Астрология как социальный институт
Вступление
…Но математическое исследование природы
не потому точно, что умеет точно считать,
но оно обязано точно считать, поскольку
его связанности своей сферой предметов
присущ характер точности. Напротив того,
все науки о духе и даже все науки о жизни
обязаны быть неточными именно для того,
чтобы оставаться строгими.
(Мартин Хайдеггер)
Прежде чем приступить к анализу столь необычной темы («Астрология как социальный институт»), необходимо сначала точно определить, что именно понимать под словом «астрология», какова ее сущность, основные характеристики, каково представление о ней, каково ее место в системе знаний о мире и человеке, причем как в современном понимании, так и на протяжении веков. Следует проследить, насколько это возможно, ее развитие и понимание на разных исторических этапах. Астрологию, как станет ясно ниже, невозможно описать вне понятия оккультизма.
Я хочу, чтобы эта работа рассматривалась в качестве введения и абриса дальнейшего развития главной темы моей курсовой, поскольку, с одной стороны, весь используемый здесь материал требует более подробного исследования, а с другой стороны, чем подробнее и глубже его исследовать, тем очевиднее станет необходимость такого исследования для успешного раскрытия темы «Астрология как социальный институт».
Астрология, как, возможно, станет ясно ниже, главной своей целью ставит раскрытие перед индивидом путей его социализации. Наше будущее именно потому непредсказуемо, что оно зависит не только от нас, но также и от окружающих нас людей.
Цель этой работы – придти к новому пониманию астрологии и лучше понять смысл нашего представления о ней как о живой практической философии психологического самоосуществления, ключевой задачей которой во все времена была интеграция.
1. Сущность астрологии: определение и основные черты
(мировоззренческие основания астрологии)
Место астрологии в системе оккультных наук
Во все времена и почти у всех народов были, помимо обычных наук, науки тайные, эзотерические, являвшиеся достоянием немногих избранных, которых принято называть посвященными. Часть этих наук, ставшая достоянием гласности, была систематизирована и получила распространение под названием оккультизма.
Прежде чем начать описывать это понятие, необходимо дать одно пояснение. Невозможно претендовать на всестороннее его описание, поскольку вся имеющаяся доступная литература по этому поводу носит характер экзотерический, т. е. общепринятый, общедоступный, лежащий на поверхности, популяризаторский. Я хочу сказать тем самым, что существовало и существует множество школ, [со]обществ и т.п. (из которых и сплетены такие понятия, как «духовная (или гурическая) школа», «духовный наставник», «гуру», «посвящение» и т.д.), носящих эзотерический характер, которые, очень даже может быть, имели и имеют иное понимание и, что особенно важно, иную иерархию всех ниже приведенных терминов. А в их учениях и текстах мы, вполне возможно, найдем полностью противоположное значение этих терминов и опровержение всем нашим построениям. Не нужно забывать, что когда мы имеем дело с эзотерическим – мы имеем дело со скрытым, с тайной, которая недоступна для «непосвященных масс» (будь оно доступно, оно бы не было эзотерическим!), – следовательно, тот, кто претендует на «отличное» или хотя бы «хорошее» знание таких вещей, проявляет легкомыслие и непонимание сути. Поэтому то, что приведено ниже, является лишь экзотерической стороной понимания, и я бы сказала, логически-ментальной стороной, а не духовно-мистической, к примеру.
Оккультизм. «Оккультизм» происходит от латинского occultus – тайный, темный, сокровенный. Им обыкновенно называют совокупность воззрений, верований, знаний и приемов, относящихся к области таинственных сил природы и человека. В широком значении слова оккультизм обозначает явления магии, телепатии, астрологии и вообще мало исследованные загадочные явления физической и психической природы. Иногда оккультизм называют также герметизмом, по имени Гермеса Трисмегиста, но обычно название герметической науки чаще всего применяется к алхимии.[1]
Оккультизм есть учение о скрытой стороне природы и человека, постигаемое путем синтеза тайных наук и ведущее через овладение психическими силами к сверхчувственному восприятию, проявлению динамизированной воли и возвышению человека над обыденной жизнью.[2]
Под оккультными науками обычно понимаются астрология и другие формы мантических учений (гадание по руке, внутренностям и костям животных, по картам), алхимия, каббалистика и разные типы магии чисел, теософия и, наконец, собственно магия, поскольку она достигает рационализированного вида. Как формы поиска тайного знания они частью укладываются в схему поиска откровения, частью – в схему поиска путей творения. Примером первой схемы может служить астрология… Примером второй схемы – алхимия.[3] Алхимия – если она не извращена и не сведена к материализму – это попытка делать с человеческой душой то, что китайский император должен был делать по отношению к земледелию, устанавливая календарь.[4]
В основе современного оккультизма лежит двоякое стремление человеческой души – верить и знать. Оккультизм стоит на границе между религией и теологией, с одной стороны, наукой и философией – с другой.[5]
Оккультизм и мистика. От оккультизма следует отличать мистику и эзотеризм. Слово «мистика» происходит от слова «тайна». Мистика есть глубина и вершина духовной жизни. Сфера мистики отлична от сферы оккультизма; мистика по своей природе духовна, оккультизм – натуралистичен. Мистика есть общение с Богом, оккультизм же – общение с силами природы. Оккультизм учит о скрытых силах природы и человека, но никогда не углубляется до божественной основы мира. Мистика же основана на ощущении внутреннего родства и общности между человеческим духом и духом Божественным. Мистика есть углубление эзотеризма, она есть особая форма духовной жизни и духовного пути. Цель мистики в этом смысле слова есть созерцание Бога и соединение с Богом.[6]
