Миграция населения. Особенности современных принципов миграции
Министерство образования России
Дальневосточный Государственный Технический Университет
Институт экономики и управления
Кафедра ЭУП
Реферат по демографии
на тему: Миграция населения. Особенности современных принципов миграции.
Выполнил:
Студентка группы У-220
Шатина Любовь
Проверил:
Огнева А. Ю.
Владивосток
2002
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие миграции..……………………………………………………………4
2. Виды миграции……………………………………………..……….………...5
3. Функции миграции…………………………………………...…………….…9
4. Особенности современных принципов миграции……………………...….12
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………...22
Введение
Уровень разработанности понятийного аппарата, характеризующего то или иное общественное явление, во многом зависит от продолжительности, глубины и размаха проводимых исследований. Если практической необходимости в таком научном аппарате нет, то нет и понятийного аппарата. Собственно, это и произошло с миграцией населения. Как только в начале 30-х годов прекратилось изучение миграции населения, вскоре произошла «эрозия» термина «миграция». Миграция в истинном понимании выпала из справочной литературы, в том числе из второго издания БСЭ, осуществленного уже в 1954 г. Лишь в третьем издании МСЭ (1959 г.) и Краткой географической энциклопедии (1961 г.) термин «миграция» был восстановлен в интерпретации В. В. Покшишевского.
С наступлением во второй половине 60-х годов и продолжавшимся до середины 70-х годов ренессансом в изучении миграции населения связано появление большого количества определений этого явления и попыток классификации. Активизация изучения миграции привела к применению множества различных терминов. Миграцию стали называть территориальным, географическим, пространственным явлением, пытаясь иногда выявить семантические различия там, где их нет. Миграцию стали определять как мобильность или как подвижность, она же - движение, перемещение, переселение, перераспределение и т. д.
1. ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ
Терминологическая путаница потребовала наведения порядка в научном аппарате. В обосновании терминологии и классификации определений участвовали Б. С. Хорев, А. У. Хомра, В. И. Староверов и многие другие исследователи миграции населения. Если не касаться различных мелких нюансов, то все определения миграции населения можно распределить по крайней мере три возможных подхода к включению в миграцию различных видов территориального движения населения:
Во-первых, под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят: переезды из одних населенных пунктов в другие; ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест; прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы; поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта.
Во-вторых, в миграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и сферой труда или учебы. Не учитываются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и рекреационные поездки из одних населенных мест в другие.
В-третьих, к миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую и в ряде стран формальной пропиской в новом месте жительства. При этом здесь происходит соединение места жительства со сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте.
В зависимости от одного из трех подходов, определенной их комбинации можно к миграции отнести любой набор видов территориального перемещения населения.
2. ВИДЫ МИГРАЦИИ
Можно выделить четыре основных вида пространственного движения населения. К ним относятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует совершенно различные цели.
Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодической миграции весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграции, видимо, превосходит все остальные. К сожалению, изучается он весьма слабо. Исключение составляют, пожалуй, лишь туристские поездки, объем которых постоянно растет.
Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. В маятниковых миграциях участвует во многих странах значительная часть городского и сельского населения. В наиболее существенных масштабах она совершается в тех агломерациях, центрами которых являются крупные и крупнейшие города. В ряде стран масштабы ежедневных маятниковых миграций близки к объемам ежегодных безвозвратных переселений или даже превышают их. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений - центров притяжения, где число рабочих мест превышает собственные ресурсы труда или не соответствует профессионально-квалификационной структуре населения. С другой стороны, маятниковая миграция создает условия для удовлетворения разнообразных потребностей в труде жителей, как правило, небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест.
Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Сезонные миграции не только повышают реальный жизненный стандарт, хотя это очень важно, но и удовлетворяют потребности производства, испытывающего дефицит рабочей силы. Подобные миграции возникают вследствие того, что в экономике ряда районов доминирующее положение принадлежит отраслям, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени. В результате в сезоны наибольшего объема работ эти отрасли испытывают превышающую обычные размеры потребность в рабочей силе. Поскольку она не может быть удовлетворена за счет местных ресурсов труда, то дополнительная рабочая сила привлекается из других районов.
