии:все бездвижное,тихое,и прост-  |зал Бог:да будет свет...и отделил

ранство неба было пусто..." - из   |Бог свет от тьмы.И назвал Бог  свет

мифов Центральной Америки.         |днем,а тьму ночью..."

  Очень часто  эти  мотивы  сочетаются в одном мифе:подробное описание

первоначального состояния завершается подробным рассказом  об  обстоя-

тельствах творения Вселенной.

   2Антропогонические мифы 0 являются составной частью мифов космогоничес-

ких.Согласно многим мифам,человек сотворяется  и  самых  разнообразных

материалов: орехов,дерева,праха,глины.Чаще всего,творец создает снача-

ла мужчину,потом женщину.Первый человек обычно наделен даром  бессмер-

тия,но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества

(таков библейский Адам,вкусивший  плодов  с  древа  познания  добра  и

зла).У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека

от предка-животного (обезьяны,медведя,ворона,лебедя).

   2Мифы о культурных героях 0 повествую о том,как человечество овладевало

секретами ремесла,земледелия,оседлой  жизни,пользования  огнем - иначе

говоря,как в его жизнь внедрялись те или иные  культурные  блага.Самый

знаменитый миф  подобного  рода  -  древнегреческое  сказание о Проме-

тее,двоюродном брате Зевса.Прометей (в дословном переводе -  "мыслящий

прежде","предвидящий") наделил  разумом жалких людей,научил их строить

дома,корабли,заниматься ремеслами,носить одежды,считать,писать  и  чи-

тать,различать времена  года,приносить жертвы богам,гадать,внедрил го-

сударственные начала и правила совместной жизни.Прометей дал  человеку

огонь,за что  и был покаран Зевсом:прикованный к горам Кавказа,он тер-

пит страшные мучения - орел выклевывает ему печень,ежедневно вырастаю-

щую вновь.

   2Эсхатологические мифы 0  повествуют о судьбе человечества,о пришествии

"конца света" и наступлении "конца времен".Наибольшее значение в куль-

турно-историческом процессе   сыграли   эсхатологические   представле-

ния,сформулированные в  знаменитом  библейском   "Апокалипсисе":грядет

второе пришествие  Христа - Он придет не как жертва,а как Страшный Су-

дия,подвергающий Суду живых и мертвых.Наступит "конец  времен",и  пра-

ведники будут предопределены к жизни вечной,грешники же к вечным муче-

ниям.

 13) Особенности мифологического сознания 0.

  Сказанного достаточно,чтобы   подтвердить   сформулированную    выше

мысль:мифы возникли  из настоятельной потребности людей объяснить про-

исхождения,природа,людей,устройство мира,предсказать  судьбу   челове-

чества.Сам способ  объяснения  имеет специфический характер и коренным

образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.Какие же

особенности отличают мифологическое сознание?

* В мифе человек и общество не выделяют себя из  окружающей  природной

  стихии:природа,общество и   человек  слиты  в  единое  целое,неразрыв-

  ное,единое,

* В  мифе нет абстрактных понятий,в нем все - очень конкретно,персони-

  фицировано,одушевлено,

* Мифологическое сознание мыслит символами:каждый образ,герой,действу-

  ющее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие,

* Миф  живет  в своем ,особенном времени - времени "первоначало","пер-

  вотворения",к которому неприложимы человеческие представления о  тече-

  нии времени,

* Миф мыслит образами,живет эмоциями,ему чужды доводы рассудка,он объ-

  ясняет мир,исходя не из знания,а из веры.

  Какую же  роль  играли мифы и мифотворчество в истории человеческого

общества и человеческой культуры?

* Они по своему объясняли мир,природу,общество,человека,

* Они в своеобразной,очень конкретной форме устанавливали связь  между

  прошлым,настоящим и будущем человечества,

* Они являлись каналом,по которым одно  поколение  передавало  другому

  накопленный опыт,знания,ценности,культурные блага,знания.

                            _Основные понятия .:

миф,группы      мифов:космогонические,антропогонические,эсхатологичес-

кие,мифы о культурном герое.

                            _Вопросы и задания .:

1) Дайте определение основным понятиям.

2) Какие  тематические  группы мифов принято выделять науке?Чем объяс-

 нить близость мифов,существовавших у народов,не вступавших в  контакты

 друг с другом?

3) Расскажите известные вам  космогонические,антропогонические,эсхато-

   логические мифы,мифы о культурном герое.

4) Верно ли утверждение,что мифотворчество  является  фактом  далекого

прошлого.Что вам известно о мифах,возникших в современную эпоху?