Оккультизм и эзотеризм. Эзотеризм есть общее название для учений, являющихся достоянием тайных оккультных организаций. В противоположность мистицизму и оккультизму он всегда субъективен и замкнут. Сущность подлинного эзотеризма состоит из переживаний и откровений, получаемых посвященными или посвящаемыми в практику тайного общества или союза. Чистый эзотеризм в основе сверхчувствен и часто не имеет эквивалентных понятий в обычном мире для своего выражения. Подлинно эзотерические книги, поэтому, всегда облекают свое повествование в форме притч и аллегорий. Популяризация эзотерических учений всегда грешит вымыслами и приводит к колдовству и психическим расстройствам. Подлинный эзотеризм утверждает тайну, которая раскрывается в большей или меньшей степени в сознании в зависимости от духовного подвига, от степени духовной одаренности, от духовного уровня и стадии духовного пути. Эзотерическое в христианстве ведет к мистическому. Эзотеризм претендует хранить сокровенную истину и тайну от профанации и непонимания господствующего сознания масс, которые не могут эти истины и эти тайны вместить.[7]
Вот какие выдержки приводит Клизовский (1874 – 1942) из «Чаши Востока»: «Недоступность и вытекающая отсюда таинственность этой высшей науки для масс народа может быть продиктована не желанием немногих избранных сохранить лишь для себя эту высшую мудрость, но неподготовленностью и неспособностью народа воспринять ее… Дать человеку больше знания, нежели он в данную минуту способен вместить, – опыт весьма опасный.
Оккультная наука – это не такая наука, в которой тайны могут передаваться сразу, путем письменного или даже устного сообщения… Оккультная наука имеет свои методы исследования, такие же точные и деспотичные, как и методы ее антитезы – физической науки; если последняя имеет свои правила, так же точно их имеет и первая…».[8]
Оккультизм и наука. Область оккультизма или совершенно игнорируется современной наукой или мало ею разрабатывается. Это объясняется следующими причинами[9]:
1. Обоснование оккультизма традиционным знанием, берущим начало в откровении, а не в экспериментальном исследовании.
2. Пользование методом аналогии (который в науке признается наименее точным и убедительным).
3. Исследования внутренней стороны вещей и высших сфер мироздания доступны лишь сравнительно небольшому кругу посвященных, которых оккультисты называют адептами, или просвященными (adepti, illuminati, initiati).
4. Слепое доверие оккультизма источникам, особенно древним, часто весьма сомнительным.
5. Навязывание многим философам и религиозным учителям, вопреки фактам, оккультных учений.
6. Шарлатанизм и даже развращенность многих его последователей (приверженность «черной магии», чертопоклонничество, служение черных месс и т.д.).
Оккультизм не отрицает и не презирает науку. Оккультисты считают свое знание лишь дополнением к тому образованию, которое они получили на школьной скамье. Пренебрежение представителей современной точной науки к оккультизму есть лишь непонимание тех источников, которые дали миру химию, астрономию, медицину и целый ряд открытий и изобретений.
Конечная цель оккультистов заключается в синтезе человеческого знания, неразрывно связанного с достижением человеком божественного сверхсознания.
Оккультизм и религия. Православие, вмещая многое от древнего оккультизма и эзотеризма, стремится в наше время всех оккультистов, теософов и им подобных тайноведов отнести к числу еретиков. Благодаря этому огульному осуждению создается впечатление, что церковь, утеряв ключи к пониманию творимых таинств и обрядов, как бы боится обретения этих ключей другими. Эта боязнь гнозиса единосущна католической тупости, пытавшейся сжечь Галилея.[10]
Для того, чтобы понять место астрологии в системе оккультных наук, можно привести следующее деление оккультизма:
1. Высший оккультизм: теургия, тавматургия и психургия.
2. Классический оккультизм: каббала, магия, таро, астрология, алхимия, герметическая медицина (гипнотизм, магнетизм).
3. Практический оккультизм: телепатия, телепсихия, телекинетия, психометрия, ясновидение, магнетизм.
4. Прикладной оккультизм: хиромантия, графология, физиогномика.
5. Народный оккультизм: оракулы, сонники, гадания, травники.
Опишем вкратце эти деления.
Высший оккультизм.
Теургия – искусство входить в известную связь с духами и богами с помощью особых слов и действий, чтобы добиться от них совершения чего-либо сверхъестественного. В своих истоках теургия, по всей вероятности, тесно связана с избранничеством. Современная теургия связана с каббалой и содержит в себе богослужебные элементы. Простейшим проявлением теургии будет горячая, искренняя молитва, более сложным – церковная служба (например, молебен).
Тавматургия есть техника воздействия и восприятия в астрале через реализацию особого состояния человеческого естества (экстериоризация). Практика тавматургии составляет основу второго (астрального) посвящения розенкрейцеров.
Психургия – это развитие психических сил человека, его астральных органов и способностей.
Практический оккультизм неразрывно связан с оккультизмом классическим и обосновывает им свои положения. В силу того, что практическим оккультизмом можно заниматься без вступления в какое-либо общество, эта ветвь классического оккультизма стала приобретать самостоятельное значение.
Телепатия (от греческих слов: «в отдалении» и «страдание»), сообщение на расстоянии одним лицом другому представлений, мыслей и переживаний (эмоций), без посредствующего воздействия на органы чувств при помощи слов, письменных знаков или других сигналов.