К отраслям с сезонным характером производства относится прежде всего сельское хозяйство. В этой отрасли в сезоны посевных и уборочных работ потребность в рабочей силе намного больше, чем в остальное, особенно зимнее время. К сезонным относятся отрасли по переработке сельскохозяйственного сырья. Интеграция этой отрасли промышленности с сельским хозяйством заметно сокращает потребность в сезонной миграции. Отраслями с сезонным характером, или стадиями, производства являются также лесозаготовительная (сплавные работы), рыбо-добывающая (прибрежный лов) и ряд других.
Вместе с тем сезонный характер производства совсем не обязательно сопровождается сезонным характером труда. Агропромышленная интеграция, межотраслевое кооперирование в использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства (например, океанического рыболовства) по существу сводит на нет потребность в сезонной миграции.
Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. Этим объясняется тот факт, что ряд исследователей безвозвратную миграцию называют полной, полноценной, т. е. совершающейся насовсем. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населенных пунктов в другие, и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. Первое условие исключает из миграции всевозможные перемещения населения внутри населенных пунктов, а второе—возвратные или краткосрочные поездки в другие населенные места.
Виды миграции различаются не только по формальным признакам, но и по существу. Так, безвозвратная миграция в отличие от других является важнейшим источником формирования постоянного состава населения в заселяемых местностях. Естественно, что между безвозвратной миграцией и остальными ее видами, нет непреодолимой стены. Один вид миграции может превращаться в другой или выступать его исходным пунктом. В частности, эпизодическая, маятниковая и сезонная миграции порой бывают предшественниками безвозвратной миграции, так как они создают условия (в первую очередь информационные) для выбора возможного постоянного места жительства.
Каждый из названных видов миграции может рассматриваться двояко: как межтерриториальное и межпоселенное перемещение. Переезд населения из одного населенного пункта в другой означает и его территориальное перемещение. Причем межпоселенные перемещения могут быть и внутритерриториальными. Внутрипоселенные перемещения по общему правилу к миграциям не относят. Как межтерриторнальные, так и межпоселенные перемещения представляют собой различные срезы одного и того же явления — то ли безвозвратной, то ли возвратной миграций.
Классификация межтерриториальных миграций по географическому признаку целиком зависит от существующего в стране административного устройства. В миграциях обычно различают потоки: внутри- и межобластные, внутри- и межреспубликанские. Поскольку практика планирования выделяет также крупные экономические районы, включающие группы смежных областей, экономически взаимосвязанных между собой, миграции подразделяют еще на межрайонные и внутрирайонные.
В миграционных потоках могут быть выделены четыре направления: внутри городской местности, т. е. между городами и поселками городского типа; внутри сельской местности, т. е. между сельскими поселениями; между сельскими и городскими поселениями, причем раздельно перемещение из сел в города (сельско-городское миграционное движение) и из городов в села (городско-сельское движение). Два последних направления обычно называют сельско-городской миграцией. Добавим, что внутрисельская миграция к миграция населения из сел в города по своему социальному содержанию — разные процессы, как, впрочем, и остальные направления.
Миграция как городских, так и сельских жителей характеризуется большим разнообразием, обусловленным величиной людности поселений, различиями их функции и генезиса. Подобно тому, как с географией районов взаимосвязано прямое и обратное движение мигрантов, со спецификой поселений взаимосвязана структура миграционных потоков.
Выяснив суть территориального перемещения и определив его основные виды, можно перейти к определению миграции населения.
Современные определения этого явления относятся к последним десятилетиям. В. И. Переведенцев дает обстоятельный анализ эволюции понятия «миграция». Миграция в переводе с латинского (migratio) означает перемещение, переселение. Применительно к человечеству термин «миграция» обычно употребляется в сочетании с термином «население».
Перемещение и переселение — отнюдь не синонимы. Благодаря этому стало возможным разными терминами именовать миграцию в узком и широком смысле слова. В узком смысле миграции представляет собой законченный вид территориального перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т. е. в буквальном смысле слова означает переселение. Термин переселение, широко используемый в литературе XIX в. очень точно отражает суть такого явления, как миграция. Иными словами, это тот случай, когда точность определения не принесена в жертву краткости. Перемещение территориальное - более широкое толкование миграции. Многие исследователи к миграциям в широком смысле относят, наряду с безвозвратной (переселением), также сезонные и маятниковые перемещения. В настоящее время мы придерживаемся точки зрения, что это зауженное определение. Миграция в широком смысле слова, как уже говорилось, охватывает все четыре вида перемещений: безвозвратные, сезонные, маятниковые и эпизодические. Последние не отличаются от сезонных ни своей продолжительностью, ни подчас своими целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Продолжительность эпизодической миграции жителей северных районов в рекреационных целях часто больше, чем трудовой сезонной миграции.
Население представляет собой не только совокупность людей, но и специфическую систему общественных связей и отношений, выступая тем самым в качестве подсистемы «общество».
3. ФУНКЦИИ МИГРАЦИИ
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции — это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления.
Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые — общие функции миграции, вторые — специфические функции той или иной общественно-экономической формации.
Т. И. Заславская при анализе миграции населения среди ее наиболее общих функции выделяет ускорительную, селективную и перераспределительную. В более поздних работах суть первой из них она сводит к обеспечению того или иного уровня пространственной подвижности населения.
Территориальные перемещения способствуют изменению социально-психологических характеристик людей, расширению их кругозора, накоплению знаний о различных областях жизни, обмену трудовыми навыками и производственным опытом, развитию личности, ее материальных, социальных и духовных потребностей, интеграции национальных культур. Более подвижное население, как правило, является и социально более активным. Таким образом, миграция в любом случае ведет к развитию населения.
Другой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.
Выполняя перераспределительную функцию, миграция не только увеличивает численность населения отдельных территорий, но и опосредованно влияет на динамику демографических процессов, ибо мигранты участвуют в воспроизводстве населения. Поэтому значение миграции в изменении численности населения той или иной местности всегда больше, чем доля мигрантов в составе населения этой местности.
Третья функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей. Первые относятся к постоянному населению данной территории, а вторые — к новоселам.
Функции повышения подвижности, перераспределительная и селективная проявляют себя неоднозначно в различных видах миграции. В одних случаях, как, например, в эпизодической миграции, наибольшее значение принадлежит функции развития подвижности, в других, — таких, как переселение, — все функции проявляют себя в полной мере. Тем не менее во всех миграционных перемещениях сущность миграции в наибольшей мере раскрывается через ее функции.
Именно поэтому миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфически присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Миграция населения в социалистическом обществе осуществляется в условиях функционирования плановой экономики. Естественно, поэтому, что экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной — приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.
Социальная функция миграции населения в социалистическом обществе всецело определяется господствующими производственными отношениями. Она способствует осуществлению цели социалистического общества — повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся. Суть социальной функции миграции населения состоит в более полном удовлетворении потребностей переселенцев. Можно, конечно, возразить против этой формулировки, как, впрочем, и против любой другой. Г. С. Вечканов, например, полагает, что социальная функция должна способствовать не только удовлетворению личных интересов, но и всестороннему развитию всех членов общества. Но, во-первых, в миграциях участвуют не все члены общества, а только 4—5 %, во-вторых, по-видимому, если возрастает уровень жизни у каждого мигранта, то он повышается и у всех мигрантов и соответственно у всего населения.
Миграция вследствие реализации ее социальной функции представляет собой итерационный процесс повышения жизненного уровня мигрирующего населения.
Безусловно, формулировки экономической и социальной функций миграции должны быть корректными и в наибольшей мере отражать сущность миграции населения в социалистическом обществе. Главное - в создании условий, при которых экономическая и социальная функции находились бы в гармонии, а не в противоречии, как, например, при отставании уровня жизни населения в тех районах, где производительные силы должны развиваться наиболее высокими темпами. Поэтому миграция населения рациональна тогда, когда достигается соответствие между экономической и социальной функциями.