Телепсихия есть проявление внушения или гипноза на расстоянии.
Телекинетия заключается в передвижении и подъеме на воздух материальных предметов психическими силами. Считается, что это происходит (в основном на спиритических сеансах) вследствие частичной материализации духов или «проделок» элементалей. Но эти же явления могут быть осуществлены с разумными целями посвященными.
Психометрия есть умение читать астральные наслоения, в виде которых на физических предметах запечатлеваются земные события. Такая сенситивность бывает врожденной или искусственной (развитой путем упражнений) и, наконец, болезненной, возникшей вследствие сильных психических потрясений или неправильного функционирования некоторых органов.
Ясновидение обнимает обширный ряд явлений, основанных на способности сверхчувственного восприятия, т.е. способности получать информацию и впечатления из внешнего мира без помощи органов чувств. Здесь речь идет о познании совершенно конкретных обстоятельств, как то: угадывание мыслей, определение болезни отсутствующего лица без каких-либо реальных данных о ней, умение читать через непрозрачную обертку и т.д. Реальность подобных явлений до последнего времени отвергалась положительной наукой.
Магнетизм – «животный магнетизм», или «человеческий од» – есть энергия или жизненная сила человеческого организма (прана). Это «нервное электричество» служит для лечения болезней, обновления организма и самого широкого применения в обыденной жизни через рукопожатия, поцелуи, жесты и т.п. В магии служит для конденсирования астрального тела, воздействию не астральных сущностей и содействует успеху талисманов и пантаклей.
Прикладной оккультизм заключается в умении читать астрологические сигнатуры, имеющиеся во всех предметах физического мира. Изучение сигнатур минерального царства, преимущественно камней, позволяет применять эти камни для талисманов, пантаклей и т.п. Изучение сигнатур в царстве растений служит применению растений в качестве лекарств в герметической медицине, в магии – в виде курений. В царстве человека астрологические сигнатуры служат для определения его характера, способностей, склонностей и позволяют судить о его будущем.
Областью человеческих сигнатур занимаются несколько оккультных наук, развившихся в глубокой древности на чисто астрологических началах. Среди них самые известные – это хиромантия и физиогномика.
Хиромантия – искусство определять характер человека и предугадывать его судьбу по линиям, морщинам, складкам и бугоркам, которыми покрыта ладонь. Принцип гадания заключается в том, что каждой линии или бугорку (а также и форме пальцев) приписывается неразрывная связь с одной из психических способностей. Часто линии носят названия астрологических планет и соответствуют их влиянию. Таким образом, ладони человека являются своеобразным гороскопом, чтением и толкованием которого и заняты хироманты. Большей частью хиромантией занимаются в связи с другими оккультными и мантическими науками.
Физиогномика аналогично хиромантии изучат черты лица как своеобразный гороскоп.
Существуют также: френология – учение о связи душевных функций и психических способностей с наружной формой черепа; графология – учение, состоящее в суждении о человеке по его почерку (манере письма).
Народный оккультизм я здесь рассматривать не стану.
Основные принципы оккультизма – принцип единства мира, принцип целостности мира, принцип иерархичности мира и бытия, принцип подобия, принцип разумности всего живого, принципы полярности, цикличности, равновесия и гармонии.[11]
В истории человеческой мысли можно отметить три эпохи, когда оккультизм получал первенствующее значение: первые века христианства, эпоха Возрождения и настоящее время.[12]
* * *
Следует отметить, что интерес к оккультизму и интенсивность оккультных стремлений обратно пропорциональны развитию рационализма и материализма. Распространение оккультизма знаменует упадок точного знания или неудовлетворенность им.
И. Т. Касавин в статье «Спутники и попутчики науки» пишет: «Рождение современной науки – феномен, с которым обычно связывается позднее Возрождение и Новое Время, – оказывается отнюдь не однозначным процессом. Новая космология (астрономия) обязана своим возникновением не только и не столько расширению наблюдательной базы и математической обработке данных, но в значительной степени новому мировоззрению, утверждавшемуся как соединение рациональных и мистико-магических элементов. Следующий шаг – классическая механика – в той же мере связан с платонизмом, еретической теологией, алхимией, астрологией и каббалистикой. <…> В дальнейшем – и вплоть до наших дней – наука не вытесняет магию, но лишь оттесняет ее в сферу альтернативных мировоззрений, и пока теории удается обслуживать инструментально-эмпирическую практику, наука не вспоминает об альтернативах».[13]
«Нужно быть достаточно наивным, – пишет А. Л. Чижевский, – чтобы воображать, что современный человек дошел до последнего слова науки и философии и что будущее человечество успокоится до скончания мира на идеях нашего времени… И кто осмелится утверждать, что, претерпев ряд преобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?».[14]
Касавин также пишет, что герметические и оккультно-магические учения образуют «…параллельную историю науки в том смысле, что современное монистическое понятие науки исключает все те ее элементы, которые непосредственно участвовали в ее историческом формировании и с которыми наука в явной или неявной форме постоянно вела диалог».[15]
Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) в книге «О способности вещей к ощущению и о магии» писал: «Все, что совершается учеными в подражание природе или в помощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не только несведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенные науки, но и все прочие прибегают к магии. Магией было то, что Архит сделал голубя, который летал, как настоящий, и то, что во времена Фердинанда, императора Германии, некий немец сделал искусственных орла и муху, которые летали сами по себе; ибо пока искусство не становится понятным, его всегда называют магией; только потом – просто наукой (курсив – С.Д.). <…> То же, с чем имеет дело физика, астрология и религия, в редчайших случаях становится широко известно; недаром в них древние черпали искусство [магии]».[16]
Гарен пишет, что «…Кампанелла здесь (т.е. в предыдущей цитате) очень точно выявил три вещи: во-первых, все науки, исследуя структуру реальности, пользуются магией (магия здесь, скорее всего, понимается в широком смысле, т.е. в значении оккультизма – С.Д.) в той мере, в какой она является практической деятельностью, преобразующей природу <…>; во-вторых, таинственный ореол, окружавший мага, словно бога или демона, исчезал с каждым успехом науки; в-третьих, тем не менее наиболее высокие проблемы, и соответственно наиболее глубокие произведения, ускользая от общедоступного понимания, все еще сохраняют покров «магического». Таким образом, мы – на пути, ведущем к оправданию магии и, следовательно, ее неразлучной подруги – астрологии».[17]
Погребенная с ростом позитивной науки, астрология в наши дни оживает снова и непрерывно увеличивает круг своих сторонников. Это можно объяснить тем, что официальная наука, точно так же как и официальная вера, в настоящее время показали полную свою неспособность организовать человеческую жизнь и ответить на самые важные вопросы бытия.[18]
Определение понятия астрология
Прежде чем приступить к изложению основных этапов истории астрологии, следует определить, что, собственно, мы будем понимать под термином «астрология».