4. Особенности современных процессов миграции
Вынужденная миграция - совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия, нарушение основных прав и свобод граждан). Понятие "беженцы" имеет устоявшееся определение в международном праве, а в российском законодательстве наряду с этим появилась категория "вынужденные переселенцы", к которой относят граждан Российской Федерации, вынужденных (или намеревающихся) покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства или на территории России вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию, в связи с обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. По официальным данным, с начала 90-х гг. из бывших союзных республик на территорию России прибыло более 5 млн. человек, но лишь 1,3 млн. были зарегистрированы как вынужденные переселенцы и беженцы и могли рассчитывать на содействие государственных органов в своем обустройстве в установленном законодательством порядке. Переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешённостью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране. Приток мигрантов в Россию из постсоветских государств - бывших республик СССР вызван рядом факторов, среди которых, как уже отмечалось, наиболее значимыми являются состояние межнациональных отношений в том или ином государстве и проводимая им политика в отношении русских и русскоязычных граждан, кризисная социально-экономическая ситуация, особенности ее проявления и воздействия на различные социально-этнические слои населения, а также разработка и реализация государственной миграционной политики в России.
В последнее время наметилось заметное изменение центра тяжести в приёме вынужденных мигрантов, который сместился с юга России в Урало-Поволжский регион и Западную Сибирь. Новым центром притяжения переселенцев стали приграничные с Казахстаном регионы, среди которых лидирующее положение принадлежит Оренбургской области (занимает территорию 124 тыс. км2, включает 35 административно-территориальных единиц, из которых 14 граничат с Казахстаном; население области на 1 января 1997 года - 2,225 млн. человек, свыше 100 национальностей, русские составляют более 80%).
Количество официально зарегистрированных вынужденных переселенцев и беженцев здесь составляет около 60 тыс. чел. Наибольший приток мигрантов отмечен в 1994 г., когда в область прибыло почти 16 тыс. человек. Затем поток вынужденных переселенцев пошел на убыль и в 1998 г. составил 5,5 тыс. чел. Необходимо отметить, что в Оренбургскую область, как и в Россию в целом, прибывает весьма перспективное в трудовом отношении население. Среди переселенцев, по сравнению с коренными жителями области, на 3-7% меньше пенсионеров, зато на 5-7% больше детей, т.е. потенциальной рабочей силы. Кроме того, у работоспособных мигрантов более высокий уровень образования, что могло бы позитивно отразиться на социально-экономическом развитии уже сегодня.
Несмотря на некоторое снижение миграционного притока. Оренбургская область в долгосрочном плане опережает другие традиционно притягательные для переселения регионы. Поэтому весьма интересно рассмотреть, каким образом основные тенденции и особенности миграционных процессов в России проявляются в этом, активно принимающем мигрантов регионе.
Первое. Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей мере подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев.
Характеризуя социально-экономические процессы, протекающие в Оренбургской области, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, при этом единственные отрасли народного хозяйства с относительно благополучной динамикой показателей - сырьевые (нефтегазовый комплекс), но и они в последние 1,5-2 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства, пик которого прошел 2—3 года назад, в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Несмотря на достаточно развитое в недалеком прошлом сельское хозяйство Оренбуржья, область ныне не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев. Это связано не столько со спецификой структуры сельского хозяйства, сколько с тем, что в настоящее время нет необходимых ресурсов для создания инфраструктуры по обслуживанию фермерства. Существуют проблемы и со сбытом сельскохозяйственной продукции ввиду трудностей развития внутренних рынков.
Эти факторы явились причиной того, что немалая часть вынужденных мигрантов не видит возможности обосноваться в Оренбургской области. Второе. Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение их материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно-конфликтный потенциал в общественном сознании.
Свидетельством этого могут служить такие данные: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезные материальные затруднения, когда денег хватает только на скромную жизнь. Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных.
Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне "земные", а не оторванные от реальности фантазии или прихоти. На первом месте стабильно упоминается решение жилищной проблемы (63%), более того, вынужденные переселенцы и беженцы начисто лишены "рваческих" настроении: 25% из них считают, что помощь должна состоять в компенсации стоимости утраченного жилья, 22% -в продаже им жилья в рассрочку, 16% - в выделении льготных кредитов на строительство домов.
С реальными трудностями переселенцы сталкиваются и в такой сфере жизненных интересов, как трудоустройство, которое традиционно стоит на втором месте в иерархии ценностных ориентации. На сегодня 21% из них работают не по специальности, а 17% не имеют работы. Всего же по ранее приобретенной специальности трудятся менее половины квалифицированных работников здравоохранения, образования, финансово-экономической сферы, инженерных кадров.
Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областной миграционной службы, упускающей из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не повлечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%).
В немалой степени низкий авторитет областной миграционной службы объясняется неудовлетворительным организационно-техническим и финансовым обеспечением. Так, ее бюджет на 1996 г., и без того покрывающий лишь минимальные потребности, был профинансирован на 14%.
Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев "общественные приемные" (по существу, более продуктивно дублирующие функции местных отделений ФМС), где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов. Повседневная жизнь заставляет мигрантов объединять усилия, опыт и знания, а иногда и просто поделиться оптимизмом с теми, кто потерял всякую надежду.
Третье. Социально-экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние государства проживания.
Не выдерживая социально-экономической нестабильности ситуации, настороженного, а порой враждебного отношения к себе, своим детям, часть прибывших в область переселенцев (12% от общего числа опрошенных) высказывают пожелание сменить место жительства, причем каждый пятый из них даже не исключает возможности вернуться обратно в ту страну, из которой они прибыли. В масштабах одной Оренбургской области это еще сравнительно небольшое число - 8,1 тыс. человек за 1997 г., но 40-60% из них - русские и русскоязычные граждане, вынужденные покидать негостеприимную Родину, возвращаясь в те места, откуда они были еще недавно "выжаты", а то и просто изгнаны. Зафиксированы случаи, когда русские семьи возвращались по этой причине даже в районы Таджикистана, охваченные войной.
Четвертое. Пульсирующая миграционная активность русскоязычного населения стран Центральной Азии имеет тенденции к росту. Можно предположить, что наибольшее число вынужденных переселенцев и беженцев в обозримой перспективе по-прежнему будет прибывать в Россию из государств Центральной Азии. Этот прогноз без учета внутренней миграции на основе уже проявившихся тенденций иллюстрируют данные о том, что миграционный отток из Казахстана вырос с 0,2% в 1993 г. до 61,2% в 1998 г. в общем объеме мигрантов в России. Учитывая, что в этой республике сосредоточено более двух третей россиян, проживающих в Центральноазиатском регионе, резко возросший миграционный поток может усугубить и без того напряженную социально-экономическую ситуацию в приграничных регионах Российской Федерации.
Так, сегодня особое беспокойство органов исполнительной и законодательной властей Оренбургской области вызывает тенденция к увеличению числа вынужденных переселенцев и беженцев из соседнего Казахстана. Динамику этого процесса характеризует постоянное увеличение удельного веса мигрантов из этой республики в общем объеме прибывших в область вынужденных переселенцев (1993 г. - 8,0%, 1998 г. - 65,52%).
В этой связи этнополитическая ситуация в Казахстане заслуживает более подробного анализа. По мнению специалистов, скачок в миграционных потоках произошел в 90-е годы, когда за шесть лет Казахстан покинули более 2 млн. человек. В 1994 г., например, по официальным данным, из Казахстана уехали свыше 480 тыс. человек, а в 1998 г. произошел еще более мощный всплеск миграции из этой страны.