Надо сказать, что общепринятого определения астрологии до сих пор не существует, в разных источниках приводятся разные формулировки, и их общее число достигает нескольких десятков.
Ради объективности приведу несколько современных определений астрологии, взятых из разных по своей обшей направленности источников:
«Астрология (греч.) – наука, определяющая воздействие небесных тел на земные дела и претендующая на предсказание грядущих событий по расположения звезд…». (Блаватская Е. Теософский словарь. М.,1994).
«Астрология (от астро…и …логия) – учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), определявшемся через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени…». (Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. М., 1998).
«Астрология – мнимая наука, пытавшаяся предсказывать будущие события и судьбу человека из наблюдений над положением небесных светил». (Брокгауз).
«Астрология (греч.: аstron – звезда и logos – учение) – специфическая система взглядов на Космос, природу и человека в их эволюционном движении. Основополагающая идея астрологии состоит в том, что пространственно-временная организация явлений и объектов анизатропна, и каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям. <…> Изучая особенности моментов времени, можно определить тенденции дальнейшего развития тех или иных явлений и объектов. <…> Весь мир подчиняется единым ритмам, единым циклам, имеющим свои индивидуальные проявления в различных системах…». (Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998).
«Астрология - учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса, где целью является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей "слаженности" своих и космических ритмов, максимальная реализация потенциала, которым он наделён с рождения». (См. ниже).
Достаточно адекватным представляется определение, предложенное современным американским исследователем Робертом Хэндом: «Астрология –наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве-времени при помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами». Подчеркнём несколько важных моментов, связанных с данным определением:
Во-первых, определение Р. Хэнда не подразумевает непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывает на символическую (косвенную) соотнесённость между событиями разного масштаба. Этот момент согласуется с тем, что в разных (астрологических и оккультных) источниках большое внимание придается принципу аналогии, а у Радьяра прямо сказано, что «подлинной основой всякой оккультной науки является закон аналогии»[19].
Во-вторых, астрология – не астральный культ; представления об одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в древности.
В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим абсолютную предопределённость жизни человека и всей Земли в целом. Детерминистская сторона не являлась ни главной, ни преобладающей в астрологии; наоборот, работа астролога не в последнюю очередь направлена на то, чтобы человек стал над «фатумом», взял управление своей жизнью в свои руки. Как справедливо заметил Цицерон, «Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?» (О дивинации, II, 20).
В-четвёртых, астрология на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. Астрология - учение о соотнесённости земных ритмов с ритмами космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать и прогноз на будущее, но целью здесь зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей «слаженности» своих и космических ритмов, максимальная реализация потенциала, которым он наделён с рождения.
Далее – иллюстрация представлений об астрологии на протяжении веков.
Плотин (205 – 270) учил, что «движение звезд предвещает судьбу каждого, но не создает ее, как неправильно понимает толпа».[20]
Парацельс (1493 – 1541) говорил: «тело происходит из элементов, душа – из звезд, а дух – от Бога. Все, что интеллект может воспринять, происходит от звезд (духи звезд, а не материальные созвездия имеются тут в виду)»[21].
Агриппа фон Неттесхейм (1486 – 1535): «созвездия, как принято говорить, не принуждают, а только склоняют к чему-либо. <…> Астрология состоит в том, что можно что-то сказать наперед, либо при случае открыть книгу и наткнуться на какой-либо стих, который выглядит как настоящее предсказание, и подчас случается, что благодаря этому произносится нечто близкое истине. <…> Предсказание скрытых событий будущего исходит не только из положения звезд, но и из аффектов души. <…> В этом искусстве нет определенности, оно может действовать согласно усмотрению, которое происходит либо из предположений, либо из неподдающегося исследованию дьявольского внушения, либо по законам исполненной превратностями судьбы. Исходя из этого данное искусство есть не что иное как суеверная и лживая догадка, которая со временем превращается в науку о неопределенном, используя которую ловкачи обирают невежд, обманывая в то же время самих себя».[22]
Кеплер И. (1571 – 1630). «Что же касается того, что многие неверно используют предсказания ради собственного любопытства и подтверждения своих предрассудков, то это отвращает меня ничуть не больше, чем хорошего командира отвращает от взятия города… потеря нескольких солдат (которым, будь это возможно, он охотно спас бы жизнь).
Если у кого-то имеются возражения против публикации астрологических предсказаний для широкой публики, поскольку это вряд ли пойдет ей на пользу, то я хотел бы, чтобы такие люди приняли во внимание, что мы не можем довести что-либо до людей просвещенных, встречающихся то в одном, то в другом месте, иначе, как обращаясь к широкой публике».[23]
«Кеплер занимался и интересовался астрологией потому, что в основе своей она имела ту истину, которую Кеплер поставил краеугольным камнем своего философского представления о мире… Он являлся сторонником того убеждения, что существует общее начало, управляющее мировой жизнью, отдельные части которого крепко связаны между собой».[24]
Фома Аквинский (1225/1226 – 1274): «Небесные тела суть причины всего, что встречается в этом подлунном мире; они косвенно влияют на человеческие деяния; но не все ими производимые действия являются неизбежными».[25]
Тихо Браге (1546 – 1601), величайший скандинавский астроном, основатель практической астрономии, свою научную деятельность до известной степени посвятил развитию и утверждению астрологии. В своей вступительной речи в Копенгагенском университете он открыто заявил: «Кто отрицает влияние звезд, тот отрицает мудрость и противоречит самому явному опыту». По адресу богословов и философов, пытавшихся опровергнуть астрологическое учение, он говорил: «Что извиняет этих людей – это их невежество как в астрологии, так и в обыкновенном искусстве здравого суждения». Несмотря на нападки и гонения он до конца жизни сохранил твердую веру в астрологию и бранил тех, кто ее отрицал.[26]
Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626), знаменитый английский философ, который одним из первых постиг великое значение эксперимента в естествознании, полагал, что астрология имеет все права на существование. Он настаивал на преобразовании астрологии и находил нужным уточнить тот способ вычисления, к которому в то время прибегали.[27]
* * *
Ряд исследователей (вслед за Д. Радьяром) трактуют термин «астрология» в более широком смысле, связывая его с понятием космического мироощущения. Дэйн Радьяр писал: «История астрологии – это история трансформации отношения человека к Природе – к внешней, воспринимаемой чувственно, и к внутренней, «человеческой» природе...»[28]. Таким образом, астрология в узком смысле этого слова (астрология как наука) является лишь порождением определённой фазы данного процесса. Для изучения истории астрологической мысли этот, более широкий, вариант понимания термина «астрология» является весьма важным.
Некоторые историки науки придерживаются следующей трактовки понятия «астрология». Они отграничивают астральные предзнаменования, поклонение звездам, астральные мифы, характерные для культур Древнего мира, от астрологии как таковой, которую они понимают как математизированную технику составления гороскопов для предсказания по ним будущих событий. Здесь имеет место наиболее узкое понимание термина «астрология». Следовательно, когда задаётся вопрос: «Когда и где возникла астрология?» - мы должны вначале понять, какого определения астрологии придерживается человек, задавший этот вопрос.
Основные принципы астрологии[29]
· принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений);
· принцип аналогии. В пространственном аспекте это принцип подобия микрокосма и макрокосма: всякая сущность (более узко - человек) подобна миру в целом. Временной аспект принципа аналогии - принцип прогрессий; прогрессиями в астрологии называется один из основных методов прогноза, в основе которого лежит постулат о соотнесённости временных интервалов различного масштаба: например, часто используемая прогрессия «день за год» определяет основные тенденции сорокового года жизни человека по расположению планет на сороковой день после рождения этого человека.
· принцип полярности, взаимодействия мужского (активного, «положительного») и женского (пассивного, «отрицательного») начал как основы всего существующего в мире;
· нумерологические концепции (представления о мистике чисел);
· представление о четырёх (или пяти) основных стихиях, присутствующих во всём;
· принцип цикличности;
· представление о космической иерархии;
· принцип деления неба на участки, имеющие отличное друг от друга значение;
· принцип значимости имён и названий (астрологическое значение планет связано с их названиями).
Астрология как мировоззренческая система
«В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собою лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленный сверху вниз. Источники этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят этому миру энергию, приводят в движение звездные сферы и производят на Земле все те разнообразные движения в мертвой и живой природе, которые оживляют земную поверхность. <…>
Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа».[30]
Многие ругают астрологию за ее неточность, неоднозначность ее предсказаний. И на это можно приводить бесконечное множество различных «за» и «против», но здесь я бы хотела лишь процитировать Мартина Хайдеггера (1889 – 1976): «…все науки о духе и даже все науки о жизни обязаны (курсив мой, – С. Д.) быть неточными именно для того, чтобы оставаться строгими… Неточность исторических наук о духе – не недостаток, но лишь исполнение требования, существенного для такого вида исследования».[31]
Астрология существует не столько для предсказания событий, сколько для выявления возможностей индивида и смысла (“миссии”, кармического предназначения) его существования («…астрологические данные указывают не на события, а на возможности их развития»[32]). От астрологии (как и от любой другой науки, претендующей на знание будущего) ждут предсказания конкретных событий, забывая, что предсказать, т.е. раскрыть, внутреннюю сущность происходящего и самого человека гораздо и важнее и сложнее! Так ли уж важно, удастся ли какому-то человеку построить дом, найти хорошую работу, обзавестись семьей, если куда важнее знать, что придаст настоящий смысл его жизни и какую при этом роль сыграет выбранная работа, семья (если ею вообще стоит обзаводиться) и т.п. На этот аспект предсказания в наше время, когда господствует рыночно-потребительское[33] отношение к жизни, люди не склонны обращать внимание.