Но аналитики считают, что миграция из Казахстана не является добровольной. Ее причина видится в сочетании взаимодействия социально-экономических и политических факторов. Экономический кризис отбросил большинство населения за черту бедности (по официальным оценкам, ниже черты бедности живут 44% населения, на самом деле это - 70-80%); уровень безработицы, включая скрытую, по экспертным оценкам, составляет 10%, а в регионах с конверсионными предприятиями она достигает 16-18%.
Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый закон "О пенсионном обеспечении", который увеличил возраст для выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам - до 60 лет и мужчинам - до 65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей предпенсионного возраста, не желающих доживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 - 57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2000 г., а в 2015 г. - 80% .
Пятое. Усиливается приток в исконно русские регионы России лиц других национальностей, прежде не характерных для этих местностей, что существенно влияет на этнополитическую ситуацию. Рассмотрим это на примере Оренбургской области, хотя аналогичные факты отмечены практически во всех принимающих регионах страны.
Как свидетельствует анализ, таджики, составившие всего 0,5% от общего числа принятых областью мигрантов, едут зачастую целыми "кланами", бывшими во время войны в оппозиции к той или иной противоборствующей стороне. Селиться они предпочитают компактно - с 1994 г. в совхозе "Целинный" Ясненского района, например, проживают 70 таджиков, в Дамбровском районе - 50. А новые компактные поселения представителей национальностей, нетрадиционных для данного региона, в большей мере способны обострить этнокультурные противоречия. Порой приезжие, особенно выходцы из закавказских республик, не настроены на соблюдение общественного порядка, уставов населенных пунктов. По этой причине, к примеру, в Подольском сельсовете Красногвардейского района восьми семьям вынужденных мигрантов было настоятельно предложено выехать на другое место жительства.
В целом для области неприязненное отношение населения к представителям нетрадиционных для Оренбуржья национальностей становится серьезной этносоциальной проблемой. По данным социологических опросов, наибольшая неприязнь отмечена к чеченцам (24,6%) и выходцам из закавказских республик (12,8%). 38% опрошенных отметили, что в их отношении к беженцам играет роль такой фактор, как национальная принадлежность.
В итоге необходимо отметить, что приграничным регионам, являющимся по существу "фильтрами" миграционных потоков из ближнего зарубежья, свойственны все основные особенности, наметившиеся в развитии общероссийских процессов вынужденной миграции, причем проявляются они в наиболее острой и болезненной форме, что, в свою очередь, требует конкретного подхода к изучению и решению проблем вынужденной миграции в них.
Исследование свидетельствует, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально-механический подход, ориентация на какого-то "усредненного" переселенца. Видимо, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев.
Заключение
Итак, любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собой миграцию в широком значении этого слова. Трудовые миграции являются определяющими в общей совокупности территориальных перемещений; переселения — это конечный, законченный вид миграции.
Миграция населения — общественное явление. Миграция населения — столь же древнее явление, как и человек — сгусток всех общественных отношений. До появления человека территориально перемещались его человекообразные предшественники. Но эти перемещения предполагали поиск данных природой предметов потребления, а не условий труда для их производства. В этом принципиальная разница между миграциями любых популяций животного мира и миграцией населения.
Миграция как пространственное движение населения свойственна всем человеческим обществам. Однако интенсивность, направленности и состав миграционных потоков, ее социальные, экономические и демографические последствия существенно различаются не только в разные исторические эпохи, но и в странах с разным общественным строем, уровнем экономического развития и его территориальной дифференциацией, природно-климатическими условиями и структурой населения.
Список литературы:
1. Переведенцев В. И. Методы изучения миграционного населения. - М., 1975.
2. Хорев Б.С., Чапек В. Н. Проблемы изучения миграции населения. - М., 1978.
3. Хомра А. У. Миграция населения. - Киев, 1979.
4. Чапек В.Н. Миграция и стабилизация трудовых ресурсов. - Ростов-на-Дону, 1983.
5. Моисеенко В.М. Территориальное движение населения. - М., 1985.
6. Бреев Б.Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. - М., 1977.
7. Назарова Е. А. Особенности современных процессов миграции// Социс. -2000. - N1 – c/ 106-110.