Астрология раскрывает глубинный, духовный смысл всех явлений и процессов, таких, которые связаны с человеком (человечеством) и оказывают на него влияние. Таким образом, мировоззрение астрологии опирается на антропоцентризм.
Основная функция астрологии – «раскрыть значение индивидуальной судьбы и неповторимой личности, чтобы человек мог осознать и реализовать свою индивидуальность».[34] «Если не сделать астрологию техникой интеграции личности, то она становится или пустой интеллектуальной игрой, или опасной игрой в гадательство».[35]
«События, - пишет Дейн Радьяр (1895 – 1985), - не являются самым важным фактором в вашей жизни. Главное – это значение, которое мы им придаем, и то, как мы их используем. Ваш гороскоп помогает вам понять, как вам лучше всего использовать потенциальные возможности всего вашего бытия. Это – ваше небесное имя, обозначающее вашу уникальную индивидуальность в этой жизни.<…> Астрология может помочь раскрыть этот смысл, расшифровать символический язык небес<…>». (Из письма Барбаре Сомерфилд, 1972)[36].
«В алхимии, например, астрология используется в основном символически, но в определенном смысле слова астрология всегда символична, если ее правильно понимать, – считает Радьяр, – Все зависит от того, как понимать слово «символ». Алгебра тоже чисто символична, но ведь благодаря именно ей и высшей математике появилась возможность создать современную науку и век машин. Астрология в основе своей– алгебра жизни. Но ее применения так же разнообразны, как формы жизни, которые она координирует, интегрирует и осмысляет в рамках определенного порядка».[37]
Рудольф Штайнер (1861 – 1925) считает, что «действительная астрология – это совершенно интуитивная наука и требует от того, кто хочет ею заниматься, развития высших сверхчувственных познавательных сил, которые сегодня могут быть только у очень небольшого числа людей. И если хотят изложить ее основной характер, то для этого необходимо вникнуть в высшие космологические проблемы в смысле духовной науки».[38]
«Современная астрология предполагает осознание того факта, что космос вокруг родившегося индивида представляет в символическом виде информацию, в которой он нуждается для самоориентации, адекватной соответствующей его индивидуальной правде по отношению к любому опыту своей жизни<…> Карта рождения как целое представляет собой «дхарму» индивидуума<…>».[39]
«Основная задача человека – сознательно стать целым на всех уровнях своего существования, а он сможет стать целым, если будет соотносить каждый свой опыт с общим центром. Человек должен осознать место, которое занимает каждый отдельный опыт в его целой личности. В этом процессе обретения целостности выделяются два фактора: сознание и власть<…> Без сознания власть принимает бесчеловечные формы, баз власти сознание есть фикция, не имеющая субстанциального существования.
В астрологии сознание оперирует на горизонтальной оси, власть и способность к интегральному существованию относятся к вертикальной оси. В любом целом сознание оперирует двойственным образом: осознание самого себя и осознание своей соотнесенности с другими. Самость и соотнесенность – два фундаментальных понятия экзистенциальной реальности, но существует несколько уровней самости и взаимоотношения также работают на разных уровнях, экстериоризируя различные качества существа».[40]
2. Что известно из истории астрологии
(астрология как социокультурное явление)
В этой работе я не ставлю целью охватить все, что известно из истории астрологии, да это и невозможно уместить в столь маленький объем. Здесь мне хотелось бы привести в качестве наброска лишь несколько точек зрения.
Ван-дер-Варден[41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в развитии астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг друга) и соотносит их с современными им религиозными течениями. Он утверждает, что существует тесная связь: 1) между Астрологией Предзнаменований и Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом – фаталистическим поклонением Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной Астрологией и Зороастризмом, религией Заратуштры, – учением о небесном происхождении души. [42]
1.
2.
3.
В своей книге Ван-дер-Варден доказывает, что во-первых, существует тесная связь между митраизмом, зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных течения существовали в одно время в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из трех направлений связано с астрологией.[43]
Древняя астрология предзнаменований отличается от более поздней гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями, представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой урожай, войну или мир).[44]
На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака, но гороскопы еще не составляются.
Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя Греция.
Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей.[45] Вавилоняне всегда отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская астрология была сильно связана с астральной религией.[46]
Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием «Энума Ану Энлиль». Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в совокупности включавших около 7000 предзнаменований.[47]
Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений попали в руки Птолемея.[48]
Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н. э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений.[49]
Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми «халдеями», которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.
Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539-331 гг. до н. э.).[50] Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении «Об Исиде и Осирисе»: «халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют «богами-хранителями», две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам».[52]
Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые «халдеям», восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой основополагающей книги.[53]
А. Л. Чижевский (1897 – 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково… Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. <…> Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] «…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса!»[55]
В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния» Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим принципом астрологии.[56]
Из Греции астрология проникает в Рим. «Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками, по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя на его душу и тело».[57]
Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э. – 19 н. э.), Проперций (ок. 50 – ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. – ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 – 130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь человека; стоик Посидоний (135 – 51 до н. э.), ставший подлинным философом астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 – ок. 160), посвятивший ей свое второе главное произведение, и другие.[58]
Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 – 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59]
«За средневековый период астрология создает ряд теорий – теорию жилищ, теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр. Основное стремление их – найти регулятивы для оценки влияния всех планет на человека и его дело…».[60] В продолжение всего средневековья, пишет Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских государей астрология процветает как самостоятельное научное знание, несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы (1452 – 1498), Пико делла Мирандолы (1463 – 1494) и др. Во многих университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе существовали отдельные кафедры астрологии(!).[61]
Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 – 1576), Нострадамус (1503 – 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист Морен (1583 – 1656).[62]
История астрологии, как пишет Дейн Радьяр[63], – это история трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее качество того, как человек в действительности относится к жизни.
Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея – «Тетрабиблосе»[64]. Астрология Птолемея – это продукт восточно-средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества.
1) Анимистическая стадия.
Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим. Анимизм – это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё в лоне природы. Вся его жизнь – это опыт одновременно и психологический и физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая причастность».
«Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная. <…> Поклонение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической стадии…».[65]
Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать два различных способа познания.
Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ, которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения. Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности; оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём, единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об иерархии этих сил.
На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи, которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То, что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны.
Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть. Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам устанавливается чувствование периодичности и времени. «Духов» лучше всего вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической силой, силой всех таинственных ритуалов.
Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные (медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы. Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития.
В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел.
Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было «астрологичным», и представления современной науки о древнейшем происхождении «космического мироощущения» вполне обоснованны.
2) Виталистическая стадия.
С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность, любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть, движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал «джунглями», и человек становится скотоводом или земледельцем. «Материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а затем даже и человеческих явлений»[66]. Иными словами, это первая стадия приручения, «одомашнивания» природы. Она становится «домом», и в этом доме жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие.
Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется; что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность.
Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить. Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа – «душа» – культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых сил «бессознательного» - так сказать, от «внутренних джунглей».
Жизнь на этой стадии – это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии, человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу.
На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников, которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени со звездами.
Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни. Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления, связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие, отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с периодами вегетации.
В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к обществу и государству; государство, племя, Земля – это микрокосм, а Вселенная – макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда, когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил человек.
В виталистический период астрология строилась на чисто биологических представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце – светило дня, Луна – светило ночи. Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных).
«В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории, например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл претендентов на свой трон…».[67]
Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был крепко укоренен.
С течением веков на этой виталистической основе возникла более рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы планет. Возникла идея «Небесного Порядка», которая стала опорой против хаоса стихийной природы. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные потребности: календарь и этический закон.
3) Перемены в VI столетии до н. э.
Стремительная архетипическая перемена произошла в течение VI столетия до н. э., во времена Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Пифагора, позже Платона, когда был намечен пересмотр всех человеческих ценностей, который человечество до сих пор стремится осуществить. Суть перемены состоит в том, что если раньше интерес сосредоточивался почти целиком на физиологическом плане, то теперь он переходит на план психологический. До того все связывалось с человеческим «телом», теперь формируются новые основания для того, чтобы почти все собиралось вокруг человеческой «души», т.е. внутренней природы человека: ума, чувств и их различных действий и функций, сознательных и бессознательных.
После VI века до н. э., благодаря самостоятельному развитию мышления и стремлению его к абстракциям, в Халдее мысль начала отделяться от своей конкретной жизненной основы, ценность биологической «практической пользы» отошла на задний план, – и астрология получила наименование «чистого знания», «чистой науки», что превратило ее в астрономию. В Египте трансформация была связана с переходом от церемониальной магии к духовно-этическим принципам. В Китае старое, земледельческое толкование уступило место этико-социальному.
Вопрос о древности Зодиака. В античные времена Зодиак обсуждался очень интенсивно. Попытка отнести истоки Зодиака к периоду всего лишь нескольких тысячелетий до христианской эры является колоссальной ошибкой тех, кто стремится определить эту дату. Зодиак должен быть достаточно древним, столь древним, что его знаки и символы должны в точности совпадать с созвездиями… Один автор после многих лет изучения предмета пришел к мнению, что зодиаку около пяти миллионов лет! По всей видимости зодиак является одной из многих вещей, которые мы получили от цивилизаций Атлантиды или Лемурии.[68]
Ньютон полагал, что изобретение Зодиака можно проследить в глубь, вплоть до экспедиции Аргонавтов; Дюлор приурочил начало его к 6500 годам до Р. Хр., именно за 2496 лет до сотворения мира по хронологии Библии.[69]
«Является ли начало Зодиака арийского происхождения или же египетского, он все же должен быть отнесен к огромной древности, – считает Е. П. Блаватская. – Симплиций в VI веке до н. э. пишет, что он всегда слышал, что египтяне сохраняли астрономические наблюдения и записи на протяжении периода в 630 000 лет(!)».[70] И даже если принять это число за количество месяцев, то получится период времени, который все же даст продолжительность двух циклов прецессий, т.е. 51 736 лет!
Диоген Лаэртский относил астрономические вычисления египтян к 48 863 году до Александра Великого, что подтверждал и Мартин Капелла, сообщая, что египтяне тайно изучали астрономию в продолжение более, нежели 40 000 лет, прежде чем они выдали свое знание миру.[71]
В конце Ассирийского периода вавилонские и ассирийские писцы не подразделяли еще зодиак на 12 знаков. Но в это время такое подразделение уже должно было «носиться в воздухе». Вавилоняне делили год на 12 солнечных месяцев равной длины, и они же делили зодиакальный круг на 4 части, соответствующие 4 сезонам по 3 месяца каждый, так что Солнце находилось ровно в течение 3 месяцев в каждой части… Так должны были возникнуть 12 частей зодиакального круга, соответствующие 12 месяцам солнечного года.[72]
Деление зодиака на 12 равных частей (знаков), по мнению Ван-дер-Вардена, должно было уже существовать к 475 г. до н. э., поскольку недавно были обнаружены лунные таблицы, вычисленные для этого года. Есть основания предполагать, пишет Ван-дер-Варден, что такое деление было известно и использовалось для астрологических целей даже раньше, в VI в. до н. э., во времена Навуходоносора.[73]
* * *
Заключение
На самом деле заключение писать еще рано, поскольку вся работа задумана в качестве введения к основной теме курсовой, которую я собираюсь раскрыть в дальнейшем. Целью этой работы было указать направление, в котором я намерена вести дальнейшее развитие темы, а также привести некоторые существующие представления об астрологии и ее историческом существовании.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Список использованной литературы:
Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Тома 1 и 3. – Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2000.
Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. – Москва: «Наука», 1991.
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. – Москва: «Канон+», 1999.
Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I – XIV вв./Сост. И общ. Ред. И. Т. Касавина. – Москва: «Республика», 1996.
Истоки тайноведения. Заказное справочное издание по оккультизму. – Симферополь: «Таврия», 1994.
Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. – СПб: РХГИ, 1998.
Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – Минск: ООО «Вида-Н» – ИП «Лотаць», 2000.
Конт О. Дух позитивной философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Левин М.Б. Лекции по астрологии. – Москва: ЦАИ, 1993.
Птолемей К. Тетрабиблос.
Радьяр Д. Астрологическая психология. – Новосибирск: МП «Издательство «Гермес», 1994.
Радьяр Д. Планетаризация сознания. – Москва: «REFL-book», Киев: «Ваклер», 1995.
Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. – Москва: ЦАИ, 1995.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет./Сост. И перевод А.В. Михайлова. – Москва: «Гнозис», 1993.
Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН , 1997.
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. – Москва: «Мысль», 1995.
Штайнер Р. Человек и звезды. Астрология в свете антропософии. – Калуга: «Духовное познание», 1994.
Содержание
Вступление
-1-
Сущность астрологии: определение и основные черты
-1-
Что известно из истории астрологии
-13-
Заключение
-21-
Список использованной литературы
-22-
[1] Истоки тайноведения. С. 270.
[2] Там же. С. 274.
[3] Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. С. 142-147.
[4] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 26-27.
[5] Истоки тайноведения. С. 274.
[6] Истоки тайноведения. С. 270.
[7] Там же. С. 272.
[8] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. С. 283–292.
[9] Истоки тайноведения. С. 277.
[10] Истоки тайноведения. С. 278.
[11] Левин М.Б. Лекции по астрологии. Часть 1. – Москва: ЦАИ, 1993.
[12] Истоки тайноведения. С. 274.
[13] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 11-12.
[14] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 505.
[15] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 12.
[16] Гарен Э. «Магия и астрология в культуре Возрождения».//Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 23.
[17] Там же. С. 23-24.
[18] Истоки тайноведения. С. 326.
[19] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.21.
[20] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[21] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.176.
[22] Г.К. Агриппа фон Неттесхейм. Магические труды.//Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С.80.
[23] Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. С.220.
[24] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 501.
[25] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 3. С. 425. («Summa», Quest. XV, Art. V, об астрологах, и том III, с. 29.)
[26] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500.
[27] Там же. С. 500.
[28] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.13.
[29] Куталев Д. История астрологии.
[30] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 502.
[31] Хайдеггер М. Время картины мира.//Работы и размышления разных лет. С. 139.
[32] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 297.
[33] См., например, Эрих Фромм «Психоанализ и этика».
[34] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 176.
[35] Там же. С. 422.
[36] Радьяр Д. Планетаризация сознания. Приложение. С. 293.
[37] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 27.
[38] Штайнер Р. Человек и звезды. С. 50.
[39] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 7.
[40] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 9.
[41] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии.
[42] Там же. С. 141.
[43] Там же. С. 182.
[44] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 183.
[45] Там же. С. 56.
[46] Там же. С. 68.
[47] Там же. С. 57.
[48] Там же. С. 98-99.
[49] Там же. С. 40-41.
[50] Там же. С. 312.
[51] Там же. С. 314.
[52] Там же. С. 314.
[53] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 315.
[54] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 496-497.
[55] Там же. С. 504.
[56] Там же. С. 497.
[57] Там же. С. 497-498.
[58] Там же. С. 498.
[59] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 499.
[60] Там же. С. 501.
[61] Там же. С. 500.
[62] Там же. С. 501.
[63] В качестве основы взят текст Д. Радьяра «Астрология личности» в книге Астрологическая психология.
[64] Математический трактат, или Четверокнижие, - четыре книги о влиянии звезд.
[65] Конт О. Дух позитивной философии. С. 7-8.
[66] Конт О. Дух позитивной философии. С. 8.
[67] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. С.430.
[68] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.181.
[69] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 841.
[70] Там же. С. 838-839.
[71] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 839.
[72] Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. С. 137.
[73] Там же. С. 139.